Напоминание

Из истории создания фортепиано


Автор: Фирсенкова Елена Николаевна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО Дубровская ДШИ
Населённый пункт: Брянская обл п. Дубровка
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Из истории создания фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Из истории создания фортепиано

Фортепиано – это удивительный музыкальный инструмент; пожалуй, самый

совершенный. Существует он в двух разновидностях – рояль, что означает

«королевский», и пианино.

История создания этого удивительного инструмента уходит своими корнями

в глубокую древность. С тех пор, как первобытный человек стал использовать

для охоты лук и стрелы, он заметил, что момент спуска стрелы

сопровождается гудящим звуком, возникающим от колебания тетивы.

Заинтересовавшись этим, человек стал использовать лук как орудие для

звукоизвлечения; таким образом, появился первый струнный музыкальный

инструмент.

Затем, в Древней Греции, еще во времена Пифагора, о котором каждый

школьник знает по знаменитой теореме, появился музыкальный инструмент,

который называли монохордом (monos -- по-гречески один, chorde -- струна).

Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной. От

ящика, сделанного из специального дерева, зависели тембр и громкость

звука. Струна плотно прикреплялась к ящику неподвижными подставками, а

кроме них была еще одна -- подвижная. Она передвигалась по струне, то

укорачивая звучащую часть ее, то снова удлиняя и тем изменяя высоту звука.

По принципу этого изобретения энтузиастами создавались и

полихорды, имеющие большое количество струн. Способы

звукоизвлечения были разными: щипки, удары, использование

мандолин (медиаторов). Однако большим шагом в развитии

инструмента и предшественника фортепиано стало создание

клавишного механизма. Клавикорд - один из самых древнейших

инструментов, вышедший из монохорда. Точное время создания не

датируется до сих пор. Однако имеются данные о первом

сохранившимся клавикорде, время производства которого приходится

на 1543 год. Автором изобретения явился Доминик Пизанский. Также

самое раннее документальное упоминание инструмента датируется

аж 1396 годом. Если монохорд относился целиком и полностью к

группе струнно щипковых, то в клавикорде уже нес свое начало

принцип клавишного струнного инструмента. Строение старинного

клавишного инструмента и предшественника фортепиано: крышка;

настраиваемые колки; тангенты - стержни из металла с плоской

вершиной; струны; клавиши. Размер клавикорда мог доходить до

длины корпуса в 1,5 метра. Звук клавикорда извлекался при помощи

тех самых тангентов. Когда на клавишу происходило нажатие, штифт

ударял по струне, как будто молоток. На каждую клавишу приходилась

одна струна (в отличие от фортепиано, где на одну клавишу работает

сразу до трех струн).

Диапазон первых клавикордов охватывал всего 2,5 октавы, к 17 веку он

расширился до 4-х октав, а в 18 веке достиг 5-6 октав, и для каждой ноты

была своя струна. Поскольку клавикорд был небольшим, он предназначался

исключительно для домашнего музицирования.

Было два варианта клавикорда: связный и свободный.

1. Связный вид имел упрощенный струнный набор. В этом случае

тангеты в количестве двух или трех клавиш отбивали одну и ту же

струну, но только в разных ее частях. Такой вариант позволял

сократить количество струн, но при этом ограничивал в возможности

одновременного исполнения нескольких нот.

2. Свободный вид имел полный набор, где каждой клавише

соответствовала определенная отдельная струна.

Свою минуту славы инструмент получил в XVII-XVIII веках. К

сочинениям для клавикорда приложили свою руку знаменитые

композиторы, такие как Бах и его сын Карл, а также Моцарт и Людвиг

ван Бетховен.

Клавикорд был не единственным клавишным инструментом.

Одновременно с ним возник и развивался другой, похожий на него и в разных

странах называвшийся по-разному: клавицимбал, чембало,

вирджинал, клавесин. Последнее название, самое распространенное, в конце

концов стало общим, собирательным для всех разновидностей этого

инструмента.

Он также, как и клавикорд, относится к струнным клавишным

инструментам, звук которого извлекается щипковым способом.

Документированная история клавесина берет свое начало из

падуйского (итальянского) источника в 1397 году. Первая попытка

изобразить инструмент была сделана в 1425 году в городе Миндене

(Германия) на алтаре кафедрального собора.

В отличие от тонкого и нежного звука клавикорда, клавесин обладает игрой

более звучной и блестящей, звук у него более резкий.

. Однако, к сожалению, клавесины XV века не смогли сохраниться.

Исходя из данных, дошедших до настоящего времени, инструменты

имели малые короткие объемы с достаточно массивным корпусом.

Большинство образцов изготавливалось в итальянском городе -

Венеции. Регистры были достаточно изящны, корпус состоял из

кипарисовой древесины. Атака звука была намного отчетливее и

резче, что отличало клавесин от описанного ранее клавикорда.

Также крупным центром по изготавливанию инструмента являлся

второй крупный город Антверпен, расположенный в Бельгии. Данным

производством руководила семья Рюккерс, создав впоследствии

целую династию мастеров. Их индивидуальную работу отличают

удлиненные струны и увесистый корпус. С 1590 года клавесины

начинают изобретать уже с двумя клавиатурами (мануалами). В XVII

веке представители Франции, Германии и Англии идут по стопам

фламандских предшественников, некоторые работы которых

сохранились до сих пор. Корпуса образцов создавались из орехового

дерева. В 1690 году работу Рюккерсов продолжают и французские

коллеги, особо успешным становится производство семьи Бланше.

Знаменитыми английскими мастерами считались семейство Киркман и

Шуди. Их работы можно было отличить по покрытому фанерой корпусу

из дубовой древесины и широким звучанием инструмента ярко

окрашенного тембра. В немецком городе и центре изготовления

клавесинов Гамбурге создавались клавесины с утроенными

мануалами (клавиатурами). Популярность у этого инструмента была

до самого конца XVIII века.

В 1809 году компанией Киркман создается последний образец, а уже

через год клавесин окончательно выходит из употребления. Однако

спустя время происходит регенерация инструмента, затейником

которой явился мастер инструментов Арнольд Долмеч. Первый

инструмент он создает на границе XIX-XX веков в Лондоне (1896 год).

После удачного эксперимента Арнольд открывает мастерские и во

Франции (Париж), и в Бостоне (США). Начиная с 1912 года рождается

эпоха иной эстетики клавесина. По инициативе пианистки Ванды

Ландовской мастерская "Плейель" открывает производство

концертных инструментов с массивной рамой из металла. Изюминка

таких образцов была в рояльном строении клавиатуры и педалей. К

сожалению, во второй половине XX века мода на концертные изделия

проходит.

Звучание клавесина весьма узнаваемо: звонкое, острое и даже

блестящее, однако певучести предшественнику фортепиано как

музыкальному инструменту не доставало. Это было связано с

невозможностью плавно увеличивать и уменьшать динамику звучания.

В связи с этим создавались несколько регистров, которые было

реально переключать с помощью ручных механизмов (рычаги),

территориально они находились по боковым границам клавиатуры.

Переключатели регистров для ног и коленей пришли в свет с конца

1750 годов. В зависимости от модели различали следующие регистры:

восьмифутовый - соответствовал нотной записи; лютневый - исходил

из восьмифунтового, при переключении которого струны заглушали с

помощью специализированного механизма из кожи или войлока;

четырехфутовый - звучал октавой выше; шестнадцатифутовый -

звучал октавой ниже.

Диапазон клавесина в XV столетии составлял три октавы. Веком

позже возможности звучания расширились до четырех октавных

единиц. В XVIII столетии диапазон смог дойти до своего максимума -

пять октав. Типичные представители клавесинов имеют две

клавиатуры (мануала), два (8-футовый) или один (4-футовый) набор

струн, которые возможно использовать единовременно с помощью

изобретенных переключателей регистров. Также появился механизм

копула, давший шанс использовать регистры второй клавиатуры при

игре на первой. Клавикорд и клавесин были не единственными

клавишными инструментами и предшественниками фортепиано.

Существовали образцы меньшие по размерам с единичным струнным

набором и четырьмя октавами.

Спинет - струны натягивались диагонально слева направо.

Клавицетерий - имел элементы кифары, так как расположение

корпуса и струн находилось по вертикали.

Верджинел - мануал находился слева от центра, а струны -

перпендикулярны клавишам.

Мюзелар - мануал уже был справа от основания, струны все также

оставались перпендикулярны.

Клавесин был не только домашним инструментом. Он включался в

различные ансамбли, даже в оркестр, где на нем исполняли партию

сопровождения. За клавесином сидел дирижер. Левой рукой он играл

аккорды, а правой руководил оркестром.

Значительной была роль клавесина и как сольного инструмента. Пьесы для

него писали многие композиторы XVII -- XVIII веков: итальянские,

французские, немецкие, английские. В истории музыки их называют

клавесинистами. Наиболее известны французские клавесинисты -- Куперен,

Дакен, Рамо. Они писали танцы для клавесина, такие, как менуэт, гавот,

ригодон, создавали своеобразные музыкальные портреты и картинки:

«Жнецы», «Вязальщицы», «Флорентинка», «Цыганка», «Бабочки» и даже...

«Курица». Эти изящные небольшие пьесы, обильно изукрашенные

мелизмами , были вполне в духе того времени, когда носили пудреные

парики, платья со множеством бантиков и кружев.

К этому «галантному стилю» очень подходил и тембр клавесина,

напоминающий звук струнных щипковых инструментов, но более полный и

богатый.

На рубеже XVIII и XIX века музыкальными деятелями стала

достаточно сильно ощущаться нехватка выразительности в

клавишном варианте, которая бы не уступала по звучанию скрипке. И

в

1709 году клавесинный мастер Бартоломео Кристофори изобрел

клавишный инструмент, в котором молоточки ударяли непосредственно по

струнам, чутко откликаясь на прикосновение пальца к клавише. Специальный

механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в

исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжал держать

палец на клавише.

Этот новый инструмент сначала получил название «клавишный

инструмент, играющий тихо и громко», затем это название сократилось

до пьянофорте и только позже обрел современное название фортепиано.

Первое музыкальное произведение, написанное специально

для фортепиано, появилось в 1732 г. (соната Лодовико Джустини).

Струны современного фортепиано приводятся в колебание ударами

молоточков. Исходя из этого, связь с прошлым очевидна.

Фортепиано обладает огромным преимуществом перед клавикордом и

клавесином - это возможность изменять динамику звучания, способность

воспроизводить различные музыкальные оттенки от pp и p до нескольких f,

но эта возможность появилась уже позже. А в начале фортепиано, на

котором играл И.-Х. Бах в 1768 году, звучал совершенно не так, как звучит

современный рояль. Сегодня Бетховен и Моцарт могли бы просто не узнать

собственную музыку, поскольку «современное» звучание рояль обрёл только

приблизительно к 1850 году. Это объясняется тем, что фортепианные струны

в начале 19 века были по сравнению с современными струнами очень

тонкими и лёгкими, и натянуты они были намного слабее, - ведь струны на

современных роялях напоминают скорее жёсткие неподвижные бруски.

Тонкие струны, которые устанавливались на ранних фортепиано, издавали

массу обертонов, поэтому такие инструменты показались бы нам,

современным слушателям, плохо настроенными.

Еще один ключевой момент в истории пианино —клавиши. Раньше

клавиатура состояла из одних только белых клавиш, называвшихся по

первым буквам латинского алфавита. Как правило, эти же буквы наносились

и на клавиши самого инструмента – это делалось для того, чтобы помочь

музыканту ориентироваться в сплошном ряду одинаковых клавиш. Да и

классическая система семи нот, которую мы сейчас используем, тоже

родилась не сразу. Немало музыкантов, имена которых остались неизвестны,

бились над тем, чтобы понять, какой же все-таки должна быть ее структура. И

начиная с 13 века уже создается привычное нашим глазам и пальцам

построение клавиш – 7 белых и 5 черных в октаве, всего 88 клавиш.

Итак, изобретенный Бартоломео Кристофори инструмент с годами

менялся, совершенствовался разными мастерами. И в 1783 году были

изобретены ножные педали. Одна педаль использовалась для игры f, а

вторая – для того, чтобы приглушить струну. Многие мастера

экспериментировали с другими видами педалей, количество которых на

некоторых инструментах доходило до 4-х и даже 6-и.

В начале 18 века новый инструмент – фортепиано – не сразу был принят

публикой. Ведь механика первых фортепиано была не совершенна, а звук,

хотя и менялся по силе, был резким и сухим. Вторая половина 18 века

является переломным моментом в истории фортепиано. Отныне

крыловидное фортепиано получило название рояль, что означает

«королевский». Главной особенностью этого инструмента был певучий звук.

Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных

инструментов и занять центральное место в концертных залах Европы. В 19

веке роялю, завоевавшему большие залы, не хватало силы звука. Для этого

струны сделали толще, длиннее и больше натянули их. Но деревянные

корпуса роялей не выдерживали большого натяжения струн, которое

исчислялось сотнями килограммов.

На помощь дереву пришёл металл – чугунная рама, позволявшая увеличить

силу натяжения струн до 20 с лишним тонн! А сами струны стали

располагаться перекрёстно в два яруса. В результате звук стал ярче, полнее,

громче.

Изменились не только сила, но и качество звука. Раньше молоточки

обтягивали лосиной кожей, но она была жёсткая и не долговечная, а теперь

стали использовать прессованный войлок – фильц. Но самым удивительным

усовершенствованием рояля в 1783 году были изобретение ножных

педалей. Одна педаль использовалась для игры f, а вторая – для того, чтобы

приглушить струну. Многие мастера экспериментировали с другими видами

педалей, количество которых на некоторых инструментах доходило до 4-х и

даже 6-и.

На протяжении XIX века сложились два основных вида фортепиано:

горизонтальный -рояль (по-французски royal - королевский) с корпусом в

виде крыла и вертикальный - пианино (по-итальянски pianino - маленькое

пиано). Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где

нужна полная, мощная звучность. Пианино мы встречаем в тех местах, где

нельзя поставить большой и громоздкий рояль, где можно обойтись меньшей

силой звука.

Очень многие композиторы XIX и XX века писали и пишут для

фортепиано. Их привлекают его огромные, поистине безграничные

возможности. Его диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных

музыкальных инструментов. Сила звука может быть самой различной, от

легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано исполняют

и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи.

Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр.

Для фортепиано писали Бетховен, Шуберт, Шуман, Мендельсон, Шопен

и Григ, Чайковский, Мусоргский, Балакирев, Рахманинов и Скрябин. Очень

большую роль в раскрытии возможностей этого инструмента сыграл Лист,

который не только сочинял фортепианные пьесы, но и перекладывал для

рояля различные произведения, написанные для симфонического оркестра,

вплоть до симфоний Бетховена. Лист хотел доказать, что рояль не уступает

оркестру по своим выразительным, художественным возможностям.

«Душой фортепиано» называли великого польского композитора

Шопена. Почти все свои произведения он создал только для рояля. Много

музыки для фортепиано написано советскими композиторами -

Прокофьевым, Шостаковичем, Хачатуряном, Кабалевским и другими.

Всего фортепиано понадобилось более 200 лет на то, чтобы окончательно

сформироваться в тот инструмент, который мы с вами привыкли видеть и

слышать.



В раздел образования