Автор: Алексеева Юлия Львовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: ГБОУДОГС "СМШ №8"
Населённый пункт: г.Севастополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа над художественным образом в пьесе Д.Кабалевского "Клоуны"
Раздел: дополнительное образование
1
Методическая разработка
Технологическая карта урока
Предмет - фортепиано
По теме: «Работа над художественным образом
в пьесе Д.Кабалевского « Клоуны »
Разработал
Алексеева Юлия Львовна
г. Севастополь
«Работа над художественным образом в пьесе Д.Кабалевский «Клоуны»
2
1.
Ф.И.О. учителя: Алексеева Юлия Львовна
2.
Класс: 3 класс
3.
Дата: 15.01.2019 г.
4.
Предмет: фортепиано
5.
Цель урока: Развитие художественного и музыкального мышления у учащегося, для дальнейшей самостоятельной
творческой работы.
6.
Задачи урока:
Образовательные:
Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
Продолжить формирование практических навыков исполнительства на фортепиано (игра штрихами non legato,
staccato, legato; работа с динамическими оттенками).
Формировать умение выполнять анализ музыкального произведения - научить читать различную фактуру, выделять
главное, видеть и различать технические моменты (арпеджио, гаммы, аккорды)
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;
Развивать техническую оснащённость( развитие слуха, координация движений, памяти, внимания).
Активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности.
3
Развитие навыка координации движений и поиск нужного звукового соотношения мелодии и аккомпанемента в их
одновременном звучании;
Развитие ритмической устойчивости и ладогармонического слуха.
Развитие творческих способностей (артистизм)
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах музыки;
Воспитывать мотивацию к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением;
Воспитывать любовь к музыке, воспитывать усидчивость, собранность.
7. Дидактические средства
1.
Для учителя:
изобразительный ряд - иллюстрации Р.Вьюгова «Грустный клоун», Ю.Мацик «Клоун», портрет Д.Кабалев-
ского
литературный ряд: рассказ о творчестве композитора, стихи современных поэтов;
музыкальный ряд: исполнение произведения учителем, просмотр видеозаписей в интернете.
2.
Для обучающегося:
музыкальный инструмент, нотная литература.
8. Методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, упражнение, контроль, самооценка.
9. Характеристика этапов урока
№
Названия этапа, цель.
Содержание этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
учащегося
4
1.
Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап предполагает осознанное вхождение
учащегося в пространство учебной деятельности.
С этой целью организуется его мотивирование к
учебной деятельности на уроке, а именно:
1)
Актуализируются требования к нему со сто-
роны учебной деятельности («надо»);
2)
Создаются
условия
для
возникновения
у
него внутренней потребности включения в
учебную деятельность («хочу»);
3)
Устанавливаются тематические рамки урока
(«могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы
адекватного самоопределения в учебной деятель-
ности (субъективный и личностный уровни).
Вводная беседа, сопро-
вождаемая
демонстра-
цией музыкального ма-
териала.
Краткое знакомство с
творчеством Д.Кабалев-
ского. Понятие - «худо-
жественный образ»
Рассказ о творчестве композитора.
Обьяснение термина - «художе-
ственный образ»:
Сказочники и поэты для создания об-
раза пользуются… (словом), худож-
ники – …(красками), а музыканты...
(музыкальными звуками).
Демонстрирует портрет композито-
ра (Прил.1), иллюстрации кло-
унов(Прил.2), видео на заданную
тему, читает стихи:
Очень цирк люблю, друзья,
На арене главный я!
Я весёлый и смешной,
Завожу своей игрой!
Шутки острые про всех,
В зале слышен детский смех.
Радость детям приношу:
В цирке клоуном служу!
Лаврова Т.
Слушает, отвеча-
ет на вопросы
учителя.
2.
Учебно – познавательная деятельность. Актуа-
лизация и фиксирование задания и индивиду-
ального затруднения в пробном действии.
Работа
над
разбором
пьесы Д.Кабалевского
« Клоуны».
Слушает
разбор
пьесы
учеником,
включает учащегося в определение
цели и задачи урока. Объясняете, что
Ученик слушает
исполнение учи-
телем «Клоуны»
5
На данном этапе организуется подготовка учащих-
ся
к
открытию
нового
знания,
выполнение
ими
пробного учебного действия и фиксация индивиду-
ального затруднения. Соответственно, данный этап
предполагает:
1)
Актуализацию
изученных
способов
дей-
ствий, достаточных для построения нового
знания, их обобщение и знаковую фикса-
цию;
2)
Актуализацию
соответствующих
мысли-
тельных
операций
и
познавательных
про-
цессов;
3)
Мотивацию учащихся к пробному учебному
действию
и
его
самостоятельное
осуще-
ствление;
4)
Фиксирование учащимися индивидуальных
затруднений в выполнении пробного учеб-
ного действия или его обосновании.
Завершение этапа связанно с организацией выхода
учащихся
в
рефлексию
пробного
учебного
дей-
ствия.
Осмысление
образного
и
музыкального
по-
строения
материа ла
пьесы.
на начальном этапе музыкант имеет
дело непосредственно с нотным тек-
стом. Но готовым произведением оно
становится только разученное с пра-
вильными нюансами и темпами .
«Задача исполнителя – оживить ока-
менелые знаки и привести их в дви-
жение» (Бузони Ф . )
Исполняет
произведение
сам.
Во-
прос – когда звучит голос веселого,
когда грустного клоуна?
Играет в ансамбле с учащимся ак-
компанемент –с какими инструмен-
тами можно сравнить партии правой
и левой рук? (правая - флейта, левая
рука – ритмичные удары барабана)
Д.Кабалевского.
Проводит
срав-
нительный
ана-
лиз исполнения
пьесы - осознает
разницу
между
своим
исполне-
нием и исполне-
нием педагога.
Исполняет
фрагменты пье-
сы по голосам и
частям один и в
ансамбле с учи-
телем.
3.
Постановка проблемы. Выявление места и при-
чины затруднения.
Выявление в тексте
эпизодов с особыми
В 1 части обратить внимание на ис-
полнение групп 16-х с чередованием
Ученик озвучи-
вает свои
6
На данном этапе учащиеся выделяют место и при-
чину затруднения для этого они выполняют следу-
ющие учебные действия:
1)
Восстанавливают выполненные операции и
фиксируют (вербально и знаково) место –
шаг, операцию, где возникло затруднение;
2)
Соотносят свои действия с используемым
способом действий, и на этой основе выяв-
ляют и фиксируют во внешней речи причи-
ну
затруднения
–
те
конкретные
знания,
умения или способности, которых недостает
для решения исходной задачи и задач такого
класса или типа вообще.
трудностями и пробле-
мами в пьесе.
# и
♮
, мелодия яркая ,смелая, за-
дорная на f (веселый клоун). Здесь
используется штрих «стаккато» - ко-
роткое,
отрывистое,
«задиристое»
Чтобы легче понять 16-е,можно ис-
пользовать стихотворение:
Я скачу всё быстрей,
Веселю я всех людей.
Это нравится и мне, и всем.
Кувырок назад,
кувырок вперёд,
Кувырок ещё разок.
Вот с этими весёлыми словами цеп-
кими пальцами несколько раз играем
по мотивам, фразам.
Во 2 части – смена характера, мело-
дия исполняется на p (грустный кло-
ун) поучить группы 16-х при перехо-
де к репризе ритмическим рисунком
для достижения ровности и беглости
в исполнении. Активизировать слу-
ховой контроль за фразировкой мело-
дии,
движение
к
главным
нотам,
проблемы после
проигрывания
произведения.
7
стараться не потерять художествен-
ные образы пьесы
В левой руке добиваться легкого цеп-
кого staccatо, представить скачущих
клоунов. В аккордах следить за од-
новременным
взятием
всех
звуков.
Обратить внимание на координацию
рук. Поработать над сочетанием ме-
лодии и аккомпанемента.
4.
Самостоятельная
работа
с
самопроверкой
по
эталону.
При проведении данного этапа используется инди-
видуальная форма работы: учащиеся самостоятель-
но выполняют задания нового типа, осуществляют
их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном,
выявляют
и
корректируют
возможные
ошибки,
определяют способы действий, которые вызывают
у них затруднения и им предстоит их доработать.
В
завершение
организуется
исполнительская
ре-
флексия
хода
реализации
построенного
проекта
учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная
направленность
этапа
состоит
в
организации для каждого ученика ситуации успеха,
Расширить
кругозор,
расширить эмоциональ-
но – чувственное вос-
приятие,
отработать
приобретённые на уро-
ке навыки. Обеспечить
закрепление
учащимся
знаний и способов дей-
ствий,
которые
ему
необходимы
для
само-
стоятельной
работы;
обеспечить
в
ходе
за-
крепления
повышение
уровня
о смысления
Педагог предлагает просмотреть ви-
деозапись и
проанализировать вы-
ступление, побуждает к высказыва-
нию
своего
мнения;
акцентирует
внимание
на
конечных
результатах
учебной деятельности учащегося на
уроке; стимулирует учащегося на до-
стижение положительного результа-
та, создаёт ситуацию успеха.
Учащийся смот-
рит несколько
видео с исполне-
нием пьесы
Д.Кабалевского
«Клоун» выска-
зывает своё мне-
ние об исполне-
ниях. Делает
упражнения, до-
биваясь четкой
координации рук
Затем исполняет
пьесу частями ,
8
мотивирующей его включению в дальнейшую по-
знавательную деятельность.
учащимся
изученного
материала, глубины его
усвоения; создать усло-
вие для выявления ин-
дивидуальных
спосо-
бов
закрепления
учеб-
ного материала.
оценивает свою
игру, что полу-
чилось, что нет,
добивается по-
ложительных ре-
зультатов.
5.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое содержание,
изученное на уроке, и организуется рефлексия и
самооценка учениками собственной учебной дея-
тельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятель-
ности и ее результаты, фиксируется степень их со-
ответствия, и намечаются дальнейшие цели дея-
тельности.
Подведение итога урока
и выставление оценки.
Намечаются последую-
щие этапы работы.
Проводит анализ состоявшегося уро-
ка,
задает
вопросы
по
пройденной
теме, задает домашнее задание.
Учащийся про-
говаривает чёт-
кий план само-
стоятельной до-
машней работы,
анализирует ра-
боту на уроке.
Список литературы
1.
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.
– Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002;
2.
Рокитянская Т.А. «Воспитание звуком». – Ярославль: Академия развития. 2002;
3.
Царева Н.А. «Уроки госпожи Мелодии», Учебное пособие.
– М.: «Артафон», 2000;
9
4.
А.Д.Артоболевская «Первая встреча с музыкой» Москва «Советский композитор»1986 год. 100 стр.
5.
. Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» Москва «Просвещение» 1981 год. 191 стр.
Приложение 1 : Портрет Д.Кабалевского ( 1904-1987гг.)
10
Приложение 2 : Иллюстрации Ю.Мацик «Клоун», Р.Вьюгова «Грустный клоун»
11
веселый, энергичный,
веселый, энергичный, грустный, невеселый,
бодрый, юмористический, безрадостный
шутливый
12
бодрый, юмористичес