Автор: Пилипенко Инна Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №42 Населённый пункт: город Тюмень, Тюменская область Наименование материала: статья Тема: Игры на уроках младших школьников Раздел: начальное образование
Детская игра определяет развитие ребенка до школы. Она заключает в себе правила, которые
организуют эмоции и волю ребенка, упражняют его ум. При поступлении в первый класс у него
происходит смена видов деятельности. Теперь ведущей становится учебная деятельность.
Поначалу ребенку сложно организовать себя в условиях заданных правил двигательной и умственной
активности, поэтому наряду с учебной деятельностью игра должна занять особое место - носить
дидактический, т.е. обучающий, характер. Первоклассники психологически включены в игру, которая
творит произвольность на доброй воле самих детей, она организует их чувства и нравственные качества.
Преодоление самого себя в условиях игры уже дается ребенку, приносит ему истинное удовлетворение и
развивает его как личность.
Проведение дидактической игры с детьми требует от учителя мастерства. Он должен перед игрой
доступно изложить сюжет, поставить познавательную задачу, а затем умело руководить ходом игры,
следя за соблюдением правил. В игре должен участвовать каждый ученик класса: если часть учащихся
работает у доски, то остальные дети являются контролерами или судьями.
В большинстве игр нужно вносить элемент соревнования, что также активизирует детей в процессе
обучения. Необходимо с большим тактом отнестись к детям, допустившим ошибки. С помощью игр мы
решаем различные образовательные задачи.
Занимательные
зверологические
задания
для
детей
3–4-
х
классов
Внимание! Внимание!
Звероматематика. Сколько лет цифро – зверям?
Спешите поскорей
Вы в школу необычную. Хоть верьте, хоть не верьте,
Для деток и …зверей! Хоть много раз проверьте,
Всё в школе так чудесно. Но есть на свете звери,
Всё в не так интересно: Простые цифро – звери.
С зверюшками учиться, Они везде гуляют
Играть и веселиться. И деток приглашают
Здесь весело, со смехом. В них цифры подсчитать
Обучат нас предметам. И сумму их назвать
Уроки - необычные Кто хорошо считает,
А знания – отличные! Тот быстро угадает.
Страница открывается, Сколько зверям лет
Уроки начинаются! Исполнилось в обед?
Треугольные бабочки
Что такое треугольник,
Знает даже и дошкольник
Ну а здесь их, посмотри:
Не один, не два, не три...
Ты фигуры рассмотри,
В них треугольники найди.
Сколько всех ты назови
И в ответе запиши.
Тебе помощь предлагаю
И подсказку сообщаю:
Три числа тебе дано,
Верно лишь оно одно.
Треугольников (5, 8, 10)
Треугольников (6, 16, 21)
Минутка для зверошутки
1. Как написать слово "мышеловка" пятью буквами?
2. Как правильно написать?
У рыб нет зуб. У рыбов нет зубов. У рыбей нет зубей.
3. Три слона в воде, и еще три слона в воде. Сколько всего слонов в воде?
4. Зина и Вера имеют фамилии Орлова и Скворцова. Какую фамилию имеет каждая из них, если известно, что
Зина на два года моложе Орловой?
5. В мире животных часто встречаются забавные названия. Догадайся, кому принадлежат эти
названия?
Мозаика- изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц (галька, камень,
кусочки стекла, черепки), Природного материала: засушенных растений, соломы.
Мозаика- это древний вид искусства.
До наших дней дошли великолепные мозаики из полудрагоценных камней в Италии и Византии. В Древней Руси
тоже знали и умели делать цветное стекло. Многие соборы и храмы славились своими прекрасными мозаичными
картинами.
Мозаика из карандашных стружек.
на все орфограммы начальной школы.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм (С.Ожегов).
Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского приговора; это ходячий ум
народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи (В.Даль).
Поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и
не являющееся афоризмом (С.Ожегов).
Поговорка – складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы: поученье в принятых, ходячих
выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться (В.Даль).
С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки,
загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. Поэтому устное народное творчество
уместно включать в уроки русского языка. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых орфограмм.
Гласные после шипящих Имена собственные Непроизносимые согласные
Делу время – потехе час. Ехал в Казань, заехал в Рязань. А на нашей улице будет праздник.
В чужие сани не садись. У лодыря Егорки, всегда отговорки. Ленивому всегда праздник.
Грибы ищут – по лесу рыщут. Куда Макар телят не гонял. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
Шила в мешке не утаишь. Москва слезам не верит. Тёплые звёздные ночи в апреле- к урожаю.
Чужим богат не будешь. На языке мёд, а на сердце лёд.
Чужая душа – потёмки.
Русский
язык
–
один
из
сложнейших
учебных
предметов
.
Известно
,
что
важным
условием
на
пути
усвоения
знаний
является
наличие
познавательного
интереса
к
изучаемому
предмету
.
Поэтому
учителя
начальных
классов
стараются
включать
занимательный
материал
в
содержание
уроков
.
Отгадывание
кроссвордов
на
уроках
русского
языка
в
начальной
школе
и
дома
с
родителями
создает
положительный
эмоциональный
настрой
,
вызывает
у
детей
познавательную
активность
,
развивает
не
только
интерес
к
предмету
,
но
и
внимание
,
мышление
,
память
,
способствует
обогащению
словарного
запаса
и
формированию
орфографической
зоркости
школьников
.
Кроссворды
составлены
по
темам
:
на
определенный
вид
орфограмм
или
с
использованием
лексического
значения
слова
(
многозначные
слова
,
синонимы
,
антонимы
).
Прежде
чем
вписать
слово
в
кроссворд
,
детям
необходимо
не
только
отгадать
это
слово
,
но
и
предварительно
подобрать
к
нему
проверочное
,
на
что
указывает
соответствующее
задание
.
Выполняя
подобные
задания
,
ученики
применяют
правила
проверки
и
правописания
слов
с
данной
орфограммой
,
закрепляя
уже
приобретенные
навыки
не
обычным
способом
,
а
в
процессе
игры
.
Непроизносимая согласная
I. Подберите близкие по значению к данным имена прилагательные с непроизносимой
согласной – и прочтете в столбике ключевое слово
Ответы:
1.
Грус т ный. 2. Счас т ливый. 3.
Гиган т ский. 4.
Радос т ный. 5. Доблес т ный.
6. Извес т ный. 7.
Мес т ный. 8. Чес т ный.
Ключевое слово:
синонимы.
1. Печальный.
2. Удачливый.
3. Огромный
4. Веселый.
5. Отважный. 6. Знаменитый
.
7. Здешний.
8. Правдивый.