Напоминание

«Основные приемы звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на балалайке».


Автор: Макаров Сергей Иванович
Должность: Преподаватель МОУ ДОД «ДМШ№1»
Учебное заведение: Муниципальное образовательное учреждение ДОД «Детская музыкальная школа №1» МОГО «Ухта»
Населённый пункт: г. Ухта , Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Основные приемы звукоизвлечения на начальном этапе обучения игре на балалайке».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

детей

«Детская музыкальная школа №1»

муниципального образования городского округа «Ухта»

Методические рекомендации по теме:

«Основные приемы звукоизвлечения на начальном этапе

обучения игре на балалайке».

Составитель

Преподаватель МОУ ДОД «ДМШ№1»

Макаров Сергей Иванович

г. Ухта Республика Коми

2018г.

2

План

1.

Вводная часть.

2.

Знакомство с инструментом.

3.

Основные приемы звукоизвлечения.

4.

Заключение.

«Основные приемы звукоизвлечения на начальном этапе

3

обучения игре на балалайке».

Первоначальный этап обучения является наиболее ответственным.

Поступающие в школу дети не все одинаково способны, каждый из них

обладает индивидуальными психическими и физическими данными.

Ведущим фактором обучения игре на инструменте является на только

способности, но и степень заинтересованности учащегося, черты его

характера, общее развитие, условие окружающей среды.

Задача педагога – учесть все способности ученика и использовать их в

педагогическом процессе.

Трудность усвоения учеником первоначальных навыков объясняется тем, что

левая и правая рука должны одновременно исполнять совершенно разные

движения, между тем, как в организме человека заложено стремление к

«симметричной» работе рук.

Задача сводится к тому, чтобы развить у учащегося способность к

одновременным, но различным по форме и цели движениям.

Усвоение элементарных навыков постановки рук на инструменте

представляет собой сложный процесс приспособляемости ученика к

инструменту. Учитывая последнее, педагогу нужно хорошо продумать

методику обучения, с тем, чтобы не охладить его стремление к занятиям,

поддерживать постоянный интерес и увлеченность. Поэтому, очень важно,

насколько удачно пройдут первые уроки.

Во всем начальном этапе обучения руководящим звеном должно быть

последовательное тщательное освоение каждого навыка, закрепление его.

Ученик, прочно освоив навыки на уроке, сможет их закрепить дома.

Первые два месяца обучения, вся работа в основном проводится в классе, по

мере того, как педагог видит, что навык тщательно усвоен на уроке, можно

предложить ученику закрепить его в домашних условиях.

Большое место на уроке занимает слушание новых пьес, показ их педагогом

на инструменте, а также в записи.

В процессе обучения учащегося мы не можем не считаться с тем фактором,

что хотя и необходимо отрабатывать отдельные элементы упражнений на

различные приемы звукоизвлечения, они не вызывают у ребенка

музыкального стимула (на начальном этапе обучения игре на балалайке)

Педагог, чувствующий и понимающий ученика, не может не ощутить той

большой радости, которая выявляется уже во всем внешнем облике ученика,

когда после нескольких занятий, получается «играть пьесу».

4

Рекомендуются пьесы на открытых струнах в сопровождении

фортепиано:

1.

Русская народная песня «Как на тоненькой ледок»

обр. С. Стемпневского.

2.

Т. Захарьина «Осенний дождичек»

3.

Русская народная песня «Уж как звали молодца»

обр. Н.Римского – Корсакова.

4.

Т. Захарьина «Скок – поскок» из школы игры на балалайке

П. Нечепоренко , В. Мельников.

Освоение элементарных навыков постановки рук на начальном этапе

обучения игре на балалайке, представляет собой трудный и длительный

процесс.

Учитывая последнее, педагогу нужно хорошо продумать методику

первоначального обучения, с тем, чтобы не охладить стремление ребенка к

занятиям, поддерживать постоянный интерес и увлеченность, поэтому, очень

важно, насколько удачно пройдут первые уроки. Если первый урок оставит в

душе ребенка радость, то он с нетерпением будет ожидать следующих

уроков.

Урок 1.

(Вводный)

Первый урок целесообразно проводить в форме группового занятия ( 1-3

учащихся).

Познакомив учащихся с художественным исполнением на балалайке,

желательно рассказать об истории исполнительства на этом самобытном

народном инструменте.

5

Затем преподаватель, пользуясь небольшими музыкальными фрагментами,

знакомит учащихся с основными и вспомогательными приемами игры на

балалайке.

В заключительной части работы на вводном занятии, преподаватель

объясняет ученику устройство балалайки, перечисляет названия и назначение

основных ее частей, рассказывает об условиях хранения музыкальных

инструментов.

Урок II.

Посадка исполнителя и положение инструмента во время игры.

Выработка правильных навыков игры на балалайке во многом зависит от

того, как сидит исполнитель и как он держит инструмент. Посадка должна

быть достаточно удобной и естественной. Сидеть следует на стуле с

жестким и плоским сидением, ближе к краю. Сидение должно быть такой

6

высоты, чтобы ноги могли прочно, всей ступней опираться на пол. При этом

левая нога ставится впереди правой, носки чуть развернуть.

Балалайку нужно расположить так, чтобы ее удобно было держать. Для

этого необходимо правильно найти точку опоры инструмента. Их – четыре.

Первая образуется, если поставить балалайку нижним углом между

бедер. При этом балалайка должна быть развернута несколько вправо так,

чтобы стык ее деки и задинки опирался на правое бедро, а середина двух

боковых клепок корпуса опиралась на левое бедро.

Вторая создается при опоре верхнего угла инструмента о правую

нижнюю часть грудной клетки играющего.

Третье возникает после того, как играющий располагает плечо

правой руки на верхнем углу балалайки таким образом, что тот оказывается

закрепленным между корпусом и плечом играющего.

Четвёртая точка опоры – подвижная, она связана с пальцами левой

руки и грифом. Гриф одной стороной опирается на нижнюю часть основной

фаланги указательного пальца и придерживается стыком основной и

ногтевой фаланг большого с другой стороны.

Головка грифа должна находиться примерно на уровне левого

плечевого сустава играющего. Плечевая часть левой руки располагается в

свободном состоянии вдоль корпуса учащегося, к корпусу не прижимается и

далеко от него не отводится.

Расстояние грифа от корпуса играющего определяется положением

локтевого сустава левой руки под углом, примерно, 90

0

. Кистевой сустав

левой руки находится в естественном положении, когда тыльная сторона

ладони и предплечья образует прямую линию, с небольшим разворотом в

сторону мизинца.

Рациональная посадка имеет большое значение для игры на

инструменте. От того , насколько удачно учащийся приспособится к

инструменту, зависит свобода игровых движений и, в конечном итоге,

свобода воплощения творческих намерений исполнителя.

Основные способы звукообразования на балалайке:

Все многообразие игры на балалайке основано на двух способах

звукообразования – ударном и щипковом.

Удар и щипок различаются между собой скоростью и формой движения руки,

Способом возбуждения струны и характером звукообразования.

Удар предполагает замах всей руки или какой – либо ее части.

7

К приемам, имеющим ударную природу звукообразования относятся:

бряцание, тремоло, переменные удары, двойное пиццикато, удар большим

пальцем правой руки, восходящее пиццикато левой рукой.

Щипок характеризуется зацеплением струны без замаха руки, выведение ее

из состояния покоя и мгновенного ее освобождения. К щипковым приемам

относятся: пиццикато левой рукой, подцеп, малая и обратная дроби, вибрато

большим пальцем.

Кроме указанных выше существует еще комбинированный способ

звукообразования, который заключается в объединении элементов удара и

щипка. К нему относятся: гитарные приемы, вибрато указательным пальцем,

большая дробь.

Пиццикато большим пальцем правой руки – это извлечение звука щипком

большого пальца правой руки движением по струне сверху вниз.

Во время ознакомления с этим приемом нужно обратить внимание ученика на

следующие моменты:

а) Чтобы во время извлечения звука большой палец не сгибался и не

прогибался, а находился в упругом состоянии, необходимом для преодоления

натяжения струн.

б) После извлечения звука большой палец не скользил по панцирю, а

возвращался в исходное положение, коснувшись панциря.

в) Чтобы большой палец не заглушал звучащую струну раньше времени.

В качестве упражнения можно извлекать звуки на открытой струне ЛЯ.

Извлечение звука на II струне пиццикато большим пальцем в целом

осуществляется так же, как и на первой струне.

После зацепления II струны большой палец опирается на первую

струну, затем возвращается в исходное положение.

При извлечение звука на открытой струне левая рука должна

находиться на грифе в районе первого лада. С самого начала нужно следить

за положением обеих рук играющего.

Кроме упражнений на открытых струнах поиграть следующие

пьесы:

1. Т. Захарьина «Осенний дождичек».

В этой пьесе нота МИ на открытой II струне, основные длительности

четверти.

2. Русская народная песня «Как на тоненький ледок». В обработке С.

Стемпневского.

8

Две ноты ЛЯ и МИ открытые I и II струны, основные длительности –

четверти и половинные.

3. Русская народная песня «Уж как звали молодца». В обработке Н.

Римского – Корсакова.

Две ноты ЛЯ и МИ открытые I и II струны, основные длительности –

целые ноты.

Пьесы желательно играть в сопровождении фортепиано. При

исполнении этих пьес , познакомить учащегося с такими понятиями как

темп, нюансы.

Урок III.

Положение на грифе пальцев левой руки.

Учащийся прижимает первым пальцем I струну к грифу на втором ладу ( СИ

первой октавы). Палец следует расположить возле ладового порожка так,

чтобы между ним и порожком был едва заметный просвет. И в дальнейшем

нужно внимательно следить за тем, чтобы пальцы не прижимали струну ни

на самом порожке, ни слишком далеко от него, иначе возникает

некачественный звук. Большой палец левой руки располагается на верхней

9

кромке грифа чуть впереди указательного пальца прижимающего струну. Не

допускать, чтобы большой палец с силой давил на кромку грифа, он должен

лишь слегка на нее опираться. Остальные пальцы нужно расположить над

струной на минимальном от нее расстоянии. Поиграть упражнение из двух

нот ЛЯ (открытая I струна) и СИ (первый палец на II ладу) длительности

четверти. Прижав вторым пальцем I струну на третьем ладу, получим звук

ДО второй октавы. Первый палец при этом рекомендуется поставить на

второй лад (звук СИ), чтобы подготовить его к возможному обратному

движению. Оба пальца должны расположиться на струне отвесно, приобретя

форму «молоточков».

Предложить поиграть пьесу Т. Захарьина «Колыбельная» на звук ЛЯ, СИ, ДО.

Основные длительности – четверти, половинные.

Перед тем как взять ноту РЕ второй октавы на пятом ладу третьим пальцем,

нужно разместить сначала первый и второй пальцы на втором и третьем

ладах (ноты СИ и ДО). При этом они должны стоять на струне свободно,

лишь слегка опираясь на нее, и ни в коем случае не нажимая с силой. Третий

палец, напротив, нужно поставить плотно, прижав струну так, чтобы при

игре она звучала звонко и чисто, без призвуков.

При извлечении звуков следует обратить внимание на такие моменты:

1.

При восходящем движении, пальцы левой руки должны находиться

над теми ладами, на которых им предстоит прижать струну при

извлечении звука.

2.

Следить, чтобы учащийся не поднимал пальцы слишком высоко над

струной.

Поиграть пьесу : Русская народная песня «Не летай соловей» в

сопровождении фортепиано (хрестоматия балалаечника 1 – 3 классы).

Звуки СИ, ДО, РЕ, основные длительности– четверти, половинные.

При исполнении упражнений и пьес добываться чистого, певучего звука.

Урок IV.

Арпеджато, положение на грифе, игровые движения

четвертого пальца левой руки.

Последовательное извлечение звуков какого – либо созвучия называется

арпеджато.

Исходное положение руки такое же, как и при игре пиццикато большим

пальцем, с той лишь разницей,

Что кисть в лучезапястном суставе согнута несколько больше и поэтому

находится в более высоком положении.

10

Звук извлекается скольжением большого пальца по всем струнам – от

III к I.

Обратить внимание учащегося на следующие условия извлечения звука:

1.При постепенном углублении подушечки пальца в струны, с

тенденцией усиления звука к первой струне.

2. Добиться ровного скольжения по струнам, так как расстояние между

струнами не одинаковое.

Поиграть упражнения на открытых струнах приемом арпеджато. Например

пьесы : Т. Захарьина «Песенка пастушка». Из школы игры на балалайке П.

Нечепоренко.

После того, как первый, второй и третий пальцы левой руки приобретут

правильное, устойчивое положение на грифе их движения станут

уверенными и свободными, можно приступить к постановке на гриф

четвертого пальца.

Принцип постановки четвертого пальца на гриф такой же, как и третьего

пальца левой руки. Но здесь возникают у учащихся некоторые трудности, не

всегда удается дотянуться от первого лада до седьмого или трудно

удерживать пальцы в нужном положении без значительных усилий, можно

слегка сдвинуть первый палец со второго лада. Следить, чтобы не было

чрезмерных усилий в кисти левой руки, четвертый палец не ложился

плашмя на струну, а стоял на подобие «молоточка».

Играть упражнение с применением четвертого пальца левой руки.

Рекомендуется поиграть пьесу: детская песенка «Котик» (Хрестоматия

балалаечника 1 – 3 классы), с применением четвертого пальца левой руки,

повторение темы по арпеджато. Знакомство со штрихами.

Как только учащийся освоит простейшие приемы звукоизвлечения

и приобретет начальные навыки игровых движений левой руки,

целесообразно приступить с ним к работе над штрихами.

Стакатто – короткое, отрывистое звучание.

Рекомендуется поиграть пьесы:

1. Т. Захарьина «Скок – поскок» . Из школы игры на балалайке П.

Нечепоренко.

2. Детская песенка «Зима пришла».

Обратить внимание при исполнении на открытых струнах стакатто

осуществляется легким прикосновением одного из пальцев левой руки к

звучащей струне. Легато плавное, связное соединение звуков.

Важную роль в плавном соединение звуков играет быстрая и точная смена

пальцев левой руки.

Рекомендуется поиграть пьесу А. Николаев «Белорусская народная песня».

11

Бряцание

( методические рекомендации)

Бряцание – основной прием игры на балалайке. Педагог музыкальной

школы должен достаточно ясно и полно представлять стоящие перед ним

задачи в процессе обучения ученика этому приему. Знание конечной цели

позволит ему выбрать те единственно верные средства для ее осуществления,

которые ведут к совершенству исполнения.

Бряцание – извлечение звука указательным пальцем правой руки по всем

струнам равномерным чередованием ударов вниз и вверх. Прежде чем начать

движение, рука должна занять исходное положение, полностью

соответствующее осуществления стоящих перед ней задач. Это положение,

при котором плечо находится в естественном опущенном состоянии, угол,

образованный плечом и предплечьем, составляет 90

о

. Свободная кисть

находится над нижней частью панциря, ближе к левому бедру.

Отправным моментом для принятия правильного положения пальцев должно

быть такое состояние руки в исходной точке, при котором плечо и предплечье

образуют необходимый сгиб в локте, мышцы в запястье раскрепощены,

кисть и пальцы находится в естественном свободном состоянии.

Рекомендуется принимать правильное положение пальцев в следующем

порядке:

1.

Указательный палец слегка сгибается в сочленении средней и

основной фаланги.

2.

Большой палец в естественном положении, обязательно прямой,

накладывается на среднюю фалангу указательного и только слегка ее

касается. Таким образом, большой палец определяет угол сгиба

указательного.

3.

Большое значение имеет правильное положение среднего пальца, так

как он и следующие за ним безымянный палец и мизинец является

опорой для указательного во время удара по струнам снизу. По

отношению к указательному, средний палец слегка поднимается

основной фалангой и соединяется с ним на сгибе ногтевой и средней

фаланг в таком положении, чтобы сочленение средней и основной

фаланги было несколько выше аналогичного места указательного

пальца.

12

4.

Безымянный палец и мизинец подгибаются так, чтобы они не задевали

струн в процессе игры. Подушечки ногтевых фаланг этих пальцев не

должны быть прижаты к ладони. Иногда безымянный палец и мизинец

приподнимаются. Такое их состояние ничем не оправдано, так как для

сохранения постоянного положения приподнятые пальцы требуют

несравнимо больших физических усилий, чем подогнутые.

Приняв исходное положение перед извлечением звука, рука начинает

замах. Роль замаха схожа с ролью ауфтакта в дирижировании. Как и

ауфтакт, это движение предваряет момент извлечения звука. «В

функции ауфтакта входит:

o

Определение начального момента исполнения (подготовка

совместного действия, дыхания) и начала каждой доли в такте;

o

Определение темпа;

o

Определение динамики;

o

Определение характера атаки звука (степени остроты или

протяжности звука);

o

Определение образного содержания музыки»

Непосредственно результатом замаха, его логичным продолжением является

удар вниз, то есть извлечение звука окончанием ногтевой фаланги

указательного пальца с направлением удара от правого плеча к левому бедру.

Движение кисти во время удара вверх активируется, так как теперь

необходимо преодолеть естественный вес руки. Удар вверх является

зеркальным отражением удара вниз. Кисть и предплечье возвратным

движением приходят в верхнюю точку амплитуды, затем снова следует удар

вниз. Так осуществляется непрерывное чередование ударов по струнам.

Заключение

На начальном этапе обучения, педагогу необходимо уметь оценить

возможности ученика, его работоспособность, для того, чтобы не завышать

репертуарных требований, ибо это прежде всего сказывается на постановке.

Чрезмерно долгое «засиживание» на трудной для ученика пьесе снижает

эмоциональный тонус урока, охлаждает учащегося.

В освоении новых пьес очень важен музыкальный багаж ребенка. Дети, у

которых на слуху много пьес, быстрее учат наизусть, легче усваивают

трудности разбора.

13

Особое внимание следует уделить организации правильных домашних

заданий, добиваясь не механического проигрывания текста, а научить

ребенка с первого года обучения правильно работать над текстом,

характером пьесы, звуком, интонацией, оттенками.

Работа над постановкой должна сочетаться с развитием слуха, памяти,

ритма.

Образная речь педагога пробудет творческое воображение, фантазии, любовь

и тягу к музыке.

Очень важно на уроке создавать эмоциональную настроенность,

способствующую раскрытию дарования учащегося.

Создание атмосферы увлеченности – залог успешного обучения.

Разнообразие и доступность музыкальных образов позволяет поддерживать

постоянный интерес, сложный период постановочных навыков,

приспособление к инструменту станет легким и увлекательным.

Список используемой литературы:

Литература для ученика

1.

П. Нечепоренко , В. Мельников «Школа игры на балалайке»

2.

Хрестоматия балалаечника. 5 класс ДМШ / Сост. В. Ависентьев,

Б. Ависентьев,

Е. Ависентьев.- М., 1965.

3.

Г. Андрюшенков «Начальное обучение игре на балалайке»

4.

Юный балалаечник. - Л., 1982.

5.

М.Сенчуров «Бряцание» (Методические рекомендации).

6.

Андреев В. Избранные произведения / В. Андреев.- М.Д983.

14

7.

В.А. Струве «Пути начального развития юных скрипачей»

Литература для преподавателя

1.Хрестоматия балалаечника. 1-3 классы ДМШ / Сост. В. Глейхман. - М.,

2004. |

2. Хрестоматия балалаечника. 1-2 классы ДМШ / Сост. В. Глейхман.-М.,

1976..

3. Трояновский Б. Русские народные песни / Трояновский Б. М., 1962.

4. Хрестоматия балалаечника. 5 класс ДМШ / Сост. В. Ависентьев, Б.

Ависентьев, I

Е. Ависентьев.- М., 1965.

5. Нечепоренко П Школа игры на балалайке / П.Нечепорешсо, В.Мельников.-

М.,1965.

6. Шалов А. Русские народные песни.

7. Концертные обработки для дуэта балалайки и фортепиано / А. Шалов.- М.,

Экст. Центр «Престо»1994.

8. Юный балалаечник. - Л., 1982.

9. Вязьмин Н, Избранные пьесы и обработки / Н. Вязьмин.- М.,1981,

10. Букварь балалаечника / Сост. А. Зверев. -Л,- М., 1988. 112, Илюхин А.

Самоучитель игры / А. Илюхин,- М., 1980.

11.Андреев В. Избранные произведения / В. Андреев.- М.Д983.

12. Альбом начинающего балалаечника - М., 1981. - Вып.5.

13. Альбом начинающего балалаечника - М., 1977. - Вып.6

I 4. Альбом начинающего балалаечника. /Сост. И. Шельмаков - М., 1982. -

Вып.б.

15. Альбом начинающего балалаечника - М., 1983. -Вьш.7.

16. Альбом начинающего балалаечника, 1996. -Вып. 10.

17. Дорожкин А. Самоучитель игры / А. Дорожкин - М., 1982.

18. Самоучитель игры / А. Илюхин - М., 1980.

19. Учебное пособие с хрестоматией / Андрюшенков Г. -СПб.: композитор,

2002.



В раздел образования