Напоминание

Трудная жизненная ситуация. Алгоритм работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации


Автор: Пилипенко Елена Михайловна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: город Ноябрьск ЯНАО Тюменской области
Наименование материала: статья
Тема: Трудная жизненная ситуация. Алгоритм работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Дата публикации: 11.02.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




Трудная жизненная ситуация.

Алгоритм работы с детьми, оказавшимися в трудной

жизненной ситуации.

«Семья — это общество в миниатюре,

от целостности которого зависит безопасность

всего большого человеческого общества»

Ф. Адлер

В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации, и все мы по-

своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной

ситуации. Одни мирятся и приспосабливаясь «плывут по течению». Другие

ищут

выход

из

трудной

жизненной

ситуации

с

помощью

действий,

направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в

себе

и

вместо

того,

чтобы

попытаться

как-то

преодолеть

трудность,

предпочитает ее не замечать. А многие, проклиная судьбу, лишь жалуются на

сложную

жизнь

и

фактически,

не

решая

никаких

проблем,

впадают

в

депрессию. В потоке разных событий мы сталкиваемся с трудностями. Для

одного

-

это

поиск

работы

и л и смена

места

жительства,

для

другого

собственная болезнь или болезнь близкого человека, развод или уход из жизни

близких и родных людей. Так было, есть и будет всегда.

Трудные жизненные ситуации возникают в жизни детей и взрослых, целых

семей и народов.

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между

тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое

несоответствие

желаний

со

способностями

и

возможностями

препятствует

достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций,

которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Развивающийся

человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным

жизненным опытом, неизбежно встретится с чем-то для себя неожиданным,

неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей

в

данной

ситуации

может

оказаться

недостаточным,

потому

может

стать

причиной разочарований. А любая сложная жизненная ситуация приводит к

нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими

нас людьми,

порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные

неудобства,

что

может

иметь

отрицательные

последствия

для

развития

личности. Поэтому человек должен знать как можно больше о возможных

вариантах и путях преодоления трудных жизненных ситуаций.

В соответствии с нормами Конституции Российской Федерации. Среди

приоритетов

государственной

социальной

политики

по

улучшению

положения детей в Российской Федерации выделяют следующие:

обеспечение

реального

доступа

к

получению

образования,

развитие

системы

дополнительного

образования,

создание

условий для духовного и нравственного развития детей, развитие

системы

профессиональной

ориентации,

содействие

адаптации

подростков

к

новым

социально-экономическим

условиям,

создание условий для устойчивого функционирования системы

организации досуга и оздоровительного отдыха детей;

поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах:

обеспечение

эффективной

государственной

с и с т е м ы

п р о ф и л а к т и к и

б е з н а д з о р н о с т и

и

п р а в о н а р у ш е н и й

несовершеннолетних,

обеспечение

реального

права

детей

с

аномалиями

в

развитии

и

детей-инвалидов

на

особую

заботу

государства,

обеспечение

детям

-

сиротам,

детям

-

беженцам

условий для полноценного духовного и физического развития.

Именно

эти

приоритеты

определяют

цели,

задачи,

основное

содержание

деятельности

развивающейся

системы

социально-

педагогической поддержи и защиты прав детей.

Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального

закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в

Российской Федерации».

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая

жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к

самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство,

безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного

места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому

подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации». Этот закон, безусловно, является

самым

важным

в

ряду

российских

законов

о

детстве,

определяет

основные гарантии прав ребенка, в том числе защиту прав детей,

находящихся в трудной жизненной ситуации.

В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-

Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы

типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации :

дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети - инвалиды;

дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и

техногенных катастроф, стихийных бедствий;

дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

дети - жертвы насилия;

дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

дети, находящиеся в специальных учебно - воспитательных учреждениях;

дети, проживающие в малоимущих семьях;

дети с отклонениями в поведении;

дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся

обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства

самостоятельно или с помощью семьи.

Трудная жизненная ситуация, означающая переживания человека, оказавшегося в

п о л о ж е н и и ,

к о т о р о е

с е р ь е з н о

с к а з ы в а е т с я

н а

е г о

благополучии,

безопасности

жизнедеятельности

и

из

которого

он

н е

вс е гд а

с п о с о бе н

с а м

в ы й т и

( н е

м ож ет

н а й т и

д о с то й н о го

д л я

н е г о

выхода).

В

э т о м

с л у ч а е

е м у

т р е бу ет с я

п о м о щ ь

го с уд а р с т в а ,

о б щ е с т в а .

Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им

с л о ж н е е

с а м о с т о я т е л ь н о

н а й т и

п р и е м л е м ы й

в ы х о д

из

создавшегося

положения.

Учитывая

данный

факт,

государство

старается

спрогнозировать

и

определить

наиболее

целесообразные

пути

оказания

помощи

ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию.

Главная

цель

государства

(общества)

создать наиболее

оптимальные

условия для жизни ребенка и его воспитания

Трудную жизненную ситуацию ребенка могут подтвердить следующие

документы

1.

Ходатайства,

справки,

заключения

органов

и

учреждений

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних,

подтверждающие, что жизнедеятельность ребенка объективно нарушена в

результате сложившихся обстоятельств и они не могут быть преодолены

с а м о с т о я т е л ь н о

и л и

с

п о м о щ ь ю

с е м ь и .

2.

Справка

федерального

учреждения

медико-социальной

экспертизы

об

у с т а н о в л е н и и

и н в а л и д н о с т и

р е б е н к а .

3 .

М е д и ц и н с к а я

с п р а в к а

о

с о с т о я н и и

з д о р о в ь я

р е б е н к а .

4. Справка органов Федеральной миграционной службы о наличии у ребенка

статуса

беженца

или

вынужденного

переселенца

и/или

членов

его

семьи.

5. Справка органов социальной защиты населения о проживании ребенка в

м а л о и м у щ е й

с е м ь е .

6.

Иные

документы,

подтверждающие

нахождение

ребенка

в

трудной

жизненной ситуации.

В трудные жизненные условия попадают и семьи:

неполные семьи,

семьи беженцев,

вынужденных переселенцев,

малообеспеченные семьи,

безработные,

семьи с детьми-инвалидами,

многодетные семьи,

неблагополучные семьи.

Для этих семей характерны проблемы:

финансовые,

трудоустройства,

ограничения жизнедеятельности,

медицинские,

психологические,

жилищные и так далее.

У

детей

в

таких

семьях

наблюдается

низкая

самооценка,

неадекватное

представление о значении собственной личности, что может отрицательно

сказаться на дальнейшей судьбе.

Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на

ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя

лишним,

все

больше

времени

проводит

вне

дома.

Если

при

ухудшении

социально-экономического

положения

психологический

климат

в

семье

меняется

так,

что

на

улице

ребенку

становится

лучше,

чем

дома,

это

неблагополучная семья. Специалисты по социальной работе выделяют два

основных фактора, которые делают семью неблагополучной: алкоголизм и

бедность.

Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная,

объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в

жизненном

цикле,

порождающее

эмоциональные

напряжения

и

стрессы;

препятствия

в

реализации

важных

жизненных

целей,

с

которыми

нельзя

справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая

жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность

реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).

Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно

по

источнику

возникновения,

по

основаниям,

по

охвату

функций

жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению

трудных

жизненных

ситуаций.

Классификация

позволяет

осуществить

адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к

работе с отдельным ребенком.

Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его

собственных

интересов,

целей,

возможностей

и

путей

преодоления

препятствий,

мешающих

ему

сохранить

человеческое

достоинство

и

самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании,

общении, образе жизни.

Система комплексной помощи ребенку в трудной жизненной ситуации должна

выстраиваться как взаимодополняющая цепочка от экстренной социальной

помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне массового

образовательного

учреждения

специализированной

помощи

и

консультированию в профильных центрах и службах города.

Виды помощи неблагополучным семьям:

1.

Социально-бытовые

услуги,

материальная

и

натуральная

помощь,

социально-правовые, психологические, социально-медицинские услуги.

2. Педагогические услуги:

– педагогическая помощь детям в защите их интересов;

– консультативная помощь родителям и детям;

– групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы

детей;

– коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом,

неврозами;

– содействие культурно-досуговой деятельности детей;

– практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;

– обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности

детей-инвалидов.

Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной

жизненной

ситуации,

осуществляет

н е п о с р е д с т в е н н о классный

руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в

семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их

заменяющими,

с

другими

родственниками. Классным

руководителям

необходимо

своевременно

выявлять

несовершеннолетних,

нуждающихся

в

помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической

работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя

свою

работу

на

принципах

доверительного,

не

ущемляющего

достоинства

общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.

В большинстве случаев дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию,

воспитываются в семьях, где пьющие родители, дети-сироты, опекаемые дети,

малообеспеченные семьи. К числу детей, которые оказываются в трудной

жизненной

ситуации,

относятся

дети, воспитывающиеся

в

семьях,

где

распространено насилие по отношению к членам семьи, в частности к детям.

Жестокое обращение в семье наносит детям серьезные психические травмы.

Они озлобляются, становятся агрессивными. Жестокость родителей порождает

жестокость детей.

Наверное, нет такого учителя, у которого в классе не бывает детей, попавших в

трудную

жизненную

ситуацию.

Главное

для

педагога

быть

внимательным,

неравнодушным и своевременно !!!!выявлять в классе таких детей и такие

семьи.

Образовательным учреждениям, в которых учатся дети и

подростки, оказавшиеся в тяжелых жизненных ситуациях, и которые тесным образом

связаны

с

семьями

своих

учеников

(родителями,

опекунами,

родственниками)

отводится особая роль.

В нашей школе помощь ребенку в преодолении различного рода проблем оказывается

на трех уровнях:

1

уровень

-

помощь

со

стороны

ближайшего

окружения

ребенка

(родители,

родственники

и

друзья),

помощь

в

классе

(одноклассники,

учителя,

классный

руководитель);

Если быть внимательным к детям, любить детей, ответственно относиться к своей

работе таких детей заметить несложно:

ребенок

систематически

приходит

в

школу

невыспавшимся,

голодным,

без

необходимых школьных принадлежностей и т.д.;

– у ребенка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах;

– ребенок систематически опаздывает на учебные занятия;

– ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются

сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье и т.д.

Для работы с детьми по этой проблеме недостаточно иметь только педагогическое

образование, каждый педагог должен еще быть “хорошим психологом”.

2

уровень

-

служба

психолого-педагогического

сопровождения

(педагог-психолог,

социальный педагог);

Психолого-педагогическое

сопровождение

заключается

в

разработке

и

реализации

индивидуальных

программ.

Индивидуальные

программы

предполагают

проведение

реабилитационных мероприятий в разных направлениях: социальном, медицинском,

психолого-педагогическом.

3 уровень – при необходимости обращение к специалистам других организаций и служб

города.

Необходимо

отметить,

что

система

социально-педагогической

поддержки детства складывается как межведомственная, предполагающая

взаимодействие учреждений образования, социальной защиты, медицинских

учреждений

и

учреждений

культуры,

государственных

организаций.

Отличительной чертой системы становится ее обусловленность региональной

(муниципальной)

спецификой,

когда

учитываются

демографические,

социальные, исторические, экономические и другие особенности. Вместе с тем

м о ж н о выделить ряд

основных

направлений

по

обеспечению

социально-педагогической

поддержки. К этим направлениям относятся:

пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных

жизненных

ситуаций,

затрагивающих

интересы

ребенка,

на

ранних

стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

выявление запросов, потребностей детей и разработка мер поддержки

отдельных учащихся с привлечением специалистов из соответствующих

организаций;

индивидуальное

и

групповое

консультирование

детей,

родителей,

педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов,

снятию стресса, воспитанию детей в семье;

индивидуальное сопровождение ребенка, направленное на преодоление

проблем познавательной, коммуникативной деятельности, в том числе

обучение по индивидуальным образовательным программам и планам;

организация

деятельности

детей

и

подростков

разных

категорий

в

свободное от учебы время;

организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;

проведение летних профильных смен (трудовых, досуговых, спортивных)

по

месту

жительства

подростков

на

базе

клубов,

школ

и

других

учреждений;

организация летнего оздоровительного отдыха детей из необеспеченных,

многодетных, асоциальных семей;

организация работы с одаренными детьми (летние профильные смены,

конкурсы, смотры и др.). Указанные направления отражают сложившуюся

в

практике

содержательную

составляющую

социально-педагогической

поддержки.

Организационный

компонент

системы

поддержки,

сформировавшийся

за

годы

ее

становления

как

м е х а н и з м

межведомственного взаимодействия, включает в себя следующий состав

учреждений и организаций, которые различаются составом, категориями

детей, их охватом, формами поддержки:

образовательные учреждения, в том числе: дошкольные учреждения,

общеобразовательные

школы

всех

видов,

учреждения

начального

и

среднего

профессионального

образования,

учреждения

системы

специального образования, учреждения дополнительного образования;

учреждения социального обслуживания: детские приюты, центры помощи

семье и детям, центры реабилитации, службы доверия, консультационные

центры;

учреждения культуры, спорта, молодежной политики: центры занятости

подростков

и

молодежи,

молодежные

общественные

приемные,

молодежные биржи труда и др.;

межведомственные психолого-медико-социально-педагогические центры

и службы разного уровня, психолого-педагогические комиссии;

подразделения

по

делам

несовершеннолетних

в

с т р у к т у р е

правоохранительных органов;

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

учреждения здравоохранения.

Многообразие

учреждений,

оказывающих

социально-педагогическую

поддержку,

разнообразие

видов

поддержки

отражают

сущностные

характеристики современного подхода к оказанию помощи детям в трудной

жизненной

ситуации,

основанного

на

реальном

межведомственном

взаимодействии.

Процесс индивидуального сопровождения заключается в реализации следующих шагов:

Диагностико-аналитический

Социально-педагогическая и психологическая диагностика ребенка и семьи. Изучение

микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях (или

лицах, их заменяющих), их социальном статусе, о других ближайших родственниках

несовершеннолетнего.

Материальное

обеспечение

и

жилищно-бытовые

условия.

Изучение

взаимоотношений

между

взрослыми

в

семье.

Знание

и

применение

родителями

(или

лицами,

их

заменяющих)

методов

и

приемов

воспитательного

воздействия.

Диагностика

причин

трудной

жизненной

ситуации.

Мониторинг

личностных затруднений учащихся. Обработка результатов социально-педагогической и

психологической

диагностики.

Подведение

итогов.

Установление

ведущей

причины

сложной жизненной ситуации. Составление банка данных детей и семей, находящихся

в трудной жизненной ситуации. Составление социального паспорта учащихся класса,

школы.

Планово-координационный

Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины трудной жизненной

ситуации и путей их реализации. Координационная деятельность с работниками школы

(администрация,

учителя-предметники,

социальный

педагог,

педагог

-

психолог,

педагог-организатор, учитель-логопед). Разработка системы психолого-педагогического

сопровождения. Проектирование индивидуальных технологий по разрешению трудных

жизненных ситуаций учащихся.

Организационно-деятельностный

Установление

контакта,

налаживание

доверительных

отношений

с

ребенком

и

родителями (или лицами, их заменяющими), положительных основ для дальнейшего

сотрудничества.

Реализация

программы:

работа

с

родителями

(или

лицами,

их

заменяющими) и ребенком. Взаимодействие со специалистами для помощи в работе по

преодолению причин сложной жизненной ситуации.

Контрольно-коррекционный

Контроль выполнения программы работы с ребенком и семьей. Наблюдение за семьей.

Отслеживание динамики развития детско-родительских (детско-взрослых) отношений.

Изучение психологического микроклимата в семье. Текущие и контрольные посещения

семьи. Коррекционная деятельность в реализации программы по мере необходимости.

Подведение итогов психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи.

Практика работы показала, что недостаточно работать с детьми, проводя беседы,

консультации родителей и педагогов, посещение семей. Необходимы другие формы,

методы.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1. Семейное консультирование, тренинги, реабилитационные группы

2. Сетевая терапия, социальные контакты

Технология создания сети социальных контактов подразумевает организацию сетевых встреч,

семейных советов, встреч-процессов и встреч группы поддержки специалистов для группового

общения и принятия коллективных решений. В рамках данной технологии также отдельно

создается контактная сеть среди специалистов учреждений социального облуживания семьи и

детей, в рамках которой принимаются решения об оказании необходимых видов помощи

неблагополучным семьям.

3. Семейная терапия на дому, домашнее визитирование

Технология домашнего визитирования позволяет специалистам, работающим со случаем, иметь

более четкое и наглядное представление о том, в каких условиях живет семья и ребенок, какие

существуют проблемы и конфликты, а следовательно, сделать вывод о том, какие виды помощи

необходимо в данном случае предоставить. Домашние визиты могут стать частью мониторинга

ситуации в семье, позволяющего фиксировать положительные или негативные изменения.

Домашнее визитирование необходимо также, когда семья находится уже на крайней стадии

кризиса и нуждается в экстренной помощи, но сама по разным причинам не обращается или не

попадает в систему социальной защиты населения. Домашнее визитирование актуально также

тогда, когда речь идет о детях со специфическими, требующими особого подхода

характеристиками (разные врожденные заболевания: ДЦП и др)

4. Уличная социальная работа

Уличные формы работы специалистов социальной и психологической помощи применяются в

основном с целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

5. Работа со случаем

Данная технология предполагает индивидуальный подход к решению проблем семьи, соблюдая

при этом алгоритм или последовательность следующих действий:

своевременное раннее выявление специалистами учреждений социальной сферы случаев

нарушений прав ребенка в семье (уровень микрорайона в городе: образовательные учреждения,

учреждения здравоохранения, социальной защиты, некоммерческие организации и др.);

передача информации в орган опеки и попечительства по единой форме (информация

передается из образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты

населения, культуры, некоммерческих организаций и др.);

расследование случая и установления факта нарушений прав ребенка, факта жестокого

обращения или насилия и принятие решения об «открытии случая» – начале профилактической

работы с семьей (муниципальный уровень – орган опеки и попечительства);

диагностика причин семейного неблагополучия; разработка, утверждение и реализация

согласованного межведомственного плана реабилитации ребенка и семьи на основе доступных на

территории

услуг

для

семьи

и

детей

(услуги

образовательных

учреждений,

учреждений

здравоохранения, социальной защиты, культуры, некоммерческих организаций и др.);

контроль за исполнением плана, утверждение результатов мониторинга (орган опеки и

попечительства);

принятие решения о дальнейших действиях в отношении ребенка и семьи либо о

«закрытии случая» (орган опеки и попечительства);

мониторинг деятельности по раннему выявлению семейного неблагополучия и

организации помощи семье (региональный уровень).

6. Информационная и PR-поддержка, социальная реклама

Многие

региональные

программы

сопровождаются

активной

информационной

и

рекламной

кампанией, задачей которой является организация выпуска социальной рекламы по вопросам

формирования

основ

здорового

образа

жизни,

профилактики

семейного

и

детского

неблагополучия, повышения статуса семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, привлечение внимания к ним и информированность населения о них.

Информационная кампания, как правило, включает в себя организацию и выпуск телевизионных

и

радиопрограмм

о

проблемах

развития

семейных

форм

устройства

детей-сирот

и

детей,

оставшихся без попечения родителей, организацию изданий специальных газетных приложений,

посвященных пропаганде и развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, подготовку и издание информационных листовок, буклетов, брошюр и

календарей, проведение акций, семинаров и других социальных мероприятий

Из работы в школе №7:

Цель:

Развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуациии,

находящихся на грани социально - опасной ситуации, оказание содействия в их успешной

социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая

поддержка таких семей и детей.

Задачи:

- помочь семье найти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний потенциал всех членов

семьи;

- научить ставить ближние и дальние цели;

- оказать психого0педагогическую поддержку родителям и детям;

- обеспечить взаимодействие всех заинтересованных организаций по выводу семьи и детей из

трудной жизненной ситуации.

Источники информации о семье и ребенке.

- Классные руководители.

- Специалисты КДН или ПДН ( зарегистрированные случаи жестокого обращения с

несовершеннолетним со стороны родителей).

- Специалисты органов опеки и попечительства дополнительно информируют о

несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке,

представляющей угрозу их жизни, здоровью.

- Специалисты органов социальной защиты населения могут сообщить о выявленных

безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

- Соседи, родственники и другие физические лица могут сообщить об официально не

зарегистрированных фактах жестокого обращения с ребенком родителей или их законных

представителей; о наличии скандалов в семье; о фактах побегов детей из дома, употребления ими

спиртных напитков, наркотических веществ и т.д.

Алгоритм работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Выявление сведений классным руководителем о категориях семей, заполнение

социального паспорта класса;

Беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками, инспекторами КДН, ИДН и

т.д.);

Посещение на дому

Наблюдение за ребенком в школе

Официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения

документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении

пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства и т.д.);

Анализ документации (полученной из государственных учреждений органов опеки и

попечительства, здравоохранения, народного образования, управления социальной

защиты населения и т.д.);

Анкетирование (для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей,

стиля воспитания в семье, характере внутрисемейных отношений и т.д.) может

проводиться как для отдельных клиентов, так и для всех членов семьи.

Сообщение в правоохранительные органы (ОПДН ОМВД, КДН и ЗП, органы опеки и

попечительства, следственный отдел, прокуратуру)

Изъятие детей из семьи;

Определение детей в СРЦН "Гармония";

Судебное заседание и вынесение решения по исполнению родительских прав;

Оформление детей для дальнейшего проживания в семью опекуна (детский дом "Семья",

приемную семью).

Информация, как правило, собирается при очной встрече, то есть при непосредственном

посещении

специалистами

асоциальные

семьи.

Важным,

но

часто

трудно

выполнимым

условием является согласие семьи (родителей) на приход специалистов в определенное время,

готовность

отвечать

на

интересующие

их

вопросы

и

в

перспективе

-

желание

семьи

на

проведение коррекционной работы с родителями и детьми. Поэтому работа специалистов с

этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также

органами опеки и попечительства, которые имеют юридическое право на вмешательство в

с е м е й н ы й

к о л л е к т и в

в

о п р е д е л е н н ы х

с и т у а ц и я х .

В практике работы широко используются совместные рейды с инспекторами ОПДН ОМВД не

т о л ь к о

д л я

и з у ч е н и я

с е м ь и ,

н о

и

д л я

и х

п а т р о н а ж а

в

д а л ь н е й ш е м .

Поскольку спецификой подобных проблемных семей часто является асоциальное поведение,

которое

может

быть

опасно

для

окружающих,

то

такие

рейды

дают

положительные

результаты.

Семьи

знают,

что

они

находятся

на

контроле,

и

потому

стараются

выполнять

т р е б о в а н и я ,

к о т о р ы е

п р е д ъ я в л я ю т

к

н и м

с п е ц и а л и с т ы .

Таким образом, семья и ребенок будут считаться полностью социально защищенными:

- если они смогли получить любой необходимый им вид помощи;

- если эффективно действуют все уровни социальной помощи;

- если они удовлетворены полученной помощью.

Нормативно-правовая документация

1.

Конвенция о правах ребенка от 20.11.89.

2.

Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от

30.09.2000.

3.

Конституция РФ от 02.12.93.

4.

Семейный кодекс РФ.

5.

ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» № 124 – ФЗ от 24.07.1998

6. ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания населения» № 195 – ФЗ от 10.12.1995

7. ФЗ РФ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних». № 120-ФЗ от 24.06.99

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович)



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники