Напоминание

Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания


Автор: Ходоева Майя Дамдиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Баяндаевская СОШ"
Населённый пункт: Иркутская область, Баяндаевский район, с. Баяндай
Наименование материала: конспект
Тема: Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания
Раздел: начальное образование





Назад





Тема урока
: Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания
Класс
: 2
Учитель
: Ходоева М. Д.
Раздел:
Двузначные числа. Сложение. Вычитание. Урок 12
Тип урока:
Открытие новых знаний
Деятельностная

цель:
создать условия для формирования способности учащихся рассмотреть сложение однозначных чисел со значением суммы 12 и соответствующие случаи вычитания и сложения.
Образовательная цель:
создать условия для формирования умения решать учебные задачи.
Задачи:
- совершенствовать знания состава чисел в пределах 20 и умение их записывать; - развивать умение рассуждать; - совершенствовать умение решать задачи; - развивать логическое мышление; - способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету, формировать коммуникативные способности.


Планируемые результаты
Формируемые УУД:  познавательные УУД: умение сравнивать выражения и определять признаки их сходства и различия, анализировать изменения цифр в записи двузначных чисел при уменьшении на несколько единиц; постановка вопросов; решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование  регулятивные УУД: прогнозировать результат и находить несколько вариантов решения; контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;  коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников; управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).  личностные УУД: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Оборудование урока
:Учебник «Математика» 2 класс (1 часть), автор учебника Н.Б. Истомина, УМК «Гармония»



Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация

учебной

деятельности
(создание ситуации успеха) - Сегодня урок необычный у нас. Готов к нему, вижу, каждый из вас: Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!» За парты садитесь, пора начинать. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, записывают дату и классная работа
Личностные
: самоопределение;
Регулятивные:
целеполагание;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Актуализац

ия и

фиксировани

е индивид.

затруднения

в пробном

действии
- Что изучали на предыдущем уроке? - Легко ли вам было? Предлагаю повторить состав числа 11. - Какое число пропущено? Объясните свой выбор. - Верно, пропущено число 12. - Что вы можете о нём рассказать? - Состав числа 11. - Да, быстро запомнил состав числа. - Нет, состав числа учил долго. (запись на доске, цепочкой называют ответы, неверные ответы дети исправляют) 1. 9 5 3 7 4 2 8 6
. . . . . . . .
(на доске таблица с числами) - Пропущено число 12, потому что числа идут в порядке возрастания. В каждом столбике одно число больше другого на 4. 2.
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

*
- Число 12 – некруглое, чётное, двузначное, состоит из одного десятка и двух единиц, для записи этого числа нам понадобилось две разные цифры – 1 и 2, его соседи – 11 и 13, по отношению к нему 11 – предыдущее, 13 – последующее.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные:
логические- Анализ объектов с целью выделения признаков
1111


3.Этап

выявления

места и

причины

затруднения
- Ребята попробуйте сформулировать тему урока. - Правильно вы будете изучать состав числа 12. - А где пригодятся вам эти знания? Что же нового вы узнаете сегодня на уроке?
Ставят цели, формулируют тему урока
- На уроке мы будем говорить о числе12. - На прошлом уроке мы узнали состав числа 11, значит - сегодня узнаем состав числа 12. - Будем решать примеры, считать. - Чтобы решать примеры в пределах 20. - В магазине посчитать сдачу.
Регулятивные:
целеполагание;
Познавательные:
постановка вопросов;
Познавательные:
общеучебные Формулирование познавательной цели;
Логические:
формулирование проблемы
4. Этап

реализации

проекта

выхода из

затруднения

5. этап

реализации

построенного

проекта
1. - Решите устно выражения: 9 + 2 6 + 1 20 + 1 15 + 3 7 + 5 - Нахождение значения, какого выражения вызвало у вас затруднения? 2. - Откройте учебник на странице 43, №145. - Пользуясь рисунками, найди значения выражений. - Посчитайте кружочки на каждом рисунке. Запишите и решите равенства. Объясните. №151 - Сколько голубых кружочков в первом ряду? А сколько красных? Сколько всего? Сделай вывод.
Составляют план достижения цели и

определяют средства
( дети решают известные случаи сложения) - Вызвало затруднение выражение 7 + 5. - Я все примеры решила, без затруднений. (дети открывают учебник, объясняют и записывают с комментированием) 10 + 2 = 12 8 + 4 = 12 6 + 6 =12 2 2 4 2 7 + 5 = 12 9 + 3 = 12 3 2 1 2 - Голубых – 9 кружочков. А красных – 3. Всего их – 12. Значит – 9 и 3 – это состав числа 12. (дети записывают у доски) 9 + 3 = 12
Регулятивные:
планирование, прогнозирование;
Познавательные:
Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные
: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
- Запишите число 12 в виде суммы двух однозначных чисел. - Сколько голубых кружочков во втором ряду? А сколько красных? Сколько всего? Сделай вывод. Запишите число 12 в виде суммы двух однозначных чисел. - Сколько голубых кружочков в третьем ряду? А сколько красных? Сколько всего? Сделай вывод. Запишите число 12 в виде суммы двух однозначных чисел. - Сколько голубых кружочков в четвёртом ряду? А сколько красных? Сколько всего? Сделай вывод. Запишите число 12 в виде суммы двух однозначных чисел. - Примеры, которые записали, обведите рамочкой и постарайтесь запомнить состав числа 12. - Голубых – 8 кружочков. А красных – 4. Всего их – 12. Значит – 8 и 4 – это состав числа 12. (дети записывают у доски) 8 + 4 = 12 - Голубых – 7 кружочков. А красных – 5. Всего их – 12. Значит – 7 и 5 – это состав числа 12. (дети записывают у доски) 7 + 5 = 12 - Голубых – 6 кружочков. А красных – 6. Всего их – 12. Значит – 6 и 6 – это состав числа 12. (дети записывают у доски) 6 + 6 = 12 (дети читают хором примеры) 9 + 3 = 12 8 + 4 = 12 7 + 5 = 12 6 + 6 = 12
Физминутка

Снятие усталости с глаз
Электронная физминутка «Друзья»
Следят глазами за двигающимися по экрану

фигурками

6. этап

первичного

закрепления

с

проговариван

ием во

внешней

речи

Устанавливает осознанность восприятия.

Первичное обобщение.
1. Давайте рассмотрим рисунки №146 на странице 43. - Расскажите, объясните друг другу по какому признаку фигуры разбили на две группы и выберите выражения, которые соответствуют рисунку и объясните, что
Проговаривают способ решения в громкой

речи, выбирают рисунок и дают пояснение.
( дети работают в парах, объясняют, громко рассуждают, исправляют ошибки другого)
Регулятивные:
контроль, оценка, коррекция;
Познавательные:
общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения
обозначает в них каждое число. 2. Задание на развитие логического мышления. №150. - Ребята что вы видите на картинках? Ответьте на вопрос: Какова масса собаки? А какова масса кошки? - Объясните почему вы так считаете. - На картинках мы видим весы, гири и животных – собаку и кота. - Масса собаки 9кг, т.к. справа на весах две гири весом 10кг и 1кг – это всего 11кг. Мы видим, что вес одинаковый , возле собаки стоит гиря в 2кг, чтобы было 11кг надо добавить 9кг – это и есть вес собаки. - На второй картинке надо узнать вес кота. Справа стоят гири – 10кг и 2кг, справа гиря 5кг и кот, а мы знаем, что 10 + 2 будет 12, значит и слева тоже 12кг, сегодня на уроке мы выучили состав числа 12 и узнали, что 12 – это 5 и 7, значит вес кота 7кг
Коммуникативные:
управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика). 2. Практическая задача. № 148 - Начертите отрезок длиной 1дм 2см. Выбери пары отрезков, сумма длин которых равна длине отрезка АК. - Опишите устно план выполнения задания. 2. Дети выполняют №148 стр.44 (объясняют и описывают план выполнения задания) - Мы начертили отрезок АК длиной 1дм 2см – это 12см, т.к. в 1дм – 10см. Затем берём линейку и измеряем отрезки ЕМ, ОЕ, АМ, АD, МК, АО. Отрезок ЕМ – 10см, ОЕ – 2см, АМ –4 см , АD – 5см, МК –8 см, АО –7 см
7. этап

самостоятель

ной работы с

самопроверко

й
Задание №147 стр.44 - Самостоятельно выберите пары выражений, значения которых одинаковы. Запишите и решите выражения. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте, на полях карандашом поставьте оценку. Будьте очень внимательны.
Самостоятельная работа. Осуществляют

взаимопроверку, пошагово сравнивая с

эталоном
. Дети самостоятельно записывают и решают. Затем меняются тетрадями, проверяют и оценивают товарища.
Регулятивные:
контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
Личностные:
самоопределение

8. Этап

включения в

систему

знаний и

повторение
1. Устное решение №152. - Прочитайте текст и объясните, что обозначает на схеме каждый отрезок. – Как узнать сколько тетрадей в линейку у девочки? 2. Игра «Почтальон» (у одного ученика конверты с числом 11, у другого – 12, у третьего – 13. Дети сидят за партами и показывают карточки, почтальон должен быстро найти правильный ответ и отдать ребятам конверт) - На рисунке мы видим отрезок. Весь отрезок обозначает количество тетрадей, которые есть у Лены. Отрезок АЕ обозначает тетради в клетку – их 7. Отрезок ЕК обозначает тетради в линейку. - Чтобы узнать, сколько тетрадей в линейку надо из всех тетрадей (12), вычесть тетради в клетку (7), получится – 5. 6 и 5 7 и 4 9 и 2 3 и 8 8 и 4 9 и 3 7 и 5 6 и 6 9 и 4 7 и 6 5 и 8 10 и 3 (с ответом – 11 конверты получает более слабый ученик, с ответом – 12 средний и с ответом 13 -сильный)
9. этап

рефлексии

учебной

деятельности

на уроке
- Выполнили ли мы поставленную задачу на уроке? - Что помогло нам выполнить? Если вам на уроке всё удалось - на полях нарисуйте
зелёный круг
, если у вас остались неразрешённые проблемы -
жёлтый круг
, если вам ещё понадобится помощь -
красный круг

2.Определяются задания для

самоподготовки. Проверка

соответствующих записей.
Стр. 44 №149
Осуществляют самооценку собственной

учебной деятельности
- Да - ……………………… - надо разложить число и дополнить до десятка, затем добавить остаток. Дети фиксируют на полях тетради свои ощущения.
Записывают домашнее задание

Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные:
рефлексия;
Личностные:
смыслообразование


В раздел образования