Напоминание

"Технология групповой работы на уроке в начальной школе"


Автор: Пикалова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальной школы
Учебное заведение: МБОУ ЦО №15
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: Статья
Тема: "Технология групповой работы на уроке в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




«Технология групповой работы на уроке в начальной школе».

ФГОС ставит главной задачей развитие личности ученика, поэтому

современная педагогическая наука предлагает инновационные технологии.

Одна из них – групповые технологии. Групповая технология обучения - это

технология обучения в совместной деятельности. Она является составной

частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего

обучения в начальной школе. Концепцией групповой работы является

концепция сотрудничества – как идея совместной развивающей деятельности

взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в

духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой

деятельности. В концепции сотрудничества и учитель и ученик являются

субъектами учебного процесса. Причем для младших школьников функция

субъектов учебной деятельности пока ещё сложна, но вполне доступна роль

коллективного субъекта, где группа учащихся совместно, в сотрудничестве

друг с другом решает учебную задачу, при этом реализуются принципы

соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.

Специфика (характеристика) технологии.

Позволяет реализовать основные условия коллективности:

- осознание общей цели;

- целесообразное распределение обязанностей;

- взаимную зависимость и контроль.

Принципы групповой работы:

- Совместное обсуждение деятельности.

-Самостоятельное распределение ролей.

-Выполнение и приведение к общему результату, который надо

представить.

Главное: результат зависит от вклада каждого в общее дело.

Использование на уроках групповой работы несёт в себе черты

инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате

поисковой деятельности.

Эффективность групповой работы:

- Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная

активность и творческая самостоятельность учащихся.

- Меняется характер взаимоотношений между детьми.

- Дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя.

- Растёт самокритичность, дети более точно оценивают себя и партнёров.

-Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе.

До урока учитель должен сделать планирование организации групповой

работы.

Состав групп

Продолжительность групповой работы

Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах,

не более 20-30 минут в 3-4 классах.

Возможные варианты решения

Способы фиксации результата совместной работы

Подготовка к выполнению группового задания.

Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

Инструктаж о последовательности работы.

Раздача дидактического материала по группам.

Групповая работа.

Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

Распределение заданий внутри группы.

Индивидуальное выполнение задания.

Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

Обсуждение общего задания группы.

Подведение итогов группового задания.

Обсуждают в группе и договариваются, кто отвечает.

Заключительная часть.

Сообщение о результатах работы в группе.

Анализ познавательной задачи, рефлексия.

Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной

задачи. (В 1 - 2 классах с помощью учителя, затем -

самостоятельно)

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции:

контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует

дискуссии, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает

помощь отдельным ученикам или группе.

При реализации групповой работы, каждый ученик получает:

Эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут

добровольно включиться в общую работу класса;

Возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в

микроспорах;

Опыт выполнения тех рефлексивных функций, которые составляют

основу умения учиться: цель-планирование-рефлексия.

Формируются все группы УУД – личностные, коммуникативные,

регулятивные, познавательные.

Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для

вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке

обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с

детьми.

Чего не стоит делать при организации групповой работы.

Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе

работать.

Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны

обмениваться мнениями.

Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной

работе.

Нельзя уделять всё своё внимание одной группе, забывая об остальных.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов.

Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут

проработаны простейшие формы общения.

Использованные источники

1. Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. –

М., 1995

2.

Новые

педагогические

и

информационные

технологии

в

системе

образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 томах.

Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006

4.«Современные

педагогические

технологии

на

современном

уроке»

[Текст]: составители: И.И. Полтава, Г. И. Козлова – Златоуст: Изд-во ММЦ №

74205, 2009

5. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993



В раздел образования