Напоминание

"Истинные и ложные утверждения"


Автор: Тархова Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Красногорская СОШ"
Населённый пункт: с. Красногорское, Алтайский край
Наименование материала: Технологическая карта урока с самоанализом
Тема: "Истинные и ложные утверждения"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая

карта

урока

Тема «Истинные и ложные утверждения»

(без компьютерный вариант)

3 класс

Составила:

Тархова Людмила Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Красногорская СОШ»

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, практический; индивидуальная, групповая, фронтальная

Цель урока:

дать представления об истинных и ложных утверждениях, утверждениях о которых нельзя сказать, истинные они или ложные;

формировать умения оперировать словами «истина», «ложь».

Задачи урока:

1.Образовательные:

научить оценивать простейшие утверждения с точки зрения истинности или ложности;

ознакомить, как обозначаются утверждения каждого вида;

2.Развивающие:

развивать интерес к данной теме и к предмету информатика в целом;

развивать логическое мышление;

расширять кругозор учащихся;

формировать УУД (личностных, регулятивных, познавательных);

3.Воспитательные:

способствовать формированию познавательного интереса как компонента учебной мотивации;

способствовать развитию учебной и творческой активности учащихся;

воспитывать толерантное отношение друг к другу при работе в группе, в паре

Оборудование: компьютер, проектор, экран; цветные карандаши.

Наглядно-демонстрационный материал: демонстрационные слайды.

Основные понятия и термины: истинное утверждение, ложное утверждение, цепочка, обвести, соединить, окно, область, одинаковые,

разные.

Этап

урока

Время, мин

Цель

Содержание взаимодействия с

учащимися

Методы

и приемы

работы

ФОУД*

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

Организационны

й

Девиз урока:

«Не ошибается

тот, кто

ничего не

делает».

1

Проверка

готовности

обучающихся, их

настроя на

работу

Ну-ка, дети, поднимитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Слышите, звенит звонок?

Начинаем наш урок!

словесный,

мотивации

учебной

деятельности

Ф

Приветствует

обучающихся,

проверяет их

готовность к

уроку

Приветствуют

учителя,

проверяют

свою

готовность к

уроку

Регулятивные:

-нацеливание на

успешную

деятельность.

Личностные:

- выражать

положительное

отношение к

процессу познания.

Коммуникативны

е:

- формирование

умения слушать и

слышать.

Выход на тему,

цель урока.

«Истинные и

ложные

утверждения»

7

Подведение

детей к

формулированию

темы и

постановке цели

урока.

Ребята, кто мне ответит, что такое

предложение?

Информатика тоже имеет дело с

предложениями.

- Послушайте четверостишие.

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит,

На чердак залезла ложка,

Со стола упала кошка.

- Какие это предложения по цели

высказывания? (повествовательные)

Наблюдение,

проблемная

ситуация.

И

Организует

диалог с

обучающимис

я, в ходе

которого

конкретизируе

т понятия

"истина",

"ложь".

Формулируют

цель урока.

Превращают в

верные

высказывания

Формулируют

тему и задачу

урока

Регулятивные:

- постановка цели

урока на основе

соотнесения того,

что уже известно и

усвоено учащимися

и того, что еще не

известно;

Познавательные:

- постановка и

решение проблемы;

Личностные:

- развитие

познавательных

Запись темы на

доске

-Значит, в информатике нас будут

интересовать повествовательные

предложения. И такие предложения мы

будем называть утверждениями

- Какими вы считаете данные

высказывания (утверждения) в

четверостишии? (неверные) Почему?

- Превратите их в верные высказываниям

(утверждения)

Ответ: Дом на улице стоит,

Дым из труб его валит.

На чердак залезла кошка.

Со стола упала ложка.

- Вы уже догадались, чему будет

посвящен наш урок? Какова его тема?

(Вы правильно определили верные и

неверные утверждения).

Сегодня на уроке мы будем говорить об

утверждениях верных (правильных) и

неверных.

Сформулируйте учебные задачи,

которые предстоит решить на уроке:

познакомиться с утверждениями

(высказываниями);

узнать виды утверждений;

уметь отличать разные утверждения;

интересов учебных

мотивов;

Коммуникативны

е:

- умение ясно и

четко излагать свое

мнение,

выстраивать

речевые

конструкции.

−Как вы понимаете истинные и ложные

утверждения

Истинные утверждения - это то, что

соответствует действительности.

Ложные утверждения - это то, что не

соответствует действительности

(прикрепляю на доску определения).

Открытие новых

знаний

5

Обеспечение

восприятия,

осмысления и

первичного

запоминания

детьми темы

-

Откройте учебники на странице 32.

Внимательно прочитайте информацию в

синей рамочке и обсудите ее с соседом

по парте.

- Как называются верные

утверждения (высказывания)?

(Истинные.)

- Если

утверждение

(высказывание)

неверное, какое оно? (Ложное.)

- Бывают ли утверждения, о которых

невозможно сказать, истинное оно

или ложное? (Да.)

- Как

на

письме

указать,

ч т о

у т в е р ж д е н и е

и с т и н н о е ?

(Заглавной буквой И.)

- Как

написать,

что

утверждение

ложно? (Заглавной буквой Л.)

-

Если мы не знаем, каким является

утверждение

-

истинным

или

ложным,

как

об

этом

напишем?

(Заглавной буквой Н.)

- Та к и м

о б р а з ом ,

к а ко й вывод

следует сделать из прочитанного

вами?

Утверждения бывают истинные и

с/р

Ф

Отвечают на

вопросы

учителя

Обсуждение

прочитанной

информации

Рефлексия

1 Если

прочитанную

информацию

вы поняли

(хлопните)

2. Если у вас

возникли

вопросы про

прочитанной

информации

Познавательные:

- извлечение

необходимой

информации из

сказанного

учителем

Регулятивные:

- планирование

своей деятельности

для решения

поставленной

задачи, контроль

полученного

результата,

коррекция

полученного

результата

Личностные:

- развитие

внимания,

зрительной и

слуховой памяти,

возможность

ложные.

Бывают утверждения, о которых

нельзя сказать, истинные они или

ложные.

Истинные утверждения обозначают

буквой И.

Ложные утверждения обозначают

буквой Л.

Утверждения, о которых нельзя

сказать, истинные они или ложные,

обозначают буквой Н.

-

( улыбнитесь)

самостоятельно

осуществлять

деятельность

обучения

Коммуникативные

- умение работать

в группах, развитие

диалогической речи

Первичное

закрепление

знаний.

Работа с

тетрадью на

печатной основе.

1

3

Подведение

детей к

самостоятельном

у выводу

- Рассмотрите

цепочку

бусин

в

задании 68 (с. 33 учебника).

- П р о в е р ь т е

и с т и н н о с т ь

утверждений, записанных ниже.

- Выполните

задание

в

рабочей

тетради (с. 16, № 68).

- (работа в парах)

- ПРОВЕРКА

- Верно ли, что все утверждения, которые

вы прочитали, истинные? (нет)

-Верно

ли,

что

в

записях

нет

ложных

утверждений? (нет)

- Какие из утверждений истинные?

-Какие утверждения являются ложными?

-

О каких утверждениях нельзя сказать,

истинные они или ложные?

(«Эту цепочку нарисовали при помощи

линейки», «Эту цепочку нарисовали за

пять минут»)

Игра «Верю – не верю» Если вы

Наблюдение,

Практически

й

П Указывает

объект

наблюдения

Выполняют

упражнение в

тетради.

Производят

проверку,

рефлексию

1.Если тебе

интересно и

комфортно

было работать

в паре

( пожми

соседу руку)

2. Если ты

испытывал

трудность в

работе

( сожми

кулачки)

Регулятивные:

- оценивать

(сравнивать с

эталоном)

результаты своей

деятельности.

Познавательные:

- классифицировать

объекты

(объединять в

группы по

существенному

признаку)

Коммуникативны

е:

- умение строить

продуктивное

взаимодействие и

сотрудничество со

сверстниками и

взрослыми;

согласны с утверждением, показывайте

синий кружок и отвечайте «Верю», если

не согласны – красный и отвечайте «Не

верю».

Огурцы и помидоры — овощи. истинное

У нас в классе нет компьютера. ложное

Весной всегда светит солнце. ложное

Завтра будет солнечная погода.

неизвестно

Осенью идёт дождь. истинное

Ночью ярко светит солнце. ложное

После весны наступит лето. истинное

В 3 «Г» сегодня дежурит Аня.

Неизвестно

Познавательные:

выбор наиболее

эффективных

способов

выполнения

задания

Личностные:

формирование

умений работать в

паре и

индивидуально

(физпауза).

Игра «Истина – ложь»

В этой игре дети должны оценить каждое

утверждение с точки зрения истинности

или ложности. Если учитель говорит

истинное утверждение, дети хлопают в

ладоши, если ложное – кивают головой.

- Корова дает людям молоко.

- Из яиц вылупляются котята. (Хлопки)

Наблюдение

Ф

Выполняют

упражнения

Регулятивные:

контролируют свои

действия,

соотносят их с

действиями

учителя и

одноклассников.

Личностные:

положительно

относятся к

занятиям

двигательной

- Петухи очень хорошо летают. (Хлопки)

- Рыбы живут в воде.

- Дельфины живут на суше. (Хлопки)

Учителя строят дома. (Хлопки)

- Бывают медведи белого цвета.

-Ученики всегда получают пятерки.

(Хлопки)

- Летом всегда идет дождь. (Хлопки)

деятельности.

Гимнастика для

глаз.

1

Снятие

усталости с глаз

Руки за спинку, головки назад,

Глазки пускай в потолок поглядят.

Головки опустим - на парту гляди.

И снова наверх - где там пчёлка

летит?

Глазами повертим, поищем её.

И снова продолжим. Немного ещё.

Ф Организует

выполнение

гимнастики

для глаз

Выполняют

гимнастику

для глаз

Регулятивные:

контролируют свои

действия,

соотносят их с

действиями

учителя и

одноклассников.

Личностные:

положительно

относятся к

занятиям

двигательной

деятельности.

Закрепление

знаний.

Практическая

деятельность.

1

5

Задание 1. Пометь красными галочками

все истинные утверждения для этой

цепочки. Пометь синими галочками все

ложные утверждения для этой цепочки.

практический

Г

Проверка

Рефлесия

“ Пятерочка -

1 “

Учащимся

Регулятивные:

- умение

действовать по

плану и

планировать свою

деятельность;

- умение

В

э т о й

ц е п оч ке

п е р в а я

б у с и н а

треугольная.

В

этой

цепочке

последняя

бусина

красная.

Эту

цепочку

нарисовали

при

помощи

линейки. Н

В этой цепочке третья бусина круглая.

В этой цепочке следующая бусина после

зеленой – красная.

Задание 2:Пометь красными галочками

все истинные утверждения для этой

цепочки букв. Пометь синими галочками

все ложные утверждения для этой

цепочки букв.

С О С И С К А

В

цепочке

вторая

и

последняя

буквы

одинаковые.

Предпоследняя буква цепочки – буква А.

В

цепочке

первая

и

третья

буквы

одинаковые.

Г

предлагается

на листе

обвести свою

руку.

Каждый палец

– это какая –

то позиция, по

которой

необходимо

высказать своё

мнение.

Большой

палец – для

меня тема

была важной ;

Указательный

палец – я

узнал много

нового;

Средний –мне

было трудно;

Безымянный

палец – мне

было

комфортно и

интересно;

Мизинец –

мои

предложения.

контролировать

процесс и

результаты своей

деятельности,

включая

осуществление

предвосхищающего

контроля в

сотрудничестве с

учителем и

сверстниками;

Личностные:

- готовность к

сотрудничеству,

оказанию помощи;

- оценивание

усваиваемого

содержания,

обеспечивающие

личностный

моральный выбор;

Коммуникативны

е:

- планирование

учебного

сотрудничества с

учителем и

сверстниками;

- умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать свои

мысли в

соответствии с

В цепочке шестая буква – последняя.

Четвертая буква цепочки – буква И.

Задание 3: Обведи красным все

истинные утверждения для этой

картинки. Обведи синим все ложные

утверждения для этой картинки

(выполнить задание устно).

На картинке нарисована царевна-лебедь.

Царевна-лебедь на картинке – белая.

Царевна-лебедь на картинке летит по

небу.

Остров на картинке покрыт снегом.

Облака на картинке – белые.

Задание 4: Нарисуй в окне цепочку

задачами и

условиями

коммуникации.

цифр, для которой истинно утверждение:

Вторая и третья цифры в этой цепочке

разные

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Нарисуй в окне цепочку цифр, для

которой ложно утверждение:

Вторая и третья цифры в этой цепочке

разные

1 2 2 4 5 6 7 8 9

Задание 5

Заключительный 3

Соотнесение

— Подведём сейчас итог:

словесный

Ф Задает

Проговариваю Регулятивные:

этап и

рефлексия.

КОД

(контрольно-

оценночная

деятельность)

поставленных

задач с

достигнутым

результатом,

Может зря прошёл урок?

Вы, ребята, не зевайте,

А скорей мне отвечайте.

Мы узнали: … … …

1.что такое утверждение(высказывание);

2.виды утверждений (Что

суждения бывают истинные и ложные);

3.отличия разных утверждений.

Учились: … … …

1.различать виды утверждений;

Истинные высказывание они какие?

(правильные). А ложные?

(неправильные).

2.

обозначать буквами различные виды

утверждений.

Какой буквой мы обозначили истинные

суждения? (И) А ложные? (Л)

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

вопросы

о задачах

урока.

Спрашивает,

какая задача

останется

на следующие

уроки

т по плану

новые знания,

высказывают

свои

впечатления

от урока,

делают

предположени

я

- оценка –

осознание качества

и уровня освоения

и владения теми

или иными

учебными

действиями;

- осуществлять

итоговый контроль

Личностные:

- оценивать

собственную

учебную

деятельность: свои

достижения,

степень

самостоятельности,

инициативности,

причины неудач.

Коммуникативны

е:

- умение строить

продуктивное

взаимодействие в

сотрудничестве со

сверстниками и

взрослыми.

к- проявлять

активность в

деятельности.

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Д/з

Все окуни – рыбы.

-Какое это суждение? Почему?

-Переставьте слова в предложении

.

Какое получится суждение? Докажите

.

И

Регулятивные:

- осуществлять

итоговый контроль

Личностные:

- оценивать

собственную

учебную

деятельность: свои

достижения,

степень

самостоятельности.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)

Самоанализ урока информатики

Предмет: информатика

Класс: 3

Тема урока: Истинные и ложные утверждения

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний с практической работой. Урок опирается на уже имеющиеся знания и навыки.

Новый материал помогает расширить кругозор учащихся, практическая работа способствует развитию внимательности и закреплению умений на

практике.

Оборудование:

- компьютер,

- проектор,

- экран;

- цветные карандаши.

- раздаточный материал для учеников (для работы в группах).

Технологии системно-деятельностного подхода: технология сотрудничества, групповые технология, здоровьесберегающая технология.

Характеристика класса: С данным классом я работаю 2, 5 месяца. Информатика для ребят в этом учебном году является новым предметом.

Класс биполярный, есть как «слабые», так и с уровнем успеваемости « немного выше среднего».

Ребята этого класса гиперподвижные, но менее активны на занятиях, В классе есть учащиеся с неустойчивым, рассеянным вниманием и

поэтому испытывают трудности в обучении. Данный урок построен с учётом индивидуальных, возрастных и психологических особенностей

детей.

Предложенные задания на уроке были ориентированы на развитие интеллектуальных возможностей учеников. Особое внимание необходимо

было уделить индивидуальной работе учащихся при работе над практическим заданием, так как некоторые из ребят недостаточно хорошо

работают самостоятельно.

Место урока в изучаемой теме:

Урок проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Он является первым по теме «Истинные и ложные утверждения», направлен на формирование у учащихся представления об истинных и

ложных утверждениях, утверждениях о которых нельзя сказать, истинные они или ложные и умения оперировать словами «истина»,

«ложь». Данный урок дает возможность использовать полученные знания на следующих уроках.

Цели урока:

дать представления об истинных и ложных утверждениях, утверждениях о которых нельзя сказать, истинные они или ложные;

формировать умения оперировать словами «истина», «ложь».

Задачи урока:

1.Образовательные:

- научить оценивать простейшие утверждения с точки зрения истинности или ложности;

- ознакомить, как обозначаются утверждения каждого вида;

2.Развивающие:

- развивать познавательные интересы:

- развивать интерес к предмету, информационной культуры;

- сформировать УУД (личностных, регулятивных, познавательных);

- развивать внимание, мыслительные операции сравнения, анализа, обобщения.

3.Воспитательные:

- способствовать формированию познавательного интереса как компонента учебной мотивации;

-способствовать развитию учебной и творческой активности учащихся;

- развитие коммуникативных УУД.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, практический; индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Приемы, применяемые для достижения поставленных задач на уроке:

словесные (беседа, работа с учебником), практические демонстрация выполненной работы.

Фронтальная работа проводилась на этапе открытия новых знаний , добывания знаний и их применение – ребята отвечали на поставленные мной

вопросы, делали свои выводы. Парная форма урока использовалась на этапе первичного закрепления знаний.

Групповая форма работы использовалась на этапе закрепления нового материала.

Характеристика плана урока:

1 этап организационный - был создан для эмоционально- психологического настроя на работу. Он прошёл быстро и способствовал настрою на

сотрудничество, взаимовыручку и партнёрство, благоприятствовал созданию ситуации успеха. УУД: Личностные: смыслообразование (мотивация

к учебной деятельности), самоопределение (положительный настрой на работу)

2 этап выход на тему, цель урока. Перед ребятами была создана проблемная ситуация, проведен подготовительный этап к теме урока и в

совместной деятельности поставлены цели.

На этапе формулирования темы и целей урока развиваются навыки общения со сверстниками и учителем в процессе деятельности (технология

сотрудничества - переход от педагогики требований к педагогике отношений) – коммуникативные УУД, формируется развитие познавательных

интересов, учебных мотивов – личностные УУД, вырабатывается умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в

соответствии с нормами русского языка.

3 этап открытие новых знаний. Объяснение темы предполагает работу с учебником (технология смыслового чтения). Ученики работают с

учебником, выполняют задания. При этом происходит развитие познавательной активности, формирование навыков поиска информации в

учебнике – познавательные УУД. развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность

обучения- личностные УУД

4 этап первичное закрепление знаний. Выполняют задание в рабочей тетради самостоятельно с последующей взаимопроверкой и

самопроверкой, сопоставляя свою работу с эталоном. Формируется умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со

сверстниками и взрослыми- коммуникативные УУД

Физкультминутка

Для снятия статического напряжения проводится физкультминутка и зарядка для глаз – здоровьесберегающая технология для снятия утомления.

УУД: Личностное: установка на здоровый образ жизни

Коммуникативное: делать упражнение вместе со всеми

Когда внимание детей начинает рассеиваться, им предлагается другой вид деятельности – практическая работа, в которой требуется и внимание и

знания, полученные ранее. В этом заключается логическая связь между этапами урока. А также поддерживается высокая работоспособность детей

на уроке. Перегрузок нет, так как постоянно идет смена учебной деятельности.

5 этап закрепления новых знаний прошел в виде практической работы. Дети применили новые знания, выполняя работу в группе. Взаимодействие

в группах позволило учащимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, проверить каждому ученику свои силы. В ходе

выполнения работы у учащихся формируется умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление

контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками- регулятивные УУД.

6 этап заключительный и рефлексия. Подвели итог работы класса в целом, каждого в отдельности, сделали вывод о том, что нового они узнали на

уроке, где могут пригодиться полученные знания. Сделана самооценка работы на уроке. Учащимся было предложено домашнее задание, с

применением полученных знаний.

УУД: Личностные: адекватное оценивание себя, самооценка

Регулятивные: самостоятельность, контроль и оценка своей деятельности

Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа с учебником, парная, групповая работа,

практическая работа.

Темп работы спокойный. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.

Психологическая атмосфера поддерживается непринужденной беседой, разговором, обсуждением.

Дифференцированный подход был использован в практической работе, так как в классе присутствуют дети, с уровнем успеваемости « немного

выше среднего». Им было дано задание, которое требуют размышлений, сопоставлений, анализа

Аспект оценки конечного результата урока:

В структуре урока содержание и использованные методики проведения каждого этапа определялось поставленными целями. Наиболее сложным

и насыщенным по качеству и содержанию стал Практическая часть. На каждом из этапов урока было организовано взаимодействие ученик-ученик

(работа в группах), ученик-учитель (индивидуальная работа), класс-учитель (фронтальная работа). Поддерживать внимание учащихся позволило

чередование заданий, имеющих частично-поисковый, творческий подход, разумное включение использованных форм учебной деятельности, а

также стремление обучающихся учиться на уроке самостоятельно.

Выставленные оценки отразили объективный результат деятельности каждого ученика во время урока.

Таким образом, проведенный урок не только обеспечил условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных,

коммуникативных), но и развитие информационно-интеллектуальной компетентности школьников. Образовательные, развивающие и

воспитательные задачи урока решались в комплексе.

Контроль над усвоением знаний и умений учащихся осуществлялся в следующих формах: вербальный – на протяжении фронтального опроса

и вовремя закрепления нового материала; самоконтроль и взаимоконтроль – на этапе закрепления нового материала во время групповой работы;

зрительный – просмотр выполнения заданий на этапе закрепления нового материала. Оценка деятельности учащихся осуществлялась в конце

фронтальной работы и в конце урока согласно индивидуальной самооценки.

Частая смена видов деятельности, психологический комфорт обеспечивал высокую работоспособность учащихся в течение всего урока.

Мотивация учащихся поддерживалась и развивалась за счет интересного учащимся тематического содержания урока, атмосферы

непринужденности, работы в группах, в паре. Ученики были активны и вместе с тем дисциплинированны.

Рациональность использования времени на уроке, и предупреждение перегрузки обеспечивались формой и структурой урока.

На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу были вовлечены все обучающиеся. При этом диалог на уроке

проходил не только между учителем и учениками, но и учеников друг с другом, что способствовало формированию у детей коммуникативной

грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешном обучении.

С моей точки зрения, урок был построен методически верно, цели достиг. Были учтены объём и сложность информации, возрастные особенности

и учебные возможности обучающихся. Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления

учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

Самоанализ своего урока я хотела бы закончить словами В.А. Сухомлинского « Без предвидения и плана работа немыслима, но контуры

хорошего урока рождаются в представлении учителя лишь – в общих чертах, - хороший же урок, как подлинное творчество учителя,

создается уже на самом уроке».

Учитель ______________ /Тархова Л.А./



В раздел образования