Напоминание

«Влияние экскурсии на формирование представлений об окружающем мире и социализации детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ»


Автор: Арсенович Гульнара Джемаловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Маяк"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: «Влияние экскурсии на формирование представлений об окружающем мире и социализации детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ»
Дата публикации: 11.01.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методические рекомендации на тему

«Влияние экскурсии на формирование представлений

об окружающем мире и социализации детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, детей

с ОВЗ»

Составила:

Воспитатель ГКУ ЦССВ «МАЯК»

Арсенович Гульнара Джемаловна

Методические рекомендации на тему «Экскурсионная

деятельность в формировании

окружающего мира детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, детей с ОВЗ»

У ночи – мрак,

У листьев – шум,

У ветра – свист,

У капли – дробность.

А у людей – пытливый ум

И жить упорная способность.

Л. Мартынов

Учреждения для детей-сирот

детей, оставшихся без попечения родителей

реализует те же образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие

задачи, что и массовая школа. Кроме того, формирует у воспитанников такие

знания

и

умения,

которые

должны

помочь

в

преодолении

жизненных

трудностей, воспитать активных, сознательных, любящих свою Родину людей,

готовых к самостоятельной жизни.

Сегодня оправданным является подход в организации воспитательной

работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на

выработку

у

каждого

воспитанника

своего

собственного

варианта

жизни,

способность

на

управление

своим

поведением

с

опорой

на

существующие

стандарты, нормы и законы общества.

Существует

ряд

общих

положений

в

организации

воспитательного

процесса, которые основываются на «социализации» как процессе вхождения

ребёнка в социальную среду, усвоения им социального опыта. Ориентируясь на

положение Л. С. Выготского о том, что «ребёнок усваивает только тот опыт,

который

им

воспринят».

Для

детей,

находящихся

в

трудной

жизненной

ситуации государство гарантирует:

Воспитание в образовательном учреждении;

Меры по социализации и реабилитации и др.

Воспитание,

являясь

составной

частью

образовательного

процесса

в

ЦССВ,

осуществляет

педагогическое

управление

процессом

развития

личности с помощью создания благоприятных условий.

Ещё

в

20-30

годы

XX века психолог Л.С. Выгодский доказал, что

наследственность,

патологические

привычки

и

потребности

успешно

преодолеваются

в

условиях

коррекционно-развивающей

среды,

с

помощью

целенаправленного и систематического воздействия.

В воспитании детей в условиях Центра определены следующие задачи:

образовательные,

коррекционно-развивающие,

лечебно-реабилитационные,

воспитательные.

1)

Коррекционно-развивающие

задачи

направлены

на

овладение

новыми

операциями,

видами

деятельности,

и

др.

Воспитательные

задачи

направлены

на

ознакомление

с

богатством

человеческих

чувств

и

взаимоотношений;

на

формирование

представлений

и

убеждений

о

требованиях,

предъявляемых

обществом

к

поступкам

и

отношениям

отдельных

людей;

создать

привычки,

автоматизмы,

модели

поведения;

нравственно-волевые качества.

Для детей, воспитывающихся в асоциальных семьях и попадающих в

условия

проживания

ЦССВ

и

воспитывающихся

с

момента

рождения

в

условиях интерната, испытывают ограничение в социальной жизни, особенно

дети с ОВЗ.

Имеющиеся нарушения процессов восприятия, мышления, ощущения,

бедность словарного запаса становится существенной преградой для усвоения

правил поведения, норм, существующих в обществе. В связи с этим в Центре,

процесс

воспитания

осуществляется

постоянно,

в

ходе

всех

режимных

моментов, мероприятий, а также решении проблемных ситуаций- естественных

или

искусственно

создаваемых

(Какую

одежду

необходимо

одеть

в

соответствии с погодой? Как проведём выходной день?

Посетим концерт,

почитаем библиотечные книги или пойдём на экскурсию в музей?).

Только реальные ситуации помогают ребёнку получить жизненный опыт,

научиться

реагировать

определённым

образом,

уважая

права

сверстников,

педагогов и других окружающих людей.

Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса,

которая конкретизирует, углубляет, расширяет знания детей.

Многолетняя

массовая

практика

школ

и

педагогические

условия

позволили

установить,

что

значительным

потенциалом

в

формировании

у

воспитанников умений и навыков обладают экскурсии.

В

настоящее

время

экскурсии

рассматриваются

как

одно

из

перспективных направлений педагогической практики.

Возможности

экскурсий

рассматриваются

как

одно

из

перспективных

направлений

педагогической

практики.

Возможности

экскурсий

в

совершенствовании педагогического процесса были изучены: Н.В. Борисовой,

А.Д. Даринским, И.Б. Дуденко, П.В. Ивановым, З.А. Клепининой и др.

Ими

установлено,

что

использование

экскурсий

даёт

существенные

ре зульт аты,

спо собствуя

развитию

навыков

познавательных

и

исследовательских, формированию у них интереса к учению.

В рамках форм организации воспитания хотелось рассказать и показать

эффективность использования экскурсионной деятельности «Расскажем детям о

Москве».

Экскурсионное

направление

ускоряет

воспитательный

процесс

социализации ребёнка - сироты выводя за пределы ЦССВ.

Применяется экскурсия под условным названием «семейная». Этот вид

экскурсий для воспитанников, наименее подготовленных к восприятию.

Дети больше доверяют своим воспитателям чем экскурсоводу, точнее,

способны

больше

и

непосредственнее

воспринять

что-то

от

знакомых

им

людей, чем от официального лица, каким является для них сотрудник музея.

2)

Для подготовки к «семейной» экскурсии не нужно просматривать

горы специальной литературы или обращаться к профессионалам с просьбой о

предоставлении бесплатной экскурсии для детей из детского дома. Для неё

достаточно общей ориентировки, минимального исторического багажа. В

рассказе необходимо избегать даже сходных с учительскими интонаций.

«Семейная» экскурсия-это беседа, которая ведётся тихо, лицом к лицу.

Разумеется, мы не должны претендовать на «научное» объяснение материала, т.

Е. стилизоваться под профессионала. Наши пояснения – это речь не столько

более знающего, сколько более опытного человека.

В

структуре

экскурсии,

как

и

любого

занятия,

выделяются

вводная,

основная и заключительная части.

Возвращаясь обратно, воспитатель беседует с детьми о впечатлениях

прошедшей экскурсии.

Заключительная часть экскурсии состоит из двух этапов:

1)

Подведение итогов экскурсии сразу после её проведения;

2)

Обсуждение

экскурсии

по

прошествии

некоторого

времени:

в

свободной деятельности, на воспитательных занятиях.

Расскажем детям о достопримечательностях музеях и выставках Москвы

Сентябрь

Памятник Юрию Долгорукову

Красная площадь

Октябрь

Бородинская панорама

Триумфальные ворота

Ноябрь

Останкинская башня

Политехнический музей

Декабрь

Музей – усадьба Измайлово

Театр кукол

Январь

Дарвиновский музей

Музыкальный детский театр Натальи Сац

Февраль

Биологический музей

Метро

Март

Храм Христа Спасителя

Палаты в Зарядье

Апрель

Зоопарк

Царицыно

Май

Поклонная гора

Александровский парк

Приложение № 1 / вкладка в портфолио воспитанника/

«Моя Москва»

Месяц

Место, где я побывал

Педагогическая эффективность экскурсионной деятельности очевидна.

Обучение и воспитание с помощью экскурсий активизирует воспитанников,

мобилизует

и

развивает

их

способности,

стимулирует

любознательность

и

интерес к этой огромной сумме знаний, которую накопило человечество.

Литература:

1. Возрастная психология. Мухина В.С., М., Академия, 2004г.

2. Организация и планирование воспитательной работы в специальной

(коррекционной) школе-интернате, детском доме. Е.Д. Худенко, М., 2007г.

3. Основные положения воспитательной работы с детьми-сиротами. Под

ред. В.И. Раздин, М., 2007г.

4. Психологическое

развитие

младшего

школьника,

под

ред.

В.В.

Давыдова, М., 1990г.

5. Психология. Р.С. Немов, М., Владос, 2003г.

6. Утверждай себя. Г.К. Селевко, М., народное образование, 2001г.

7. Экскурсоведение в 3 ч., Б.В. Емельянов. М., ЦРИБ «Турист», 1992г.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники