Напоминание

Развитие артистизма подростков на занятиях по эстрадному вокалу


Автор: Кручинина Светлана Дмитриевна
Должность: педагог по эстрадному вокалу
Учебное заведение: МБУ ДО "Музыкальная школа №56"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие артистизма подростков на занятиях по эстрадному вокалу
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности развития артистизма подростков на уроках эстрадного

вокала в музыкальной школе

С.П. Кручинина, преподаватель МБУ ДО «Музыкальная школа №56»

г. Анжеро-Судженск, Кемеровской области

Одной

из

творческих

задач,

которая

стоит

перед

педагогом

по

эстрадному

вокалу,

является

развития

артистизма

обучающихся.

Если

ребенок начал обучаться в младшем школьном возрасте, то к подростковому

периоду, как правило, его артистизм развит довольно хорошо. Если же к

вокальным занятиям в музыкальной школе приступает подросток, педагогу

необходимо большое внимание уделять развитию его артистических качеств.

Младшие

подростки

(10-12

лет)

характеризуются

повышенной

утомляемостью, что вызывает необходимость строить занятия по мозаичному

принципу, часто чередуя различные формы работы. Это касается и работы

педагога, направленной на развитие артистизма. Так, учитывая повышенную

утомляемость

подростков,

в

программу

по

вокалу

следует

включать

произведения контрастного эмоционального содержания, вживание в образ

которых будет интересно для подростка.

Необходимо учитывать и то, что учащиеся этого возраста склонны к

стереотипным действиям и стандартам поведения. Исходя из этого, при всем

возможном разнообразии применяемых форм и методов проведения занятий

основа урока, его структура, как правило, должна оставаться неизменной.

При этом содержание урока должно быть обращено к эмоциональной сфере

младшего подростка, обучающегося в системе дополнительного образования.

Здесь работа над развитием артистизмом является весьма целесообразной.

Желание отмежеваться в этом возрасте от всего детского вызывает

необходимость

особого

внимания

к

певческому

репертуару,

особенно

к

тексту, который должен отвечать интересам и потребностям детей. Поэтому

при

работе

над

развитием

артистизма

для

младших

подростков

следует

подбирать образы, соответствующие интересам и потребностям конкретного

ребенка.

В отличие от младших подростков, как отмечает Ю.Б. Алиев, учащиеся

старшего подросткового возраста (13 -15 лет) испытывают избыток энергии,

атмосфера

преодоления

трудностей

едва

ли

не

самая

для

них

приятная.

Сложные

задания

они

выполняют

с

большим

азартом.

Это

весьма

благоприятная почва для развития артистизма. Так, старшему подростку уже

можно предложить более «далекий» от него самого образ, поставить задачу

досконального

изучения

замысла

композитора,

реконструировать

предысторию событий и так далее.

Возросшая активность учащихся не может не учитываться учителем

музыки,

но

в

певческой

деятельности

ему

нужно

быть

достаточно

осторожным, поскольку подавляющее большинство старших подростков еще

находятся в периоде острой мутации. Поэтому работа над артистизмом с

обучающимися

вокалу

должна

соотносится

с

бережным

отношением

к

детскому голосу.

Переизбыток жизненной энергии влечет за собой и появление другой

возрастной

особенности:

старший

подросток

не

переносит

ситуации

ожидания. И это заставляет учителя планировать каждую минуту урока,

вовлекать в активную работу как можно больше учащихся.

К

качественно

новым

особенностям

этого

возраста

относится

и

изменение взаимоотношений между мальчиками и девочками, зарождение

интереса

к

духовному

миру

взрослых.

Поэтому

в

содержание

учебных

занятий

необходимо

включать

музыкальные

произведения,

связанные

с

внутренними переживаниями человека. Это опять подводит нас к мысли о

педагогической целесообразности работы над артистизмом в подростковом

возрасте.

Детей этого возраста характеризует также гипертрофированное чувство

собственного достоинства и жажда популярности. Данное обстоятельство

преподаватель

вокала

может

весьма

успешно

использовать,

ведь

для

начинающего вокалиста артистизм является просто необходимым качеством.

К 12-13 годам у подростков обнаруживается ярко выраженная потребность в

самовоспитании

-

процессе

для

старших

подростков

эмоционально

привлекательном, даже если результаты его скажутся лишь в отдаленном

будущем. И эта возрастная особенность может быть с успехом использована

для

приобщения

старших

подростков

к

высокой

музыке,

к

потребности

исполнять музыкальные произведения на более высоком уровне.

В первый год обучения не следует петь репертуарные произведения, так

как это ведет за собой излишнюю нагрузку на связки, приводящую к срыву

голоса.

В

течение

года

рекомендуется

заниматься

только

техническими

упражнениями.

На

втором

году

обучения

можно

вводить

в

репертуар

различные несложные произведения. Материал лучше брать из записей звезд

эстрады. Ученик должен научиться “снимать” голосоведения с магнитофона.

Желательно подобрать мелодию на фортепиано. Текст должен быть заучен

наизусть.

На

третьем

году

обучения

вводят

более

сложные

произведения,

продолжая

заниматься

развитием

техники

голоса,

используя

упражнения.

Ученик

должен

развиваться

самостоятельно,

искать

свой

репертуар.

Проблема

репертуара

-

основная

проблема

начинающего

певца.

От

него

зависит стилистический образ артиста. Педагог не только учит петь, но и

помогает

личности

развиваться,

опираясь

на

основные

моральные

и

нравственные критерии понятия добра и зла.

В содержании и организации уроков вокала, направленных на развитие

артистизма,

необходимо

также

учитывать

потребность

учащихся

в

воспитании собственной воли, которая есть практически у всех детей.

Таким образом, специфика процесса развития артистизма подростков,

обучающихся

в

системе

дополнительного

образования

обусловлена

возрастными

особенностями

рассматриваемого

контингента,

в

частности

особенностями эмоциональной сферы подростков.



В раздел образования