Автор: Маслова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Гарской ООШ
Населённый пункт: Ивановская область Ильинский район с. Гари
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: «С.В. Михалков «Мой щенок»»
Раздел: начальное образование
МКОУ Гарской ООШ
Адрес: 155063 Ивановская область. Ильинский район, село Гари, улица Школьная, дом 13.
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
на тему: «С.В. Михалков «Мой щенок»»
Педагог: Маслова Елена Александровна
Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий;
Тип урока: изучение нового материала
Тема: С.В. Михалков «Мой щенок»
Цель: познакомить учеников с произведением С.В. Михалкова “Мой щенок”.
Планируемые результаты деятельности:
Личностные УУД:
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим»; воспитывать интерес к чтению.
Познавательные УУД:
умение строить свои высказывания;
находить нужную информацию в тексте .
Регулятивные УУД:
целеполагание;
прогнозирование сюжета произведения;
оценка своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли;
умение общаться друг с другом;
Предметные:
Познакомить с творчеством детского писателя С.В. Михалкова
Совершенствовать навыки выразительного чтения текста через осознанное прочтение;
Учить работать над образом литературного героя;
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Формы: фронтальная, парная
Методы:
Объяснительно – иллюстративный;
Частично – поисковый;
Наглядный;
Словарная работа
1
Используемые технологии: системно-деятельностная (работа в группах), личностно-ориентированная технология (карточки с заданиями),
частично-поисковая (работа с информацией), информационно-коммуникативная технология (презентация), проблемно-поисковая
(разрешение проблемы), знаково- символическая система (работа с таблицей), здоровьесберегающая (физминутка)
Оборудование и технические средства обучения:
мультимедийный проектор, ПК, презентация
Наглядные пособия: плакат «Мы в ответе за тех, кого приручили», плакат «ключ к ответу», иллюстрация щенка.
Ключевые слова: ведение в проблему, осмысление и выполнение, рефлексия.
Рабочие материалы для обучающихся: карточки с заданиями для индивидуальной работы и для работы в группе, смайлики для
самооценки.
Ход урока
№
п/п
Этап урока
Содержание, деятельность учителя
Способы действий учащихся/
виды деятельности учащихся
Формируемые УУД
1.
Организацион-
ный.момент.
Мотивация.
- Приветствует учащихся, проверяет готовность к
уроку; настраивает на учебную деятельность.
- Здравствуйте, ребята!
-Звонок прозвенел?
-К уроку готовы?
- Хорошо, закрыли глазки и шепотом повторяем за
мной.(звучит музыка)
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю
. (СЛАЙД 1)
- Молодцы, тихо сели.
Демонстрируют готовность к уроку
Учебно-
познавательная
мотивация
2
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
- Для того, чтобы у нас урок получился хорошим,
отличным, скажите. Пожалуйста, что нам нужно
делать?
- Какую работу нужно делать на уроке? (план урока)
- Молодцы, на основе ваших ответов я составила
план работы сегодняшнего урока.
(СЛАЙД 2)
1.
Чтение произведения
2.
Анализ прочитанного произведения
3.
Работа в паре, группе.
4.
Тестирование.
2.
Проверка
домашнего
задания.
-С творчеством какого писателя мы познакомились
на прошлом уроке?
-Что вы делали дома?
- Покажите , что у вас получилось.
Ответ детей
Инсценировка стихотворения «Кот и
лодыри»
Умение работать
сообща.
Коммуникатив-
ные УУД
3.
Определение темы
и постановка цели
урока
(проблемная
ситуация)
Сообщение темы
урока
- Какой раздел мы изучаем на уроках литературного
чтения ?
- У каждой группы на столе лежит белый листочек,
а у 3 группы голубой листочек.
- Нужно найти лишнее слово, а 3 группа вас будет
проверять
.(СЛАЙД 3)
- Кто здесь лишний?
- Как вы думаете, почему его портрет здесь
оказался?
- Всмотритесь в лицо писателя. О чём могут сказать
его глаза, улыбка?
- А кто знает этого человека?
- Это портрет Сергея Владимировича Михалкова.
- Ребята. попробуйте сформулировать тему нашего
урока ?
--Предположите, какие цели мы можем поставить
Ответы детей
Высказывают предположения.
Слайд 4
Цель и задачи
сформировали.
Построение
логической цепи
рассуждений (П);
Достаточно полное и
точное выражение
своих мыслей в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации (К);
3
перед собой на нашем уроке?
- Мы познакомимся с новым произведением
Михалкова, будем работать над его содержанием ,
будем учиться рассказывать о его героях.
3.
Подготовка к
восприятию
материала
- Что вы уже знаете о С.В. Михалкове?
- Какие произведения С. В. Михалкова вы читали?
-Никита
дома
поработал
с
дополнительной
литературой
и
хочет
сообщить
нам
некоторые
сведения о С. В. Михалкове.
-
Слушайте
внимательно,
будьте
готовы
к
в ы полнению теста
по
творчеству
С .
В .
Михалкова.
Отвечают на вопрос.
Работа с информацией
Выступление
. Жизнь и творчество С.В.Михалкова
Сергей Владимирович Михалков
родился в 1913 году, 13марта, в Москве.
Число 13считал счастливым. Мой рассказ о
жизни и творчестве С.В.Михалкова
продолжит Никита
В десять лет он написал свою первую
басню. Когда ему исполнилось 14 лет, семья
Михалковых переехала в город Пятигорск.
Там Сергей Михалков окончил среднюю
школу и вернулся в Москву. Он стал рабочим
на одной Московской фабрике. Он очень
любил животных. В его доме всегда жили
кошки, собаки . Однажды Михалков написал
стихи для детей. Их напечатали в журнале
«Пионер». Они сразу понравились и
читателям, и поэтам. Михалков написал ещё
2-3 детских стихотворения, затем появился
«Дядя Стёпа», стихотворение «Мы с
приятелем». С. Михалков познакомился, а
потом и подружился с такими детскими
писателями, как С.Я. Маршак и К. И.
Чуковский. Так Михалков стал одним из
любимых детских писателей. Сергей
Владимирович известен не только в нашей
Учебно-
познавательный
интерес (Л)
Поиск и выделение
необходимой
информации (П)
Знакомство с
биографией Сергея
Владимировича
Михалкова (П)
4
стране,но и в других странах. Ведь именно он
написал слова Гимна Российской Федерации
4.
5.
Открытие нового
материала.
Знакомятся с
историей создания
стихотворения.
Подготовка к
чтению
Речевая разминка
Сегодня мы познакомимся с новым произведением
Сергея Владимировича.
- Определим название. Для этого надо эти слова
прочитать слова справа налево.
( КОНЕЩ ЙОМ)
- Девизом у нас на уроке будут слова французского
писателя Антуана де Сент Экзюпери : «Мы в ответе
за тех, кого приручили»
-Как эти слова связаны с произведением С. В.
Михалкова узнаем в конце урока? Стихотворение
“Мой щенок» было написано во время войны в 1943
году, даже в это суровое время Михалков не
прекращал писать для детей. Его стихи вызывают
звонкий смех и радость ребят ,помогают им расти
честными и мужественными.
«ЗАБЕЙ ГОЛ».
Рот закрыт, губы без движения, язык кончиком
задевает щёки.
«ПОЧИСТИ ЗУБКИ»
Кончиком языка при закрытом рте,
чистим зубы.
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.
– О ком говорится в скороговорке?
– Что делает кошка?
– Почему мошку называют крошкой?
– Прочитайте скороговорку с логическим ударением
на выделенные слова.
– Чтение в быстром темпе (хором, по одному)
Читают название стихотворения
Дети читают девиз
Знакомятся с историей создания
стихотворения
Читают про себя
Читают с разной интонацией
Речевая
активность (Р)
Познавательная
информация (Р)
Знакомятся с
историей создания
стихотворения(П)
Отрабатывают
навыки быстрого о
чтения текста(П)
5
6.
Физкульт-
минутка
Дружно встаньте, детвора.
Отдохнуть пришла пора!
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Сядьте тихо, закройте глаза
глазками нарисуйте кошку:
круг, ушки на макушке,
глазки, носик и усы.
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
Выполняют движения.
Развитие этических
чувств и регуляторов
морального
поведения (Л)
7.
Работа с текстом
Первичное
восприятие текста
-А теперь мы послушаем стихотворение «Мой
щенок» в исполнении Клары Румяновой
- Слушайте внимательно, будете делиться своими
впечатлениями.
- Понравилось вам стихотворение?
- Какое это стихотворение веселое или грустное? --
Почему?
- Когда вам было немножко смешно и хотелось
улыбнуться? Когда было грустно?
Аудиозапись
Размышляют над заданием.
Высказывают свое мнение
Ответы детей
Познавательная
информация (Р)
Учет разных мнений,
координирование в
сотрудничестве
разных позиций (К)
Словарная работа и
работа над чтением
трудных слов
- А сейчас мы будем читать это стихотворение .
- А чтоб легко было читать, кое- что надо узнать. А
узнать мы должны значение непонятных слов
- Куда мы обращаемся, когда нам неизвестно слово ?
- А вы попробуете сами догадаться о значении
слова.
- Работаем с карточкой в группе
У каждого слова несколько значений.
Ваша задача, найти ВЕРНОЕ значение слова
Самостоятельная работа.
Проверим как вы справились с заданием
КЛАДОВКА - пристройка к дому, где
хранятся вещи, продукты.
ЖБАН - кувшин с крышкой.
Ответы детей
Выявляют затруднение
Работа с карточкой- самостоятельная работа
Слайд 5
Учет разных мнений,
координирование в
сотрудничестве
разных позиций (К)
Познавательная
6
ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ - большая семья пчел.
- Оцените работу смайликом
- Читаем длинные слова из текста сначала по слогам,
затем полностью
по-кры-вать-ся - покрываться,
пе-ре-ко-ше-на - перекошена,
у-ку-тан-ный - укутанный,
за-бин-то-ван-ный - забинтованный
Делают вывод
Самооценка смайликом
Слайд 6
инициатива (Р)
Уметь оценить свою
работу на уроке(Р)
Вторичное
восприятие текста
Работа над
содержанием
текста
Беседа по
содержанию
произведения
- Прочитаете стихотворение самостоятельно ,
- Подумайте, как своим чтением передать
настроение, чувства каждого героя. Показать
голосом их радость, грусть, тревогу, гордость.
Мы продолжаем работать над содержанием
произведения.
Прием «Чтение с остановками» (чтение
стихотворения по частям).
Чтение первой части
- Как вы понимаете словосочетание «сбилась с ног»?
- Почему девочка сбилась с ног?
- Как можно озаглавить эту часть?
Чтение второй части
- Как вел себя щенок с самого утра?
- Как вы понимаете эти строки «он увидел одеяло –
покрываться нечем стало»?
- Что главное в этой части?
- Как автор пишет о шалостях щенка?
- Почему так решили?
- Как можно озаглавить эту часть?
Чтение третьей части
- Как чувствовала себя девочка, потерявшая щенка?
Докажите словами из стихотворения.
- Как озаглавим эту часть?
Чтение четвертой части
- Каким вернулся щенок домой? Почему?
Самостоятельное чтение
Чтение цепочкой
Ответы детей
Выборочное чтение
Умение работать
самостоятель
но (П)
Поиск ответа на
вопрос (П)
Умение находить
ответы на вопросы,
используя
7
- Как вы думаете, эта часть стихотворения грустная
или смешная?
- Почему автор так рассказал о несчастье щенка, что
нам грустно и в то же время смешно?
- Почему он щенка называет «страшный зверь»?
- Как озаглавим эту часть?
Чтение пятой части
- Как теперь ведет себя щенок?
- Что значит «лежит пластом»?
- Как девочка относится к своему щенку?
- Как можно озаглавить эту часть?
2. Работа над выразительным чтением.
- Как нужно читать 1-6-ю строчки стихотворения?
(С чувством тревоги)
- Как читать с 7-й по 22- ю строчки, где
рассказывается о том, что делал щенок утром?
( Спокойно, с удивлением)
- Какое чувство нужно показать, читая строчки с 23-
й по 28-ю? (грусть, тревогу).
- Как нужно прочитать слова матери? (Спокойно)
- Как прочитать строчки, где девочка горюет, что
пропал щенок? (Грустно).
- Как, ребята, вы будете читать строчки, где
появляется щенок? (С чувством удивления, страха,
потом - с чувством жалости).
- Слова мамы как прочитаем?
« Дверь закрой!
К нам летит пчелиный рой » (Быстро и с
тревогой)
- Как прочитать последние строчки стихотворения?
(Сначала с чувством жалости и любви, а потом -
последние строчки с чувством гордости).
« Я не бегаю к врачу –
Я сама его лечу».
-Как бы вы поступили на месте девочки?
- Как вы думаете, каким человеком станет девочка,
Рассуждения детей
Читают вместе
Рассуждения детей
Вывод
Анализ чувств.
Рассуждения детей
учебник(П)
Воспитание
любви к «братьям
нашим меньшим»(Л)
Доказывают свою
точку зрения (К)
Формулирование
своего мнения (К)
8
когда вырастет?
- Хотели бы иметь такую подругу? Почему
- Какие чувства вы испытывали при чтении?
- Что надо было сделать, чтобы такого не случилось?
-Ребята, назовите главных героев стих.?
На парте у вас лежит карточка со словами,
характеризующие главных героев.
Выберите и подчеркните слова, которые
характеризуют 1 группа – девочку,
1. Добрая
1.
Ответственная
2.
Ленивая
3.
Заботливая
4.
Злая
5.
Равнодушная
6.
Жестокая
7.
Внимательная
2 группа - щенка
1.
Озорной
2.
Трусливый
3.
Глупый
4.
Любопытный
5.
Непослушный
6.
Злой
7.
Шаловливый
-Прочитаем, какая была девочка? Почему ?
-Какой был щенок? Почему так решили?
Работа в группах
Дети работают в группах , выполняют
задания
Проверка задания.
Рассуждения детей.
8.
Рефлексия
деятельности
Тест по творчеству
Михалкова
-Тест по творчеству Михалкова.
-Проверка теста.
-Самооценка смайликом
-Ребята , а у кого дома есть животные ?
-Назовите, кто у вас есть и расскажите, как вы за
ним ухаживаете?
-Ребята. что главное хотел сказать автор своим
произведении?
Работа с тестом,
Проверка «Ключ к ответам» Самооценка.
Рассказы о животных
Делают выводы, отвечают на вопросы ,
Внутренняя позиция
ученика (Л)
Самооценка на
основе критерия
успешности (Л)
Контроль и оценка
процесса и
9
Оценка работы
учащихся на уроке
Задание на дом
-Давайте вернемся к нашему эпиграфу и назовем
главную мысль произведения словами Экзюпери
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
Наш урок подошел к концу и пришло время оценить
свою работу на уроке и «покормить» щенка.
Он совсем, совсем не злой.
Он забавный и чудной.
Косточка, наверняка,
Будет сладка для щенка.
А вот косточки у нас разные - большие и маленькие
Если вам урок понравился и вам все было понятно,
дайте щенку большую косточку,
если некоторые задания вызвали у меня затруднения
– маленькую.
Оценка работы учащихся на уроке
Ребята , предлагаю вам выбрать домашнее задание.
1.
Наизусть понравившейся отрывок
2.
Рисунок к понравившемуся эпизоду
3.
Продолжить историю со щенком
Спасибо за урок .
Проводят самооценку
Выбирают домашнее задание
результатов
деятельности (П)
Карточки для учащихся
Словарная работа
Жбан -
1.
ведро для воды
2.
кувшин с крышкой
Кладовка -
1.
заведующая складом
2.
помещение для хранения клада пристройка к дому, где хранятся
вещи и продукты.
Пчелиный рой -
1.
семья пчёл
2.
пчелиные гонки.
Тест по творчеству С В. Михалкова.
1.В каком году родился Михалков?
А) 1913г.
Б) 1923г
В) 1903г.
2.Отметь жанр произведения Михалкова «Мой щенок».
А) рассказ
Б) стихотворение
В) басня
3.Знаешь ли ты имя и отечество Михалкова?
10
Отметь правильный ответ.
А) Сергей Владимирович
Б) Александр Сергеевич
В) Михаил Михайлович
4.Найди лишнее произведение
А) «Кот и лодыри»
Б) «Дядя Степа»
В) «Мой щенок»
11