Напоминание

Работа над художественным образом в пьесе Д.Кабалевского "Клоуны"


Автор: Алексеева Юлия Львовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: ГБОУДОГС "СМШ №8"
Населённый пункт: г.Севастополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа над художественным образом в пьесе Д.Кабалевского "Клоуны"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Методическая разработка

Технологическая карта урока

Предмет - фортепиано

По теме: «Работа над художественным образом

в пьесе Д.Кабалевского « Клоуны »

Разработал

Алексеева Юлия Львовна

г. Севастополь

«Работа над художественным образом в пьесе Д.Кабалевский «Клоуны»

2

1.

Ф.И.О. учителя: Алексеева Юлия Львовна

2.

Класс: 3 класс

3.

Дата: 15.01.2019 г.

4.

Предмет: фортепиано

5.

Цель урока: Развитие художественного и музыкального мышления у учащегося, для дальнейшей самостоятельной

творческой работы.

6.

Задачи урока:

Образовательные:

Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;

Продолжить формирование практических навыков исполнительства на фортепиано (игра штрихами non legato,

staccato, legato; работа с динамическими оттенками).

Формировать умение выполнять анализ музыкального произведения - научить читать различную фактуру, выделять

главное, видеть и различать технические моменты (арпеджио, гаммы, аккорды)

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;

Развивать техническую оснащённость( развитие слуха, координация движений, памяти, внимания).

Активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.

3

Развитие навыка координации движений и поиск нужного звукового соотношения мелодии и аккомпанемента в их

одновременном звучании;

Развитие ритмической устойчивости и ладогармонического слуха.

Развитие творческих способностей (артистизм)

Воспитательные:

Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах музыки;

Воспитывать мотивацию к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением;

Воспитывать любовь к музыке, воспитывать усидчивость, собранность.

7. Дидактические средства

1.

Для учителя:

изобразительный ряд - иллюстрации Р.Вьюгова «Грустный клоун», Ю.Мацик «Клоун», портрет Д.Кабалев-

ского

литературный ряд: рассказ о творчестве композитора, стихи современных поэтов;

музыкальный ряд: исполнение произведения учителем, просмотр видеозаписей в интернете.

2.

Для обучающегося:

музыкальный инструмент, нотная литература.

8. Методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, упражнение, контроль, самооценка.

9. Характеристика этапов урока

Названия этапа, цель.

Содержание этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащегося

4

1.

Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап предполагает осознанное вхождение

учащегося в пространство учебной деятельности.

С этой целью организуется его мотивирование к

учебной деятельности на уроке, а именно:

1)

Актуализируются требования к нему со сто-

роны учебной деятельности («надо»);

2)

Создаются

условия

для

возникновения

у

него внутренней потребности включения в

учебную деятельность («хочу»);

3)

Устанавливаются тематические рамки урока

(«могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы

адекватного самоопределения в учебной деятель-

ности (субъективный и личностный уровни).

Вводная беседа, сопро-

вождаемая

демонстра-

цией музыкального ма-

териала.

Краткое знакомство с

творчеством Д.Кабалев-

ского. Понятие - «худо-

жественный образ»

Рассказ о творчестве композитора.

Обьяснение термина - «художе-

ственный образ»:

Сказочники и поэты для создания об-

раза пользуются… (словом), худож-

ники – …(красками), а музыканты...

(музыкальными звуками).

Демонстрирует портрет композито-

ра (Прил.1), иллюстрации кло-

унов(Прил.2), видео на заданную

тему, читает стихи:

Очень цирк люблю, друзья,

На арене главный я!

Я весёлый и смешной,

Завожу своей игрой!

Шутки острые про всех,

В зале слышен детский смех.

Радость детям приношу:

В цирке клоуном служу!

Лаврова Т.

Слушает, отвеча-

ет на вопросы

учителя.

2.

Учебно – познавательная деятельность. Актуа-

лизация и фиксирование задания и индивиду-

ального затруднения в пробном действии.

Работа

над

разбором

пьесы Д.Кабалевского

« Клоуны».

Слушает

разбор

пьесы

учеником,

включает учащегося в определение

цели и задачи урока. Объясняете, что

Ученик слушает

исполнение учи-

телем «Клоуны»

5

На данном этапе организуется подготовка учащих-

ся

к

открытию

нового

знания,

выполнение

ими

пробного учебного действия и фиксация индивиду-

ального затруднения. Соответственно, данный этап

предполагает:

1)

Актуализацию

изученных

способов

дей-

ствий, достаточных для построения нового

знания, их обобщение и знаковую фикса-

цию;

2)

Актуализацию

соответствующих

мысли-

тельных

операций

и

познавательных

про-

цессов;

3)

Мотивацию учащихся к пробному учебному

действию

и

его

самостоятельное

осуще-

ствление;

4)

Фиксирование учащимися индивидуальных

затруднений в выполнении пробного учеб-

ного действия или его обосновании.

Завершение этапа связанно с организацией выхода

учащихся

в

рефлексию

пробного

учебного

дей-

ствия.

Осмысление

образного

и

музыкального

по-

строения

материа ла

пьесы.

на начальном этапе музыкант имеет

дело непосредственно с нотным тек-

стом. Но готовым произведением оно

становится только разученное с пра-

вильными нюансами и темпами .

«Задача исполнителя – оживить ока-

менелые знаки и привести их в дви-

жение» (Бузони Ф . )

Исполняет

произведение

сам.

Во-

прос – когда звучит голос веселого,

когда грустного клоуна?

Играет в ансамбле с учащимся ак-

компанемент –с какими инструмен-

тами можно сравнить партии правой

и левой рук? (правая - флейта, левая

рука – ритмичные удары барабана)

Д.Кабалевского.

Проводит

срав-

нительный

ана-

лиз исполнения

пьесы - осознает

разницу

между

своим

исполне-

нием и исполне-

нием педагога.

Исполняет

фрагменты пье-

сы по голосам и

частям один и в

ансамбле с учи-

телем.

3.

Постановка проблемы. Выявление места и при-

чины затруднения.

Выявление в тексте

эпизодов с особыми

В 1 части обратить внимание на ис-

полнение групп 16-х с чередованием

Ученик озвучи-

вает свои

6

На данном этапе учащиеся выделяют место и при-

чину затруднения для этого они выполняют следу-

ющие учебные действия:

1)

Восстанавливают выполненные операции и

фиксируют (вербально и знаково) место –

шаг, операцию, где возникло затруднение;

2)

Соотносят свои действия с используемым

способом действий, и на этой основе выяв-

ляют и фиксируют во внешней речи причи-

ну

затруднения

те

конкретные

знания,

умения или способности, которых недостает

для решения исходной задачи и задач такого

класса или типа вообще.

трудностями и пробле-

мами в пьесе.

# и

, мелодия яркая ,смелая, за-

дорная на f (веселый клоун). Здесь

используется штрих «стаккато» - ко-

роткое,

отрывистое,

«задиристое»

Чтобы легче понять 16-е,можно ис-

пользовать стихотворение:

Я скачу всё быстрей,

Веселю я всех людей.

Это нравится и мне, и всем.

Кувырок назад,

кувырок вперёд,

Кувырок ещё разок.

Вот с этими весёлыми словами цеп-

кими пальцами несколько раз играем

по мотивам, фразам.

Во 2 части – смена характера, мело-

дия исполняется на p (грустный кло-

ун) поучить группы 16-х при перехо-

де к репризе ритмическим рисунком

для достижения ровности и беглости

в исполнении. Активизировать слу-

ховой контроль за фразировкой мело-

дии,

движение

к

главным

нотам,

проблемы после

проигрывания

произведения.

7

стараться не потерять художествен-

ные образы пьесы

В левой руке добиваться легкого цеп-

кого staccatо, представить скачущих

клоунов. В аккордах следить за од-

новременным

взятием

всех

звуков.

Обратить внимание на координацию

рук. Поработать над сочетанием ме-

лодии и аккомпанемента.

4.

Самостоятельная

работа

с

самопроверкой

по

эталону.

При проведении данного этапа используется инди-

видуальная форма работы: учащиеся самостоятель-

но выполняют задания нового типа, осуществляют

их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном,

выявляют

и

корректируют

возможные

ошибки,

определяют способы действий, которые вызывают

у них затруднения и им предстоит их доработать.

В

завершение

организуется

исполнительская

ре-

флексия

хода

реализации

построенного

проекта

учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная

направленность

этапа

состоит

в

организации для каждого ученика ситуации успеха,

Расширить

кругозор,

расширить эмоциональ-

но – чувственное вос-

приятие,

отработать

приобретённые на уро-

ке навыки. Обеспечить

закрепление

учащимся

знаний и способов дей-

ствий,

которые

ему

необходимы

для

само-

стоятельной

работы;

обеспечить

в

ходе

за-

крепления

повышение

уровня

о смысления

Педагог предлагает просмотреть ви-

деозапись и

проанализировать вы-

ступление, побуждает к высказыва-

нию

своего

мнения;

акцентирует

внимание

на

конечных

результатах

учебной деятельности учащегося на

уроке; стимулирует учащегося на до-

стижение положительного результа-

та, создаёт ситуацию успеха.

Учащийся смот-

рит несколько

видео с исполне-

нием пьесы

Д.Кабалевского

«Клоун» выска-

зывает своё мне-

ние об исполне-

ниях. Делает

упражнения, до-

биваясь четкой

координации рук

Затем исполняет

пьесу частями ,

8

мотивирующей его включению в дальнейшую по-

знавательную деятельность.

учащимся

изученного

материала, глубины его

усвоения; создать усло-

вие для выявления ин-

дивидуальных

спосо-

бов

закрепления

учеб-

ного материала.

оценивает свою

игру, что полу-

чилось, что нет,

добивается по-

ложительных ре-

зультатов.

5.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание,

изученное на уроке, и организуется рефлексия и

самооценка учениками собственной учебной дея-

тельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятель-

ности и ее результаты, фиксируется степень их со-

ответствия, и намечаются дальнейшие цели дея-

тельности.

Подведение итога урока

и выставление оценки.

Намечаются последую-

щие этапы работы.

Проводит анализ состоявшегося уро-

ка,

задает

вопросы

по

пройденной

теме, задает домашнее задание.

Учащийся про-

говаривает чёт-

кий план само-

стоятельной до-

машней работы,

анализирует ра-

боту на уроке.

Список литературы

1.

Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.

– Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002;

2.

Рокитянская Т.А. «Воспитание звуком». – Ярославль: Академия развития. 2002;

3.

Царева Н.А. «Уроки госпожи Мелодии», Учебное пособие.

– М.: «Артафон», 2000;

9

4.

А.Д.Артоболевская «Первая встреча с музыкой» Москва «Советский композитор»1986 год. 100 стр.

5.

. Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» Москва «Просвещение» 1981 год. 191 стр.

Приложение 1 : Портрет Д.Кабалевского ( 1904-1987гг.)

10

Приложение 2 : Иллюстрации Ю.Мацик «Клоун», Р.Вьюгова «Грустный клоун»

11

веселый, энергичный,

веселый, энергичный, грустный, невеселый,

бодрый, юмористический, безрадостный

шутливый

12

бодрый, юмористичес



В раздел образования