Напоминание

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: «С.В. Михалков «Мой щенок»»


Автор: Маслова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Гарской ООШ
Населённый пункт: Ивановская область Ильинский район с. Гари
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: «С.В. Михалков «Мой щенок»»
Раздел: начальное образование





Назад




МКОУ Гарской ООШ

Адрес: 155063 Ивановская область. Ильинский район, село Гари, улица Школьная, дом 13.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

на тему: «С.В. Михалков «Мой щенок»»

Педагог: Маслова Елена Александровна

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий;

Тип урока: изучение нового материала

Тема: С.В. Михалков «Мой щенок»

Цель: познакомить учеников с произведением С.В. Михалкова “Мой щенок”.

Планируемые результаты деятельности:

Личностные УУД:

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим»; воспитывать интерес к чтению.

Познавательные УУД:

умение строить свои высказывания;

находить нужную информацию в тексте .

Регулятивные УУД:

целеполагание;

прогнозирование сюжета произведения;

оценка своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли;

умение общаться друг с другом;

Предметные:

Познакомить с творчеством детского писателя С.В. Михалкова

Совершенствовать навыки выразительного чтения текста через осознанное прочтение;

Учить работать над образом литературного героя;

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Формы: фронтальная, парная

Методы:

Объяснительно – иллюстративный;

Частично – поисковый;

Наглядный;

Словарная работа

1

Используемые технологии: системно-деятельностная (работа в группах), личностно-ориентированная технология (карточки с заданиями),

частично-поисковая (работа с информацией), информационно-коммуникативная технология (презентация), проблемно-поисковая

(разрешение проблемы), знаково- символическая система (работа с таблицей), здоровьесберегающая (физминутка)

Оборудование и технические средства обучения:

мультимедийный проектор, ПК, презентация

Наглядные пособия: плакат «Мы в ответе за тех, кого приручили», плакат «ключ к ответу», иллюстрация щенка.

Ключевые слова: ведение в проблему, осмысление и выполнение, рефлексия.

Рабочие материалы для обучающихся: карточки с заданиями для индивидуальной работы и для работы в группе, смайлики для

самооценки.

Ход урока

п/п

Этап урока

Содержание, деятельность учителя

Способы действий учащихся/

виды деятельности учащихся

Формируемые УУД

1.

Организацион-

ный.момент.

Мотивация.

- Приветствует учащихся, проверяет готовность к

уроку; настраивает на учебную деятельность.

- Здравствуйте, ребята!

-Звонок прозвенел?

-К уроку готовы?

- Хорошо, закрыли глазки и шепотом повторяем за

мной.(звучит музыка)

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я как разведчик, всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю

. (СЛАЙД 1)

- Молодцы, тихо сели.

Демонстрируют готовность к уроку

Учебно-

познавательная

мотивация

2

- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

- Для того, чтобы у нас урок получился хорошим,

отличным, скажите. Пожалуйста, что нам нужно

делать?

- Какую работу нужно делать на уроке? (план урока)

- Молодцы, на основе ваших ответов я составила

план работы сегодняшнего урока.

(СЛАЙД 2)

1.

Чтение произведения

2.

Анализ прочитанного произведения

3.

Работа в паре, группе.

4.

Тестирование.

2.

Проверка

домашнего

задания.

-С творчеством какого писателя мы познакомились

на прошлом уроке?

-Что вы делали дома?

- Покажите , что у вас получилось.

Ответ детей

Инсценировка стихотворения «Кот и

лодыри»

Умение работать

сообща.

Коммуникатив-

ные УУД

3.

Определение темы

и постановка цели

урока

(проблемная

ситуация)

Сообщение темы

урока

- Какой раздел мы изучаем на уроках литературного

чтения ?

- У каждой группы на столе лежит белый листочек,

а у 3 группы голубой листочек.

- Нужно найти лишнее слово, а 3 группа вас будет

проверять

.(СЛАЙД 3)

- Кто здесь лишний?

- Как вы думаете, почему его портрет здесь

оказался?

- Всмотритесь в лицо писателя. О чём могут сказать

его глаза, улыбка?

- А кто знает этого человека?

- Это портрет Сергея Владимировича Михалкова.

- Ребята. попробуйте сформулировать тему нашего

урока ?

--Предположите, какие цели мы можем поставить

Ответы детей

Высказывают предположения.

Слайд 4

Цель и задачи

сформировали.

Построение

логической цепи

рассуждений (П);

Достаточно полное и

точное выражение

своих мыслей в

соответствии с

задачами и

условиями

коммуникации (К);

3

перед собой на нашем уроке?

- Мы познакомимся с новым произведением

Михалкова, будем работать над его содержанием ,

будем учиться рассказывать о его героях.

3.

Подготовка к

восприятию

материала

- Что вы уже знаете о С.В. Михалкове?

- Какие произведения С. В. Михалкова вы читали?

-Никита

дома

поработал

с

дополнительной

литературой

и

хочет

сообщить

нам

некоторые

сведения о С. В. Михалкове.

-

Слушайте

внимательно,

будьте

готовы

к

в ы полнению теста

по

творчеству

С .

В .

Михалкова.

Отвечают на вопрос.

Работа с информацией

Выступление

. Жизнь и творчество С.В.Михалкова

Сергей Владимирович Михалков

родился в 1913 году, 13марта, в Москве.

Число 13считал счастливым. Мой рассказ о

жизни и творчестве С.В.Михалкова

продолжит Никита

В десять лет он написал свою первую

басню. Когда ему исполнилось 14 лет, семья

Михалковых переехала в город Пятигорск.

Там Сергей Михалков окончил среднюю

школу и вернулся в Москву. Он стал рабочим

на одной Московской фабрике. Он очень

любил животных. В его доме всегда жили

кошки, собаки . Однажды Михалков написал

стихи для детей. Их напечатали в журнале

«Пионер». Они сразу понравились и

читателям, и поэтам. Михалков написал ещё

2-3 детских стихотворения, затем появился

«Дядя Стёпа», стихотворение «Мы с

приятелем». С. Михалков познакомился, а

потом и подружился с такими детскими

писателями, как С.Я. Маршак и К. И.

Чуковский. Так Михалков стал одним из

любимых детских писателей. Сергей

Владимирович известен не только в нашей

Учебно-

познавательный

интерес (Л)

Поиск и выделение

необходимой

информации (П)

Знакомство с

биографией Сергея

Владимировича

Михалкова (П)

4

стране,но и в других странах. Ведь именно он

написал слова Гимна Российской Федерации

4.

5.

Открытие нового

материала.

Знакомятся с

историей создания

стихотворения.

Подготовка к

чтению

Речевая разминка

Сегодня мы познакомимся с новым произведением

Сергея Владимировича.

- Определим название. Для этого надо эти слова

прочитать слова справа налево.

( КОНЕЩ ЙОМ)

- Девизом у нас на уроке будут слова французского

писателя Антуана де Сент Экзюпери : «Мы в ответе

за тех, кого приручили»

-Как эти слова связаны с произведением С. В.

Михалкова узнаем в конце урока? Стихотворение

“Мой щенок» было написано во время войны в 1943

году, даже в это суровое время Михалков не

прекращал писать для детей. Его стихи вызывают

звонкий смех и радость ребят ,помогают им расти

честными и мужественными.

«ЗАБЕЙ ГОЛ».

Рот закрыт, губы без движения, язык кончиком

задевает щёки.

«ПОЧИСТИ ЗУБКИ»

Кончиком языка при закрытом рте,

чистим зубы.

На окошке крошку-мошку

Ловко ловит лапой кошка.

– О ком говорится в скороговорке?

– Что делает кошка?

– Почему мошку называют крошкой?

– Прочитайте скороговорку с логическим ударением

на выделенные слова.

– Чтение в быстром темпе (хором, по одному)

Читают название стихотворения

Дети читают девиз

Знакомятся с историей создания

стихотворения

Читают про себя

Читают с разной интонацией

Речевая

активность (Р)

Познавательная

информация (Р)

Знакомятся с

историей создания

стихотворения(П)

Отрабатывают

навыки быстрого о

чтения текста(П)

5

6.

Физкульт-

минутка

Дружно встаньте, детвора.

Отдохнуть пришла пора!

Потянитесь, распрямитесь.

Приседайте, приседайте.

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Сядьте тихо, закройте глаза

глазками нарисуйте кошку:

круг, ушки на макушке,

глазки, носик и усы.

Все в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

Выполняют движения.

Развитие этических

чувств и регуляторов

морального

поведения (Л)

7.

Работа с текстом

Первичное

восприятие текста

-А теперь мы послушаем стихотворение «Мой

щенок» в исполнении Клары Румяновой

- Слушайте внимательно, будете делиться своими

впечатлениями.

- Понравилось вам стихотворение?

- Какое это стихотворение веселое или грустное? --

Почему?

- Когда вам было немножко смешно и хотелось

улыбнуться? Когда было грустно?

Аудиозапись

Размышляют над заданием.

Высказывают свое мнение

Ответы детей

Познавательная

информация (Р)

Учет разных мнений,

координирование в

сотрудничестве

разных позиций (К)

Словарная работа и

работа над чтением

трудных слов

- А сейчас мы будем читать это стихотворение .

- А чтоб легко было читать, кое- что надо узнать. А

узнать мы должны значение непонятных слов

- Куда мы обращаемся, когда нам неизвестно слово ?

- А вы попробуете сами догадаться о значении

слова.

- Работаем с карточкой в группе

У каждого слова несколько значений.

Ваша задача, найти ВЕРНОЕ значение слова

Самостоятельная работа.

Проверим как вы справились с заданием

КЛАДОВКА - пристройка к дому, где

хранятся вещи, продукты.

ЖБАН - кувшин с крышкой.

Ответы детей

Выявляют затруднение

Работа с карточкой- самостоятельная работа

Слайд 5

Учет разных мнений,

координирование в

сотрудничестве

разных позиций (К)

Познавательная

6

ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ - большая семья пчел.

- Оцените работу смайликом

- Читаем длинные слова из текста сначала по слогам,

затем полностью

по-кры-вать-ся - покрываться,

пе-ре-ко-ше-на - перекошена,

у-ку-тан-ный - укутанный,

за-бин-то-ван-ный - забинтованный

Делают вывод

Самооценка смайликом

Слайд 6

инициатива (Р)

Уметь оценить свою

работу на уроке(Р)

Вторичное

восприятие текста

Работа над

содержанием

текста

Беседа по

содержанию

произведения

- Прочитаете стихотворение самостоятельно ,

- Подумайте, как своим чтением передать

настроение, чувства каждого героя. Показать

голосом их радость, грусть, тревогу, гордость.

Мы продолжаем работать над содержанием

произведения.

Прием «Чтение с остановками» (чтение

стихотворения по частям).

Чтение первой части

- Как вы понимаете словосочетание «сбилась с ног»?

- Почему девочка сбилась с ног?

- Как можно озаглавить эту часть?

Чтение второй части

- Как вел себя щенок с самого утра?

- Как вы понимаете эти строки «он увидел одеяло –

покрываться нечем стало»?

- Что главное в этой части?

- Как автор пишет о шалостях щенка?

- Почему так решили?

- Как можно озаглавить эту часть?

Чтение третьей части

- Как чувствовала себя девочка, потерявшая щенка?

Докажите словами из стихотворения.

- Как озаглавим эту часть?

Чтение четвертой части

- Каким вернулся щенок домой? Почему?

Самостоятельное чтение

Чтение цепочкой

Ответы детей

Выборочное чтение

Умение работать

самостоятель

но (П)

Поиск ответа на

вопрос (П)

Умение находить

ответы на вопросы,

используя

7

- Как вы думаете, эта часть стихотворения грустная

или смешная?

- Почему автор так рассказал о несчастье щенка, что

нам грустно и в то же время смешно?

- Почему он щенка называет «страшный зверь»?

- Как озаглавим эту часть?

Чтение пятой части

- Как теперь ведет себя щенок?

- Что значит «лежит пластом»?

- Как девочка относится к своему щенку?

- Как можно озаглавить эту часть?

2. Работа над выразительным чтением.

- Как нужно читать 1-6-ю строчки стихотворения?

(С чувством тревоги)

- Как читать с 7-й по 22- ю строчки, где

рассказывается о том, что делал щенок утром?

( Спокойно, с удивлением)

- Какое чувство нужно показать, читая строчки с 23-

й по 28-ю? (грусть, тревогу).

- Как нужно прочитать слова матери? (Спокойно)

- Как прочитать строчки, где девочка горюет, что

пропал щенок? (Грустно).

- Как, ребята, вы будете читать строчки, где

появляется щенок? (С чувством удивления, страха,

потом - с чувством жалости).

- Слова мамы как прочитаем?

« Дверь закрой!

К нам летит пчелиный рой » (Быстро и с

тревогой)

- Как прочитать последние строчки стихотворения?

(Сначала с чувством жалости и любви, а потом -

последние строчки с чувством гордости).

« Я не бегаю к врачу –

Я сама его лечу».

-Как бы вы поступили на месте девочки?

- Как вы думаете, каким человеком станет девочка,

Рассуждения детей

Читают вместе

Рассуждения детей

Вывод

Анализ чувств.

Рассуждения детей

учебник(П)

Воспитание

любви к «братьям

нашим меньшим»(Л)

Доказывают свою

точку зрения (К)

Формулирование

своего мнения (К)

8

когда вырастет?

- Хотели бы иметь такую подругу? Почему

- Какие чувства вы испытывали при чтении?

- Что надо было сделать, чтобы такого не случилось?

-Ребята, назовите главных героев стих.?

На парте у вас лежит карточка со словами,

характеризующие главных героев.

Выберите и подчеркните слова, которые

характеризуют 1 группа – девочку,

1. Добрая

1.

Ответственная

2.

Ленивая

3.

Заботливая

4.

Злая

5.

Равнодушная

6.

Жестокая

7.

Внимательная

2 группа - щенка

1.

Озорной

2.

Трусливый

3.

Глупый

4.

Любопытный

5.

Непослушный

6.

Злой

7.

Шаловливый

-Прочитаем, какая была девочка? Почему ?

-Какой был щенок? Почему так решили?

Работа в группах

Дети работают в группах , выполняют

задания

Проверка задания.

Рассуждения детей.

8.

Рефлексия

деятельности

Тест по творчеству

Михалкова

-Тест по творчеству Михалкова.

-Проверка теста.

-Самооценка смайликом

-Ребята , а у кого дома есть животные ?

-Назовите, кто у вас есть и расскажите, как вы за

ним ухаживаете?

-Ребята. что главное хотел сказать автор своим

произведении?

Работа с тестом,

Проверка «Ключ к ответам» Самооценка.

Рассказы о животных

Делают выводы, отвечают на вопросы ,

Внутренняя позиция

ученика (Л)

Самооценка на

основе критерия

успешности (Л)

Контроль и оценка

процесса и

9

Оценка работы

учащихся на уроке

Задание на дом

-Давайте вернемся к нашему эпиграфу и назовем

главную мысль произведения словами Экзюпери

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Наш урок подошел к концу и пришло время оценить

свою работу на уроке и «покормить» щенка.

Он совсем, совсем не злой.

Он забавный и чудной.

Косточка, наверняка,

Будет сладка для щенка.

А вот косточки у нас разные - большие и маленькие

Если вам урок понравился и вам все было понятно,

дайте щенку большую косточку,

если некоторые задания вызвали у меня затруднения

– маленькую.

Оценка работы учащихся на уроке

Ребята , предлагаю вам выбрать домашнее задание.

1.

Наизусть понравившейся отрывок

2.

Рисунок к понравившемуся эпизоду

3.

Продолжить историю со щенком

Спасибо за урок .

Проводят самооценку

Выбирают домашнее задание

результатов

деятельности (П)

Карточки для учащихся

Словарная работа

Жбан -

1.

ведро для воды

2.

кувшин с крышкой

Кладовка -

1.

заведующая складом

2.

помещение для хранения клада пристройка к дому, где хранятся

вещи и продукты.

Пчелиный рой -

1.

семья пчёл

2.

пчелиные гонки.

Тест по творчеству С В. Михалкова.

1.В каком году родился Михалков?

А) 1913г.

Б) 1923г

В) 1903г.

2.Отметь жанр произведения Михалкова «Мой щенок».

А) рассказ

Б) стихотворение

В) басня

3.Знаешь ли ты имя и отечество Михалкова?

10

Отметь правильный ответ.

А) Сергей Владимирович

Б) Александр Сергеевич

В) Михаил Михайлович

4.Найди лишнее произведение

А) «Кот и лодыри»

Б) «Дядя Степа»

В) «Мой щенок»

11



В раздел образования