Напоминание

Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"


Автор: Захарова Надежда Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 4"
Населённый пункт: город Чудово Новгородская область
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"
Раздел: начальное образование





Назад




Захарова Н.А, учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №4». г. Чудово, Новгородской обл.

Конспект урока русского языка 4 класс

Сочинение по картине И.Э. Грабаря

«Февральская лазурь».

Тема урока: Сочинение по картине И.Э. Грабаря «февральская лазурь».

Цель: развивать умение определять тему картины, описывать картину с

использованием изобразительных средств языка, раскрывая замысел

художника, передавать своё отношение к картине.

Формируемые УУД:

Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого

высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные – владение формами речи в соответствии с

грамматическими нормами родного языка.

Регулятивные – составление плана и последовательности действий.

Личностные – этическое оценивание усваемого содержания,

обеспечивающего моральный выбор на основе личностных действий,

осознание этической ценности русского языка; стремление к речевому

самосовершенствованию, к усвоению грамматических средств для

свободного выражения мыслей.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: портрет И.Э. Грабаря,

П.И. Чайковский «времена года»,

репродукция картины «февральская лазурь», компьютер, проектор, доска,

экран, толковый словарь Ожегова.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащегося

Способ

деятельности УУД

на этапе работы

I .

Организационны

й момент. (Этап

самоопределения

)

1- 2 мин.

- Посмотрите

друг на друга.

Улыбнитесь.

Мысленно

пожелайте удачи,

хорошего

настроения,

успехов в

открытии нового.

- Перед Вами на

экране карточки

со словами. Из

этих слов устно в

парах

постарайтесь

составить два

предложения.

- Что у Вас

получилось?

- Объясните их.

- Какой

фразеологически

й оборот мы

выберем девизом

нашего урока?

Учащиеся

мысленно

обмениваются

пожеланиями.

Работа в парах.

Слайд №1.

засучив спустя

работать рукава.

Два

фразеологически

х оборота:

- Работать спустя

рукава.

- Работать

засучив рукава.

Объяснения

учащихся.

Слайд №2.

- Работать

засучив рукава.

Личностные:

самоопределение

Коммуникативные

: планирование

сотрудничества с

учителем и

одноклассниками.

- работа в парах

(аргументация

своего мнения и

позиции в

коммуникации).

II. Актуализация

знаний.

4-5 мин.

- Тогда за работу.

- Посмотрите на

доску.

- Чью

репродукцию

картины вы

видите?

- Как она

называется?

- Кто и где видел

Слайд №3.

Рассматривание.

Репродукция

картины И.Э

Грабаря –

«февральская

лазурь».

Познавательные:

выдвижение

гипотез, их

обоснование.

Познавательные:

приобретение

новых знаний.

Коммуникативные

: сотрудничество с

учителем и

эту картину?

- Кто что-нибудь

знает про этого

художника?

Сведения о

художнике.

(1-2 мин)

Слушают,

воспринимают

материал.

Игорь

Эммануилович

Грабарь (1871 –

1960г) после

окончания

юридического

факультета

Петербургского

университета

поступил в

высшую

художественную

школу при

Академии

художеств. Его

учителем был

И.Е. Репин.

Картины Грабаря

проникнуты

радостным

чувством и

воспевают

красоту и

величие родной

природы.

учениками.

Личностные:

этическое

оценивание

усваемого

материала,

обеспечивающие

моральный выбор

на основе

личностных

дейсвий.

III. Работа с

картиной

(подготовка к

восприятию

картины)

2-3 мин.

- Вы были в

зимней берёзовой

роще?

- Закройте глаза,

представьте, что

вы пришли туда.

- Что возникло

перед вашими

глазами?

- Расскажите.

Звучит лёгкая

музыка по песне

С. Есенина

«Берёза».

Дети вспоминают

стих С.Есенина

«Белая берёза» и

делятся своими

впечатлениями.

Коммуникативные

: работа в парах

(аргументация

своего мнения)

Познавательные:

осознанное

построение

речевого

высказывания.

IV. Основная

работа с

Многие

писатели, поэты,

Познавательные:

осознанное

картиной.

10 – 15 мин.

художники

воспевают

красоту русской

природы.

Николай

Иванович

Рыленко даёт

такой совет:

«Чтобы понять

картину её мало

увидеть; в неё

надо

всмотреться, её

мало услышать,

надо вслушаться,

в прелесть

застенчивой

природы.

Давайте

послушаем его

советы и

внимательно

рассмотрим и

прочитаем

картину Грабаря

«Февральская

лазурь», но уже в

другое время

суток, чем берёза

Есенина.

- Почему картина

так названа, а не

«Берёзовая

роща»?

- Какой

февральский

день изобразил

художник?

- Рассмотрите

небо. Какое оно?

- Какой снег?

- А можно ли

сказать, что он

сиреневый и

почему?

Потому, что здесь

больше

рассказывается о

февральском дне.

Ясный,

солнечный.

Ярко-голубое или

лазоревое.

Голубой.

Да, можно. Снег

сверкает на

солнце и

переливается.

построение

речевого

высказывания.

Поиск и

выделение

информации.

Коммуникативные

: владение

формами речи в

соответствии с

грамматическими

и

синтаксическими

нормами родного

языка.

- Что можно

сказать о берёзе

на переднем

плане? Какая

она?

- Могу ли я

сказать, что она «

жемчужная»?

- А что такое

жемчуг?

- Какие у неё

ветви? Что они

напоминают?

- Куда они

устремились?

- Что можно

сказать про тени?

Какие они?

- А почему они

такие

необычные?

- А как вы

думаете, рисуя

свою картину

такими яркими

необычными

красками, что

Белая.

Да.

Слайд №4.

Словарное

толкование по

словарю

Ожегова.

«Жемчуг твёрдое

вещество,

образующее в

теле моллюсков

(морских мелких

животных в виде

зёрен), обычно

белого цвета.

Употребляется

как драгоценный

камень»

Ярко-красные,

розовые или

коралловые.

Они тянутся

вверх, к жизни, к

солнцу.

Сиреневые.

Так как небо

голубое, ветви

розовые – вот и

получается такой

цвет на белом

снегу.

Красоту, величие

русской природы.

Гордость за свою

Русь.

хотел показать

нам художник?

- Что можно

сказать о других

берёзах?

- Что они

образовали

вокруг этой

величественной

берёзы?

- Можно ли

сказать, что это

подружки-

берёзки?

- Составьте о них

предложения.

- А теперь

представьте, что

вы вышли в эту

загадочную рощу.

Не хочется ли

вам здесь

остаться и

отдохнуть?

Берёзки-

подружки.

Дружный

хоровод.

Вокруг

красавицы

берёзы стоят её

девицы-

подружки и водят

вокруг неё

праздничный

хоровод.

Очень хочется.

Постоять в

тишине,

полюбоваться

этой красотой.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V.

Самостоятельная

работа с

самопроверкой в

группах.

Письмо

сочинения.

Орфографическа

я работа с

планом.

20 мин.

Вот мы и

прочитали всё,

что написано в

этой картине.

План:

I . Вступление.

Художник

Грабарь и его

картина.

II. Основная

часть.

Таинственный

праздник

природы:

1 . Лазоревое

небо.

2. Сиреневый

Слайд№5

Регулятивные:

работа по

заданному плану;

сохранение

задачи, волевая

саморегуляция.

Коммуникативные

: сотрудничество с

одноклассниками.

снег.

3. Жемчужная

берёза.

4. Коралловые

ветви.

5. Загадочные

сапфировые

тени.

6. Праздничный

хоровод.

III. Заключение.

Мои впечатления

о картине.

VI. Итог урока.

5 мин.

Дети зачитывают

свои сочинения

(по желанию)

VII. Рефлексия

- Какую задачу

ставили?

- Удалось ли её

решить?

- Какие

получились

результаты?

- Где можно

применить

полученные

знания.

Коммуникативные

: умение выражать

свои мысли.



В раздел образования