Автор: Свирида Ирина Николаевна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма" Населённый пункт: ЯНАО, г. Надым Наименование материала: методическая разработка Тема: "На Ямале мы живём" Раздел: начальное образование
Свирида Ирина Николаевна,
учитель физической культуры;
Юрко Оксана Сергеевна,
педагог-организатор
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма»
Спортивно-познавательный праздник
«На Ямале мы живём»
Метапредметными
результатами спортивно-познавательной
программы
является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности;
развивать чувства гордости и любви к своему краю, поддерживать интерес к творческой
деятельности, приобщать к изучению истории и культуры «малой» родины.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении спортивно-
оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации
в обществе.
овладение
умениями
организовывать
здоровьесберегающую
жизнедеятельность
(режим
дня,
утренняя
зарядка,
оздоровительные
мероприятия,
полезные
привычки,
подвижные игры и т.д.)
Оборудование и ТСО:
музыкальный
центр,
музыкальные
фонограммы,
фотоаппарат,
микрофоны,
ноутбук, экран, проектор;
спортивный инвентарь;
грамоты для награждения победителей конкурса, оценочные листы для жюри,
призы.
Оформление зала:
вывеска названия мероприятия: «На Ямале мы живём», шары, макеты чумов, рыб,
хорея, тынзяня, оленьи упряжки.
Предварительная организационная работа:
1.
Подбор музыкальных фонограмм для музыкального сопровождения мероприятия.
2.
Подбор материала к мероприятию и написание сценария.
3.
Установка аппаратуры и оформление места проведения мероприятия (спортивный
зал).
4.
Разработка и изготовление эмблем для команд.
5.
Репетиция монтажа с воспитанниками.
6.
Организация
работы
команды
болельщиков:
объяснение
правил
поведения
на
спортивно-массовых мероприятиях.
Ход внеклассного мероприятия:
Ведущий 1 :
Родной Ямал – заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены!
Показ видеоклипа «Песня кочевника» слова и музыка Э.Б. Ахметова.
Ведущий 2:
Нани - торова, начики!
Ведущий 1 :
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте девчонки и мальчишки! Здравствуйте!
Ведущий 2:
Нани - торова!
Ведущий 1:
Дорогие друзья! 10 декабря 2015 года нашему Ямало-ненецкому округу
исполняется 85 лет. Столицей округа является город Салехард. Мы с вами
живём на полуострове Ямал.
Ведущий 2:
С
севера
Ямал
омывается
великим
Северным
Ледовитым
океаном,
который
дышит
студёными
ветрами,
как
бы
испытывая
на
прочность
смельчаков, живущих на его берегах.
Ведущий 1:
Слово
«Ямал»
переводится
с
ненецкого
языка
на
русский
как
«край
земли». В древности
на
Ямале
поселились
ненцы,
ханты,
селькупы,
коми-зыряне.
Названия
народов
произошли
от
названий
мест
их
проживания: безлесной тундры, побережий рек, тайги.
Ведущий 2:
Их
дом
–
чум,
просторный
и
уютный
внутри.
Сооружают
его
из
деревянных опор и покрывают шкурами животных, как правило, оленей.
Такое устройство жилища позволяет очень быстро собрать его и перевезти
на новое место – туда, где будет корм оленям и людям. За годы семья может
менять место стоянки несколько раз. Мужчины – охотники и рыболовы.
Женщины, как правило, остаются дома с детьми, поддерживают домашний
очаг,
шьют
одежду
и
украшают
её
и
предметы
обихода
узорами
и
орнаментами.
Ведущий 1:
За Уральскими горами,
Здесь, на краешке Земли,
За холодными морями,
Где живут друзья мои,
Полуостров есть Ямал,
Про себя он очень скромно
Говорит, что очень мал,
Ведущий 2:
В самом деле – он огромный.
И к тому же он богат
Всякими дарами,
Этому, конечно, рад
Очень я с друзьями.
В тундре нашей есть брусника,
Есть грибы, олени есть,
Голубика и черника…
Да всего не перечесть!
Ведущий 1:
Нефтью край богат у нас
И природным газом,
Раздаём всем этот газ,
Не моргнувши глазом.
Я хочу, чтоб край мой милый
Стал ещё прекрасней,
Я хочу, чтоб люди жили
В радости и счастье.
Ведущий 1:
А мы приглашаем вас на спортивный праздник «На Ямале мы живём».
Ведущий 2:
Долгими тёмными вечерами в чуме старики рассказывают ребятне сказки
и загадывают загадки.
Ведущий 1:
У меня есть несколько загадок,
А вы скажите столько же отгадок.
Ненецкие загадки.
1.
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – её краса, а зовут её … (лиса).
2.
Ушки на макушки,
Хвостик, как пушок,
Очень симпатичный
Маленький зверёк. … (белку).
3.
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасётся весь день
Кто это? (олень).
4.
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть –
В путь за мёдом и малиной
Отправляется … (медведь).
5.
Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгонят
И на охоте помогает. (собака)
6.
По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днём на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит. (сова)
7.
Что за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего себе не шьёт,
А в иголках круглый год! (Ель).
Ведущий 1:
Из-за холодного, неблагоприятного климата в тундре совсем нет леса. Но
в этом безлесье, в этом царстве лишайников и мхов освоились карликовая
берёза и карликовая ива, прекрасно плодоносят растения: морошка, голубика,
клюква, брусника. Все растения низкорослые. Мох – ягель – пища северных
оленей.
Ведущий 2:
Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы,
дикий
северный
олень,
волки,
медведи.
Летом
прилетают
журавли,
гуси,
лебеди, кулики.
Ведущий 1:
Неповторимый милый край,
Мы все останемся здесь, знай,
Хоть суров и очень мал,
Ты сердце мне околдовал.
Ямал, заснеженный мой край,
Ведущий 2 :
А летом ты – прекрасный рай.
Здесь в речке много рыбы летом,
И даже ночью много света.
И столько ягод в тундре есть,
Что всех их даже и не счесть.
Ведущий 2:
На стартовую площадку приглашаются команды
Эстафета: «Природа Ямала».
Ведущий 1:
Как и в стародавние времена, кочуют местные жители в поисках пастбищ
для оленей и живут в традиционном жилище – чуме. Долгая зима на Севере.
Долгая и холодная. Но не сидят дети в чуме, идут на улицу, а чтобы не
замёрзнуть - играют в игры.
Ведущий 1:
Что нам стоит чум построить
В лесотундре из жердей:
Придержать чуть-чуть хорей,
Закрепить брезент верёвкой,
Обернуть вокруг трубы.
Кочевой взглянуть сноровкой
На свой труд со стороны.
Эстафета: «Бег вокруг чума».
Садятся на свои места.
Ведущий 1:
Сейчас мы споём песню, которая называется «Песенка Эскимоса».
Ведущий 2:
Основное
занятие
населения
тундры
–
оленеводство.
Оленеводы
отлавливают оленей с помощью тынзяна – это длинная верёвка с петлёй на
конце.
В свободное время мужчины любят мастерить лодки, нарты, упряжь для
оленей. А нарты похожи на наши сани. Нарты
делаются из дерева, без
единого гвоздя, поэтому они лёгкие и удобные в обращении. Нарты бывают
грузовые и ездовые, мужские и женские. Женские нарты отличаются от
мужских тем, что они немного длиннее и со спинкой, чтобы женщинам и
детям было удобно в них сидеть. Хорей – это длинный шест, с помощью
которого управляют оленьей упряжкой.
Приглашаются команды на старт.
Ведущий 1:
Олени запряжены
Дети в нарты посажены
Все по местам, не мешайте ехать нам.
Эстафета: «Оленья упряжка».
Ведущий 1:
В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают
метели. И чтобы не замерзнуть жители тундры шьют себе тёплую зимнюю
одежду.
Малица – мужская одежда из оленьего меха с капюшоном и пришитыми
рукавицами.
На
ногах
мужчины
носят
своеобразную
высокую
обувь,
сшитую из оленьего меха – это кисы. Поверх малицы мужчина надевает пояс
с ножом. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не
бросает и не снимает.
Ведущий 2:
Ягушка – женская одежда, у неё разрез впереди и нет капюшона. Она
надевается как пальто. Женщины любят наряжаться и поэтому, ягушка у неё
яркая и расшита орнаментом. Женщины носят шапку, сшитую из оленьего
меха,
расшитого
орнаментом
из
сукна.
По
краям
шапки
прикреплены
металлические бляшки, монеты. Для женщины гордостью является сумочка.
Ведущий 1:
Когда мамы, заняты по хозяйству в чуме дети гуляют одни. Чтобы они не
потерялись, мама пришивает на одежду колокольчики. Они звенят, и мама
слышит, где находится ребёнок.
Эстафета: «Пройти «болото» по кочкам».
Садятся все на места, поём песню «Край в котором ты живёшь».
Ведущий 2:
Вот видите, на какой удивительной и прекрасной земле выпало счастье
нам жить. Велик и могуч наш Ямал. Под стать ему люди его населяющие –
сильные духом и богатые сердцем. И нам, будущему этого края, очень важно
сохранить все его удивительные краски и сделать всё, чтобы преумножить
его величие и красоту.
Ведущий 1:
Пускай бураны злятся – все напрасно,
Пусть темень девять месяцев в году,
А всё-таки земля моя прекрасна,
Другой такой я в мире не найду.
Ведущий 2:
Праздник, праздник весело гремел,
Веселился каждый, кто хотел.
Но пришёл к нам расставанья час.
До свиданья! Всех мы любим вас!