Автор: Фёдорова Маргарита Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦППМСП Невского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: гор. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования членами территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
Раздел: дополнительное образование
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЛЕНАМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
Подготовила:
Фёдорова Маргарита Николаевна
педагог-психолог
Санкт-Петербург
2018 г.
Организация работы
педагог-психолог Фёдорова М.Н.
2
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее,
ТПМПК) – одно из звеньев единой системы психологической помощи и
поддержки населения.
Задачей психолого-педагогического сопровождения является оказание
своевременной квалифицированной консультативно-методической помощи и
поддержки учащимся разного уровня развития и возраста, их родителям,
учителям,
а
также
определение
индивидуального
образовательного
маршрута.
Инклюзия исходит из того, что каждый человек – уникальная и
неповторяющаяся
личность
со
своими
интересами,
способностями
и
потребностями.
Опираясь
на
это,
основными
принципами
психолого-
педагогического
сопровождения
инклюзивного
образования
членами
ТПМПК являются:
приоритет интересов ребёнка;
индивидуальный подход в процессе взаимодействия;
гибкость коммуникации;
мультидисциплинарность;
непрерывность.
Сопровождение предполагает не только создание условий, но и
всестороннюю
поддержку.
Частью
работы
по
сопровождению
является
прямая связь со школами и детскими садами. Выход специалистов ТПМПК в
школы и детские сады, проведение диагностики, необходимы для того, чтобы
выявить детей, имеющих проблемы в развитии, и обеспечить им адресное
сопровождение с момента выявления проблемы до её разрешения.
Наша статистика, обобщающая практический опыт работы, говорит о том,
что за последний год резко возросло количество детей с отклонениями в
развитии.
Содержание работы
педагог-психолог Фёдорова М.Н.
3
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на двух
уровнях: актуальном и перспективном.
Актуальный уровень предусматривает
решение проблем и задач,
связанных
с
профилактикой,
диагностикой
и
коррекцией
трудностей
развития, обучения и воспитания детей, их поведения, а также социальной
адаптацией.
Успешность
развития
детей
с
особыми
нуждами
во
многом
зависит
от
своевременной
диагностики
и
раннего
начала
коррекционно-
развивающей работы с ними.
На актуальном уровне проводится обследование каждого ребёнка, на
основе которого даются заключения, рекомендации и советы родителям и
лицам, их замещающим, учителям.
Перспективный
уровень
ориентирован
на
решение
проблем
максимального
содействия
психическому
и
личностному
развитию
обучающихся
с
учётом
специфики
социализации
на
каждом
возрастном
этапе, направленных на
устранение отклонений в психическом развитии.
На перспективном уровне проводится работа опосредованно с теми, кто
окружает
детей
в
семье,
соприкасается
с
ними
в
процессе
обучения
и
воспитания – родителями, учителями, воспитателями, сверстниками.
Основной формой работы являются консультации для педагогов и
родителей.
Методическое обеспечение работы
Все направления работы требуют методического и организационно-
технического
обеспечения,
что,
безусловно,
способствует
эффективной
деятельности.
Методическое обеспечение ТПМПК включает в себя методический
инструментарий
для
осуществления
диагностических
процедур.
Из
всего
многообразия существующих на данный момент диагностических методик,
мы выбираем те, которые соответствуют целям и задачам обследования.
педагог-психолог Фёдорова М.Н.
4
Выбор метода обследования – один из сложных этапов диагностической
работы. При отборе методик, специалисты следуют целому ряду важных
принципов:
1)
поскольку
необходима
оперативная
информация,
особое
значение
приобретают
методики,
позволяющие
осуществлять
экспресс-
диагностику.
2)
используются
наиболее
значимые
экспресс-методики,
которые
являются
результатом
обобщения
многолетнего
опыта
их
практического применения.
3)
внимание фиксируется не только на том, что может выполнить ребёнок
в
данный
момент,
но
и
спрогнозировать
его
«зону
ближайшего
развития»;
4)
используются
методики,
имеющие
разнонаправленный
характер,
охватывающие все стороны развития ребёнка;
5)
преемственность методик там, где это возможно;
6)
учитываются возрастные нормы физического и нервно-психического
развития детей;
7)
с
целью
достижения
полноты
сведений
о
ребёнке
и
во
избежание
диагностических ошибок, обследование проводится комплексно;
8)
важным
является
определение
последовательности
обследования
ребёнка.
Только грамотное проведение обследования способствует выработке
правильной коррекционной тактики, в частности, решению вопроса о выборе
специальных
условий,
в
которых
нуждается
ребёнок.
На
основании
полученных
результатов
диагностики,
может
быть
точно
определён
образовательный
маршрут,
позволяющий
ему
развиваться
в
силу
своих
возможностей.
Определение
нужного
варианта
происходит
на
основе
заключения ТПМПК.
педагог-психолог Фёдорова М.Н.
5
Особенности развития детей
с ограниченными возможностями здоровья
Обучающиеся с нарушениями психофизического развития нуждаются в
постоянном
психолого-педагогическом
сопровождении.
Психолого-
педагогическое
сопровождение
является
инструментом
развития
познавательной,
волевой
и
эмоциональной
сфер
личности
ребёнка
с
ограниченными возможностями здоровья (далее, ОВЗ).
Детям с особыми образовательными потребностями, в силу своих
особенностей, сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками,
необходимыми
для
успешной
интеграции
и
социализации
в
обществе.
Поэтому
психолого-педагогическое
сопровождение
ориентировано
на
обеспечение максимального проявления положительных эмоций, создание
условий
для
осмысленных
действий,
поощрение
инициативы
и
самостоятельности. Упор делается на более уверенное «могу» такого ребёнка
и
актуальное «надо». По-настоящему помочь ребёнку можно лишь тогда,
когда трудности преодолеваются не за него, а вместе с ним.
Основные закономерности психического развития ребёнка являются
едиными как для нормы, так и для патологии. Но нарушенное развитие имеет
свою
специфику,
формирование
психических
процессов
протекает
с
задержкой
и
отличается
некоторым
своеобразием.
Специфические
закономерности
развития
зависят
от
первичного
дефекта
и
вторичных
отклонений в формировании психики ребёнка с ОВЗ. Чем раньше по времени
возникает
первичный
дефект,
тем
более
выражены
будут
отклонения
психофизического
развития,
и
как
следствие,
повреждение
речевых,
сенсорных или ментальных систем. Однако, наличие того или иного дефекта
(недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества,
развития.
педагог-психолог Фёдорова М.Н.
6
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик:
от
практически
нормально
развивающихся,
испытывающих
временные
и
относительно
легко
устранимые
трудности,
до
детей
с
необратимыми
тяжёлыми
поражениями
центральной
нервной
системы;
от
ребёнка,
способного,
при
специальной
поддержке,
на
равных
обучаться
вместе
с
нормально
развивающимися
сверстниками,
до
детей,
нуждающихся
в
адаптированной
к
их
возможностям,
индивидуальной
программе
образования.
Основные параметры отклоняющегося развития:
низкий уровень психосоциальной зрелости;
изменение способности к приёму и переработке информации;
затруднение формирования понятий;
низкая обучаемость;
несформированность основных навыков и умений;
несоответствие речи возрастным нормам;
колебания работоспособности и темпа деятельности;
нарушение произвольности психических процессов;
трудности социальной адаптации;
эмоциональная незрелость;
постоянное болезненное физическое состояние;
отсутствие заинтересованности в учении.
Все эти разнородные данные должны быть сведены в единую картину
конкретного ребёнка с ОВЗ, по которой будет составлен индивидуальный
образовательный маршрут.