Напоминание

"Мы любим Вас, маэстро Гайдн"


Автор: Лисняк Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель по классу "Хоровое пение"
Учебное заведение: МБУ ДО "Мильковская детская школа искусств"
Населённый пункт: с. Мильково Камчатский край
Наименование материала: Лекция - концерт
Тема: "Мы любим Вас, маэстро Гайдн"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Мильковская детская школа искусств»

ЛЕКЦИЯ- КОНЦЕРТ,

посвященная 285 –летию

со дня рождения Й.Гайдна

«

Мы любим Вас, маэстро Гайдн

»

Составитель и ведущий Лисняк Т.И.

преподаватель по классу «Хоровое пение»

с. Мильково

Цель

формировать

музыкальный

вкус

и

культуру

эстетического

восприятия

музыки

у

детей,

расширить

общий кругозор,

развить

умение

осознанно и эмоционально слушать музыку;

Задачи:

1)

обучающая

-

познакомить слушателей

с

творчеством

и

биографией

австрийского композитора - венского классика Йозефа Гайдна.

2) развивающая – развить образное мышление, эмоциональность учащихся;

3)

воспитательная

-

формировать интерес к классической музыке,поднять

творческую активность учащихся.

Целевая аудитория – учащиеся школы, их родители, приглашенные зрители.

Участники

ведущий,

исполнители

концертных

номеров

(учащиеся

и

преподаватели).

Мероприятие проводится в зале детской школы искусств на 60 мест.

На сцене – рояль, над роялем – портрет Йозефа Гайдна.

Звучит (в записи) вступление из I части симфонии №103 «С тремоло

литавр» (таинственная, загадочная, медленная музыка).

На авансцене появляется ведущий и неторопливо зажигает свечи. По

окончании

медленного

вступления

звучит

яркая,

энергичная

тема

главной

партии I части.

Ведущий:

- В 2017 г. исполнилось 285 лет со дня рождения одного из выдающихся

композиторов

18

столетия

Йозефа

Гайдна.

Ему

принадлежит

заслуга

в

создании

и

утверждении

таких

жанров,

как

соната,

концерт,

квартет,

симфония.

Именно

он

придал

им

классическую

завершённость.

Недаром

Гайдна называют «отцом симфонии».

Йозеф Гайдн- австрийский композитор. Его сочинения стали

достоянием всего человечества. Он автор ряда месс, более двух десятков опер.

За свою жизнь он написал 1,5 тыс. произведений: более 100 симфоний, более

80 струнных квартетов, более 60 клавирных сонат, обработки шотландских и

ирландских песен: оратории "Сотворение мира" и "Времена года".

Гайдна также называют и «отцом симфонического оркестра». В 17-18

веках

состав

симфонического

оркестра

мог

быть

самым

разным.

Гайдн

установил чёткие соотношения оркестровых групп:струнные, деревянные и

медные духовые. И хотя оркестр Гайдна невелик, а ударные представлены

только

литаврами,

соотношения

эти

остаются

неизменными

и

сегодня,

в

огромных оркестрах, насчитывающих 100 и более человек.

На творчестве Гайдна учились его младшие современники Моцарт и

Бетховен. Всех троих называют «венские классики». Венские, потому что

жизнь каждого связана со столицей Австрии Веной.

Франц

Йозеф

Гайдн

родился

30

марта

1732

года

в

деревне

Рорау,

недалеко от Вены. Его отец Матиас Гайн был каретником, а мать кухаркой. По

праздничным дням отец садился за арфу (он хорошо играл, хотя не знал нот), а

мать пела, а маленький Зепперль- так ласково называли Йозефа, стоя перед

2

родителями и держа в руках два деревянных бруска- один служил скрипкой, а

другой

смычком,

всегда

аккомпанировал

матери.

С

детства

его

окружала

народная музыка, которая навсегда запала в его сознания, чтобы затем по-

своему отозваться в его творчестве. Один из двоюродных братьев отца Франк-

руководитель

церковной

школы

в

Хайнбурге,

однажды,

приехав

в

Рорау,

присутствовал на концерте этого трио.

Он

заметил,

что

6-летний

Зепперль

отбивает

такт

с

поразительной

уверенностью и точностью. Он предложил взять его собой. В Хайнбурге,

Зепперль научился читать, писать, играть на скрипке, понимать латынь и петь

в местном церковном хоре, причем так, что ребенок стал известен во всей

округе.Но жилось ему в чужой семье нелегко. Получал больше колотушек, чем

еды. Был шалуном и озорником.

Посетив

проездом

Хайнбург,

венский

соборный

капельмейстер

и

придворный

композитор

Георг

Ройтер

обратил

внимание

на

выдающиеся

музыкальные способности Зепперля. Так, в 8 лет Гайдн очутился в столице

Австрии-

Вене-

где

был

принят

певчим

в

капеллу

кафедрального

собора

Святого Стефана. Обучение и воспитание маленького Гайдна перешло теперь

в руки нескольких музыкантов- хористов, не слишком заботящихся о методах

преподавания.

На

мальчиков

ложилась

тяжелая

физическая

нагрузка:

ежедневное пение во время многочасовых богослужений в соборе, участие в

придворных торжествах, изнурительные репетиции. Порой детское внимание

притуплялось и частенько кто-нибудь начинал зевать или засыпать. Ройтер за

малейшие

нарушение

дисциплины

бил

палкой

по

спине.

Часто

были

полуголодные. Счастьем было, когда играли на похоронах или свадьбах. Для

учебы почти не оставалось времени и сил. Знания, которые накапливал Гайдн,

он брал, прежде всего, из живой музыки, которую сам исполнял и которую

слушал-Вена представляла для этого богатые возможности.

Великолепная

музыкальная

память

помогала

удержать

в

сознании

сложные

произведения

культовой

музыки,

увертюры,

симфонии.

Он

рано

начал сочинять, но у него не было наставников. Вечно занятый Ройтер за 9 лет

пребывания Гайдна в капелле смог дать только 2 урока композиции.

Когда Гайдну было 13 лет в один прекрасный день в капелле появился

новый певчий с такой же белокурой головкой и такими же голубыми глазами,

как у Гайдна. То был его 8-летний братишка Михаэль (впоследствии ставший

профессиональным музыкантом). К тому времени в семье Матиаса Гайдна

было 12 детей (всего 17). Йозеф стал обучать новичка нотной грамоте. Но

самое главное было, что рядом находился близкий родной человек, который

рассказывал о матери, отце. У Михаэля был великолепный звучный голос, а

Йозеф

приближался

к

тому

возрасту,

когда

голос

у

мальчиков

начинает

ломаться и временами пропадать.

Однажды

Ройтер

получил

из-за

него

выговор

от

австрийской

императрицы Марии Терезы, которая заметила, что Гайдн хрипит как петушок.

Это

и

определило

участь

Гайдна.

Но

капельмейстер

ждал

случая,

чтобы

отделаться от певца, ставшего ненужным. И Гайдн, уже взрослый 17- летний

юноша, но по- прежнему шалун и забияка, сам дал повод для этого. Для

3

общежития капеллы купили новые ножницы. Чтобы испробовать

остроту

инструмента, он отрезал косичку у парика сидевшего перед ним товарища.

Косичка упала на пол и обиженный пожаловался Ройтеру. Сначала Гайдна

поколотили, а затем выгнали.

В

темный

ноябрьский

вечер

юноша

очутился

на

улице.

Один-

одинешенек в чужом городе, полуголодный, промокший насквозь. Хмурое

утро он встретил на скамейке под открытым небом. На его счастье он встретил

бывшего товарища по капелле Шпанглера, который приютил его на чердаке,

где сам теснился с семьей. Так началась самостоятельная жизнь.

Он

жил

впроголодь,

участвовал

в

случайных

уличных

ансамблях,

сочинял

для

них.

Давал

грошовые

уроки

пения,

играл

на

танцевальных

вечеринках, но никогда не унывал. Помогал ему веселый, живой характер.

Как-то ночью он разместил своих приятелей- музыкантов в укромных уголках

на одной из улиц Вены. И по его сигналу каждый заиграл, что ему вздумалось.

Получился кошачий концерт, наделавший переполох у окрестных жителей.

Двое из музыкантов попали в полицию, но зачинщика не выдали.

В течение 10-летия из певчего капеллы Гайдн "сделал себя"

профессиональным музыкантом. Он очень много занимался. Начал пробовать

сочинять

в

жанре

комической

оперы.

По

заказу

популярного

в

Вене

комического актера Курца написал комическую оперу "Хромой бес", которая с

успехом шла на театральных подмостках. Опера прошла с успехом и принесла

автору 25 дукатов, так что некоторое время он чувствовал себя богачом. В этот

же период он создаёт и свои первые квартеты, которые произвели всеобщую

сенсацию. Слушателям нравилась благородная простота мелодий, светлый,

жизнерадостный

характер

произведений.

Много

лет

спустя,

уже

став

признанным

мастером,

Гайдн

говорил: «Прелесть

музыки в

мелодии». И

действительно,

его

музыка

поражает

мелодическим

богатством.

В

своих

сочинениях композитор часто обращался к народным напевам. Их в те годы на

улицах

Вены

звучало

множество:

австрийские,

венгерские,

словацкие,

чешские, хорватские, итальянские.

«Вот опять уходит лето» Исп. хор

И все- таки он остро ощущал

недостаточность своих знаний.

Отсутствие

средств

заставляло

искать

другие

пути:

Гайдн

нанялся

аккомпаниатором, но больше лакеем к известному итальянскому композитору

Николо Порпора. Он был готов выполнять любую работу ради возможности

бывать

на

его

уроках

и

пользоваться

его

советами.

Именно

у

Порпора

произошло

знакомство

с

известным

венским

музыкантом

Глюком,

поэтом

Метастазио. Сочинения Гайдна стали приобретать все больший спрос.

Как- то вечером, в дверь Гайдна постучали. Вошедший оказался

придворным поэтом Пьетро Метастазио: " Так вот тот человек, который все

ночи напролет импровизирует на клавикорде. До меня дошло, что вы даете

уроки. Не согласились бы вы заниматься с любимой моей воспитанницей

Марианной Мартинес?". Гайдн согласился. 10- летняя девочка была очень

талантлива.

4

«Учитель и ученик»

Когда Гайдну было 23 года, один из венских любителей музыки помещик

Фюрнберг

пригласил

погостить

в

его

загородном

поместье.

Там

часто

устраивались

квартетные

вечера-

Гайдн

должен

принимать

участие

в

ансамбле, исполняя партию первой скрипки. Для кружка Фюрнберга Гайдн

написал свои первые 18 квартетов.

В 27 лет по рекомендации Фюрнберга Гайдн получил свою первую

постоянную

должность

придворного

капельмейстера

у

чешского

графа

Морцина.

А

еще

через

2

года

в

1761

г.

композитор

подписывает

новый

контракт-

он

становится

помощником

капельмейстера

крупнейшего

венгерского князя Эстергази в г. Эйзенштадте. Через 5 лет он уже будет

капельмейстером.

Серенада из струнного квартета №5 2-я часть

Незадолго до того, как Гайдн начал свою службу у Эстергази, в его

личной жизни произошло еще одно событие: 26 ноября 1760 г. он обвенчался

со старшей дочерью парикмахера Келлера Марией- Анной. Но эта дата не

была счастливым днем его жизни. Он любил среднюю ее сестру, но тетушка,

заправлявшая

порядками

в

доме,

приложила

все

усилия,

чтобы

Гайдн

не

женился

на

ней.

Йозефу

отправили

погостить

к

дальней

родственнице,

настоятельнице

женского

монастыря.

В

результате,

кроткая,

уступчивая

девушка

стала

монахиней.

Мария-

Анна

отличалась

тяжелым

сварливым

характером, не интересовалась композиторскими делами мужа, не разбиралась

в музыке, а из рукописей его сочинений делала подкладки для паштетов,

пирогов. Спустя несколько лет Гайдн стал жить отдельно от жены. Детей у них

не было.

В течение 30 лет жизнь Гайдна была связана со двором князя Эстергази.

В

1762

г.

старый

князь

Павел-

Антон

умер

и

во

владение

вступил

его

наследник Николай, прославившийся безумной роскошью жизни. Он построил

невдалеке от Эйзенштадта на берегу большого озера, в болотистом месте

огромный летний дворец в 126 комнат, 2 театра. Выписал музыкантов из

Италии.

Однако в действительности жизнь Гайдна в капелле была не так уж

безоблачна.

Если

внимательно

присмотреться

к

договору,

который

Гайдн

подписал при поступлении на службу к Эстергази, то сразу становится ясным,

что

композитор

был

обременён

огромным

количеством

всевозможных

обязанностей, например:

*следить за целостностью и сохранностью всех нот и музыкальных

инструментов;

*улаживать возникавшие между музыкантами споры;

*давать уроки музыки певцам оперной труппы;

*ежедневно до и после обеда ожидать в приёмной князя распоряжений

его светлости относительно музыки на данный день;

*являться на службу всегда в форменной одежде и напудренном парике;

5

*сочинять по заказам князя всевозможную музыку и никому без

особого разрешения своих рукописей не давать и не продавать.

Этот параграф делал князя и его наследников собственниками всего того,

что написал или ещё мог написать Гайдн, другими словами, он ставил

Гайдна в положение крепостного человека, лишённого права распоряжаться

по своему усмотрению плодами собственного труда.

Единственным утешением для Гайдна были те редкие дни, когда ему

удавалось вырваться в Вену и здесь «отвести душу» с добрыми друзьями,

одним из которых был гениальный Моцарт. Несмотря на разницу в возрасте –

Гайдн старше Моцарта на 24 года – их связывала самая тёплая, искренняя

дружба.

Гайдн был одним их немногих современников, кто сумел понять гений

Моцарта.

«Ваш сын, - писал он его отцу, - величайший композитор из всех,

кого я знаю…Он обладает вкусом и помимо того владеет мастерством

композиции».

Тем же отвечал ему и Моцарт. Он учился на произведениях Гайдна и очень

высоко ценил его творчество. По словам Моцарта, «никто не в состоянии

делать всё: балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё

одинаково хорошо, как умеет Гайдн».

Сохранились

воспоминания

современников

о

том,

что

оба

великих

музыканта принимали иногда совместное участие в музыкальных вечерах, на

которых играли в квартете.

Соната ре мажор

Все музыканты звали своего капельмейстера "Папаша Гайдн". По своей

доброте, он мог к любому прийти на помощь, помочь советом. Кроме того, он

был по-отечески добр к ним: за все годы службы не пожаловался ни на одного

из них, не записал в штрафной журнал, даже пытался защищать перед князем.

Однажды музыканты все лето провели в летней резиденции, в то время

как их жены и дети остались в Эйзенштадте. Срок их возвращения давно

истек, они болели от вредного климата. Одна надежда была на Гайдна. Князь

планировал остаться еще на три месяца. Князь любил музыку, разбирался в

ней, играл на баритоне. Специально Гайдн писал для него пьесы и он решил

поговорить с князем на языке музыки. Он написал новую симфонию. Она

получила название "Прощальная" № 45 фа минор или "Симфония со свечами".

Князь вместе с гостями приготовился слушать ее в маленьком белом зале

нижнего

этажа.

За

окном

шумела

непогода.

Деревья

жалобно

стонали,

раскачиваясь под порывами ветра, стекла окон дребезжали. 16 музыкантов с

замиранием сердца заняли свои места. Гайдн берет скрипку и садится за пульт

дирижера.

Началась музыка, полная тревоги и смятения. Словно вызов прозвучала

энергичная, ниспадающая мелодия скрипок на фоне басов. Князь удивился. Он

не

ожидал

услышать

подобной

музыки.

Обычно

симфонии

были

простодушно-

веселыми.

Князь

обратился

к

сидевшему

рядом

гостю

и

с

6

улыбкой

заметил:"Этакая

буря,

словно

по

случаю

сегодняшней

дурной

погоды". В ту же минуту сильный порыв ветра распахнул одно из окон.

Послышался

звон

разбитого

стекла.

Буря

ворвалась

в

комнату.

Слуги

бросились было наводить порядок, но Эстергази сделал знак рукой остаться на

месте. Он не любил, когда что- либо мешало исполнению.

1- я часть симфонии № 45.

Тем

временем

симфония

развертывалась

стремительно.

Быстро

проносится 1- я часть allegro, сменяется медленной частью, легко и воздушно

пролетает 3- я часть- менуэт. Звучит финал, должны прозвучать последние

аккорды. Князь удивленно приподнимает брови- 5- я часть симфонии.

Внезапно происходит что- то неслыханное: второй волторнист и первый

гобоист тихонько встают, тушат свечи, горящие по обоим сторонам их пультов,

забирают

свои

инструменты

и…

спокойно

удаляются.

Левая

бровь

князя

приподнимается.

Гайдн

знает,

что

это

признак

сильнейшего

гнева.

Какая

дерзость! Через 12 тактов, молчавший фаготист вступает для того лишь, чтобы

пропеть тему вместе с первыми скрипками и тотчас же встать, погасить у

пульта свечи и скрыться. Постепенно один за другим все музыканты тушили

свечи, забирали инструменты и скрывались. Пусто и темно стало в оркестре.

Только

у

одного

пульта

горят

еще

2

свечи.

Капельмейстер

умышленно

задержал

дольше

всех

первую

скрипку,

т.к.

князь,

особенно,

любил

игру

талантливого Томазини. Сам он ведет партию второй скрипки. Настойчиво

повторяемая

фраза

словно

хочет

сказать

"Мы

тоже

больше

не

можем".

Томазини также исчез. Удалился и капельмейстер.

В передней находился Гайдн вместе со всеми музыкантами. С волнением

они

ожидали

решения

своей

участи.

Эстергази

улыбнулся:

вас

понял,

Гайдн! Музыканты скучают по дому. Мы завтра начнем укладываться".

Финал из симфонии № 45.

К

фортепианному

творчеству-

сонаты,

рондо,

вариации-

Гайдн

обращался на протяжении всей своей жизни.

В

1776

г.

пишет

сонату

соль

мажор.

Написал

свыше

60

сонат.

В

творчестве Гайдна жанр сонаты приобретает художественную завершенность

(3 части). 6 светлых мажорных сонат в т. ч. и соль мажорную он посвятил

князю Эстергази.

Рондо

Соната Соль мажор

Однажды к Гайдну пришел необычный гость- мясник, который знал и

любил

его

произведения.

Мясник

попросил

маэстро,

чтобы

он

написал

красивый менуэт на свадьбу его дочери. Гайдн согласился, и мясник получил

драгоценный подарок. Но через несколько дней Гайдн под своими окнами с

трудом

узнал

мелодию

своего

менуэта

в

сопровождении

целого

оркестра

странствующих

музыкантов.

Это

прибыли

мясник

с

дочерью,

зятем

и

великолепным быком с позолоченными рогами. Мясник шагнул навстречу

Гайдну

и

произнес

с

чувством:-

"Сударь,

мне

думается,

что

лучшим

7

выражением

признательности

за

прекрасный

менуэт

со

стороны

мясника

может быть только лучший из его быков".

"Менуэт быка".

В

жанре

квартетной

музыки

Гайдн

сыграл

ту

же

роль,

что

и

в

симфонической,

т.е.

явился

одним

из

основоположников

этого

жанра.

Квартеты Гайдна выросли на основе домашнего музицирования, в которой

квартетная

игра

была

чрезвычайно

распространена.

Ранние

квартеты

представляли собой поиски, в них то было 5 частей, то 2,3. А с квартета № 17

утвердилась

четырехчастность.

82

квартета-

это

богатая

мыслями

и

музыкальными находками область творчества.

Подлинными

совершенными

образцами

являются

последние

8

квартетов, написанные в 1790- х годах. Среди 8 выделяется квартет № 76, ор.

76 № 2- ре минор. "Менуэт" ре- минорного квартета известен под названием

"Менуэта ведьм". Конечно, оно дано не автором. Сумрачно звучащий, несет в

себе

нечто

холодное,

жестковатое.

1-

я

часть

написана

в

форме

канона.

Необычен

он

тем,

что

нет

в

нем

традиционных

мягких

приседающих

окончаний фраз, задержаний в полифоническом изложении. Это и вызвало

представление о некоей "Злой сущности его образа".

"Менуэт" из квартета ре минор.

"Скерцо" из квартета ми бемоль мажор.

В

1790

году

всё

неожиданно

изменилось

умер

князь

Николай

Эстергази, а его наследник, не любивший музыки, сразу же распустил капеллу.

Все музыканты были уволены. Гайдну же была назначена небольшая пенсия.

Ведь Гайдн стал к тому времени уже известным композитором, и называть его

«своим

музыкантом»

было

весьма

лестно

для

потомков

австрийского

вельможи.

Гайдн наконец освободился от тяготившей его службы. И хотя ему уже

исполнилось

58

лет,

он

не

утратил

желания

путешествовать.

Известный

импрессарио Иоганн Саломон предлагает ему поездку в Англию, и Гайдн

соглашается. Моцарт отговаривает его: «Папа…, Вы плохо знаете языки!» Но

Гайдн добродушно возражает: «Мой язык понимают во всём мире!»

«Вот опять уходит лето» Исп. Хор

Лондон

ошеломил

композитора

своими

размерами,

шумом

на

улицах,

размахом

концертной

жизни.

Музыканты

выступали

здесь

не

только

в

аристократических салонах, но и в больших залах перед широкой публикой.

Гайдн

словно

ожил,

помолодел

душой

и

его

творческая

фантазия

заработала с новой силой. Произведения, написанные Гайдном во время его

пребывания

в

Лондоне,

отличаются

удивительной

яркостью,

свежестью

и

богатством музыкальных мыслей, живостью и полнотой чувства. Англичане

восторженно

приветствуют

композитора,

газеты

помещают

хвалебные

рецензии,

ему

посвящали

стихи,

писали

его

портреты.

Самые

знатные

8

вельможи

добивались

общества

Гайдна,

приглашали

его

в

свои

дворцы.

Оксфордский университет присудил ему почётное звание «доктора музыки».

После полутора лет пребывания в Лондоне, Гайдн выехал обратно в Вену.

По дороге его торжественно чествовали в Бонне немецкие музыканты, среди

которых находился и молодой Бетховен.

Спустя ещё 2 года композитор опять получил приглашение приехать в

Лондон. Вторая поездка ещё более упрочила славу Гайдна. Как и в первый раз,

его

встретили

восторженно,

а

королевский

двор

предложил

ему

навсегда

остаться в Англии. Но композитор не захотел расстаться со своей родиной и

вернулся в Вену.

Последние замечательные произведения созданы Гайдном в конце

творческого пути: это оратории "Сотворение мира" (1799 г.) и "Времена года"

(1807 г.).

Либретто оратории "Времена года" принадлежит английскому барону

Ван Свитену.

В

основу

положены

мотивы

поэмы

английского

писателя

Джеймса

Томсона. Во "Временах года" изображаются сельская крестьянская жизнь,

полевые работы, красивые пейзажи лугов и лесов, взаимная любовь Луки и

Ганны, мудрость старого пахаря Симона.

В оратории проводится и философская мысль, выраженная в ее номерах.

Подобно тому, как времена года сменяют друг друга, так и в человеческой

жизни чередуются юность- "Весна", молодость- "Лето", зрелость- "Осень",

старость- "Зима".

Ария Симона "Веселый пахарь на простор выходит и поет и борозду за

бороздой

он

по

земле

ведет"

относится

к

"Весне".

Мелодия

напоминает

народные песни, бытующие у австралийских крестьян.

"Ария Симона"- из оратории "Времена года".

В

4-

ой

части

"Зима"-

передается

грустное

настроение,

унылый,

однообразный зимний пейзаж. В теплом уютном домике собрались крестьяне

и крестьянки, коротающие время за мирной беседой и работой. Ганна вместе с

подругами прядет и поет песни. В одной из песен рассказывается смешная

история об одном богатом кавалере, который хотел объясниться в любви

молодой

крестьянке,

но

остался

одураченным.

Рассказ

имеет

характер

народной песни.

"Раз к честной девушке пристал богатый важный франт, давно за нею он

следил и вот застал одну…"

"Песня Ганны" из оратории "Времена года".

После 1803 г. Гайдн уже больше ничего не сочинял. Он тихо доживал

свою жизнь, окруженный славой и почетом. Скончался весной 1809 г., в разгар

наполеоновских войн, когда французские войска вошли в Вену.

Родившись в бедной безвестной семье скромного сельского ремесленника,

Гайдн достиг к концу жизни широкой европейской известности, всенародного

9

признания своего таланта и заслуг. И сейчас музыка Гайдна звучит, заряжая

нас своей энергией и радуя нас своей мелодичностью.

Мы любим Вас, маэстро Гайдн!

Канон "Как мощь гранитных скал". Исп. Хор

10

Используемая литература:

1. Великович Э.И. Великие музыкальные номера. – СПб, 2003

2. История жизни Йозефа Гайдна – М., 2007

3. Ливанова Т. Н. История западно-европейской музыки до 1789 года. Т. 2. – М.,

1982

11



В раздел образования