Напоминание

Подвижные игры народов Севера и их роль в формировании здоровья и развития личности


Автор: Калашникова Светлана Михайловна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ п. Ягодное"
Населённый пункт: п. Ягодное Магаданской области
Наименование материала: статья
Тема: Подвижные игры народов Севера и их роль в формировании здоровья и развития личности
Дата публикации: 12.02.2019
Раздел: начальное образование





Назад




Подвижные игры народов Севера

И их роль в формировании здоровья и развитии личности.

«Культура возникает в форме игры,

культура первоначально разыгрывается»

Й.Хёйзини

«

Игра

это

огромное

светлое

окно

,

через

которое

в

духовный

мир

ребенка

вливается

живительный

поток

представлений

,

понятий

об

окружающем

мире

»

В

.

А

.

Сухомлинский

Введение.

Ни для кого не секрет, что за последние годы резко снизился интерес

школьников к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.

Владение навыками здорового образа жизни, неотъемлемой составляющей

частью которого являются занятия физической культурой, у детей школьного

возраста находится на чрезвычайно низком уровне. Сегодняшнее состояние

физического

здоровья

учащихся

не

отвечает

требованиям

общественного

производства,

запросам

передового

педагогического

опыта,

интересам

учащихся различных возрастных групп, их родителей, поэтому проблема

совершенствования

школьного

физического

воспитания

всё

больше

привлекает внимание специалистов. Подтверждением сказанного является и

то,

что

в

настоящее

время

разрабатываются

образовательные

стандарты

второго

поколения,

призванные

наиболее

полно

обеспечить

потребность

современного общества в физически развитом человеке.

В соответствии с представлениями о сущности учебной физкультурной

деятельности она должна не столько заключаться в процедуре двигательного

«натаскивания»,

сколько

представлять

собой

процесс,

направленный

на

преобразование объекта воздействия (обучаемого) путем усвоения им такой

информации и способов деятельности, которые бы позволяли ему успешно

познавать

и

преобразовывать

самого

себя,

свою

физическую

природу.

Формирование

зрелой,

здоровой,

адаптированной

к

жизни

в

социуме

личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и

физическое совершенствование - вот цель, которую ставлю перед собой,

работая учителем физической культуры.

Из концепции духовно-нравственного воспитания (ФГОС )

«Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства

своей

страны

и

многонационального

народа

Российской

Федерации,

осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе

России.

Важным

свойством

духовно

нравственного

развития

гражданина

России является открытость миру, диалогичность с другими национальными

культурами»

Наш северный край – это удивительный край с удивительными народами.

Коренные народы Севера имели свои понятия и представления о тайнах

мироздания,

о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о

растительном

и

животном

мире.

В

суровой

борьбе

за

существование,

продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы

жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди

людей,

разнообразные

обычаи

и

праздники,

бережно

хранимые

и

передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить

в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое

самовыражение

народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ

вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для

всего человечества.

Я считаю, что мы должны знать культуру народа,

живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям.

Неоспорим тот факт, что человек, утративший связь с народными корнями и

культурой своего народа, становится духовно нищим.

Народные

игры

своеобразный

жанр

народного

творчества,

раскрывающий национальную культуру и быт в прошлом и настоящем.

Игра и общественная жизнь народов Севера настолько взаимосвязаны,

что

можно

отметить

прямую

зависимость

между

играми

и

социально-

экономическим укладом жизни этих народов. Для игр Северных народов

всегда были присущи воспроизведение определенных жизненных явлений,

заданных ситуаций, моделирование отдельных видов деятельности, наличие

определенных правил, эмоциональной значимости действий, направленности

на реальную жизнеустойчивость человека в условиях Севера.

Познакомить детей с играми какого-нибудь народа – лучший способ

вызвать

интерес

и

симпатию

к

данному

народу,

поскольку

игра

естественный

спутник

жизни

ребенка,

источник

радостных

эмоций,

обладающий великой воспитательной силой.

1.

Роль игры в развитии младшего школьника.

Известная шведская писательница Астрид Линдгрен сказала: «Игра – это

желание жить». Обучая детей народным подвижным играм, мы тем самым

помогаем

сохранить

знания

об

их

жизни,

труде,

быте,

сохранить

уникальность народа, а также обогащаем физические навыки детей.

Народные игры помогают восполнить недостаток движения, а также

помогают

предупредить

умственное

переутомление

и

повысить

работоспособность

детей

во

время

учебы.

Сложные

и

разнообразные

движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы,

способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту,

укреплению различных функций и систем организма.

Кроме того, что народные игры оказывают всестороннее развивающее

воздействие на организм, они еще и очень увлекательны и разнообразны по

содержанию. Если надоедает одна игра, всегда на выбор есть еще множество

других.

По

содержанию

все

народные

игры

классически

лаконичны,

выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли,

способствуют

расширению

кругозора,

уточнению

представлений

об

окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов

стимулируют

переход

от

детского

организма

к

более

высокой

ступени

развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в

некоторых

играх

зачины,

диалоги

непосредственно

характеризуют

персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что

требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих

сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также

много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной

сферы

ребенка,

развитию

его

мышления

и

самостоятельности

действий.

Большое

воспитательное

значение

заложено

в

правилах

игры.

Они

определяют

весь

ход

игры,

регулируют

действия

и

поведение

детей,

их

взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают

условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у

него

качества

(честность,

дисциплинированность,

справедливость).

Подвижная игра учит искренности, товариществу. Например, «Коршун и

наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце

всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих

детей

ловить».

Игра

требует

внимания,

выдержки,

сообразительности

и

ловкости,

умение

ориентироваться

в

пространстве,

проявлять

чувства

коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один – за всех и все

за одного» цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие

мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается

чувство ритма.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети расставляют и убирают

инвентарь, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для

будущей трудовой деятельности.

Игры детей Крайнего Севера ярко отражают трудовую деятельность

взрослых. Игры народов Севера служат практическим задачам, они готовят

детей с раннего возраста к освоению традиционных промыслов. В процессе

игры дети воспроизводят то, что они видят в окружающей жизни, узнают из

разных

источников:

рассказов

родителей

и

старших

товарищей.

Игры

народов Севера: бросание маута, перетягивание палки, прыжки через нарты и

другие

нацелены

на

расширение

кругозора,

воспитывают

у

детей

силу,

ловкость, смелость, трудолюбие, любовь к родному краю.

Суровые жизненные условия Севера, трудная промысловая

деятельность требовали, чтобы уже с шести – семилетнего возраста они

активно развивали

у детей важнейшие физические качества и воспитывали специфические

двигательные

навыки.

С

этого

возрастного

периода

дети

не

только

привлекались к хозяйственной помощи родителям, но и велось специальное

обучение и воспитание их как будущих кормильцев семьи. В связи с тем, что

охотнику, преследующему зверя, приходилось проходить несколько десятков

километров в день, оленеводу, собирающему стадо, пробегать по тундре не

меньшее расстояние, следовало развивать необходимые для этого физические

качества.

Непосредственными

средствами

такого

развития

являлись

разнообразные народные подвижные игры.

В процессе игры происходит не только упражнение в уже

имеющихся

навыках,

их

закрепление

и

совершенствование,

но

и

формирование

новых

психических

процессов,

новых

качеств

личности

ребенка. Увлекаясь игрой, дети забывают о своих недостатках и слабостях и

часто

демонстрируют

результаты,

нередко

невозможные

в

обычной

деятельности.

Играя,

дети

стремятся

к

победе,

проявляют

смелость,

расчетливость,

силу,

быстроту,

ловкость,

и

другие

ценные

личностные

качества.

Таким образом, народная подвижная игра – активный метод

физического воспитания, незаменимое средство пополнения ребенком знаний

и

представлений

об

окружающем

мире,

развития

мышления,

ценных

морально-волевых и физических качеств. Она воспитывает в подрастающем

поколении уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает

доброжелательное

отношение

друг

к

другу,

сохраняя

правила

гостеприимства, взаимовыручки; готовит к тяжелым трудовым условиям. В

играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания

как

естественность,

непрерывность,

массовость,

комплексность

и

завершенность.

2. Педагогические основы применения подвижных игр и игровых

упражнений на учебных занятиях по физической культуре.

Народные подвижные игры являются традиционным средством

педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд,

национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании

обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений,

творческой выдумкой.

В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии,

снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических

условиях

снижается

двигательная

активность,

что

отрицательно

складывается

на

общем

и

физическом

развитии

детей,

поэтому

надо

стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную

жизнь.

Эта

форма

деятельности

наиболее

близка

и

понятна

детям,

она

вызывает у них яркие эмоциональные переживания.

Любая подвижная игра, применяемая в процессе воспитания детей,

не

должна

оказывать

отрицательного

влияния

на

их

здоровье.

Педагогу

необходимо, с одной стороны, регулировать нагрузку, получаемую детьми в

играх,

в

зависимости

от

их

здоровья,

уровня

физической

подготовки,

возраста,

пола

и

индивидуальных

особенностей,

с

другой

стороны,

обеспечивать интерес к занятиям по физической культуре. Научить детей

играть самостоятельно, активно, а затем регулировать степень внимания,

приспосабливаться

к

условиям

окружающей

среды,

находить

выход

из

критической

ситуации,

быстро

принимать

решение

и

приводить

его

исполнение, проявлять инициативу.

Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью

и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр всегда

помню,

что

организм

ребенка

не

готов

к

перенесению

длительных

напряжений.

Их

силы

быстро

истощаются

и

довольно

быстро

восстанавливаются.

Поэтому

игры

не

должны

быть

слишком

длинными;

обязательно нужно делать паузы для отдыха.

Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в

динамическую работу крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие

подвижность

в

суставах.

Под

воздействием

физических

упражнений,

применяемых

в

играх,

активизируются

все

виды

обмена

веществ

(углеводный,

белковый,

жировой

и

минеральный).

Мышечные

нагрузки

стимулируют работу желез внутренней секреции.

Подвижные игры оказывают положительное влияние на нервную

систему учащихся.

На уроках физкультуры учащиеся не всегда с

удовольствием

выполняют учебные задания, особенно когда они связаны с многократным

тренировочным повторением, поэтому включение игры в урок способствует

закреплению навыка и формирует интерес к занятиям физической культуры.

Таким образом, при правильной организации занятий, с учетом

возрастных

особенностей

и

физической

подготовленности

учащихся,

подвижные

игры

оказывают

благоприятное

влияние

на

рост,

развитие

и

укрепление

костно-связочного

аппарата,

мышечной

системы,

на

формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают

функциональные возможности организма, формирует интерес к занятиям

физической культуры.

3.

Классификация игр народов Севера

Северный

народ

испокон веков считал своей основной задачей –

воспитание подрастающего поколения физически закаленным, психически

стойким, выносливым, сильным, ловким, смелым, терпеливым, умеющим

переносить сложные условия Крайнего Севера . В этой форме

традиционного

воспитания,

регламентированной

с е зонно с т ью ,

особенностями быта, промыслом и климатогеографической средой

проживания, народ сумел выработать самобытные физические упражнения,

национальные игры.

Если придерживаться какой-нибудь классификации, игры народов Севера

можно

разделить

на

две

большие

группы:

творческие

игры

и

игры

с

правилами.

В

свою

очередь

обе

группы

имеют

свои

разновидности.

Содержание

творческих

игр

дети

придумывают

сами,

отражая

свое

понимание

окружающего

и

отношение

к

нему.

В

этих

играх

дети

разыгрывают

бытовые

сцены

из

жизни

взрослых,

подражают

им,

импровизируют. Через них воспитывается доброе отношение к семейным

традициям, проявляется национальное самосознание, закладываются основы

рукоделия,

проявляется

творческое

начало,

осваивается

техника

шитья

и

орнамента.

Существуют

игры

с

готовым

содержанием

и

правилами,

в

которых,

прежде

всего,

развиваются

умственная

деятельность

детей,

углубляются и расширяются знания. Одной из самых разнообразных игр по

правилам являются подвижные игры. Здесь ярко выражена роль движений,

что

характерно

для

народов

Севера

это

ходьба,

бег,

прыжки,

лазанье,

метанье.

Эти

действия

ограничиваются

правилами,

направленными

на

преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной

цели. К этой группе можно отнести следующие игры: «Каюр и собака»,

«Куропатки и охотники», «Бег в снегоступах», «Полярная сова и мышки» и

др.

В самостоятельную группу можно выделить спортивные игры «Прыжки

через

нарты»,

«Бег

с

палкой

(посохом)

по

пересеченной

местности»,

«Тройной прыжок», «Гонки на оленях», «Метание тынзяна (лассо, аркан)»

и др. Они носят характер спортивной борьбы и требуют от участников

большого физического напряжения и волевых усилий.

У каждой игры существует своя легенда. Очень важно, что здесь

происходит

знакомство

с

национальными

видами

спорта

не

только

по

средствам

игры,

но

и

через

фольклор.

Например,

при

знакомстве

с

праздником «Хейро», частью которого являются спортивные игры ребята

узнают о культуре и быте коренных народов Севера.

4. Эффективное использование подвижных игр народов Севера

Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного

быта.

Состязания

в

силе,

ловкости,

быстроте,

меткости

издавна

распространены

у

малых

народов.

Народные

подвижные

игры

являются

неотъемлемой

частью

национальной

культуры.

Участвуя

в

них,

дети

знакомятся с обычаями, своеобразием быта, языка людей коренных

национальностей. Подвижные игры влияют на развитие чувств и эмоций,

поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических

ситуаций,

соревновательного

настроя

и

обеспечивает

развитие

симпатий,

интереса к данному народу.

Для эффективного использования подвижных игр народов Севера в целях

формирования здоровья и развития личности необходимо:

-хорошо изучить их содержание, т.к. глубокие знания и свободное владение

обширным игровым репертуаром является необходимым условием внедрения

народных игр;

-постоянно

повышать

свой

уровень

знаний

об

играх,

традициях,

жизни

северян;

-хорошо

знать

методику

педагогического

руководства

играми,

творчески

используя

игру

как

эмоционально-образное

средство

влияния

на

детей;

пробуждать у них интерес, воображение, активность; привлекать внимание

детей к их содержанию, следить за точностью выполнения движений;

-строго следить за физической нагрузкой, поддерживать и регулировать

эмоционально-положительное

настроение

и

доброжелательное

отношение

играющих; приучать детей ловко и стремительно действовать в создавшейся

игровой

ситуации,

оказывать

товарищескую

поддержку,

добиваться

достижения общей цели;

-вызывать

интерес

детей

к

этим

играм

путем

ознакомления

с

жизнью,

культурой и бытом коренных северян ;

перед проведением игры

предварительно рассказать о жизни, или каком-то определенном предмете,

обычае северного народа, роли ведущего, пояснить роль других игроков.

5. Использование игр на уроках физической культуры,

направленных на развитие физических качеств.

В истоках возникновения и совершенствования системы физического

воспитания

коренных

народов

заложен

«секрет

выживания»

в

суровых

климатических

условиях.

Труд

народа

севера

сопряжен

с

огромным

напряжением

человеческих

сил,

требует

воли,

смелости,

и,

возможно,

поэтому

местные

жители

считали

физическую

подготовку

крайне

необходимым делом и придавали большое значение тем средствам, которые

способствуют укреплению здоровья, закаливанию организма, воспитанию

физически крепкого, сильного и выносливого человека. Они понимали, что от

этого зависит их благополучие, успехи в рыбной ловле, охоте, собирании

дикоросов (ягоды, лечебных трав и др.). Поэтому с помощью специально

подобранных

игр

можно

развивать

физические

и

двигательные

качества,

закреплять и совершенствовать технические навыки.

Эти игры очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов и

длительной

подготовки.

Они

связаны

с

прыжками,

метанием,

бегом,

способствуют

упражнению

детей

в

основных

видах

движения,

формированию у них глазомера, быстроты реакции, выносливости, т.е. тех

качеств, которые жизненно необходимы коренным народам севера.

Подбирая

игры

для

урока,

учитываю

его

задачи,

учебный

материал,

физическую нагрузку в игре.

Наиболее известны такие подвижные игры народов Севера, как:

-

игры

с

бегом

(для

развития

быстроты,

эти

игры

включают

в

себя

физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными

остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на

короткие

дистанции):

«Каюр

и

собаки»,

«Ловля

оленей»,

«Здравствуй,

догони», «Важенка и оленята», «Волк и олени»

- игры на развитие силы: «Нарты - сани», «Перетягивание палки», «Борьба-

возня», «Тройной прыжок».

- игры с метанием: «Сюлы» (ледяные палочки), «Отбивка оленей», «Ловкий

оленевод», «Охота на волка»

- игры на развитие ловкости, выдержки, находчивости, воображения (это

игры

связанные

с

необходимостью

быстро

принимать

нестандартные

двигательные решения в условиях дефицита времени): «Борьба на палке»,

«Успей поймать», «Хейро», «Бег в снегоступах», «Полярная сова и евражки»

- особое значение в физическом воспитании школьников имеет развитие

общей

выносливости,

которая

обусловливается

функциональными

возможностями всего организма, его энергетическим потенциалом и всегда

зависит от уровня мотивации, волевых качеств, специальной технической

подготовленности ребенка.

Таким образом, Правильно организованный игровой двигательный режим,

укрепляет

здоровье

детей.

Дает

возможность

добиться

значительного

улучшения показателей психофизической подготовленности учащихся.

Заключение

Подвижные игры наиболее полно соответствуют природе детства. Там, где

подвижная игра, нет места скуке. Организуя подвижную игру, я стараюсь

быть активным ее участником, как и ребята. Я на уроке – актер-затейник,

капитан, следопыт. Играя, веселясь, дети легче осваивают жизненные навыки

– бег, прыжки, метание, лазание, а кроме этого, узнают, что играть надо

честно, уметь проигрывать, слабому помочь, а с сильным – потягаться. Я

рядом с детьми. Я учу полезному, доброму, честному.

Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым и моя задача помочь

ему

в

этом.

Каждый

урок

должен

оставить

в

душе

ребенка

только

положительные

эмоции.

Дети

должны

испытывать

ощущение

комфорта,

защищенности и, безусловно, интерес к уроку.

Вводя в свои уроки музыку, стараюсь сделать каждое занятие праздником

«витамином»

души,

необходимым

для

нормальной

человеческой

жизнедеятельности,

без

которого

тускнеет

наше

настроение,

а

жизнь

становится скучной и неинтересной.

В каждый урок стараюсь включить подвижную игру, причем содержание

игр изменяется, вместе с ростом и развитием учеников.

На мой взгляд, северные народные игры в комплексе с другими

воспитательными

средствами

представляют

собой

начальный

этап

формирования личности, сочетающей в себе положительные нравственные

качества, физическую активность.

Народные подвижные игры оказывают

огромное влияние на формирование здоровья детей, повышает интерес к

занятиям физической культуре

На своих уроках по физической культуре вовлекаю ребенка в яркий мир

народных игр, соревнований и национальных праздников. Воспитываю детей

физически и духовно здоровыми через игры народов Севера, национальную

культуру.

Очень хочется пробудить в детях чувство любви, гордости, уважения к

своей Родине.

Результатом работы считаю то, что дети с радостью посещают уроки по

физической культуре. Ребята на таких занятиях получают эмоциональный

подъём,

выявляют

у

себя

позитивные

качества

характера

такие

как:

находчивость,

взаимопомощь,

смелость,

умение

сопереживать,

умение

работать в коллективе, силу воли, целеустремленность

Использование разнообразных форм и методов обучения в совокупности с

включением

национально-регионального

компонента

в

содержание

программы

физического

воспитания

школьников

приводит

к

росту

мотивации

учащихся

для

самостоятельных

занятий

физическими

упражнениями, интересу к предмету «физическая культура» что, безусловно,

положительным образом отражается и на спортивных достижениях учеников

и результативности моей деятельности как учителя.

Использование игрового метода на уроках физической культуры помогает

обеспечить высокий уровень подготовленности учащихся, чтобы «в поистине

здоровом



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники