Автор: Абакарова Зарема Магомедовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г.Избербаш, Республика Дагестан
Наименование материала: Конспект открытого урока литературы в 8 классе
Тема: "Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л.Н.Толстого "После бала"
Раздел: среднее образование
Городское управление образования г.Избербаш
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Конспект открытого урока
литературы в 8 классе
«Контраст
как
средство
раскрытия
идеи
рассказа
Л
.
Толстого
«После
бала»
Автор: Абакарова Зарема Магомедовна,
учитель русского языка и литературы
Избербаш -2016
Цели урока:
1)Вспомнить содержание произведения, жанр, композиция, идея
2)Узнать о контрасте, как о литературном приеме, какова идея произведения
3)Понять какова роль контраста в раскрытии идеи рассказа
4)Уметь анализировать произведение, исследовать
художественный текст; строить
тексты,
аргументировать свои суждения,
работать в команде, слушать и слышать
другого
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование
толерантности
как
нормы
осознанного
и
доброжелательного
отношения к другому человеку.
Метапредметные:
-умение
строить
логическое
рассуждение,
включая
установление
причинно-
следственных связей, делать умозаключения;
- умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно
сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при
выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера,
формулировать и аргументировать свое мнение.
Предметные:
-понимание литературы как особого способа познания жизни;
-воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение
и
оформлять
его
словесно
в
устных
высказываниях
в
жанре
рассуждения
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу
прочитанного.
- формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с
писателем в процессе читательского восприятия.
Организационные
формы:
главной
формой
организации
учебной
деятельности
учащихся является работа в группах, преобладают активные и интерактивные методы
и приемы обучения.
Оборудование:
компьютер,
проектор,
проекционный
экран;
мультимедийная
презентация,
задания
для
групп,
высказывания
Л.Н.Толстого,
фрагменты
фильма
«После бала».
Ход урока
1. Этап – мобилизующий. Включение учащихся в активную интеллектуальную
деятельность. Вступительное слово учителя. (Метод учебного диалога).
-Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. В начале урока мне
хотелось задать вам вопрос:
- Что влияет на душевное состояния человека?
(Примерные ответы: радость, победа, поражение, горе, беда , ситуация, в которую
попадает человек.)
- Ситуации разные, а значит, и мы испытываем разные чувства, порой совершенно
противоположные
- Что же ещё может влиять на душевное состояние человека? Может ли музыка, цвет,
слово влиять на наше состояние?
- Послушайте следующие отрывки музыкальных произведений и оцените
эмоциональное состояние, полученное от этой музыки.
(Слайд 2, 3)
- Слово учителя:
-Итак, вы получили совершенно противоположные эмоциональные ощущения. Мы
говорим «душевное состояние». А что же такое душевное состояние?
(Слайд 4) (Душевное состояние человека – это то, что он чувствует в определенный
момент, а чувства бывают противоречивы, противоположны, контрастны.)
- На предыдущих уроках мы изучали рассказ Л.Н.Толстого «После бала».Сегодня
продолжим эту работу.
Предлагаю прослушать два отрывка из рассказа Л.Н. Толстого. Первый окунет нас в
атмосферу бала середины XIX века. (Звучит отрывок из рассказа) (Слайд 5)
(Звучит отрывок из рассказа «Я стал смотреть туда же…» ) ( Слайд 6)
(Приложение 1)
- Что вы заметили? (Примерные ответы: изображенные картины в произведении
Толстого резко противоположны, контрастны)
2 этап. 1)Формулирование темы самими учениками.
- Как бы вы сформулировали тему нашего урока? ( Для чего мы прослушали музыку,
отрывки из рассказа, к какому выводу пришли. Важно, чтобы ученики вышли на
ключевые слова темы: контраст, идея ,главная мысль произведения).
Тема урока: «Контраст как средство раскрытия идеи рассказа Л. Толстого
«После бала».
( Слайд 7)
2) Целеполагание.
-Сформулируйте цели с помощью опорных глаголов. (Прием целеполагания.)
( Слайд 8)
Вспомнить содержание произведения, жанр, что такое композиция, идея
Узнать, что такое контраст, как литературный прием, какова идея произведения Л.Н.
Толстого
Понять, какова роль контраста в раскрытии идеи рассказа Л.Н.Толстого «После
бала».
Уметь анализировать произведения, исследовать художественный текст,
Учиться построению текстов – ответов, аргументации своих суждений, работать в
команде, уметь слушать и слышать позицию другого.
3.Этап актуализации знаний.
1) Слово учителя.
- Художественное произведение не хаотичное собрание эпизодов, описаний,
монологов и диалогов.
Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом
способствует раскрытию идей писателя.
- Попробуем это доказать знанием теории литературы: (стадия вызова)
Что такое композиция произведения? (Слайд 9)
Рассмотрим в чём особенности построения рассказа «После бала»
1.
Что такое идея произведения?
2.
Кто такой рассказчик?
3.
Кто такой автор?
2)Работа с таблицей. ( Слайд 10)
- Сравните 1 и 2 части таблицы. Восстановите пропущенные слова в 5 строке Что вы
заметили? (Части противоположны, контрастны. Герой испытывает противоречивые
чувства).
I часть «На балу»
II часть «После бала»
1
.
Залитая огнями бальная зала
(языковые средства)
Черный, грязный плац
(языковые средства)
2
.
Обаятельная Варенька
(образ)
Истерзанный экзекуцией солдат
(образ)
3
.
Веселые танцы
(композиция)
Избиение солдата шпицрутенами
(композиция)
4
.
Внешняя красота и благородство
полковника
Внутренняя непривлекательность,
даже безобразие героя
5
.
Чувство …. (восхищения)
Чувство…. (разочарования)
( Слайд 11)
Такая резкая противоположность называется контрастом
4.Этап. Работа в группах. (Слайд 12)
Слово учителя:
- Этот композиционный приём использует Толстой в рассказе, а с какой целью, мы
должны выяснить сегодня на уроке. Исследуем на конкретных примерах роль
контраста в рассказе, обратимся к тексту. (метод инсерта)
1 группа должна произвести наблюдения над композицией рассказа;
2 группа - сравнить образы полковника и наказываемого;
3 группа -= сопоставить языковые средства через сравнение цвета и звука.
- Результатом вашей работы будут заполненные таблицы, выводы, которые вы
представите в виде готовых текстов и самопрезентации группы. (Приложения 2,3,4)
- Перед вами ещё одна таблица, которая поможет каждой группе увидеть свою часть
в общей работе. (Слайд 13)
( Время работы 5-7 минут)
5 этап. Выступление групп. Самопрезентация.
Во время ответа одной группы две другие думают над заданием: «На какой вопрос вы
получили ответ, слушая выступление группы»
Отвечает 1 группа «Композиция».
Примерный ответ: нашей группе было дано задание сопоставить две части рассказа
«На балу» и «после бала». Кого мы видим на балу? Беззаботное веселье, радость,
много света и белого цвета. Все это так воспринимает герой-рассказчик Иван
Васильевич. Сопоставляемые части контрастны. Душевное состояние героя резко
меняется во второй части рассказа.
Вопрос к слушающим: : «На какой вопрос вы получили ответ во время ответа
группы?» (Примерный ответ: «Контрастны ли обе части рассказа по композиции?»).
Отвечает 2 группа «Система образов»
Примерный ответ: нашей группе необходимо было сравнить образы Полковника и
Наказываемого по внешнему виду, походке и лицу. Соотнеся поля таблицы, мы
пришли к следующим выводам. Изображение героев контрастно. Во-первых, контраст
подчеркивает их социальное неравенство. Во-вторых, помогает понять, что полковник
внешне не изменился, но проявляет злобу и жестокость по отношению к другому
человеку. И это понимает читатель через восприятие героя-рассказчика.
Вопрос к слушающим: «На какой вопрос вы получили ответ во время ответа группы?»
(Примерный ответ: « Контрастно ли изображение героев рассказа и в чем оно
проявляется?»).
Отвечает 3 группа «Языковые средства»
Примерный ответ: наша группа сопоставляла языковые средства через сравнение
цвета и звука в рассказе «на балу» и «после бала». Мы пришли к следующим
выводам. Во – первых, отмечаем полную противоположность двух частей по «цвету и
звуку» (доказывают примерами из таблицы); Во-вторых, звуки и краски в рассказе
даны через восприятие героя-рассказчика – Ивана Васильевича, значит контраст и в
душевном состоянии героя рассказа.
Вопрос к слушающим: «На какой вопрос вы получили ответ во время ответа группы?»
(Примерный ответ: «Контрастны ли языковые средства в рассказе?»).
6 этап. Вывод по работе групп.
- Все группы, работая над своим заданием, пришли к общему выводу. Какому?
Какой художественный прием лежит в основе рассказа? (Толстой использует прием
контраста).
- Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье в первой части резко
оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа
Общее в ответах всех групп – это изображение психологического, душевного
состояния героя – рассказчика. Именно через понимание его образа мы выходим на
художественную идею произведения.
7 этап. Образ рассказчика и его нравственный выбор. Выход на идею рассказа.
- Какую из двух частей вы считаете главной в рассказе? (вторая часть – именно после
бала изменилась вся жизнь человека)
( Просмотр ролика . Слайд 14)
- В каком состоянии Иван Васильевич после увиденной им картины наказания
солдата.
(Переживает мучительное чувство стыда. « мне было до такой степени стыдно,
что , не зная, куда смотреть, как будто уличён в самом постыдном поступке, я опустил
глаза и поторопился домой». Он не мог заснуть. На сердце была тоска
- Почему он не вмешался в происходящее?
(Он не может представить, чтобы дурное, злое, отвратительное дело вершилось с
такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «…они знали что-то такое,
чего я не знал».)
-Как изменилась жизнь героя после бала?
- Почему Иван Васильевич отказывается от службы? Какова его нравственная
позиция? (Примерный ответ. Он выбирает для себя единственно верный путь –
отказаться от зла. Если ты не в силах изменить мир, однако можешь не участвовать во
всеобщем зле. Он принял решение не служить не только в армии, но и нигде. Иван
Васильевич делает свой нравственный выбор. Он не хочет быть таким же жестоким,
как полковник.
Иван Васильевич, чтобы сохранить душу, делает свой выбор.
Неучастие во зле – нравственный выбор героя)
- Как выражена авторская оценка героя? ( Словами одного из слушателей : «Ну, это мы
знаем, как вы никуда не годитесь… Сколько бы людей никуда не годилось, кабы вас не
было»
8 этап. Составление синквейна
Иван Васильевич
Красивый, молодой
Рассказывал, вспоминал, анализировал
Человек, разочаровавшийся в своей любви
Герой
9 этап .Формулирование художественной идеи произведения.
- Какова причина событий, изображенных в рассказе? (Вспомните сравнение образов
полковника и татарина?) Социальные противоречия.
- Какова идея произведения?
(В основе рассказа идея единства нравственной и социальной справедливости.
Неучастия во зле. Ответственность человека за все происходящее)
10 этап. Рефлексия. Оценки за урок.
-Что было интересным для вас на уроке
-Что нового узнали ?
- Каково ваше душевное состояние?
11 этап. Домашнее задание: написать сочинение на тему
«В чём я вижу смысл жизни?», используя высказывание Л.Н.Толстого и аргумент из
рассказа « После бала».
12 этап. Заключительное слово учителя (Слайд 20)
- Ребята, давайте попробуем восстановить слова Л.Н.Толстого о смысле жизни,
оставленные нам писателем как завещание. Посмотрим, какие мысли хотел своим
рассказом донести до нас писатель?
«Смысл жизни в служении ______(людям). Жить для одного себя_____(нельзя).Это
духовная______(смерть). Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении
в себе_____(любви, добра)».
- Ребята, я надеюсь, что будете следовать словам великого Толстого.
Приложение 1
1 эпизод
Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время
крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море
шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина
был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и
польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой. Она была в белом
платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до
худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. В этот вечер я видел только её,
её высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, её сияющее,
зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на
нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она
затмила их всех. Нельзя было не любоваться
.
2 эпизод
Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся
ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к
ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и
фуражке, фигура которого показалась мне знакомой. Дергаясь всем телом, шлепая
ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него
ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад — и тогда унтер-офицеры,
ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед — и тогда унтер-офицеры,
удерживая его от падения, тянули его назад. И не отставая от него, шел твердой,
подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом
и белыми усами и бакенбардами.При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь,
поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и,
оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был
совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы,
помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте».
Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел,
как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперед и, со свистом
взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина. Татарин дернулся вперед, но
унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с
этой, и опять с той. Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал
между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное,
неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.
Приложение2
1 группа
Композиция
Полковник
Наказываемый
Фигура
На балу
После бала
Походка
Лицо
Приложение3
2 группа
Языковые средства
На балу
После бала
Цветовая
гамма , краска
Звуки,
характер
музыки
Приложение3
1 группа
Система образов
На балу
После бала
Кого мы
видим ?
Что мы видим
?
Душевное
состояние
Ивана
Васильевича