Автор: Андронова Наталья Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ДШИ № 1 им. Г.В.Свиридова
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: статья
Тема: "Ученики Д.Д.Шостаковича"
Раздел: дополнительное образование
Андронова Наталья Анатольевна
МБОУ ДО«Детская школа искусств №1 им. Г. В. Свиридова»
преподаватель
УЧЕНИКИ Д. Д. ШОСТАКОВИЧА
Дмитрий
Дмитриевич
Шостакович
–
великий
композитор
советского
времени, чьё имя знает каждый, кто хоть немного сталкивался с миром
музыки. Стоит отметить, что Дмитрий родился и рос в музыкальной семье,
что
не
могло
не
сказаться
на
формировании
вкуса
и
базовых
навыков
мальчика.
Будучи
в
девятилетнем
возрасте,
Шостакович
впервые
сел
за
инструмент и под чутким руководством матери (которая стала его первой
учительницей по фортепиано) стал постигать основы музыкальных знаний.
Дальше
была
музыкальная
школа,
где
он
проучился
4
года
в
классе
И. Глиссера, после – Петроградская консерватория. Стремительно развиваясь
в мире музыки, Дмитрий Шостакович практически не знал отдыха, сидя над
нотами и днём, и ночью. Даже в военное время, когда он находился в
блокадном
Ленинграде,
шла
работа
над
Седьмой
(Ленинградской)
симфонией,
которая
позднее
звучала
на
всех
радиостанциях
СССР,
вдохновляя советский народ на победу. С гастролями Шостакович объездил
всю Европу, был в США, получил учёную степень доктора искусствоведения.
С
1937
года
Шостакович
вёл
класс
композиции
в Ленинградской
консерватории. В 1939 году он стал профессором. В 1943 году композитор
переезжает
в
Москву
и
до
1948
года
преподает
композицию
и
инструментовку
в Московской
консерватории
.
У
него
о бу ч а л и с ь
А. Д. Гаджиев,
Г. Г. Галынин,
О. А. Евлахов,
К. А. Караев,
Г. В. Свиридов,
Б. И. Тищенко, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский,
А
кто
же
были
наставниками
самого
Шостаковича
и
сформировали
его
музыкально-эстетические
взгляды
на
начальном
этапе
композиторской
деятельности? Шостакович – воспитанник Петроградской консерватории.В
1918-1925 годах ее директором был Глазунов – в то время живой классик
русской
музыки,
глава
ее
"академического"
направления.
Глазунов
был
настоящим донкихотом: в тяжелое время революции, гражданской войны и
разрухи он помогал студентам – выбивал для них стипендии и пайки у
большевистского правительства, писал рекомендации на любые вакансии, где
они могли бы заработать себе на пропитание. Помогал даже тем, чью музыку
терпеть не мог из-за ее "модернизма". Именно так, по-рыцарски, относился
Глазунов к юному Шостаковичу, который раздражал мэтра каждым своим
новым опусом. Но непосредственным учителем композиции у Шостаковича
был Максимилиан
Штейнберг – зять покойного Римского-Корсакова. Он
передал своему ученику блестящую академическую школу, доставшуюся ему
от учителя-тестя.
Однако по своим интересам учитель и ученик были
совершенно чужды друг другу. Шостакович обретал свой музыкальный язык,
учась
на
произведениях
Мусоргского,
Малера,
Берга,
Стравинского,
Хиндемита
–
композиторов
"ущербных"
с
точки
зрения
петербургского
академизма.
Вне
стен
консерватории
молодой
автор
посещал
кружок,
участники которого знакомились с новейшей западной музыкой того времени.
Впоследствии Шостакович вошел в Ассоциацию современной музыки (АСМ)
– наиболее передовое музыкальное объединение 1920-х годов.
Итак поговорим о его учениках. Одним из самых выдающихся учеников
Дмитрия Дмитриевича является наш земляк Георгий Васильевич Свиридов.
Для Свиридова Шостакович стал не только учителем, но и
старшим
другом
на
всю жизнь. «Свиридов – очень
русский
композитор» - напишет в своём поздравлении по случаю
свиридовского юбилея в 1965 году Шостакович. [1. с. 37]. Свиридов
же посвятил Шостаковичу торжественную песнь для солиста, хора и
оркестра «Братья, люди!» на стихи С. Есенина. В 1936 году Свиридов был
принят в консерваторию по классу композиции Дмитрия Шостаковича. Уже
будучи студентом второго курса, Свиридова приняли в Союз композиторов
СССР.
В
списке
его
работ
инструментальная,
симфоническая,
вокальная
музыка. Одними из самых известных его произведений считаются «Время
вперёд», долго служившей музыкальной заставкой
новостной программы
первого канала,
музыка к кинофильму «Метель»
по произведению А.С.
Пушкина, хоровой цикл «Курские песни».
Музыка Свиридова до сих пор
пользуется огромной популярностью как в России, так и во всём мире. В 1974
году, когда во Франции проходил фестиваль русской и советской песни,
французские
коллеги
представили
Свиридова
как
«наиболее
поэтичного
советского композитора».
Орест Евлахов – один из лучших и крупнейших педагогов по классу
композиции
второй
половины XX
века.
Родившись
в
Польше,
Орест
Александрович прожил там не очень долго, и в скором времени перебрался с
родителями в Ленинград. Свой творческий путь Орест Александрович начал
с музыкального техникума. Успешно его окончив, поступил в Ленинградскую
консерваторию,
где
одним
из
его
педагогов
был
Дмитрий
Дмитриевич
Шостакович.
Уже
с
первого
года
обучения
в
консерватории
Евлахов
демонстрировал огромные успехи в композиции. Сам Д.Д. Шостакович писал
так:
«В
его
юношеских
произведениях
меня
всегда
радовало
яркое
мелодическое дарование, очень хороший безошибочный вкус, тонкая отделка
деталей, большой эмоциональный накал его музыки». [4.с.3]. В 1941 году,
когда он учился только на первом курсе, в Ленинграде уже исполняли его
фортепианный концерт. Оставшись в консерватории, после её окончания, он
очень
быстро
зарекомендовал
себя
замечательным
педагогом,
а
вскоре
получил звание профессора, в течении трёх лет был заведующим кафедрой
композиции. Помимо педагогической деятельности и музыкальных успехов,
Орест Александрович публиковал научно-методические работы и статьи в
различных тематических журналах. Издал собственную книгу под названием
«Проблемы
воспитания
композитора».
Особое
внимание
в
творческой
деятельности Евлахов уделял крупным инструментальным произведениям.
Писал для фортепиано и скрипки с оркестром, для хоров, балеты, партии для
солистов, музыку для театра и кино.
Повезло с учителем и наставником и Вениамину Ефимовичу Баснеру.
Ярославский
мальчик,
всерьёз
увлекающийся
струнной
музыкой,
учился
играть на скрипке в первой музыкальной школе своего города. В 13 лет
Вениамину повезло стать исполнителем Пятой симфонии Д. Шостаковича.
Молодому
человеку
прочили
блестящую
музыкальную
карьеру.
Но,
к
сожалению,
война
отсрочила
успех
Вениамина.
Уже
будучи
солистом
местной филармонии, он был призван на фронт, откуда его демобилизовали
в1944
году.
Сразу
после
этого,
Баснер,
не
теряя
времени,
поступил
в
Ленинградскую
государственную
консерваторию,
где
всерьёз
занялся
музыкой.
В
Ленинграде
и
произошло
его
знакомство
с
Дмитрием
Шостаковичем. Сначала в качестве ученика, но позднее это переросло в
крепкую
многолетнюю
дружбу,
которая
также
не
могла
не
влиять
положительно
на
творчество
молодого
композитора.
Изучив
сочинения
Баснера, Шостакович отметил, что они отличаются от ряда произведений
других начинающих композиторов. Он стал помогать Вениамину продвигать
свои сочинения на сцену, знакомил его с влиятельными людьми, помогал
находить места для концертов. Вениамин Ефимович полностью оправдал
доверие
своего
мастера.
Публикуя
статьи
в
популярных
музыкальных
журналах, посылая свои произведения на радио и телевидение, он скоро
заслужил зрительскую любовь и высокие государственные оценки. В 1982
году он за свои сочинения был удостоен звания Народного артиста РСФСР.
Одним из последних ленинградских учеников Шостаковича был Борис
Тищенко.
В
1957
г.
окончил
музыкальное
училище
при
Ленинградской
консерватории,
а
в
1962
г.
–
саму
Ленинградскую
консерваторию.
В
аспирантуре
обучался
у
Д. Д. Шостаковича,
которому
в
последствии
посвятил две симфонии (№ 3 и 5). С 1965 г. начал преподавать в Санкт-
Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова, с
1974 г. – вел класс композиции. Воспитал ряд известных композиторов, среди
которых Александр Изосимов, Ольга Петрова, Михаил Журавлев, Светлана
Нестерова. Борис Тищенко писал музыку практически во всех существующих
жанрах. Автор восьми симфоний, он продолжал традиции симфонизма Д. Д.
Шостаковича.
Творчество
Тищенко
характеризуется
драматичность
и
эпичностью, большинство сочинений – грандиозны по своим масштабам. Он
являлся лауреатом множества наград и премий: орден «За заслуги перед
Отечеством» IV степени, звания народного артиста РСФСР и заслуженного
деятеля
искусств
РСФСР,
премия
Правительства
Российской
Федерации,
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки.
В Московской консерватории Дмитрий Дмитриевич работал недолго,
всего пять лет с 1943 по 1948 годы, но и там у него были талантливые
ученики,
которые
достойно
реализовали
все
полученные
от
общения
с
гениальным
наставником,
знания.
Композитор
Ахмед
Гаджиев
окончил
Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского по
классу Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Будучи родом из Азербайджана,
после получения диплома он вернулся на родину, где стал преподавать в
консерватории города Баку. В творческом списке Гаджиева больше сотни
произведений:
оперы,
симфонии,
симфонетты,
сюиты,
произведения
для
струнных
квартетов,
хоров,
фортепиано
и
т.д.
Наиболее
известные
произведения:
патриотическая
опера
«Вэтэн»,
что
в
переводе
с
азербайджанского означает «Родина», «За мир!» - симфоническая поэма, «Его
избрало
время»
(Восьмая
симфония).
Имел
звание
Народного
артиста
Азербайджанской ССР.
Германа
Галынина
многие
искусствоведы
по
праву
называют
преемником и продолжателем направления Дмитрия Шостаковича в светской
музыке.
К
сожалению,
детство
композитора
было
трагично:
родители
слишком
рано
умерли,
а
двенадцатилетнего
мальчика
отправили
на
воспитание в один из местных детских домов. Самостоятельно научившись
играть
на
фортепиано
и
ещё
нескольких
музыкальных
инструментах,
Галынин после детского дома без труда поступает в училище при Московской
консерватории. Вернувшись с фронта, он продолжил обучение музыке в
Московской государственной консерватории в классе Дмитрия Шостаковича.
Влияние
мастера
на
судьбу
Германа
Галыгина
отмечают
все
известные
деятели искусств того времени. К сожалению, вместе с Шостаковичем, в 1948
году подверглись жесточайшей критике и работы его учеников. Галынин не
был
исключением.
В
произведениях
композиторов,
последователей
Шостаковича был усмотрен «формализм», что негативно отразилось на их
репутации
в
те
годы.
Произведения
Галынина,
как
ранние,
так
и
более
поздние,
отличали
его
своеобразной
чёткостью
ритмической
манерой,
целостностью композиции, интересными интонациями.
Кара
Караев
родился
в
семье
врача,
однако
отец
его
бережно
и
с
трепетом относился к народной музыке, в последствии привив эту любовь
своему сыну. С детства мальчик посещал одну из музыкальных школ города
Баку, после чего продолжил обучение в консерватории своего же города.
Большое внимание уделял он народной азербайджанской музыке, принимал
участие в фольклорных экспедициях. Однако в 1938 году молодой человек
решил
попробовать
свои
силы
в
Москве.
Поступив
в
Московскую
консерваторию,
он
так
же
столкнулся
со
страшным
военным
временем.
Занятия на несколько лет были прерваны, а когда возобновились, Караев
оказался в классе композиции Дмитрия Шостаковича. Одной из первых ярких
работ композитора стала Вторая симфония – его дипломная работа. После
получения
диплома
Караев
принял
решение
вернуться
на
родину.
Начав
преподавать
в
консерватории
города
Баку,
он
вскоре
заслужил
успех
и
доверие
своих
учеников.
На
педагогическом
поприще
дослужился
до
должности ректора и получил звание профессора.
Ещё один московский ученик Шостаковича Борис Чайковский получил
музыкальное
образование
сначала
в
Гнесинской
музыкальной
школе,
продолжил музыкальное образование в училище имени Гнесиных, а затем —
в МГК
имени
П.
И.
Чайковского (1949)
по
классу фортепиано
у Л. Н.
Оборина, композиции —
у Н. Я. Мясковского,
В. Я. Шебалина
и Д. Д.
Шостаковича. В последующие годы композитор много сочинял, с 1989 года
вплоть до самой кончины был профессором кафедры композиции Института
(Российской
академии
музыки)
имени
Гнесиных.
Борис
Чайковский
принадлежит
к
так
называемым
«композиторам
второго
поколения»,
унаследовавшим и развившим как традиции русской классической музыки
XIX века (П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, А. К. Лядов
)
,
так
и
испытывавшим
влияние
Д.
Д.
Шостаковича.
В
сочинениях
Б.
Чайковского органично сочетаются интеллектуальное и лирическое начало,
философская
глубина
и
утончённость.
Оркестровые
работы
Чайковского
отличаются серьёзностью замысла и индивидуальностью в композиционном
решении. С легкостью используя любые сверхсовременные композиторские
средства, Б. Чайковский прежде всего стремился к максимальной простоте и
выразительности
ключевых
элементов
музыкальной
речи.
Творческое
наследие
Б.Чайковского
включает
в
себя
оперу
«Звезда»,
оркестровые
и
камерно-инструментальные сочинения, а также многочисленные романсы.
Говоря об учениках Дмитрия Дмитриевича, нельзя не вспомнить Карэна
Хачатуряна. Он родился в Москве, в семье театрального режиссёра Сурена
Хачатуряна, брата знаменитого советского композитора Арама Хачатуряна. В
1938
году
Карен
Хачатурян
поступил
в Музыкальное
училище
при
Московской
консерватории,
а
в
1 9 4 9
г о д у
о к о н ч и л Московскую
консерваторию.
За длительную жизнь в культуре судьба даровала Карэну
Суреновичу
исключительную
возможность
уникального
творческого
и
человеческого
общения.
В
числе
педагогов
К.
Хачатуряна —
Шебалин,
Мясковский
и
Шостакович.
К.
Хачатурян
передавал
многим
поколениям
музыкантов своё удивительное слышание и знание оркестра. Органически
восприняв наставническую миссию педагога, К. Хачатурян так отзывался о
своих учителях: «Больше всего я признателен судьбе за то, что встретился в
жизни с такими замечательными людьми и музыкантами, как В. Я. Шебалин,
Д. Д. Шостакович
и
Н. Я. Мясковский.
Им
я
обязан
тем,
что
стал
композитором. У них в классе я приобрел уверенность в своих силах, опыт,
кругозор. Их жизнь, беззаветно отданная родному искусству, всегда являлась
для
меня
примером»[2.с.142].Музыкальная
общественность,
коллеги-
профессионалы,
любители
музыки
открыли
незаурядный
талант
К.
Хачатуряна
буквально
с
первых
шагов
его
творчества.
Д. Д. Шостакович
подчеркивал
свойственные
композитору
«глубину
мысли,
виртуозную
разработку
материала,
совершенство
его
воплощения,
красиво
льющиеся
мелодии,
удивительные
звучания».
[2.
с.
36].
Наряду
с
творческой
деятельность, Карэн внёс значительный вклад в музыкальную педагогику.
Среди его учеников: А. Чайковский, А. Шнитке,
С. Губайдулина, А. Балтин,
А. Виеру (Румыния), Н. Терахара (Япония), Кан Сан У (КНР), В. Бабушкин,
В. Полянский, А. Ариян и многие другие.
В рамках данной статьи невозможно рассказать обо всех учениках Д.Д.
Шостаковича. Кроме вышеназванных у него обучались Ю. Левитин
В.
Биберган,
Р. Бунин,
А.
Чугаев
[
И.
Шварц.
Всех
учеников
Д.Д.
Шостаковича
объединяет
талант,
который
был
отмечен
наставником.
Дмитрий Дмитриевич следил за творчеством своих учеников, часто оказывал
моральную и материальную поддержку. Недаром многие из них стали не
только известными композиторами, но и реализовали себя на педагогическом
поприще.
«…Одной
из
притягательных
черт
педагогических
принципов
Шостаковича
было
его
умение
подвести
ученика
к
осознанию
правоты
собственного поиска, добиться от него уверенного свободного письма, не
сковывающего, а раскрепощающего его творческую мысль». [2. с. 35].
Литература:
1.Белоненко А. Музыкальный мир Георгия Свиридова. Сборник статей. М.,
Советский композитор,1990г.
2. Долинская Е. Карэн Хачатурян. М., Советский композитор, 1975г.
3. Сохор А. Георгий Свиридов. М., «Музыка» 1964г.
4. Статьи. Материалы. Воспоминания. (Сост. А.Петров) Орест Евлахов –
композитор и педагог. Л., Советский композитор, 1981г.
5. Энциклопедический музыкальный словарь. М., «Советская энциклопедия,
1966г. ( Вениамин Баснер с. 42, Ахмед Гаджиев с.103, Борис Тищенко
с. 512, Борис Чайковский с.567.)