Автор: Иванова Аэлита Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №3
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности индивидуального подхода у младших школьников"
Раздел: начальное образование
Особенности индивидуального подхода у младших
школьников
Индивидуальный
подход
является
важным
психолого-
педагогическим
принципом,
согласно
которому
в
учебно-
воспитательной
работе
с
детьми
учитываются
индивидуальные
особенности
каждого
ребенка.
Педагогическое
воздействие
всегда
опосредуется
психологическими
особенностями
ребенка,
и
потому
характер и эффективность воздействия определяются не только его
объективными
особенностями,
но
и
тем,
как
оно
воспринимается
ребенком [5, С.63].
Сущность индивидуального подхода в обучении заключается в
том, что общие цели обучения конкретизируются в соответствии не
только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Для
осуществления
индивидуального
подхода
как
в
обучении,
так
и
в
воспитании
необходимо
специальное
изучение
психологических
особенностей
детей.
Для
этого
применяются
различные
методы
исследования:
наблюдение,
специальные
тесты,
естественный
эксперимент
и
другие.
Для
учителей
и
воспитателей
важнее
всего
изучить
детей
в
естественных
условиях
педагогического
процесса;
большим
подспорьем
для
них
является
психолого-педагогическая
характеристика,
охватывающая
все
важнейшие
стороны
личности
ребенка [2, C.24].
Индивидуальный
подход
в
обучении
есть
осуществление
педагогического
процесса
с
учётом
индивидуальных
особенностей
учащихся,
в
значительной
степени
влияющих
на
их
поведение
в
различных
жизненных
ситуациях.
Суть
индивидуального
подхода
составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов
воспитательного
воздействия
с
целью
достижения
оптимальных
результатов
учебно-воспитательного
процесса
по
отношению
к
каждому ребёнку[1, C.81].
Индивидуальный
подход
–
это
необходимое
у с л о в и е
эффективности
педагогического
процесса,
так
как
любое
воспитательное
воздействие
преломляется
через
индивидные
особенности конкретной личности, помогающий ему осознать свою
индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями,
адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые
стороны [5,С. 65].
В
современной
педагогической
науке
и
практике
возникла
необходимость
введения
нового
понятия
–
личностного
подхода,
имеющего
много
общего
с
индивидуа льным
п од ход о м .
Индивидуальный
подход
–
это
подход
к
личности,
свойственной
данному
индивидууму,
отличающийся
характерными
признаками
от
других.
Он
является
одним
из
важных
принципов
обучения.
Эффективность
реализации
учителем
индивидуального
подхода
в
обучении
зависит
от
результата
всестороннего
изучения
своих
воспитанников. При этом учитель имеет представление о характере
каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него
семьи и ближайшего окружения, что бы можно было бы получить
возможность объяснить поступок ребенка и отношение к учебе в целом
[2].
Педагогика
индивидуального
подхода
подразумевает
не
приспособление
целей
и
содержания
обучения
к
отдельным
школьникам, а выбор форм и методов обучения с учетом особенностей
и способностей ребенка.
Необходимость реализации индивидуального подхода, по мнению
С.П. Макарова, связана с объективно существующими противоречиями
между общими для всех учащихся целями, содержанием обучения и
индивидуальными
возможностями
каждого
ребенка,
между
фронтальным
изложением
учебного
материала
учителем
и
индивидуальными
особенностями
восприятия,
памяти,
интересов,
определяющими
индивидуальный
характер
освоения
учебного
материала конкретным школьником [4, C.139].
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и
становления
личности
детей.
Она
призвана
помочь
ребенку,
его
родителям,
учителям
определиться
в
выборе
индивидуального
образовательного маршрута. В образовании непрерывно идет поиск
моделей
обучения,
которые
могут
обеспечить
развитие
личности
с
учетом
индивидуальных
психологических
и
интеллектуальных
способностей. В трудах психологов Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, Л.А.
Венгера, изучавших детские способности доказано, что для развития
этих способностей необходим благополучный интеллектуальный фон
обучения и воспитания [5, C.66].
Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей и
основные
принципы
изучения
индивидуальных
особенностей
для
организации
работы.
Важным
является
формирование
у
учащихся
индивидуального
стиля
работы,
индивидуально-своеобразных
способов действий. В тоже время эти приёмы должны быть более или
менее
равноценны
по
конечным
результатам,
усвоенным
знаниям,
умениям,
и
навыкам
[1].
Индивидуализация
учения
в
начальных
классах
состоит
в
том,
чтобы
увидеть
в
ребенке
особенности
психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из
этих возможностей и особенностей [6, C.96].
Та к и м
о б р а з ом ,
р а с к р ы т и е
и
с о в е р ш е н с т в о в а н и е
индивидуальности происходит в процессе овладения знаниями основ
наук.
Задача
этого
подхода
заключается
в
том,
чтобы
дать
всем
школьникам
систему
знаний
как
средство
их
р а з в и т и я .
Приспосабливаться к уровню развития учащихся – значит следить за
имеющимися в ребёнке слабыми сторонами, отказаться от средств их
преодоления.
Список литературы
•
Выготский Л. С. Воображение и развитие в детском возрасте.// - M., -1991г. – C. 81-89
•
Ефилекина
Р.П.
Детская
психология:
Методические
указания.
Н.://
Научно-учебный
центр
психологии НГУ,- 2007. – C.24
•
Макаров С.П. «Технология индивидуального обучения»// Педагогический вестник. – 1994г. – C.
139
•
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /
Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, - 1998г. – C. 63-66
•
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.// Ярославль. «Академия
развития», - 1996г.- C. 96