Напоминание

"О работе концертмейстера"


Автор: Бусыгина Анна Александровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МКУ ДО "Вихоревская ДШИ"
Населённый пункт: г. Вихоревка
Наименование материала: статья
Тема: "О работе концертмейстера"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Вихоревская детская школа искусств» Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка
ИНФОРМАЦИОННАЯ СТАТЬЯ «О РАБОТЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА»
Концертмейстер I КК А.А. Бусыгина Помните выражение: «Маэстро, музыку!». Концертмейстер и есть тот самый «маэстро». Только в XX веке сформировалась профессия – концертмейстер. В 1932 году впервые в мире в Ростове-на Дону возник класс аккомпанемента. Среди пианистов эта профессия самая распространенная. Без работы специалисты не останутся. Высшие учебные заведения, общеобразовательные и музыкальные школы, дворцы детского творчества, центры досуга – везде необходимы квалифицированные работники данной области. В учебных заведениях музыкального профиля в концертмейстере нуждаются на занятиях по всем специальностям. Концертную эстраду, хоровые коллективы, занятия хореографии, выступления и репетиции солистов оперы также сложно представить без «маэстро». Несмотря на это, среди музыкантов существует некий стереотип концертмейстера. Игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это невероятно ошибочное заблуждение. Работа концертмейстера – нечто большее, чем просто игра по нотам. Он помогает солистам разучивать их партии, контролирует качество их исполнения. При возн и к н овен и и трудностей подсказывает, исправляет н е д о с т а т к и . С л е д о в а т е л ь н о , концертмейстер не просто музыкант, но и организатор, педагог и психолог. Несведущие в музыке люди очень часто не различают понятия, которые кажутся элементарными профессионалам. Кто такой концертмейстер, и чем он отличается от хормейстера, кто такой аранжировщик и еще масса вопросов, вызывающих удивление, а иногда и неподдельное восхищение. Не будем трогать хормейстеров, а вот о профессии концертмейстера расскажем. 1
В Большой советской энциклопедии читаем "Концертмейстер" (нем. Konzertmeister): первый скрипач оркестра, исполняющий скрипичные соло и иногда заменяющий дирижера на репетициях. В XVIII в. в инструментальных капеллах выполнял функции дирижера; первый исполнитель одной из струнных групп оркестра (альтов, виолончелей, контрабасов); пианист, аккомпанирующий певцам во время их концертных выступлений и помогающий им разучивать свои партии. Если объяснить примитивно, то это пианист, который сопровождает выступление какого-то инструменталиста или певца игрой на рояле. Слово «концертмейстер» произошло от двух слов – «концерт» и «мастер». И это совершенно точно. Мастер концерта – вот истинное определение концертмейстера. В сопровождении фортепиано играют очень многие инструменталисты – домристы, балалаечники, скрипачи, флейтисты и т.д. А еще без фортепиано не обходятся уроки вокала, хора, хореографии. Концертмейстер во стребован и в музыкальных школах, и в хореографических, и в театрах, и на эстраде. Концертмейстера иногда называют аккомпаниатором. Аккомпанировать – значит, сопровождать. И правда, пианист, в самом деле, сопровождает другого музыканта в процессе репетиций и выступлений. Но назвать его второстепенным исполнителем было бы крайне неправильно. Именно фортепианная партия создает то полнозвучие, тот непревзойденный ансамбль, который создают на сцене инструменталист и концертмейстер. Вот посмотрите – совершенно изумительный дуэт – виолончель и рояль исполнят «Элегию» Рахманинова. Надо сказать, что Рахманинов изначально написал это произведение только для фортепиано, но было сделано переложение для двух инструментов, и получилась совершенно "божественная" музыка, которую хочется слушать снова и снова. 2
П р е д с т а в ь т е б о л ь ш о й симфонический оркестр, где есть разные г р у п п ы и н с т р у м е н т о в . Дирижер контролирует и руководит всем оркестром, а вот внутри какой-то одной группы, скажем, струнно-скрипичной, есть концертмейстер – руководитель данной группы. Музыканты ориентируются не только на жест дирижера, но и на взгляд своего концертмейстера. И только хорошо отлаженные действия дирижера, концертмейстеров и оркестрантов, их безукоризненно отрепетированное исполнение вызывает благоговейный восторг у слушателей. Исполнительская квалификация "концертмейстер" присваивается наряду с педагогической, но именно первая, становясь основной благодаря сочетанию исполнительской и педагогической подготовки в обучении, с п о с о б с т вуе т б ол е е р а з н о с то р о н н е м у р а з в и т и ю , о б о г а щ а е т профессиональные становления личности музыканта. Профессиональная подготовка кадров для полноценной в творческом отношении деятельности во всех областях музыкального искусства, воспитание не только исполнителей-инструменталистов, но и эстетически развитых и самостоятельно мыслящих музыкантов, ставит в области музыкального образования серьёзные задачи, как перед педагогами, так и перед концертмейстерами. Соответственно, возрастают требования к профессиональному мастерству, включающему не только высокий в художе ственном и техниче ском отношении уровень вл а д е н и я исполнительскими и педагогическими навыками и приёмами, но и психологическую компетентность, что предполагает знание психологических аспектов профессиональной деятельности и умение применять полученное знание на практике. 3


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники