Автор: Королькова Марина Анатольевна Должность: преподаватель теоретических дисциплин Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ им. В.В.Андреева" Населённый пункт: г.Нефтеюганск Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок сольфеджио 1 класс Раздел: дополнительное образование
Тема урока : Работа в тональности До мажор. Размер 3\4.
Цель :
Дать понятие о размере 3\4.
Задачи :
Образовательная
- закрепить понятия устойчивые и неустойчивые ступени;
-закрепить цифровое обозначение ступеней;
-закрепить умение записи нот;
-знакомство с размером 3\4.
Развивающая:
-развитие музыкальной памяти;
- развитие воображения учащихся
Воспитательная:
- воспитание слухового внимания;
-воспитание зрительной памяти
Методы :
Сравнение, игры, наблюдение и прослушивание, анализ.
Оборудование :
Столбица
Доска с нотным станом.
Картинки.
Ход урока .
Учитель: Ребята, мы с вами на прошлом уроке говорили про ступени в гамме.
Какие ступени в гаммах устойчивые?
Учащиеся: Первая, третья и пятая.
Учитель: Правильно. А какие ступени неустойчивые?
Учащиеся: Вторая, четвертая, шестая и седьмая.
Учитель: А какими цифрами обозначаются ступени в гамме? Такими же, как
на уроке математики?
Учащиеся: Нет. Ступени обозначаются римскими цифрами.
Учитель: Молодцы. А вы знаете, живут на белом свете такие люди, которые
многие
дела
делают
необычно,
непривычно,
по-своему.
Их
называют
Чудаками,
а
иногда
Рассеянными.
Вот
и
сегодня
один
такой
человек
Рассеянный
с
улицы
Бассейной
оставил
нам
записку.
Сказал
что
это
музыкальная
телеграмма,
по-современному SMS-ка. Давайте попробуем её
расшифровать.
Приложение 1.
Учащиеся: Это написаны ступени.
Учитель: Верно. Давайте прочитаем какие это ступени? А как вам кажется,
что означают точки? Возможно, Рассеянный опять что то напутал.
Учащиеся: А может быть это паузы?
Учитель: Правильно. Давайте прочитаем эту интересную записку.
Учащиеся читают ступени и паузы.
Хорошо. Но наверное наш Рассеянный хотел записать мелодию, давайте
попробуем превратить их в ноты в тональности До мажор.
Учащиеся проговаривают ноты и паузы в тональности До мажор.
Учитель: Ребята, я кажется знаю эту песенку. Это песенка «Чудак». Давайте
споем со словами.
Приложение 2.
Учитель: Мы с вами спели песенку и совсем забыли про размер. Давайте
посчитаем какой здесь размер? Что для этого нужно сделать?
Учащиеся: Для этого нужно посчитать доли сильные и слабые. Если сильно и
слабо, то размер 2\4, если сильно и слабо, слабо, то размер 3\4. Здесь размер
3\4.
Учитель:
Молодцы,
правильно.
Ребята,
давайте
поможем
нашему
Рассеянному человеку и запишем ему песенку нотами правильно. Что мы
пишем в начале?
Учащиеся: Скрипичный ключ.
Учитель: А дальше?
Учащиеся: Размер.
Учитель:
Хорошо.
Какие
длительности
будем
писать?
Какие
ваши
предложения?
Учащиеся: Если запишем восьмыми - то получится слишком быстро, если
половинные - то медленно. Лучше записать четвертными.
Учащиеся записывают нотами в тетрадке песенку. По желанию один из
учащихся записывает на доске.
Учитель:
Посмотрите
внимательно
на
нашу
запись.
Все
мы
сделали
правильно? Ничего не пропустили?
Учащиеся: Ноты записали правильно. Ключ записали, размер поставили, а
тактовые черточки не расставили.
Учитель: Давайте исправим нашу ошибку.
учащиеся расставляют тактовые черточки. На доске выходит по желанию
ученик и расставляет тактовые черточки.
Учитель: Ну вот теперь мы и расшифровали записку Рассеянного. Теперь эту
песенку мы можем отдать всем ребятам, чтобы они её прочитали и все вместе
исполнили.
Но
вот
представьте,
что
вы
дирижер
хора.
Как
вы
будете
дирижировать на 3\4? Как дирижировать на 2\4 мы знаем, а на 3?
Учащиеся
предлагают
свои
варианты.
Если
не
найден
верный
ответ,
то
учитель предлагает правильный вариант.
Учитель: На самом деле все очень просто. Сильная доля пойдет у нас вниз,
две руки вместе, слабая – как отскок, руки в разные стороны, а дальше надо
вернуться
к
исходной
точке
–
руки
вверх
и
соединяются.
Какая
геометрическая фигура получилась?
Учащиеся: Треугольник.
Учитель:
Правильно.
Вот
теперь
вы
можете
эту
песенку
исполнить
на
инструменте, спеть со словами, выучить с друзьями и выступить в роли
дирижера. Кто исполнит песенку на фортепиано? А кто споет? А кто будет
дирижером?
Учащиеся по одному или по несколько человек исполняют песенку.
Учитель: Ребята, спасибо за ваше внимание и активную работу. Я с вами
прощаюсь до следующего урока. А Рассеянному человеку я отправлю по
почте вашу правильную запись песенки. До свидания!
Приложение 1.
III - III - IV - III . . V - V – VI – V ..
V – VII . V – VII . IV – III – II – I
Приложение 2.
Чудак.
Сл. М.Кравчука.
Жил-был чудак,
Спал целый день,
Кушать, вот так,
Встать было лень.
Список литературы.
1.Калинина Г.Ф. «Рабочая тетрадь для 1 класса», – М.:2009г.
2.Лёхина Л.Н.«Ладовые сказки, тональные подсказки», - Учебно – игровое
пособие, - М.:2012г.
3. Сиротина Т. «Музыкальная азбука», – М.:1999г.