"Словообразование суффиксами названий лиц по профессиям" с блоком технологий по формированию познавательной активности учащихся и структурой технологической карты занятия
Автор: Наговицына Августа Павловна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ СОШ №73 Населённый пункт: г.Киров, Кировская область Наименование материала: Конспект Тема: "Словообразование суффиксами названий лиц по профессиям" с блоком технологий по формированию познавательной активности учащихся и структурой технологической карты занятия Раздел: начальное образование
по теме: «Словообразование суффиксами названий лиц по профессиям»
с блоком технологий по формированию познавательной активности
учащихся и структурой технологической карты занятия
.
Учитель – логопед МБОУ СОШ №73 города Киров Кировской области
Назначение предлагаемого материала:
Работа учителя- логопеда заключается в коррекци речевой деятельности
детей с недостатками фонематического развития, фонетико-фонематического,
общего недоразвития всех компонентов речи. Причины таких заключений
могут быть разными, но по наблюдениям такие дети не имеют критического
отношения к своим недостаткам в устной и письменной речи, не имеют
мотивацию к успешной учебной деятельности, нет активности в умственном
труде. Логопед выискивает особые приёмы активизации учащихся 2-4 классов ,
имеющих ограниченные возможности здоровья на первои втором этапе
коррекционной работы.
В своей практике применяю такие формы познавательной активности :
1.На организационном этапе урока для мотивации предлагаю:
1.Речевую разминку.
2.Психолгический тренинг.
3.Реклама.
4.Послушай себя (использую диктофон)
5.Поощрение.
6.Установка на самоконтроль и самооценку
2. На этапе формирования знаний и умений ,навыков:
1.Проблемная ситуация.
2.Дидактическая игра
3.Исследовательская работа.
4. Круглый стол - «Поле чудес»
5.Ребусы, кроссворды
6.Драматизация.
3.На этапе закрепления знаний.
1.Графический диктант
2. Текст с оштбками.
3.Тестовые задания
4. Заполнение таблиц.
5.Эстафета
6.Перфокарты-шаблоны
7. «Запоминалки»
4.На этапе контроля.
1.Найди ошибку.
2.Контрольный срез
3.Взаимопроверка.
4.Текстовые задания
5. Проверь себя.
Хочу остановиться на проблемной ситуации и на драматизации.
Показать эффективность этих интересных технологий, так как в психологии и
педагогике большое значение придаётся созданию проблемной ситуации
одному из эффективных средств активизации мыслительной деятельности
детей, а ролевые игры, как и драматизация художественного произведения
увлекают,
анимают,
поднимают,
активизируют
самых
несмелых,
незаинтересованных в массе всего класса.
Предлагая
такие формы познавательной активизации, как проблемные
вопросы, драматизации ставлю цели и задачи:
Поставить детей перед необходимостью преодолевать затруднения.
Учить их искать и самостоятельно находить ответы на вопросы.
Находить выход из усложнённой ситиуации без прямой подсказки.
Делать решение вопроса в умственном плане.
Активно использовать уже усвоенные знания.
Находить
элементарные
творческие
выдумки,
самостоятельные
действия
Каждый педагог имеет множество источников с интересным речевым
материалом.
Так
и
я
стараюсь
использовать
для
осуществления
познавательной
активности
детей
на
логопедических
занятиях
и
внеурочках
материал
из
такой
литературы:
«Русский
язык
с
увлечением»,
«Учите,
играя»», «Волшебный мир звуков», сказки по
каждой
теме
«Организация
логопедической
работы
на
школьном
логопункте» Л.Н.Ефименкова.
Предлагаю конспект занятия с актуальной темой:
« Словообразование при помощи суффиксов названий лиц по профессиям»
Дидактической целью является сама тема занятия:
«Словообразование при помощи суффиксов названий лиц по профессиям»
Задачи:
образовательный аспект:
1) формировать восприятие слова с выделением концовки;
2) формировать способности видеть в читаемом слове «опасное место» корень
слова;
3) формировать навыки подбора суффикса к корню слова ,чтобы слово
зазвучало правильно и правдопадобно;
4) формировать навыки последовательного выполнения действий,
предписанного правилом тобразования слов и написания их;
5) формировать умение отличать суффиксы: –ник,чик,-щик,-ец.
6)формировать представления о морфемном составе слова,
Коррекционно – развивающий аспект:
1) формироваать осознанное восприятие материала по словообразованию
суффиксами названий лиц по профессиям;
2) формировать умения образовывать существительные – названия профессий
от существительных,указывающих на предмет,с которым работает человек; на
место ,где работает человек; образование существительного от глагола –
действия человека по профессии.
3) формировать связное учебное высказывание по схеме, алгоритму
последовательности действий по словообразованию суффиксами;
4) развивать мыслительные процессы через проблемный
вопрос,использование способа словообразования,выполнение задания по
аналогии;
5)развивать элементы самостоятельной деятельности и самооцнки.
Воспитательный аспект:
1) воспитывать интерес к словообразованию;
2)воспитывать бережное отношение и уважение к речи своей и окружающих;
3)воспитывать необходимость говорить и писать грамотно и красиво через
драматизацию стихотворения;
4) воспитывать интерес к родному краю через этнические рассказы о
ремесленниках;
Методические приёмы и формы познавательной активности :
Проблемный вопрос: Как образуются слова названий лиц по
профессиям?
Драматизацию стихотворения «Словечки-колечки», где учащиеся очень
выразительно показывают профессию- творец, с ловами и действиями
для себя и других учащихся показывают, как могут слова обидеться, если
их исказили в речи или на письме.
Структура занятия (серия учебных ситуаций) :
1.Вводная часть: организационный момент по материалам прошлого занятия.
2.Основная часть:
Мотивация или целеполагание
Усвоение новых знаний
Проверка понимания
Закрепление способов действий
Обобщение и систематизация
3.Заключительная часть: подведение итогов ,рефлексия.
Оборудование:
Для логопеда:
Конспект занятия, мяч, на доске написаны: число,тема занятия,3 столбца
слов,от которых нужно образовать новые слова,3 картинки с изображением
дворника,возчика, крановщика.
На правой дверце доски: Алгоритм действий:
1)Прочитайте слова.
2)К корням этих слов присоедините данные суффиксы.
3)Напишите получившиеся слова.
4)Обозначьте в них корень и суффикс.
5)Проверка путём чтения слов и называния его частей .
Для учащихся:
1.карточка с этническим рассказом о мастерах –игрушечниках:
«
Ствол сосны,
пропитанный смолистыми запахами леса, оживает заново в руках человека.
Снимая тонкую, кружевную пену стружек, мастер- игрушечник из Богородска
показывает нам узор красиво переплетённых волокон, крапины тёмных
сучков, от которых не оторвать глаз.»
2. тетрадь, ручка, карандаш .
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Организационный момент
Приветствие учителя и учеников: Логопед:«Улыбка – это поцелуй души», так
сдуем с ладошек и пошлём всем, кому сейчас трудно или одиноко.
Присаживаются девочки, потом мальчики .
Сделаем упражнение для подъязычной уздечки: «почистим зубы, за зубами,
почистим нёбо, стучим кончиком языка по верхнему брёвнышку как дятел
-де,де,де, цокает лошадка по мостовой,остановим лошадку тррр( у кого ещё
нет (Р) делают моторчик или болтушку с пальчиком).
2.Основная часть.
Повторение материала . Логопед: Откройте тетради, найдите 3 слова,
образованные суффиксами и указывающими на величину предмета. Читаем с
замедлением на третьем слове. Образец - рука – ручка, ручища.
Проверим домашнее задание. Назовите профессию родителей.
Мотивация или целеполагание :
Задание:Найдите карточку с текстом и прочитайте текст: 1 учащийся читает
весь текст, 2 - первое предложение , 3 –второе предложение, 4 -учащийся
выделенное слово , 5- рассказать значение слова(профессия), 6 – от какого
слова образовали слово – игрушечник (игрушка) - и с помощью какой части
слова(суффикса –ник)? В какой части слова находится суффикс ? (в середине
или конце слова). После какой части слова и перед какой частью слова?
(Можно ввести морфологические схемы или на доске рядом с темой )
«
Ствол сосны, пропитанный смолистыми запахами леса, оживает заново в
руках человека. Снимая тонкую, кружевную пену стружек, мастер-
игрушечник из Богородска показывает нам узор красиво переплетённых
волокон, крапины тёмных сучков, от которых не оторвать глаз.»
Вывод: Какая тема урока? Словообразование суффиксами названий лиц по
профессиям.
Какой проблемный вопрос зададим себе? Как образуются слова названий лиц
по профессиям? С какой целью это нам нужно? – (Узнать много слов, уметь
правильно говорить, читать и писать названия профессий.)
Запишите в тетради дату и тему урока.
(Индивидуальная работа по уточнению границ предложения на письме)
Усвоение новых знаний:
Логопед: Попробуем образовать слова названия лиц по профессиям с помощью
суффикса:
Алгоритм – план работы:
1)Прочитайте слова. 2)К корням этих слов присоедините данные суффиксы.
3)Напишите получившиеся слова. 4)Обозначьте в них корень и суффикс.
5)Проверка путём чтения слов и называния его частей .
Вод а- воз ит - кран ы -
Дво ры- ник груз ит – чик свар ивать- щик
Лес -
лет ит - мусор
- Вывод : слова, названия лиц по профессиям образуются суффиксами от слов
предметов, с чем работают,где работают и ли что делают.(Работа удоски
вдвоём 1 пишет, другой выделяет части слова по –договору)
Проверка понимания . Задание. Составить предложение, чтобы было в нём 3-4
слова,
заданное
слово
на
первом
месте,
родственное
ему
на
третьем.
Образец. Мусорщик вывозит мусор за город.
Закрепление способов действий
Игра с мячом. «Назови профессию» или обратное действие
- Кто что делает? печник, стекольщик, носильщик, охотник, возчик, аменщик
-Кто работает: на кране, на пожаре, на сварке
-Кто везёт груз?, кто точит ножи?, кто провожает поезда?, кто налаживает?,
кто рассазывает?, кто настраивает?, кто переплетает?, кто сваривает?
Печник,
стекольщик,
носильщик,
охотник,
возчик,
крановщик,
пожарник
,
точильщик,грузчик,проводник,рассказчик,водник,настройщик,переплётчик,
наладчик,сварщик.
Вопросы:Какая тема урока? Для чего нам нужно знать? Кем работает твой папа,
мама?
Обобщение и систематизация .
Драматизация стихотворения «Словечки-колечки» Вопросы: Кто такой творец?
От какого слова образовано? (творить) С помощью какой частицы? ( суффикса –
ец) -«Действительно так , ты молодец, тоже мудрец !»
Все слова образованы одним суффиксом, а это уже на следующем занятии .
Сейчас предлагаю поиграть в ролевую игру- драматизация стихотворения
«Словечки-колечки».
3.Заключительная часть . Подведение итогов, рефлексия.
Предлагаю «три цвета светофора»:
Зелёный – я узнал . . .
Жёлтый - было интересно . . .
Красный – вызвало затруднение. . .
Приложение:
Драматизация весёлых стихов .
Из книги «Учимся играя» В.Волиной. «Новая школа» Москва. 1994год
.
Цель: - показать на практике роль грамотности учеников,
-с помощью игры заставить учеников слушать на уроке, «зажечь в их глазах
пытливый огонёк жажды знаний»,
-обыгрывать слова и действия героев художественного слова «светло, радостно,
без принуждения и надрыва»
Оборудование: портфель, стихи, шапочки на голову со словами : « Апельсин»,
«Сосна», «Колечко», «Творец»
«Словечки- колечки»
Грустный, сонный ,невесёлый
Ежи, наш, пришёл из школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка:
«Апельсин», «Сосна», «Колечко».
Подошли они все трое
И сказали: «Что такое?
Что ты, Ежи, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!»
« Я, - воскликнул «Апельсин»,-
Никакой не «Опельсин!»
«Я,- расплакалось «Колечко»,-
Никакая не «Калечка»!»
«Я разгневалась «Сосна»,
Я до слёз возмущена!
Можно только лишь со сна
Написать, что я «Сасна»!»
« Мы, слова, оскорблены
Тем, что мы искажены.
Милый школьник! Брось лениться!
Так учиться не годится!
Невозможно без внимания
Получить образование!
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй !
Если ты ещё хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас,
Мы с тобой поступим круто.
Нашей честью дорожа,
Имя « Ежи» в полминуты
Переделаем в «Ежа»!
«Будешь ты ежом калючим!
Вот как мы тебя проучим!»
Ежи вздрогнул, ужаснулся.
Потянулся, я проснулся.
Подавлю зевоту,
Возьмусь за работу.
(Юлиан Тувим)
Стихи распределены учениками для драматизации
1.Ежи:
Грустный , сонный ,невесёлый
Ежи наш пришёл из школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.
2.Творец:
Тут явились три словечка:
«Апельсин», «Сосна», «Колечко».
Подошли они все трое
И сказали: «Что такое?
Что ты, Ежи, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!»
3. Апельсин:
« Я, - воскликнул «Апельсин»,-
Никакой не «Опельсин!»
4.Колечко:
«Я,- расплаколось «Колечко»,-
Никакая не «Калечка»!»
5.Сосна:
«Я разгневалась «Сосна»,
Я до слёз возмущена!
Можно только лишь со сна
Написать, что я «Сасна»!»
6.Все:
« Мы, слова, оскорблены
Тем, что мы искажены
7.Апельсин :
Милый школьник! Брось лениться!
Так учиться не годится!
8.Сосна:
Невозможно без внимания
Получить образование!
9. Колечко:
Будет поздно!
Так и знай!
Станет неучем лентяй !
10.Апельсин:
Если ты ещё хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас,
Мы с тобой поступим круто.
11.Сосна:
Нашей честью дорожа,
Имя « Ежи» в полминуты
12.Колечко:
«Будешь ты ежом калючим!
Вот как мы тебя проучим!»
Переделаем в «Ежа»!
13.Творец:
Ежи вздрогнул, ужаснулся
14.Ежи:
Потянулся, я проснулся.
Подавлю зевоту,
Возьмусь за работу. (Юлиан Тувим)
Вывод по работе над данной темой : «Словообразование суффиксами» с
применением технологий, формирующих познавательную активность.
Ребята в группе стали дружнее, ближе друг к другу,почувствовали нужность
знания образовательного материала и себя в нём. Появились правильные
рассуждения, нет смеха при ошибке в высказывании одноклассника, учебные
высказывания грамотнее и последовательные, а не однословные.
Взрослые, которые бывают на уроке (родители, классный руководитель) вместе
с детьми оценивают значимость темы урока «Мы пришли с плохим
натстроением, а уходим с радостным, так как видим они в надёжных руках и
многое узнают на занятии».
Мне нравится присутствие взрослых комментаторов на занятиии , их оценка
работы учеников и учителя, и если виден положительный результат работы и
со стороны, то это вдвойне приятно.
Используемая литература:
1.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» М.1994г, «Учимся играя»,
«Весёлая грамматика»
2.Ефименкова Л.Н.» Коррекция устной и письменной речи у учащихся
начальных классов» М.1991г.
3.Ефименкова Л.Н. и Мисаренко Г.Г. « Организация и методы коррекционной
работы логопеда на школьном логопункте» М.1991г.
4.Пожиленко Е.А. « Волшебный мир звуков и слов» М.2003г.
5.Садовникова.И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление» М.1997г.
6.Сухарева Э.Л. «Учимся, играя» Яр.1992г.
7.Ястребова А.Я. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» М.1996г.