Напоминание

"Безударная проверяемая гласная в корне слова" (разноуровневые группы упражнений для усвоения темы)


Автор: Годер Анастасия Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1795 "Лосиноостровская"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Безударная проверяемая гласная в корне слова" (разноуровневые группы упражнений для усвоения темы)
Раздел: начальное образование





Назад




«Безударная проверяемая гласная в корне слова».

Разноуровневые группы упражнений для усвоения темы.

Из опыта учителей важно отметить, что наиболее сложным для усвоения остаётся

предмет русский язык. Итоги изучения письменных работ учащихся позволяют сделать

вывод, что успешность в овладении грамотным письмом зависит как от сложности

правила правописания, так

и

от

возможностей учащихся, особенностей их

познавательных процессов.

Одним из способов преодоления этих трудностей является дифференцированный

подход. Для его реализации учащиеся делятся на группы с учётом их способностей и

познавательных возможностей, что позволяет грамотно организовать учебный процесс

на уроках русского языка.

Одной из наиболее трудных тем в начальной школе является тема «Правописание

безударной гласной в корне слова». Часто и в старших классах ученики допускают

ошибки на эту тему. Усвоение правописания проверяемых безударных гласных

вызывает у детей большие сложности.

В

основе овладения навыком правописания безударных гласных лежит

сложнейший

психофизиологический алгоритм,

требующий

совершенствования

механизмов выделения признаков, которые неразрывно связаны с формированием

устойчивости и

избирательности зрительного внимания и

зрительной памяти,

овладением операциями анализа и синтеза, зрелостью мотивации, что в совокупности

определяет способности наблюдать явления, находить сходства и различия, выделять

существенные параметры и

закономерности, делать обобщения и

выводы,

устанавливать ассоциативные связи.

Существует алгоритм овладения навыками правописания безударных гласных в

корне. Особенность алгоритма заключается в том, что он исключает возможность

применения мнемонических приёмов и предлагает лишь развёрнутую инструкцию, не

дающую прямого указания на написание, а рекомендующую приёмы изменения слова

и выбор из различных вариантов необходимой формы.

При изучении данного правила детей учат находить ударный гласный, остальные

гласные в слове, естественно, являются безударными, и, чтобы уточнить их написание,

надо подобрать проверочное слово.

Выполняя операции, которые диктует данное правило, учащиеся вынуждены

действовать сразу в нескольких направлениях:

 найти родственное слово,

 выбрать из цепочки родственных слов проверочное (ударную форму для

проверки безударной гласной);

 произнести проверочное слово, выделив искомый звук;

 правильно обозначить его буквой в проверяемом слове, не потеряв найденное

решение задачи.

Стоит отметить, что одна и та же орфографическая ошибка у разных детей может

быть обусловлена различными причинами, например:

 недостаточной сформированностью навыка звукового анализа и ориентировки в

слове (дети не умеют выделять ударный слог, определить позицию звука – гласного,

согласного; установить, в какой части слова он находится);

 недостаточной сформированностью навыка сопоставительного анализа, неумением

подобрать слово с сильной позицией звука (гласного – под ударением, согласного –

перед гласным) и установить смысловую близость проверяемого и проверочного

слова;

 недостаточно развитой оперативной памятью

ребёнка: алгоритм решения

орфографической

задачи требует пройти 3-4 «шага», а оперативная память

удерживает только 2 и т.д.

Всё вышесказанное подтверждает необходимость специальной коррекционной

работы.

Таким образом, можно сделать вывод, система работы, направленная

на

ослабление и

устранение возникающих у

детей трудностей, на формирование

орфографических умений и навыков предусматривает использование разнообразных

упражнений. Оно предполагает постоянное чередование устной и письменной форм

работы,

смену

видов

заданий,

последовательную активизацию

различных

анализаторов.

Учитывается принцип последовательности, перехода от простого к сложному.

Сначала детей учат применять приобретённые знания к отдельным словам. Затем,

отработанные слова включают в различные виды предложений, в текст.

Выполнение заданий, особенно в младших классах, опирается на наглядные

средства обучения, широко используются игровые моменты.

В подборе упражнений для учащихся в интегрированном классе учитывается

принцип индивидуализации и дифференциации. На уроках русского языка дети одного

класса могут работать над материалом различной сложности в разных группах. Главное

должны быть созданы условия для успешного обучения любого ребёнка в соответствии

с его способностями, познавательными возможностями, интересами.

Вашему вниманию предлагаются специально подобранные задания, упражнения

с целью усвоения орфографического правила «Правописание безударной проверяемой

гласной в корне слова». Эти задания можно применять как в качестве фрагментов

уроков русского языка. Так и в качестве дополнительных индивидуальных занятий.

Ошибки на данную тему происходят:

- во-первых, потому, что у детей слаба орфографическая зоркость: ученики не

замечают слов, где необходима и возможна проверка;

- во-вторых, у детей мал запас проверочных слов, они не успевают или не умеют

изменять слово нужным образом, подбирать родственные слова. Самое главное в

правописании безударных гласных –

это умение их заметить (орфографическая

зоркость).

Формирование умения замечать орфограмму осуществляется сначала на

отдельных словах, затем в предложениях и, наконец в тексте.

1 группа упражнений.

Дифференциация слов с ударной и безударной гласными.

Цель: выработать у детей чёткую позицию, что проверяются только безударные

гласные.

а) Упражнения с отдельными словами

.

Слабая группа

1. Задание: вставьте безударные проверяемые гласные, поставьте

ударение. Найдите лишние слова.

Г…ра – горы, р…ка – реки, место, ст…на – стены, роза, дело.

2. Задание: учитель показывает картинку с изображением предмета. Учащимся

надо назвать слово с ударением. Если слово с безударной гласной, то назвать

проверочное слово.

Стол, гнездо – гнёзда (на обратной стороне может быть изображение множ.

числа), гриб, роза, лиса – лисы, сосна –сосны.

Средняя группа

1. Задание: вставьте пропущенные буквы. Через тире там, где надо напишите

проверочные слова. Назовите лишние слова.

В…да - ___________, г…ра - ___________, м…ре - __________,

гн…здо- ____________, с…дик- ______________, гл…зок- _____________.

2. Задание: выпишите из групп слов слова с ударной гласной в корне:

Мак, маковый, макушка, маковка.

Мигнуть, промокнуть, рискнуть, поникнуть.

Сильная группа

1. Задание: найдите слова, которые подходят к известному нам

правилу. Через тире напишите проверочные слова. Назовите

лишние слова.

Местечко, деревья, дождик, голубка, земли, травы, теснота.

2.

Задание: образуйте слова с указанным суффиксом:

- ок - очк - к

лесок козочка горка

грибок розочка норка

носок лампочка вилка

Какая группа слов нуждается в проверке? Почему? Назови проверочные слова.

б) Упражнения с предложениями.

Слабая группа

Задание: спишите, вставляя безударные гласные. Пользуйся подсказкой.

Поставь ударение.

На с…сне (сосны) с…дит (сидя) пёстрый дятел.

Ст…ит (стоя) тёплый зимний д…нёк (день).

(посм. какое лучше)

Средняя группа

Задание: прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова (кроме

предлогов) имеют безударную гласную. Подчеркните слова с безударной е в корне,

которая проверяется буквой ё.

Пожелтели листья в саду.

Журавли летели через поля, леса, города.

Сильная группа

Задание: послушайте предложения. Запишите слова с безударной проверяемой

гласной. Через тире напишите проверочные слова.

Яркий луч слепит глаза.

Всё лето идут проливные дожди.

На утренних и вечерних зорях поют скворцы.

в) Упражнение с текстом.

Душистой см…лой

пахнет с…сновый бор.

Играют

в…сёлые белки.

Гоняются они по деревьям. Скачут

с вершины на вершину. Белки

встречают весну!

Слабая группа

З

адание: прочитайте текст.

Спишите 1 и 2 предложение, вставляя пропущенные буквы.

Пользуйся проверочными словами:

Смолы, весело, сосны.

Поставь

ударение

(можно:

спиши

словосочетания, ставь

ударение)

душистой см…лой (смолы), с…сновый (сосны) бор, в…сёлые (весело) белки.

Средняя группа

Душистой см…лой

пахнет с…сновый бор.

Играют

в…сёлые белки.

Г…няются они по д…ревьям.

Скачут с в…ршины на в…ршину. Белки

встр…чают в…сну!

Задание: спишите текст, вставляя пропущенные буквы – в скобках пишите проверочные

слова. Поставь ударение.

Сильная группа

Душистой смолой пахнет сосновый бор. Играют весёлые белки.

Гоняются они по деревьям. Скачут

с вершины на вершину. Белки

встречают весну!

Задание: выпишите слова с безударной гласной в корне в три столбика: в первый –

существительные,

во второй – прилагательные,

в третий – глаголы. Через тире

напишите проверочные слова.

Игра «Будь внимательным!»

Цель: направлена на формирование умения слышать и различать в слове сильную

позицию гласной и слабую, умение различать ударные и безударные гласные.

Ход игры: учитель называет слова. Если ребята слышат ударную гласную, то они сидят

на местах; если слышат безударную – встают и учитель просит назвать проверочное

слово.

Море, голубь, дела, варить, дождь, деревья, места, домашний, зверь,

грозы, водяной, росы, холм, гнездо, слеза.

2 группа упражнений.

Дифференциация слов с ударной и безударной гласными в группе

родственных слов.

Цель:

закреплять представления о том, что среди однокоренных слов одни являются

проверяемыми, а другие проверочными.

а) Упражнения с отдельными словами.

Слабая группа

1. Задание: спишите слова, поставьте ударение, вставьте

пропущенную букву. Какие слова будут являться проверочными?

Шаг, шаговый – ш…ги.

Мостик, мост – м…сты.

Глаз, глазик – гл…за.

Дом, домик – д…ма.

Нос, носик – н…совой.

Поле, полюшко – п…ля.

Цвет, цветик – цв…ток.

2. Задание: работа по картинкам – изображение один-много ( под ними запись

к…за - … )

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение.

Напишите проверочные слова.

К…за – козы, с…ва – совы, п…ла – пилы, зм…я – змеи, пч…ла – пчёлы.

Средняя группа

1.

Задание: раздели слова на проверочные и проверяемые.

Спиши, подчеркни проверочные.

Лес, лесистый, залесье, лесник, перелесок, лесоруб.

Лисонька, лиса, лис, лисица, лисичка.

Снег, снежок, подснежник, снежный, снегирь, снеговик.

Синий, синеватый, синенький, синька, посинел.

2. Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы. Припишите из скобок

нужное проверочное слово.

Зв…зда (звёздный, звёзды); м…рщинка (морщины, сморщенный);

п…тёрки (пятёрочка, пять, пятый).

Сильная группа

1. Задание: выберите и запишите в левый столбик те слова, которые

будут являться проверочными, а

в

правый столбик –

с

пропущенной

буквой (проверяемые). Вставьте зелёной ручкой эту букву.

Каток, катит, к…тается.

Глядели, взгляд, подглядывал, гл…деться.

Скрип, скрипит, скрипка, скрипач, скр…пучий.

Пишет, писал, записная, письма, зап…сал.

2.

Задание: выберите из слов проверочные и запишите их к данному корню

(слова диктует учитель)

-мест- Местечко, местный, место, вместить, разместил,

вместительный, предместье.

- мер- Мерить, измерять, мерки, обмер, отмерить,

пример, соизмерение, примерка, умеренный.

б) Упражнения с предложениями.

Слабая группа

1.

Задание: прочитай предложения, поставь ударение, вставь

пропущенную букву в проверяемые слова. Подчеркни проверочные

слова.

Варят в…ренье в тазах.

Сад осмотрел с…довник.

2. Задание: спишите предложения. Найдите проверяемое (опасное место) и

проверочное слово.

Козы гуляют по лугу. Одна коза ушла в лес.

У дома растут высокие сосны. Под сосной тень.

Средняя группа

1.

Задание: спиши предложения, вставь буквы в проверяемые слова,

подчеркни проверочные слова.

1) Целый час я решал задачу. Наши ч…сы идут верно.

2) Ветер надул парус. Корабль поднял п…руса.

2. Задание: к выделенным словам подберите однокоренные. Укажите корень.

Какой является в корне гласная? Подчеркните её. Поставьте ударение.

Часики чинит…

Часовщик, сторож,

Лес охраняет… садовник, мастер,

За садом ухаживает… лесник.

Сильная группа

1. Задание: со словосочетаниями составьте предложения. Подчеркните из

родственных слов – проверочные.

Лесная дорога; лес расположился.

Хитрая лиса; лисья нора.

2.

Задание: подберите однокоренные слова. Составьте предложения со

словами: - земл -, - лет -, - кос -, - голов -.

в) Упражнения с текстом.

Слабая группа

Задание: спиши предложения, вставляя буквы. Подчеркни проверочные слова.

Поставьте ударение.

Дача была у леса. Мы часто гуляли в л…су. В лес мы ходим с

дедушкой. Он у нас л…сник. Дедушка знает много красивых л…сных

уголков.

Средняя группа

Задание: вставь слова в предложения. Поставь ударение. Подчеркни

Проверочные слова.

Я и брат помогаем родителям на даче. Витя … воду. Воду

тяжело … . (носит – носить) Папа … сено. Далеко ему его … . (возит –

возить) Я … стену в доме. Надо быстро и аккуратно … . (крашу –

красить) Мама … огород. Растения надо … обильно. (поливает – полить).

Сильная группа

Задание: составь предложения. Запиши их, выделяя безударные проверяемые

гласные. Выпиши родственные слова, подчеркни проверочные.

За, выпало, снега, много, ночь.

Пушистый, утром, снежок, шёл.

Чирикают, на, воробьи, снегу.

Лепить, снеговика, ребята, вышли.

Игра с мячом «Проверь гласную».

«Один – много» «Вчера – сегодня»

Сосна – сосны платил - платит

Коза - козы просил - просит

Гроза – грозы

носил - носит

Страна – страны

сказал - скажет

Вода – воды тащил – тащит

3 группа упражнений.

Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными

гласными.

Цель: отработка умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые

безударные гласные.

а) Упражнения с отдельными словами.

Слабая группа

Задание: запишите слова в два столбика:

1 – с проверяемой гласной,

2 – с непроверяемой гласной. Поставь ударение.

Дятел, с…сна, сн…жок, ягода, улица, з…ма, гн…здо, работа,

л…тит.

Средняя группа

Задание: составьте словосочетания, заменив вопрос подходящим

по смыслу словарным словом (проверь по словарю). Докажи

написание пропущенных букв.

Под…рили (кому?); г…рдились (чем?); в…зил (куда?); ж…лели (кого?);

нах…дился (где?), к…пали (чем?), п…сали (кто?).

Сильная группа

Задание: запишите под диктовку слова из словаря – поставьте

ударение, подчеркните безударные непроверяемые гласные.

Автобус, дорога, яблоня, ягоды, мебель, берёза, аллея.

Задание: составьте словосочетания с этими словами, используя

слова для справок:

созр…вают, д…лёкая, б…льшой, кр…вая, к…чается, пр…мая,

поч…нить.

Докажи написание этих слов.

б) Упражнения с предложениями.

Слабая группа

Задание: спишите, в выделенных словах обозначьте ударение и

подчеркните опасное место. Словарные слова подчеркните.

Заяц спит в норе. Девочка кладёт мел у доски. Ребята идут

домой.

Средняя группа

Задание: составь предложения с данными словами. Поставь

ударение. Вставь пропущенные буквы. Написание каких слов мы

запоминаем?

машина

л…жал

воробей

п…ют

яблоко

ст…ит

ребята

с…дит

пенал

созр…вает

Сильная группа

Задание: допиши, глядя на картинку. Вставь пропущенные

буквы, в скобках напиши проверочные слова.

(Машина) ст…ит у дома.

(Учитель) зад…ёт д…машнее з…дание.

Стройная (берёза) накл…нилась над р…кой.

в) Упражнения с текстом.

Слабая группа

Задание: прочитайте. Спишите, выпишите слова, в которых

безударную гласную в корне слова проверять нельзя.

На пруду каток хороший,

Лёд сверкает, как стекло.

На коньках бежит Алёша,

И в мороз ему тепло.

Средняя группа

Задание: спишите текст, вставьте безударные проверяемые

гласные, в скобках пишите проверочные слова. Подчеркните

По сл…дам на сн…гу можно узнать многое. Вот на шоссе зан…сло

прицеп. Это потор…пился в…дитель. Чуть дальше новые сл…ды: кто-то

св…рнул вправо, пропуская на дороге встречную машину.

Сильная группа

Задание: спишите, выпишите слова с безударной проверяемой

гласной в корне. Через тире напишите проверочные слова,

поставьте ударение. Словарные слова подчеркните.

Ночью грянул мороз. На стекле появились удивительные рисунки.

Солнечные зайчики влетали в комнату. От оконного стекла весёлые

лучики отражались на стенах и мебели. Вот заблестела снежинка. А

вот чудесный цветок. Красивы узоры на окне!

Игра «Ушки на макушке!»

Цель: направлена на закрепление умения различать словарные слова (там, где

безударную гласную нельзя проверить – запоминаем) от слов с безударной

проверяемой гласной.

Учитель называет слова. Дети сидят, если слышат словарное слово и встают, если

произносится слово с проверяемой гласной (называют проверочное слово).

Собака, север, дрозды, молоток, варенье, гроза, зверьки, обед, полевой,

восток, работа, морская, цветами, тарелка, волна.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники