Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания
Автор: Ходоева Майя Дамдиновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Баяндаевская СОШ" Населённый пункт: Иркутская область, Баяндаевский район, с. Баяндай Наименование материала: конспект Тема: Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания Раздел: начальное образование
Тема урока : Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания
Класс : 2
Учитель : Ходоева М. Д.
Раздел: Двузначные числа. Сложение. Вычитание. Урок 12
Тип урока: Открытие новых знаний
Деятельностная
цель:
создать условия для формирования способности учащихся рассмотреть сложение однозначных чисел со
значением суммы 12 и соответствующие случаи вычитания и сложения.
Образовательная цель: создать условия для формирования умения решать учебные задачи.
Задачи:
- совершенствовать знания состава чисел в пределах 20 и умение их записывать;
- развивать умение рассуждать;
- совершенствовать умение решать задачи;
- развивать логическое мышление;
- способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету, формировать коммуникативные способности.
Планируемые результаты
Формируемые УУД:
познавательные УУД: умение сравнивать выражения и определять признаки их сходства и различия, анализировать изменения
цифр в записи двузначных чисел при уменьшении на несколько единиц; постановка вопросов;
решение проблемы, выдвижение
гипотез и их обоснование
регулятивные УУД: прогнозировать результат и находить несколько вариантов решения; контроль, оценка, коррекция, выделение и
осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
коммуникативные
УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, высказывать свою точку зрения и
прислушиваться
к
мнению
одноклассников; управление поведением партнёра, умение
использовать невербальные средства
общения (жесты, мимика).
личностные УУД: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); желание и
умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Оборудование урока :Учебник «Математика» 2 класс (1 часть), автор учебника Н.Б. Истомина, УМК «Гармония»
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Мотивация
учебной
деятельности
(создание
ситуации
успеха)
- Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность.
Что ж: «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к
уроку,
записывают дату и классная работа
Личностные :
самоопределение;
Регулятивные:
целеполагание;
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками
2.Актуализац
ия и
фиксировани
е индивид.
затруднения
в пробном
действии
- Что изучали на предыдущем уроке?
- Легко ли вам было? Предлагаю повторить
состав числа 11.
- Какое число пропущено? Объясните свой
выбор.
- Верно, пропущено число 12.
- Что вы можете о нём рассказать?
- Состав числа 11.
- Да, быстро запомнил состав числа.
- Нет, состав числа учил долго.
(запись на доске, цепочкой называют ответы,
неверные ответы дети исправляют)
1. 9 5 3 7 4 2 8 6
. . . . . . . .
(на доске таблица с числами)
- Пропущено число 12, потому что числа идут в
порядке возрастания. В каждом столбике одно
число больше другого на 4.
2.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
*
- Число 12 – некруглое, чётное, двузначное,
состоит из одного десятка и двух единиц, для
записи этого числа нам понадобилось две разные
цифры – 1 и 2, его соседи – 11 и 13, по
отношению к нему 11 – предыдущее, 13 –
последующее.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками
Познавательные:
логические-
Анализ объектов с целью
выделения признаков
1111
3.Этап
выявления
места и
причины
затруднения
- Ребята попробуйте сформулировать тему
урока.
- Правильно вы будете изучать состав числа
12.
- А где пригодятся вам эти знания?
Что же нового вы узнаете сегодня на уроке?
Ставят цели, формулируют тему урока
- На уроке мы будем говорить о числе12.
- На прошлом уроке мы узнали состав числа 11,
значит - сегодня узнаем состав числа 12.
- Будем решать примеры, считать.
- Чтобы решать примеры в пределах 20.
- В магазине посчитать сдачу.
Регулятивные:
целеполагание;
Познавательные:
постановка вопросов;
Познавательные:
общеучебные
Формулирование
познавательной цели;
Логические:
формулирование проблемы
4. Этап
реализации
проекта
выхода из
затруднения
5. этап
реализации
построенного
проекта
1.
- Решите устно выражения:
9 + 2 6 + 1 20 + 1
15 + 3 7 + 5
- Нахождение значения, какого выражения
вызвало у вас затруднения?
2.
- Откройте учебник на странице 43, №145.
- Пользуясь рисунками, найди значения
выражений.
- Посчитайте кружочки на каждом рисунке.
Запишите и решите равенства. Объясните.
№151
- Сколько голубых кружочков в первом ряду?
А сколько красных? Сколько всего? Сделай
вывод.
Составляют план достижения цели и
определяют средства
( дети решают известные случаи сложения)
- Вызвало затруднение выражение 7 + 5.
- Я все примеры решила, без затруднений.
(дети открывают учебник, объясняют и
записывают с комментированием)
10 + 2 = 12 8 + 4 = 12 6 + 6 =12
2 2 4 2
7 + 5 = 12 9 + 3 = 12
3 2 1 2
- Голубых – 9 кружочков. А красных – 3. Всего
их – 12. Значит – 9 и 3 – это состав числа 12.
(дети записывают у доски)
9 + 3 = 12
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование;
Познавательные:
Логические: решение
проблемы, выдвижение
гипотез и их обоснование;
Коммуникативные :
инициативное
сотрудничество в поиске и
выборе информации
- Запишите число 12 в виде суммы двух
однозначных чисел.
- Сколько голубых кружочков во втором
ряду? А сколько красных? Сколько всего?
Сделай вывод.
Запишите число 12 в виде суммы двух
однозначных чисел.
- Сколько голубых кружочков в третьем
ряду? А сколько красных? Сколько всего?
Сделай вывод.
Запишите число 12 в виде суммы двух
однозначных чисел.
- Сколько голубых кружочков в четвёртом
ряду? А сколько красных? Сколько всего?
Сделай вывод.
Запишите число 12 в виде суммы двух
однозначных чисел.
- Примеры, которые записали, обведите
рамочкой и постарайтесь запомнить состав
числа 12.
- Голубых – 8 кружочков. А красных – 4. Всего
их – 12. Значит – 8 и 4 – это состав числа 12.
(дети записывают у доски)
8 + 4 = 12
- Голубых – 7 кружочков. А красных – 5. Всего
их – 12. Значит – 7 и 5 – это состав числа 12.
(дети записывают у доски)
7 + 5 = 12
- Голубых – 6 кружочков. А красных – 6. Всего
их – 12. Значит – 6 и 6 – это состав числа 12.
(дети записывают у доски)
6 + 6 = 12
(дети читают хором примеры)
9 + 3 = 12 8 + 4 = 12
7 + 5 = 12 6 + 6 = 12
Физминутка
Снятие усталости с глаз
Электронная физминутка «Друзья»
Следят глазами за двигающимися по экрану
фигурками
6. этап
первичного
закрепления
с
проговариван
ием во
внешней
речи
Устанавливает осознанность восприятия.
Первичное обобщение.
1. Давайте рассмотрим рисунки №146 на
странице 43.
- Расскажите, объясните друг другу по
какому признаку фигуры разбили на две
группы и выберите выражения, которые
соответствуют рисунку и объясните, что
Проговаривают способ решения в громкой
речи, выбирают рисунок и дают пояснение.
( дети работают в парах, объясняют, громко
рассуждают, исправляют ошибки другого)
Регулятивные: контроль,
оценка, коррекция;
Познавательные:
общеучебные - умение
структурировать знания,
выбор наиболее
эффективных способов
решения
обозначает в них каждое число.
2. Задание на развитие логического
мышления. №150.
- Ребята что вы видите на картинках?
Ответьте на вопрос: Какова масса собаки? А
какова масса кошки? -
Объясните почему вы так считаете.
- На картинках мы видим весы, гири и животных
– собаку и кота.
- Масса собаки 9кг, т.к. справа на весах две гири
весом 10кг и 1кг – это всего 11кг. Мы видим, что
вес одинаковый , возле собаки стоит гиря в 2кг,
чтобы было 11кг надо добавить 9кг – это и есть
вес собаки.
- На второй картинке надо узнать вес кота.
Справа стоят гири – 10кг и 2кг, справа гиря 5кг и
кот, а мы знаем, что 10 + 2 будет 12, значит и
слева тоже 12кг, сегодня на уроке мы выучили
состав числа 12 и узнали, что 12 – это 5 и 7,
значит вес кота 7кг
Коммуникативные:
управление поведением
партнёра, умение
использовать невербальные
средства общения (жесты,
мимика).
2. Практическая задача.
№ 148
- Начертите отрезок длиной 1дм 2см. Выбери
пары отрезков, сумма длин которых равна
длине отрезка АК.
- Опишите устно план выполнения задания.
2. Дети выполняют №148 стр.44
(объясняют и описывают план выполнения
задания)
- Мы начертили отрезок АК длиной 1дм 2см –
это 12см, т.к. в 1дм – 10см. Затем берём линейку
и измеряем отрезки ЕМ, ОЕ, АМ, АD, МК, АО.
Отрезок ЕМ – 10см, ОЕ – 2см, АМ –4 см , АD –
5см, МК –8 см, АО –7 см
7. этап
самостоятель
ной работы с
самопроверко
й
Задание №147 стр.44
- Самостоятельно выберите пары выражений,
значения которых одинаковы. Запишите и
решите выражения.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, на
полях карандашом поставьте оценку. Будьте
очень внимательны.
Самостоятельная работа. Осуществляют
взаимопроверку, пошагово сравнивая с
эталоном .
Дети самостоятельно записывают и решают.
Затем меняются тетрадями, проверяют и
оценивают товарища.
Регулятивные: контроль,
оценка, коррекция,
выделение и осознание
того, что уже усвоено и что
ещё подлежит усвоению;
Личностные:
самоопределение
8. Этап
включения в
систему
знаний и
повторение
1. Устное решение №152.
- Прочитайте текст и объясните, что
обозначает на схеме каждый отрезок.
– Как узнать сколько тетрадей в линейку у
девочки?
2.
Игра
«Почтальон»
(у
одного
ученика
конверты
с
числом
11,
у
другого
–
12,
у
третьего – 13.
Дети сидят за партами и
показывают
карточки,
почтальон
должен
быстро
найти
правильный
ответ
и
отдать
ребятам конверт)
- На рисунке мы видим отрезок. Весь отрезок
обозначает количество тетрадей, которые есть у
Лены. Отрезок АЕ обозначает тетради в клетку –
их 7. Отрезок ЕК обозначает тетради в линейку.
- Чтобы узнать, сколько тетрадей в линейку надо
из всех тетрадей (12), вычесть тетради в клетку
(7), получится – 5.
6 и 5 7 и 4 9 и 2 3 и 8
8 и 4 9 и 3 7 и 5 6 и 6
9 и 4 7 и 6 5 и 8 10 и 3
(с ответом – 11 конверты получает более слабый
ученик, с ответом – 12 средний и с ответом 13
-сильный)
9. этап
рефлексии
учебной
деятельности
на уроке
- Выполнили ли мы поставленную задачу на
уроке?
- Что помогло нам выполнить?
Если вам на уроке всё удалось - на полях
нарисуйте зелёный круг , если у вас остались
неразрешённые проблемы - жёлтый круг ,
если вам ещё понадобится помощь -
красный круг
2.Определяются задания для
самоподготовки. Проверка
соответствующих записей.
Стр. 44 №149
Осуществляют самооценку собственной
учебной деятельности
- Да
- ………………………
- надо разложить число и дополнить до десятка,
затем добавить остаток.
Дети фиксируют на полях тетради свои
ощущения.
Записывают домашнее задание
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
Познавательные:
рефлексия;
Личностные:
смыслообразование