Автор: Захарова Надежда Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 4"
Населённый пункт: город Чудово Новгородская область
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"
Раздел: начальное образование
Захарова Н.А, учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №4». г. Чудово, Новгородской обл.
Конспект урока русского языка 4 класс
Сочинение по картине И.Э. Грабаря
«Февральская лазурь».
Тема урока: Сочинение по картине И.Э. Грабаря «февральская лазурь».
Цель: развивать умение определять тему картины, описывать картину с
использованием изобразительных средств языка, раскрывая замысел
художника, передавать своё отношение к картине.
Формируемые УУД:
Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные – владение формами речи в соответствии с
грамматическими нормами родного языка.
Регулятивные – составление плана и последовательности действий.
Личностные – этическое оценивание усваемого содержания,
обеспечивающего моральный выбор на основе личностных действий,
осознание этической ценности русского языка; стремление к речевому
самосовершенствованию, к усвоению грамматических средств для
свободного выражения мыслей.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: портрет И.Э. Грабаря,
П.И. Чайковский «времена года»,
репродукция картины «февральская лазурь», компьютер, проектор, доска,
экран, толковый словарь Ожегова.
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащегося
Способ
деятельности УУД
на этапе работы
I .
Организационны
й момент. (Этап
самоопределения
)
1- 2 мин.
- Посмотрите
друг на друга.
Улыбнитесь.
Мысленно
пожелайте удачи,
хорошего
настроения,
успехов в
открытии нового.
- Перед Вами на
экране карточки
со словами. Из
этих слов устно в
парах
постарайтесь
составить два
предложения.
- Что у Вас
получилось?
- Объясните их.
- Какой
фразеологически
й оборот мы
выберем девизом
нашего урока?
Учащиеся
мысленно
обмениваются
пожеланиями.
Работа в парах.
Слайд №1.
засучив спустя
работать рукава.
Два
фразеологически
х оборота:
- Работать спустя
рукава.
- Работать
засучив рукава.
Объяснения
учащихся.
Слайд №2.
- Работать
засучив рукава.
Личностные:
самоопределение
Коммуникативные
: планирование
сотрудничества с
учителем и
одноклассниками.
- работа в парах
(аргументация
своего мнения и
позиции в
коммуникации).
II. Актуализация
знаний.
4-5 мин.
- Тогда за работу.
- Посмотрите на
доску.
- Чью
репродукцию
картины вы
видите?
- Как она
называется?
- Кто и где видел
Слайд №3.
Рассматривание.
Репродукция
картины И.Э
Грабаря –
«февральская
лазурь».
Познавательные:
выдвижение
гипотез, их
обоснование.
Познавательные:
приобретение
новых знаний.
Коммуникативные
: сотрудничество с
учителем и
эту картину?
- Кто что-нибудь
знает про этого
художника?
Сведения о
художнике.
(1-2 мин)
Слушают,
воспринимают
материал.
Игорь
Эммануилович
Грабарь (1871 –
1960г) после
окончания
юридического
факультета
Петербургского
университета
поступил в
высшую
художественную
школу при
Академии
художеств. Его
учителем был
И.Е. Репин.
Картины Грабаря
проникнуты
радостным
чувством и
воспевают
красоту и
величие родной
природы.
учениками.
Личностные:
этическое
оценивание
усваемого
материала,
обеспечивающие
моральный выбор
на основе
личностных
дейсвий.
III. Работа с
картиной
(подготовка к
восприятию
картины)
2-3 мин.
- Вы были в
зимней берёзовой
роще?
- Закройте глаза,
представьте, что
вы пришли туда.
- Что возникло
перед вашими
глазами?
- Расскажите.
Звучит лёгкая
музыка по песне
С. Есенина
«Берёза».
Дети вспоминают
стих С.Есенина
«Белая берёза» и
делятся своими
впечатлениями.
Коммуникативные
: работа в парах
(аргументация
своего мнения)
Познавательные:
осознанное
построение
речевого
высказывания.
IV. Основная
работа с
Многие
писатели, поэты,
Познавательные:
осознанное
картиной.
10 – 15 мин.
художники
воспевают
красоту русской
природы.
Николай
Иванович
Рыленко даёт
такой совет:
«Чтобы понять
картину её мало
увидеть; в неё
надо
всмотреться, её
мало услышать,
надо вслушаться,
в прелесть
застенчивой
природы.
Давайте
послушаем его
советы и
внимательно
рассмотрим и
прочитаем
картину Грабаря
«Февральская
лазурь», но уже в
другое время
суток, чем берёза
Есенина.
- Почему картина
так названа, а не
«Берёзовая
роща»?
- Какой
февральский
день изобразил
художник?
- Рассмотрите
небо. Какое оно?
- Какой снег?
- А можно ли
сказать, что он
сиреневый и
почему?
Потому, что здесь
больше
рассказывается о
февральском дне.
Ясный,
солнечный.
Ярко-голубое или
лазоревое.
Голубой.
Да, можно. Снег
сверкает на
солнце и
переливается.
построение
речевого
высказывания.
Поиск и
выделение
информации.
Коммуникативные
: владение
формами речи в
соответствии с
грамматическими
и
синтаксическими
нормами родного
языка.
- Что можно
сказать о берёзе
на переднем
плане? Какая
она?
- Могу ли я
сказать, что она «
жемчужная»?
- А что такое
жемчуг?
- Какие у неё
ветви? Что они
напоминают?
- Куда они
устремились?
- Что можно
сказать про тени?
Какие они?
- А почему они
такие
необычные?
- А как вы
думаете, рисуя
свою картину
такими яркими
необычными
красками, что
Белая.
Да.
Слайд №4.
Словарное
толкование по
словарю
Ожегова.
«Жемчуг твёрдое
вещество,
образующее в
теле моллюсков
(морских мелких
животных в виде
зёрен), обычно
белого цвета.
Употребляется
как драгоценный
камень»
Ярко-красные,
розовые или
коралловые.
Они тянутся
вверх, к жизни, к
солнцу.
Сиреневые.
Так как небо
голубое, ветви
розовые – вот и
получается такой
цвет на белом
снегу.
Красоту, величие
русской природы.
Гордость за свою
Русь.
хотел показать
нам художник?
- Что можно
сказать о других
берёзах?
- Что они
образовали
вокруг этой
величественной
берёзы?
- Можно ли
сказать, что это
подружки-
берёзки?
- Составьте о них
предложения.
- А теперь
представьте, что
вы вышли в эту
загадочную рощу.
Не хочется ли
вам здесь
остаться и
отдохнуть?
Берёзки-
подружки.
Дружный
хоровод.
Вокруг
красавицы
берёзы стоят её
девицы-
подружки и водят
вокруг неё
праздничный
хоровод.
Очень хочется.
Постоять в
тишине,
полюбоваться
этой красотой.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой в
группах.
Письмо
сочинения.
Орфографическа
я работа с
планом.
20 мин.
Вот мы и
прочитали всё,
что написано в
этой картине.
План:
I . Вступление.
Художник
Грабарь и его
картина.
II. Основная
часть.
Таинственный
праздник
природы:
1 . Лазоревое
небо.
2. Сиреневый
Слайд№5
Регулятивные:
работа по
заданному плану;
сохранение
задачи, волевая
саморегуляция.
Коммуникативные
: сотрудничество с
одноклассниками.
снег.
3. Жемчужная
берёза.
4. Коралловые
ветви.
5. Загадочные
сапфировые
тени.
6. Праздничный
хоровод.
III. Заключение.
Мои впечатления
о картине.
VI. Итог урока.
5 мин.
Дети зачитывают
свои сочинения
(по желанию)
VII. Рефлексия
- Какую задачу
ставили?
- Удалось ли её
решить?
- Какие
получились
результаты?
- Где можно
применить
полученные
знания.
Коммуникативные
: умение выражать
свои мысли.