Автор: Макаревич Нина Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: Интонирование интервалов
Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ
УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ М.И. ГЛИНКИ»
ИНТОНИРОВАНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Н.Н. Макаревич
СМОЛЕНСК
2017 г.
Курс сольфеджио
специальности Инструментальное исполнительство в
музыкальном училище рассчитан на 7 семестров. Учебные занятия строятся в
соответствии с курсом элементарной теории музыки, затем гармонии, и включают
в
себя:
одноголосное
сольфеджирование,
двухголосное
сольфеджирование,
диктант.
Проработка интервалов и аккордов является подготовкой к двухголосию и
гармоническому
сольфеджио.
На
начальном
этапе
обучения
необходимо
познакомить студентов с консонансами, а затем постепенно ввести диссонансы.
В
условиях
мажоро-минорной
ладовой
системы
восприятие
интервалов
обогащается осознанием их функционального многообразия. Например: б.3 на I
ступени устойчива – тонична, на V – доминантово-неустойчива. То же самое
чистая квинта в мажоре на I и V ступенях; чистая кварта тонична на V ступени,
субдоминантово-неустойчива на I ступени. Обращение к терции от VI ступени
говорит о функции субдоминанты, ее особенностях, характере ее неустойчивости
в сравнении с неустойчивостью доминанты.
Включение в интонационные упражнения новых интервалов показывает
студентам, что равные по своей ступеневой и тоновой величине интервал могут
быть в ладу выразителями не только разных функций, а также то, что одной и той
же функцией обладают в ладу разные интервалы, целая группа их. Например:
доминантовой функцией обладают терции от V и VII ступеней, чистая квинта от
V и уменьшенная квинта от VII ступеней, септима от V и VII, а также их
обращения.
Интонируя интервалы в тональности, необходимо их разрешать. Разрешение
–
активный
интонационный
процесс,
и
важно
предотвратить
образование
у
студентов
слуховой
инерции,
которая
неминуемо
сложится,
если
разрешать
интервал раз и навсегда по одному образцу. Например: терция от IV ступени
может разрешиться в терцию от III ступени, а также в приму от V, терция от V – в
кварту от V, а также в октаву от I, и очень хорошо – в сексту от III ступени.
Диатонические
интервалы
в
ладу
можно
интонировать
в
обоих
направлениях – восходящем и нисходящем.
Переходя
к
диссонирующим
интервалам
с
разрешением,
многие
рекомендуют студентам петь диссонанс только снизу вверх. Вероятно, данные
интервалы могут восприниматься как тоны двух соответствующих аккордов, и
подобное
их
интонирование
является
как
бы
подготовкой
к
интонированию
аккордов, гармонических оборотов. К тому же последование интервалов с их
разрешением может быть не только частью аккорда, но и оборотом мелодическим,
а
в
качестве
составной
части
мелодии,
диссонирующий
интервал
может
встречаться
в
любом
движении
–
и
в
восходящем,
и
в
нисходящем.
Таким
образом, в интонировании подобных оборотов на занятиях сольфеджио должны
быть представлены оба вида движения – восходящее и нисходящее. В частности
этого требуют ум.7 на VII в гармоническом миноре и ум.4 на VII в гармоническом
миноре, которые часто встречаются в музыке в обоих направлениях.
При движении ум. 4 вниз, тон VII гарм. может разрешиться в тонику сразу
же через тон III ступени. Первый вариант наиболее удобен. Второй – сложнее: как
будто возвращаясь в исходный тон интервала, нужно услышать его в новом
качестве – как представителя тоники на фоне I ступени. В данном случае оба
интервала ум.4 и ее разрешение будут интонироваться вниз. При интонировании
ум.4 от VII гарм. ступени необходимо подготовить ее трезвучием от I ступени, и
разрешать ее двумя способами – сверху вниз и снизу вверх, от I к III ступени.
Тритоны интереснее петь, если объединить их в последовательность – ум.5
на VII ст., ум.5 на II ст., ув.4 на IV ст., ув.4 на VI ст. мажора. Разрешать ум.5 и ув.4
в этой «цепи» можно и снизу вверх и сверху вниз:
Гораздо
сложнее
петь
последовательность
неразрешаемых
тритонов.
Секвентность способствует повторению интервала, но для верного интонирования
первого
тритона
неизбежно
приходится
опираться
на
условное
внутреннее
осознаваемое его разрешение, и так до того
момента, когда тритон начинает
внутренне
интонироваться
без
вспомогательных
опорных
точек.
Можно
рекомендовать
и
такое
упражнение:
на
VII
гарм.
ст.
минора
спеть
все
уменьшенные интервалы; на VI низкой ступени мажора спеть все увеличенные
интервалы: ув.4, ув.2, ув.5, дв.ув.4.
Затем студенты знакомятся с ув.4, ум.5, ув.2, ум.7 на других ступенях
мажора
и
минора.
Перед
интонированием
этих
интервалов
альтерированную
ступень необходимо подготовить устоем, находящимся рядом. Отталкиваясь от
него легче внутренне услышать, а затем спеть этот альтерированный звук.
Разрешать
эти
интервалы
желательно
двумя
способами:
снизу
вверх
и
сверху вниз.
Переходя к интонированию ум.3, студенты испытывают затруднения. Это
связано с энгармонизмом уменьшенных терций с большими секундами. Часто
вместо уменьшенной терции студенты поют большие секунды, забывая о том, что
они не должны быть равны при интонировании, и необходимо подчеркнуть их
различие.
Таким
образом,
интонирование
уменьшенных
терций
можно
подготовить
упражнениями
с
окружением
устоев
хроматиче скими
вспомогательными
звуками,
нацеливая
студента
на
острые
вводнотоновые
тяготения и разрешения:
Основой
для
этого
могут
быть
начальные
упражнения,
связанные
с
окружением
устоев
на
диатонической
основе.
Упражнения
можно
петь
в
различных тональностях, сначала одноголосно, а затем в виде канона.
Пение
увеличенных
секст
не
представляет
затруднений,
если
для
нахождения вершины интервала использовать движение по звукам тонического
аккорда от первой, третьей и пятой ступеней лада:
Только после хорошего освоения интервалов в ладу, можно переходить к их
интонированию
от
звука.
При
этом,
особенно
на
начальном
этапе
работы,
целесообразно опираться на лад. Например: данный звук принять за ту ступень
лада, на которой строится интервал, быстро настроиться в соответствующую
тональность,
и
спеть
интервал
(мысленно
разрешить).
В
дальнейшем
можно
давать разные виды заданий для самостоятельных упражнений в интонировании
интервалов от звука.
Например:
I.
Спеть
от
данного
звука
вверх
(вниз)
заданный
интервал,
и
пропеть разрешения в мажорные (минорные) тональности, на ступенях которого
он образуется. Студент должен пропеть все возможные для интервала в каждой
тональности варианты разрешений.
II.
От заданного звука петь поочередно вверх и вниз «цепочкой»
интервалы.
При этом звук вершины предыдущего интервала повторяется как основание
следующего.
Упражнения на пение мелодических интервалов имеют большое значение
для
техники
чтения
с
листа,
для
воспитания
навыка
так
называемого
«преодоления» ладовой инерции слуха.
При интонировании интервалов можно делать энгармоническую замену
звуков с последующим разрешением в новые тональности (м.3 = ув.2, б.3 = ум.4,
б.6 = ум.7, м.6 = ув.5).
На уроках сольфеджио интервалы, как правило, поются одним из студентов,
либо
поочередно
двумя
(в
диалоге),
либо
всеми
студентами
группы
(двухголосный
хор).
Интервальные
последовательности
в
интонируемых
упражнениях могут звучать в определенном размере, ритме, темпе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Сборник статей «Теоретические дисциплины в музыкальном училище».
Изд. «Музыка», Ленинградское отделение, 1977 г.
А.Л.
Островский.
«Методика
теории
музыки
и
сольфеджио»,
изд.
«Музыка», Ленинград, 1970.
А. Биркенгоф. «Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио», изд.
«Музыка», Москва, 1990.