Напоминание

Последовательность обучению элементам гимнастики учеников начальных классов


Автор: Шульга Александр Борисович
Должность: учитель физической культуры высшей категории
Учебное заведение: МБОУСОШ №25
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: Программный материал
Тема: Последовательность обучению элементам гимнастики учеников начальных классов
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ СОШ № 25

Последовательность

обучению

элементам

гимнастики

учеников

начальных

классов

.

Учитель: ШульгаА.Б.

Екатеринбург 2013г

Последовательность обучению элементам гимнастики учеников

1-4 классов.

Акробатические упражнения:

1.

Группировка; перекаты в группировке; кувырок вперед с наклонной плоскости; из

седа перекат назад в положение лежа согнувшись с касанием носками пола; из

положения стоя на коленах , руки вверх наклон назад.

2.

Кувырок вперед и назад; стойка на лопатках согнув ноги; «полушпагат», «мост» из

положения лежа; перекаты вправо и влево.

3.

Кувырок вперед и назад; стойка на лопатках; «мост» из положения лежа; поворот в

упор на одно колено; «полушпагат».

4.

Кувырок вперед и назад; стойка на лопатках; «мост» из положения стоя; стойка на

голове и руках; «полушпагат»; «шпагат».

Последовательность обучению:

Группировка- согнутое положение тела вперед , ноги максимально прижаты к туловищу.

1.

Группировка в положении сидя – из седа согнуть спину и ноги, развести колени

врозь, взяться руками за средину голени и притянуть ноги к туловищу, подбородок

прижать к груди, а локти прижать к туловищу.

2.

Тоже из положения присед.

3.

Тоже из положения лежа.

4.

Выполнить группировку не спеша (на два, четыре счета) и быстро (по сигналу).

Перекаты- движение тела с последовательным касанием тела пола без переворачивания через

голову.

1.

Из положения сидя в группировке перекатиться назад и без остановки повернуться в

свободное положение (до касания стопами опоры ) .

2.

Тоже из упора присев (выполнять перекаты плавно, с постепенным набиранием

скорости ) .

3.

Перекат назад в положение лежа согнувшись с касанием ногами пола.

Выполнить перекат назад до положения лежа на спине, разогнуть ноги в коленях, руками

упираясь в пол возле головы, носками ног коснуться пол за головой.

4. Перекаты в разные стороны из упора стоя на коленах: принять положение упор, стоя

на коленах, сгруппировавшись прижать локти к туловищу, выполнить перекат (вправо,

влево) постепенно перекачиваясь на спину, на бок и вернуться в исходное положение.

Наклон туловища назад из стойки на коленах, руки вверх.

1. Принять положение стойки на коленах ( расстояние между коленами ладонь ), руки

вверх – прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, смотря на руки,

выполнить наклон туловища назад.

2. И.п.то же- выполнить наклон туловища назад возле гимнастической стенки, держась

руками за жердь. Постепенно изменяя угол наклона , перехватываясь за жерди вниз и

поворачиваясь в и.п.

Для того, чтобы не уставали мышцы спины, после 3-4 подходов наклонов туловища назад,

выполнить 2-3 наклона вперед.

Стойка на лопатках

1.

И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполняя группировку, поднять согнутые

ноги вверх, опираясь на затылок и лопатки, опершись плечами согнутых рук о пол, а

кистями- поперек (большие пальцы наружу ). Для большей стойки держать локти

ближе друг к другу.

2.

Из положения лежа на спине – головой к гимнастической стенке, взяться руками за

жердь, согнуть ноги, колени приблизить к груди и повернуться в и.п.

2

3.

Из того же и.п. сгибая ноги, поднять их вверх, перекатиться на лопатки и ногами

достать стену.

4.

То же, но разгибая ноги, коснуться стены как можно выше.

5.

Из седа перекат назад в группировке, руки держат туловище, ноги согнуты.

6.

Из седа перекат назад в группировке, разогнуть ноги (с помощью ).

7.

Из седа перекатом назад в группировке, выполнить стойку на лопатках с прямыми

ногами.

8.

Из упора присев, выполнить стойку на лопатках и вернуться в и.п.

Кувырок вперед-вращательное движение тела с последовательной опорой и

переворачиванием через голову. Кувырок вперед выполняется из упора присев – надо

поставить руки вперед на 30-40 см. от носков ног и опираясь на руки, разогнуть ноги

(толчок) .Сгибая руки и опуская голову на грудь, мягко перекатиться через затылок, шею, и

лопатки, быстро сгруппироваться и сделать перекат вперед, приходя в положение упора

присев.

Последовательность обучения:

1.

Из упора лежа – сгибание и разгибание рук.

2.

Сидя на полу, наклон туловища вперед , лбом коснуться ног.

3.

Сидя на пятках, наклон вперед: лбом коснуться ног.

4.

Сидя на полу, группировка.

5.

Из положения сидя на полу в группировке, перекат назад и возвращение в и.п.

6.

Из упора присев перекат назад в группировке и возвращение в и.п.

7.

Из упора стоя ноги врозь, кувырок вперед в сед в группировке.

8.

Из упора стоя ноги врозь, кувырок вперед в упор присев.

9.

Кувырок вперед на наклонной поверхности (гимнастический мост, накрытый

гимнастическим матом) .

10.

Лежа на гимнастическом коне (козле) с опорой руками о пол, сгибая руки и наклоняя

голову к груди- кувырок вперед. При этом касаться пол ( затылком, шеей, лопатками,

спиной) нужно постепенно. Обратить внимание, что ноги сгибаются в коленах

(группировка) в момент касания лопатками пола.

11.

Из упора присев, кувырок вперед.

Два кувырка вперед

После первого кувырка вперед, который выполняется энергичнее, чем обычно, поставить

руки на гимнастический мат и не задерживаясь выполнить второй кувырок вперед.

Кувырок назад

Из упора присев (руки впереди ступней на расстоянии 15-30 см.) выполнить перекат назад в

группировке, поставить руки на пол на уровне головы (пальцы к плечам) и разгибая руки,

перевернуться через голову (не разгибая ног) , прийти в упор присев.

1.

Из упора присев, перекат назад в группировке до касания лопатками и затылком пола-

руки возле головы, пальцами к плечам.

2.

Тоже, но попробовать , опираясь на руки ногами достать пол за головой.

3.

Кувырок назад по наклонной поверхности (гимнастический мост) .

4.

Кувырок назад из упора присев.

Кувырок выполнять с помощью. Помощь выполняется стоя сбоку от ученика, одной рукой

держа за верхнюю часть лопаток, второй помогая за голень.

МОСТ

Мост из положения лежа:

1.

Лежа на животе, захватить руками ноги за средину голеней. Прогибаясь оторвать

ноги от пола, голову запрокинуть назад (корзинка) .

2.

Тоже, но выполнить перекаты вперед, назад на животе.

3.

Лежа на животе, ноги прямые, руки прямые вверх. Прогнуться и оторвать ноги и руки

от пола (лодочка).

3

4.

Лежа на животе, руки вдоль туловища, ноги прямые. Прогнуться назад, не отрывая

ноги от пола, голова назад.

5.

Стоя на коленах (расстояние между коленами – ладонь), наклон назад, стараясь

руками достать пол. Упражнение можно выполнять возле гимнастической стенки.

6.

Стоя спиной к гимнастической стенке на расстоянии шага, держась согнутыми

руками за жердь (жердь за головой) , разгибая руки, прогнуться.

7.

В стойке ноги врозь на расстоянии одного метра от стены, руки вверх, наклониться

назад и коснуться руками стены.

8.

В стойке ноги врозь стоя спиной к гимнастической стенке, перехватываясь руками за

рейки, опускаться вниз.

9.

Лежа на спине, сильно согнуть ноги и держать их (на ширину стопы), руки возле

головы (пальцами к плечам), разгибая вместе руки и ноги, прогнуться, сильно

наклонив голову назад. В положении моста, разгибая ноги в коленах, передать вес

тела на руки. Сгибая руки и ноги, наклоняя голову вперед, постепенно перейти в и.п.

После выполнения упражнения, выполнить 2-3 наклона вперед.

Мост из положения стоя

Стоя ноги врозь, руки вверх – прогибаясь и подавая вес тела вперед, смотря на руки, плавно

стать на мост.

1.

Стоя возле гимнастической стенки ноги врозь, прогибаясь и держась за рейку,

опуститься вниз и подняться вверх. Оказывать помощь стоя сбоку и держать за

поясницу.

Мост из положения лежа и поворот до упора на одном колене.

Лежа на спине, сильно согнуть ноги, руки возле плеч. Разгибая вместе руки и ноги,

прогнуться, сильно наклонив голову назад. В положении моста, разгибая ноги в коленах,

передать вес тела на руки. Выполняя поворот, оттолкнуться правой (левой) рукой и ногой и

перенести вес тела на левую (правую) руку и ногу. Не задерживаясь, повернуться кругом в

упор стоя на колене.

Помощь (страховку) оказывать сбоку и держа за тазобедренный сустав, помогая выполнять

поворот.

Полушпагат.

Из упора стоя на коленах, держась руками за пол, поставить правую (левую) ногу вперед и

отводя назад другую ногу, разогнуться, руки оторвать от пола, смотреть вперед.

1.

Сидя на полу, ноги прямые, наклоны туловища вперед.

2.

Сидя на полу, ноги врозь – наклоны туловища к правой ноге, левой ноге, в стороны.

Выполнять «полушпагат» следует хорошо разогрев мышцы и постепенно.

Шпагат

Из основной стойки, шаг одной ногой назад наклон туловища вперед и держаться руками за

пол. Ноги и руки держать прямыми. Желательно научить шпагату сразу на одну и другую

ногу, для этого нужно постепенно, не меняя положения ног, сделать поворот кругом.

1.

Сидя на полу, ноги вместе, прямые – наклон туловища вперед.

2.

Сидя ноги врозь – наклон туловища к правой ноге, левой ноге, вперед.

3.

Стоя возле гимнастической стенки (бревна) – положить ногу на рейку (бревно) на

уровне пояса, выполнить наклоны туловища к ноге. Сделать поворот направо (лево) –

наклон туловища вперед, еще один поворот туловища – наклон туловища к правой

(левой) ноге.

4.

Держась руками за рейку (бревно) стоя лицом к снаряду – махи правой, (левой) ногой

в стороны.

5.

Стоя боком к снаряду – махи ногой вперед, назад.

6.

Стоя боком к снаряду – положить правую (левую) ногу на снаряд и держась,

выполнить шпагат.

Стойка на голове.

Из упора присев, руки согнутые, опереться верхней частью лба так, чтобы точки касания

образовали равносторонний треугольник, толчком двух ног выполнить стойку на голове.

4

1.

Из виса стоя согнувшись, спиной к гимнастической стенке, переход в вис

прогнувшись.

2.

Из упора присев, упереться головой (верхней частью лба) о мат на разметку и

равномерно передать вес тела на руки и голову. Повторить задание 3-4 раза.

3.

Тоже отрывая ноги от пола и удерживая их согнутыми, выпрямить спину.

4.

Тоже опираясь о стену туловищем.

5.

Стойка на голове самостоятельно.

Упражнение выполнять с помощью, стоя сбоку и поддерживая за ноги, или сзади, тоже держа

за ноги.

Стойка на руках.

Из упора присев одна нога впереди, другая сзади, руки впереди на расстоянии шага, пальцы

кистей рук вперед, пальцы врозь. Махом одной ноги и толчком другой, подавая плечи вперед

так, чтобы они создали вертикаль по отношению к кистям рук, выполнить стойку на руках.

1.

Из упора стоя согнувшись, спиной к гимнастической стенке, вис прогнувшись (ноги

прямые).

2.

Из упора присев, толчком ног стойка на руках с согнутыми ногами, с помощью.

3.

Из положения стоя, одна нога впереди. Расстояние 1м. от стены, выполнить махом

одной ноги, толчком другой стойку на руках.

Стойка не считается выполненной правильно, если суставы кистей рук, плечевые суставы,

тазобедренный сустав находятся не на одной линии.

Страховка выполняется стоя сбоку, придерживая за ноги.

Лазание и перелезание.

1.

Из упора стоя на прямых ногах лазание одноименным и разноименным способами по

горизонтальной и наклонной гимнастической лавке ; в упоре присев сзади

разноименным способом по полу (вперед и назад); по гимнастической стенке в

разных направлениях, перелезание через преграду.

2.

В упоре присев по наклонной лавке, под углом 45; подтягивание по горизонтальной и

наклонной лавках, лежа на животе; перелезание через гимнастическое бревно, коня

или козла; лазание по гимнастической стенке одноименным или разноименным

способами.

3.

На наклонной гимнастической лавке, стоя в упоре на коленах, лежа на животе;

лазание свободным способом; по гимнастической стенке одноименным и

разноименным способами; лазание под бревном с захватом ее руками и ногами;

перелезание через коня, бревно.

4.

По наклонной гимнастической лавке с переходом на гимнастическую стенку разными

способами, лазание по канату в 2:3 приема.

Упражнения с лазанием и перелезанием – активные двигательные действия, выполнение

которых включает в работу все звенья двигательного аппарата. Наличие большого количества

приемов с лазанием по разным гимнастическим приспособлениям (гимнастических лавок,

установленных под разным углом, гимнастической стенке, канатам, шестам), перелезание

через гимнастическое бревно, коня, козла, горки матов – делают эти упражнения доступными

для учеников вех возрастных групп.

Учитывая сложность упражнений по лазанию, необходимо проводить их, начиная с простых

приемов, таких как лазание по гимнастической лавке, установленной под разным углом,

гимнастической стенке, а потом переходить к обучению приемам лазания по канату. Простые

приемы лазания и перелезания осваиваются сразу после показа и объяснения.

1

Лазание одноименным и разноименным способами из упора стоя на согнутых ногах по

горизонтальной и наклонной лавке.

1.

И.п. – упор стоя на согнутых ногах (гимнастическая лавка горизонтально)

.Переставляя вперед правую (левую) руку, одновременно переставляя правую (левую)

согнутую ногу вперед и наоборот.

5

2.

И.п. - стоя на согнутых ногах. Переставляя вперед правую (левую) руку, переставить

вперед противоположную согнутую ногу.

3.

Тоже, но на наклонной лавке.

Одноименный способ

4.

И.п. – упор присев сзади – переставляя вперед правую (левую) ногу, согнуть в колене,

одновременно переставить одноименную руку.

Разноименный способ

5.

И.п.- упор присев сзади – переставляя вперед правую (левую) ногу, согнутую в

колене, одновременно переставить вперед противоположную руку.

Лазание одноименным и разноименным способами по гимнастической стенке.

1.

И.п. – стоя на рейке гимнастической стенки, руки на уровне плеч – выполнить

одноименное движение правой (левой) рукой и правой (левой) ногой.

2.

И.п. – стоя на рейке гимнастической стенки, руки на уровне плеч – выполнить

разноименное движение правой (левой) рукой и левой (правой) ногой.

Лазание по гимнастической стенке.

1.

И.п. стоя на рейке гимнастической стенки, руки на уровне плеч – приставляя ноги

приставным шагом (вправо, влево) перехватываясь руками, лазание по стенке вправо

(влево).

2.

И.п. – стоя на рейке гимнастической стенки, руки на уровне плеч – перехватываясь

руками и переставляя ноги по рейкам двигаться вверх.

3.

Тоже, но двигаться вниз.

Лазание по гимнастической лавке.

1.

И.п. лежа на животе на горизонтальной гимнастической лавке, руки прямые вперед –

держась руками за гимнастическую лавку, выполнить подтягивание туловища,

сопровождая движение руками к поясничному отделу.

2.

Тоже, но на наклонной лавке.

Лазание в упоре присев по наклонной лавке под углом 45*.

1.

И.п. упор присев, руками держаться за край лавки – двигаться вверх, поочередно

переставляя руки и ноги.

Перелезание через коня, бревно.

Перелезание через коня.

1.

способ. И.п.стоя лицом к гимнастическому коню (h-90см.), руки на коне – опираясь

правой (левой) рукой на верхний край, захватить правой (левой) рукой дальний край

коня, и поочередно поднимая правую (левую) ногу, прийти в положение лежа на коне,

руками держась за края коня. По очереди опуская правую (левую) ногу на пол,

переползти через коня.

Перелезание через бревно.

1.

способ. Перелезание через бревно с опорой ногой.

И.п. стоя лицом к гимнастическому бревну, руки на бревне. Отталкиваясь ногами от пола,

поставить правую (левую) ногу на бревно, опираясь на правую (левую) руку и правую

(левую) ногу, поднять и перенести свободную ногу под ногой, которая находится на бревне, и

оттолкнувшись прыгнуть прямо или с поворотом.

2. способ. Перелезание через бревно перемахом ноги.

И.п. стоя лицом к гимнастическому бревну, руки на бревне. Опираясь на руки, поочередно

перемахнуть правой (левой) ногой через бревно, затем свободной ногой, приходя в

положение стоя к преграде спиной.

3 способ. Перелезание через бревно боком.

И.п. стоя правым (левым) боком к бревну, правая (левая) рука на бревне. Опираясь на правую

(левую) руку, перекинуть правую (левую) ногу через преграду, перенести вес тела на правую

(левую) руку и перемахнуть свободной ногой. Прийти в положение стоя боком к

гимнастическому бревну.

Лазание под гимнастическим бревном.

6

И.п. лежа под гимнастическим бревном, захватить бревно руками и ногами. Поочередно

перехватываясь руками и ногами выполнить лазание под бревном.

Упражнения с переползанием.

Содержание этих упражнений – передвижение в смешанном упоре. Упражнения с

переползанием характеризуются значительной нагрузкой на двигательный аппарат, сердечно-

сосудистую и дыхательную систему, является хорошим способом развития быстроты,

ловкости, силы и выносливости.

Упражнения с переползанием разучиваются и проводятся на гимнастических матах.

1.Переползание на четвереньках.

1.

И.п. стоя на четвереньках (коленах), поочередно переставляя вперед правую (левую)

руку и правую (левую) ногу, выполнить переползание на четвереньках.

2.Переползание на получетвереньках.

И.п.упор присев, но вес тела перенести на руки. Поочередно переставляя правую (левую)

руку и правую (левую) ногу, выполнить переползание на получетвереньках.

3.Переползание по пластунски.

И.п.лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах. Сгибая правую (левую) ногу и

отталкиваясь ей, разогнуть вперед правую (левую) руку. Не отрывая туловище от

гимнастического мата, выполнить переползание по пластунски.

Лазание по канату.

Лазание по канату – наиболее сложное упражнение и без соответствующей подготовки

ученику часто не удается подняться даже на небольшую высоту по канату. Упражнения с

лазанием по канату требуют хорошей силовой подготовки и умения объединять движения

руками и ногами.

Последовательность обучения.

Первая серия заданий.

1.

Из виса на согнутых руках, на гимнастической стенке – медленно разгибая руки,

перейти в вис за 6-8 сек. Повторить 2-3 раза.

2.

Тоже, но удерживаясь в висе на согнутых руках 4-5 сек.

3.

Из виса спиной к гимнастической стенке – поднять согнутые ноги вперед как можно

выше и опустить в и.п. Повторить 8-10 раз.

4.

Из виса сидя ноги врозь на канате перейти в вис лежа с поочередным перехватом

рук. Повторить 3-4 раза.

5.

Из виса сидя ноги врозь на канате перейти в вис стоя с поочередным перехватом рук.

Вторая серия заданий.

1.

Из виса стоя на канате, принять положение виса на согнутых руках на канате.

Удерживаться в таком положении 4-5 сек. Повторить 2-3 раза.

2.

Сидя на гимнастической лавке, захватить ногами гимнастическую палку, имитируя

захват каната. При правильном захвате гимнастическая палка должна удерживаться

вертикально.

3.

Сидя на гимнастической лавке, захватить канат ногами, так как было описано выше.

4.

Из виса на согнутых руках захватить канат ногами и удерживать это положение 5-6

сек.

Третья серия заданий.

1.

Из виса стоя, руки согнутые – захватить канат ногами и разгибая ноги перехватить

поочередно руки выше. Вернуться в и.п. Повторить 2-3 раза.

2.

Тоже, но удержания ног перехватить руки выше и вернуться в и.п. Повторить 2-3

раза.

Четвертая серия заданий.

1.

Тоже, что второе упражнение третьей серии, но после перехвата рук, сгибая ноги,

захватить ими канат выше и вернуться в и.п. Повторить 2-3 раза.

2.

Тоже, но выполнить 2-3 перехвата руками и ногами и вернуться в и.п. Повторить 2-3

раза.

3.

Тоже, но выполнить 4-5 перехватов руками и ногами.

7

4.

Лазание по канату свободным способом на заданную высоту.

Лазание по канату в три приема.

1.

И.п. – вис на прямых руках. Согнуть ноги и захватить канат ногами (подъем одной и

пяткой другой ноги).

2.

И.п. – вис на прямых руках. Не ослабляя захвата ногами, разогнуть их и согнуть

руки.

3.

И.п. – вис на прямых руках. По очереди перехватывать руки вверх и принять и.п., не

выпуская захвата каната ногами.

Лазание в три приема используется на занятиях с учениками младшего и среднего школьного

возраста.

Лазание по канату в два приема.

Первый вариант

1.

И.п. – вис на прямой руке, вторая держит канат на уровне подбородка. Сгибая ноги,

захватить канат, кА при варианте в три приема.

2.

И.п. – вис на прямой руке, вторая держит канат на уровне подбородка. Разгибая ноги,

подтянуться на одной руке, а второй перехватить канат выше.

Второй вариант

1.

И.п. – вис на прямых руках. Подтягиваясь на руках, согнуть ноги и захватить ими

канат.

2.

И.п. – вис на прямых руках. Разгибая ноги, перехватить канат руками, т.е. перейти в

вис на прямых руках.

Упражнения в равновесии.

1.

Разные упражнения с одновременными движениями руками; приседания с разными

положениями рук; соскок прогнувшись.

2.

Стойка поперек и вдоль; переступание через набивные мячи и их перенос;

расхождение на бревне, ходьба приставными шагами; опускание на бревне в упор

присев и вставание; поворот в приседе; медленный бег на носках; соскок

прогнувшись и фиксирование основной гимнастической стойки

3.

Ходьба по бревну с подскоком, выпадами, переменным и приставным шагом, шагом

«польки» с разными положениями рук, соскок из упора на колене в стойку боком к

бревну; повороты на носках на 90*-180*.

4.

Повороты с положениями рук на 90*-180*; выход с дополнительной опорой на конец

бревна.

Упражнения в равновесии развивают ловкость, внимание, смелость, координацию, помогают

ориентироваться в пространстве. При сохранении равновесия тела на человека действуют

внешние силы – вес тела и реакция опоры. Если эти силы взаимно уравновешены, человек

сохраняет равновесие. Взаимное уравновешивание внешних сил зависит от ряда условий:

1.

Величины площади опоры.

2.

Высоты размещения центра массы тела от площади опоры.

3.

Мера измерения центра массы тела над площадью опоры.

4.

Стойкость площади опоры.

5.

Участие комплекса анализаторов.

6.

Высота снаряда.

Целесообразно упражнения в равновесии сначала обучать на полу (начертить линию на

полу), на гимнастической лавке, на перевернутой лавке, на гимнастическом бревне.

І

Стойка поперек бревна – положение туловища лицом по направлению движения.

Стойка вдоль бревна – положение туловища боком по направлению движения.

Стойки с одновременными движениями руками на полу.

1.

И.п. – стоя поперек на линии, ноги вместе, руки на поясе.

2.

И.п. – тоже, руки к плечам.

3.

И.п. – тоже, руки вверх.

4.

И.п. – тоже, руки в стороны.

8

5.

И.п. – тоже, руки за голову.

6.

И.п. – тоже, руки вперед.

1.

И.п. – стоя вдоль на линии, ноги вместе, руки на поясе.

2.

И.п. – тоже, руки к плечам.

3.

И.п. – тоже, руки в стороны.

4.

И.п. – тоже, руки вверх.

5.

И.п. – тоже, руки за голову.

6.

И.п. – тоже, руки вперед.

Положения рук как в предыдущих упражнениях.

И.п. – Стоя поперек на линии, правая (левая) нога в положении шага. Положение рук как в

предыдущих упражнениях.

И.п. – Стоя вдоль бревна, ноги врозь. Положение рук как в предыдущих упражнениях.

Комплекс.

И.п. – Стоя поперек на линии, ноги вместе – руки в стороны.

1. Правая (левая) впереди – руки на пояс.

2. Шаг правой (левой) – руки вверх.

3. Поворот вправо (влево) – руки за голову, ноги врозь.

4. Стоя вдоль линии, ноги вместе – руки к плечам.

5. Поворот вправо (влево) – руки в стороны.

Упражнения, которые перечислены, выполнять на гимнастической лавке, на перевернутой

стороне лавки.

Приседания с разными положениями рук.

І И.п. – стоя поперек линии, руки опущены.

1. Присесть – руками держаться за пол.

2. Присесть – руки вперед.

3. Присесть – руки в стороны.

4. Присесть – руки на пояс.

5. Присесть – руки за спину.

6. Присесть – руки за голову.

І І И.п. – Стоя вдоль линии, руки опущены. Приседания с предыдущим положением рук.

Положение рук сменять относительно положению ног и стойки на линии (вдоль, поперек).

Пример.

И.п. стоя поперек – присев, руками держаться за пол.

1. И.п. – шаг, присесть – руки в стороны.

2. И.п. – шаг, присесть – руки вперед.

3. И.п. – шаг, присесть – руки на пояс и т.д.

Соскок прогнувшись.

И.п. – стоя ноги врозь (между стопами ладонь), согнуть ноги, наклонить туловище вперед,

руки отвести назад. Выполняя мах руками вперед – вверх оттолкнуться ногами от пола,

выполнить прыжок вперед – вверх. Приземлиться на согнутые ноги, пятки вместе, носки

врозь, руки в стороны и принять основную стойку.

Соскок прогнувшись выполнять с гимнастической лавки, гимнастического бревна.

Переступание через набивные мячи.

Разложить набивные мячи на расстоянии 30-40 см один от другого (на гимнастической лавке,

гимнастическом бревне). Держа равновесие, пройти по бревну, гимнастической лавке,

перешагивая через набивные мячи.

Расхождение на бревне.

И.п.- Стать вдвоем лицом друг к другу на гимнастической лавке и двигаться на встречу друг

к другу на носках. Встретившись, придержать один другого за пояс (за плечи), повернуться

правым (левым) к направлению движения и одновременно сделав широкий шаг вперед

правою (левою) ногою, двигаться дальше.

Поворот в приседе.

9

И.п.- Стоя на гимнастической лавке – принять положение приседа, руки на поясе (одна нога

впереди другой). Если левая нога впереди, держа туловище в вертикальном положении,

выполнить поворот вправо и наоборот.

Ходьба по бревну с подскоком.

Упражнения выполнить на полу, гимнастической лавке, гимнастическом бревне.

1. Правой ногой сделать шаг вперед, левую согнуть в колене сзади.

2. Подпрыгнуть вперед на правой ноге, левую, согнутую в колене, разогнуть -

вперед, носок вытянуть.

3. Левой ногой – шаг вперед, правая согнута в колене - сзади.

4. Подскочить вперед на левой ноге, правую, согнутую в колене, разогнуть , носок

вытянуть.

Соскок из упора на колене в стойку боком к бревну.

1. Стоя на правом (левом) колене на гимнастической лавке (гимнастическом бревне),

руками держаться за опору, вторая нога разогнутая назад – вверх.

2. Опустить правую (левую) ногу вниз – вперед.

3. Махом правой (левой) ноги назад – вверх и толчком дугой, перенести вес тела на

руки.

4. Соединить ноги и оттолкнувшись руками, сделать соскок.

5. Приземлиться, держась правой (левой) рукой за бревно.

Выход с дополнительной опорой на конец бревна.

Для облегчения выполнения этого упражнения нужен гимнастический мостик.

1. Стоя левым (правым) боком к бревну, рука на бревне.

2. Держась рукой за бревно, поставить на бревно правую (левую) ногу.

3. Одновременно оттолкнуться ногой от гимнастического моста и рукой от опоры,

удерживая равновесие – выйти в положение стоя на гимнастическое бревно.

Висы и упоры.

Упражнения в висах, упорах, седах и простых подъемах состоят из разнообразных

соединений движений отдельных частей тела. Потому с их помощью можно решать разные

двигательные задания. Овладение такими движениями позволяет развивать у учеников силу,

гибкость, ловкость, быстроту, выносливость. Выполняя их отдельными частями и в

разнообразных соединениях, ученики овладевают движениями, связанными с перемещением

тела в пространстве, в горизонтальной, вертикальной и боковой плоскостях, причём

разнообразной интенсивности и скорости.

В выполнении каких - либо движений берут участие зрение, слух, мышечная, кожная и

вестибулярное ощущения. Особое значение имеют проприоцептивные, вестибулярные и

тактильные анализаторы, потому что большинство упражнений на гимнастических снарядах

связаны с точным выполнением разнообразных положений.

Занимаясь упражнениями в висах и упорах, дети осваивают разнообразные движения и

расположения тела на снаряде, связанные с представлением о времени и пространстве.

Точность положений и движений тела на снаряде обусловлено точной координационной

работой двигательного аппарата при сравнительно небольших мышечных усилиях, что

делает упражнения в висах и упорах доступными для детей. Выполняя их, они учатся

управлять своими движениями.

Вис стоя.

Вис стоя – наклонное положение тела стоя с хватом за снаряд; туловище и ноги прямые,

голова - прямо.

Вис лёжа.

Вис лёжа отличается от виса стоя углом наклона тела по отношению к полу. Угол должен

быть не более 45

0

.Нужно научить учеников различать угол наклона тела, выполняя вис лежа

с наклоном тела на 45

0

, 35

0

, 25

0

.Контролируя и сразу исправляя ошибки, научить их

безошибочно и быстро принимать положение виса лежа с разнообразными углами наклона

тела.

10

Подъем переворотом в упор махом одной,толчком другой и махом назад соскок (низкая

перекладина).

Из виса стоя, руки в согнутом положении, махом одной ноги и толчком другой подъем

переворотом. Для выполнения этого подъема необходимо в момент маха и толчка ногами

удержаться в висе на согнутых руках и используя мах ногой, поднять ноги и туловище как

можно выше и ближе к перекладине. В момент, когда ноги будут выше точек хвата, разгибая

руки, приблизить тело к снаряду и коснуться его животом, а затем подтягиваясь и разгибая

руки, прийти в упор.

Последовательность обучения:

1.

Сгибания и разгибания рук в висе лежа.

2.

Вис на согнутых руках.

3.

И.п. – вис на гимнастической стенке:

Поднимание согнутых ног;

Поднимание прямых ног.

4.

И.п. – вис согнув ноги – толчком переход в упор.

5.

И.п. – лежа на гимнастическом мате (коне) ноги зафиксированы. Поднимание

туловища назад. Дозирование зависит от физической подготовленности (3-5 раз).

6.

И.п.- вис стоя, руки согнутые – выполнить вис согнувшись, поднимая ноги вперед –

вверх , удерживаться на согнутых руках.

7.

Из виса стоя толчком одной ноги о дополнительную опору, которая находится на

уровне низкой перекладины или выше – выполнить подъем переворотом

8.

Из виса стоя на согнутых руках, махом одной ноги и толчком другой подъем

переворотом.

Помощь и страховка оказывается сбоку (со стороны маховой ноги) одной рукой под плечо, а

второй – за бедро маховой ноги.

Соскок махом назад.

И.п. – упор на перекладине – согнуться в тазобедренном суставе. Разгибаясь, оттолкнуться

бедрами и руками от перекладины, выполнить соскок махом назад. Приземляться на

согнутые ноги, руки в стороны. Принять положение стоя, руки возле ног.

Размахивания в висе изгибами.

Техника выполнения упражнения зависит в чередовании сгибании и разгибании туловища в

тазобедренных, плечевых и межпозвоночных суставах.

1. И.П.- вис присев – толчком ног, вис согнувшись, вис прогнувшись, вис присев.

2. И.П.- вис (на высокой перекладине) – вис согнувшись, вис прогнувшись.

3. Размахивания в висе изгибами:

- мах назад, прогнуться;

- в момент, когда туловище проходит через вертикальное

положение под перекладиной разогнуться в тазобедренном суставе

(принять ровное положение).

- мах вперёд, туловище прямое.

Помощь и страховка оказывается стоя сбоку, держа за кисть руки.

Упор.

Упор – положение занимающегося, в котором его плечи выше точек опоры. Руки прямые,

туловище и ноги составляют почти прямую линию, голова прямо, в упоре локти немного

развёрнуты во внутрь.

Размахивания в упоре.

Размахивания в упоре выполняются разогнутым телом, предупреждая учеников от

«провисания» в плечевых суставах.

1. Ходьба в упоре на брусьях.

2. Сгибания разгибания рук в упоре на брусьях.

3. Размахивания в упоре на брусьях.

4. На махах вперёд и назад, туловище держать прямым. Голова прямо.

Из упора махом назад соскок.

11

Махом вперёд, сначала незначительно сгибаясь, выпрямить тело вперёд. После того, как

тело перейдет вертикаль, выполнить мах назад. В крайней точке маха назад переместить тело

вправо (влево), переставить правую (левую) руку на правую (левую) жердь, впереди левой

(правой) руки и оттолкнуться правой (левой) рукой от жерди, выполнить соскок.

Последовательность:

1. Упор и размахивания в упоре.

2. Из упора на бревне (коне, жерди на концах брусьев) махом назад соскок.

3. Из упора лёжа на полу, туловище прямое быстро прогнутся и разгибаясь

оттолкнуться носками от пола, руки остаются на полу.

4. Из упора лёжа на коне тоже, что упр. 3, но соскочить в сторону.

5. Из седа ноги врозь на брусьях, перемах в средину и махом назад соскок.

6. Выполнить размахивания, на махе назад соскок.

Сед ноги врозь.

На параллельных брусьях сед ноги врозь упор сзади, туловище немного прогнуто, голова

прямо.

1. Размахивания в упоре на брусьях.

2. Из упора на брусьях поднять ноги в сед ноги врозь на брусьях.

3. Выполнить размахивания, на махе вперёд сед ноги врозь.

Опорный прыжок.

Опорный прыжок – выполняется с дополнительной опорой (толчком) руками.

Применение прыжков решает ряд важных задач: развитие быстроты, ловкости, силы,

координации, укрепление мышц верхнего плечевого пояса, воспитание смелости и

решительности.

Опорный прыжок состоит из нескольких фаз: разбег, напрыгивание на мостик и

отталкивание ногами, полёт (до отталкивания руками и после), отталкивание руками,

приземление. Каждая фаза требует качественного изучения. Но на ряду с тренированием

отдельной фазы необходимо учить опорный прыжок и в целом для формирования единого

динамичного стереотипа.

Обучение приземлению.

І

1.

И.п. - стоя лицом к гимнастической стенке, держась руками на уровне груди,

подняться на носки и опуститься на всю стопу.

2.

И.п. – тоже, выпрыгивание вверх, приземление в приседе (полуприседе).

3.

Прыжки толчком двух вперед – вверх с махом руками с места (на полу или с

мостика).

ІІ

1.

Принять верное положение приземления и удерживать его 5 сек. Полуприсед на

всей стопе, пятки вместе, носки и колени врозь, спина прямая, руки вперед

наружу, голова прямо.

2.

Прыжок вверх на месте в полуприсед на носки с переходом на всю стопу в

положение приземления.

ІІІ

1.

И.п. – основная стойка с закрытыми глазами, быстро принять положение

приземления.

2.

Прыжок в глубину с высоты 30-40 см. – положение приземления.

3.

Тоже, с закрытыми глазами (со страховкой учителя).

4.

Приземление в цель.

Разбег.

І

1. Махи ногами вперёд, в стороны, назад, держась за рейку гимнастической стенки.

12

2. Из выпада вперёд правой (левой) ногой, прыжки со сменой ног, руки свободно.

3. Стоя возле гимнастической стенки, правая (левая) нога на рейке, на уровне таза,

прыжки со сменой ног.

ІІ

1. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.

2. Беговые движения ногами лёжа на спине, в среднем и быстром темпе по

10-30сек.

3. Бег на месте высоко поднимая бедро, опираясь на гимнастическую стену.

4. Тоже, но без опоры.

5. Бег с захлёстыванием голени.

ІІІ

1. Равномерній бег.

2. Бег с препятствиями.

3 .Бег по розметке, по прямой.

4. Бег с заданной частотой шагов.

5. Бег через предметы, сменяя расстояние и скорость бега.

Напрыгивание на мостик и подталкивание ногами.

І

1. Ходьба перекатом с пятки на носок.

2. Прыжок вверх с приседа в присед.

3. Прыжок толчком обеих ног вверх – вперёд с махом руками на месте (на полу, на

мостике).

ІІ

1. Из упора стоя на коленах с махом рук вверх стать в основную стойку.

2. Стоя ноги врозь перпендикулярно лавке, прыжки на лавку с прямыми ногами и

махом рук.

3. Тоже, но на полу.

ІІІ

1. С 2-3 шагов разбега махом одной и толчком другой прыжок на возвышенность на

две ноги и прыжок вниз.

2. С двух-трёх шагов толчком одной ноги, прыжок с приземленим на две ноги на

мостик.

3. Пружинистые прыжки на двух ногах на гимнастическом мостике, держась за

гимнастический конь (козёл).

4. С 2-3 шагов прыжки на мостик толчком одной ноги на две и в темпе прыжок

вверх с махом рук.

5.

С 2-3 шагов прыжок на мостик толчком одной ноги на обе с опорой руками на

гимнастического коня (козла).

Отталкивание руками.

1. Стоя на расстоянии 1 м от стены, падать прямым телом на стену с опорой на

прямые руки, быстро оттолкнуться и вернуться в И.П.

2. Тоже, но после отталкивания руками от стены сделать хлопок в ладоши и

вернуться в упор руками к стене.

3. С упора лёжа на полу, руки перед гимнастической лавкой, отталкивание руками,

перейти в упор лёжа за лавку и вернуться в И.П.

4. В упоре присев на полу отталкиванием ног перейти в упор лёжа и наоборот.

5. С упора лёжа, руки на гимнастической лавке, одновременно оттолкнуться руками

и ногами, прыжок через лавку в присед на мат.

13

Напрыгивание на колени на гимнастический конь (козёл) и встав, соскок

прогнувшись.

Прыжок выполняется через козёл (конь), в ширину высотой до 90 см. С свободного разбега,

отталкивается от мостика, держась за снаряд прямыми руками, прейти в упор стоя на

коленах. Перейти в упор присев и разогнувшись, спрыгнуть.

С 2-3 шагов напрыгнуть в упор стоя на коленах и держась руками, спрыгнуть назад на

гимнастический мостик.

Прыжок в целом с помощью и самостоятельно.

Помощь оказывается стоя с боку, держа за руку выше локтя, давая возможность маху руками

и соскоку.

Прыжок ноги врозь.

1. Из упора присев прыжок ноги врозь в положение приземления.

2. Из упора лёжа толчком ног перейти в упор стоя ноги врозь и быстро разогнуться.

3. С 2-3 шагов разбега вскок в упор присев и соскок ноги врозь.

4. Прыжок ноги врозь через гимнастический козёл.

Прыжок согнув ноги.

К моменту опоры руками о снаряд, прыжок согнув ноги выполняется также, как прыжок

ноги врозь. В момент опоры руками тело должно быть прямым. Замах ногами выполняется

под углом 30

0

.

С постановкой рук выполняется сгибание в тазобедренных и коленных

суставах, колени подтягиваются к груди. После окончания отталкивания руками, тело

разгибается за счет поднимания рук вверх и разгибания ног.

Разогнутое положение тела в полёте фиксируется.

1. Из упора в упор присев.

2. В упоре присев прыжки с опорой на руки.

3. С разбега вскок в упор присев, и в темпе соскок согнув ноги.

4. Из упора присев, руки на гимнастической лавке, прыжок согнув ноги через лавку.

5. С 5-7 шагов разбега прыжок согнув ноги через козёл в ширину.

6. Тоже, но прыгнуть как можно дальше от снаряда.

7. Тоже, но мостик на расстоянии 1м. от снаряда.

14

Литература:

1.

А.Т.Брыкин и В.М.Смолевский «Гимнастика» - М: Физкультура и спорт.1985г.

2.

А.М.Худолий «Основы методики преподавания гимнастики» Харьков Консул: 1998г.

3.

З.И.Кузницова «Физическая культура в школе» - М: Просвещение, 1972г.

4.

Ю.В.Васьков и И.М.Пашков «Уроки физкультуры в общеобразовательной школе»

Харьков, Торгсинг, 2003г.

5.

Журналы «Физическая культура в школе».

6.

Из личного опыта.

15

16



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники