Напоминание

Развитие скоростно-силовых качеств у юных скалолазов


Автор: Сашкин Денис Эдуардович
Должность: тренер
Учебное заведение: МБУ СП СШОР "Югория" им. А.А.Пилояна
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Развитие скоростно-силовых качеств у юных скалолазов
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ В СКАЛОЛАЗАНИИ

Современная подготовка спортсмена - сложная система со многими

факторами,

которая

включает

в

себя

цели,

задачи,

средства,

методы,

организационные

формы,

материа льно-техниче ские

у с л о в и я ,

обеспечивающие

достижение

спортсменом

высоких

результатов,

а

также

организационно-педагогический процесс подготовки к соревнованиям.

Как многокомпонентная система, подготовка спортсмена включает:

спортивную тренировку;

соревнования как средство реализации подготовки;

тренировочные

и

внесоревновательные

факторы,

повышающие

результативность тренировок и участия в соревнованиях.

Спортивная

тренировка

-

это

специализированный

процесс,

основанный на использовании физических упражнений с целью развития и

совершенствования способностей, обусловливающие готовность спортсмена

к получению высоких показателей в избранном виде спорта.

Перед спортивной тренировкой стоит цель - достижение максимально

возможного

для

отдельной

личности

уровня

физической,

технико-

тактической и психической подготовленности, обусловленный спецификой

вида

спорта

и

требованиями

по

получению

высоких

результатов

в

соревновательной деятельности. Главная цель - победа на Всемирных играх,

чемпионатах мира, Европы как соревнований высокого ранга, промежуточная

- победа на Кубке мира, чемпионатах, Кубках России, области, и города.

Как

специализированный

процесс,

спортивная

тренировка

в

скалолазании имеет свои специфические задачи:

1. Повышение уровня функциональных возможностей организма.

2.

Достижение

высокого

уровня

общей

и

специальной

физической

подготовленности.

3. Овладение рациональной техникой и тактикой скалолазания.

4. Подготовка спортсменов высокой квалификации для сборных команд

России, области, города, спортивных обществ и ведомств.

5. Приобретение теоретических знаний и практического опыта для

эффективной тренировочной и соревновательной деятельности.

6.

Всестороннее

гармоничное

развитие

и

воспитание

морально-

волевых и морально-этических качеств личности.

7.

Подготовка

юных

спортсменов

инструкторов

и

судей

по

скалолазанию на общественных началах.

8. Развитие методических центров развития детского и юношеского

спорта.

9.

Параллельно

с

общеобразовательными

школами

вести

отбор

и

выявлять специализацию учащихся по виду спорта.

Процесс

многолетней

подготовки

спорт сменов-ска лолазов

осуществляется

с

использованием

основных

методов

спортивной

тренировки,

различных

силовых

упражнений

(на

развитие

аэробных

и

анаэробных возможностей, гибкости, координации движений и т.д.), которые

влияют

на

развитие

физических

качеств

и

техническое

мастерство

спортсменов, а также упражнений, обусловленных спецификой вида спорта,

выполняемых на специализированных стендах для скалолазания.

В системе спортивной подготовки все методы учебно-тренировочного

процесса

составляют

следующие

ее

виды:

физическая,

техническая,

психологическая, теоретическая и интегральная.

Физическая подготовка создает базу для технической подготовки и

обеспечивает развитие функциональных возможностей спортсмена.

Физическую подготовку подразделяют на:

общую

физическую

подготовку,

которая

направлена

на

повышение

общей работоспособности;

специальную физическую подготовку, направленную на усвоение и

совершенствование

соответствующих

упражнений,

разложения

функциональных

качеств,

координационных

способностей

и

специальных физических качеств.

К

методам

технической

подготовки

относятся

акробатика,

как

необходимость для прохождения трасс на стендах.

Психологическая подготовка должна обеспечить умение спортсмена

управлять

своим

функциональным

состоянием

под

влиянием

внешних

факторов внутреннего и внешнего происхождения.

Тактическая подготовка базируется на знаниях и навыках спортсмена

предполагать,

оценивать

и

принимать

правильное

решение

относительно

слабых

и

сильных

позиций

(как

своих,

так

и

соперников)

в

условиях

соревновательной деятельности.

Теоретическая подготовка - формирование у скалолазов специальных

знаний, необходимых для успешной реализации в этом виде спорта. Она

может осуществляться как в процессе практических занятий, так и в форме

бесед,

изучения

схем,

кинограмм,

просмотра

видеозаписей,

учебных

кинофильмов, анализа подготовки сильных скалолазов мира.

И н т е гр а л ь н а я

п од гото в ка

н ап р а вл е н а

н а

п р и о б р е т е н и е

соревновательного

опыта,

повышение

устойчивости

к

соревновательной

напряженности, стабильности выступлений.

К словесным методам относятся: рассказы, пояснения, лекции, беседы.

Они чаще всего используются в лаконичном виде в сочетании со специальной

терминологией и наглядными средствами.

К

наглядным

методам

относятся

показ

отдельных

упражнений

и

технических

элементов,

просмотр

учебных

фильмов,

видеозаписи

тренировок и спортивных соревнований.

Практические

методы

тренировки:

равномерный,

переменный,

повторный, интервальный, соревновательный, метод сопряженных действий

и круговой тренировки.

Спортивные

соревнования

-

это

не

только

возможность

выявления

лучших

спортсменов

или

команд,

но

и

средство

контроля

за

уровнем

подготовленности

воспитанников,

повышение

их

тренированности

и

совершенствование спортивного мастерства. В зависимости от цели и задач

соревнования делятся на контрольные, отборочные, основные и главные.

Существенное значения в системе спортивной подготовки имеют также

внетренировочные

и

внесоревновательные

факторы.

Использование

этих

факторов позволяет весомо улучшить подготовленность спортсменов.

В

процессе

многолетней

подготовки

в

организме

спортсменов

происходят разнообразные морфологические и функциональные изменения,

связанные с приспособительными реакциями на тренировочные нагрузки

(так

называемая

биологическая

адаптация),

которые

определяют

уровень

тренированности спортсмена.

Уровень тренированности спортсменов к показу лучших достижений

определяется как состояние спортивной формы.

Тренированность спортсмена делится на общую и специальную: первая

характеризуемся процессом приспособления организма к неспецифическим и

общих физических упражнений, направленных на укрепление здоровья я,

повышения функциональных возможностей и развитие физических качеств

по

различным

режимам

мышечной

деятельности;

вторая

-

процессом

совершенствования конкретного вида мышечной деятельности, избираемый в

соответствии со спортивной специализацией.

В

процессе

развития

и

совершенствования

тренированности

спортсмена выделяют три этапа: повышение тренированности; становления

спортивной

формы;

снижение

тренированности.

Опыт

показывает,

что

каждый

из

этапов

с

определенной

степенью

вероятности

соответствует

периодам

тренировки

подготовительного,

предсоревновательного

и

переходного. Можно считать, что эти периоды являются последовательными

ступенями процесса управления спортивной формой.

Учитывая, что спортивная форма не может содержаться длительное

время (в течение всего года), а путь к новой проходит через потерю старой,

весь период подготовки спортсменов определяется четкой цикличностью.

Структура

годового

макроцикла

в

скалолазании

имеет

свои

особенности.

Каждый

из

периодов

строится

на

основе

запланированных

мезо-

и

микроциклов:

базовых,

восстановительных,

переходных,

соревновательных.

М и к р о ц и к л ы

б ы в а ю т

в в од н ы е ,

уд а р н ы е ,

п о д в о д я щ и е ,

соревновательные и восстановительные. Вводные микроциклы применяют на

первом этапе подготовительного периода с целью постепенного подведения

организма спортсмена к напряженной работе; характеризуются наибольшими

объемами тренировочных нагрузок.

Ударные

микроциклы

имеют

большие

объемы

и

высокую

интенсивность тренировочных нагрузок. Основная их задача - повышение

функциональных и адаптивных возможностей организма спортсмена.

Подводные

микроциклы

используют

на

этапе

непосредственной

подготовки к соревнованиям. В этих микроциклах могут решаться задачи

моделирования следующих соревнований, активного отдыха, психического

настройки и тому подобное.

Восстановительные

микроциклы

имеют

целью

снижения

нагрузки;

основная

задача

-

обеспечение

лучших

условий

для

т еч е ния

восстановительных процессов после серии ударных микроциклов. В целом

соревновательные

микроциклы

должны

обеспечить

условия

для

предсоревновательной подготовки и участия в соревнованиях.

Тренировочный процесс подготовки в зависимости от поставленных

задач делится на разные по направленности отрезки - от одного занятия к

олимпийскому циклу, что длится четыре года.

Основные педагогические задачи последовательно решаются в годовых

и

полугодовых

макроциклах.

Каждый

макроцикл

делится

на

мезоциклы,

которые состоят из нескольких микроциклов.

Чередование

в

мезоцикле

микроциклов

разных

типов

способствует

повышению

тренированности

и

позволяет

избежать

переутомления

спортсменов.

П о д г о т о в и т е л ь н ы й

п е р и о д

д е л и т с я

н а

д в а

э т а п а

-

общеподготовительный и специально-подготовительный.

В соревновательном периоде применяются мезоциклы двух типов -

соревновательные

и

контрольно-подготовительные.

В

контрольно-

подготовительном

мезоцикле

предполагается

интегральная

подготовка

спортсменов к следующим соревнованиям.

Подготовительный

период

отмечается

использованием

упражнений,

направленных

на

разложение

физических

качеств.

Основное

внимание

уделяется

развитию

общей

и

специальной

выносливости,

силовым,

скоростно-силовым качествам и техническим навыкам.

Приоритетным

видом

тренировки

в

подготовительном

периоде

является

боулдеринг

-

прохождение

серии

коротких

трасс

максимальной

трудности, что позволяет максимально развивать силу, выработать нужные

навыки

лазания.

В

качестве

специфических

нагрузок

используются

различные статические и изометрические упражнения. Цель этого периода -

подвести организм спортсмена к напряженной работы, отмечается большими

объемами тренировочных нагрузок.

В

предсоревновательный

период

интенсивность

тренировок

повышается.

Количество

общих

упражнений

уменьшается.

Вводятся

тренировки в соревновательном режиме работы, на которых используются

трассы максимальной сложности для каждого конкретного спортсмена. Для

разложения нужной выносливости применяются интервальный и повторный

методы тренировки.

Следует отметить, что совершенствование анаэробных возможностей

организма,

основанные

на

силовой

и

скоростно-силовой

выносливости

скалолаза, нужно проводить на фоне высокого уровня общей выносливости

(для этого используются бег, плавания и т.д.).

Спортсмены-скалолазы, специализирующиеся в скоростных видах, в

подготовительном

периоде

используют

на

тренировках

режим

парного

лазания. Предпочтение отдается специальным силовым упражнениям, работе

по

развитию

скоростных

качеств,

взрывной

силы

во

время

старта

и

скоростно-силовой выносливости.

Продолжительность переходного периода 2-3 недели. В течение первой

половины

периода

скалолазы

используют

упражнения

из

других

видов

спорта (гимнастика, плавания, акробатика, спортивные игры и т.д.). Вторая

половина

отмечается

разнообразной

тренировочной

работой

с

малыми

объемами нагрузок.

Спортсмены планируют 2-3 основных соревнования в годовом цикле, а

на других выступают с проходным уровнем тренированности. Чаще всего

используется такая продолжительность периодов: подготовительный - 2-3

мес., соревновательный - 2 мес., переходный - 3-4 недели.

Переходный

период

делится

на

два

этапа

-

реабилитационный

и

ознакомительный.

Структура

и

содержание

годичного

цикла

подготовки

зависят

от

подготовленности спортсмена, календаря соревнований и задач многолетней

подготовки, которую разделяют на 7 этапов (В. М. Платонов, 2004).

I этап - отбор и начальная подготовка (группы начальной подготовки, 8

- 9 лет).

Задачи:

укрепления здоровья и закаливания детей;

устранение недостатков в физическом развитии;

привлечение максимально возможного количества детей и подростков к

занятиям скалолазанием, формирование у них устойчивого интереса,

мотивации к систематическим занятиям спортом и здоровому образу

жизни ;

обучения

технике

лазания

и

широкого

диапазона

двигательных

навыков;

воспитание

морально-волевых

качеств,

формирование

спортивного

характера, дисциплинированности, аккуратности и исполнительности;

участие в детских соревнованиях.

II

этап

-

базовая

подготовка

(

тренировочные

группы

(базовой

подготовка), 10 -13 лет). Основные задачи:

укрепления

здоровья

и

устранения

недостатков

в

физической

подготовленности;

углубленная специальная подготовка (благоприятный период развития

индивидуальных

силовых

качеств,

повышение

специальной

работоспособности

путем

постепенного

увеличения

тренировочной

нагрузки)

изучение

тактики

поведения

на

соревнованиях

и

совершенствование

соревновательного

опыта,

воспитания

волевых

качеств, самостоятельности и дисциплинированности;

подготовка

наиболее

талантливых

в

спортивном

отношении

воспитанников к дальнейшей углубленной специализации;

базовая техническая подготовка, овладение базовыми движениями и

элементами и различными способами лазания, выполнения юношеских

разрядов;

базовая

психологическая

и

тактическая

подготовка,

формирование

интереса

к

целенаправленной

многолетней

спортивной

подготовки,

регулярное участие в детских соревнованиях.

III этап - специализированная базовая подготовка (14-16 лет).

Задачи:

определение узкой специализации лазанья (на скорость, боулдеринг

или

на

трудно сть)

повышение

специальной

ф и з и ч е с ко й

подготовленности,

достижение

высокого

уровня

функциональных

возможностей;

постепенная

подготовка

организма

к

максимальным

нагрузкам,

характерным

для

этапа

подготовки

к

высшим

достижениям;

усовершенствования базовой технической подготовленности;

усовершенствования

базовой

психологической

подготовленности,

приобретения

опыта

формирования

состояния

боевой

готовности

к

соревнованиям, самонастройки, сосредоточение и мобилизации;

формирование

мотивации

к

перенесения

больших

тренировочных

нагрузок

и

целевой

установки

на

спортивное

совершенствование;

у гл убл е н н а я

т е о р е т и ч е с ка я

и

т а кт и ч е с ка я

п о д г о т о в к а ;

активная

соревновательная

практика

по

включениям

модельных

тренировок и контрольно-подготовительных соревнований.

IV этап – этап подготовки к высшим достижениям (17 лет и старше)

Задачи:

совершенствование

специализированных

физических

качеств,

поддержание высокого уровня функциональной подготовленности и

спортивной мотивации;

достижения

высокого

уровня

выносливости,

овладения

высоких

и

максимальных тренировочных нагрузок;

совершенствования технической подготовленности;

максимальное раскрытие индивидуальных возможностей, достижения

высокого уровня прохождения трасс на трудность и скорость;

расширение психологических знаний и умений, достижение высокого

уровня психической готовности к соревнованиям;

индивидуализация силовой, технико-тактической, психологической и

морально-волевой подготовки;

достижение

максимально

возможных

спортивных

результатов,

поддержание высокого уровня соревновательная готовность.

V

этап

-

этап

сохранение

достижений

и

завершения

спортивной

карьеры.

Задачи:

поддержание достигнутого уровня мастерства в условиях относительно

небольших нагрузок;

постепенное

уменьшение

стартов

и

нагрузок,

завершения

соревновательной деятельности.

1.2. Физическая подготовленность юных скалолазов как один из

факторов, обусловливающих спортивные результаты скалолазов

В

этот

этап

считается

наиболее

важным

для

развития

аэробных

возможностей юных спортсменов. Для него характерно прогрессирующее

увеличение

общего

объема

специальной

подготовки,

а

также

широкое

использование средств ОФП.

Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования

двигательных

физических

качеств,

направленный

на

всестороннее

и

гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей

работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и

достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде

спорта.

Перед ОФП ставятся следующие задачи:

достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей

силы мышц;

приобрести общую выносливость;

повысить

скорость

выполнения

различных

движений,

общие

скоростные способности;

увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

научиться

выполнять

движения

без

лишнего

напряжения,

овладеть

умением расслабляться.

С

общей

физической

подготовкой

связано

достижение

физического

совершенства

-

уровня

здоровья

и

всестороннего

развития

физических

способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в

определенных исторически условиях производства, военного дела и других

сферах

общественной

жизни.

Конкретные

принципы

и

показатели

физического

совершенства

всегда

определяются

реальными

запросами

и

условиями жизни общества на каждом историческом этапе.

При

этом

следует

помнить,

что

даже

достаточно

высокая

общая

физическая

подготовленность

зачастую

не

может

обеспечить

успеха

в

конкретной

спортивной

дисциплине

или

в

различных

в и д а х

профессионального труда. А это означает, что в одних случаях требуется

повышенное развитие выносливости, в других - силы и так далее, то есть

необходима

специальная

подготовка.

Поэтому

используются

комплексы

упражнений как для общего развития та и для развития скоростно-силовых

качеста.

Упражнения без предметов для общего развития

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса:

движения руками в различных положениях - стоя, сидя, лежа;

сгибание-разгибание, круговые движения, маховые движения, отвода-

приведения, рывки, движения во время ходьбы, бега и тому подобное.

Упражнения для мышц шеи и туловища: наклоны и повороты головы;

наклоны туловища вперед, назад, в сторону, круговые движения, сочетание

наклонов и поворотов туловища; упражнения на координацию движений,

формирование

правильной

осанки,

растяжение

и

расслабление;

поднятие

прямых и согнутых ног лежа на гимнастической скамейке.

Упражнения для мышц ног:

подъемы

на

носках,

различные

движения

прямыми

и

согнутыми

ногами, махи перед собой, в стороны, назад;

выпады вперед и в стороны, изменение выпадов с дополнительными

движениями;

подпрыгивание

и

выпрыгивания

из

разных

исходных

положений,

прыжки на месте и в движении.

Упражнения с предметами

Упражнения со скакалкой: прыжки на одной и двух ногах, с одной ноги

на

другую;

подпрыгивание

с

двойным

кругом

скакалки;

прыжки

со

скакалкой, двигаясь прямо и по кругу.

Упражнения с набивным мячом:

мяч в руках - сгибание и разгибание рук, круговые движения руками и

туловищем;

перебрасывание мяча стоя в парах и в кругу из разных положений

(стоя, стоя на коленях, сидя) различными способами - толчками от

груди, от плеча одной рукой, бросок двумя руками из-за головы, между

ног;

соревнования на дальность броска одной и двумя руками, эстафеты с

мячами.

Упражнения на гимнастических станках

Упражнения на гимнастической скамейке:

сидя - наклоны и повороты туловища, поднятие ног или туловища

вверх, сведение-разведение ног, круговые движения, содержание ног

или туловища в различных положениях; прыжки через скамейку, на

лавку.

На гимнастическом канате:

лазанье по канату с помощью рук и ног, без помощи ног; поднятие ног

вверх в висе на двух руках, на одной руке.

На брусьях:

упор

на

руках,

стойка

на

прямых

руках,

сгибание-разгибание

рук,

содержание прямых или согнутых ног под разными углами к туловищу

в упоре на руках.

На перекладине:

подтягивание

различными

хватами

(узким,

широким,

обратным),

разновысокие подтягивание;

поднятие прямых и согнутых ног к перекладине, содержание поднятых

ног; подъем переворотом.

На гимнастической стенке:

в висе - поднятие и опускания прямых ног под различным углом к

туловищу, круговые движения ногами стоя у стены - наклоны назад;

стоя - махи правой (левой) ногой в стороны, назад.

Упражнения из других видов спорта

Акробатика:

кувырки вперед и назад, «мостик» с и. п. лежа и стоя;

стойки на лопатках, голове и руках; переворот «колесом».

Легкая атлетика:

бег на короткие (30, 60, 100 м) и средние дистанции; кроссовый бег на

1000 и 3000 м; прыжки в длину и высоту; тройной прыжок;

«Олений» бег, бег с прямыми ногами, спиной вперед

Плавание:

для новичков - усвоение техники одного из способов плавания;

плавание на дистанции 25, 50 и 100 м без учета времени; игры на воде;

средства спасения утопающих.

Спортивные игры:

волейбол, баскетбол, футбол, гандбол, теннис большой и настольный,

подвижные

игры

на

развитие

внимания,

координации

и

скорости

движений (подбираются с учетом возраста спортсменов), эстафеты с

преодолением препятствий.

Туризм:

походы выходного дня, загородные путешествия, туристские походы.

Специальная физическая подготовка

Специальная

физическая

подготовка

-

это

процесс

воспитания

физических

качеств,

обеспечивает

преимущественное

развитие

тех

двигательных

способностей,

которые

необходимы

для

конкретной

спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.

Упражнения для развития скоростных качеств:

бег - на скорость (30, 60, 100 м); с внезапным изменением направления

(челночный бег 3x10 м, 3x20 м и т.д.);

выпрыгивания вверх из опорной ноги и двух рук на шведской стенке за

интервал времени (10 с);

скоростное ведения мяча (баскетбольного, волейбольного) одной рукой;

скоростные передачи мяча в парных упражнениях, на месте, во время

ходьбы или бега;

прыжки - со скакалкой за 10-15 с, с двумя-тремя оборотами за один

подскок; в длину с места или с разбега; с высоким подниманием колен

к груди скоростные подтягивания на перекладине за интервал времени

(10 с);

скоростной подъем: на руках по наклонным лестнице; на наклонных

лестнице перехватыванием двух рук одновременно.

Упражнения для развития ловкости:

жонглирование

теннисными

мячами

или

другими

небольшими

предметами.

Упражнения для развития равновесия:

ходьба по брусу, троса или натянутой веревке;

ходьба с закрытыми глазами стойки на одной и двух ногах с закрытыми

глазами подвижные и спортивные игры с мячом;

жонглирование

футбольным

мячом

ногами

набивания

«с

носока»

-

маленького мягкого мяча.

Упражнения для развития силы:

подтягивание

-

на

перекладине

на

двух

и

одной

руке

на

двух

перекладинах

различной

высоты

(одна

рука

выше

другой)

с

содержанием

промежуточных

положений

сгиба

руки

в

течение

некоторого времени (5, 10 с);

перекатывание с одной руки на другую (руки согнуты, подбородок над

перекладиной) на планках различной ширины;

висение - на перекладине и планках с грузом, на планках различной

ширины на одной и двух руках;

подъем по наклонным лестнице с помощью рук с отягощением;

передвижения на скалолазном тренажере только с помощью рук;

упражнения на кампус-борде - перехват за каждую планку, через одну

или две планки; перепрыгивание с одной планки на другую только с

помощью рук;

лазанья

по

коротким

и

тяжелых

трассах

(боулдеринг)

сгибание-

разгибание рук, в упоре лежа, в стойке на руках, в упоре на брусьях;

приседания на двух ногах с отягощением, приседания на одной ноге

(одной ногой на ступень высотой около 30 см);

становая тяга гири или гиперэкстензия.

Упражнения для развития выносливости:

бег по пересеченной местности 1-5 км;

плавание различными способами 100-500 м;

висы на прямых и согнутых руках на перекладине и планках;

подтягивание на перекладине на двух руках;

содержание тела в завершающей точке подтягивания на двух руках;

висы на зацепках или планках на одной и двух руках с дозированным

отдыхом;

лазанья - по длинным трассам средней трудности с короткими паузами

для отдыха;

по

простым

трассам

с

фиксацией,

скоростное

лазание

в

соревновательном режиме с дозированным отдыхом.

Упражнения для развития гибкости:

маховые движения ногами в разных плоскостях, маховые и круговые

движения руками с максимальной амплитудой;

наклоны туловища вперед, назад, в стороны из разных позиций;

«Мостик» - из стойки на руках, с положения, лежа на спине, наклоном

назад;

упражнения на гимнастической лестнице, направленные на увеличение

подвижности в суставах; упругие покачивания в положении выпада;

статические

содержание

поднятых

ног

(вперед,

в

стороны)

для

развития активной гибкости, шпагаты и полушпагаты;

упражнения по хатха-йоги – «плуг», «лотос», «бабочка».

Упражнения для развития координации:

спортивные игры, акробатика, прыжки на батуте, занятия аэробикой,

фитнесом, усвоение приемов самозащиты.

Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы

также

являются

средствами

физического

воспитания.

Такие

природные

факторы, как солнечная радиация, свойства воздушного и водного среды,

правят

средствами

укрепления

здоровья,

закаливания

и

повышения

работоспособности человека.

Оздоровительные силы природы используются в процессе физического

воспитания в двух направлениях:

как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях

горного

климата),

которые

усиливают

действие

физических

упражнений;

во время специальных дозированных процедур (сеансы закаливания,

воздушные, солнечные и водные ванны).

Физические

упражнения

в

сочетании

с

природными

факторами

закаливания

помогают

повысить

общую

устойчивость

организма

к

ряду

неблагоприятных воздействий внешней среды.

Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания

усиливает

положительный

эффект

физических

упражнений.

Соблюдение

гигиенических требований к режиму, нагрузок и отдыха, питания и внешних

условий

занятий

(чистота,

освещенность,

вентиляция

мест

занятий)

способствует повышению эффективности физических упражнений, которые

выполняются.

Для этапа начальной подготовки характерно отсутствие периодизации

учебно-тренировочного процесса,

то есть в годовом цикле не выделяются

периоды подготовки,

а контрольные соревнования проводятся по текущему

материалу без целенаправленной подготовки к ним.

Нагрузка

в

скалолазании

является

мерой

воздействия

физических

нагрузок

и

сопутствующих

факторов

на

организм

тех,

кто

занимается,

которая определяется уровнем соответствия его реакции на это.

Нагрузку разделяют:

по характеру: соревновательные и тренировочные, специфические и

неспецифические, локальные, особые и глобальные;

по величине - малое, среднее, значительное, большое или предельное

(по отношению к возможностей спортсмена);

по направленности - такие, в большей степени решают отдельные виды

подготовки (технические, физические, координационные и др.)

Величину

тренировочного

и

соревновательного

нагрузок

принято

оценивать с его «внешнего» и «внутреннего» сторон. «Внешний» сторону

нагрузки определяется объемом и интенсивностью тренировочной работы.

Объем

работы

скалолаза

измеряется

отдельными

количественными

показателями:

количество пройденных маршрутов;

количество подходов за соответствующее время;

количество пройденных препятствий;

количество тренировочного времени.

Интенсивность нагрузки дает более четкую картину воздействия на

организм спортсмена и может быть классифицирована по трем уровням:

общая

интенсивность

-

отношение

количественных

показателей

к

тренировочному времени;

интенсивность с учетом сложности трасс;

интенсивность с учетом сложности задач и качества их выполнения.

«Внутренняя»

сторона

нагрузки,

определяется

функциональными

изменениями,

происходящими

в

организме

-

в

сердечнососудистой,

дыхательной,

центральной

нервной

системах.

Результатом

этого

является

качество

выполнения

задания,

характер

и

продолжительность

периода

восстановления.

Распространенными

объективными

показателями

правят

латентный

период

двигательной

реакции,

данные

сердечнососудистых

сокращений (ЧСС за 20 с сразу после нагрузки), вес спортсмена. Наиболее

используемыми являются относительно простые, но достаточно объективные

педагогические наблюдения.

Педагогические средства восстановления:

1. Планирование нагрузки, построение процесса подготовки:

сопроводимость

нагрузки

функциональным

возможно стям

спортсменов;

соответствие содержания подготовки этапа многолетней подготовки,

периода,

макроцикла

и

тому

подобное;

планирование

занятий,

микроциклов

восстановительного характера;

специальные переключения (скорость-боулдеринг, трудность-скорость

и

т.д.)

в

программах

занятий

и

микроциклов,

рациональная

индивидуальная

построение

основной

и

заключительной

частей

занятия;

2.

Распорядок

жизни

и

спортивной

деятельности:

условия

для

тренировки и отдыха;

сочетание обучения с тренировочным процессом;

Рациональное

использование

индивидуальных

и

групповых

форм

работы, выполнение упражнений для активного отдыха и создания

положительного фона занятий.

Психологические средства восстановления:

1. Психорегулирующая - аутогенная тренировка, мышечная релаксация,

музыка;

2. Психогигиенический - положительный психологический климат в

группе,

а

также

в

отношениях

в

семье

и

с

друзьями;

положительная

эмоциональная насыщенность занятий, формирование значимых мотивов и

благоприятного отношения к тренировкам.

3. Медико-биологические средства:

- Гигиенические - рациональный и стабильный распорядок дня; полноценный

отдых и сон (ночной сон не менее 8-9 ч.) соответствие спортивной одежды и

снаряжения

задачей

и

условиям

подготовки

и

соревнований;

состояние

оснащения

спортивных

сооружений;

тренировки

преимущественно

в

благоприятное время суток - с 10 до 19 ч .;

- Физиотерапевтические:

массаж (общий, локальный, точечный и др.);

сауна и парная;

гидропроцедуры

и

различные

виды

душа

(теплый,

яркий

и

т.п.);

электропроцедуры (электрофорез, аэроионизация т.п.);

облучение

(светово е,

инфракрасно е,

ул ьт р а ф и о л е т о в о е )

магнитотерапия, ультразвук, ионофорез; спортивные растирки;

4.

Питание:

сбалансированное по энергетической ценности (3-4-разовое) питание

(белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода);

специализированное

питание

(витамины,

питательные

смеси,

соки,

напитки) до и во время тренировки;

1.

Фармакологические:

вещества, способствующие восстановлению запаса энергии, повышают

устойчивость

организма

к

стрессу,

стимулируют

функции

кроветворения;

адаптогены растительного и животного происхождения; согревающие,

обезболивающие и противовоспалительные препарата.

Таким образом, основной направленностью тренировочного процесса

являютс:

изучение и совершенствование базовых технико-тактических знаний и

навыков

скалолазания

-

совершенствование

техники

движений,

изучение

сложных

технических

элементов,

лазанье

по

стенам

с

отрицательным

углом

наклона

(более

90

°),

изучение

различных

способов завязывания узлов на веревке, выбор рациональных поз для

восстановления);

совершенствования

техники

скоростного

лазанья

-

определение

правильного порядка движений во время просмотра тренировочных и

соревновательных трасс, отработки старта и финиша, моделирование

условий соревнований (парные гонки) создание запаса подвижности в

суставах с применением активных и активно-пассивных упражнений;

развитие

аэробных

возможностей

с

помощью

средств

ОФП

(бег,

плавания и т.д.);

постепенное

увеличение

пульсовой

интенсивности

нагрузок

на

тренировках

с

эпизодическим

использованием

в

тренировочном

процессе

нагрузок

анаэробно-гликолитического

направленности

продолжительностью 45-90 с. (для развития силовой выносливости)

участие в официальных соревнованиях.

1.3. Возрастные особенности развития двигательных качеств у детей 10-

13 лет

Этот

период,

как

у

девочек,

так

и

у

мальчиков

сопровождается

увеличением годового прироста длины тела за счет ускорения обменных

процессов. В 10-12 лет у девочек и в 12-13 лет у мальчиков значительно

возрастает масса тела и вместе с ней - максимальная сила. Повышение силы

осуществляется

в

условиях

совершенствования

регуляции

мышечных

сокращений.

В начале полового созревания увеличивается подвижность нервных

процессов, повышается эмоциональность и возбудимость в соответствующих

реакциях во время физической работы, особенно в условиях соревнования.

У

девочек

наблюдается

одновременное

увеличение

длины

и

массы

тела. Максимальный темп прироста массы тела происходит в 12-13 лет.

Важный

показатель

для

возрастного

развития

девочек

-

возраст

первой

менструации.

В

это

время

происходит

окончательное

формирование

пропорций тела.

В данный возрастной период продолжают развиваться подвижность в

суставах и гибкость. Наибольший прирост подвижности в суставах имеет

место у девочек до 12, у мальчиков до 14 лет; с увеличением возраста

прирост останавливается.

Общая и силовая выносливость в 10- 12 лет у девочек и 10 13 лет у

мальчиков

быстро

увеличивается

за

счет

экономизации

энергозатрат

и

мышечной регуляции. Специальная силовая выносливость у девочек 10- 12 и

мальчиков 12-14 лет увеличивается за счет функционального компонента. 3

приростом мышечной массы создаются предпосылки для роста скоростно-

силовых способностей.

В данном возрастном интервале (10-13 лет) характерно увеличение

средств,

направленных

на

развитие

скоростно-силовых

способностей

(особенно взрывной силы), а также ловкости и гибкости. В конце данного

этапа (для групп предварительной базовой подготовки 4-го года обучения)

целесообразно включать в подготовку средства и методы, преимущественно

направленные на развитие выносливости.

Средства и методы физической подготовки

Скоростно-силовые

способности.

Методика

развития

скоростно-

силовых

способностей

у

детей

на

данном

этапе

подготовки

исключает

выполнение

упражнений

с

отягощением

в

связи

с

продолжением

формирования опорно-двигательного аппарата и функциональных систем в

целом.

Мощность нагрузки достигает максимальных значений (индивидуально

для каждого спортсмена), время отдыха между повторениями - до полного

восстановления:

бег на коротких дистанциях (20-30 м);

различные прыжковые упражнения (легкоатлетические) подтягивание

на перекладине на время;

висы

на

кампус-борде

(высокая

интенсивность,

при

этом

время

зависания не должен превышать 10-20 с);

лазанья

на

коротких

трассах

с

перехватами

предельно

допустим!

сложности (боулдеринг) лазанья на скорость.

Координационные способности (ловкость, динамическая и статическая

равновесия).

Исходя

из

сложно-координационной

структуры

движений,

нестандартно-переменного характера спортивного скалолазания, возрастает

роль

формирования

эффективной

техники,

в

корне

зависимой

от

способностей спортсмена к сохранению устойчивости, оценки и регуляции

различных

параметров

движений,

к

ориентированию

в

пространстве

и

скоординированности движений.

Развитие

этих

способностей

органично

связан

с

приобретением

специализированных ощущений и восприятий (например, чувство ритма и

равновесия), с самим процессом лазания по искусственным тренажерам и

скалах:

баскетбол,

футбол,

жонглирование

теннисными

мячами,

различные

подвижные игры;

лазания

по

тяжелым

маршрутам

с

учетом

времени

(развитие

способности

к

«инерционному»

лазанию,

которое

способствует

экономии

мышечной

энергии)

лазание

по

трудных

маршрутах

с

акцентом на первую попытку (on-sight) лазанья по новым трудным

маршрутам;

лазание по трудным трассам с ограниченным использованием точек

опоры (зацепок) для ног.

Гибкость

скалолаза

определяется

тем,

какие

положения

он

может

принимать во время лазания. Невозможность принять те или иные позиции

может стать фактором, который ограничивает эффективность его движений

во время лазания. Скалолазу необходима гибкость:

для

«высокого

шага»,

возможности

вытягиваться

и

доставать

удаленную зацепку, зацепку за карнизом;

для оптимального расположения центра тяжести - как можно ближе к

скале во время подъема по вертикальному рельефу;

для предотвращения травм.

Существуют некоторые различия в процессе развития гибкости между

девочками и мальчиками. ее значительный прирост у мальчиков отмечается в

9-11 и 14-16 лет, у девочек - в 7-14 лет.

Методика развития гибкости предусматривает медленное и устойчивое

растяжения мышц (стречинг) с фиксацией, напряжением и расслаблением:

наклон вперед из положения, стоя и сидя ноги врозь; шпагаты,

«бабочка» и т.п.;

глубокие

выпады

с

положения,

стоя

вперед;

растяжения

предплечья (разгибание, супинация, пронация) растяжения плеча упражнение

«рыбка».

Таким

образом,

дети

10-13

лет,

которые

прошли

необходимую

подготовку не менее одного года, выполнили нормативы по физической и

специальной подготовке. Продолжительность этапа 4 года. Наполняемость

группы для 1-го и 2-го года учений - 8 человек, для 3-го и 4-го лет - 6 человек.

Переход

по

годам

обучения

на

этом

этапе

осуществляется

при

условии

выполнения воспитанниками контрольных нормативов по общей физической

и специальной подготовке, показано в приложении В.

Цель

подготовки

-

на

основе

разносторонней

базовой

подготовки

воспитания юных скалолазов выполнение массовых спортивных разрядов,

способных регулярно заниматься выбранным видом спорта.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники