"Проект клубного занятия по теме "Самарские узоры – традиции и современность" с применением технологии развивающего обучения"
Автор: Скворцова Татьяна Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДОД ЦВР Куйбышевского района Населённый пункт: г.Самара Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Проект клубного занятия по теме "Самарские узоры – традиции и современность" с применением технологии развивающего обучения" Раздел: дополнительное образование
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки
работников образования
Итоговая работа
по теме:
«Проект клубного занятия по теме «Самарские узоры –
традиции и современность» с применением технологии
развивающего обучения»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 28.09.15. - 02.10.15.
ВБ: «Проектирование учебного занятия с применением современных
образовательных технологий»
Выполнила: Скворцова Татьяна Николаевна,
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦВР Куйбышевского района.
Преподаватель: к.п.н., доцент Сорокина И.В.
2015 г.
Паспорт учебного занятия в клубе прикладного творчества «ЗАВИТОК»
ФИО СКВОРЦОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Целевой компонент
Тема урока:
Самарские узоры-традиции и современность.
Образовательная цель
Формирование
ценностного
отношения,
развитие
теоретического
мышления
к
художественной
культуре
обучающихся
через
о смысление
ха р а кт е р н ы х
особенностей Самарской росписи.
Планируемые
образовательные
результаты
По окончании изучения темы ученик:
ЛР: -проявляет устойчивый познавательный интерес к
изучаемой теме;
-проявляет познавательную активность;
МР: -самостоятельно формирует тему занятия;
-планирует предстоящую познавательную деятельность;
-находит информацию в источнике,
-анализирует, оценивает, оформляет ее в таблице;
ПР: -рассказывает о народных промыслах;
-различает основные виды декоративных росписей;
-расписывает деревянную доску элементами Самарской
росписи;
-проявляет художественный вкус.
Программные требования
к
о б р а з о в а т е л ь н ы м
р е зул ьт ат а м
р а з д е л а
«Народные
декоративные
росписи»
Ученик научиться:
-разбираться в декоративных росписях по признакам;
- рисовать по замыслу;
- умение смешивать краски на палитре для получения
разных цветов и оттенков.
Ученик получит практические умения.
Содержательный компонент
Программное содержание
История возникновения Самарской росписи
Мировоззренческая идея
Формирование
и
развитие
основ
художественной
культуры
ребенка
через
народное
декоративно
-
прикладное творчество.
Ценностно-смысловые
ориентиры
Красота. Народные традиции родного края. Искусство.
Прикладное творчество.
План
изучения
учебного
материала
1. Понятие «Самарские узоры»
2. Цветовая гамма Самарской росписи
3. Создание своего узора.
Основные понятия
«Замалёвок»
(закрашивание),
«оживка»
(завершающий
этап
росписи),
акцент,
бордюр,
грунт,
динамичность,
колорит,
композиция,
народные
художественные
промыслы, орнамент, цветовая гамма, пастельные тона,
капельки, точки, усики, дуги, дужки, колечки, петельки,
завитки, спиральки, купавки, розаны, тычок.
Тип урока
изучения нового материала
Форма урока
урок- практикум
Образовательная
технология
технология развивающего обучения
Организационно-деятельностный
Оснащение урока
раздаточный дидактический материал, рабочая тетрадь по
обучению
самарской
росписи,
слайдовая
презентация,
доска,
гуашь,
беличьи
кисти
№1,№3,№7-9,тычки
(отработанные кисточки без ворса, карандаш с ластиком,
жёсткие
клеевые
кисти
№8-10,
п о р ол о н о в ы е
«пампушки»), грунтовка(клеевая), деревянные доски, лак
по дереву, салфетки, стаканчик для воды, палитра.
Мизансцена урока
парты стоят буквой «П»
Предварительная
п од г о т о в к а
к
у р о к у
учащихся
-подготовить эпиграфы, цитаты о народном декоративном
творчестве;
-найти и рассмотреть иллюстрации старинных предметов
быта.
Домашнее задание
По сещение
областного
Самарского
и с т о р и ко -
краеведческого музея имени П.В.Алабина (с родителями)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
ПОР урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА
Приветствие. Проверка отсутствующих. Про-
верка готовности к уроку. Психологический
настрой на урок.
II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
Задание: Прочитайте эпиграф к уроку
« Россиночка»
Она волшебница и фея
Страны старинных мастеров.
И пусть над ней столетья веют
Чудесных красок и цветов.
Она, как прежде, всех красивей,
Пройдем с Россиночкой и мы
По тропам сказочной России
От Городца до Хохломы.
Спроси- Россиночка расскажет,
Как светит Гжели синева.
Скажи – Россиночка покажет,
Как оживают кружева.
Как отражается в озерах
Волшебных красок хоровод,
Цветут поля, чернеют горы,
И в небе золото поет.
Вводная беседа:
- О чем говорится в этом стихотворении?
- Что хотел сказать нам автор этими строками?
- Как вы понимаете строки от Городца до
Хохломы?
-Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на
занятии?
-А какие еще вы знаете народные промыслы?
-Что изготовляют( какие изделия) народные
умельцы?
-Из каких материалов изготовлены изделия и
предметы быта?
-Как украшены (расписаны) они?
-Что передают (изображают) мастера в народных
один ученик в слух
Слайд №1.
устно,фронтально
на доске видиоряд
(3 группы
картинок):
-Хохлома;
-Городец;
-Самарские узоры.
- проявляет
интерес к
изучаемой теме
(ЛР);
-выделяет
основную мысль в
тексте(МР);
-формулирует цель
предстоящей
деятельности(МР);
-
называет
мастеров(ЛР);
-называет изделия
мастеров(ЛР);
-описывает декор
предмета(ЛР);
-описывает из
декоративных росписях?
-Какие цвета используют?
-Перечислите все виды росписей.
Показ слайдовой презентации «Русское народное
творчество в декоративно-прикладном искусстве»
Аналитическая беседа :
-На что обратили внимание?
-Что интересного заметили?
-Что общего и различного в росписях?
-Как можно сформулировать главный вопрос
урока?
-Какая будет тема урока?
Главный вопрос занятия: - Каковы особенности
элементов Самарской росписи?
-Что нужно знать (технологию изготовления,
материалы, последовательность выполнения
элементов) при росписи изделия?
Задание: провести сравнительный анализ
русских народных росписей( чем похожи, чем
различаются, что общего, что нового).
Проверка с обсуждением.
-наблюдает,
выполняет(приложе
ние №2)
фронтально, устно
выборочно, после
обсуждения в парах
письменно,
самостоятельно,
таблица №1
3-4 ученика
каких элементов
состоит орнамент
росписи(ЛР);
-
анализирует,
высказывает
собственное
мнение,
обосновывает
свою
позицию(ЛР);
- владеет
способами со-
трудничества (ЛР);
- планирует
предстоящую
познавательную
деятельность (МР);
-
самостоятельно
формулирует тему
занятия(МР);
III. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
1. Понятие «Самарские узоры».
Познавательная беседа: - Откуда пришли к нам
Самарские узоры? Где зародились?
-Какие особенности авторской Самарской
росписи?
-Какой стиль?
-Как вы понимаете - ручная роспись?
Автор «Самарских узоров» самодеятельный
художник и педагог Горлова С.Г.Она наша
землячка, живет и работает в Самаре. Увлечение
самодеятельным искусством переросло в
создание нового декоративного образа
(Самарскую роспись). Так возник тандем
традиций и современности.
2. Практическая работа:
Задание: - определить какой жанр росписи
(ручная)?
-какие особенности?
-пользуясь подсказками определить цветовую
гамму самарских узоров;
-какие чувства задевает у нас Самарская роспись?
- Давайте проведем эксперименты. Первый
«Голубая сказка», второй «Сиреневая сказка»,
третий«Розовая сказка».
-Догадались какие цвета возьмем?
- Я отправляюсь в «Голубую сказку» и возьму
синюю и белую краски, смешаю их на палитре. У
меня получился голубой цвет. Цвет нежного
чистого голубого неба.
Слайд №2.№3,№4
фронтально
выборочно
Слайд№5 (фото
художницы)
выборочно
наблюдает,
выполняет на
палитре.
-высказывает
собственное
мнение(ЛР);
- обосновывает
свою позицию
(ЛР);
- проявляет
интерес к
изучаемой теме
(ЛР);
-выделяет
существенные
признаки(МР)
-определяет
жанр(ЛР);
-описывает
особенности
росписи(ЛР);
-высказывает
собственное
мнение(ЛР);
-смешивает синюю
и белую краски на
палитре(ПР);
-Отправляюсь в «Розовую сказку», я возьму
красную и белую краски. Смешаю их на палитре,
у меня получился розовый цвет. Цвет чудесной
нежной розы.
-Отправляясь в «Сиреневую сказку» я возьму
фиолетовую и белую краски. Смешаю их на
палитре. У меня получится сиреневый цвет. Цвет
нежной цветущей сирени. Эти нежные краски
называются пастельными.
Задание: Придумайте свой узор самарский узор и
перенесите его на деревянную доску используя
основные элементы Городецкой и Хохломской
росписей.
Выставка итоговых работ.
Рабочая тетрадь по
обучению авторской
(Самарской)
росписи
С.Г.Горловой
Самостоятельно
выполняет(кистью
№1) под
наблюдением
педагога.
-смешивает
красную и белую
краски(ПР);
-смешивает
фиолетовую и
белую краски(ПР);
-придумывает свой
узор(ЛР);
-переносит свой
узор на
деревянную
доску(ЛР);
-расписывает с
использованием
основных
элементов(ЛР);
-прописывает
концом кисти,
держа кисть
вертикально к
поверхности
доски;(ЛР)
IV. ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ
Беседа:
-Что нового узнали? С чем познакомились?
-Что было особенного интересного на занятии?
-Получилась ли Самарская роспись на изделии?
-Продолжите предложение: Теперь я знаю…
фронтально
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
Содержательная оценка и самооценка
деятельности и достижений учащихся
Приложение 1
Слайд 1
Таблица №1.
Сравнительный анализ
№
Сравнительные признаки
Городец
Хохлома
?
1
Форма
2
Цвет
3
Материал (из чего)
4
По образам (люди, птицы,
животные, растения)
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
С. Г. Горлова – самодеятельный самарский художник,
педагог дополнительного образования Дома творчества
«Восход» г.о.Самара
Приложение 2
Слайдовая презентация:
Тема: «Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве»
Приложение 3
Словарь терминов
Акцент - прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве какой-
нибудь фигуры, лица, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить внимание зрителя.
Бордюр - однородное обрамление эстетического характера (цветочная гряда по краю газона, полоса
земли вокруг садового партера, узор по границе ковра или обоев, каменный бортик между мостовой и
тротуаром).
Грунт - тонкий слой специального состава, который наносят на поверхность.
Движение в цветовой композиции - возникает при активном использовании контрастных цветовых
сочетаний. При динамике светлота колорита может быть любой, останавливает движение в компози-
ции сильный цветовой акцент. Он стягивает композицию к себе, замыкает вокруг себя. Если в работе
необходим акцент и одновременно надо передать движение, то акценты повторяются с определенной
очередностью, создающей ритм.
Динамичность – движение, отсутствие покоя, это не всегда изображение движения - физического дей-
ствия, перемещения в пространстве, но и внутренняя динамика образа. Динамичность достигается
композиционным решением, трактовкой форм и манерой исполнения. Асимметрия в построении уси-
ливает движение в композиции.
Колорит – общий характер сочетания цветов в картине, рисунке, экспозиции, интерьере.
Композиция – от латинского composition составление, сочинение.
Народные художественные промыслы – исторически сложившиеся центры прикладного искусства,
отличающиеся характерными приемами изготовления вещей.
Орнамент – узор, обычно отличающийся ритмичным расположением одних и тех же мотивов. Созда-
ется путем переработки и стилизации изображений всевозможных предметов реального мира и соче-
таний геометрических форм. Орнамент всегда служит украшением предметов, интерьеров.
Гамма цветовая - цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живо-
писного решения.
Контраст, нюанс, тождество – это композиционные средства, помогающие организовать единую,
уравновешенную, соподчиненную композицию.
Линия - элемент, обрисовывающий форму и определяющий ее пластичность.
Мотив – в ДПИ – основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повто-
ряться.
Орнамент - (от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных эле-
ментов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные
изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведе-
ний пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов - также самого
человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зри-
тельно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на ко-
торый он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные моти-
вы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.