Напоминание

Античные цивилизации. Древняя Греция. Рим.


Автор: Грошева Антонина Васильевна
Должность: преподаватель общественных дисциплин
Учебное заведение: МКЖТ ИПТ РУТ (МИИТ)
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка открытого мероприятия по дисциплине История
Тема: Античные цивилизации. Древняя Греция. Рим.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство транспорта Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)»

Институт прикладных технологий

МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Открытого мероприятия по общеобразовательной учебной дисциплине

ОУД.04 История

для специальности

23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

Москва 2018

Содержание

1.Пояснительная записка.

2.Этапы построения мероприятия.

3.Сценарий.

4.Приложения.

5.План мероприятия.

Пояснительная записка

В методической разработке открытого мероприятия использована

технология педагогической мастерской. Алгоритм построения урока

предложен О. В. Орловой в методическом пособии «История Отечества XX

век».

По словам О. В. Орловой, педагогическое мастерство – это форма

обучения, которая создает условия для обучающихся к постижению новых

знаний и новому опыту путем самостоятельной или коллективной работы.

При использовании технологии мастерской построения знаний алгоритм

работы включает:

1. Творческий процесс.

2. Творческий продукт.

3.Осознание закономерностей продукта.

4. Соотнесение полученного с достижениями культуры.

5. Произвести коррекцию своей деятельности.

6. Получение нового продукта.

Алгоритм – это «точное предписание о выполнении в определенном порядке

некоторой системы операций, ведущих к решению задач данного типа.» -

словарь.

Поскольку технология мастерской позволяет достичь личностных,

метапредметных, предметных результатов, и профильной составляющей

обучения, эта методика взята за основу при проектировании мероприятия.

Первый этап

1.

Индуктор

цивилизация

(актуализация

прежних

знаний:

проверка

домашнего задания; деконструкция – разъединение: ответы студентов

на проблемные вопросы преподавателя; реконструкция – позволяет из

разрозненных частей создать новое представление: что первично –

цивилизация или культура?)

2.

Социализация

деловая

игра

№1Соотношение

культуры

и

цивилизации.

3.

Промежуточная

рефлексия,

самокоррекция,

выстраивание

новых

проблем:

Существовали

ли

ценности

современной

цивилизации

в

древности?

Второй

Сценарий

Преподаватель

Начинаем работу нашей мастерской по приобретению и углублению

знаний.

Тема: Античная цивилизация – Древняя Греция, Рим.

Цель:

Формирование

представлений

о

закономерностях

развития

человеческого общества.

Предлагаю

рассмотреть

проблемы:

«Что

первично

-

культура

или

цивилизация?»

и

«Современный

мир

как

он

развивается?

К

единой

глобальной цивилизации, или к множеству локальных?».

Допускаю, что в процессе работы вы дополните свои варианты проблем

для обсуждения.

Модератором нашего урока является понятие ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Модератор в сетевых ресурсах имеет права:

- удалять чужие сообщения;

- редактировать;

- ограничивать пользователей в сетях;

Цивилизация как модератор нашего занятия позволяет рассмотреть период в

жизни человечества с точки зрения политики, экономики, социальной и

духовной сфер.

Изучение истории мы начали с периода древности. Что же считать точкой

отсчета возникновения цивилизаций? Конечно неолитическую революцию. О

причинах, новых условиях, последствиях мы поговорим, используя плакат.

(Ответ: 12- 10 т. л. до. Н. э. начинается таяние ледника. Появляются новые

природные условия, в которых вынуждены жить люди. Прежде люди жили

присваивающим хозяйством (все от природы). Теперь же изменился

животный и растительный мир, потребовались новые орудия труда и оружие.

Появляется разделение труда. I этап – скотоводство и земледелие; II –

ремесло, обмен, торговля; III – города и государства. Живут оседло, хозяйство

становится производящим.

Почему процесс называется неолитической революцией? (ответ: период

неолита. Революция - это коренные преобразования в жизни человечества)

Определение: Н.Р. – это переход от присваивающего хозяйства к

производящему.

I. Проверка домашнего задания. Дома вы поработали с учебником

Обществознание (с. 33-38), посмотрели в интернете, и выделили определения

культуры и цивилизации. Откройте тетради. Работаем в парах.

Цивилизация и культура с.33,34.

1.

Дать

возможные

определения

культуры

с.

33.

(это

достижения

человечества

в

материальной

и

духовной

сферах;

это

вторая

природа,

созданная

человеком;

- почему

называют

второй

природой?)

2.

Дать

возможные

определения

цивилизации.

С.36

(это

духовные,

материальные,

нравственные

средства

выживания

человечества;

синоним культуры; степень развития человечества, этап; уровень

ценностей,

философии,

образа

жизни,

морали,

веры).

что

первично? (Цивилизация – социальное существование культуры;

достижения техники, то есть степень освоения культуры человеком.

Культура – это результат самоопределения народа и индивида).

3.

Назвать отличия материальной и духовной культуры. (материальная

производство

материальных

ценностей,

духовная

творческая

деятельность по применению духовных ценностей). С. 113.

4.

Перечислить

элементы

культуры,

охарактеризовать.

(Язык

понятийный,

знаково

символический

элемент.

Ценности

разделяемые

большинством

общества

убеждения.

Идеология

теоретически сформулированная система взглядов) с. 114.

Преподаватель. Все записывают правильные ответы на вопросы, которые

мы обсудили, в тетрадь. А теперь попробуем осмыслить эти определения.

Мы выслушаем мнения историков и обществоведов.

Деловая игра 1. Соотношение культуры и цивилизации.

Обществоведы.

Главная особенность культуры – человеческое начало. Значит вне

человеческого общества культуры не существует. Культура – вторая природа.

Историки. Почему вы так утверждаете?

Обществоведы. Природа,

сотворенная

человеком,

стоит

над

природой

естественной.

Историки. Как, в таком случае, возможно определить уровень и состояние

культуры общества?

Обществоведы. Исходя из развития общества. Взлеты и падения культуры

зависят

от

того,

насколько

носители,

то

есть

народ,

верны

культурным

традициям.

Если взять первобытную стадию развития общества, то: человек – это часть

рода, общины. Развитие общности равно развитию человека. Социальная

жизнь равна жизни культуры. Достижения общества равны достижениям

культуры.

И

только

с

распадом

родоплеменных

отношений

происходит

становление цивилизации.

Историки. Ну вот, наконец мы дошли до цивилизации. До сих пор среди

историков

нет

единого

мнения

в

определении

цивилизации.

Некоторые

считают, что это следующая за варварством ступень культуры. В аграрных

цивилизациях присутствуют государства.

Другие

считают,

что

это

совокупность

духовных,

материальных,

нравственных средств для противостояния внешнему миру. Определили даже

типы цивилизаций:

1-

Древние, средневековые, современные.

2-

Восточные, западные, смешанные.

3-

Первичные

(го сударство

является

п ол и т и ко - р е л и г и о з н о й

организацией).

4-

Вторичные (государство отличается от религиозной организации).

5-

Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные (по уровню

развития экономики).

Нас, историков, привлекает в определении цивилизации мнение Арнольда

Тойнби

«Цивилизации

это

замкнутое,

локальное

состояние

общества

(предполагает

общность

культурных,

экономических,

географических,

религиозных

и

других

факторов)».

Цивилизации

могут

существовать

параллельно:

египетская,

китайская,

арабская…свыше

20.

Какие

положительные моменты вы можете выделить в этом подходе?

Обществоведы. К

положительному

в

цивилизационном

подходе

можно

отнести обращение к духовным, культурным факторам развития.

Однако

не

следует

забывать

и

отрицательные

моменты:

понятие

«цивилизация»

не

учитывает

социально-экономических

отношений,

производства, классов, социальных слоев общества.

Историки 1. Идеи цивилизации не рассматривались марксизмом. (с. 35) Но в

трудах Фридриха Энгельса выделяется переход от первобытнообщинного

строя к цивилизации, это:

- общественное разделение труда;

- отделение города от деревни, умственного труда от физического;

- возникновение товарно-денежных отношений;

- товарное производство;

- раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых;

- появление государства; права наследования имущества;

-семья- ячейка общества;

- письменность;

- формы духовного производства (познание мира на основе науки, искусства,

социальной сферы).

Конечно в первую очередь Энгельса интересуют те стороны цивилизации,

которые отделяют ее от первобытного общества. Однако его анализ содержит

и перспективу подхода к цивилизации как явлению глобальному.

2. Интересен подход историка Н. Я. Данилевского. Он утверждает, что нет

всемирной

истории,

есть

история

цивилизаций

(замкнутых,

локальных).

Подход характеризуется общественно – производственными технологиями,

культурой (философией, ценностями, образом мира, жизни; а также главным

жизненным

принципом:

отношением

к

самому

себе.

Этот

принцип

объединяет

людей

в

данной

цивилизации).

В

цивилизации

выделяют

подсистемы: биосоциальную, экономическую, политическую, культурную.

3. Современные историки выделяют: (с. 36-37)

- Доиндустриальные цивилизации (Индия, Китай, Восток, Вавилон, Египет,

цивилизации средневековья). Их цель – поддержание жизни по традициям

предков.

-

Европейская

цивилизация

«Возрождение».

Основные

ценности:

наука,

прогресс,

изменение

форм

деятельности,

христианское

учение

о

морали,

отношение к человеческому разуму по образцу и подобию божьему.

-

Новое

время-индустриальная

цивилизация

(промышленная

революция,

символ

которой

паровая

машина.

Основой

является

постоянно

совершенствуемая экономика, индустриальная цивилизация динамична).

- Постиндустриальная цивилизация (с.37) XXI век.

Основой является приоритет информации, знаний. Символ – компьютер; цель

– всестороннее развитие личности.

Обществоведы

1. Нам

хотелось

бы

дополнить

научное

содержание

цивилизации.

Во – первых, это преобразованная человеком природа;

Во – вторых человек, усвоивший культуру, способен жить в этой среде;

В - третьих, общественные отношения есть форма социальной организации

культуры (государства, нации).

Историки 4.

Таким образом мы рассмотрели разные подходы к изучению

культуры и цивилизации. Чтобы окончательно определить, что такое культура

и

цивилизация,

чем

они

отличаются,

что

первично, мы

обращаемся

к

аудитории.

Историки 5

1.

Дайте

ваше

определение

культуры.

(Ответ:

(с.113) К…-

это

материальные предметы здания, орудия труда, предметы искусства…

К…- это духовная культура: знания, верования, убеждения, ценности,

идеология,

мораль,

язык,

законы,

традиции. К…-

это

способ

существования

общества.

Само

общество

выступает

источником

развития культуры. Между ними взаимосвязь. (с. 117). К…- способ

организации

деятельности

людей

и

общества,

представленный

в

продуктах материального и духовного труда, в системе социальных

норм и учреждений, в духовных ценностях, в отношении людей к

природе, между собой и к самим себе.

Обществоведы 2

2.

Дайте ваше определение цивилизации. (Ответ: Ц…- это следующая за

варварством

ступень

культуры. Ц…-

это

совокупность

духовных,

материальных, нравственных средств для противостояния миру. Ц…-

это (с.37) социокультурное образование. Ц…-это достижения техники.

Цивилизация – это своеобразие материальной, духовной, социальной

жизни стран, народов на определенном этапе развития.

Историки

6. На

первый

взгляд

все

определения

правильны.

Давайте

определимся,

что

первично:

цивилизация

или

культура?

Действительно,

цивилизация

-

это

социокультурное

образование.

Она

характеризует

социальное существование самой культуры.

Обществоведы 3. Тогда культура – это результат самоопределения индивида

и

народа!

И

только

на

основе

культурного

образования

развивается

цивилизация! Культура первична.

Историки 7. Мы согласны с вами. Но возникает вопрос: «Современный мир

– как он развивается? К единой глобальной цивилизации, или к множеству

локальных?»

Обществоведы 4. Поскольку в основе развития жизнеспособного организма

лежит

разнообразие,

современный

мир

должен

развиваться

по

принципу

локальных цивилизаций.

Историки

8. Позвольте

с

вами

не

согласиться.

Локальные

цивилизации

имеют общие

этапы

в

развитии.

Современный

мир

признает ценности

европейской цивилизации.

Назовите ценности современной цивилизации (обращение к аудитории)

С.38

1

. В

сфере

производственно

экономических

отношений.

(Ответ:

технологии, НТР, товарно – денежные отношения, рынок;)

2. В политической сфере. (Ответ: правовое государство, демократия);

3. В духовно – нравственной сфере. (Ответ: наука, искусство, культура);

Историки 9. Мы предлагаем внести для обсуждения еще одну проблему:

«Существовали ли ценности современной цивилизации в древности?

Преподаватель Доводы ваши вполне убедительные, продолжим нашу работу

над

проблемами:

«Что

первично

-

культура

или

цивилизация?»

и

«Современный мир – как он развивается? К единой глобальной цивилизации,

или к множеству локальных?». Принимаю к обсуждению еще одну проблему

«Существовали

ли

ценности

современной

европейской

цивилизации

в

древности?»

Переносимся в Античность. Предлагаем экскурсию по Древней Греции.

(С. 44.)

Вопросы экскурсоводов.

1.

Как повлияли на хозяйственную деятельность греков географическое

положение и климат? (Ответ: горы, море – торговля, мореплавание,

захват колоний).

2.

Кто были рабами в Афинах? (Ответ: пленные, должники-греки, а в 594

г. до н. э. правитель Солон запретил долговое рабство).

3.

Почему в Афинах ремеслом занимались рабы или вольноотпущеники?

(греки сдавали в аренду ремесленные мастерские).

4.

Как

вы

считаете,

почему

ремесло

всегда

связано

с

рынком?

(Производимый товар нужно обменять или продать).

5.

Почему

Афины

и

Спарта

воюют

между

собой?

(Ответ:

власть,

территории, ресурсы).

6.

Спарта.

Почему

спартанцы

не

занимались

ремеслом,

земледелием?

(Ответ: воины).

7.

Почему

спартанки

женщины

имели

больше

прав,

чем

женщины

Рима? (Ответ: Спартанки были тоже воинами).

8.

Рим. Почему сельское хозяйство в Риме быстро развивается? (Ответ:

географическое положение, климат).

Задание 1. Формируем понятие Минойской (Крит), Микенской цивилизаций.

Предлагаю

использовать индуктивный

метод.

Работаем

вместе

по

алгоритму:

А)

изучаем

факты

формирования

представлений

(презентация,

видеоролик, книга В.В. Артемов, История, с.44).

- Дата: III – II тыс. л. до н. э.

-

Территория: Балканский полуостров, острова Эгейского и Ионического

морей, западного побережья Малой Азии.

- Города: Крит – г. Кносс; юг Греции – Микены, Афины и др.

- Власть: теократия – духовная (религия) и светская (цари).

-

Войны: 1180 г. до н. э. Троянская война, греки захватили город Трою в

Малой

Азии. XII век до н. э. – с севера Балканского полуострова племена

греков – дорийцев захватили Грецию, начинается полисный период.

Б)

Выделяем

существенные

признаки

понятия

Минойской

(Крит)

и

Микенской цивилизаций на основе подсистем:

- биосоциальная (племена греков – ахейцы, дорийцы)

- экономическая (земледелие)

- политическая (теократия)

- культурная (доиндустриальная, жизнь по традициям, обычаям)

В) Даем определение: Цивилизация – это следующая за варварством ступень

культуры, которая приучает человека к совместным действиям с другими

людьми.

Цивилизация

это

своеобразие

материальной,

духовной,

социальной жизни стран, народов на определенном этапе развития.

Как мы ответим на проблемные вопросы? «Что первично - культура или

цивилизация?» и «Современный мир – как он развивается? К единой

глобальной цивилизации, или к множеству локальных?».

Принимаю к обсуждению вашу проблему «Существовали ли ценности

современной европейской цивилизации в древности?»

Ответ

1.

Первична культура.

2.

Локальные цивилизации захватываются более сильными.

Чтобы ответить на поставленную вами проблему, «Существовали ли

ценности

современной

европейской

цивилизации

в

древности?»,

предлагаю побывать на площади (агоре в Афинах).

Ролевая игра, диалог.

Ведущий. Сократ встретил знакомого.

Сократ и знакомый (3 студента)

- Слышал я, друг мой, что ты очень умный!

- да уж дураком себя не считаю, Сократ.

- а знаешь ли ты, что такое добро и зло?

- Конечно знаю, клянусь собакой, Сократ, кто этого не знает!

- Тогда скажи, обман – это зло?

- Несомненно!

- А если мать обманывает ребенка, говоря, что лекарство сладкое, лишь бы он

выпил – это зло?

- Да вроде нет.

- А убийство, конечно, зло?

- Еще бы!

- А если человек убивает, защищая свой дом, свою семью – это зло?

-

Клянусь

собакой,

не

знаю,

Сократ.

Раньше

я

думал,

что

мне

хорошо

понятно, что есть добро и зло, а теперь я сомневаюсь.

- Ничего ты не думал раньше, ты просто верил бездумно тому, что тебе

говорили другие, что ты где-то прочитал или увидел. А сам ты только сейчас,

может быть, начнешь задумываться.

Ведущий.

Сократ жил в Афинах (470-469-399г.г. до н. э.) Он не писал философских

сочинений, он жил так, как учил. И таких примеров мало в истории мировой

философии. Главная идея Сократа в том, что философия должна заниматься

общими

понятиями:

зло,

добро,

мудрость,

совесть,

честь,

красота.

Эти

понятия

позволяют

разобраться

в

жизни,

обнаружить

закономерности.

Главная задача для человека – нравственное совершенствование.

Мудрость – это способность всегда поступать правильно. «Познай самого

себя, и ты познаешь самое главное». Сократ призывал молодежь никогда не

класть в основание своих поступков чужие, непроверенные мысли или идеи

(даже старших или родителей). За это его приговорили к смертной казни.

Сократ мог остаться в живых, отказавшись от своих взглядов, но он жил так,

как учил: «Добро, мужество и честь составляют вторую природу человека».

Преподаватель: Как вы ответите на вопрос:

«Существовали ли ценности современной европейской цивилизации в

древности?»

Ответ: в духовно – нравственной сфере – да, мы это видим на примере

жизни Сократа.

Еще один пример духовной жизни – это мифы. (Плакат)

Преподаватель

Но ценности современной европейской цивилизации включают демократию.

Чтобы дать полный ответ, нам необходимо проанализировать политическую и

экономическую сферы жизни в древности в Афинах, Спарте и Древнем Риме.

Задания выполняем по рядам: I – Афины; II – Спарта; III - Рим.

Предлагаю

использовать индуктивный

метод.

Работаем

вместе

по

алгоритму:

Исследуем полититические и экономические факты.

Присутствовали ли

элементы демократии в Афинах?

- 621 г. до н.э., правитель Драконт ввел смертную казнь даже за кражу еды.

- 594 г. до н.э. архонт Солон (простил долги, запретил обращать греков в

рабство за долги (рабы: не граждане и из пленных); все мужчины – граждане

разделены 4 разряда по размеру имущества; созывается народное собрание,

выбор стратегов, судей независимо от знатности и богатства; обязательная

военная служба для граждан).

-

509

г.

до

н.э.

Клисфен

(Аттика

разделена

на

10

территорий

(вместо

кровнородственного принципа; избирали Совет 500; институт остракизма –

суд черепков как форма тайного голосования).

- 444-459 г. до н.э. Перикл (расцвет демократии; оплата службы должностных

лиц, но после него введена плата за посещение народного собрания)

Признаки правового государства (Обществознание, с. 264-265)

– верховенство закона во всех сферах общественной и государственной

жизни;

- взаимная ответственность государства и личности;

- реальные гарантии прав и свобод граждан;

- разделение властей;

- идеологический и политический плюрализм. Ст.1, 2, 3, 10. Конституции РФ.

В

сфере

экономики

частная

собственность,

товарно

денежные

отношения, рынок;

- Земля: частная и общественная:

-

владельцы

земли:

ремесленники,

крестьяне,

мореходы

(снаряжали

и

владели кораблями аристократы)

- греческая колонизация побережья: западная - Сицилия, Западная Италия,

Южная Франция; северная – северное побережье Эгейского, Мраморного и

Черного морей; южное – Африка (при Перикле в состав Афинской державы

входило 250 полисов).

Вывод

Элементы рабовладельческой демократии присутствовали в Афинах. Точнее,

в современном правовом государстве присутствуют элементы демократии

Древних Афин.

«У

нас

каждый

человек

может

проявить

себя

личностью

в

самых

разнообразных сторонах жизни».

Из речи Перикла об Афинах. 431 г. до н. э.

Спарта

Политика

(власть,

управление),

экономика.

Присутствовали

ли

элементы демократии в Спарте? С.47

Общество: спартанцы (дорийцы) – все права; периэки (коренное население

Лаконики)

лично

свободные,

но

не

принимали

участия

в

управлении

государством; илоты – местные жители, государственные рабы, прикреплены

к земле.

Законы Ликурга 7 век до н. э.

1.

Для всех одинаково: одежда, пища, жилище.

2.

Запрещены золотые и серебряные монеты.

3.

Высший

орган

народное

собрание

(законы

не

обсуждались,

их

принимали).

Вывод: Спарта – олигархический полис, власть у аристократов. Элемент

демократии – народное собрание – имеет ограниченные права.

Политика

(власть,

управление),

экономика.

Присутствовали

ли

элементы демократии в Риме? С.51

I. Царский период (753 – 510 г. до н. э.)

1.

Город

Тибр,

Аппенинский

полуостров,

племя

латинов.

Правили

7

царей. В конце 6 века до н. э. монархия свергнута.

2.

Общество.

- патриции (древние жители Рима);

- плебеи (переселенцы, неполноправны):

3. Система управления.

- народное собрание;

- выбранные цари;

- сенат (из старейшин патрицианских родов);

Реформа

Сервия

Тулия:

патрициев

и

плебеев

поделить

на

разряды

по

размеру

имущества.

Каковы

последствия

реформы?

(Ответ:

образовался

единый римский народ).

II. Римская республика 510 – 30г. до н. э.

1. Два консула обладали высшей гражданской и военной властью;

- по очереди были председателями в народном собрании;

- обладали равной властью;

- производили набор в войско;

- предлагали новые законы;

- избирались на 1 год;

А

теперь

предлагаю

познакомиться

с

документами

того

времени.

Попробуйте сделать анализ, ответить на вопросы заданий. (Ответ: 1.

Прочитать вопрос. 2.Кратко о сути документа (в документе говориться

о… 3. Прочитать ответ)

Кто

не

получил

документа,

выполняет

схему

управления

в

Римской

республике.

Проверяем

схему

управления

в

рабовладельческой

Римской

республике. С. 51.

Заканчиваем

наше

мероприятие -

Д.З.

Глоссарий.

Дома

подготовиться

к

викторине, в тетради написать определения:

Цивилизация,

полис,

неолитическая

революция,

демократия,

республика,

тирания,

монархия,

олигархия,

народное

собрание,

патриции,

аристократы,

крестьяне,

рабовладельцы,

рабы.

К

определениям будут даны проблемные вопросы.

Приложение 1

Методы формирования понятий

Индуктивный

Алгоритм:

1. Студенты знакомятся с различными объектами некоторого класса.

2. В результате наблюдения и анализа выявляют свойства, структуры, связи,

действие этих объектов.

3. Используя сравнение, анализ, синтез, классификацию, объединяют

свойства как общие для всех предметов или как отличающие предметы одной

группы от других.

4. Абстрагируясь, обобщают свойства объектов соответствующим

терминалом – названием понятия.

5. Производят обобщение, применяя введенный термин к различным

объектам, имеющим свойства, выделенные в результате анализа.

Литература и источники

1.В.В. Артемов, История. М., Академия, 2012 г.

2.А.Г. Важенин, Обществознание, М., Академия, 2015г.

2.О. В. Орлова, История Отечества, XX век, Санкт-Петербург, Паритет,2008г.

3. В.М. Хачатурян, История мировых цивилизаций, М., Дрофа, 2001г.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники