Автор: Пикалова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальной школы
Учебное заведение: МБОУ ЦО №15
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: Статья
Тема: "Технология групповой работы на уроке в начальной школе"
Раздел: начальное образование
«Технология групповой работы на уроке в начальной школе».
ФГОС ставит главной задачей развитие личности ученика, поэтому
современная педагогическая наука предлагает инновационные технологии.
Одна из них – групповые технологии. Групповая технология обучения - это
технология обучения в совместной деятельности. Она является составной
частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего
обучения в начальной школе. Концепцией групповой работы является
концепция сотрудничества – как идея совместной развивающей деятельности
взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в
духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой
деятельности. В концепции сотрудничества и учитель и ученик являются
субъектами учебного процесса. Причем для младших школьников функция
субъектов учебной деятельности пока ещё сложна, но вполне доступна роль
коллективного субъекта, где группа учащихся совместно, в сотрудничестве
друг с другом решает учебную задачу, при этом реализуются принципы
соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.
Специфика (характеристика) технологии.
Позволяет реализовать основные условия коллективности:
- осознание общей цели;
- целесообразное распределение обязанностей;
- взаимную зависимость и контроль.
Принципы групповой работы:
- Совместное обсуждение деятельности.
-Самостоятельное распределение ролей.
-Выполнение и приведение к общему результату, который надо
представить.
Главное: результат зависит от вклада каждого в общее дело.
Использование на уроках групповой работы несёт в себе черты
инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате
поисковой деятельности.
Эффективность групповой работы:
- Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная
активность и творческая самостоятельность учащихся.
- Меняется характер взаимоотношений между детьми.
- Дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя.
- Растёт самокритичность, дети более точно оценивают себя и партнёров.
-Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе.
До урока учитель должен сделать планирование организации групповой
работы.
•
Состав групп
•
Продолжительность групповой работы
Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах,
не более 20-30 минут в 3-4 классах.
•
Возможные варианты решения
•
Способы фиксации результата совместной работы
Подготовка к выполнению группового задания.
Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
Инструктаж о последовательности работы.
Раздача дидактического материала по группам.
Групповая работа.
Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
Распределение заданий внутри группы.
Индивидуальное выполнение задания.
Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
Обсуждение общего задания группы.
Подведение итогов группового задания.
Обсуждают в группе и договариваются, кто отвечает.
Заключительная часть.
Сообщение о результатах работы в группе.
Анализ познавательной задачи, рефлексия.
Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной
задачи. (В 1 - 2 классах с помощью учителя, затем -
самостоятельно)
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:
контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует
дискуссии, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает
помощь отдельным ученикам или группе.
При реализации групповой работы, каждый ученик получает:
•
Эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут
добровольно включиться в общую работу класса;
•
Возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в
микроспорах;
•
Опыт выполнения тех рефлексивных функций, которые составляют
основу умения учиться: цель-планирование-рефлексия.
•
Формируются все группы УУД – личностные, коммуникативные,
регулятивные, познавательные.
Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для
вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке
обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с
детьми.
Чего не стоит делать при организации групповой работы.
Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе
работать.
Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны
обмениваться мнениями.
Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной
работе.
Нельзя уделять всё своё внимание одной группе, забывая об остальных.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов.
Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут
проработаны простейшие формы общения.
Использованные источники
1. Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. –
М., 1995
2.
Новые
педагогические
и
информационные
технологии
в
системе
образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 томах.
Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006
4.«Современные
педагогические
технологии
на
современном
уроке»
[Текст]: составители: И.И. Полтава, Г. И. Козлова – Златоуст: Изд-во ММЦ №
74205, 2009
5. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993