Напоминание

Урок русского языка по теме "Местоимение"


Автор: Мисюрова Анастасия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ 14"
Населённый пункт: Город Норильск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка по теме "Местоимение"
Раздел: начальное образование





Назад





Разработка урока «Местоимение как часть речи»

Цель урока:
создать условия для формирования представления о местоимении, как о ча- сти речи, его роли в устной и письменной речи.
Задачи урока:
узнать, какова роль местоимений в тексте; рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения; формировать умение правильно употреблять местоимения в речи; развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письмен- ную речь; развивать умение работать в парах; воспитывать навык самостоятельности; воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать уст- ную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся осознавать местоимение как часть речи; употреблять местоимения вместо существительных; находить местоимения в тексте;
Тип урока:
урок усвоения новых знаний.
Оборудование:
учебник «Русский язык. 2 класс», ученические тетради, презентация со слайдами, экран, проектор, фото ласточки с письмом, плакат с определением местоимения, мяч, карточки для парной работы.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность уча- щихся Примечание 1. Орг. мо- мент Н а ч и н а е т с я у р о к , Он пойдёт ребятам в п р о к . П о с т а р а ю с ь в с ё п о н я т ь - Буду грамотно писать. - Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, Дети настраива- ются на работу, записывают дату. Слайд 1. Слайд2. 1
запишем дату. 2. Чисто писание А чтобы в наших тетрадках был порядок, я предлагаю начать наш урок с минутки чистописания, по- смотрите внимательно на доску, сегодня мы с вами повторим напи- сание некоторых букв. Дети смотрят на слайд и повторя- ю т н а п и с а н и е гласной буквы Я, соединение букв МЫ Слайд 3. 3. Актуали- зация знаний (работа в группах) Чтобы нам узнать что-то новое, нужно повторить все то, что мы с вами уже знаем. (учитель делит ребят на группы) - У каждой группы карточка, где написаны сведения о какой-то ча- сти речи. Ваша задача: вниматель- но прочитать, определить часть речи и привести примеры. - Посмотрите, ребята, одна колонка осталась пустой, что же это зна- чит? - молодцы, ребята, а какая это часть речи сегодня на уроке нам пред- стоит узнать. Дети выполняют задание в группах и догадываются, что суще ствует еще одна часть речи. 4. Само опреде- ление к деятель- ности Молодцы! Ребята, мы с вами не раз говорили о том, что за окном у нас наступило такое прекрасное время года как весна, а вместе с весной к нам возвращаются из тёплых стран наши верные пернатые друзья. Кто это? А какие птицы к нам возвращают- ся? К нам сегодня на урок тоже приле- тела в гости одна птичка. Посмот- рите, вы её узнали? Что это за птица? Ребята, она прилетела не одна, а Ребята отвечают, что это птицы. (Называют птиц, которые прилета- ю т и з т ё п л ы х стран) (Ласточка) Дети отвечают, На доску при- крепляется 2
принесла с собой какое-то посла- ние. Хотите узнать, что в этом по- слании?
(Ласточки – перелётные птицы.

С приходом весны ласточки воз-

вращаются из тёплых стран. У

ласточек

скоро

появятся

птен-

цы.)
Ребята, ещё раз внимательно про- читайте текст. Что в нём не так, какой недоста- ток? Как исправить этот недостаток? Давайте заменим и посмотрим, что у нас получится?
(Ласточки – перелётные птицы.

С приходом весны они возвраща-

ются из тёплых стран. У них ско-

ро появятся птенцы.)
Слова какой части речи мы замени- ли в тексте? А как же называются слова, кото- рые мы использовали вместо име- ни существительного? что хотят узнать, что написано в послании. Ребята отвечают, что постоянно по- вторяется слово ЛАСТОЧКА, (необходимо заме- нить его другими словами). (Имени существи- тельного) (Знающие учени- ки отвечают, что это местоимения) фотография ла- сточки с кон- вертом в клюве Учитель откры- вает конверт и читает посла- ние от ласточки Слайд 3 Слайд 4 5. Сообще- ние Сформулируйте тему нашего уро- ка. Тема нашего уро- ка: Местоимение. Слайд 5 3
т е м ы и задач урока Какие задачи мы поставим перед собой? Ребята, а как вы считаете, почему местоимение получило такое на- звание? Ученик читает стихотворение: Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! М ы д о л ж н ы узнать, что такое местоимение, для чего они исполь- зуются в речи. (употребляются вместо имен су- ществительных) Слайд 6 Слайд 7 6. Физми- нутка для глаз Прежде чему знавать н о во е дальше, давайте немного отдохнём и потренируем наши глазки. Физминутка для глаз. Дети тренируют глазки. Слайд 8 (вклю- чатся с музы- кой – нажать на значок) 7. Первич- ное усвоение новых знаний Молодцы! Отдохнули, давайте про- должим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоиме- ниями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы? Прочитайте отрывок из стихотво- рения о слоне. На какой вопрос отвечает слово «слон»? Каким местоимением заменяется слово СЛОН? Дети читают сти- хот в о р е н и я н а слайде Отвечает на во- прос КТО? (Слово слон заме- няется местоиме- Слайды 9-10 Слайд 11 4
На какой вопрос отвечает слово «он». Значит, какой вывод мы можем сде- лать? Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же раз- личие? Давайте понаблюдаем. Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем. Понятно ли о ком говорится в сти- хотворении? Значит, какой вывод мы можем сде- лать? А теперь давайте полностью про- читаем определение, которое у нас получилось? Что же такое место- имение? нием ОН) Отвечает на опрос КТО? Дети делают вы- вод, что место- имение отвечает на те же вопросы, что и имя суще- ствительное. Дети читают Нет, не понятно, вместо местоиме- ния ОН можно подставить разные слова. Дети отвечают, что местоимение не называет пред- мет, а только ука- зывает на него. Местоимение – часть речи, кото- рая заменяет в предложениях имя с у щ е с т в и- тельное, отвечает на те же вопросы, что и существи- тельное, но не на- зывает предметы, Слайд 12 Слайд 13 5
А как вы думаете, зачем же нам ме- стоимения нужны? Может, мы бы без них могли обойтись? Хорошо, ребята, вот мы с вами и разгадали ещё одну тайну русского языка, узнали, что такое местоиме- ние! Давайте откроем учебники на стр. 101-102, там есть правило тётушки совы, которое вам необхо- димо будет выучить дома, а сейчас давайте проверим, как эта разга- данная тайна поможет вам в изуче- нии русского языка, выполним упражнение _174____. Молодцы! Всё сделали правильно! а указывает на них. Ответы детей: местоимения за- меняют существи- тельные, чтобы не было повторов од- них и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным. Ребята открывают учебники и вы- полняют задание из упражнения 174 8. Физ. ми- нутка Давайте немного отдохнём! Выполняем упражнение вме- сте со сказочными героями. Слайды 14-18 6
9. Закреп- ление получен- ных зна- ний Сейчас мы с вами закрепим то, что узнали сегодня. Давайте немного поиграем. Я вам бросаю мяч и называю имя существительное, а вы мне возвра- щаете мяч, заменяя это существи- тельное местоимением. Молодцы! А сейчас давайте поработаем в па- рах. У вас на столах небольшие карточки с заданием. Что нужно выполнить? Кто скажет? Посовещайтесь в парах, какие ме- стоимения нужно вставить в предложения. Какая пара быстрее справится, поднимает вместе руки вверх и мы проверяем. Все ребята справились и всё запи- сали верно. Молодцы! Играем в игру «Замени ме сто- имением» Дети озвучивают задание: нужно вставить пропу- щенные м е с то- имения. Ребята в парах вставляют пропущенные ме- стоимения, осу- ществляется про- в е р к а , з а т е м предложения за- писывают в тетра- ди. Слайд 19 Слайд 20 10. Рефлек- сия Ребята, а теперь давайте оценим свою работу на уроке. У вас на сто- лах лежат смайлики. Поднимите тот смайлик, который соответству- ют вашей работе на уроке. Дети выбирают и поднимают вы- бранный смайлик. Слайд 21 11. Подве- дение итогов урока А теперь давайте подведём итог на- шего урока. Какую тайну русского языка мы сегодня с вами разгада- ли? - Какую часть речи изучали? Ответы детей: мы узнали, что такое местоимение, как о н о с вя з а н о с именем существи- тельным, зачем в Слайд 22 7
- Какое определение вывели?
-
Что вы можете сказать о роли ме- стоимений в речи? Спасибо за урок! речи нужны ме- стоимения и т.д. Слайд 23 8


В раздел образования