"Удмуртия – край мой родной". Приобщение подростков к национальной культуре, развитие чувства патриотизма на занятиях композиции. 3 класс ДШИ
Автор: Шатунова Ольга Михайловна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУДО "Завьяловская ДШИ" Населённый пункт: Удмуртская Республика, Завьяловский р-н, с.Италмас Наименование материала: методическая разработка Тема: "Удмуртия – край мой родной". Приобщение подростков к национальной культуре, развитие чувства патриотизма на занятиях композиции. 3 класс ДШИ Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Завьяловская ДШИ»
Художественное отделение с. Италмас
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
На тему: «Удмуртия – край мой родной». Приобщение подростков к
национальной культуре, развитие чувства патриотизма на занятиях
композиции.
(для 3 класса ДШИ)
Разработала: Шатунова Ольга Михайловна
2016 год
с. Завьялово
Содержание.
1.
Содержание………………………………………………………………... 2
2.
Ведение…………………………………………………………………….. 3
3.
Пояснительная записка…………………………………………………… 5
4.
Аннотация…………………………………………………………………. 9
5.
Примерный план занятий………………………………………………...13
6.
Особенности данного занятия, его необходимость, связь с другими
учебными дисциплинами……………………………….………………..14
7.
Заключение………………………………………………………………..18
8.
Список используемой литературы……………………………………....19
2
Ведение .
На сегодняшний день в нашей стране детские художественные школы и
детские школы искусств выполняют две основные наиважнейшие функции:
во-первых,
обще-эстетическое
развитие
детей,
во-вторых,
начальное
профессиональное
образование.
Единство
образовательного
и
воспитательного процесса – главное в развитии личности учащегося ДХШ.
Результат
такой
деятельности,
это
культурно-образованный,
социально-
активный, с уважением и пониманием относящийся к ценностям и традициям
общества,
подросток,
ученик.
В
современном
обществе,
когда
осуществляется поиск выхода из глубокого экономического, социального и
духовного
кризиса,
особенно
остро
встает
вопрос
именно
верно-
направленного
обучения
и
воспитания
ребенка
и
подростка.
В
основополагающем
государственном
документе
«Национальная
доктрина
образования»
отмечается
необходимость
воспитания
и
развития
граждан,
обладающих
высокой
нравственностью,
целостным
миропониманием,
современным
научным
мировоззрением,
максимальным
уровнем
патриотизма.
Доктрина
нацеливает
на
разностороннее
и
эстетическое
развитие детей, на формирование у них навыков саморазвития, на создание
условий для самореализации личности в нашем государстве. Поэтому, крайне
важно на занятиях по искусству затрагивать тему Родины, родного народа,
истории своей страны и родного края, для того, чтобы воспитать в ребенке
любовь, уважение к своему краю, чувство гордости и патриотизма. В данное
время, к сожалению, не так много времени уделяется для изучения культуры
и
истории
родных
малочисленных
народов.
А
именно
в
этом
кроется
огромная
проблема
самоопределения
подрастающего
поколения,
которое
ввиду незнания своих корней, все больше оглядывается на Запад, пытаясь
подражать
чуждому
нам
образу
мысли
и
жизни
в
целом,
тем
самым
отдаляется
от
родного
самобытного
мироустройства.
Именно
по
этой
причине, мне бы хотелось более подробно остановиться на этом вопросе и
3
рассмотреть детально процесс обучения подростка искусству сквозь призму
воспитания патриотизма и любви к своему народу.
Пояснительная записка
4
Предмет «Композиция» в учебном плане школы является одним из
профилирующих.
Программа
по
композиции
тесно
взаимосвязана
с
программами по рисунку, живописи, истории искусств, скульптуре и пленэру.
Композиция воспитывает
образное
мышление,
является
признаком,
определяющим
профессиональную
зрелость,
мастерство
и
творчество,
умение воплощать идеи и образы.
На
примере
анализа
произведений
изобразительного
и
декоративно-
прикладного
искусства
демонстрирует
ученикам
различные
подходы
к
решению композиции в разных видах искусств, дает понятие об единстве
формы и содержания, в котором первичным является идея, а композиция -
средством ее выражения. Полезно при этом проводить аналогию с другими
видами
искусств
(театром,
музыкой,
литературой),
изучение
элементов
композиции не предполагает готовых решений, а лишь помогает учащимся
более
грамотно
пользоваться
в
самостоятельной
работе
средствами
изобразительного
искусства,
применяя
различные
техники
исполнения
(графика, живопись, батик и т.п.). Дальнейший ход обучения должен идти по
линии
углубления
и
расширения
знаний
основ
композиции
в
процессе
выполнения учащимися упражнений и практических работ.
Цели учебной дисциплины:
- ознакомить учащихся с теорией композиции
-
дать
учащимся
понятие
об
основных
элементах
композиции,
без
которых невозможен грамотный и сознательный подход к творчеству,
- развить их образное мышление.
Основными задачами обучения являются:
-
обучающие: знакомство
с
основными
законами,
правилами
и
приемами композиции. Изучение выразительных возможностей тона и цвета;
поэтапное
ведение
работы
над
композицией.
Применение
различных
изобразительных
материалов
и
техник.
Умелое
применение
на
практике
5
полученных знаний, умений и навыков, полученных на уроках «Рисунка» и
«Живописи».
Развитие
композиционно-образного
мышления;
развитие
познавательного интереса, развитие мотивации к образному мышлению.
- воспитательные: воспитание художественно–эстетической культуры и
художественного
вкуса,
развитие
способности
учащихся
к
выработке
своих
взглядов
и
суждений
на
произведения
искусств;
формирование
способности
к
восхищению
и
удивлению;
эмоционально–образному
восприятию;
-
развивающие: развитие
таких
черт
как
работо спо собно сть,
настойчивость,
сознательность,
творческой
самореализации
в
учебных
заданиях по композиции; формирование у каждого учащегося потребности
к художественному творчеству;
-
общепедагогические: воспитание
чувства
дисциплины,
умения
анализировать
и
творчески
преодолевать
возникающие
трудности
в
процессе обучения;
Основной формой учебной
и
воспитательной
работы является
урок,
который
предусматривает
использование
фронтальной,
индивидуальной
форм учебной работы обучающихся. Каждая тема реализуется через две
основные формы работы – студийные (классные) и домашние
Виды уроков:
-
традиционный (сочетающий
в
себе
объяснение
и
практические
упражнения).
- комплексный - собеседование, консультации, экскурсии.
-
практические
упражнения
под
руководством
педагога
по
закреплению
определенных навыков и умений.
Режим занятий: 1 - 4 классы по 3 академических часа.
6
Периодичность занятий: 1 - 4 классы: 1 раз в неделю.
Продолжительность урока – 45 минут – 1 академический час.
Занятия проводятся под руководством педагога, по плану коллективного
обучения с применением индивидуального подхода.
Методы обучения:
- объяснительно - иллюстративный;
- личностно – ориентированные;
- репродуктивный;
- методы контроля и самоконтроля, самостоятельная работа;
- методы стимулирования и мотивации интереса к учению.
Принципы обучения:
- доступность в обучении и воспитании;
- индивидуальный подход;
- коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием
индивидуальных особенностей личности;
- наглядность;
- научность;
- принцип сотрудничества;
- прочность, осознанность и действенность результатов;
- связь теории с практикой;
- систематичность и последовательность;
- сознательность, активность, самостоятельность;
- уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к
нему.
Содержание и примерный тематический план курса «Композиция» в 3 классе ДШИ.
№ Наименование темы
Вид
учебного
занятия
Общее
количество
7
часов
1.
Город, поселок, деревня, в котором я
живу.
«Удмуртия
–
край
мой
родной!»
комплексный
12 час.
2.
Историческая тема
комплексный
21 час.
3.
Композиционно-групповой
портрет
«Моя семья»
комплексный
15 час.
4.
Композиция
на
тему
ВОВ
по
литературным произведениям
комплексный
12 час.
5.
Российский
спорт.
Многофигурная
композиция с пейзажем
комплексный
15 час.
6.
И л л ю с т р а ц и я
и з в е с т н о г о
произведения
комплексный
15 час.
7.
Человек в труде. Профессия
комплексный
12 час.
Итого 102 часа
Аннотация.
Вид
занятий :
работа
по
представлению
в
3
классе
Детской
художественной школы ( возраст учащихся 12 - 13 лет) урок композиции по
теме: «Удмуртия – край мой родной!» создание композиции в любой технике.
( Бумага формата А 2, А 4. гуашь, акрил, масляная пастель, сухая пастель,
акварель, акварельные карандаши, гелевые ручки, цветные карандаши)
8
Тема занятий
Композиция на тему: «Удмуртия – край мой родной!»
Количество часов по теме – 12 час.
Продолжительность занятия – 3 часа
Вид занятий : комплексный
.
Цели занятий
:
знакомство с культурой, традициями, обрядами удмуртского
народа, передача этих знаний в изобразительный образ.
Образовательные: Научить применять полученные знания на практике, по
средствам изобразительного искусства. Изучение новых техних и повторение
уже
знакомых.
Закрепление
знаний
построения
композиции,
правильных
пропорций и цветовых решений.
Воспитательные: Воспитание
чувства
патриотизма
и
любви
к
своему
народу, к краю, стране.
Развивающие: формировать умения работы с иллюстративным материалом,
литературой,
наглядными
пособиями,
экспозициями.
Развивать
фантазию,
наблюдательность, интеллектуальные способности, память.
Формирование УУД:
Личностные
действия: формирование
учебно-познавательного
интереса,
положительного отношения к учению, саморазвитию, осознание значимости
нравственности и морального аспекта деятельности.
9
Регулятивные действия: определять цель урока, планировать свои действия,
прогнозировать результат, саморегулирование затрат сил и энергии.
Познавательные
действия: формировать
умение
само стоятельно
рассуждать, приводить примеры, структурировать знания, умения, навыки в
определенный результат с последующей рефлексией.
Коммуникативные
действия: формировать
умение
общаться
в
группе,
уметь
слышать
и
слушать
других
учеников,
проявлять
инициативу
и
сотрудничество. уметь оказать помощь в затруднительной ситуации.
Участники:
- учащиеся
- преподаватель
- работник краеведческого музея
-
приглашенный
гость
–
музыкант
народного
ансамбля
с
национальным
удмуртским инструментом – крезь.
Оборудование
Для преподавателя:
1. Наглядно методические пособия схем композиционного решения.
2. Фотографии и репродукции картин природы Удмуртской Республики и
местных жителей.
3. Наглядно методические пособия из работ учащихся по теме: «Природа
Удмуртии»,
пленэрные
зарисовки,
портреты
представителей
удмуртского
народа в национальных костюмах…
4. Презентация на тему «Культура и традиции удмуртского народа».
4. Экспонаты краеведческого музея.
10
Для учащихся: Бумага формата А2, А4 для эскизов, краски гуашь, акрил,
масляная пастель, сухая пастель, акварель, акварельные карандаши, цветные
карандаши,
гелевые
ручки,
ластик,
кисти
беличьи,
колонковые
№№
3.5,8,палитра, баночка для воды.
Музыкальный ряд :
аудиозапись
музыкального
оркестра
удмуртских
национальных
инструментов.
Игра
приглашенного
гостя
-
Федоровой
Вероники,
как
представителя
самобытной
удмуртской
культуры,
на
национальном
удмуртском
струнном
инструменте
крези,
в
национальном
костюме.
Задачи:
- знакомство с традициями, культурой, обрядами удмуртского народа
- изучение орнамента удмуртского национального костюма
- создание эскизов на формате А4 по теме «Удмуртия – край мой родной!», с
применением полученных знаний и перенос наиболее удачного решения на
формат А2
- проработка композиционных решений, включая поиск правильной формы,
пропорций предметов, фигур, пространства и перспективы.
- поиск цветовых и световых решений, проработка цветовой гармонии
- передача материальности – фактуры, текстуры.
Методы:
- Словесный – Объяснение. Беседа.
- Наглядный – Иллюстративный. Демонстративный.
- Практический - Создание эскизов и полноценной работы на формате А2.
11
Примерный план занятий:
Занятие № 1.
1. Организационная часть -5 мин.
2. Эмоциональный настрой -5мин.
3. Теоретическая часть – объяснение учебного материала, показ
презентации, посещение школьного краеведческого музея - 40 мин.
4. Практическая часть. Самостоятельная работа – 75 мин.
5. Подведение итогов урока (просмотр-анализ) -10 мин.
12
Занятие № 2 - № 3.
1.
Организационная часть – 5 мин.
2.
Эмоциональный настрой – 5 мин.
3.
Теоретическая часть – повторение и обсуждение полученных знаний –
10 мин.
4.
Практическая часть – 105 мин.
5.
Подведение итогов урока (просмотр-анализ) – 10 мин.
Занятие № 4.
1.
Организационная часть – 5 мин.
2.
Эмоциональный настрой – 5 мин.
3.
Теоретическая часть – повторение и обсуждение полученных знаний –
10 мин.
4.
Практическая часть – 95 мин.
5.
Подведение итогов урока – оформление выставочной экспозиции, обзор
и обсуждение работ – 20 мин.
Особенности данного задания, его необходимость, связь с другими
учебными дисциплинами.
Данное задание, выполняемое в течение 12 учебных часов, проводится,
как правило, в первом полугодии третьего класса. Обучающиеся уже имеют
определенные навыки рисования: они умеют достаточно хорошо и быстро
строить простые геометрические формы, передавать объем и освещение,
работать с цветом в различных техниках, знают основы конструктивного и
анатомического
строения
человеческой
фигуры,
умеют
правильно
композиционно
вписывать
человеческие
фигуры
в
пейзаж
и
интерьер.
13
Ученики
уже
рисовали
подобные
многофигурные
композиции
на
предыдущих занятиях по композиции, пейзажами занимались на пленэре,
зарисовки фигуры человека были в программе ранее на занятиях по рисунку
и
живописи на протяжении всего предыдущего года обучения в качестве
аудиторных заданий и самостоятельной работы.
Подготовка
преподавателя
к
выполнению
данного
задания
подразумевает
проведение
нескольких
предварительных
самостоятельных
лекций (бесед): о культуре Удмуртии, о национальном костюме, а также о
построении
композиции
с
правильным
композиционным
центром,
пространством, перспективой, тональной и цветовой проработкой.
Изначально логично предоставить детям информацию об Удмуртии в
целом, о ее стратегической важности в жизни страны и Мира. Проводится
лекция-беседа о культуре, традициях и обрядах удмуртского народа. В этой
части
занятия
дети
просматривают
презентацию,
слушают
комментарии
преподавателя, сами также принимают активное участие в беседе, дополняя
фактами из жизни своих родственников, исконных жителей Удмуртии. Здесь
подробно обсуждается национальный костюм, основные традиции и главные
праздничные
обряды
- Вӧй,
Быдӟым
нунал.
Шорт
миськон,
Лудэ
лэзён,
Гырыны потон, Гырон быдтон, Гербер, Виль, Сӥзьыл юон…
После ознакомительной беседы преподаватель с учениками
отправляются
в
школьный
краеведческий
музей,
где
можно
обобщить
полученные
знания,
оценив
визуально
и
почувствовав
тактильно
материальность предметов быта и национальных костюмов. В демонстрации
вещей помогает работник музея, отвечая на задаваемые вопросы детей.
После возвращения в аудиторию, дети занимают свои рабочие места и
вспоминают
вместе
с
преподавателем
основы
построения
композиции,
понятие перспективы, цветоведения, светотени, обсуждают использование
различных техник и материалов. В этом блоке преподаватель демонстрирует
уже
готовые
работы
учеников
на
похожие
темы,
а
также
показывает
14
репродукции картин удмуртских художников о природе Удмуртии и быте
удмуртского народа.
После
теоретической
части
дети
приступают
к
созданию
эскизов.
Детское творчество сопровождается музыкальными мотивами. Вначале, когда
учащиеся
только
продумывают
возможные
варианты
своих
работ,
в
аудиторию
приглашается
гость
–
музыкант
народного
ансамбля
с
национальным удмуртским инструментом крезь, в национальном удмуртском
костюме.
Музыкант
рассказывает
о
том,
что
издавна
народная
музыка
неразделима от любого труда, обряда и праздника удмуртов, и исполняет
несколько народных мотивов на струнном инструменте – крези. Ученики
настраиваются на рабочий лад и в полной мере погружаются в работу.
Последовательность выполнения работы.
-
создание
нескольких
эскизов
на
формате
А4
карандашом,
с
поиском
наилучшего композиционного решения.
-
поиск
цветовых
решений,
работа
цветовыми
пятнами
без
детальной
проработки.
- перенос наиболее удачной композиции на формат А2.
- четкая проработка рисунка – деталей предметов, фигур.
- выбор наиболее подходящей техники и соответствующих материалов.
-
создание
целостной
цветовой
пространственной
композиции
с
учетом
правил перспективы, светотени, плановости…
- передача материальности, фактуры, текстуры.
- более тщательная проработка мелких деталей переднего плана.
В
ходе
работы
преподаватель
контролирует
деятельность
учеников,
дает
рекомендации,
указывает
на
то,
что
получается
хорошо,
и
что
нужно
15
улучшить. Особое значение придается проработке фигур людей. Желательно
в данной работе передать не только правильную конструктивную форму
фигуры человека в различных позах, но и постараться показать характерные
внешние черты, национальную одежду с типичным удмуртским орнаментом.
Для
этого
у
детей
всегда
должны
быть
в
зоне
доступа
наглядные
методические
пособия,
которые
можно
детально
изучить
и
зарисовать
некоторые элементы, такие как детали костюма или орнаменты.
Итоговое занятие.
К
концу
четвертого
занятия,
работа
на
формате
А2
над
тематической
композицией
«Удмуртия
–
край
мой
родной!»
подходит
к
завершению.
Учащиеся совместно создают экспозицию из своих готовых работ в холе
школы. Каждый ученик, делает небольшую презентацию о своей творческой
работе, рассказывая, что именно он хотел изобразить в своей картине, какие
художественные средства для этого использовал, в чем возникли сложности,
и
что,
наоборот,
получилось
лучше
всего.
В
ходе
такой
дискуссии-
презентации, дети учатся контактировать, вести беседу, высказывать свое
мнение, выслушивать критику, формулировать свои мысли, а также могут
сравнить свои способности со способностями других учеников.
Завершает
занятие
преподаватель
подведением
итогов,
где
выставляются
оценки ученикам за их творческую деятельность. Особенно важно отметить
наилучшие
стороны
в
каждом
из
учащихся,
чтобы
показать
детям,
что
составляющая таланта заложена в каждом из них, ее лишь нужно развивать,
постоянными тренировками и упражнениями. Также необходимо подвести
итог о важности знания национальной культуры и истории своего народа, тем
самым все больше воспитывая в подрастающем поколении дух патриотизма,
гордости и любви к своему краю.
16
После завершения школьной выставки лучшие детские работы отправляются
на региональный конкурс «На своей земле».
Заключение.
В заключении хотелось бы отметить, что проведение такого рода занятий, на
которых в детях развиваются не только умения и навыки, необходимые для
творчества, но и воспитываются чувства любви к
окружающей среде,
миропонимание,
повышается
уровень
нравственности,
несомненно,
плодотворно влияет на личность учеников. Особенно удобно развивать и
воспитывать подростка на занятиях по искусству, потому что именно через
творческий процесс, дети способны максимально эффективно впитывать всю
необходимую информацию, на фоне которой формируется их собственное
мнение.
Мы,
как
преподаватели
и
воспитатели,
в
ответе
за
то,
какими
вырастут обучаемые нами подростки. Поэтому в наших интересах и наших
силах развить в них максимально нужные черты. В свою очередь, любовь к
17
Родине, гордость за свою страну и чувство патриотизма – являются одними
из
основополагающих
качеств
необходимых
для
развития
полноценной
личности гражданина, в чем, к сожалению, на данном этапе мы испытываем
дефицит.
Стоит
заметить,
что
нравственные
вопросы
являются
наиболее
актуальными
в
сегодняшней
действительности,
а
игнорирование
этих
проблем может оказаться тяжелой ошибкой и вылиться в неразрешимую
катастрофу будущего времени.
Список используемой литературы.
1.
Н.Н.Росторцев,
А.Е,Терентьев
«Развитие
творческих
способностей
на
занятиях рисованием». Москва. Просвещение. 1987 г.
2.
Н.Н.Росторцев,
С.Е.Игнатьев,
Е.В.Шорохов
«Рисунок,
живопись,
композиция». Хрестоматия. Составители:. Москва. Просвещение.1989 г.
3.
Н.Н.Ростовцев «Методика преподавания изобразительного искусства в
школе: Учебник для студентов художественно-графических факультетов
педагогических институтов». 2-е издание. Москва. Просвещение. 1980 г.
4.
Т.Г.Владыкина «Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и
систематика». Ижевск. Удмурт. ИИЯЛ УрО РАН. 1997 г.
5.
В.Н.Белицер «Народная одежда удмуртов». Москва. 1951 г.
6.
Н.И.Гаген-Торн «Женская одежда народов Поволжья». Чебоксары. 1960 г.
18
19