Напоминание

"Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л.Н.Толстого "После бала"


Автор: Абакарова Зарема Магомедовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г.Избербаш, Республика Дагестан
Наименование материала: Конспект открытого урока литературы в 8 классе
Тема: "Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л.Н.Толстого "После бала"
Раздел: среднее образование





Назад




Городское управление образования г.Избербаш

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Конспект открытого урока

литературы в 8 классе

«Контраст

как

средство

раскрытия

идеи

рассказа

Л

.

Толстого

«После

бала»

Автор: Абакарова Зарема Магомедовна,

учитель русского языка и литературы

Избербаш -2016

Цели урока:

1)Вспомнить содержание произведения, жанр, композиция, идея

2)Узнать о контрасте, как о литературном приеме, какова идея произведения

3)Понять какова роль контраста в раскрытии идеи рассказа

4)Уметь анализировать произведение, исследовать

художественный текст; строить

тексты,

аргументировать свои суждения,

работать в команде, слушать и слышать

другого

Ожидаемые результаты:

Личностные:

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на

основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного

поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-

формирование

толерантности

как

нормы

осознанного

и

доброжелательного

отношения к другому человеку.

Метапредметные:

-умение

строить

логическое

рассуждение,

включая

установление

причинно-

следственных связей, делать умозаключения;

- умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно

сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при

выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера,

формулировать и аргументировать свое мнение.

Предметные:

-понимание литературы как особого способа познания жизни;

-воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение

и

оформлять

его

словесно

в

устных

высказываниях

в

жанре

рассуждения

аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу

прочитанного.

- формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с

писателем в процессе читательского восприятия.

Организационные

формы:

главной

формой

организации

учебной

деятельности

учащихся является работа в группах, преобладают активные и интерактивные методы

и приемы обучения.

Оборудование:

компьютер,

проектор,

проекционный

экран;

мультимедийная

презентация,

задания

для

групп,

высказывания

Л.Н.Толстого,

фрагменты

фильма

«После бала».

Ход урока

1. Этап – мобилизующий. Включение учащихся в активную интеллектуальную

деятельность. Вступительное слово учителя. (Метод учебного диалога).

-Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. В начале урока мне

хотелось задать вам вопрос:

- Что влияет на душевное состояния человека?

(Примерные ответы: радость, победа, поражение, горе, беда , ситуация, в которую

попадает человек.)

- Ситуации разные, а значит, и мы испытываем разные чувства, порой совершенно

противоположные

- Что же ещё может влиять на душевное состояние человека? Может ли музыка, цвет,

слово влиять на наше состояние?

- Послушайте следующие отрывки музыкальных произведений и оцените

эмоциональное состояние, полученное от этой музыки.

(Слайд 2, 3)

- Слово учителя:

-Итак, вы получили совершенно противоположные эмоциональные ощущения. Мы

говорим «душевное состояние». А что же такое душевное состояние?

(Слайд 4) (Душевное состояние человека – это то, что он чувствует в определенный

момент, а чувства бывают противоречивы, противоположны, контрастны.)

- На предыдущих уроках мы изучали рассказ Л.Н.Толстого «После бала».Сегодня

продолжим эту работу.

Предлагаю прослушать два отрывка из рассказа Л.Н. Толстого. Первый окунет нас в

атмосферу бала середины XIX века. (Звучит отрывок из рассказа) (Слайд 5)

(Звучит отрывок из рассказа «Я стал смотреть туда же…» ) ( Слайд 6)

(Приложение 1)

- Что вы заметили? (Примерные ответы: изображенные картины в произведении

Толстого резко противоположны, контрастны)

2 этап. 1)Формулирование темы самими учениками.

- Как бы вы сформулировали тему нашего урока? ( Для чего мы прослушали музыку,

отрывки из рассказа, к какому выводу пришли. Важно, чтобы ученики вышли на

ключевые слова темы: контраст, идея ,главная мысль произведения).

Тема урока: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого

«После бала».

( Слайд 7)

2) Целеполагание.

-Сформулируйте цели с помощью опорных глаголов. (Прием целеполагания.)

( Слайд 8)

Вспомнить содержание произведения, жанр, что такое композиция, идея

Узнать, что такое контраст, как литературный прием, какова идея произведения Л.Н.

Толстого

Понять, какова роль контраста в раскрытии идеи рассказа Л.Н.Толстого «После

бала».

Уметь анализировать произведения, исследовать художественный текст,

Учиться построению текстов – ответов, аргументации своих суждений, работать в

команде, уметь слушать и слышать позицию другого.

3.Этап актуализации знаний.

1) Слово учителя.

- Художественное произведение не хаотичное собрание эпизодов, описаний,

монологов и диалогов.

Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом

способствует раскрытию идей писателя.

- Попробуем это доказать знанием теории литературы: (стадия вызова)

Что такое композиция произведения? (Слайд 9)

Рассмотрим в чём особенности построения рассказа «После бала»

1.

Что такое идея произведения?

2.

Кто такой рассказчик?

3.

Кто такой автор?

2)Работа с таблицей. ( Слайд 10)

- Сравните 1 и 2 части таблицы. Восстановите пропущенные слова в 5 строке Что вы

заметили? (Части противоположны, контрастны. Герой испытывает противоречивые

чувства).

I часть «На балу»

II часть «После бала»

1

.

Залитая огнями бальная зала

(языковые средства)

Черный, грязный плац

(языковые средства)

2

.

Обаятельная Варенька

(образ)

Истерзанный экзекуцией солдат

(образ)

3

.

Веселые танцы

(композиция)

Избиение солдата шпицрутенами

(композиция)

4

.

Внешняя красота и благородство

полковника

Внутренняя непривлекательность,

даже безобразие героя

5

.

Чувство …. (восхищения)

Чувство…. (разочарования)

( Слайд 11)

Такая резкая противоположность называется контрастом

4.Этап. Работа в группах. (Слайд 12)

Слово учителя:

- Этот композиционный приём использует Толстой в рассказе, а с какой целью, мы

должны выяснить сегодня на уроке. Исследуем на конкретных примерах роль

контраста в рассказе, обратимся к тексту. (метод инсерта)

1 группа должна произвести наблюдения над композицией рассказа;

2 группа - сравнить образы полковника и наказываемого;

3 группа -= сопоставить языковые средства через сравнение цвета и звука.

- Результатом вашей работы будут заполненные таблицы, выводы, которые вы

представите в виде готовых текстов и самопрезентации группы. (Приложения 2,3,4)

- Перед вами ещё одна таблица, которая поможет каждой группе увидеть свою часть

в общей работе. (Слайд 13)

( Время работы 5-7 минут)

5 этап. Выступление групп. Самопрезентация.

Во время ответа одной группы две другие думают над заданием: «На какой вопрос вы

получили ответ, слушая выступление группы»

Отвечает 1 группа «Композиция».

Примерный ответ: нашей группе было дано задание сопоставить две части рассказа

«На балу» и «после бала». Кого мы видим на балу? Беззаботное веселье, радость,

много света и белого цвета. Все это так воспринимает герой-рассказчик Иван

Васильевич. Сопоставляемые части контрастны. Душевное состояние героя резко

меняется во второй части рассказа.

Вопрос к слушающим: : «На какой вопрос вы получили ответ во время ответа

группы?» (Примерный ответ: «Контрастны ли обе части рассказа по композиции?»).

Отвечает 2 группа «Система образов»

Примерный ответ: нашей группе необходимо было сравнить образы Полковника и

Наказываемого по внешнему виду, походке и лицу. Соотнеся поля таблицы, мы

пришли к следующим выводам. Изображение героев контрастно. Во-первых, контраст

подчеркивает их социальное неравенство. Во-вторых, помогает понять, что полковник

внешне не изменился, но проявляет злобу и жестокость по отношению к другому

человеку. И это понимает читатель через восприятие героя-рассказчика.

Вопрос к слушающим: «На какой вопрос вы получили ответ во время ответа группы?»

(Примерный ответ: « Контрастно ли изображение героев рассказа и в чем оно

проявляется?»).

Отвечает 3 группа «Языковые средства»

Примерный ответ: наша группа сопоставляла языковые средства через сравнение

цвета и звука в рассказе «на балу» и «после бала». Мы пришли к следующим

выводам. Во – первых, отмечаем полную противоположность двух частей по «цвету и

звуку» (доказывают примерами из таблицы); Во-вторых, звуки и краски в рассказе

даны через восприятие героя-рассказчика – Ивана Васильевича, значит контраст и в

душевном состоянии героя рассказа.

Вопрос к слушающим: «На какой вопрос вы получили ответ во время ответа группы?»

(Примерный ответ: «Контрастны ли языковые средства в рассказе?»).

6 этап. Вывод по работе групп.

- Все группы, работая над своим заданием, пришли к общему выводу. Какому?

Какой художественный прием лежит в основе рассказа? (Толстой использует прием

контраста).

- Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье в первой части резко

оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа

Общее в ответах всех групп – это изображение психологического, душевного

состояния героя – рассказчика. Именно через понимание его образа мы выходим на

художественную идею произведения.

7 этап. Образ рассказчика и его нравственный выбор. Выход на идею рассказа.

- Какую из двух частей вы считаете главной в рассказе? (вторая часть – именно после

бала изменилась вся жизнь человека)

( Просмотр ролика . Слайд 14)

- В каком состоянии Иван Васильевич после увиденной им картины наказания

солдата.

(Переживает мучительное чувство стыда. « мне было до такой степени стыдно,

что , не зная, куда смотреть, как будто уличён в самом постыдном поступке, я опустил

глаза и поторопился домой». Он не мог заснуть. На сердце была тоска

- Почему он не вмешался в происходящее?

(Он не может представить, чтобы дурное, злое, отвратительное дело вершилось с

такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «…они знали что-то такое,

чего я не знал».)

-Как изменилась жизнь героя после бала?

- Почему Иван Васильевич отказывается от службы? Какова его нравственная

позиция? (Примерный ответ. Он выбирает для себя единственно верный путь –

отказаться от зла. Если ты не в силах изменить мир, однако можешь не участвовать во

всеобщем зле. Он принял решение не служить не только в армии, но и нигде. Иван

Васильевич делает свой нравственный выбор. Он не хочет быть таким же жестоким,

как полковник.

Иван Васильевич, чтобы сохранить душу, делает свой выбор.

Неучастие во зле – нравственный выбор героя)

- Как выражена авторская оценка героя? ( Словами одного из слушателей : «Ну, это мы

знаем, как вы никуда не годитесь… Сколько бы людей никуда не годилось, кабы вас не

было»

8 этап. Составление синквейна

Иван Васильевич

Красивый, молодой

Рассказывал, вспоминал, анализировал

Человек, разочаровавшийся в своей любви

Герой

9 этап .Формулирование художественной идеи произведения.

- Какова причина событий, изображенных в рассказе? (Вспомните сравнение образов

полковника и татарина?) Социальные противоречия.

- Какова идея произведения?

(В основе рассказа идея единства нравственной и социальной справедливости.

Неучастия во зле. Ответственность человека за все происходящее)

10 этап. Рефлексия. Оценки за урок.

-Что было интересным для вас на уроке

-Что нового узнали ?

- Каково ваше душевное состояние?

11 этап. Домашнее задание: написать сочинение на тему

«В чём я вижу смысл жизни?», используя высказывание Л.Н.Толстого и аргумент из

рассказа « После бала».

12 этап. Заключительное слово учителя (Слайд 20)

- Ребята, давайте попробуем восстановить слова Л.Н.Толстого о смысле жизни,

оставленные нам писателем как завещание. Посмотрим, какие мысли хотел своим

рассказом донести до нас писатель?

«Смысл жизни в служении ______(людям). Жить для одного себя_____(нельзя).Это

духовная______(смерть). Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении

в себе_____(любви, добра)».

- Ребята, я надеюсь, что будете следовать словам великого Толстого.

Приложение 1

1 эпизод

Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время

крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море

шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина

был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и

польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой. Она была в белом

платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до

худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. В этот вечер я видел только её,

её высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, её сияющее,

зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на

нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она

затмила их всех. Нельзя было не любоваться

.

2 эпизод

Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся

ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к

ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и

фуражке, фигура которого показалась мне знакомой. Дергаясь всем телом, шлепая

ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него

ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад — и тогда унтер-офицеры,

ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед — и тогда унтер-офицеры,

удерживая его от падения, тянули его назад. И не отставая от него, шел твердой,

подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом

и белыми усами и бакенбардами.При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь,

поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и,

оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был

совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы,

помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте».

Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел,

как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперед и, со свистом

взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина. Татарин дернулся вперед, но

унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с

этой, и опять с той. Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал

между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное,

неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

Приложение2

1 группа

Композиция

Полковник

Наказываемый

Фигура

На балу

После бала

Походка

Лицо

Приложение3

2 группа

Языковые средства

На балу

После бала

Цветовая

гамма , краска

Звуки,

характер

музыки

Приложение3

1 группа

Система образов

На балу

После бала

Кого мы

видим ?

Что мы видим

?

Душевное

состояние

Ивана

Васильевича



В раздел образования