Напоминание

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования членами территориальной психолого-медико-педагогической комиссии


Автор: Фёдорова Маргарита Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: гор. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования членами территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЛЕНАМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

Подготовила:

Фёдорова Маргарита Николаевна

педагог-психолог

Санкт-Петербург

2018 г.

Организация работы

педагог-психолог Фёдорова М.Н.

2

Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее,

ТПМПК) – одно из звеньев единой системы психологической помощи и

поддержки населения.

Задачей психолого-педагогического сопровождения является оказание

своевременной квалифицированной консультативно-методической помощи и

поддержки учащимся разного уровня развития и возраста, их родителям,

учителям,

а

также

определение

индивидуального

образовательного

маршрута.

Инклюзия исходит из того, что каждый человек – уникальная и

неповторяющаяся

личность

со

своими

интересами,

способностями

и

потребностями.

Опираясь

на

это,

основными

принципами

психолого-

педагогического

сопровождения

инклюзивного

образования

членами

ТПМПК являются:

приоритет интересов ребёнка;

индивидуальный подход в процессе взаимодействия;

гибкость коммуникации;

мультидисциплинарность;

непрерывность.

Сопровождение предполагает не только создание условий, но и

всестороннюю

поддержку.

Частью

работы

по

сопровождению

является

прямая связь со школами и детскими садами. Выход специалистов ТПМПК в

школы и детские сады, проведение диагностики, необходимы для того, чтобы

выявить детей, имеющих проблемы в развитии, и обеспечить им адресное

сопровождение с момента выявления проблемы до её разрешения.

Наша статистика, обобщающая практический опыт работы, говорит о том,

что за последний год резко возросло количество детей с отклонениями в

развитии.

Содержание работы

педагог-психолог Фёдорова М.Н.

3

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на двух

уровнях: актуальном и перспективном.

Актуальный уровень предусматривает

решение проблем и задач,

связанных

с

профилактикой,

диагностикой

и

коррекцией

трудностей

развития, обучения и воспитания детей, их поведения, а также социальной

адаптацией.

Успешность

развития

детей

с

особыми

нуждами

во

многом

зависит

от

своевременной

диагностики

и

раннего

начала

коррекционно-

развивающей работы с ними.

На актуальном уровне проводится обследование каждого ребёнка, на

основе которого даются заключения, рекомендации и советы родителям и

лицам, их замещающим, учителям.

Перспективный

уровень

ориентирован

на

решение

проблем

максимального

содействия

психическому

и

личностному

развитию

обучающихся

с

учётом

специфики

социализации

на

каждом

возрастном

этапе, направленных на

устранение отклонений в психическом развитии.

На перспективном уровне проводится работа опосредованно с теми, кто

окружает

детей

в

семье,

соприкасается

с

ними

в

процессе

обучения

и

воспитания – родителями, учителями, воспитателями, сверстниками.

Основной формой работы являются консультации для педагогов и

родителей.

Методическое обеспечение работы

Все направления работы требуют методического и организационно-

технического

обеспечения,

что,

безусловно,

способствует

эффективной

деятельности.

Методическое обеспечение ТПМПК включает в себя методический

инструментарий

для

осуществления

диагностических

процедур.

Из

всего

многообразия существующих на данный момент диагностических методик,

мы выбираем те, которые соответствуют целям и задачам обследования.

педагог-психолог Фёдорова М.Н.

4

Выбор метода обследования – один из сложных этапов диагностической

работы. При отборе методик, специалисты следуют целому ряду важных

принципов:

1)

поскольку

необходима

оперативная

информация,

особое

значение

приобретают

методики,

позволяющие

осуществлять

экспресс-

диагностику.

2)

используются

наиболее

значимые

экспресс-методики,

которые

являются

результатом

обобщения

многолетнего

опыта

их

практического применения.

3)

внимание фиксируется не только на том, что может выполнить ребёнок

в

данный

момент,

но

и

спрогнозировать

его

«зону

ближайшего

развития»;

4)

используются

методики,

имеющие

разнонаправленный

характер,

охватывающие все стороны развития ребёнка;

5)

преемственность методик там, где это возможно;

6)

учитываются возрастные нормы физического и нервно-психического

развития детей;

7)

с

целью

достижения

полноты

сведений

о

ребёнке

и

во

избежание

диагностических ошибок, обследование проводится комплексно;

8)

важным

является

определение

последовательности

обследования

ребёнка.

Только грамотное проведение обследования способствует выработке

правильной коррекционной тактики, в частности, решению вопроса о выборе

специальных

условий,

в

которых

нуждается

ребёнок.

На

основании

полученных

результатов

диагностики,

может

быть

точно

определён

образовательный

маршрут,

позволяющий

ему

развиваться

в

силу

своих

возможностей.

Определение

нужного

варианта

происходит

на

основе

заключения ТПМПК.

педагог-психолог Фёдорова М.Н.

5

Особенности развития детей

с ограниченными возможностями здоровья

Обучающиеся с нарушениями психофизического развития нуждаются в

постоянном

психолого-педагогическом

сопровождении.

Психолого-

педагогическое

сопровождение

является

инструментом

развития

познавательной,

волевой

и

эмоциональной

сфер

личности

ребёнка

с

ограниченными возможностями здоровья (далее, ОВЗ).

Детям с особыми образовательными потребностями, в силу своих

особенностей, сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками,

необходимыми

для

успешной

интеграции

и

социализации

в

обществе.

Поэтому

психолого-педагогическое

сопровождение

ориентировано

на

обеспечение максимального проявления положительных эмоций, создание

условий

для

осмысленных

действий,

поощрение

инициативы

и

самостоятельности. Упор делается на более уверенное «могу» такого ребёнка

и

актуальное «надо». По-настоящему помочь ребёнку можно лишь тогда,

когда трудности преодолеваются не за него, а вместе с ним.

Основные закономерности психического развития ребёнка являются

едиными как для нормы, так и для патологии. Но нарушенное развитие имеет

свою

специфику,

формирование

психических

процессов

протекает

с

задержкой

и

отличается

некоторым

своеобразием.

Специфические

закономерности

развития

зависят

от

первичного

дефекта

и

вторичных

отклонений в формировании психики ребёнка с ОВЗ. Чем раньше по времени

возникает

первичный

дефект,

тем

более

выражены

будут

отклонения

психофизического

развития,

и

как

следствие,

повреждение

речевых,

сенсорных или ментальных систем. Однако, наличие того или иного дефекта

(недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества,

развития.

педагог-психолог Фёдорова М.Н.

6

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик:

от

практически

нормально

развивающихся,

испытывающих

временные

и

относительно

легко

устранимые

трудности,

до

детей

с

необратимыми

тяжёлыми

поражениями

центральной

нервной

системы;

от

ребёнка,

способного,

при

специальной

поддержке,

на

равных

обучаться

вместе

с

нормально

развивающимися

сверстниками,

до

детей,

нуждающихся

в

адаптированной

к

их

возможностям,

индивидуальной

программе

образования.

Основные параметры отклоняющегося развития:

низкий уровень психосоциальной зрелости;

изменение способности к приёму и переработке информации;

затруднение формирования понятий;

низкая обучаемость;

несформированность основных навыков и умений;

несоответствие речи возрастным нормам;

колебания работоспособности и темпа деятельности;

нарушение произвольности психических процессов;

трудности социальной адаптации;

эмоциональная незрелость;

постоянное болезненное физическое состояние;

отсутствие заинтересованности в учении.

Все эти разнородные данные должны быть сведены в единую картину

конкретного ребёнка с ОВЗ, по которой будет составлен индивидуальный

образовательный маршрут.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники