Напоминание

Правописание гласных после шипящих в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу


Автор: Сумбаева Валентина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ начальная школа №1 с. Хворостянка муниципального района Хворостянский Самарской области
Населённый пункт: с. Хворостянка Самарской области
Наименование материала: разработка урока по русскому языку в 1 классе
Тема: Правописание гласных после шипящих в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока русского языка в 1 классе по программе «Школа России»

Тема: Правописание гласных после шипящих в буквосочетаниях жи – ши,

ча – ща, чу – щу.

Тип урока: Урок повторения и обобщения изученного.

Цель урока: формирование навыков правописания слов с сочетаниями

жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Задачи урока:

1) образовательные: закреплять умения правильно писать гласные буквы

после шипящих согласных, знать и применять правила при письме слов с

буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2) развивающие: развивать орфографическую зоркость, речь, мышление,

внимание, память учащихся, расширять их словарный запас.

3) воспитательные: воспитывать познавательный интерес к русскому

языку, стремление преодолевать трудности, формировать готовность и

способность к саморазвитию.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся соотносить произношение ударных гласных в

сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу и их обозначение буквами; находить в

словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочета-

ниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Метапредметные:

Познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы,

соотносить изученные понятия с примерами.

Коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и

вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое

общение, пользоваться учебником.

Регулятивные - овладение способностью понимать учебную задачу и

стремление её выполнять.

Личностные: навыки адаптации, сотрудничества, мотивация учебной

деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска,

документ – камера, презентация, «Картинный словарь», картинки с

изображением тучки и солнышка.

Ход урока:

Организационный момент.

Прозвенел звонок сейчас

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Сели ровно, спинки прямо.

Вижу класс наш – хоть куда!

И урок начать пора.

Актуализация знаний

Я уже знаю, что вы любите отгадывать загадки, и я приготовила для вас

несколько загадок, попробуйте отгадать их:

1.Очень мирные мы змеи.

Любим жить в лесах у рек.

Яда вовсе не имеем

И не знались с ним вовек (ужи)

2. На огне ворчу-бурчу,

А потом чихаю: пар я выпускаю (чайник)

3. Полосатая злодейка

Съест любого малыша:

Пескаря, плотву, уклейку.

Не проглотит лишь ерша (щука)

4. Он хорош для кислых щей

Помимо прочих овощей (щавель)

5. Урод стоит на палке

С бородой из мочалки (чучело)

-Молодцы! На какую орфограмму эти отгадки?

Сообщение темы и цели урока

Тема нашего урока «Правописание гласных после шипящих согласных в

буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу- щу». Как вы думаете, что мы сегодня с

вами будем делать на уроке? (ответы детей).

Чистописание

Отгадайте загадку и вы узнаете, написание какой буквы мы сегодня

будем повторять:

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издаёт

Шипящий звук (Жж)

Ж…ви своим трудом, а не ч…ж…м добром.

-какие пропущенные буквы нужно вставить и почему?

-как вы понимаете смысл этой пословицы?

-подчеркните буквосочетания по теме нашего урока

Словарная работа

Картинки из «Картинного словаря» через документ- камеру: девочка,

петух, ученик, машина, заяц, сорока. (дети по одному слову пишут на

доске, взаимопроверка в парах)

-найдите слова по теме нашего урока

Закрепление полученных знаний (презентация)

Ребятки, сегодня мы будем повторять правописание сочетаний жи-ши,

ча-ща,чу-щу,чк, чн. А поможет нам в этом необычный гость. Он очень

любознательный. А прилетел к нам он из далёкой Галактики. Пролетая

мимо нашей планеты, он решил сделать остановку и познакомиться с её

жителями. Мы ему очень понравились, и наш любопытный пришелец

тоже решил научиться нашему русскому языку. Но написать своё имя он

ещё не может, и мы должны помочь ему в этом. А имя у него необычное-

ЖИЧУЧА

-Ребята, поможем нашему гостю? ( 1 слайд)

Повторяем правила правописания сочетаний (2 слайд)

Знаем твёрдо, что жи-ши

Пишем только с гласной И

А в словах, где ча и ща

Мы напишем только А

Где же встретим мы чу-щу

То напишем с буквой У

(3 слайд ) «Запомни»

Игра «Найди лишние слова» (4 слайд)

Физкультминутка.

Игра «Доскажи словечко» (5 слайд)

-какое слово лишнее? Почему? Какое правило нужно нам с вами

вспомнить?

Работа с учебником страница 121 упр.12 (по вариантам)

-взаимопроверка в парах

Игра «Исправь ошибку» (помогаем Жичуче выучить правила) (6 слайд)

-Ребята, я знаю, что вы любите читать. А вот сегодня мы с вами

попробуем стать редакторами и отредактируем данный текст.

(7 слайд)

Проверка теста .

-Молодцы! ( 8 слайд)

- Теперь наш гость сможет правильно написать своё имя.

- Кто хочет на доске написать Жичуча и не сделать ни одной ошибки?

(ребёнок пишет на доске)

(9 слайд) Вставьте нужные сочетания, чтобы получились слова

( 10 слайд) Из данных слов составьте словосочетания.

( 11 слайд) Проверь.

-Мы с вами немного знаем правила переноса слов с одной строки на

другую. Давайте вспомним их.

( 12 слайд) Постарайтесь найти ошибки в переносе слов и исправьте их.

Ча-йник, пи-ща, верш-ина, щу-ка, тиш-ина, жир- аф, шиш-ки,оши-бка.

(13 слайд) К данным словам подберите слова, близкие по смыслу (синони-

мы), но чтобы в них были сочетания ча-ща,чу-щу

Изумительный – чудесный

Грязный – чумазый

Храбрец – смельчак

Волшебник – чародей

Нередко – часто

-Ребята, как вы считаете, понятно ли мы объяснили нашему гостю

правила нашего русского языка? Давайте вспомним, какие буквосочетания

мы сегодня повторяли? Пришла пора прощаться нам с Жичучей, ему нужно

отправляться дальше. Но мы надеемся на встречу с ним на наших уроках.

(Слайд 14) Спасибо за урок!

Итог урока

-Чем мы занимались сегодня на уроке?

-Легко ли было справиться с заданиями?

-Всё ли у вас получилось ?

Рефлексия

Ребятки, у вас на партах лежат картиночки с изображением тучки и

солнышка. Если вам понравился урок, то покажите солнышко, если вам

было трудно, и урок не понравился, то покажите тучку.



В раздел образования