"Творческий подход к закреплению пройденного материала на уроках сольфеджио"
Автор: Пылаева Наталия Вячеславовна Должность: преподаватель истории и теории музыки Учебное заведение: МБОУДОД "Рыльская детская школа искусств" Населённый пункт: г. Рыльск, Курская область Наименование материала: конспект открытого урока Тема: "Творческий подход к закреплению пройденного материала на уроках сольфеджио" Раздел: дополнительное образование
Открытый урок по сольфеджио с учащимися 3его класса
фортепианного отделения
Тема урока: "Творческий подход к закреплению пройденного материала
на уроках сольфеджио".
Цель урока: закрепить изученный материал для более успешного
написания учащимися контрольной работы на последующем уроке.
Задачи:
1) образовательная: закрепление теоретического материала ,
практических приёмов и навыков, усвоенных учащимися ранее, на
примере занимательных и творческих упражнений;
2)воспитательная: выработка активной позиции познавательной
деятельности учащихся с помощью соответствующей мотивации и
использования дидактических материалов;
3)развивающая: целенаправленно развитие
интонационных, метроритмических, слуховых и творческих навыков.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Распевка в тональности c-moll (по построенному домашнему
заданию)
1) пение трёх видов гамм в ритме
- натуральный
- гармонический
- мелодический
Гаммы следует петь, предварительно прохлопав ритм, а затем
проговорив название нот в заданном ритме.
2) Пение последовательности ступеней по карточкам.
- I-III-V-VI-V-IV-V-VIIповыш.-I
-V-IV-V-I вниз
-I-VII повыш-VI-V-I вниз
3)Пение в тональности T3/5 S3/5 D3/5 с обращениями ( построение
было выполнено дома)
III.Тема урока: "Закрепление пройденного материала,подготовка к
контрольной работе".
1) Закрепление темы "Интервалы от звука вверх и вниз"
а) беглый теоретический опрос
б) напишите пропущенные интервалы и их обозначения (Калинина,
3 кл.,с .16,упр.4),спеть. Это упражнение предварительно выписывается
на доске.
в)определить и подписать предложенные интервалы.
Упражнение выписывается на доске.
г) решите музыкально-тематические примеры (по карточкам):
м3+б2= ч5- б2= ч8-м2=
ч5+м2= б2+м2= м3+б3=
ч8 -б3= ч4+м3= м7+б2=
2) Закрепление темы"Д7 в тональности в основном виде"
-а)теоретический опрос в виде решения тестов по карточкам:
Д7 строится на 1) 5 ступени
2) 7 ступени
3) 4 ступени
Состав Д7 1)м3+б3+м3
2)Б3/5+м3
3)б3+м3+м3
Д7 разрешается 1) в тонику с утроением основного тона
2)в тонику с удвоением основного тона
3)в полное развёрнутое тоническое трезвучие
б) Определить в предложенных музыкальных примерах Д7:
1)Р. Шуман "Весенняя весть"(Калинина,4 кл.,с.26)
2)Ф. Шуберт "Экосез"(Калинина ,4 кл.,с.26)
3)Черни "Этюд" ( "Фп. игра 1-2 класс, ред. Николаева,с.36)
в) Дописать мелодии, используя движение по звукам Д7 в указанном
ритме:
-Транспонировать "Польскую народную песню" в D-dur.
-Спеть полученные мелодии с дирижированием
IV.Слуховой анализ.
- интервалы,
- три вида гамм, мажора и минора,
-аккорды, включая Д7
V. Диктант с анализом. Металлиди - Перцовская,с.35,
№
200
1. Подобрать к диктанту аккомпанемент,
2. Транспонировать в C-dur , подобрать аккомпанемент, играть и
петь с дирижированием .
VI. Пение номеров.
.1) Домашних номеров. Давыдова- Запорожец,3 класс,с.57,
№
241,242.
2) Чтение с листа .Давыдова - Запорожец,3
класс,с.70,
№
302,303,303,304,305.
VII. Домашнее задание.
1)Сочинить вторые ответные фразы в заданном ритме. Давыдова-
Запорожец, с.57,упр.6.
2)Строить, играть и петь интервалы вверх от "си" ,вниз- от "соль"
3)Строить, играть, петь три вида гамм, T3/5, S3/5, D3/5 с
обращениями,Д7 в основном виде в тональностях A- dur, fis- moll