Автор: Сумбаева Валентина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ начальная школа №1 с. Хворостянка муниципального района Хворостянский Самарской области
Населённый пункт: с. Хворостянка Самарской области
Наименование материала: разработка урока по русскому языку в 1 классе
Тема: Правописание гласных после шипящих в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу
Раздел: начальное образование
Конспект урока русского языка в 1 классе по программе «Школа России»
Тема: Правописание гласных после шипящих в буквосочетаниях жи – ши,
ча – ща, чу – щу.
Тип урока: Урок повторения и обобщения изученного.
Цель урока: формирование навыков правописания слов с сочетаниями
жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Задачи урока:
1) образовательные: закреплять умения правильно писать гласные буквы
после шипящих согласных, знать и применять правила при письме слов с
буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
2) развивающие: развивать орфографическую зоркость, речь, мышление,
внимание, память учащихся, расширять их словарный запас.
3) воспитательные: воспитывать познавательный интерес к русскому
языку, стремление преодолевать трудности, формировать готовность и
способность к саморазвитию.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся соотносить произношение ударных гласных в
сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу и их обозначение буквами; находить в
словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочета-
ниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Метапредметные:
Познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы,
соотносить изученные понятия с примерами.
Коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и
вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое
общение, пользоваться учебником.
Регулятивные - овладение способностью понимать учебную задачу и
стремление её выполнять.
Личностные: навыки адаптации, сотрудничества, мотивация учебной
деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска,
документ – камера, презентация, «Картинный словарь», картинки с
изображением тучки и солнышка.
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел звонок сейчас
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Сели ровно, спинки прямо.
Вижу класс наш – хоть куда!
И урок начать пора.
Актуализация знаний
Я уже знаю, что вы любите отгадывать загадки, и я приготовила для вас
несколько загадок, попробуйте отгадать их:
1.Очень мирные мы змеи.
Любим жить в лесах у рек.
Яда вовсе не имеем
И не знались с ним вовек (ужи)
2. На огне ворчу-бурчу,
А потом чихаю: пар я выпускаю (чайник)
3. Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку.
Не проглотит лишь ерша (щука)
4. Он хорош для кислых щей
Помимо прочих овощей (щавель)
5. Урод стоит на палке
С бородой из мочалки (чучело)
-Молодцы! На какую орфограмму эти отгадки?
Сообщение темы и цели урока
Тема нашего урока «Правописание гласных после шипящих согласных в
буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу- щу». Как вы думаете, что мы сегодня с
вами будем делать на уроке? (ответы детей).
Чистописание
Отгадайте загадку и вы узнаете, написание какой буквы мы сегодня
будем повторять:
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издаёт
Шипящий звук (Жж)
Ж…ви своим трудом, а не ч…ж…м добром.
-какие пропущенные буквы нужно вставить и почему?
-как вы понимаете смысл этой пословицы?
-подчеркните буквосочетания по теме нашего урока
Словарная работа
Картинки из «Картинного словаря» через документ- камеру: девочка,
петух, ученик, машина, заяц, сорока. (дети по одному слову пишут на
доске, взаимопроверка в парах)
-найдите слова по теме нашего урока
Закрепление полученных знаний (презентация)
Ребятки, сегодня мы будем повторять правописание сочетаний жи-ши,
ча-ща,чу-щу,чк, чн. А поможет нам в этом необычный гость. Он очень
любознательный. А прилетел к нам он из далёкой Галактики. Пролетая
мимо нашей планеты, он решил сделать остановку и познакомиться с её
жителями. Мы ему очень понравились, и наш любопытный пришелец
тоже решил научиться нашему русскому языку. Но написать своё имя он
ещё не может, и мы должны помочь ему в этом. А имя у него необычное-
ЖИЧУЧА
-Ребята, поможем нашему гостю? ( 1 слайд)
Повторяем правила правописания сочетаний (2 слайд)
Знаем твёрдо, что жи-ши
Пишем только с гласной И
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только А
Где же встретим мы чу-щу
То напишем с буквой У
(3 слайд ) «Запомни»
Игра «Найди лишние слова» (4 слайд)
Физкультминутка.
Игра «Доскажи словечко» (5 слайд)
-какое слово лишнее? Почему? Какое правило нужно нам с вами
вспомнить?
Работа с учебником страница 121 упр.12 (по вариантам)
-взаимопроверка в парах
Игра «Исправь ошибку» (помогаем Жичуче выучить правила) (6 слайд)
-Ребята, я знаю, что вы любите читать. А вот сегодня мы с вами
попробуем стать редакторами и отредактируем данный текст.
(7 слайд)
Проверка теста .
-Молодцы! ( 8 слайд)
- Теперь наш гость сможет правильно написать своё имя.
- Кто хочет на доске написать Жичуча и не сделать ни одной ошибки?
(ребёнок пишет на доске)
(9 слайд) Вставьте нужные сочетания, чтобы получились слова
( 10 слайд) Из данных слов составьте словосочетания.
( 11 слайд) Проверь.
-Мы с вами немного знаем правила переноса слов с одной строки на
другую. Давайте вспомним их.
( 12 слайд) Постарайтесь найти ошибки в переносе слов и исправьте их.
Ча-йник, пи-ща, верш-ина, щу-ка, тиш-ина, жир- аф, шиш-ки,оши-бка.
(13 слайд) К данным словам подберите слова, близкие по смыслу (синони-
мы), но чтобы в них были сочетания ча-ща,чу-щу
Изумительный – чудесный
Грязный – чумазый
Храбрец – смельчак
Волшебник – чародей
Нередко – часто
-Ребята, как вы считаете, понятно ли мы объяснили нашему гостю
правила нашего русского языка? Давайте вспомним, какие буквосочетания
мы сегодня повторяли? Пришла пора прощаться нам с Жичучей, ему нужно
отправляться дальше. Но мы надеемся на встречу с ним на наших уроках.
(Слайд 14) Спасибо за урок!
Итог урока
-Чем мы занимались сегодня на уроке?
-Легко ли было справиться с заданиями?
-Всё ли у вас получилось ?
Рефлексия
Ребятки, у вас на партах лежат картиночки с изображением тучки и
солнышка. Если вам понравился урок, то покажите солнышко, если вам
было трудно, и урок не понравился, то покажите тучку.