Напоминание

Русский гудок.


Автор: Белова Наталья Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУДО Веневская ДШИ
Населённый пункт: г. Венев Тульской области
Наименование материала: Доклад
Тема: Русский гудок.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Русский Гудок

«А

вътретьемъ

терему-то

гудки

гудут…»

«Там

вси

скачут,

пляшут

оны,

песенки

поют,

Во

музыки

да

во

скрыпочки

наигрывают…» А. Гилфердинг «Онежские былины»

Все

знают

современную

скрипку,

все

неоднократно

видели

и

слушали

звучание

этого

музыкального инструмента. Известно, что в Россию скрипка пришла из Европы в XVIII веке, но

мало кто знает, что скрипка в России была уже в X веке, а возможно и раньше. Назывался этот

инструмент

гудок

(другое

название

Смык).

Многие

зарубежные

и

отечественные

авторы

упоминают древнерусский гудок, как примитивный музыкальный инструмент с плохим, гнусавым

звуком, не имеющий ничего общего с академической скрипкой. Это мнение является ошибочным,

и прежде всего потому, что можно встретить и скрипки с плохим и гнусавым звуком.

Гудок-исконно русский инструмент. Сохранились названия разновидностей гудка:гудочек, гудок,

гудило,

гудище,

т.к.

инструменты

изготавливались

разных

размеров

и

разного

звуковогодиапазона.Гудок имел деревянный, выдолбленный из целого куска дерева,кузов овальной

или

грушевидной

формы

и

был

сравнительно

небольших

размеров

(20-30-

см.,

встречались

заготовки 59-62см.), а также плоскую деку с резонаторными отверстиями. Позднее гудки стали

изготавливать не только с долбленным, но и

клееным корпусом. Гриф у гудка имел короткую

шейку без ладов, удерживающую три струны. Две струны строились в унисон, а одна квинтою

вверх. Играли на гудке смычком в виде лука с натянутым пучком конских волос. Во время игры

верхняя струна служила для солирования, а остальные звучали постоянно. Представление о

подлинном гудке стало возможным благодаря археологическим раскопкам Древнего Новгорода в

1951-1962

годах.

Здесь

были

найдены

два

почти

целых

гудка

конца

двенадцатого

и

второй

половины четырнадцатого века.

Репертуар

гудошников

состоял

из

народных

песен

и

плясок.

Подлинные

записи

гудошных

наигрышей сделаны не были. Некоторое представление о характере наигрышей, исполнявшихся на

гудке, может дать дуэт для рожка и гудка из водевиля С.И. Давыдова «Семик или гулянье в

Марьиной роще», написанного в 1815 году, когда игра на гудке была ещё широко распространена.

В 1958 году экспедиция Пушкинского дома записала в деревне Кильца Мезенского района

Архангельской области пение частой лирической песни «Ох, Сибирь матка, Сибирь матка» под

аккомпанемент

самодельной

трёхструнной

скрипки.

Манера

игры

(исполнитель

держал

инструмент вертикально, упирая его в колено), количество струн и характер напева позволили

предположить, что это – отголосок старинной гудошной традиции, а в 1975 году пермский

фольклорист Н.С. Альбинский также обнаружил следы гудошной традиции.Многие исследователи

признают, что гудошники могли играть сидя, когда инструмент располагался вертикально, а также

стоя, когда гудок располагался горизонтально, упираясь в плечо или находясь на плече музыканта.

Свидетельством

вертикального

положения

гудка

при

игре

является

фреска

XV

века

с

изображением скомороха, играющего на гудке, находящаяся в церкви Успения в селе Мелетово

близ

Пскова.Свидетельством

горизонтального

положения

гудка

является

фреска

XI

века

с

изображением скомороха, играющего на гудке. Фреска эта находится в Софийском соборе Киева.

Игрой на музыкальном инструменте люди всегда стремились подражать человеческому голосу и

звукам

природы,

а

это

стремление

подталкивало

их

на

усовершенствование

музыкальных

инструментов, чтобы расширить звуковой диапазон инструмента. Чтобы расширить диапазон

звучания гудка древнему музыканту необходимо было добавлять струны на инструмент и играть в

более высокой позиции. В связи с этим, нужно было удлинить шейку гудка и установить гриф,

изменить форму подставки т. к. более высокие позиции приходились уже на деку. Сделать это

необходимо

стало

еще

и

потому,

что

при

вертикальном

положении

гудка

музыкант

имел

возможность играть и в более высокой позиции, а при горизонтальном положении игра в высоких

позициях

была

затруднена

или

невозможна.Так

постепенно

русский

инструмент

гудок

стал

отдаленно напоминать скрипку, а гудки X-XV веков, найденные в Великом Новгороде и Пскове,

являются уникальными и самыми древними скрипками, дошедшими до наших дней.

Следует отметить, что исторический путь Русской скрипки- гудка был очень непростой. Церковь с

ее культом монодийного пения относилась с неодобрением к игре на различных, в том числе и на

смычковых инструментах, считала это «бесовским» занятием. Церковные служащие неоднократно

упрекаются

митрополитами

за

игру

«в

гусли,

в

домры,

в

смыки»

(«Поучение

митрополита

Даниила»,

1530).

В

«Стоглаве»

(1551)

игра

на

смыках

и

«всякое

гудение»

осуждается

как

недостойное действие. На протяжении многих веков гудок запрещали и физически уничтожали. В

Москве во времена правления Алексея Михайловича было собрано 5 возов муз. инструментов,

вывезено

на

Болотную

площадь

и

сожжено.

В

письменных

источниках

довольно

часто

встречаются

гневные

отзывы

священнослужителей

о

музыкальных

инструментах,

которые

сопровождали осуждаемые церковью театральные действия.

Репрессии затруднили развитие народного смычкового искусства в центральных городах России,

но в "украйных городах" куда ссылались скоморохи, и в сельской местности, где влияние церкви

было слабее и продолжали бытовать народные обряды, это искусство продолжало развиваться и

совершенствоваться, принимая новые формы в связи с изменением социальных и культурных

условий. В то же время, несмотря на официальные гонения на скоморохов, народные музыканты, с

начала XVII века, привлекаются к дворцовым службам, пополняют штат царской «Потешной

палаты». То, что не разрешалось простому народу, было позволено правящей верхушке общества.

Известно, что царь Иван Васильевич Грозный «не любил прегуденицскрыпения». При царе же

Михаиле Федоровиче, по сведениям А. Олеария, во время трапезы «играли на арфе и скрипке,

потом плясали русскую».

Под влиянием социально-культурных условий, профессиональной дифференциации исполнителей

и приемов игры, на рубеже XVI века произошло формирование двух различных типов народных

трехструнных инструментов — скрипицы(скрипель) и гудка и, соответственно, двух различных

типов

исполнителей:

скрипаля

(скрыпотчика)

и

гудошника(Скрипка,

как

самостоятельный

инструмент, распространяется на западе и юге нашей страны — в Белоруссии, на Украине, в

Молдавии,

видимо,

несколько

раньше,

чем

в

центральных

областях,—

в

XV

веке).

Существовавшее ранее мнение, что гудок является предком скрипки, следует считать исторически

неверным.

Появление

инструментов

название

которых

«скрипель»,

«скрипица»

говорит

о

рождении исконно русской скрипки о трех струнах.( В Курской обл. встречаются скрипки, которые

по устройству

отличаются от общеизвестной количеством струн. Нередко куряне до сих пор

играют на скрипках кустарного производства, имеющих только три струны). Это не значит, что как

самостоятельный инструмент гудок на Руси исчез, но скрипка его все же потеснила, т.к. обладала

большими техническими возможностями.

В

наши

дни

нередко

дажесреди

специалистов

встречается

мнение,

что

скрипка

не

является

русским

народным

инструментом.

К

сожалению,

до

сих

пор

не

потеряли

актуальность

словаспециалиста по истории и теории смычкового искусства И. Ямпольского, написанные более

полувека назад:"Нужно решительно отвергнуть различные версии ... о якобы несамостоятельном

характере русской скрипичной школы, о том, будто история русского скрипичного искусства

начинается с открытия консерваторий, что до этого времени национальной скрипичной культуры в

России

вообще

не

существовало.

Эти

версии

распространялись

для

того,

чтобы

скрыть

действительные

достижения

русского

музыкального

искусства,

его

влияние

на

мировую

музыкальную

культуру...

...

Извращая

подлинную

историю

русской

музыкальной

культуры,

подобные

измышления

сеяли

неверие

в

творческие

силы

русского

народа

и

порождали

пренебрежительное отношение к деятельности и творчеству отечественных музыкантов." А между

тем,

наукой

накоплен

обширный

фактический

и

аналитический

материал,

отражающий

бесписьменную традицию игры на этом инструменте. Существует уже значительная литература о

русской народной скрипке.Сведения о фольклорной скрипичной традиции имеются во многих

русских

областях:

Калининской,

Псковской,

Смоленской,

Брянской,

Курской,

Воронежской,

Иркутской и некоторых других. Но особенно большое распространение в народной практике игра

на скрипке получила в Курской, Брянской, Смоленской и Псковской областях. В каждой из них

сложилась своя местная традиция самобытного скрипичного искусства, заметно отличающаяся

одна

от

другой.Местные

скрипичные

традиции

изучены

очень

неравномерно,

поэтому

сопоставление их между собой затруднено. Можно лишь отметить, что смоленская традиция имеет

точки соприкосновения как с брянской, так и с псковской, а в курской и псковской традициях

заметнее отголоски гудошной традиции.

И. Ямпольский на широком историческом материале убедительно показал, что игра на скрипке

имела широкое распространение в различных слоях русского общества: в кругах разночинной и

дворянской

интеллигенции,

у

ремесленников

и

особенно

в

крестьянской

среде.

Применение

скрипки в крестьянском быту в России имело место ранее того времени, когда она начинает

распространяться в условиях русской музыкальной культуры письменной традиции (Ямпольский,

1950). Именно крепостные музыканты, выходцы из крестьянской Среды, определили прочные

связи русской профессиональной музыкальной культуры с народным искусством.

Используемая литература: «Древнерусская скрипка – гудок».,статья, раздел Наследие

автор: ОК-журнал (Ковальчук М.С.);

Банин А.А.«Традиции игры на струнных инструментах».

И. Ямпольский. Русское скрипичное искусство. (Гос. муз. изд-во, М., Л. 1951)



В раздел образования