Напоминание

Интонирование интервалов


Автор: Макаревич Нина Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Интонирование интервалов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ

УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ М.И. ГЛИНКИ»

ИНТОНИРОВАНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

Н.Н. Макаревич

СМОЛЕНСК

2017 г.

Курс сольфеджио

специальности Инструментальное исполнительство в

музыкальном училище рассчитан на 7 семестров. Учебные занятия строятся в

соответствии с курсом элементарной теории музыки, затем гармонии, и включают

в

себя:

одноголосное

сольфеджирование,

двухголосное

сольфеджирование,

диктант.

Проработка интервалов и аккордов является подготовкой к двухголосию и

гармоническому

сольфеджио.

На

начальном

этапе

обучения

необходимо

познакомить студентов с консонансами, а затем постепенно ввести диссонансы.

В

условиях

мажоро-минорной

ладовой

системы

восприятие

интервалов

обогащается осознанием их функционального многообразия. Например: б.3 на I

ступени устойчива – тонична, на V – доминантово-неустойчива. То же самое

чистая квинта в мажоре на I и V ступенях; чистая кварта тонична на V ступени,

субдоминантово-неустойчива на I ступени. Обращение к терции от VI ступени

говорит о функции субдоминанты, ее особенностях, характере ее неустойчивости

в сравнении с неустойчивостью доминанты.

Включение в интонационные упражнения новых интервалов показывает

студентам, что равные по своей ступеневой и тоновой величине интервал могут

быть в ладу выразителями не только разных функций, а также то, что одной и той

же функцией обладают в ладу разные интервалы, целая группа их. Например:

доминантовой функцией обладают терции от V и VII ступеней, чистая квинта от

V и уменьшенная квинта от VII ступеней, септима от V и VII, а также их

обращения.

Интонируя интервалы в тональности, необходимо их разрешать. Разрешение

активный

интонационный

процесс,

и

важно

предотвратить

образование

у

студентов

слуховой

инерции,

которая

неминуемо

сложится,

если

разрешать

интервал раз и навсегда по одному образцу. Например: терция от IV ступени

может разрешиться в терцию от III ступени, а также в приму от V, терция от V – в

кварту от V, а также в октаву от I, и очень хорошо – в сексту от III ступени.

Диатонические

интервалы

в

ладу

можно

интонировать

в

обоих

направлениях – восходящем и нисходящем.

Переходя

к

диссонирующим

интервалам

с

разрешением,

многие

рекомендуют студентам петь диссонанс только снизу вверх. Вероятно, данные

интервалы могут восприниматься как тоны двух соответствующих аккордов, и

подобное

их

интонирование

является

как

бы

подготовкой

к

интонированию

аккордов, гармонических оборотов. К тому же последование интервалов с их

разрешением может быть не только частью аккорда, но и оборотом мелодическим,

а

в

качестве

составной

части

мелодии,

диссонирующий

интервал

может

встречаться

в

любом

движении

и

в

восходящем,

и

в

нисходящем.

Таким

образом, в интонировании подобных оборотов на занятиях сольфеджио должны

быть представлены оба вида движения – восходящее и нисходящее. В частности

этого требуют ум.7 на VII в гармоническом миноре и ум.4 на VII в гармоническом

миноре, которые часто встречаются в музыке в обоих направлениях.

При движении ум. 4 вниз, тон VII гарм. может разрешиться в тонику сразу

же через тон III ступени. Первый вариант наиболее удобен. Второй – сложнее: как

будто возвращаясь в исходный тон интервала, нужно услышать его в новом

качестве – как представителя тоники на фоне I ступени. В данном случае оба

интервала ум.4 и ее разрешение будут интонироваться вниз. При интонировании

ум.4 от VII гарм. ступени необходимо подготовить ее трезвучием от I ступени, и

разрешать ее двумя способами – сверху вниз и снизу вверх, от I к III ступени.

Тритоны интереснее петь, если объединить их в последовательность – ум.5

на VII ст., ум.5 на II ст., ув.4 на IV ст., ув.4 на VI ст. мажора. Разрешать ум.5 и ув.4

в этой «цепи» можно и снизу вверх и сверху вниз:

Гораздо

сложнее

петь

последовательность

неразрешаемых

тритонов.

Секвентность способствует повторению интервала, но для верного интонирования

первого

тритона

неизбежно

приходится

опираться

на

условное

внутреннее

осознаваемое его разрешение, и так до того

момента, когда тритон начинает

внутренне

интонироваться

без

вспомогательных

опорных

точек.

Можно

рекомендовать

и

такое

упражнение:

на

VII

гарм.

ст.

минора

спеть

все

уменьшенные интервалы; на VI низкой ступени мажора спеть все увеличенные

интервалы: ув.4, ув.2, ув.5, дв.ув.4.

Затем студенты знакомятся с ув.4, ум.5, ув.2, ум.7 на других ступенях

мажора

и

минора.

Перед

интонированием

этих

интервалов

альтерированную

ступень необходимо подготовить устоем, находящимся рядом. Отталкиваясь от

него легче внутренне услышать, а затем спеть этот альтерированный звук.

Разрешать

эти

интервалы

желательно

двумя

способами:

снизу

вверх

и

сверху вниз.

Переходя к интонированию ум.3, студенты испытывают затруднения. Это

связано с энгармонизмом уменьшенных терций с большими секундами. Часто

вместо уменьшенной терции студенты поют большие секунды, забывая о том, что

они не должны быть равны при интонировании, и необходимо подчеркнуть их

различие.

Таким

образом,

интонирование

уменьшенных

терций

можно

подготовить

упражнениями

с

окружением

устоев

хроматиче скими

вспомогательными

звуками,

нацеливая

студента

на

острые

вводнотоновые

тяготения и разрешения:

Основой

для

этого

могут

быть

начальные

упражнения,

связанные

с

окружением

устоев

на

диатонической

основе.

Упражнения

можно

петь

в

различных тональностях, сначала одноголосно, а затем в виде канона.

Пение

увеличенных

секст

не

представляет

затруднений,

если

для

нахождения вершины интервала использовать движение по звукам тонического

аккорда от первой, третьей и пятой ступеней лада:

Только после хорошего освоения интервалов в ладу, можно переходить к их

интонированию

от

звука.

При

этом,

особенно

на

начальном

этапе

работы,

целесообразно опираться на лад. Например: данный звук принять за ту ступень

лада, на которой строится интервал, быстро настроиться в соответствующую

тональность,

и

спеть

интервал

(мысленно

разрешить).

В

дальнейшем

можно

давать разные виды заданий для самостоятельных упражнений в интонировании

интервалов от звука.

Например:

I.

Спеть

от

данного

звука

вверх

(вниз)

заданный

интервал,

и

пропеть разрешения в мажорные (минорные) тональности, на ступенях которого

он образуется. Студент должен пропеть все возможные для интервала в каждой

тональности варианты разрешений.

II.

От заданного звука петь поочередно вверх и вниз «цепочкой»

интервалы.

При этом звук вершины предыдущего интервала повторяется как основание

следующего.

Упражнения на пение мелодических интервалов имеют большое значение

для

техники

чтения

с

листа,

для

воспитания

навыка

так

называемого

«преодоления» ладовой инерции слуха.

При интонировании интервалов можно делать энгармоническую замену

звуков с последующим разрешением в новые тональности (м.3 = ув.2, б.3 = ум.4,

б.6 = ум.7, м.6 = ув.5).

На уроках сольфеджио интервалы, как правило, поются одним из студентов,

либо

поочередно

двумя

диалоге),

либо

всеми

студентами

группы

(двухголосный

хор).

Интервальные

последовательности

в

интонируемых

упражнениях могут звучать в определенном размере, ритме, темпе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Сборник статей «Теоретические дисциплины в музыкальном училище».

Изд. «Музыка», Ленинградское отделение, 1977 г.

А.Л.

Островский.

«Методика

теории

музыки

и

сольфеджио»,

изд.

«Музыка», Ленинград, 1970.

А. Биркенгоф. «Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио», изд.

«Музыка», Москва, 1990.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники