Автор: Мисюрова Анастасия Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СШ 14" Населённый пункт: Город Норильск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Урок русского языка по теме "Местоимение" Раздел: начальное образование
Цель урока: создать условия для формирования представления о местоимении, как о ча-
сти речи,
его роли в устной и письменной речи.
Задачи урока:
узнать, какова роль местоимений в тексте;
рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения;
формировать умение правильно употреблять местоимения в речи;
развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письмен-
ную речь;
развивать умение работать в парах;
воспитывать навык самостоятельности;
воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать уст-
ную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся осознавать местоимение как часть речи;
употреблять местоимения вместо существительных;
находить местоимения в тексте;
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс», ученические тетради, презентация со
слайдами, экран, проектор, фото ласточки с письмом, плакат с определением местоимения,
мяч, карточки для парной работы.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность уча-
щихся
Примечание
1.
Орг.
мо-
мент
Н а ч и н а е т с я
у р о к ,
Он
пойдёт
ребятам
в п р о к .
П о с т а р а ю с ь
в с ё
п о н я т ь
-
Буду грамотно писать.
-
Ребята, сегодня
на
уроке
мы
откроем
ещё
одну
маленькую
тайну
русского
языка,
но
чтобы
подобрать ключ к этой тайне, надо
выполнить несколько заданий, но
прежде,
чем
мы
их
выполним,
Дети
настраива-
ются
на
работу,
записывают дату.
Слайд 1.
Слайд2.
1
запишем дату.
2.
Чисто
писание
А чтобы в наших тетрадках был
порядок, я предлагаю начать наш
урок с минутки чистописания, по-
смотрите
внимательно
на
доску,
сегодня мы с вами повторим напи-
сание некоторых букв.
Дети
смотрят
на
слайд
и
повторя-
ю т
н а п и с а н и е
гласной буквы Я,
соединение
букв
МЫ
Слайд 3.
3.
Актуали-
зация
знаний
(работа в
группах)
Чтобы
нам
узнать
что-то
новое,
нужно повторить все то, что мы с
вами уже знаем.
(учитель делит ребят на группы)
- У каждой группы карточка, где
написаны сведения о какой-то ча-
сти речи. Ваша задача: вниматель-
но
прочитать,
определить
часть
речи и привести примеры.
- Посмотрите, ребята, одна колонка
осталась пустой, что же это зна-
чит?
- молодцы, ребята, а какая это часть
речи
сегодня на уроке нам пред-
стоит узнать.
Дети
выполняют
задание в группах
и
догадываются,
что
суще ствует
еще
одна
часть
речи.
4.
Само
опреде-
ление
к
деятель-
ности
Молодцы! Ребята, мы с вами не раз
говорили о том, что за окном у нас
наступило такое прекрасное время
года как весна, а вместе с весной к
нам возвращаются из тёплых стран
наши верные пернатые друзья. Кто
это?
А какие птицы к нам возвращают-
ся?
К нам сегодня на урок тоже приле-
тела в гости одна птичка. Посмот-
рите, вы её узнали?
Что это за птица?
Ребята, она прилетела не одна, а
Ребята
отвечают,
что это птицы.
(Называют
птиц,
которые
прилета-
ю т
и з
т ё п л ы х
стран)
(Ласточка)
Дети
отвечают,
На
доску
при-
крепляется
2
принесла с собой какое-то посла-
ние. Хотите узнать, что в этом по-
слании?
(Ласточки – перелётные птицы.
С приходом весны ласточки воз-
вращаются из тёплых стран. У
ласточек
скоро
появятся
птен-
цы.)
Ребята, ещё раз внимательно про-
читайте текст.
Что в нём не так, какой недоста-
ток?
Как исправить этот недостаток?
Давайте заменим и посмотрим, что
у нас получится?
(Ласточки – перелётные птицы.
С приходом весны они возвраща-
ются из тёплых стран. У них ско-
ро появятся птенцы.)
Слова какой части речи мы замени-
ли в тексте?
А как же называются слова, кото-
рые мы использовали вместо име-
ни существительного?
что
хотят
узнать,
что
написано
в
послании.
Ребята
отвечают,
что постоянно по-
вторяется
слово
ЛАСТОЧКА,
(необходимо заме-
нить его другими
словами).
(Имени существи-
тельного)
(Знающие
учени-
ки
отвечают,
что
это местоимения)
фотография ла-
сточки
с
кон-
вертом в клюве
Учитель откры-
вает конверт и
читает посла-
ние от ласточки
Слайд 3
Слайд 4
5.
Сообще-
ние
Сформулируйте тему нашего уро-
ка.
Тема нашего уро-
ка: Местоимение.
Слайд 5
3
т е м ы
и
задач
урока
Какие задачи мы поставим перед
собой?
Ребята, а как вы считаете, почему
местоимение
получило
такое
на-
звание?
Ученик читает стихотворение:
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
М ы
д о л ж н ы
узнать,
что
такое
местоимение,
для
чего
они
исполь-
зуются в речи.
(употребляются
вместо
имен
су-
ществительных)
Слайд 6
Слайд 7
6.
Физми-
нутка
для глаз
Прежде
чему
знавать
н о во е
дальше, давайте немного отдохнём
и потренируем наши глазки.
Физминутка для глаз.
Дети
тренируют
глазки.
Слайд 8 (вклю-
чатся
с
музы-
кой – нажать на
значок)
7.
Первич-
ное
усвоение
новых
знаний
Молодцы! Отдохнули, давайте про-
должим дальше разгадывать тайну
русского языка. Ребята, а давайте
немного понаблюдаем за местоиме-
ниями и узнаем о них ещё кое-что
интересное. Готовы?
Прочитайте отрывок из стихотво-
рения о слоне.
На
какой
вопрос
отвечает
слово
«слон»?
Каким
местоимением
заменяется
слово СЛОН?
Дети читают сти-
хот в о р е н и я
н а
слайде
Отвечает
на
во-
прос КТО?
(Слово слон заме-
няется
местоиме-
Слайды 9-10
Слайд 11
4
На
какой
вопрос
отвечает
слово
«он».
Значит, какой вывод мы можем сде-
лать?
Молодцы! Это сходство с именем
существительным, а в чём же раз-
личие?
Давайте понаблюдаем.
Уберём
из
стихотворения
первую
строчку и прочитаем.
Понятно ли о ком говорится в сти-
хотворении?
Значит, какой вывод мы можем сде-
лать?
А теперь давайте полностью про-
читаем определение, которое у нас
получилось? Что же такое место-
имение?
нием ОН)
Отвечает на опрос
КТО?
Дети
делают
вы-
вод,
что
место-
имение
отвечает
на те же вопросы,
что
и
имя
суще-
ствительное.
Дети читают
Нет,
не
понятно,
вместо
местоиме-
ния
ОН
можно
подставить
разные слова.
Дети
отвечают,
что местоимение
не называет пред-
мет, а только ука-
зывает на него.
Местоимение
–
часть
речи,
кото-
рая
заменяет
в
предложениях
имя
с у щ е с т в и-
тельное,
отвечает
на те же вопросы,
что
и
существи-
тельное, но не на-
зывает
предметы,
Слайд 12
Слайд 13
5
А как вы думаете, зачем же нам ме-
стоимения нужны? Может, мы бы
без них могли обойтись?
Хорошо, ребята, вот мы с вами и
разгадали ещё одну тайну русского
языка, узнали, что такое местоиме-
ние! Давайте откроем учебники на
стр.
101-102,
там
есть
правило
тётушки совы, которое вам необхо-
димо будет выучить дома, а сейчас
давайте
проверим,
как
эта
разга-
данная тайна поможет вам в изуче-
нии
русского
языка,
выполним
упражнение _174____.
Молодцы! Всё сделали правильно!
а
указывает
на
них.
Ответы детей:
местоимения
за-
меняют существи-
тельные, чтобы не
было повторов од-
них и тех же слов,
чтобы
текст
был
более красивым и
правильным.
Ребята открывают
учебники и вы-
полняют задание
из упражнения
174
8.
Физ. ми-
нутка
Давайте немного отдохнём!
Выполняем
упражнение
вме-
сте со сказочными
героями.
Слайды 14-18
6
9.
Закреп-
ление
получен-
ных зна-
ний
Сейчас мы с вами закрепим то, что
узнали
сегодня.
Давайте
немного
поиграем.
Я вам бросаю мяч и называю имя
существительное, а вы мне возвра-
щаете мяч, заменяя это существи-
тельное местоимением.
Молодцы!
А сейчас давайте поработаем в па-
рах.
У
вас
на
столах
небольшие
карточки
с
заданием.
Что
нужно
выполнить? Кто скажет?
Посовещайтесь в парах, какие ме-
стоимения
нужно
вставить
в
предложения. Какая пара быстрее
справится, поднимает вместе руки
вверх и мы проверяем.
Все ребята справились и всё запи-
сали верно. Молодцы!
Играем
в
игру
«Замени
ме сто-
имением»
Дети
озвучивают
задание:
нужно
вставить
пропу-
щенные
м е с то-
имения.
Ребята
в
парах
вставляют
пропущенные ме-
стоимения,
осу-
ществляется
про-
в е р к а ,
з а т е м
предложения
за-
писывают в тетра-
ди.
Слайд 19
Слайд 20
10. Рефлек-
сия
Ребята,
а
теперь
давайте
оценим
свою работу на уроке. У вас на сто-
лах
лежат
смайлики.
Поднимите
тот смайлик, который соответству-
ют вашей работе на уроке.
Дети выбирают и
поднимают
вы-
бранный смайлик.
Слайд 21
11.
Подве-
дение
итогов
урока
А теперь давайте подведём итог на-
шего урока.
Какую тайну русского
языка мы сегодня с вами разгада-
ли?
- Какую часть речи изучали?
Ответы детей: мы
узнали, что такое
местоимение,
как
о н о
с вя з а н о
с
именем существи-
тельным, зачем в
Слайд 22
7
- Какое определение вывели?
-
Что вы можете сказать о роли ме-
стоимений в речи?
Спасибо за урок!
речи
нужны
ме-
стоимения и т.д.
Слайд 23
8