Автор: Петровская Виктория Павловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГА ПОУ "Канский педагогический колледж"
Населённый пункт: Красноярский край, город Канск
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптированная образовательная среда как эффективное педагогическое пространство для обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ"
Раздел: среднее профессиональное
Адаптированная образовательная среда
как эффективное педагогическое пространство для обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья
В современном мире увеличивается численность детей с ограниченными
возможностями
здоровья,
которые
испытывают
трудности
в
усвоении
образовательной программы. Для них требуется создание специальных условий
обучения и воспитания, возникает необходимость комплексного сопровождения
таких
детей
в
условиях
образовательных
организаций.
Иными
словами
необходима безбарьерная образовательная среда, которая бы позволила детям с
ОВЗ реализовать в полной мере свои особые образовательные потребности. В
связи с этим возникает необходимость создания инклюзивного образовательного
пространства для детей с ОВЗ.
В
современной
психолого-педагогической
науке
и
практике
понятие
«образовательная среда» широко используется при обсуждении условий обучения
воспитания.
Следованию
проблем
образовательной
среды
посвящены
многочисленные работы отечественных и зарубежных ученых (Я. Корчак, Дж.
Гибсон, В.Я. Ясвин, С.В. Тарасов, Г.А. Ковалев и др.).
Образовательная
среда
рассматривается
как
подсистема
исторически
сложившейся
социокультурный
среды
одновременно
как
специально
организованные
педагогические
условия,
в
которых
осуществляется
развитие
личности ребенка. В контексте рассмотрения проблем инклюзивного образования
понятие
среды
приобретает
особую
актуальность.
Это
связано
с
тем,
что
включение
ребенка
с
особыми
образовательными
потребностями
предъявляет
новые
требования
к
ее
организации.
Изменение
касается
технологических,
организационно-методических,
нравственно-психологических
и
других
параметров.
Образовательная
среда
–
это
система
влияний
условий
формирования
личности;
совокупность
возможностей
для
ее
развития,
содержащихся
в
социальном и пространственно-предметном окружении (Ясвин В.А.). Категория
1
«образовательная среда» связывает понимание образования как сферы социальной
жизни, а среды как фактора образования (Баева И.А.).
Адаптированная
образовательная
среда
-
вид
образовательной
среды,
обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для
эффективного саморазвития.
Предполагает
решение
проблемы
образования
детей
с
ограниченными
возможностями
за
счет
адаптации
образовательного
пространства
к
нуждам
каждого
ребенка,
включая
реформирование
образовательного
процесса,
методическую
гибкость
и
вариативность,
благоприятный
психологический
климат,
перепланировку
групповых
помещений
так,
чтобы
они
отвечали
потребностям
всех
без
исключения
детей
и
обеспечивали,
по
возможности,
полное участие детей в образовательном процессе.
2