Напоминание

"Словообразование суффиксами названий лиц по профессиям" с блоком технологий по формированию познавательной активности учащихся и структурой технологической карты занятия


Автор: Наговицына Августа Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №73
Населённый пункт: г.Киров, Кировская область
Наименование материала: Конспект
Тема: "Словообразование суффиксами названий лиц по профессиям" с блоком технологий по формированию познавательной активности учащихся и структурой технологической карты занятия
Раздел: начальное образование





Назад





Конспект занятия логопедической коррекции

по теме: «Словообразование суффиксами названий лиц по профессиям»

с блоком технологий по формированию познавательной активности

учащихся и структурой технологической карты занятия

.
Учитель – логопед МБОУ СОШ №73 города Киров Кировской области Назначение предлагаемого материала: Работа учителя- логопеда заключается в коррекци речевой деятельности детей с недостатками фонематического развития, фонетико-фонематического, общего недоразвития всех компонентов речи. Причины таких заключений могут быть разными, но по наблюдениям такие дети не имеют критического отношения к своим недостаткам в устной и письменной речи, не имеют мотивацию к успешной учебной деятельности, нет активности в умственном труде. Логопед выискивает особые приёмы активизации учащихся 2-4 классов , имеющих ограниченные возможности здоровья на первои втором этапе коррекционной работы. В своей практике применяю такие
формы познавательной активности
: 1.На организационном этапе урока для мотивации предлагаю: 1.Речевую разминку. 2.Психолгический тренинг. 3.Реклама. 4.Послушай себя (использую диктофон) 5.Поощрение. 6.Установка на самоконтроль и самооценку 2. На этапе формирования знаний и умений ,навыков: 1.Проблемная ситуация. 2.Дидактическая игра 3.Исследовательская работа. 4. Круглый стол - «Поле чудес» 5.Ребусы, кроссворды 6.Драматизация. 3.На этапе закрепления знаний. 1.Графический диктант
2. Текст с оштбками. 3.Тестовые задания 4. Заполнение таблиц. 5.Эстафета 6.Перфокарты-шаблоны 7. «Запоминалки» 4.На этапе контроля. 1.Найди ошибку. 2.Контрольный срез 3.Взаимопроверка. 4.Текстовые задания 5. Проверь себя. Хочу остановиться на проблемной ситуации и на драматизации. Показать эффективность этих интересных технологий, так как в психологии и педагогике большое значение придаётся созданию проблемной ситуации одному из эффективных средств активизации мыслительной деятельности детей, а ролевые игры, как и драматизация художественного произведения увлекают, анимают, поднимают, активизируют самых несмелых, незаинтересованных в массе всего класса. Предлагая такие формы познавательной активизации, как проблемные вопросы, драматизации ставлю цели и задачи:  Поставить детей перед необходимостью преодолевать затруднения.  Учить их искать и самостоятельно находить ответы на вопросы.  Находить выход из усложнённой ситиуации без прямой подсказки.  Делать решение вопроса в умственном плане.  Активно использовать уже усвоенные знания.  Находить элементарные творческие выдумки, самостоятельные действия Каждый педагог имеет множество источников с интересным речевым материалом. Так и я стараюсь использовать для осуществления познавательной активности детей на логопедических занятиях и внеурочках материал из такой литературы: «Русский язык с увлечением», «Учите, играя»», «Волшебный мир звуков», сказки по каждой теме «Организация логопедической работы на школьном логопункте» Л.Н.Ефименкова. Предлагаю конспект занятия с актуальной темой: «
Словообразование при помощи суффиксов названий лиц по профессиям»

Дидактической целью является сама тема занятия:

«Словообразование при помощи суффиксов названий лиц по профессиям»


Задачи:

образовательный аспект:
1) формировать восприятие слова с выделением концовки; 2) формировать способности видеть в читаемом слове «опасное место» корень слова; 3) формировать навыки подбора суффикса к корню слова ,чтобы слово зазвучало правильно и правдопадобно; 4) формировать навыки последовательного выполнения действий, предписанного правилом тобразования слов и написания их; 5) формировать умение отличать суффиксы: –ник,чик,-щик,-ец. 6)формировать представления о морфемном составе слова,
Коррекционно – развивающий аспект:
1) формироваать осознанное восприятие материала по словообразованию суффиксами названий лиц по профессиям; 2) формировать умения образовывать существительные – названия профессий от существительных,указывающих на предмет,с которым работает человек; на место ,где работает человек; образование существительного от глагола – действия человека по профессии. 3) формировать связное учебное высказывание по схеме, алгоритму последовательности действий по словообразованию суффиксами; 4) развивать мыслительные процессы через проблемный вопрос,использование способа словообразования,выполнение задания по аналогии; 5)развивать элементы самостоятельной деятельности и самооцнки.
Воспитательный аспект:
1) воспитывать интерес к словообразованию;
2)воспитывать бережное отношение и уважение к речи своей и окружающих; 3)воспитывать необходимость говорить и писать грамотно и красиво через драматизацию стихотворения; 4) воспитывать интерес к родному краю через этнические рассказы о ремесленниках;
Методические приёмы и формы познавательной активности
:  Проблемный вопрос: Как образуются слова названий лиц по профессиям?  Драматизацию стихотворения «Словечки-колечки», где учащиеся очень выразительно показывают профессию-
творец, с
ловами и действиями для себя и других учащихся показывают, как могут слова обидеться, если их исказили в речи или на письме.
Структура занятия (серия учебных ситуаций) :
1.Вводная часть: организационный момент по материалам прошлого занятия. 2.Основная часть:  Мотивация или целеполагание  Усвоение новых знаний  Проверка понимания  Закрепление способов действий  Обобщение и систематизация 3.Заключительная часть: подведение итогов ,рефлексия.
Оборудование:
Для логопеда: Конспект занятия, мяч, на доске написаны: число,тема занятия,3 столбца слов,от которых нужно образовать новые слова,3 картинки с изображением дворника,возчика, крановщика. На правой дверце доски: Алгоритм действий:
1)Прочитайте слова. 2)К корням этих слов присоедините данные суффиксы. 3)Напишите получившиеся слова. 4)Обозначьте в них корень и суффикс. 5)Проверка путём чтения слов и называния его частей . Для учащихся: 1.карточка с этническим рассказом о мастерах –игрушечниках: « Ствол сосны, пропитанный смолистыми запахами леса, оживает заново в руках человека. Снимая тонкую, кружевную пену стружек, мастер-
игрушечник
из Богородска показывает нам узор красиво переплетённых волокон, крапины тёмных сучков, от которых не оторвать глаз.» 2. тетрадь, ручка, карандаш .
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Организационный момент
Приветствие учителя и учеников: Логопед:«Улыбка – это поцелуй души», так сдуем с ладошек и пошлём всем, кому сейчас трудно или одиноко. Присаживаются девочки, потом мальчики . Сделаем упражнение для подъязычной уздечки: «почистим зубы, за зубами, почистим нёбо, стучим кончиком языка по верхнему брёвнышку как дятел -де,де,де, цокает лошадка по мостовой,остановим лошадку тррр( у кого ещё нет (Р) делают моторчик или болтушку с пальчиком). 2.Основная часть.
Повторение материала
. Логопед: Откройте тетради, найдите 3 слова, образованные суффиксами и указывающими на величину предмета. Читаем с замедлением на третьем слове.
Образец - рука – ручка, ручища.
Проверим домашнее задание. Назовите профессию родителей.
Мотивация или целеполагание
: Задание:Найдите карточку с текстом и прочитайте текст: 1 учащийся читает весь текст, 2 - первое предложение , 3 –второе предложение, 4 -учащийся выделенное слово , 5- рассказать значение слова(профессия), 6 – от какого слова образовали слово –
игрушечник
(игрушка)
-
и с помощью какой части
слова(суффикса –ник)? В какой части слова находится суффикс ? (в середине или конце слова). После какой части слова и перед какой частью слова? (Можно ввести морфологические схемы или на доске рядом с темой ) « Ствол сосны, пропитанный смолистыми запахами леса, оживает заново в руках человека. Снимая тонкую, кружевную пену стружек, мастер-
игрушечник
из Богородска показывает нам узор красиво переплетённых волокон, крапины тёмных сучков, от которых не оторвать глаз.» Вывод: Какая тема урока?
Словообразование суффиксами названий лиц по

профессиям.

Какой проблемный вопрос зададим себе?
Как образуются слова названий лиц по профессиям? С какой целью это нам нужно? – (Узнать много слов, уметь правильно говорить, читать и писать названия профессий.) Запишите в тетради дату и тему урока. (Индивидуальная работа по уточнению границ предложения на письме)
Усвоение новых знаний:
Логопед: Попробуем образовать слова названия лиц по профессиям с помощью суффикса: Алгоритм – план работы: 1)Прочитайте слова. 2)К корням этих слов присоедините данные суффиксы. 3)Напишите получившиеся слова. 4)Обозначьте в них корень и суффикс. 5)Проверка путём чтения слов и называния его частей .
Вод
а-
воз
ит -
кран
ы -
Дво
ры-
ник груз
ит
– чик свар
ивать-
щик

Лес -

лет
ит -
мусор
- Вывод : слова, названия лиц по профессиям образуются суффиксами от слов предметов, с чем работают,где работают и ли что делают.(Работа удоски вдвоём 1 пишет, другой выделяет части слова по –договору)
Проверка понимания
. Задание. Составить предложение, чтобы было в нём 3-4 слова, заданное слово на первом месте, родственное ему на третьем. Образец.
Мусорщик вывозит мусор за город.

Закрепление способов действий
Игра с мячом. «Назови профессию» или обратное действие - Кто что делает? печник, стекольщик, носильщик, охотник, возчик, аменщик -Кто работает: на кране, на пожаре, на сварке -Кто везёт груз?, кто точит ножи?, кто провожает поезда?, кто налаживает?, кто рассазывает?, кто настраивает?, кто переплетает?, кто сваривает? Печник, стекольщик, носильщик, охотник, возчик, крановщик, пожарник , точильщик,грузчик,проводник,рассказчик,водник,настройщик,переплётчик, наладчик,сварщик. Вопросы:Какая тема урока? Для чего нам нужно знать? Кем работает твой папа, мама?

Обобщение и систематизация .
Драматизация стихотворения «Словечки-колечки» Вопросы: Кто такой
творец?
От какого слова образовано? (творить) С помощью какой частицы? ( суффикса –
ец) -«Действительно так , ты молодец, тоже мудрец
!» Все слова образованы одним суффиксом, а это уже на следующем занятии . Сейчас предлагаю поиграть в ролевую игру- драматизация стихотворения «Словечки-колечки».
3.Заключительная часть
. Подведение итогов, рефлексия. Предлагаю «три цвета светофора»: Зелёный – я узнал . . . Жёлтый - было интересно . . . Красный – вызвало затруднение. . .
Приложение:

Драматизация весёлых стихов .
Из книги «Учимся играя» В.Волиной. «Новая школа» Москва. 1994год . Цель: - показать на практике роль грамотности учеников, -с помощью игры заставить учеников слушать на уроке, «зажечь в их глазах пытливый огонёк жажды знаний», -обыгрывать слова и действия героев художественного слова «светло, радостно, без принуждения и надрыва» Оборудование: портфель, стихи, шапочки на голову со словами : « Апельсин», «Сосна», «Колечко», «Творец»
«Словечки- колечки»
Грустный, сонный ,невесёлый Ежи, наш, пришёл из школы, Сел к столу, разок зевнул И над книжками заснул. Тут явились три словечка: «Апельсин», «Сосна», «Колечко». Подошли они все трое
И сказали: «Что такое? Что ты, Ежи, сделал с нами? Мы пожалуемся маме!» « Я, - воскликнул «Апельсин»,- Никакой не «Опельсин!» «Я,- расплакалось «Колечко»,- Никакая не «Калечка»!» «Я разгневалась «Сосна», Я до слёз возмущена! Можно только лишь со сна Написать, что я «Сасна»!» « Мы, слова, оскорблены Тем, что мы искажены. Милый школьник! Брось лениться! Так учиться не годится! Невозможно без внимания Получить образование! Будет поздно! Так и знай! Станет неучем лентяй ! Если ты ещё хоть раз Искалечишь, мальчик, нас, Мы с тобой поступим круто. Нашей честью дорожа, Имя « Ежи» в полминуты
Переделаем в «Ежа»! «Будешь ты ежом калючим! Вот как мы тебя проучим!» Ежи вздрогнул, ужаснулся. Потянулся, я проснулся. Подавлю зевоту, Возьмусь за работу. (Юлиан Тувим)
Стихи распределены учениками для драматизации

1.Ежи:
Грустный , сонный ,невесёлый Ежи наш пришёл из школы, Сел к столу, разок зевнул И над книжками заснул.
2.Творец:
Тут явились три словечка: «Апельсин», «Сосна», «Колечко». Подошли они все трое И сказали: «Что такое? Что ты, Ежи, сделал с нами? Мы пожалуемся маме!» 3.
Апельсин:
« Я, - воскликнул «Апельсин»,- Никакой не «Опельсин!»

4.Колечко:
«Я,- расплаколось «Колечко»,- Никакая не «Калечка»!»
5.Сосна:
«Я разгневалась «Сосна», Я до слёз возмущена! Можно только лишь со сна Написать, что я «Сасна»!»
6.Все:
« Мы, слова, оскорблены Тем, что мы искажены
7.Апельсин
: Милый школьник! Брось лениться! Так учиться не годится!
8.Сосна:
Невозможно без внимания Получить образование!
9. Колечко:
Будет поздно! Так и знай! Станет неучем лентяй
!

10.Апельсин:
Если ты ещё хоть раз Искалечишь, мальчик, нас,
Мы с тобой поступим круто.
11.Сосна:
Нашей честью дорожа, Имя « Ежи» в полминуты
12.Колечко:
«Будешь ты ежом калючим! Вот как мы тебя проучим!» Переделаем в «Ежа»!
13.Творец:
Ежи вздрогнул, ужаснулся
14.Ежи:
Потянулся, я проснулся. Подавлю зевоту, Возьмусь за работу. (Юлиан Тувим)
Вывод по работе над данной темой
: «Словообразование суффиксами» с применением технологий, формирующих познавательную активность. Ребята в группе стали дружнее, ближе друг к другу,почувствовали нужность знания образовательного материала и себя в нём. Появились правильные рассуждения, нет смеха при ошибке в высказывании одноклассника, учебные высказывания грамотнее и последовательные, а не однословные. Взрослые, которые бывают на уроке (родители, классный руководитель) вместе с детьми оценивают значимость темы урока «Мы пришли с плохим натстроением, а уходим с радостным, так как видим они в надёжных руках и многое узнают на занятии». Мне нравится присутствие взрослых комментаторов на занятиии , их оценка работы учеников и учителя, и если виден положительный результат работы и со стороны, то это вдвойне приятно.
Используемая литература: 1.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» М.1994г, «Учимся играя», «Весёлая грамматика» 2.Ефименкова Л.Н.» Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов» М.1991г. 3.Ефименкова Л.Н. и Мисаренко Г.Г. « Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте» М.1991г. 4.Пожиленко Е.А. « Волшебный мир звуков и слов» М.2003г. 5.Садовникова.И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление» М.1997г. 6.Сухарева Э.Л. «Учимся, играя» Яр.1992г. 7.Ястребова А.Я. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» М.1996г.


В раздел образования