Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания
Автор: Кузоятова Наталья Владимировна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: Дворец творчества детей и молодежи Населённый пункт: г. Йошкар-Ола Наименование материала: Статья Тема: Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания Раздел: дополнительное образование
эстетического воспитания.
Задачей
учреждений
дополнительного
образования
является
всестороннее развитие обучающихся. Неотъемлемая часть этого процесса -
эстетическое воспитание, сутью которого является приобщение детей к миру
искусства. Искусство, вобрав в себя многовековой опыт и мудрость предков,
помогает
ребенку
раскрыть
свой
творческий
потенциал,
стать
духовно
богатым членом общества.
Каждый вид искусства воздействует на человека по-разному. Видов
творческой
деятельности
великое
множество,
следовательно,
немало
и
художественных
средств
и
материалов:
слово,
звук,
движение,
краски,
различные природные материалы.
Творческий
человек
не
может
заниматься
своей
деятельностью,
не
вкладывая в нее душу. Он испытывает разнообразные чувства, которые и
отражаются к картине, поделке, музыке, песне, вышивке и так далее. Главное
в эстетическом воспитании при помощи произведений искусства это то, что
любое произведение вызывает у ребенка ответное чувство и в процессе
общения с явлениями искусства он накапливает массу разнообразных, в том
числе и эстетических, впечатлений.
Искусство, каждый его вид, обращено ко всем людям, следовательно,
любой
человек
может
понимать
все
виды
искусства.
Поэтому
нельзя
ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства.
Обеспечить
нормальное
эстетическое
воспитание,
возможно
только
всесторонне развивая ребенка. При этом совсем не значит, что он должен
испытывать
одинаковую
любовь
ко
всем
видам
искусства,
так
как
способности
ребенка
в
разных
сферах
распределены
неравномерно.
Следовательно, то, что ребенок предпочитает тот или иной вид искусства
вполне естественно, но все виды искусства должны быть для него доступны.
Без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств
невозможно
полноценное
воспитание,
духовные
силы
ребенка
будут
развиваться равномерно.
Прямой задачей учителя наравне с объяснением технической стороной
какого-либо вида творчества является воспитание способности наслаждаться
искусством, развитие эстетического вкуса ребенка.
Дети
не
сразу
умеют
выделять
из
общей
массы
собственно
эстетические
явления,
так
как
жизненный
опыт
ребенка
на
различных
стадиях
его
развития
несколько
ограничен.
В
этом
вопросе
педагогу
необходимо быть чутким к потребностям ребенка, учитывать его возрастные
особенности, необходимо знать, как искусство воздействует на ребенка для
того,
чтобы
добиться
желаемых
результатов.
От
ребенка
невозможно
требовать
мгновенного
понимания
того
или
иного
вида
искусства,
воспитательная роль педагога заключается в том, чтобы постепенно подвести
воспитанника
к
тому,
чтобы
он
достигнув
определенного
возраста
мог
видеть, чувствовать и понимать прекрасное.
Народное
декоративно-прикладное
искусство,
как
одно
из
средств
эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит
видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Искусство народа, по содержанию национальное, активно воздействует на
духовное
развитие
ребенка.
Оно
формирует
патриотические
и
интернациональные
чувства,
способствует
художественному
воспитанию,
воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию
гармонично
развитой
личности.
Декоративно-прикладное
искусство,
основанное
на
глубоких
художественных
традициях,
входит
в
жизнь
и
культуру
нашего
народа,
благотворно
влияет
на
формирование
человека
будущего. Произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают
любовь к родному краю, семье, дому, быту, своему народу. Когда ребенок
соприкасается с народным искусством, он невольно перенимает ценности,
завещанные нам предками, становится более восприимчивым к видению
красоты в окружающем мире. Знакомство с народным искусством в яркой и
доступной для детей форме закладывает в них образные художественные
представления, развивает творческое начало. Очень важно, что оно развивает
те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности,
обогащают её духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение.
При знакомстве с народным искусством, дети попадают в мир сказочных
образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента,
которые близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям.
Когда
ребенок
знакомится
с
произведениями
искусства,
эмоционально
влияющими на него, они не только воспитывают его художественный вкус, но
и пробуждает желание самому заняться творчеством. У ребенка появляется
желание рисовать, валять из шерсти, лепить из глины, выполнять роспись и
резьбу по дереву, сочинять узоры, осваивать приемы узорного ткачества,
вышивать.
Ребенку
становится
интересно
освоение
разнообразных
технических приемов и навыков традиционных видов мастерства, способов
обработки
различных
материалов.
Из
этого
следует,
что
обращение
к
произведениям
народного
искусства
является
для
детей
интересным
и
увлекательным
и
полезным
делом,
способствующим
развитию
эмоциональных связей с миром, помогающим ребенку выражать то, как он
думает, чувствует и видит. Детей следует как можно раньше приобщать к
красочному,
яркому,
миру
народного
искусства.
Ведь
так
быстрее
и
плодотворнее удается воспитать художественный вкус, развить фантазию,
самостоятельность,
инициативу
и
творческое
воображение.
Эстетическое
воспитание
посредством
народного
декоративно-прикладного
искусства
развивает
у
детей
способности
воспринимать
прекрасное
в
окружающей
действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к
людям, развивает способности самому создавать это прекрасное
Знакомя детей с декоративно-прикладным искусством, педагог отвечает
духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяет их тягу к знаниям,
художественному и техническому творчеству, способствует гармоническому
развитию
личности,
следовательно
-
декоративно-прикладное
искусство
играет
существенную
роль
в
духовном
развитии
школьников.
Ребенок,
пробуя
себя
в
качестве
автора
того
или
иного
произведения
искусства
испытывает радостное изумление, обнаруживая, что может создать вещи,
казавшиеся
ранее
нерукотворными.
Учение
становится
участником
увлекательного
трудового
процесса
по
созданию
полезных
и
красивых
изделий.
С помощью учителя дети должны познать те свойства, особенности
вещей,
которые
могли
бы
остаться
незамеченными.
В
наше
время,
к
сожалению,
многие
преподаватели,
студенты-практиканты,
объясняя
тему
занятия,
зачастую
ограничиваются
тем,
что
сухо
доносят
до
ученика
необходимый
материал,
исторические
факты,
но
мало
сил
и
внимания
уделяют тому, чтобы научить ребенка «видеть» красоту вокруг себя.