Автор: Багдасарян Наира Рафиковна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №364
Населённый пункт: город Санкт– Петербург, Фрунзенский район
Наименование материала: статья
Тема: Оценивание эффективности организации, проектной деятельности обучающихся.
Раздел: среднее образование
Оценивание эффективности организации,
проектной деятельности обучающихся.
Оценивание проектной работы школьников - достаточно интересная работа.
В
традиционном
обучение
есть
критерии
оценивания,
по
которым
учитель
оценивает
обучающегося,
а
в
проектной
деятельности
таких
норм
не
существует,
следовательно,
проект
можно
оценить
не
одной
оценкой,
а
несколькими по разным основаниям.
Управление проектной деятельностью школьников предполагает отбор
специальных критериев, средств оценивания и анализ ее результатов.
Целесообразно осуществлять оценку и анализ проектной деятельности
детей в трех аспектах.
Оценивание
Самооценивание
Важнейшей
целью
образования
является
воспитание
ученика,
который
может учиться самостоятельно.
Это
особенно
важно
сегодня,
когда
технологии
быстро
меняются,
и
постоянно
приходится
учиться
и
переучиваться.
Самостоятельные
ученики
эффективно планируют свое время и выполняют задания без напоминания. Они
знают, как определить и использовать ресурсы и средства. Они берут на себя
риск самостоятельных действий и учатся на своих ошибках.
Сомооценивание
Оценка продукта
Анализ процесса
Основные задачи таких стратегий:
оценить
способность
учеников
брать
на
себя
ответственность
за
свое
обучение;
оценить навыки межличностного общения и сотрудничества;
оценить понимание обратной связи;
сформировать навыки самооценивания и оценивания работы сверстников.
Анализ процесса
Наблюдая за ходом работы учеников, учитель
собирает информацию о
процессах обучения, прогрессе учеников. На основе этой информации учитель
может
помочь ученикам преодолеть возникшие затруднения и решить другие
учебные проблемы.
Основные задачи таких стратегий:
получить информацию для коррекции обучения;
сформировать навыки оценки своего продвижения;
оценить понимание обратной связи.
Оценка продукта
Оцениваются знания и навыки в конце проекта (изученной
темы). В этой
категории представлены два типа объектов оценивания:
продукт
деятельности
ученика
и
представление
(демонстрация)
результатов;
портфолио и ученические конференции.
Экспертная оценка проекта является необходимым компонентом данной
технологии, без которой проект состояться не может. Этим проект обучения
отличается от выполнения обычных проблемных заданий.[6,35]
Программа экспертной оценки задается путем формулировки логической
цепочки
вопросов
—
стандартизованного,
формализованного
характера,
связанных
с
глубиной
раскрытия
знаний
по
рассматриваемой
проблеме,
информативностью
в
соответствующей
области,
умениями
решения
поставленных задач, а также вопросов, раскрывающих субъективную позицию,
выполняющих
проект:
интерес
к
проблеме,
инициативность,
способность
к
коммуникации, ответственность и т. д.
Нередко
в
практике
нашей
школы
эксперты
(из
числа
школьников,
учителей) проводят экспертизу по пяти- или десятибалльной шкале. Экспертная
оценка
может
осуществляться
по
различным
диагностическим
параметрам,
включающим
следующие
аспекты:
мотивационный,
ц е н н о с тн ы й ,
познавательный, коммуникативный, организационный.
Мотивационный
аспект
отражает
заинтересованность
школьников
проектом и их умением заинтересовать класс с помощью эмоциональной речи,
яркого оформления, полученных результатов.
Ценностный
аспект
проявляется
в
собственной
системе
ценностей,
ориентированной на благо других людей, окружающей среды.
Познавательный
аспект
проектной
технологии
отражает
умение
оперировать научным содержанием, осуществлять междисциплинарный перенос,
проявлением творчества при решении проблемы.
Коммуникативный
аспект
диагностируется
по
умению
учащихся
отстаивать свой взгляд, осуществлять обмен ценностями во время дискуссии,
оказывать помощь товарищам.
Организационный
аспект
проявляется
в
четкости
работы
по
плану,
в
согласовании
деятельности
всех
участников
в
группе,
результативности
в
выборе.
При оценке групповой работы, я как учитель – эксперт обращаю внимание
на следующие моменты:
1) все ли члены группы активно работали над проектом;
2) как распределилась работа между ними;
3) появился ли лидер, и на каком этапе это произошло;
4) как лидер взаимодействовал с отдельными членами группы;
5) возникали ли проблемы в процессе работы, и каковы были их причины.
В технологии метода проектов выделяют промежуточную и итоговую оценки,
которые осуществляются либо учителем, либо независимыми экспертами из
числа
обучающихся
или
учителей
школы.
Промежуточная
оценка
дается
учителем
на
каждом
этапе
проектной
деятельности.
Итоговая
оценка
осуществляется экспертами, после совместного обсуждения проекта учителем и
обучающимися, а результаты доводят до сведения
всех обучающихся школы,
через стенгазету, школьное радио, сайт.[6]
Параметры внешней оценки проекта:
Значимость
и
актуальность
выдвинутых
проблем,
адекватность
их
изучаемой тематике;
корректность используемых методов исследования и методов обработки
получаемых результатов;
активность
каждого
участника
проекта
в
соответствии
с
его
индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
характер
общения
и
взаимопомощи,
взаимодополняемости
участников
проекта;
необходимая
и
достаточная
глубина
проникновения
в
проблему;
привлечение знаний из других областей;
доказательность
принимаемых
решений,
умение
аргументировать
свои
заключения, выводы;
эстетика оформления результатов проведенного проекта;
умение
отвечать
на
вопро сы
оппонентов,
лаконично сть
и
аргументированность ответов каждого члена группы.
Внешняя
оценка
проектов,
отслеживает
эффективность,
сбои,
необходимость
своевременной
коррекции.
Характер
этой
оценки
в
большой
степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания),
условий
проведения.
Если
это
исследовательский
проект,
то
он
включает
этапность
проведения,
причем
успех
всего
проекта
во
многом
зависит
от
правильно организованной работы на отдельных этапах.
Примеры оценочных листов:
1. Алгоритм самооценки:
1. Что нужно было сделать в задании?
2. Удалось ли получить результат?
3. Справился полностью и правильно или с незначительной ошибкой?
2. Алгоритм самооценки:
Задания
баллы
Критерии
оценки
Самооце
нка
Оценка
одноклассников
Итоговая
оценка
учителя
Задание
№1
7
71-59
правильных = 5
Задание
№2
11
58-46
правильных = 4
Задание
№3
8
45-33
правильных = 3
Задание
№4
11
Меньше 32 б = 2
Задание
№5
13
Задание
№6
8
Вывод
13
Итого:
71
Лист самооценивания:
Вид деятельности
Моя оценка
Вид деятельности
Моя оценка
Я принял участие
в выборе темы
Я многому
научился, входе
работы над
проектом
Я самостоятельно
ставил цели и
задачи
Я все выполнял
ответственно
Я вместе с
командой
участвовал в
сборе
информации
Я проверял свою
работу
Я участвовал в
Я принимал
решении проблем
участие в
подготовке и
защите проекта