Напоминание

"Особенности индивидуального подхода у младших школьников"


Автор: Иванова Аэлита Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №3
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности индивидуального подхода у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности индивидуального подхода у младших

школьников

Индивидуальный

подход

является

важным

психолого-

педагогическим

принципом,

согласно

которому

в

учебно-

воспитательной

работе

с

детьми

учитываются

индивидуальные

особенности

каждого

ребенка.

Педагогическое

воздействие

всегда

опосредуется

психологическими

особенностями

ребенка,

и

потому

характер и эффективность воздействия определяются не только его

объективными

особенностями,

но

и

тем,

как

оно

воспринимается

ребенком [5, С.63].

Сущность индивидуального подхода в обучении заключается в

том, что общие цели обучения конкретизируются в соответствии не

только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Для

осуществления

индивидуального

подхода

как

в

обучении,

так

и

в

воспитании

необходимо

специальное

изучение

психологических

особенностей

детей.

Для

этого

применяются

различные

методы

исследования:

наблюдение,

специальные

тесты,

естественный

эксперимент

и

другие.

Для

учителей

и

воспитателей

важнее

всего

изучить

детей

в

естественных

условиях

педагогического

процесса;

большим

подспорьем

для

них

является

психолого-педагогическая

характеристика,

охватывающая

все

важнейшие

стороны

личности

ребенка [2, C.24].

Индивидуальный

подход

в

обучении

есть

осуществление

педагогического

процесса

с

учётом

индивидуальных

особенностей

учащихся,

в

значительной

степени

влияющих

на

их

поведение

в

различных

жизненных

ситуациях.

Суть

индивидуального

подхода

составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов

воспитательного

воздействия

с

целью

достижения

оптимальных

результатов

учебно-воспитательного

процесса

по

отношению

к

каждому ребёнку[1, C.81].

Индивидуальный

подход

это

необходимое

у с л о в и е

эффективности

педагогического

процесса,

так

как

любое

воспитательное

воздействие

преломляется

через

индивидные

особенности конкретной личности, помогающий ему осознать свою

индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями,

адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые

стороны [5,С. 65].

В

современной

педагогической

науке

и

практике

возникла

необходимость

введения

нового

понятия

личностного

подхода,

имеющего

много

общего

с

индивидуа льным

п од ход о м .

Индивидуальный

подход

это

подход

к

личности,

свойственной

данному

индивидууму,

отличающийся

характерными

признаками

от

других.

Он

является

одним

из

важных

принципов

обучения.

Эффективность

реализации

учителем

индивидуального

подхода

в

обучении

зависит

от

результата

всестороннего

изучения

своих

воспитанников. При этом учитель имеет представление о характере

каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него

семьи и ближайшего окружения, что бы можно было бы получить

возможность объяснить поступок ребенка и отношение к учебе в целом

[2].

Педагогика

индивидуального

подхода

подразумевает

не

приспособление

целей

и

содержания

обучения

к

отдельным

школьникам, а выбор форм и методов обучения с учетом особенностей

и способностей ребенка.

Необходимость реализации индивидуального подхода, по мнению

С.П. Макарова, связана с объективно существующими противоречиями

между общими для всех учащихся целями, содержанием обучения и

индивидуальными

возможностями

каждого

ребенка,

между

фронтальным

изложением

учебного

материала

учителем

и

индивидуальными

особенностями

восприятия,

памяти,

интересов,

определяющими

индивидуальный

характер

освоения

учебного

материала конкретным школьником [4, C.139].

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и

становления

личности

детей.

Она

призвана

помочь

ребенку,

его

родителям,

учителям

определиться

в

выборе

индивидуального

образовательного маршрута. В образовании непрерывно идет поиск

моделей

обучения,

которые

могут

обеспечить

развитие

личности

с

учетом

индивидуальных

психологических

и

интеллектуальных

способностей. В трудах психологов Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, Л.А.

Венгера, изучавших детские способности доказано, что для развития

этих способностей необходим благополучный интеллектуальный фон

обучения и воспитания [5, C.66].

Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей и

основные

принципы

изучения

индивидуальных

особенностей

для

организации

работы.

Важным

является

формирование

у

учащихся

индивидуального

стиля

работы,

индивидуально-своеобразных

способов действий. В тоже время эти приёмы должны быть более или

менее

равноценны

по

конечным

результатам,

усвоенным

знаниям,

умениям,

и

навыкам

[1].

Индивидуализация

учения

в

начальных

классах

состоит

в

том,

чтобы

увидеть

в

ребенке

особенности

психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из

этих возможностей и особенностей [6, C.96].

Та к и м

о б р а з ом ,

р а с к р ы т и е

и

с о в е р ш е н с т в о в а н и е

индивидуальности происходит в процессе овладения знаниями основ

наук.

Задача

этого

подхода

заключается

в

том,

чтобы

дать

всем

школьникам

систему

знаний

как

средство

их

р а з в и т и я .

Приспосабливаться к уровню развития учащихся – значит следить за

имеющимися в ребёнке слабыми сторонами, отказаться от средств их

преодоления.

Список литературы

Выготский Л. С. Воображение и развитие в детском возрасте.// - M., -1991г. – C. 81-89

Ефилекина

Р.П.

Детская

психология:

Методические

указания.

Н.://

Научно-учебный

центр

психологии НГУ,- 2007. – C.24

Макаров С.П. «Технология индивидуального обучения»// Педагогический вестник. – 1994г. – C.

139

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /

Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, - 1998г. – C. 63-66

Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.// Ярославль. «Академия

развития», - 1996г.- C. 96



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники