Напоминание

"Удмуртия – край мой родной". Приобщение подростков к национальной культуре, развитие чувства патриотизма на занятиях композиции. 3 класс ДШИ


Автор: Шатунова Ольга Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Завьяловская ДШИ"
Населённый пункт: Удмуртская Республика, Завьяловский р-н, с.Италмас
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Удмуртия – край мой родной". Приобщение подростков к национальной культуре, развитие чувства патриотизма на занятиях композиции. 3 класс ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО «Завьяловская ДШИ» Художественное отделение с. Италмас
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

На тему: «Удмуртия – край мой родной». Приобщение подростков к

национальной культуре, развитие чувства патриотизма на занятиях

композиции.
(для 3 класса ДШИ)
Разработала: Шатунова Ольга Михайловна
2016 год с. Завьялово

Содержание.
1. Содержание………………………………………………………………... 2 2. Ведение…………………………………………………………………….. 3 3. Пояснительная записка…………………………………………………… 5 4. Аннотация…………………………………………………………………. 9 5. Примерный план занятий………………………………………………...13 6. Особенности данного занятия, его необходимость, связь с другими учебными дисциплинами……………………………….………………..14 7. Заключение………………………………………………………………..18 8. Список используемой литературы……………………………………....19 2

Ведение
. На сегодняшний день в нашей стране детские художественные школы и детские школы искусств выполняют две основные наиважнейшие функции: во-первых, обще-эстетическое развитие детей, во-вторых, начальное профессиональное образование. Единство образовательного и воспитательного процесса – главное в развитии личности учащегося ДХШ. Результат такой деятельности, это культурно-образованный, социально- активный, с уважением и пониманием относящийся к ценностям и традициям общества, подросток, ученик. В современном обществе, когда осуществляется поиск выхода из глубокого экономического, социального и духовного кризиса, особенно остро встает вопрос именно верно- направленного обучения и воспитания ребенка и подростка. В основополагающем государственном документе «Национальная доктрина образования» отмечается необходимость воспитания и развития граждан, обладающих высокой нравственностью, целостным миропониманием, современным научным мировоззрением, максимальным уровнем патриотизма. Доктрина нацеливает на разностороннее и эстетическое развитие детей, на формирование у них навыков саморазвития, на создание условий для самореализации личности в нашем государстве. Поэтому, крайне важно на занятиях по искусству затрагивать тему Родины, родного народа, истории своей страны и родного края, для того, чтобы воспитать в ребенке любовь, уважение к своему краю, чувство гордости и патриотизма. В данное время, к сожалению, не так много времени уделяется для изучения культуры и истории родных малочисленных народов. А именно в этом кроется огромная проблема самоопределения подрастающего поколения, которое ввиду незнания своих корней, все больше оглядывается на Запад, пытаясь подражать чуждому нам образу мысли и жизни в целом, тем самым отдаляется от родного самобытного мироустройства. Именно по этой причине, мне бы хотелось более подробно остановиться на этом вопросе и 3
рассмотреть детально процесс обучения подростка искусству сквозь призму воспитания патриотизма и любви к своему народу.
Пояснительная записка
4


Предмет «Композиция» в учебном плане школы является одним из профилирующих. Программа по композиции тесно взаимосвязана с программами по рисунку, живописи, истории искусств, скульптуре и пленэру. Композиция воспитывает образное мышление, является признаком, определяющим профессиональную зрелость, мастерство и творчество, умение воплощать идеи и образы. На примере анализа произведений изобразительного и декоративно- прикладного искусства демонстрирует ученикам различные подходы к решению композиции в разных видах искусств, дает понятие об единстве формы и содержания, в котором первичным является идея, а композиция - средством ее выражения. Полезно при этом проводить аналогию с другими видами искусств (театром, музыкой, литературой), изучение элементов композиции не предполагает готовых решений, а лишь помогает учащимся более грамотно пользоваться в самостоятельной работе средствами изобразительного искусства, применяя различные техники исполнения (графика, живопись, батик и т.п.). Дальнейший ход обучения должен идти по линии углубления и расширения знаний основ композиции в процессе выполнения учащимися упражнений и практических работ.
Цели учебной дисциплины:
- ознакомить учащихся с теорией композиции - дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный и сознательный подход к творчеству, - развить их образное мышление.
Основными задачами
обучения являются:
-

обучающие:
знакомство с основными законами, правилами и приемами композиции. Изучение выразительных возможностей тона и цвета; поэтапное ведение работы над композицией. Применение различных изобразительных материалов и техник. Умелое применение на практике 5
полученных знаний, умений и навыков, полученных на уроках «Рисунка» и «Живописи». Развитие композиционно-образного мышления; развитие познавательного интереса, развитие мотивации к образному мышлению.
- воспитательные:
воспитание художественно–эстетической культуры и художественного вкуса, развитие способности учащихся к выработке своих взглядов и суждений на произведения искусств; формирование способности к восхищению и удивлению; эмоционально–образному восприятию;
-

развивающие:
развитие таких черт как работо спо собно сть, настойчивость, сознательность, творческой самореализации в учебных заданиях по композиции; формирование у каждого учащегося потребности к художественному творчеству;
-

общепедагогические:
воспитание чувства дисциплины, умения анализировать и творчески преодолевать возникающие трудности в процессе обучения; Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, который предусматривает использование фронтальной, индивидуальной форм учебной работы обучающихся. Каждая тема реализуется через две основные формы работы – студийные (классные) и домашние
Виды уроков:
- традиционный (сочетающий в себе объяснение и практические упражнения). - комплексный - собеседование, консультации, экскурсии. - практические упражнения под руководством педагога по закреплению определенных навыков и умений.
Режим занятий:
1 - 4 классы по 3 академических часа. 6

Периодичность занятий:
1 - 4 классы: 1 раз в неделю. Продолжительность урока – 45 минут – 1 академический час. Занятия проводятся под руководством педагога, по плану коллективного обучения с применением индивидуального подхода.
Методы обучения:
- объяснительно - иллюстративный; - личностно – ориентированные; - репродуктивный; - методы контроля и самоконтроля, самостоятельная работа; - методы стимулирования и мотивации интереса к учению.
Принципы обучения:
- доступность в обучении и воспитании; - индивидуальный подход; - коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности; - наглядность; - научность; - принцип сотрудничества; - прочность, осознанность и действенность результатов; - связь теории с практикой; - систематичность и последовательность; - сознательность, активность, самостоятельность; - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Содержание и примерный тематический план курса «Композиция» в 3 классе ДШИ. № Наименование темы Вид учебного занятия Общее количество 7
часов 1. Город, поселок, деревня, в котором я живу. «Удмуртия – край мой родной!» комплексный 12 час. 2. Историческая тема комплексный 21 час. 3. Композиционно-групповой портрет «Моя семья» комплексный 15 час. 4. Композиция на тему ВОВ по литературным произведениям комплексный 12 час. 5. Российский спорт. Многофигурная композиция с пейзажем комплексный 15 час. 6. И л л ю с т р а ц и я и з в е с т н о г о произведения комплексный 15 час. 7. Человек в труде. Профессия комплексный 12 час. Итого 102 часа
Аннотация.

Вид

занятий
: работа по представлению в 3 классе Детской художественной школы ( возраст учащихся 12 - 13 лет) урок композиции по теме: «Удмуртия – край мой родной!» создание композиции в любой технике. ( Бумага формата А 2, А 4. гуашь, акрил, масляная пастель, сухая пастель, акварель, акварельные карандаши, гелевые ручки, цветные карандаши) 8

Тема занятий

Композиция на тему:
«Удмуртия – край мой родной!»
Количество часов по теме
– 12 час.
Продолжительность занятия
– 3 часа
Вид занятий
: комплексный .
Цели занятий

:
знакомство с культурой, традициями, обрядами удмуртского народа, передача этих знаний в изобразительный образ.
Образовательные:
Научить применять полученные знания на практике, по средствам изобразительного искусства. Изучение новых техних и повторение уже знакомых. Закрепление знаний построения композиции, правильных пропорций и цветовых решений.
Воспитательные:
Воспитание чувства патриотизма и любви к своему народу, к краю, стране.
Развивающие:
формировать умения работы с иллюстративным материалом, литературой, наглядными пособиями, экспозициями. Развивать фантазию, наблюдательность, интеллектуальные способности, память.
Формирование УУД:

Личностные

действия:
формирование учебно-познавательного интереса, положительного отношения к учению, саморазвитию, осознание значимости нравственности и морального аспекта деятельности. 9

Регулятивные действия:
определять цель урока, планировать свои действия, прогнозировать результат, саморегулирование затрат сил и энергии.
Познавательные

действия:
формировать умение само стоятельно рассуждать, приводить примеры, структурировать знания, умения, навыки в определенный результат с последующей рефлексией.
Коммуникативные

действия:
формировать умение общаться в группе, уметь слышать и слушать других учеников, проявлять инициативу и сотрудничество. уметь оказать помощь в затруднительной ситуации.
Участники:

-
учащиеся - преподаватель - работник краеведческого музея - приглашенный гость – музыкант народного ансамбля с национальным удмуртским инструментом – крезь.
Оборудование

Для преподавателя:
1. Наглядно методические пособия схем композиционного решения. 2. Фотографии и репродукции картин природы Удмуртской Республики и местных жителей. 3. Наглядно методические пособия из работ учащихся по теме: «Природа Удмуртии», пленэрные зарисовки, портреты представителей удмуртского народа в национальных костюмах… 4. Презентация на тему «Культура и традиции удмуртского народа». 4. Экспонаты краеведческого музея. 10

Для учащихся:
Бумага формата А2, А4 для эскизов, краски гуашь, акрил, масляная пастель, сухая пастель, акварель, акварельные карандаши, цветные карандаши, гелевые ручки, ластик, кисти беличьи, колонковые №№ 3.5,8,палитра, баночка для воды.
Музыкальный ряд
: аудиозапись музыкального оркестра удмуртских национальных инструментов. Игра приглашенного гостя - Федоровой Вероники, как представителя самобытной удмуртской культуры, на национальном удмуртском струнном инструменте крези, в национальном костюме.
Задачи:

-
знакомство с традициями, культурой, обрядами удмуртского народа - изучение орнамента удмуртского национального костюма - создание эскизов на формате А4 по теме «Удмуртия – край мой родной!», с применением полученных знаний и перенос наиболее удачного решения на формат А2 - проработка композиционных решений, включая поиск правильной формы, пропорций предметов, фигур, пространства и перспективы. - поиск цветовых и световых решений, проработка цветовой гармонии - передача материальности – фактуры, текстуры.
Методы:

-
Словесный – Объяснение. Беседа. - Наглядный – Иллюстративный. Демонстративный. - Практический - Создание эскизов и полноценной работы на формате А2. 11

Примерный план занятий:

Занятие № 1.
1. Организационная часть -5 мин. 2. Эмоциональный настрой -5мин. 3. Теоретическая часть – объяснение учебного материала, показ презентации, посещение школьного краеведческого музея - 40 мин. 4. Практическая часть. Самостоятельная работа – 75 мин. 5. Подведение итогов урока (просмотр-анализ) -10 мин. 12

Занятие № 2 - № 3.
1. Организационная часть – 5 мин. 2. Эмоциональный настрой – 5 мин. 3. Теоретическая часть – повторение и обсуждение полученных знаний – 10 мин. 4. Практическая часть – 105 мин. 5. Подведение итогов урока (просмотр-анализ) – 10 мин.
Занятие № 4.
1. Организационная часть – 5 мин. 2. Эмоциональный настрой – 5 мин. 3. Теоретическая часть – повторение и обсуждение полученных знаний – 10 мин. 4. Практическая часть – 95 мин. 5. Подведение итогов урока – оформление выставочной экспозиции, обзор и обсуждение работ – 20 мин.
Особенности данного задания, его необходимость, связь с другими

учебными дисциплинами.
Данное задание, выполняемое в течение 12 учебных часов, проводится, как правило, в первом полугодии третьего класса. Обучающиеся уже имеют определенные навыки рисования: они умеют достаточно хорошо и быстро строить простые геометрические формы, передавать объем и освещение, работать с цветом в различных техниках, знают основы конструктивного и анатомического строения человеческой фигуры, умеют правильно композиционно вписывать человеческие фигуры в пейзаж и интерьер. 13
Ученики уже рисовали подобные многофигурные композиции на предыдущих занятиях по композиции, пейзажами занимались на пленэре, зарисовки фигуры человека были в программе ранее на занятиях по рисунку и живописи на протяжении всего предыдущего года обучения в качестве аудиторных заданий и самостоятельной работы. Подготовка преподавателя к выполнению данного задания подразумевает проведение нескольких предварительных самостоятельных лекций (бесед): о культуре Удмуртии, о национальном костюме, а также о построении композиции с правильным композиционным центром, пространством, перспективой, тональной и цветовой проработкой. Изначально логично предоставить детям информацию об Удмуртии в целом, о ее стратегической важности в жизни страны и Мира. Проводится лекция-беседа о культуре, традициях и обрядах удмуртского народа. В этой части занятия дети просматривают презентацию, слушают комментарии преподавателя, сами также принимают активное участие в беседе, дополняя фактами из жизни своих родственников, исконных жителей Удмуртии. Здесь подробно обсуждается национальный костюм, основные традиции и главные праздничные обряды - Вӧй, Быдӟым нунал. Шорт миськон, Лудэ лэзён, Гырыны потон, Гырон быдтон, Гербер, Виль, Сӥзьыл юон… После ознакомительной беседы преподаватель с учениками отправляются в школьный краеведческий музей, где можно обобщить полученные знания, оценив визуально и почувствовав тактильно материальность предметов быта и национальных костюмов. В демонстрации вещей помогает работник музея, отвечая на задаваемые вопросы детей. После возвращения в аудиторию, дети занимают свои рабочие места и вспоминают вместе с преподавателем основы построения композиции, понятие перспективы, цветоведения, светотени, обсуждают использование различных техник и материалов. В этом блоке преподаватель демонстрирует уже готовые работы учеников на похожие темы, а также показывает 14
репродукции картин удмуртских художников о природе Удмуртии и быте удмуртского народа. После теоретической части дети приступают к созданию эскизов. Детское творчество сопровождается музыкальными мотивами. Вначале, когда учащиеся только продумывают возможные варианты своих работ, в аудиторию приглашается гость – музыкант народного ансамбля с национальным удмуртским инструментом крезь, в национальном удмуртском костюме. Музыкант рассказывает о том, что издавна народная музыка неразделима от любого труда, обряда и праздника удмуртов, и исполняет несколько народных мотивов на струнном инструменте – крези. Ученики настраиваются на рабочий лад и в полной мере погружаются в работу.
Последовательность выполнения работы.
- создание нескольких эскизов на формате А4 карандашом, с поиском наилучшего композиционного решения. - поиск цветовых решений, работа цветовыми пятнами без детальной проработки. - перенос наиболее удачной композиции на формат А2. - четкая проработка рисунка – деталей предметов, фигур. - выбор наиболее подходящей техники и соответствующих материалов. - создание целостной цветовой пространственной композиции с учетом правил перспективы, светотени, плановости… - передача материальности, фактуры, текстуры. - более тщательная проработка мелких деталей переднего плана. В ходе работы преподаватель контролирует деятельность учеников, дает рекомендации, указывает на то, что получается хорошо, и что нужно 15
улучшить. Особое значение придается проработке фигур людей. Желательно в данной работе передать не только правильную конструктивную форму фигуры человека в различных позах, но и постараться показать характерные внешние черты, национальную одежду с типичным удмуртским орнаментом. Для этого у детей всегда должны быть в зоне доступа наглядные методические пособия, которые можно детально изучить и зарисовать некоторые элементы, такие как детали костюма или орнаменты.
Итоговое занятие.
К концу четвертого занятия, работа на формате А2 над тематической композицией «Удмуртия – край мой родной!» подходит к завершению. Учащиеся совместно создают экспозицию из своих готовых работ в холе школы. Каждый ученик, делает небольшую презентацию о своей творческой работе, рассказывая, что именно он хотел изобразить в своей картине, какие художественные средства для этого использовал, в чем возникли сложности, и что, наоборот, получилось лучше всего. В ходе такой дискуссии- презентации, дети учатся контактировать, вести беседу, высказывать свое мнение, выслушивать критику, формулировать свои мысли, а также могут сравнить свои способности со способностями других учеников. Завершает занятие преподаватель подведением итогов, где выставляются оценки ученикам за их творческую деятельность. Особенно важно отметить наилучшие стороны в каждом из учащихся, чтобы показать детям, что составляющая таланта заложена в каждом из них, ее лишь нужно развивать, постоянными тренировками и упражнениями. Также необходимо подвести итог о важности знания национальной культуры и истории своего народа, тем самым все больше воспитывая в подрастающем поколении дух патриотизма, гордости и любви к своему краю. 16
После завершения школьной выставки лучшие детские работы отправляются на региональный конкурс «На своей земле».
Заключение.
В заключении хотелось бы отметить, что проведение такого рода занятий, на которых в детях развиваются не только умения и навыки, необходимые для творчества, но и воспитываются чувства любви к окружающей среде, миропонимание, повышается уровень нравственности, несомненно, плодотворно влияет на личность учеников. Особенно удобно развивать и воспитывать подростка на занятиях по искусству, потому что именно через творческий процесс, дети способны максимально эффективно впитывать всю необходимую информацию, на фоне которой формируется их собственное мнение. Мы, как преподаватели и воспитатели, в ответе за то, какими вырастут обучаемые нами подростки. Поэтому в наших интересах и наших силах развить в них максимально нужные черты. В свою очередь, любовь к 17
Родине, гордость за свою страну и чувство патриотизма – являются одними из основополагающих качеств необходимых для развития полноценной личности гражданина, в чем, к сожалению, на данном этапе мы испытываем дефицит. Стоит заметить, что нравственные вопросы являются наиболее актуальными в сегодняшней действительности, а игнорирование этих проблем может оказаться тяжелой ошибкой и вылиться в неразрешимую катастрофу будущего времени.
Список используемой литературы.
1. Н.Н.Росторцев, А.Е,Терентьев «Развитие творческих способностей на занятиях рисованием». Москва. Просвещение. 1987 г. 2. Н.Н.Росторцев, С.Е.Игнатьев, Е.В.Шорохов «Рисунок, живопись, композиция». Хрестоматия. Составители:. Москва. Просвещение.1989 г. 3. Н.Н.Ростовцев «Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов». 2-е издание. Москва. Просвещение. 1980 г. 4. Т.Г.Владыкина «Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематика». Ижевск. Удмурт. ИИЯЛ УрО РАН. 1997 г. 5. В.Н.Белицер «Народная одежда удмуртов». Москва. 1951 г. 6. Н.И.Гаген-Торн «Женская одежда народов Поволжья». Чебоксары. 1960 г. 18
19


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники