Автор: Бусыгина Анна Александровна Должность: концертмейстер Учебное заведение: МКУ ДО "Вихоревская ДШИ" Населённый пункт: г. Вихоревка Наименование материала: статья Тема: "О работе концертмейстера" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Вихоревская детская школа искусств»
Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка
ИНФОРМАЦИОННАЯ СТАТЬЯ «О РАБОТЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА»
Концертмейстер I КК
А.А. Бусыгина
Помните выражение: «Маэстро, музыку!». Концертмейстер и есть тот
самый
«маэстро». Только
в
XX
веке
сформировалась
профессия
–
концертмейстер. В 1932 году впервые в мире в Ростове-на Дону возник класс
аккомпанемента. Среди пианистов эта профессия самая распространенная.
Без
работы
специалисты
не
останутся.
Высшие
учебные
заведения,
общеобразовательные и музыкальные школы, дворцы детского творчества,
центры досуга – везде необходимы квалифицированные работники данной
области. В учебных заведениях музыкального профиля в концертмейстере
нуждаются
на
занятиях
по
всем
специальностям.
Концертную
эстраду,
хоровые
коллективы,
занятия
хореографии,
выступления
и
репетиции
солистов оперы также сложно представить без «маэстро». Несмотря на это,
среди музыкантов существует некий стереотип концертмейстера. Игра «под
солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это невероятно
ошибочное заблуждение.
Работа
концертмейстера
–
нечто
большее, чем просто игра по нотам. Он
помогает
солистам
разучивать
их
партии,
контролирует
качество
их
исполнения.
При
возн и к н овен и и
трудностей
подсказывает,
исправляет
н е д о с т а т к и .
С л е д о в а т е л ь н о ,
концертмейстер не просто музыкант, но
и организатор, педагог и психолог.
Несведущие в музыке люди очень часто не различают понятия, которые
кажутся элементарными профессионалам. Кто такой концертмейстер, и чем
он
отличается
от
хормейстера,
кто
такой
аранжировщик
и
еще
масса
вопросов, вызывающих удивление, а иногда и неподдельное восхищение. Не
будем трогать хормейстеров, а вот о профессии концертмейстера расскажем.
1
В Большой советской энциклопедии читаем "Концертмейстер" (нем.
Konzertmeister):
первый
скрипач
оркестра,
исполняющий
скрипичные
соло
и
иногда
заменяющий
дирижера
на
репетициях.
В
XVIII в. в инструментальных
капеллах выполнял функции дирижера;
первый
исполнитель
одной
из
струнных
групп
оркестра
(альтов,
виолончелей, контрабасов);
пианист, аккомпанирующий певцам во время их концертных выступлений
и помогающий им разучивать свои партии.
Если объяснить примитивно, то это пианист, который сопровождает
выступление какого-то инструменталиста или певца игрой на рояле. Слово
«концертмейстер» произошло от двух слов – «концерт» и «мастер». И это
совершенно
точно.
Мастер
концерта
–
вот
истинное
определение
концертмейстера.
В
сопровождении
фортепиано
играют
очень
многие
инструменталисты – домристы, балалаечники, скрипачи, флейтисты и т.д. А
еще
без
фортепиано
не
обходятся
уроки
вокала,
хора,
хореографии.
Концертмейстер
во стребован
и
в
музыкальных
школах,
и
в
хореографических, и в театрах, и на эстраде.
Концертмейстера иногда называют аккомпаниатором. Аккомпанировать
– значит, сопровождать. И правда, пианист, в самом деле, сопровождает
другого музыканта в процессе репетиций и выступлений. Но назвать его
второстепенным
исполнителем
было
бы
крайне
неправильно.
Именно
фортепианная
партия
создает
то
полнозвучие,
тот
непревзойденный
ансамбль, который создают на сцене инструменталист и концертмейстер. Вот
посмотрите – совершенно изумительный дуэт – виолончель и рояль исполнят
«Элегию» Рахманинова. Надо сказать, что Рахманинов изначально написал
это произведение только для фортепиано, но было сделано переложение для
двух
инструментов,
и
получилась
совершенно
"божественная"
музыка,
которую хочется слушать снова и снова.
2
П р е д с т а в ь т е
б о л ь ш о й
симфонический оркестр, где есть разные
г р у п п ы
и н с т р у м е н т о в .
Дирижер контролирует и руководит всем
оркестром, а вот внутри какой-то одной
группы,
скажем,
струнно-скрипичной,
есть
концертмейстер
–
руководитель
данной группы.
Музыканты ориентируются не только на жест дирижера, но и на взгляд
своего концертмейстера. И только хорошо отлаженные действия дирижера,
концертмейстеров
и
оркестрантов,
их
безукоризненно
отрепетированное
исполнение вызывает благоговейный восторг у слушателей.
Исполнительская
квалификация
"концертмейстер"
присваивается
наряду с педагогической, но именно первая, становясь основной благодаря
сочетанию
исполнительской
и
педагогической
подготовки
в
обучении,
с п о с о б с т вуе т
б ол е е
р а з н о с то р о н н е м у
р а з в и т и ю ,
о б о г а щ а е т
профессиональные
становления
личности
музыканта.
Профессиональная
подготовка кадров для полноценной в творческом отношении деятельности
во
всех
областях
музыкального
искусства,
воспитание
не
только
исполнителей-инструменталистов,
но
и
эстетически
развитых
и
самостоятельно
мыслящих
музыкантов,
ставит
в
области
музыкального
образования
серьёзные
задачи,
как
перед
педагогами,
так
и
перед
концертмейстерами.
Соответственно,
возрастают
требования
к
профессиональному
мастерству,
включающему
не
только
высокий
в
художе ственном
и
техниче ском
отношении
уровень
вл а д е н и я
исполнительскими
и
педагогическими
навыками
и
приёмами,
но
и
психологическую компетентность, что предполагает знание психологических
аспектов профессиональной деятельности и умение применять полученное
знание на практике.
3