Напоминание

«Веселый мир красок»


Автор: Фаткуллина Флюза Фанисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Социальный приют для детей и подростков в Шаранском районе ГБУ РБ Западный МЦ "Семья"
Населённый пункт: п.Мичуринск Шаранский район РБ
Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Тема: «Веселый мир красок»
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ

БАШКОРТОСТАН ЗАПАДНЫЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ЦЕНТР «СЕМЬЯ»

«Согласовано» «Утверждаю»

Заведующий ОСПДП Директор ГБУ РБ

в Шаранском районе Западный МЦ «Семья»

________Е.Э.Гибадуллина Р.Н.Ахметзянова

Рассмотрено на

Педагогическом совете

В ОСПДП Шаранском районе

Протокол №____от___________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

«Веселый мир красок»

Срок реализации:1 год

Автор-составитель программы:

Ф.Ф.Фаткуллина

воспитатель

п.Мичуринск 2018

1

I.

Пояснительная записка

-направленность

-новизна

-актуальность

-программное целенаправленность

- цели и задачи учебного предмета

-возраст

-планируемые результаты

2. Учебно-тематический план.

3. Содержание изучаемого курса.

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной

программы.

5. Список литературы.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа

учебного

предмета

«Изобразительное

творчество

для

воспитанников» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной

и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области

искусств

Направленность

Направлена на развитие художественного вкуса, художественных

способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода,

эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира

искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия

мира. Сфера профессиональной деятельности - «человек- художественный образ»

2

Изобразительная

деятельность

имеет

большое

значение

в

решении

задач

эстетического

воспитания,

так

как

по

своему

характеру

является

художественно-

творческой и практико-ориентированной.

Актуальность.

В

целом

занятия

декоративно-прикладным,

изобразительным

искусством

и

лепкой

в

рамках

данной

программы

помогают

детям

осознать

связь

искусства

с

окружающим

миром,

позволяют

расширить

кругозор,

учат

принимать

посильное

участие в создании художественной среды. Дети овладевают языком искусства, учатся

работать

различными

доступными

материалами,

что

развивает

их

творческие

способности.

Программное целенаправленность.

Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития

ребенка, как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой

деятельности в целом.

Программа имеет практическое направление, так как дети имеют возможность

изображать окружающий их мир с помощью различных материалов и видеть результат

своей работы. Каждое занятие включает теоретическую и практическую части.

Цель и задачи учебного предмета

Целью

предмета

является

развитие

творческих

способностей,

фантазии,

воображения детей на основе формирования знаний, умений и навыков в рисовании,

декоративно-прикладном искусстве.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

Обучающие:

Знакомство воспитанников с первичными знаниями о видах и жанрах

изобразительного искусства;

формирование знаний об основах цветоведения;

3

формирование знаний о правилах изображения окружающего мира по

памяти и с натуры;

формирование эстетических взглядов, нравственных установок и

потребностей общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

формирование умений и навыков работы с различными

художественными материалами и техниками;

Развивающие:

развитие творческой индивидуальности воспитанника , его личностной

свободы в процессе создания художественного образа;

развитие зрительной и вербальной памяти;

развитие образного мышления и воображения;

развитие устойчивого интереса детей к различным видам

изобразительной деятельности;

Воспитательные:

воспитание активного зрителя, способного воспринимать прекрасное

Рекомендуемый для начала освоения программы возраст детей: 10-18 лет.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Изобразительное творчество

воспитанников старшего возраста» со сроком обучения 1 года, продолжительность

учебных занятий обучения составляет 48 недель в год.

Сведения о затратах учебного времени

Недельная нагрузка 1 час в неделю

45 минут - для возраста 10-18лет.

Контроль знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в

год (полугодовой в декабре, итоговый - в мае).

Форма проведения учебных занятий

4

Занятия проводятся в групповой форме. Групповая форма занятий позволяет

преподавателю

построить

процесс

обучения

в

соответствии

с

принципами

дифференцированного и индивидуального подходов.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные

характеристики учебного процесса:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки воспитанников;

формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются

следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

практический;

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные

впечатления);

игровой.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными

необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей,

наглядными пособиями.

5

Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для

ведения занятий по рисованию преподаватель должен иметь книги, альбомы, журналы с

иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приемов росписи в народном

творчестве, технические рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы,

ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их

детям.

Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение:

а) наглядные пособия, образцы работ, сделанные воспитанниками;

б) слайды, видео-аудио пособия;

в) иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного

искусства;

г) схемы, технологические карты;

д) индивидуальные карточки.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение

которых обеспечивает программа «Изобразительное творчество для детей старшего

возраста»:

знание

основных

понятий

и

терминологии

в

области

изобразительного

искусства;

первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;

знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;

знания об основах цветоведения;

умения

и

навыки

работы

с

различными

художественными

материалами

и

техниками;

навыки самостоятельного применения различных художественных материалов

и техник.

Формы и методы контроля.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

6

Контроль знаний, умений, навыков воспитанников обеспечивает оперативное

управление

учебным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную,

воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий

контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. Промежуточный

контроль

успеваемости

воспитанника

проводится

в

счет

аудиторного

времени,

предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании

каждого полугодия учебного года.

По окончании освоения учебного предметавоспитанники должны:

знать:

- виды и жанры изобразительного искусства;

- свойства различных художественных материалов;

- правила изображения предметов с натуры и по памяти;

- основы цветоведения;

уметь:

- работать с различными художественными материалами и техниками;

- раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название

раздела,темы

Количество часов

Форма

контроля

Теория

Практика

Всего

1

Введение .Занятия.

1

45

46

тестировани

е

2

Выставка

2

2

2

рисунки

Календарно тематический план.

№ месяц

чи

сл

о

вре

мя

форма

Кол-

во

заня

тий

Названия тем выполняемых

работ

место

Форма

контроля

1

9

5

18

Беседа

1

«Бабочка»

учреждение

рисунки

2

9

12

18

Практика

1

«Дары осени. Фруктовая

сказка»

на природе

рисунки

3

9

19

18

Практика

1

«Фантастические

деревья»

на природе

рисунки

7

4

9

26

18

Практика

1

«Птичий двор»

на природе

рисунки

5

10

3

18

Практика

1

«Ветка рябины»

на природе

рисунки

6

10

10

18

Практика

1

«Осенняя береза»

на природе

рисунки

7

10

17

18

Практика

1

«Золотая осень»

на природе

рисунки

8

10

24

18

Практик

Практика

1

«Кошка»

учреждение

рисунки

9

11

31

18

Практика

1

«Роспись силуэтов

Дымковских игрушек»

учреждение

рисунки

10

11

1

18

Практика

1

«Хмурая осень,

ветреный день»

на природе

рисунки

11

11

7

18

Практика

1

«Воробышек»

учреждение

рисунки

12

11

14

18

Практика

1

«Улицы села»

на природе

рисунки

13

12

21

18

Практика

1

«Я»

учреждение

рисунки

14

12

28

18

Практика

1

«Пингвины»

учреждение

рисунки

15

12

5

18

Практика

1

«Жостовский

поднос»

учреждение

рисунки

16

12

12

18

Практика

1

«Праздник Елки»

учреждение

рисунки

17

1

19

18

Практика

1

«Дед Мороз»

учреждение

рисунки

18

1

26

18

Практика

1

«Зимние деревья»

учреждение

рисунки

19

1

31

18

Практика

1

«Зимние забавы»

учреждение

рисунки

20

1

2

18

Практика

1

«Зимнее дерево»

учреждение

рисунки

21

2

9

18

Практика

1

«Богатырь»

учреждение

рисунки

22

2

16

18

Практика

1

«Путешествие

в жаркие страны»

учреждение

рисунки

23

2

23

18

Практика

1

«Филимоновская

сказка»

учреждение

рисунки

24

2

30

18

Практика

1

«Подводное царство»

учреждение

рисунки

25

3

1

18

Практика

1

Натюрморт

«Комнатный цветок»

учреждение

рисунки

26

3

6

18

Практика

1

«Птицы прилетели»

учреждение

рисунки

27

3

13

18

Практика

1

«Портрет прекрасной

дамы в шляпе»

учреждение

рисунки

28

3

20

18

Практика

1

«…царевна есть,

что не можно глаз отвесть»

учреждение

рисунки

29

4

27

18

Практика

1

«Аленький цветочек»

учреждение

рисунки

30

4

1

18

Практика

1

«Космические

путешествия»

учреждение

рисунки

8

31

4

6

18

Практика

1

«Пропала собака»

учреждение

рисунки

32

4

13

18

Практика

1

«Добрые

герои сказок»

учреждение

рисунки

33

5

20

18

Практика

1

«Букет-настроение»

на природе

рисунки

34

5

27

18

Практика

1

«Цветущий май»

на природе

рисунки

35

5

3

18

Практика

1

«Кошачьи забавы»

учреждение

рисунки

36

5

10

18

Практика

1

«Декоративный

натюрморт»

учреждение

рисунки

37

6

17

18

Практика

1

«Портрет моей мамы»

учреждение

рисунки

38

6

24

18

Практика

1

«Сказка цветов»

на природе

рисунки

39

6

30

18

Практика

1

«Веселый и

грустный клоун»

учреждение

рисунки

40

6

1

18

Практика

1

«Мой любимый

медвежонок»

учреждение

рисунки

41

7

8

18

Практика

1

«Павлиний хвост»

учреждение

рисунки

42

7

15

18

Практика

1

«Темное и светлое»

учреждение

рисунки

43

7

22

18

Практика

1

«Моя собака»

на природе

рисунки

44

7

29

18

Практика

1

«Мы летим

на луну»

учреждение

рисунки

45

8

5

18

Практика

1

«Подводное

царство»

учреждение

рисунки

46

8

12

18

Практика

1

«Летние забавы»

на природе

рисунки

47

8

19

18

Практика

1

Подготовка работ

к просмотру

и итоговой выставке

учреждение

презента

ция

48

8

26

18

Практика

1

Выставка

учреждение

рисунки

48ч

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический

план

отражает

последовательность

изучения

тем

программы с указанием распределения учебных часов.

Темы и содержание выполняемых работ

1.

«Бабочка»

9

Цель

и

задачи: познакомить с новым способом изображения - монотипией,

формировать

навыки

рисования

в

нетрадиционной

технике,

развивать

творчество,

фантазию.

Содержание: загадка. Показ работы в новой технике. Оттиск второй половины

бабочки путем складывания бумаги пополам. Декорирование крыльев бабочки простым

орнаментом. Дорисовывание усиков и мелких деталей бабочки фломастерами.

Материал: гуашь, лист бумаги, тонкая кисть, фломастеры.

2.

«Дары осени.Фруктовая сказка.»

Цель и задачи: учить детей зрительно воспринимать и определять жанр в

искусстве

натюрморт;

учить

детей

самостоятельно

составлять

натюрморт

из

предложенных

предметов,

формировать

навыки

правильно

располагать

предметы

натюрморта; учить передавать в рисунке характерные особенности фруктов.

Содержание:

предварительная

работа

-

лепка

и

аппликация

натюрморта,

составление натюрморта из предметов окружающей обстановки. Показ репродукций с

картин художников, рисующих натюрморты.

Загадки про фрукты. Исследование натурной постановки. Зарисовка яблока,

груши, винограда. Показ работы над натюрмортом, его последовательность рисования.

Работа от пятна по всему листу. Расположение фруктов в вазе.

Материал: стол, скатерть, муляжи фруктов, ваза, кисти, краски гуашь, формат

листа А3.

3.

«Фантастические деревья»

Цель и задачи: продолжать знакомство с теплыми цветами и их оттенками и с

холодными цветами и их оттенками. Научить создавать образы необычных деревьев.

Развивать фантазию, творчество.

Содержание:

сказка

о

чудо-дереве.

Использование

схемы:

основные

и

составные цвета. Цветовая растяжка (разбеление теплых цветов и холодных цветов).

Нежные, пастельные цвета.

Материал: гуашь, палитра, формат А3, карандаш, альбом.

Выставка работ.

4.

«Птичий двор»

10

Цель

и

задачи: учить

детей

изображать

выбранную

птицу

на

основе

сложившихся представлений о домашних птицах и самостоятельно анализировать ее

форму,

строение,

пропорции;

выбрать

изобразительный

материал

для

рисования:

краски, цветные карандаши или восковые мелки; использовать технические приемы

рисования птиц. Развивать творчество, самостоятельность.

Содержание: загадки про птиц. Рассматривание домашних птиц, их формы,

строения. Зарисовка птиц конструктивным методом. Расположение рисунка птицы на

формате бумаги А3.

Материал: цветные карандаши, краски, восковые мелки.

Выставка работ.

5.

«Ветка рябины»

Цель

и

задачи:

научить

создавать

осенний

натюрморт. Закреплять умение

рисовать инструментом «растушовка», изображая ягоды рябины, совершенствовать

навыки

рисования

концом

кисти,

развивать

самостоятельность,

творчество,

художественный вкус.

Содержание: рассматривание рябины. Последовательность работы рисования

рябины.

Материал: краски гуашь, кисти, формат бумаги А3, баночки с водой.

Выставка работ.

6.

«Осенняя береза»

Цель и задачи: учить передавать в рисунке характерные особенности березы

(белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона), осеннюю

окраску

листвы;

обучать

правильным

способам

действия

кистью

при

рисовании

вертикальных

мазков

для

образования

листвы

и

горизонтальных

штрихов

для

изображения черных пятен на стволе березы; закрепить навыки рисования концом кисти

тонких

изогнутых

линий;

через

загадки,

иллюстрации,

рисунки

формировать

в

представлении детей образ стройной белоствольной березы.

Следить за правильной осанкой при рисовании.

11

Содержание:

загадка.

Показ

репродукций

с

картин

художников,

рисующих

деревья. Показ последовательности рисования березы. Работа всей поверхностью кисти

и работа кончиком кисточки. Мазковая живопись.

Материал:

иллюстрации

с

изображением

березы,

лист

бумаги

для

показа

отдельных способов изображения, кисти, альбом для упражнения в рисовании тонких

линий и разных способов работы кистью; кисточки, краски гуашь.

7.

«Золотая осень»

Цель

и

задачи: познакомить с новым приемом рисования с использованием

засушенных

растений

-

печатание

цветов

и

трав,

учить

составлять

композицию,

передавать

в

ней

изменения,

произошедшие

в

природе,

закреплять

умение

детей

различать

и

называть

жанр

искусства

-

пейзаж,

закреплять

умение

располагать

предметы

близкого,

среднего

и

дальнего

планов,

линию

горизонта,

развивать

творчество, художественный вкус, терпение.

Содержание: рассматривание

осенних

пейзажей,

беседа

по

картинам.

Рассказать о переднем и дальнем плане, используя репродукции картин художников-

пейзажистов. После определения, что такое линия горизонта, найти ее в репродукциях

картин русских художников-пейзажистов.

Материал: образец, засушенные листья различной формы, гуашь, кисти.

8.

«Кошка»

Цель и задачи: продолжать учить рисовать домашних животных. Познакомить

с

новыми

графическими

материалами.

Передавать

пушистость

с

помощью

угля,

сангины или пастельных мелков.

Содержание: загадка про кошку. Этапы рисования кошки с помощью мягких

графических материалов. Образ кошки.

Материал: пастель, уголь, сангина, формат бумаги А4.

9.

«Роспись силуэтов Дымковских игрушек»

Цель и задачи: закреплять умения детей передавать характер и особенности

дымковских народных игрушек, особенности узора, его цветовую гамму, развивать

самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в

создании новых цветовых тонов и оттенков путем разбеливания.

12

Содержание:

рассматривание

дымковских

игрушек.

Показ

рисования

дымковского орнамента в полосе, в круге.

Материал: силуэты дымковских игрушек, гуашь, кисти, дымковские игрушки

или иллюстрации.

Выставка работ.

10.

«Хмурая осень, ветреный день»

Цель и задачи: учить отражать на рисунке ветреную погоду через изображение

наклоненных в одну сторону веток, через листья, летящие в одном направлении;

передать в рисунке колорит хмурого осеннего дня через подбор соответствующих

красок;

изображать

в

рисунке

разные

виды

деревьев:

березы,

ели,

клены

и

др.;

располагать их на широкой полосе земли небольшими группами; учить приглушать

яркий цвет красок. Воспитывать художественный вкус, развивать умение строить

художественный замысел (до начала рисования наметить содержание, композицию,

колорит рисунка).

Содержание: рассматривание картин с изображением различного состояния

природы (серое небо, коричневая земля). Показ смешивания ярких красок с черной.

Приглушение красок. Последовательность работы над пейзажем.

Материал: картины с изображением различной осенней погоды - ясной и

хмурой,

ветреной;

краски

гуашь,

мягкие

кисти,

палитра

для

приглушения

ярких

красок, цветные карандаши.

Выставка работ

11.

«Воробышек»

Цель и задачи: формировать у детей обобщенное представление о внешнем

облике птицы, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме и

величине частей, сходны по строению; познакомить со штриховыми рисунками птиц;

учить передавать в рисунке характерные особенности воробья: пропорции его тела,

цвет оперения, форму клюва, хвоста; развивать умения применять при закрашивании

изображения разные приемы рисования карандашом: тушевку и штриховку, разный

нажим.

13

Содержание: рассматривание птиц на иллюстрациях, наблюдения за птицами,

лепка,

зарисовка

птиц.

Последовательность

работы

рисования

птиц.

Загадки,

стихотворения,

изображения

птиц:

воробья,

сороки,

вороны,

синицы

и

др.,

штрихованные изображения из книжек-раскрасок.

Материал: черный фломастер; квадратные листы бумаги, простой и цветные

карандаши.

12.

«Улицы села»

Цель

и

задачи: продолжать

учить

детей

рисовать

дома

разных

размеров,

выделять

главный

объект,

передавать

взаимосвязь

между

объектами,

изображать

предметы близкого, среднего и дальнего планов, дополнять композицию по своему

усмотрению

(деревья,

машины,

украшения),

развивать

фантазию,

воображение,

художественный вкус.

Содержание: городские пейзажи. Загадки и стихотворения.Материал:

восковые

мелки, цветные карандаши, акварель, бумага формат А3, кисть.

13.

«Я»

Цель и задачи: продолжать знакомить детей с портретной живописью. Учить

передавать в рисунке образ человека. Научить рисовать свой портрет, дать понятие о

пропорциях лица. Продолжать работу гуашевыми красками.

Содержание:

рассказать

о

портрете

как

о

жанре

живописи.

Знакомство

с

художниками-портретистами.

Рассказать

о

пропорциях

лица.

Игра:

«Найди

свою

половинку».

Самостоятельная работа детей над автопортретом гуашевыми красками на

формате А3.

14.

«Пингвины»

Цель

и

задачи: учить

изображать

арктических

животных

на

основе

впечатлений,

полученных

от

почитанной

книги

Г.Снегирева

«Про

пингвинов»,

передавать животных в движении, их характерные особенности. Продолжать учить

рисовать

с

помощью

поролоновых

тампонов.

Воспитывать

интерес

к

природе,

к

животному

миру.

Пингвины,

среда

их

обитания.

Чтение

отрывка

из

книги

«Про

пингвинов».

14

Содержание: показ последовательности рисования пингвинов.

Материал:

листы бумаги формата А3, краски, кисти, тампоны.

Создание холодного фона с последующим изображением на нем пингвинов.

15.

«Жостовский поднос»

Цель и задачи: познакомить детей с особенностями жостовской росписи, учить

детей расписывать подносы разной формы по мотивам жостовской росписи; размещать

в центре крупные цветы, заполняя композицию листьями. Воспитывать интерес к

народному творчеству. Закреплять умение свободно пользоваться гуашью, накладывать

цвет на цвет.

Рассматривание

жостовских

подносов

и

знакомство

с

жостовской

росписью.

Содержание: особенности рисования элементов, фон под роспись.

Материал: таблица с элементами жостовской росписи, черный картон в форме

подноса для детей разной формы, гуашь, кисти.

Выставка работ.

16.

«Праздник Елки».

Цель

и

задачи: развивать у детей эстетическое восприятие, эмоциональное

отношение

к

изображению,

намечать

содержание

и

передавать

его

в

рисунке,

используя яркие тона красок. Продолжать учить рисовать деревья, животных, фигуру

человека.

Содержание: стихотворения и загадки. Показ рисования праздничной елки

мазковым способом. Закрашивание фона.

Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.

17.

«Дед Мороз»

Цель и задачи: продолжать учить рисовать фигуру человека. Развивать у детей

эмоциональное отношение к изображению.

Содержание: стихотворение и загадки. Последовательность рисования фигуры

Деда Мороза. Закрашивание фона.

Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.

Самостоятельная работа учащихся.

Выставка работ.

15

18.

19.

«Зимние деревья»

Цель и задачи: научить передавать образ зимнего леса, используя

технику

оттиска засушенных листьев. Продолжать учить закрашивать фон, работать широкой

кистью, смешивать краски. Закреплять понятия о холодной гамме цветов.

Содержание:

показ

картин

художников-пейзажистов.

Этапы

работы

над

пейзажем. Линия горизонта. Холодный фон. Смешение красок на палитре.

Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок,

карандаш, засушенные листья деревьев.

20.

«Зимние забавы»

Цель и задачи: научить рисовать фигуру человека в движении, передавать

характерные

особенности,

соблюдать

пропорции.

Самостоятельно

придумывать

композицию, создавать зимний пейзаж, изображать деревья, кусты. Совершенствовать

умение рисовать карандашами, закрашивать рисунок с разным нажимом карандаша.

Развивать художественный вкус, творчество, старательность.

Содержание:

рассматривание

фигуры

человека

на

лыжах

в

разных

позах,

катающегося человека на санках, коньках. Последовательность рисования фигуры

человека катающегося на коньках, санках.

Материал: альбомные листы, карандаши цветные, восковые мелки.

21.

«Зимнее дерево»

Цель

и

задачи: учить

передавать

в

рисунке

зимний

пейзаж

с

хвойными

деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать штрихами

разного характера хвою на елях, соснах, кору деревьев; рисовать штрихами с разным

нажимом для получения различной интенсивности цвета.

Содержание: знакомство с графикой. Таблица с изображением штрихов. Показ

работы тушью деревянными палочками.

Материал:

иллюстрации

с

зимними

пейзажами,

гравюры,

таблица

с

изображением

штрихов,

изображения

ели

и

сосны

(без

хвои),

силуэты

зимних

деревьев, кустов, черные карандаши, черные восковые мелки или тушь с деревянными

палочками.

16

22.

«Богатырь»

Цель и задачи: продолжать знакомить детей с портретной живописью, учить

передавать характерные особенности мужского лица, соблюдать пропорции, форму.

Развивать художественный вкус, самостоятельность. Вызывать у детей эмоциональное

отношение к образу, уметь передавать в рисунке основные детали костюма богатыря.

Содержание: рассматривание репродукции картин художников-портретистов и

картин, написанных по мотивам русских народных сказок. Образ русского богатыря.

Особенности пропорций мужской фигуры. Последовательность рисования.

Материал: гуашь, кисти, формат А3.

23.

«Путешествие в жаркие страны»

Цель и задачи: заинтересовать детей рисованием животных жарких стран в их

среде обитания - среди лесов и степей. Развивать разумное и бережное отношение к

природе.

Закреплять

полученные

навыки

рисования

(рисование

концом

кисти,

использование тычка, тампона для рисования пушистой шерсти).

Содержание: рассматривание животных жарких стран на иллюстрациях книг.

Последовательность рисования животных (слон, жираф, зебра и т.д.).

Материал: краски, простые карандаши для рисования эскиза, кисти.

Иллюстрации.

24.

«Филимоновская сказка»

Ц е л ь

и

з а д а ч и : продолжать

знакомить

с

орнаментом

украшения

филимоновских

поделок

полоски,

снежинки,

а

также

с

основными

цветами,

используемыми в украшении поделок. Продолжать учить рисовать кончиком кисти.

Формировать любовь к народному искусству, развивать чувство цвета, ритма.

Содержание: показ рисования элементов орнамента филимоновской игрушки.

Передача характерной цветовой гаммы. Рисование орнамента в полосе.

Материал: краски гуашь, таблица с элементами узора.

25.

«Подводное царство»

Цель и задачи: продолжать знакомить с техникой «граттаж». Учить рисовать

рыбок, морских звезд, медуз. Развивать фантазию, творчество.

17

Содержание: загадка

про

морских

животных.

Показ

работы

в

технике

«граттаж». Материал: «волшебная бумага» для граттажа, деревянная палочка, альбом,

карандаш.

26.

Натюрморт «Комнатный цветок»

Цель

и

задачи:

учить

рисовать

тушью

и

пером.

Показать

особенности

изображения

комнатного

цветка

в

графике.

Продолжать

знакомить

со

средствами

графики.

Содержание: графика – одно из средств изображения природы. Штрих, линия,

композиция – средства графики. Рисование с натуры комнатного цветка.

Материалы: тушь, перо, бумага формата А4.

27.

«Птицы прилетели»

Цель

и

задачи:

продолжать

учить

рисовать

различных

птиц.

Передавать

строение и окраску. Продолжать учить рисовать восковыми мелками и акварелью.

Содержание:

загадки

и

рассказы

про

птиц.

Показ

последовательности

рисования различных птиц. Компоновка на листе стайки птиц.

Материалы: восковые мелки, акварель, кисти, формат бумаги А3.

28.

«Портрет прекрасной дамы в шляпе»

Цель и задачи: продолжать знакомить детей с портретной живописью, учить

передавать

характерные

особенности

женского

лица.

Учить

рисовать

погрудный

портрет.

Развивать

художественный

вкус,

самостоятельность.

Вызывать

у

детей

эмоциональное отношение к образу, уметь передавать в рисунке женский образ.

Содержание: рассматривание репродукции картин художников-портретистов.

Образ женщины. Особенности женского образа. Последовательность рисования.

Материал: гуашь, кисти.

Выставка работ.

29.

«…царевна есть, что не можно глаз отвесть».

Цели

и

задачи: учить

изображать

один

из

эпизодов

знакомой

сказки;

передавать в рисунке определенное место действия, изображать сказочного героя и

передачу его движений; передавать характерные особенности одежды и предметов,

18

закреплять

навыки

рисования

неба,

моря

акварельными

красками

«по-сырому».

Развивать фантазию, память, мышление, творчество.

Предварительная работа: рассматривание рисунков, портретов.

Содержание:

последовательность

рисования

портрета

во

весь

рост

на

подготовленном

акварельном

фоне.

Создание

женского

образа

с

помощью

выразительных средств (линия, пятно).

Материал:

иллюстрации

к

сказке

«Сказка

о

царе

Салтане»

А.С.Пушкина;

формат бумаги А3, краски гуашь, мягкие кисти, вода.

Выставка работ.

30.

«Аленький цветочек»

Цель и задачи: формировать у детей образные представления; учить умению

создавать

средствами

рисунка

сказочный

цветок

необычной

красоты;

передавать

в

рисунке радость. Воспитывать желание и умение работать самостоятельно.

Содержание: загадка. Декорирование лепестков цветка простым орнаментом.

Дорисовывание усиков и мелких деталей фломастерами.

Материал: бумага, краски - гуашь, кисти.

Выставка работ.

31.

«Космические путешествия»

Цель

и

задачи: познакомить

с

новым

способом

рисования

«эстамп

по

картону»,

продолжать

знакомить

с

сюжетным

рисованием,

учить

составлять

композицию,

продумывать

ее

содержание,

планировать

работу.

Учить

располагать

рисунок на всем листе. Показ работы в технике «эстамп по картону».

Содержание: сначала изготовить клише из картона, потом валиком раскатать

гуашевую краску на нем, положить цветную бумагу и откатать скалкой. Дорисовать

мелкие детали цветными ручками или фломастерами.

Материал: два картона

формата А4, цветная бумага формата А4, гуашь,

ножницы, картон, клей, поролоновый валик для краски, валик для прокатывания.

Иллюстрации о космосе.

32.

«Пропала собака»

19

Цель и задачи: продолжать учить работать по сырому листу. Учить рисовать

собаку, используя жирные мелки, фломастеры, пастель.

Содержание: стихотворение «Щенок» С.Михалкова. Показ работы в технике

«по-сырому». Передача пушистости жирными мелками с помощью различных линий.

Материалы: гуашь, акварель, пастельные мелки, восковые мелки, фломастеры,

формат бумаги А3.

33.

«Добрые герои сказок»

Цель и задачи: учить передавать свое отношение к героям сказок, используя

линию, цвет и украшение. Продолжать учить рисовать человеческую фигуру.

Содержание: рассказ о средствах изобразительного искусства (линия, цвет,

украшение). Показ репродукций картин В.Васнецова (сказочные герои).

Рисование

схемы фигуры человека с последующим созданием образа героя. Работа детей над

созданием линейного рисунка, затем -живописного.

Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, карандаш, альбом.

Выставка работ.

34.

«Букет-настроение»

Цель и задачи: научить выражать свое настроение через ритм, пластику и цвет

букета. Развивать творчество, фантазию.

Содержание:

предложить

нарисовать

букет,

который

по

цвету

и

ритму

соответствует эмоциональному состоянию человека (радость, грусть, печаль и т.д.).

Обсудить взаимосвязь цветовых гамм и эмоций.

Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, карандаш, альбом.

35.

«Цветущий май»

Цель

и

задачи: передавать в сюжетном рисунке характерные особенности

природы

в

последний

месяц

весны;

продолжать

работать

над

разнообразием

композиций в пейзажных рисунках; учить использовать светлые и яркие краски для

передачи радостного настроения.

Содержание: рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов.

Образ

цветущего

дерева.

Особенности

цветовой

гаммы

(пастельные

тона).

Последовательность рисования.

20

Материал: репродукции с различными композициями с весенними образами;

мягкие кисти, краски гуашь, формат А3.

Выставка работ.

35«Кошачьи забавы»

Цель и задачи: учить выделять главное и второстепенное в рисунке, используя

размер (большое, маленькое). Учить рисовать углем, сангиной, передавая пушистость.

Содержание: рассказ о некоторых графических материалах. Их особенности.

Стихотворение.

Зарисовка кошки, играющей с клубком ниток.

Материал: уголь, сангина, формат бумаги А3.

Выставка работ.

36

«Декоративный натюрморт»

Цель

и

задачи:

научить

работать

в

точечной

технике.

Закрепить

знания

о

натюрморте, используя точечную технику рисования декоративного натюрморта.

Содержание: показ и рассказ о точечной технике (пальчиком), ее особенности.

Композиция натюрморта.

Материал: краски гуашь, формат бумаги А3, баночки с водой.

37 «Портрет моей мамы»

Цель и задачи: продолжать учить работать восковыми карандашами. Учить

передавать женский образ, используя восковые мелки и акварель.

Содержание:

показ

работы

и

рассказ

об

особенностях

этой

техники.

Стихотворение о маме. Вспомнить схемы «Мимика», сделать необходимые наброски

женской фигуры во весь рост. Предложить нарисовать маму в красивом платье.

Материал: акварельные краски, восковые мелки, кисти, формат бумаги А3,

баночки с водой.

Выставка работ.

38 «Сказка цветов»

Цель и задачи: создать большую коллективную работу. Получить удовольствие

от пальцевой живописи.

21

Содержание: проблемная ситуация - исчезли все кисти, чем можно рисовать?

Показ приемов пальцевой живописи. Стихотворение о цветах. Предложить нарисовать

коллективную работу в новой технике. Коллективная работа детей.

Материал: краски гуашь, формат бумаги А1, баночки с водой.

39 «Веселый и грустный клоуны»

Цель и задачи: научить рисовать фигуры веселого и грустного человека.

Закреплять навыки рисования кистью.

Содержание: показ последовательности рисования фигур грустного и веселого

персонажей. Рассказ, как линия может передать настроение. Наброски фигуры клоуна

веселого и грустного.

Материал: краски гуашь, кисти, формат бумаги А3, баночки с водой.

40 «Мой любимый медвежонок»

Цель и задачи: учить передавать образ мягкой, пушистой игрушки, используя

технику рисования по сырому листу.

Содержание: этапы работы по сырому листу красками, рассказ об особенностях

этого способа рисования («работать быстро, иначе лист высохнет»). Стихотворения об

игрушках. Самостоятельная работа над ошибками (индивидуальная).

Материал: краски гуашь, кисти, формат бумаги А3, баночки с водой.

41 «Павлиний хвост»

Цель и задачи: продолжать работать в технике пальцевой живописи. Закрепить

знания о составных и основных цветах. Создать большую коллективную работу.

Содержание:

сказка

о

несчастном

павлине.

Проблемная

ситуация

-

как

нарисовать без кисточек хвост павлину. Стихотворение и загадки про хвосты у птиц.

Коллективная работа детей над созданием картины. Три основных цвета в ведерках.

Делаем отпечатки от ладошек (рисуем павлину хвост). Составные цвета: трем ладошки

и получаем третий составной цвет.

Материал: краски гуашь, формат бумаги А1, баночки с водой.

Результат коллективной работы.

42 «Темное и светлое»

Цель и задачи: познакомить с ахроматическими цветами. Дать понятие о тоне.

22

Содержание: светлое и темное за счет нажима на карандаш, в акварели тон

меняется за счет количества воды, а в гуаши за тон отвечает белая краска.

Придумать сказку про тон, например.

«В одной сказочной стране люди никогда не видели солнца. Все в ней было

одинаково серым – однотонным. Но вот один смельчак метнул копье в серые тучи, и

яркий

свет

озарил

страну.

Солнце

осветило

дома

и

деревья.

Жители

удивились

богатству и разнообразию окружающего мира. Давайте нарисуем улицы городов на

полоске бумаге». Детям предлагается работать гуашью любого цвета, а для изменения

тона использовать белую краску. Сначала простым карандашом дети рисуют один за

другим

в

ряд

домики

причудливой

формы.

Первый

домик

раскрашивается

чистой

краской. Затем на палитре в нее добавляется чуть-чуть белой краски. Таким образом,

краска

немного

разбеливается.

Этой

краской

раскрашивается

второй

домик.

Для

раскрашивания каждого последующего

домика в предыдущую краску добавляется

белая краска.

Материал: краски гуашь, кисти, формат бумаги А3, баночки с водой.

43 «Мой щенок»

Цель

и

задачи:

продолжать

учить

работать

восковыми

мелками.

Учить

передавать

образ

пушистого

щенка.

Закрепление

навыков

рисования

акварельными

красками. Развивать творчество и фантазию.

Содержание:

стихотворение

«Мой

щенок»

С.Михалкова.

Показ

работы

в

технике восковыми мелками. Работа акварельными красками.

Материал: восковые мелки, акварельные краски, кисти, формат бумаги А3,

баночки с водой.

Выставка работ.

44 «Мы летим на луну»

Цель

и

задачи:

закрепить

навыки

работы

восковыми

мелками.

Развивать

творчество, фантазию.

Содержание:

сказка

о

звездном

небе.

Показ

работы

в

технике

восковыми

мелками. Зарисовка человека в костюме космонавта.

23

Материал: акварельные краски, кисти, восковые мелки, формат бумаги А3,

баночки с водой.

45«Морские коньки»

Цель и задачи: продолжать учить работать в технике «граттаж». Развивать

творчество, фантазию.

Содержание: сказка. Показ работы в технике «граттаж». Создание «волшебной

бумаги» для рисования. Зарисовка морских коньков.

Материал: восковые мелки, черная гуашь, шампунь, кисти, формат бумаги А3,

баночки с водой.

46 «Летние забавы»

Цель и задачи: учить передавать времена года в пейзаже. Продолжать учить

составлять композицию, учить рисовать людей в движении.

Содержание: показ лучших работ из методического фонда. Рисование фигуры

человека в движении. Этапы рисования фигуры человека.

Материал: краски гуашь, кисти, формат бумаги А3, баночки с водой.

47 «Мое село»

Цель и задачи: научить работать в технике гравюры. Гравюра по аппликации –

один из способов эстампа по картону.

Содержание: показ работы над клише. Прокатывание бумаги по клише.

Материал: картон, клей, краски гуашь, кисти, формат бумаги А3, баночки с

водой.

48 Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке.

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Реализация программы учебного предмета «Изобразительное творчество для

воспитанников старшего возраста» основывается на принципах учета индивидуальных

способностей ребенка, его возможностей, уровня подготовки.

24

Основным

методом

общения

педагога

с

воспитанником

является

диалогическое общение. Диалоги между преподавателем и ребенком направлены на

совместное обсуждение творческой работы и предполагают активное участие обеих

сторон.

Беседа

является

одним

из

основных

методов

формирования

нравственно-

оценочных критериев у детей.

Основное

время

на

уроке

отводится

практической

деятельности,

поэтому

создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. Программа знакомит

учащихся с различными материалами и техниками, что способствует стимулированию

интереса и творческой активности воспитанников.

В

программе

учтен

принцип

системности

и

последовательности

обучения.

Последовательность

в

обучении

поможет

воспитанникам

применять

полученные

знания и умения в изучении нового материала. Содержание программы составляют

темы, которые разработаны исходя из возрастных возможностей детей. Формирование у

учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами

художественных

материалов,

изучения

основ

изобразительного

творчества

до

самостоятельного составления и решения работы в материале.

«Основы изобразительной грамоты»:

навыки

рисования

с

натуры

и

по

представлению,

восприятия

предметов,

выделения основных частей, их формы, строения, соотношения частей по величине,

цвету и характерным признакам;

изображение с натуры цветов, веток, комнатных растений, овощей, фруктов;

выбор листа бумаги, расположение на нем изображения, подбор материалов для

передачи выразительности образа; создание образов по представлению, воображению;

рисование

сюжетных

композиций

на

темы

знакомых

сказок,

рассказов,

отражение впечатлений об окружающей природе в разное время года и дня;

изображение

событий

из

жизни

детей

(игры,

танцы,

праздники,

семья,

традиции, интересные эпизоды);

передача различий по величине, особенностей одежды и ее украшений, фигуры

человека и животных в движении;

25

расположение предметов на полосе (в один ряд), на всем листе и широкой

полосе (ближе, дальше, загораживая один предмет другим);

выделение в композиции главного (величиной, цветом, расположением, формой

и др.);

дополнение рисунка в соответствии с содержанием;

определение темы рисунка, доведение начатого до конца, самостоятельность в

решении намеченных задач;

развитие воображения, фантазии;

ознакомление детей с цветами спектра - холодными, теплыми, нейтральными и

их оттенками;

использование цвета как средства выразительности;

выполнение

задания

на

ограниченное

использование

цвета,

составление

оттенков и новых цветов (гуашь, акварель);

использование

различных

изобразительных

материалов:

гуаши,

акварели

(различные

способы

по-сырому),

рисование

сангиной,

углем,

пастелью,

цветными

восковыми мелками, свечей, фломастерами;

знакомство с некоторыми способами создания гравюр: печатание по картону,

мятой бумагой, нитками, способом процарапывания по восковой подкладке и др.;

овладение навыком применения линий (волнистая, отрывистая, острая и др.)

для передачи образа;

знание

различных

способов

закрашивания

больших

поверхностей

гуашью,

акварелью, карандашом и пр.;

владение кистями плоскими, круглыми, разной толщины в зависимости от цели

задания;

умение пользоваться мазком (мазок Ван Гога, кирпичик и др.) для передачи

настроения, формы, фактуры;

различение видов и жанров изобразительного искусства: живопись, графика,

скульптура, декоративно-прикладное искусство, натюрморт, портрет, пейзаж.

26

Приложение №1

Конспект занятия по рисованию “Осенняя береза».

Подготовительная группа.

Программные задачи.

Через загадки, иллюстрации, рисунки формировать в представлении детей

образ белоствольной стройной березы; учить передавать в рисунке характерные

особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки,

легкая крона), осеннюю окраску листвы; обучить правильным способам

действий полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков для

изображения листвы и горизонтальных штрихов для изображения черных пятен

на стволе березы; закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых

линий.

Предварительная работа.

Наблюдение на улице картины осени (рассматривание березы и других

деревьев, листьев, осеннего неба). Разучивание стихов о березке. Создание

детьми фона для будущих рисунков.

Материал.

У воспитателя:

иллюстрации с изображением березы;

лист бумаги для показа отдельных способов изображения;

две кисти – мягкая и жесткая;

27

краски.

У детей:

голубая бумага насыщенного цвета в виде вытянутого прямоугольника;

дополнительные листы белой бумаги для упражнений в рисовании

тонких линий и разных способах работы жесткой кистью;

кисточки мягкие и щетинные;

краски гуашь.

Ход занятия.

Воспитатель напоминает детям, что они изображают разные деревья для

осенней выставки, вешает иллюстрацию с изображением березы обратной

стороной, говорит: «На этой картинке нарисовано дерево, которое мы будем

сегодня рисовать. Но рассмотрим его после того, как вы отгадаете о нем две

загадки».

Русская красавица

стоит на поляне

в зеленой кофточке

в белом сарафане.

Когда дети назовут отгадку, спрашивает:

Как называют березу в этой загадке?

Почему ее называют русской красавицей?

Что у березы названо зеленой кофточкой?

Что белым сарафаном?

А теперь послушайте вторую загадку.

Стоит Алена:

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

В этой загадке указан еще один признак березки – «тонкий стан».

Как вы думаете, что подразумевается под этими словами?

28

А каким красивым именем в этой загадке названа береза?

Почему в загадках, стихах, песнях березу часто сравнивают со стройной,

нежной девушкой?

Перевертывает иллюстрацию с изображением березы, задает вопрос:

«Какую березу изобразил художник?» Перечисляет с детьми все признаки,

которые они должны будут отразить в своих рисунках:

белый высокий ствол с черными пятнами;

тонкие изогнутые ветки, полупрозрачная крона с пожелтевшими

листьями.

Говорит: «Сегодня вы нарисуете осеннюю березу такой, какой ее изобразил

художник, описали в загадках, и такой, какой мы видели ее на прогулке. А

чтобы она такой получилась, надо сначала поучиться изображать некоторые ее

части на белом листке бумаги. Начнем с рисования тонких, гибких, изогнутых

веток, наклоненных в разные стороны».

Воспитатель показывает и объясняет, как следует рисовать ветки у березы:

«Как и у других деревьев, ветки от ствола растут вверх, но потом плавно

закругляются и опускаются вниз».

Предлагает нарисовать концом мягкой кисти несколько веток, наклоненных

вправо и влево. Упражнение можно провести под слова «вверх, и закругляем, и

вниз».

Затем педагог упражняет детей в изображении листвы приемом

вертикального мазка жесткой кистью. Сначала показывает, как набрать немного

зеленой или желтой краски, убрать лишнюю о газетную бумагу и быстрыми

движениями, держа кисть вертикально к бумаге, нарисовать листву так, чтобы

были видны просветы между мазками.

Следующим упражнением помогает детям овладеть приемом рисования

полусухой жесткой кистью штрихов, которыми изображают пятна на стволе

березы.

29

Затем спрашивает, что же они будут рисовать толстой кистью? Ствол у

березы.

Предлагает еще раз посмотреть на иллюстрацию и приступить к

рисованию. Обратить внимание детей на разные оттенки голубого фона для

изображения по желанию разного времени суток.

В процессе рисования:

напоминает, если нужно, приемы изображения ствола, начиная

работать кончиком кисти и постепенно опуская ее до положения

плашмя;

спрашивает о длине ветвей вверху и внизу дерева;

цвет листвы у березы в начале осени может быть частично желтым;

обращает внимание детей на очертания кроны березы;

поощряет детей за внесение в рисунки интересных дополнений;

спрашивает, можно ли изобразить штрихами жесткой кистью траву

под березой.

В конце занятия выставляют все рисунки.

Предлагает детям полюбоваться работами и желающим рассказать

стихи о березе:

В белых платьицах подружки

Из русской выросли земли.

На лесной стоят опушке,

Листья в косы заплели.

***

Белая береза – Машина сестричка.

У березы белой тоже есть косичка.

Машенька к березе белой подойдет,

Ленточку березе в косы заплетет.

30

Предлагает найти среди рисунков наиболее подходящие к описанию.

Спрашивает, у какой березы нарисованы косицы – длинные

свисающие ветки.

Предлагает найти березку, которую можно сравнить со стройной

русской красавицей.

Педагог отмечает рисунки с интересными дополнениями,

обогащающими их содержание.

Что особенно удалось? Что не получилось? Чему удивились на

занятии.

Приложение №2

Тема: «Золотая осень».

Задачи: 1) продолжать учить детей отражать в рисунке осенние впечатления,

рисовать разнообразные формы деревьев, (большие, маленькие, высокие,

стройные, продолжать изображать траву и листья)

2) закрепить приемы работы кистью (концом кисти всем ворсом). Правильно

располагать сюжет на бумаге.

3) развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе

Материалы: бумага альбомного формата А 4, краски акварельные, кисти № 3,

салфетка, непроливайка.

Предварительная работа педагога: чтение стихов, рассказ об осени, подбор

иллюстрации к занятию, картин об осени, беседа, наблюдение на прогулке.

• Словарная работа: золотая, теплая, солнечная, неприятная, долгая, хмурая.

31

Ход занятия.

В. Ребята! Скажите, пожалуйста, какое время года наступило?

Д. Осень.

В. Правильно осень.

Сейчас Клара и Юлиана нам расскажут стихотворения об осени..

Клара. Быстро лето пролетело

Перелетной птицей вдаль

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль.

Юлиана. Вот художник, так художник

Землю всю позолотил

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

В. Спасибо!

В. Ребята! Какая бывает осень?

Ответы детей: холодная, дождливая, хмурая, золотая, солнечная.

В : кто знает, почему осень называют золотой?

Золотые листья, золотые деревья.

Д.: потому что осенью все листья на деревьях и кустарниках становятся

желтыми и потому все кажется золотым

На земле повсюду лежат желтые, оранжевые листья – как золотой ковер.

В :еще ребята, когда идет дождик на листочках бывают капли и когда они

блестят, листья кажутся золотыми.

Вспомним об осени и будем ее рисовать.

Посмотрите, пожалуйста, на рисунок, что вы видите на этом рисунке?

Д: деревья, травку, листья.

В: посмотрите внимательно, деревья изображены большими и маленькими по

размеру, на одном дереве есть листочки, на другом нет.

Посмотрите на травку, опали листья с деревьев - травка стала золотой.

Физкультминутка.

32

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

В : а сейчас возьмем в руки кисти и давайте потренируемся.

Ствол дерева рисуем сверху вниз, к низу дерево утолщается. Ствол надо

рисовать до травки, чтобы дерево у нас в воздухе не висело, веточки на дереве

рисуем концом кисти, они тянуться к солнцу. Листья рисуем прикладывая кисть

всем ворсом.

В. Прежде чем приступить к работе давайте вспомним как нужно пользоваться

кистью. Кисточку необходимо опустить в воду, а затем в краску, но если воды

будет много, то рисунок растечется, поэтому лишнюю воду необходимо убрать с

помощью салфетки или об край непроливайки.

В. Какую краску берём чтобы нарисовать ствол дерева?

Д.; коричневую

В.; приступаем к работе.

Во время занятия воспитатель обращает внимание на тех детей у кого не

получается. Подбадривает. Помогает. Во время занятий звучит музыка.

В. Ребята, заканчиваем, кто не успел, доделает после сна.

Рисование деревьев - работа сложная, художники пишут свои работы очень

долго.

В. А сейчас осторожно несём свои работы на коврик. Видите, ребята, какие

замечательные деревья получились.

В: Что мы с вами рисовали

Дети: Золотую осень.

Молодцы!

33

Приложение №3

Тема занятия: «Зимнее дерево» (нетрадиционные техники рисования)

Программное содержание:

- учить детей самостоятельно в определенной последовательности,

создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционных техник рисования

(«выдувание», «кляксография», «тампонирование»)

- закрепить знания детей об изменениях в жизни растений в разное время года;

- развивать речь, внимание, мышление, дыхательную систему, мелкую моторику

рук детей;

- способствовать развитию творческих способностей, фантазии и воображения

дошкольников;

- воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе, аккуратность,

самостоятельность.

34

Материал к занятию: тонированная бумага голубого цвета, емкости с

разведенной гуашью белого и коричневого цвета, пипетка, зубная щетка,

,небольшой кусок поролона или губки, тряпочка или влажная салфетка для рук,

трубочка для коктейля.

Демонстративный материал: Репродукции, иллюстрации, фотографии с

изображением зимних пейзажей.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем, наблюдения на прогулке,

разучивание стихов и песен о зиме.

Ход занятия:

1 Орг. момент.

- Здравствуйте, уважаемые волшебники! Да-да, именно так я сегодня

обращаюсь к вам, потому что сегодня вы попробуете совершить настоящее

волшебство.

2. Актуализация знаний.

-Какие предметы используют волшебники? (Волшебную палочку, шапку-

невидимку, сапоги-скороходы, скатерть самобранку, волшебное зеркальце).

-Мы с вами волшебники-художники, поэтому у нас свои волшебные предметы.

Они у вас лежат на столах. Назовите их пожалуйста. (Трубочки, губки, краски,

пипетки и т.д.). Эти предметы и помогут нам совершить волшебство –

нарисовать обычную картину необычным способом.

3.Самоопределение к деятельности.

-А вот, что именно мы будем рисовать этими волшебными предметами, вы

узнаете, отгадав загадку:

Много рук, а нога одна.

Проверим, правильно ли вы отгадали! (Детям показывается картина, на которой

изображено одно и то же дерево в разное время года ).

- Что на нем изображено? ( Деревья)

- Какие деревья вы знаете?

- Сколько деревьев на слайде? Давайте посчитаем! (4)

35

- Сравните их. Чем они отличаются? (1- с цветами, 2 – с зелеными листьями, 3 –

с желтыми листьями, 4- без листьев).

- Как вы думаете, почему они такие разные? (Деревья по-разному выглядят в

разное время года.)

- Кто же из моих волшебников догадался, какое из этих деревьев мы сегодня

будем рисовать? (Зимнее дерево)

- Почему вы так считаете? (Т.к. сейчас зимнее время года)

4. Работа по теме занятия. Практическая часть №1.

-Как выглядит дерево зимой? ( Листьев нет, только ствол и ветки) Одинаковые

ли ствол и ветки по толщине? (Нет, ствол толстый, ветви тонкие).

- Посмотрите на инструменты и скажите, с помощью каких из них мы можем

нарисовать ствол и ветки? (Предположение детей).

- Мы с вами настоящие волшебники, поэтому попробуем изобразить наше

зимнее дерево без кисти и карандаша. Мы будем использовать трубочку и

воздух.

Для этого на голубую бумагу наносим пипеткой каплю жидкой гуаши и рисуем

ствол дерева, раздувая каплю через трубочку («выдуваем» ствол).

«Волшебная капля из пипетки» «Выдуваем ствол дерева»

- При необходимости капаем еще гуашь на основу веток и продолжаем

раздувать кляксу «рисуя» дерево нужной высоты.

«Дерево появилось!»

5. Физкультминутка.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

(Поднимают руки над головой.)

Будем их ловить руками

36

(Делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)

И покажем дома маме.

(Вытягивают руки ладонями вверх, как будто протягивая что-то.)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Разводят руки в стороны.)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте с высоким подниманием колен.)

Мы идем, идем, идем (Ходьба на месте.)

И к себе приходим в дом. (Дети садятся на свои места.)

6. Работа по теме занятия. Практическая часть №2.

- Вы просто настоящие волшебники! Смогли нарисовать деревья с помощью

воздуха без кисти и карандаша!

- А что делают деревья зимой? (В зимнее время деревья как бы замирают,

засыпают до весны.)

- Когда вы ложитесь спать в свою кроватку, что вы делаете? (Накрываемся

одеялом)

- Давайте и мы с вами накроем наши деревья теплым и легким одеялом, чтобы

они спокойно спали всю зиму сладким сном. Только вот чем мы их можем

прикрыть? (Снегом)

- Для этого на нашей картине должен пойти снег. Какой инструмент поможет

нам изобразить снег?

Наш снежок сначала должен укрыть ветки. Возьмите кусочек губки, обмакните

его в краску и «укройте» ветки, чтобы было им тепло. Приговаривая волшебные

слова:

«Пусть падает снежок на волшебный мой листок!»

- А снег на нашей картине все идет и идет, укрывая землю белым пушистым

одеялом. И вот под деревом его становится все больше и больше. Изобразите

тем же способом (губкой) или зубной щеткой снег под деревом.

37

«Снег под деревом»

- Какие же прекрасные зимние деревья получились у вас!

7. Рефлексия.

- Как вы думаете, как сейчас чувствуют наши деревья? (Им тепло, уютно.Они

стали еще красивее.)

- Прислушайтесь, мне кажется, что они что-то шепчут вам за старание и

помощь. Кто из вас услышал? (Спасибо, добрые волшебники!)

А что вы им можете пожелать? (Спокойной ночи, деревья!)

8. Подведение итогов.

- Наше занятие подошло к концу. Чему же вы сегодня научились, какому

волшебству? (Рисовать необычным способом).

- А что помогло вам получить такие замечательные рисунки, кроме волшебства?

(Старание, аккуратность, внимание и, конечно же любовь к природе). Если вы

будете обладать такими качествами, то думаю, что сможете обойтись и без

волшебства.

9. Оформление выставки.

крепите ваши рисунки на доску с помощью магнитика и еще раз полюбуйтесь

на зимние деревья.

38

Приложение №4

Конспект по художественному творчеству на тему:

«Портрет моей мамы»

Длительность: 45минут

Педагогический замысел

«Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

1.Закрепить знания о жанре портрета.

2.Закрепить знания о жанре натюрморт, пейзаж.

3.Вызвать у детей желание нарисовать портрет мамы, передать в 4.рисунке

некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос, прическу) .

5.Приучать правильно располагать части лица, туловища.

«Познавательное развитие»

Задачи:

39

1.Воспитывать чувство любви к матери через приобщение к произведениям

искусства, в которых главным является образ женщины-матери.

2.Прививать любовь к родным.

«Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

1.Формировать у детей навыки взаимоуважения, доброжелательного отношения

к сверстникам, умения взаимодействовать в коллективе.

«Речевое развитие»

Задачи:

1.Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к маме.

2.Побуждать вспомнить пословицы о матери

Словарная работа:

Портрет, автопортрет подгрудный, миниатюра, профиль, анфас, фас,

жизнерадостная, доброжелательная, исполнительная, длинноволосая,

коротковолосая, белолицая, круглолицая, чернобровая, большеглазая ,

голубоглазая, кареглазая и т.д.

Дидактическая игра «Вот какая моя мама»

Материал:

Репродукции художников, воспевающих образ женщины–матери. Аудиозапись,

как мама звучит на разных языках. Аудиозапись медленных

мелодий. Различный изобразительный материал:лист бумаги формат А-3,

краски, гуашь, простой карандаш, кисти, баночки с водой, салфетки.

Ход занятия:

Беседа с детьми:

Мы сегодня с вами будем рисовать портрет любимого человека.

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

Летчик или балерина, иль Вовка, твой сосед.

Обязательно картина называется..(портрет)

Портреты бывают: (показ портретов)

40

Портреты рисуют в профиль, анфас.

Автопортрет – изображение художником самого себя.

А чей портрет мы нарисуем - попробуйте отгадать.

Волшебники всюду, где дети, все могут волшебники эти:

Умеют испечь пирожки, умеют лечить синяки,

Он только подует, погладит, потрет, поцелует и все заживет!

Любовно хранит он ребячий покой.

Он добрый, предобрый. Кто он такой? (Мама)

Каждый из нас ценит свою мать. Так было и тысячу лет назад и сейчас.

Со словом «мама» ложится и просыпается каждый малыш.

Да и становясь старше, мы никогда не забываем о человеке, подарившем нам

жизнь.

Пословиц о матери придумано немало.

Ребята, какие пословицы знаете вы?

Дети:

Одна у человека родная мать.

одна у него и Родина.

Сердце матери лучше солнца греет.

Добрая мать добру и учит.

Воспитатель:

Наша страна Россия очень большая. В ней живут люди разных

национальностей, но мамы везде одинаковые: заботливые, любящие и нежные.

Кто ни будь, слышал, как звучит слово «мама» на разных языках?

(звучит аудиозапись, как мама звучит на разных языках). Во многих странах

отмечается День Матери, и наша страна Россия тоже отмечает.

Сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех

человека – портрет своей мамы. Вы знаете, какие у вашей мамы глаза, нос, цвет

волос, какая прическа, любимое платье.

Сегодня, каждый ребенок скажет для своей мамы добрые слова.

41

Ответы детей: (моя мама -умная, добрая. красивая, спортивная…)

Воспитатель:

Прежде чем рисовать портрет мамы, рассмотрим портреты красивых женщин,

которые изображены у нас на репродукциях картин. Чтобы глаза, нос, рот на

лице вы изобразили на нужных местах.

-Какой формы голова? (круглая, овальная, треугольная, квадратная)

-Как расположен лоб?

-Какой формы глаза? Глаза у человека расположены ниже лба, на середине

лица, овальной формы с острыми уголками. Внутри глаза цветной кружок и

маленький зрачок.

-Какие глаза у вашей мамы? (синие, голубые, зеленые, карие, серые ….)

А еще можно ласково говорить синеглазая, голубоглазая, зеленоглазая,

кареглазая….

-Что находиться над глазами? Это дугообразные полосы (брови)

-А как можно изобразить нос? Мы нарисуем только кончик носа посередине

расстояния от глаз до конца лица. А вот от кончика носа до конца лица

находятся губы. Верхняя губа по форме отличается от нижней.

Сейчас мы проведём с вами физкультминутку. Повторяем за мной.

Осенью, весною, летом и зимой (дети шагают)

Мы во двор выходим дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку (становятся в круг)

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает, (поднимают руки)

Папа бодро приседает.(приседают)

Повороты вправо-влево(делают повороты)

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой и качаю головой.(бег на месте)

Теперь тихонько садитесь и мы с вами еще немножко поиграем.

Дидактическая игра « Вот какая моя мама»

(ответить на вопрос : « Какая мама?».)

42

После

игры

звучит

красивая

нежная

мелодия,

во

время

которой

воспитатель предлагает детям взять в руки карандаши, гуашь и начать

рисовать портрет своей мамы.

Дети приступают к рисованию.

Беседа по результатам выполненных работ.

Какие красивые портреты получились у вас. Как вы думаете, узнают ли ваши

мамы себя на портрете? (ответы детей, по каким качествам и отличительным

чертам).

Рисовать портрет непросто:

Сначала делали наброски.

Потом краски мы смешали

И лицо нарисовали.

Вот глаза и нос, и губы.

Над глазами брови-дуги.

Пышные волосы, ресницы на веках

– Вот и готов портрет человека.

И мама, глядя на рисунок

Улыбнется вам в ответ:

- Вот спасибо! Мне приятно

Получить такой портрет.

Каждый

из

вас

старался

нарисовать

портрет

своей

мамы,

и

все

мамы

на

портретах

получились

очень

красивыми.

Мамы

будут

очень

довольны.

Молодцы!

43

Приложение №5

Конспект занятия по рисованию

Тема: Натюрморт «Дары осени. Фруктовая сказка»

Программные задачи.

Закреплять знания о жанре живописи – натюрморте, дать представление о

композиции. Показать роль цветового фона для натюрморта. Учить рисовать

несложную композицию из трех- четырех предметов акварелью. Познакомить с

понятие «блик», способами его рисования. Учить передавать в рисунке форму,

цвет и размер предметов. Развивать видение эстетической красоты в

натюрморте

Оборудование и материалы.

Репродукции натюрмортов, натюрморт (натура) Акварель, листы белой бумаги

для акварели формата А4, кисти (белка №1, 2, 4), стаканчики с водой, влажные

салфетки на каждого ребенка

Ход занятия.

44

Воспитатель:

- Ребята, помните, мы с вами рассматривали картины и знакомились с одним из

жанров изобразительного искусства - натюрмортом? Давайте сегодня

рассмотрим одну из таких картин- репродукцию с картины И. Т. Хруцкого

«Цветы и плоды».

- Что вы видите на картине? (Ответы детей)

Эта картина называется «Цветы и плоды». Почему художник ее так

назвал? (Ответы детей)

- К какому жанру живописи она относится?

Натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура», но это

название далеко не определяет всей сути и многообразия этого жанра.

Рассмативая натюрморты, мы можем наблюдать богатство природного мира и

мира вещей, окружающих человека. Художники, изображая обычные вещи,

показывают их красоту, неповторимость. В натюрмортах вещи говорят о себе,

предлагают полюбоваться красотой их формы, фактуры, цвета, заставляют нас

ощутить аромат.

- Чем отличаются натуральные фрукты и цветы от изображенных на картине?

- Какого цвета фрукты изобразил художник?

- В чем вы видите красоту такого сочетания и формы?

- Что в первую очередь привлекло ваше внимание?

Предложить детям найти композиционный центр картины, обратить внимание

на сочетание цветов, т. е. колорит.

Сегодня в гости к нам

Заглянула Осень,

Оставила гостинцы, Просила передать

Что если нам понравится такое угощенье,

То мы без промедленья все можем рисовать.

А что же приготовила нам щедрая осень? Смотрите, какие красивые фрукты!

(Дети рассматривают фрукты, описывают их форму и цвет)

45

Предложить детям составить из них композицию в вазе. Сказать, что предметы

в композиции могут частично закрывать друг друга, например, яблоко может

лежать на столе перед вазой.

Показать детям, как правильно сделать набросок основных деталей простым

карандашом - при рисовании натюрморта с натуры важно точно передать

положение предметов, все детали. Линия должна быть едва заметна, чтобы

потом не просвечивала сквозь акварель.

Следующий этап работы - прокладка тоном. Не прорисовывая деталей,

обобщенно, наносится светлый тон акварелью. По просохшему накладывается

более насыщенный, для выделения темных частей. Главное в акварели, чтобы

она оставалась прозрачной. Обратить внимание детей, что при освещении

предметов на них видны светлые блики - в зависимости от освещения с той или

другой стороны. Для передачи блика в рисунке на его месте остается светлый

тон, темный не накладывается.

(Включить негромкую музыку, дети приступают к работе)

По окончании рассмотреть с детьми все рисунки, придумать название своему

натюрморту.

46

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2.

Конституция РФ

3.

Конвенция ООН о правах ребенка

4.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

5.

Закон «Об образовании в Республике Башкортостан»

6.

Концепция развития дополнительного образования детей

7.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам

8.

Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. n 09-3242

9.

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

47

10.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября

2015 г. № 613н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог

дополнительного образования детей и взрослых”

11.

Санитарно-эпидемиологические требования

12.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации,

департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11

декабря 2006 г. n 06-1844

13.

Приказы, письма Минобразования РФ и РБ, муниципальных органов

управления образования о работе УДОД

Методическая литература

1.

Алехин

А.Д.

Изобразительное

искусство.

Художник.

Педагог.

Школа:

книга для учителя. М.: Просвещение, 1984

2.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.

М.: Просвещение, 1991

3.

Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для

учителя. М.: Просвещение, 1991

4.

Дубровская

Н.

«Приглашение

к

творчеству:

Обучение

дошкольников

технике аппликации и коллажа: Методическое пособие». Детство-Пресс, 2004 г. Серия:

Библиотека программы "Детство"

.

Жанр: Мастерим своими руками, Художественное

развитие дошкольников

5.

Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М.: Просвещение, 1996

6.

Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие

школьника. М.: Педагогика, 1983

7.

Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение,

1971

8.

Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М.: Столетие, 1998

9.

Колдина

Д .

Н .

«Лепка

с

детьми

4-5

лет.

Конспекты

занятий».

Издательство: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009

48

10.

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.

М.:

Просвещение, 1985

11.

Курчевский В.В. А что там, за окном? М.: Педагогика, 1985

12.

Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся

видеть,

ценить,

создавать

красоту». Детство-Пресс,

2004

г.

Серия:

Библиотека

программы «Детство»

13.

Курочкина Н.А. «О портретной живописи – детям». Детство-Пресс, 2008

г. Серия: Библиотека программы «Детство»

14.

Курочкина

Н.А. «Знакомство

с

натюрмортом». Детство-Пресс, 2011 г.

Серия: Библиотека программы «Детство»

15.

Полунина

В.

Искусство

и

дети.

Из

опыта

работы

учителя.

М.:

Просвещение, 1982

16.

Смит С. Рисунок: полный курс. М.: Астрель: АСТ, 2005

17.

Харрисон

Х.

Энциклопедия

акварельных

техник.

Подробный

иллюстрированный путеводитель 50 рисовальных техник. М.: Астрель: АСТ, 2002

18.

Харрисон

Х.

Энциклопедия

техник

рисунка.

Наглядное

пошаговое

руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М.: Астрель: АСТ, 2002

19.

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.

М.: Просвещение, 1985

20.

Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы

в начальных классах. М.: Просвещение, 1990

Учебная литература

1.

Крулехт М. «Дошкольник и рукотворный мир». Детство-Пресс, 2003.

С е р и я : Библиотека

программы

«Детство».

Ж а н р : Воспитательная

работа

с

дошкольниками. Мастерим своими руками.

2.

Крулехт

М.

«Самоделкино:

Образоват.

программа

и

педагогическая

технология

досуговой

деятельности

мальчиков». Детство-Пресс,

2004.

Серия:

Библиотека программы «Детство».

Жанр: Мастерим своими руками. Художественное

развитие дошкольников.

49

3.

Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью». Детство-Пресс,

2013. Серия: Библиотека программы «Детство»

4.

Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью: Учебно-наглядное

пособие». Детство-Пресс, 2003. Серия: Библиотека программы «Детство»

5.

Курочкина Н. А. «Знакомим с жанровой живописью». Детство-Пресс,

2007. Серия: Библиотека программы «Детство»

6.

Курочкина

Н.

А.

«Знакомим

со

сказочно-былинной

живописью:

Учебно-наглядное

пособие». Детство-Пресс,

2009.

Серия:

Библиотека

программы

«Детство»

7.

Курочкина

Н.

А.

«Знакомим

с

портретной

живописью

(Большое

искусство - маленьким)». Детство-Пресс, 2009

8.

Курочкина

Н.

А.

«Знакомим

с

натюрмортом.

Учебно-наглядное

пособие». Детство-Пресс, 2011. Серия: Библиотека программы «Детство»

9.

Курочкина

Н.

А.

«Знакомим

с

натюрмортом:

Учебно-наглядное

пособие». Детство-Пресс, 2003. Серия: Библиотека программы «Детство»

10.

Петрова

И.

«Аппликация

для

дошкольников». Детство-Пресс, 2007.

Серия: Библиотека программы «Детство»

11.

Маслова И.В. «Лепка. Наглядное пособие для дошкольников». В 3-х

частях. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009

12.

Петрова И. «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких».

Детство-Пресс,

2008.

Серия:

Библиотека

программы

«Детство».

Жанр: Мастерим

своими руками. Художественное развитие дошкольников

13.

Соколова С.В. «Оригами для дошкольников». Детство-пресс, 2010

14.

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития,

2009

15.

Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М.: АСТ Слово, 2010

50

51



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники