Формирование правильного навыка чтения у обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида через использование коррекционно-развивающих приемов"
Автор: Ячменева Людмила Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ школа-интернат №1 VIII вид Населённый пункт: г.Киселевск, Кемеровская обл. Наименование материала: статья Тема: Формирование правильного навыка чтения у обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида через использование коррекционно-развивающих приемов" Раздел: начальное образование
Формирование правильного навыка чтения у обучающихся специальной
(коррекционной) школы VIII вида через использование
коррекционно-развивающих приемов.
Учитель начальных классов: Ячменёва Л.В.
Правильность – это чтение без искажений, без ошибок. Причина ошибочного чтения
у учащихся с нарушением интеллекта заключается в том, что у них нет глубокого синтеза
между восприятием, произношением и осмыслением содержания. Ученики искажают те
слова, смысла которых не понимают из-за слабой связи между восприятием и
осмыслением.
В основу процесса чтения составляет триединство следующих
психофизиологических компонентов:
-зрительное восприятие графического образа слова.
-восприятие звукового образа слова.
-понимание значения слова.
Навык чтения требует длительного времени своего совершенствования. Выделяют 3
этапа процесса формирования данного навыка: аналитический, синтетический и этап
автоматизации. В начальных классах проводится работа по двум этапам, а с 5 класса – этап
автоматизации.
Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами:
-правильностью,
-беглостью,
-осознанностью
-выразительностью.
Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные
упражнения, которые включаю в каждый урок чтения, последовательно усложняя задания.
Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более
интересным, эмоциональным.
Свои уроки стараюсь строить, так чтобы содержание, формы и методы работы на
уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению .
На уроке провожу речевую гимнастику, которая включает:
-упражнения для дыхания,
-упражнения по модуляции силы голоса,
-упражнения по отработке интонации, темпа речи,
-упражнения по совершенствованию выразительности речи;
- упражнения по совершенствованию произношения ( звукопроизношения и дикции).
Упражнения использую те же, что и в начальных классах , но с усложнением .
Провожу пятиминутки по чтению - это позволяет совершенствовать технику чтения и
увеличивать
время,
отводимое
на
чтение
каждым
учеником,
а
также
является
расширением поля чтения учащихся как условие совершенствования техники чтения. Это
этап включает:
-чтение слоговых таблиц различных модификаций,
-чтение трудных по слоговому и морфемному составу слов, дополнительных, облегченных
текстов, доступных для самостоятельного прочтения детьми с нарушением интеллекта;
-чтение по догадке.
Для
формирования
навыка
правильного
чтения
использую
следующий
ряд
упражнений:
1 группа: упражнения, направленные на развитие памяти, внимания.
Игра «Фотограф»:
за одну минуту найти в тексте слова на заданную букву ( например, найти слова на
букву «д») первый вариант- в первом абзаце – 6 слов, второй вариант – во втором
абзаце – 3 слова.
Найти лишнее слово, букву. Ученики должны 30 сек. Запомнить слова, буквы и
назвать лишнюю.
Раздели слова на группы по смыслу, виду и т.д.
2 группа: упражнения со словами.
Чтение слов, отличающихся одной буквой: мел-мель, мал- мял, мишка-миска и т.д.
Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы: куст- стук, сосна-
насос и т.д.
Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания : приехал, пришел, пришил,
принес, припев, красное, белое, голубое, черное.
Словарная работа ( выяснение лексического значения слов перед чтением)
Предварительное
послоговое
чтение
слов,
имеющих
сложный
слоговой
или
морфемный состав. ( переложила, попрощался и т.д.)
Чтение скороговорок-перевертышей: (Акнёноров аноров алинороворп- проворонила
ворона вороненка).
Наиболее
важным
является
воспитание сознательности
чтения
учащихся.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения.
При этом важна система работы по установлению причинно-следственных связей и
закономерностей, т к этот вид деятельности имеет важное коррекционное значение.
Реализация
задач
по
развитию
сознательности
учащихся
предусмотрена
методическим
аппаратом
учебника.
В
нем
представлены
вопросы
и
задания
по
анализу содержания частей и произведения в целом; словарная работа, материалы для
эмоционально-оценочной
беседы,
работа
над
составлением
плана:
приемы
словесного рисования, оглавление частей текста, придумывание заголовков и т. д.
Использую следующие коррекционно-развивающие упражнения:
1 группа упражнений: логические упражнения
Что общего в словах и чем они различаются? ( мел-мель, мал-мял…)
Назови одним словом.
Раздели слова на группы.
К выделенному слову подбери нужные слова по смыслу слова.
( травы: подорожник, клевер, щавель, мать-и- мачеха)
Какая буква, слог, слово лишнее?
2 группа упражнений: игры со словами.
«Найди слово в слове». ( в слове смородинка- родина, сок, доска)
Составь слова из данных букв.
Чтение двусложных, трехсложных слов с 1, 2 пропущенными буквами. ( и..ра,
з.м.к)
Разбор значений слов-синонимов:
(ключ-родник, др.)
3 группа: работа с деформированным текстом, незаконченными рассказами.
1.Составьте текст (перестановка предложений), тексты подбираются к теме урока.
2.Составьте предложения к теме урока.
3.Закончи рассказ.
4 группа: работа с текстом.
1.
Прочитайте текст самостоятельно, ответьте на вопросы, написанные на доске.
2.
Расположите вопросы по порядку содержания текста.
3.
Задай ответ на 2 вопрос.
4.
Задай вопросы по тексту или по части текста.
5.
Определи сколько частей в тексте.
6.
Работа над заголовком.
7.
Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
8.
Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
9.
Пересказ по вопросам и без них.
10.Составление плана текста.
11.Подбор иллюстрации к тексту.
12.По иллюстрации определить содержание текста.
13.Наведи порядок.
14.Определение главной мысли текста по заголовку.
15.По иллюстрации к тексту определить его содержание.
Работа над содержанием прочитанного помогает исправить недостатки образного
восприятия,
активизировать
словарь
учащихся,
в
определенной
степени
устранить
нарушение монологической речи, совершенствовать систему мышления.
Работая по формированию выразительного чтения использую следующие приемы:
-подражание образцу чтения учителя,
-хоровое чтение,
-чтение по ролям,
-драматизация чтения,
- упражнения над интонацией,
- упражнение «Логическое ударение» с вопросом –помощником.
Таким образом, управлять процессом формирования
правильного навыка чтения
можно через коррекционно-развивающие приемы работы и при соблюдении следующих
условий:
1.
Необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как
восприятие, память, мышление.
2.
Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с
ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.
Уроки по чтению и развитию речи продумываю так, чтобы содержание, формы и
методы
работы
на
уроке
способствовали
созданию
условий
для
формирования
у
обучающихся
положительную
мотивацию,
интерес
к
чтению,
способствовали
формированию правильного навыка чтения.