Автор: Ольховская Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №20
Населённый пункт: город Королев, Московская область
Наименование материала: Открытый урок по математике в 1 классе (УМК "Перспектива")
Тема: "Число 9. Цифра 9"
Раздел: начальное образование
Открытый урок по
математике
Тема:
«Число 9. Цифра 9»
( УМК «Перспектива»)
Подготовила: учитель начальных классов
I квалификационной категории
Ольховская Елена Николаевна
МБОУ СОШ №20
г. Королев
Московская область
План – конспект урока по математике в 1классе
Тема: Число 9. Цифра 9.
Цель: формировать знания о составе числа 9, закрепить знания состава чисел от 2
до 8.
Задачи:
1. Формировать умения воспроизводить последовательность чисел от 1 до 9 как в
прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять место
каждого числа в этой последовательности.
2. Содействовать развитию навыка самоконтроля.
3. Развитие навыков сотрудничества.
Планируемые результаты.
Личностные: формирование у учащихся положительного отношения и интереса к
учению, ответственности, прилежания.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение выявлять проблему, определять и сохранять цель;
умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно
предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, умение
сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать различные точки зрения, мнение
других людей; умение использовать простые речевые средства для передачи своего
мнения, выражать свою точку зрения.
Предметные: умение писать цифры от 1 до 9, соотносить цифру и число 9; считать
различные предметы и устанавливать порядковый номер того или иного предмета
при заданном порядке счета.
Оборудование: учебник математики Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, рабочая
тетрадь по математике Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, портрет Н. Н. Носова, сказка
Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», иллюстрация с изображением
Незнайки, плакат «Цифры», карточки с числами, проектор, экран.
Ход урока:
I.
Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
Ученики хором произносят стихотворение.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
Ребята, у нас сегодня необычный урок. Отгадав загадку, можно узнать, кто
придет к нам на урок.
Загадка.
Над мальчишкой все смеются:
Всё он делает не так!
Не желает он учиться –
Несознательный чудак! (Ответ учащихся: Незнайка)
Из какой сказки этот герой? (Ответ учащихся: «Приключения Незнайки и его
друзей» Н. Н. Носов)
II.
Актуализация знаний.
Ребята, Незнайка не хотел учиться.
Поможем ему стать прилежным? (Ответ учащихся: да)
Вам нужно выполнить задания.
1.
Решение задач в стихах.
Три цыплёнка стоят,
Пять в скорлупках сидят.
Сосчитай поскорей,
Отвечай поверней.
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (Ответ учащихся: 3+5= 8)
Семь весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (Ответ учащихся: 7-1= 6)
Шли подружки по дорожке
Было их немножко:
Две матрёшки, 3 матрёшки
И одна матрёшка.
Сколько же матрёшек
Шли по дорожке? (Ответ учащихся: 2+3+1=6)
Три котёнка на диване,
Два котёнка – у Вани.
Теперь спросим у ребят
Сколько было всех котят? (Ответ учащихся: 3+2=5)
По зелёной травке
Разбрелись овечки.
Три пошли на горку,
А четыре – к речке.
Девочка овечек
Сосчитать не может.
Кто из вас, ребята.
Девочке поможет?
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (Ответ учащихся: 3+4=7)
Четыре мяча у Саши
И столько же у Наташи.
Вы мячики все эти
Скорей считайте, дети! (Ответ учащихся: 4+4=8)
На полке восемь книг,
Толя взял одну из них.
Кто посчитал вмиг,
Сколько осталось на полке книг? (Ответ учащихся: 8-1=7)
III. Формирование темы учащимися ( постановка проблемы )
1.
Работа с числовым рядом.
На доске карточки с числами 1 2 3 4 5 6 7 8
В правильном ли порядке расположены числа? (Ответ учащихся: да)
Прочитайте их в прямом порядке (Ответ учащихся: 1 2 3 4 5 6 7 8)
Прочитайте эти числа в обратном порядке (Ответ учащихся: 8 7 6 5 4 3 2 1)
2.
Игра «День – ночь»
Учитель произносит слово «ночь», дети закрывают глаза. В это время учитель
меняет карточки с числами местами. 3 8 1 6 4 2 7 5
Учитель произносит слово «день», дети открывают глаза.
Ребята, восстановите ряд чисел. (Ответ учащихся: учащиеся меняют
карточки с числами местами 1 2 3 4 5 6 7 8)
Учитель произносит слово «ночь», дети закрывают глаза. В это время на доске
появляются карточки с числами 1 2 3 4 5 6 7 8 ?
Учитель произносит слово «день», дети открывают глаза.
Ребята, что новое появилось ? (Ответ учащихся: появился
вопросительный знак)
Какой вопрос мы можем здесь задать? (Ответ учащихся: какое число будет
следовать за числом 8?)
Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Ответ учащихся: число и
цифра 9)
IV. Физкультминутка.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, подтянуться.
Три – в ладоши 3 хлопка,
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – подпрыгнуть выше всех.
Семь – наклоны сделать всем.
Восемь – дружно лень отбросим,
А на девять тихо сесть.
V. Постановка учащимися задач урока.
Итак, ребята, какую цель поставим перед собой? (Ответ учащихся:
познакомиться, как образуется число 9, научиться правильно писать
цифру 9).
VI. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания.
1. Ученики хором произносят стихотворение.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я берусь!
2. Решение примеров в тетрадях.
Вместо звездочек напишите пропущенные числа
3+ *= 4 *+ 1=5 *+ 1=6
2+1= * 6+1=* 7+ *= 8
Ответ учащихся: 3+1=4 4+1=5 5+1=6
2+1=3 6+1=7 7+1=8
3. Работа в парах.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга решение примеров.
Какое же число мы получаем, если к данному числу прибавляем 1 (Ответ
учащихся: получаем следующее за ним число)
Ребята, так как же мы можем получить число 9? (Ответ учащихся: если к
числу 8 прибавим 1).
А как еще мы можем получить число 9? (Ответ учащихся: 7+2, 6+3, 5+4,
4+5)
Мы узнали новое число 9, узнали, как оно образуется.
При помощи чего мы будем обозначать число 9 на письме? (Ответ учащихся:
при помощи цифры 9)
Давайте оживим цифру 9.
На что она похожа? (Ответ учащихся: перевёрнутую цифру 6)
Учитель произносит стихотворение С. Маршака
Цифра девять иль девятка –
Цирковая акробатка.
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
4. Показ и объяснение написания цифры 9 учителем.
Цифра 9 состоит из двух элементов: небольшого овала и большого правого
полуовала. Начинаем писать овал немного ниже вершины правого верхнего угла
клетки. Закругляем, ведём вниз до середины клетки. Опять закругляем и ведём
вверх, касаясь верхней стороны клетки. Закругляем, ведём к началу овала и затем
ведём вниз; закругляем на середине нижней стороны клетки, закругляем влево чуть
выше нижней стороны клетки.
VII. Музыкальная физкультминутка.
VIII. Систематизация и повторение.
1. Работа в рабочих тетрадях с.74 №1 выполняют самостоятельно.
Обведите по стрелкам цифру 9 и раскрасьте ее зелёным карандашом. На
рисунке слева раскрасьте ещё один колокольчик. Восстановите запись.
Какая запись у вас получилась? (Ответ учащихся: 8+1=9)
2. Работа в рабочих тетрадях с.75 № 6 выполняют самостоятельно.
Напишите цифру 9 по образцу.
3. Работа в рабочих тетрадях с.75 № 5 выполняют с комментированием.
В каждом множестве зачеркните предметы, сделанные из бумаги. Восстановите
записи по образцу.
Сколько предметов всего нарисовано? (Ответ учащихся: 9 предметов)
Какие предметы, сделанные из бумаги, вы зачеркнёте? (Ответ учащихся:
блокнот, марку, конверт)
Какая запись получится? (Ответ учащихся: 9-3=6)
Сколько предметов всего нарисовано? (Ответ учащихся: 9 предметов)
Какие предметы, сделанные из бумаги, вы зачеркнёте? (Ответ учащихся:
книгу, обёртку от конфет, конверт, записную книжку)
Какая запись получится? (Ответ учащихся: 9-4=5)
Сколько предметов всего нарисовано? (Ответ учащихся: 8 предметов)
Какие предметы, сделанные из бумаги, вы зачеркнёте? (Ответ учащихся:
фотографию, блокнот, газету, календарь)
Какая запись получится? (Ответ учащихся: 8-4=4)
4. Работа в рабочих тетрадях с.74 № 4 выполняют самостоятельно.
Нарисуйте свои фигуры, соединяя по 9 точек.
5. Работа в парах.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильно ли нарисованы
фигуры.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1. Графический диктант.
Ребята, отступите 4 клетки сверху и 5 клеток от левого края. Поставьте точку и
начинайте рисовать.
2 клетки влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 3 клетки вниз, 1 клетку вправо, 1
клетку вниз, 1 клетку вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку вправо, 1 клетку вниз,
1 клетку вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1
клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1
клетку вправо, 3 клетки вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вверх,
2 клетки влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку
вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вверх.
Что у вас получилось? (Ответ учащихся: сердечко)
Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями на уроке. Надеюсь, что наш
сказочный герой Незнайка, как и вы, станет прилежным учеником.
Я хотела бы, чтобы вы раскрасили сердечко вот в какие цвета.
1. Красный – если вы усвоили тему урока и урок был интересным.
2. Зеленый – возникли затруднения, но урок понравился.
3. Желтый – не получилось, нужно еще потренироваться.