"Музыка – душа моя". Творчество и жизнь Михаила Ивановича Глинки
Автор: Макловская Ольга Денисовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: ГБОУ начальная школа №1 с. Хворостянка Населённый пункт: Самарская область, с.Хворостянка Наименование материала: Беседа Тема: "Музыка – душа моя". Творчество и жизнь Михаила Ивановича Глинки Раздел: начальное образование
Музыкальная гостиная
«Музыка – душа моя»
Творчество и жизнь
Михаила Ивановича Глинки
1804-1857
Глинка - гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он
был основоположником русской классической музыки - оперной и
симфонической.
Талант Глинки созревал в период высокого подъёма русской культуры,
неразрывно связанного с ростом революционно-освободительных идей
того времени. Современник Отечественной войны 1812года, Глинка в своей
патриотической опере « Иван Сусанин» показал великую роль народа в
истории родной страны.
Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к
Родине, её народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения.
В 1804 году, 20 мая, в селе Новоспасском Смоленской губернии родился
мальчик, который стал впоследствии замечательным музыкантом, гор-
достью русской музыки. Был в детстве слабым и болезненным ребёнком.
Первые годы жизни провёл в имении отца, среди деревенской природы
Смоленского края. Здесь он узнал и полюбил русскую песню, заслушивался
ею. Во впечатлительную детскую душу маленького мальчика глубоко запа-
ли сказки крепостной няни Авдотьи Ивановны, нежно и преданно любившей
его.
Огромное впечатление произвели на Глинку события 1812 года. Спасаясь
от нашествия наполеоновской армии, семья Глинки покинула имение. Много
рассказов о героизме партизан услышал мальчик и навсегда проникся
любовью и уважением к русскому народу и его могучей силе и душевной
красоте.
В домашнем быту родных Глинки часто звучала музыка. У дяди был хороший
оркестр. Музыка производила на мальчика потрясающее впечатление, после
концертов он ходил рассеянный. «Музыка-душа моя»- сказал он однажды.
1
Крепостной оркестр дяди исполнял разнообразные произведения. Вспоми-
ная свои детские впечатления, Глинка писал: «…может быть р. н. п.,
слышанные мною в ребячестве, были первой причиной того, что
впоследствии я стал преимущественно разрабатывать русскую музыку».
Всякий приезд крепостного оркестра был для мальчика праздником. Со
скрипкой или флейтой маленький мальчик присаживался к музыкантам и
по слуху играл с ними. « Отец часто гневался что я не танцую и оставляю
гостей,- впоследствии вспоминал Глинка, но при первой возможности я
снова возвращался к оркестру».
Вскоре в доме появилась гувернантка- Кламмер. С ней Глинка занимался
географией, русским, французским и немецкими языками, а также игрой
на фортепиано. Мальчик учился легко и проявлял особенные способности
к языкам и рисованию.
С 1817 по 1822 год Глинка учился в Петербурге в Благородном пансионе
при Главном педагогическом институте. Этот пансион считался одним из
лучших учебных заведений. Среди его преподавателей были незаурядные
люди, как Куницин (один из любимых учителей Пушкина), профессор геог-
рафии Арсеньев- горячий противник крепостничества. Преподавателем
русской словесности и воспитателем Глинки был Кюхельбекер - друг Пуш-
кина впоследствии декабрист. Кюхельбекер учил «чувствовать и мыслить».
Нет сомнения в том, что он способствовал развитию у Глинки чувства любви
и уважения к народу, готовность служить ему. В одной комнате с Глинкой
жил брат Пушкина- Лев. Благодаря этому Глинка в юные годы познакомился
с великим русским поэтом. Уже тогда Глинка зачитывался стихами Пушкина.
В эти годы он серьёзно занимался и музыкой, брал уроки фортепианной игры
и музыкальной теории. Глубокое впечатление произвели на него три урока,
взятые у знаменитого пианиста Джона Фильда. Успешно изучал Глинка
языки -латинский, французский, немецкий, английский и персидский. Часто
бывал в театре, особенно увлекался оперой и балетом. Во время летних
каникул усердно занимался крепостным оркестром своих родственников,
дирижируя им.
По окончании пансиона Глинка поступил на службу в ведомство путей
сообщения. Но служба тяготила его: она отрывала от занятий музыкой, мешая
творчеству. Вскоре он вышел в отставку.
В Петербурге Глинка сближается с передовой интеллигенцией, бывает на
вечерах у поэта Дельвига, знакомится с Жуковским и Грибоедовым. К этому
2
времени юноша был уже автором многих фортепианных пьес и романсов.
Так. В1825 году, он написал романс «Бедный певец» и элегию « Не искушай»
Большое впечатление на молодого певца произвела поездка на Кавказ,
предпринятая им для лечения минеральными водами.
25 апреля 1830 года уехал в Италию. Об этой поездки он давно мечтал,
стремясь «усовершенствоваться в искусстве». Предполагалось ,что тёплый
климат улучшит здоровье.
В Италии с большим увлечением занимался пением, часто бывал в театре,
слушал оперы, знакомился с лучшими певцами и композиторами, сочинял
арии в итальянской манере. Прожив в Италии около 4х лет, поехал в
Германию. В Берлине он познакомился с талантливым немецким теоретиком
Зигфридом Деном и в течении пяти месяцев брал у него уроки. По словам
Глинки, Ден привёл в систему его музыкально - теоритические знания и
навыки. За границей Глинка написал много ярких романсов: «Венецианская
ночь», « Победитель», « Патетическое трио» для фортепиано, кларнета и
фагота и ряд других произведений. Вдали от родины возникла идея
написания отечественной оперы.
Вернувшись в 1834 году в Россию, глинка с увлечением стал сочинять оперу
о патриотическом подвиге Ивана Сусанина. Сюжет подсказал ему поэт
Жуковский, но либретто писать не стал, как обещал. Глинке пришлось
обратиться к услугам барона Розена-человека монархических убеждений.
Написанное Розаном либретто прославляло самодержавие. Против желания
композитора оперу назвали « Жизнь за царя». Исходный замысел
композитора был иным. В своём произведении Глинка прославил
героический подвиг простого русского крестьянина, пожертвовавшего своей
жизнью во имя Родины. На сценах советских театров опера Глинки идёт с
новым текстом Городецкого.
Опера Глинки с большим успехом была исполнена 27 ноября 1836 года на
сцене Большого театра в Петербурге. Передовые русские люди высоко
оценили её. Зато аристократическая публика насмешливо называла её
«ямщицкой».
3
Три года проработал Глинка в качестве капельмейстера в Придворной
певческой капелле. Он сделал много полезного для развития русского
хорового искусства. Глинка сам ездил на Украину, для того чтобы подобрать
мальчиков с хорошими голосами.
После премьеры « Ивана Сусанина» композитор увлёкся идеей создания
оперы на сюжет Пушкина «Руслан и Людмила». Композитор мечтал, чтобы
сам Пушкин написал либретто, но преждевременная смерть помешала этому.
Либретто создавалось по плану, составленному Глинкой. Стихотворные
отрывки из поэмы Пушкина чередовали более или менее искусными стихами
друзей композитора. Позднее поэт - любитель Ширков с помощью Глинки
окончательно завершил и привёл в порядок либретто.
« Руслан и Людмила» Глинки - первая русская сказочно- эпическая опера.
Она проникнута народной героикой, величием былинного эпоса,
патриотизмом. В финале оперы народ прославляет не только доблестного
витязя Руслана, одолевшего злого волшебника Черномора, но так же мощь и
силу древнего Киева.
От народно - героической оперы « Иван Сусанин» с характерной для неё
непрерывностью и напряжённостью действия, вторая опера Глинки
отличается не только своим сказочным сюжетом, но и особенностями
развития-спокойного , неторопливого. Вся опера представляет собой
контрастное чередование отдельных красочных картин. Вслед за величавой
сценой древнерусского свадебного пира в тереме киевского князя следуют
волшебные приключения героев то на далёком севере(встреча Руслана с
мудрым Финном и с великанской Головой), то в волшебных садах Наины и
Черномора.
Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В эти годы Глинка
порывает с аристократической средой и переселяется в дом литератора
Кукольника. Здесь он встречается с писателями, актёрами, музыкантами.
В это время родились многие и з вокальных шедевров Глинки: «Ночной
смотр» на текст Жуковского, « Я помню чудное мгновенье», « Ночной
зефир» на слова Пушкина, « Сомненье», « Жаворонок». Сочинённый в
4
порыве глубокого душевного чувства « Вальс - фантазия» для фортепиано
позднее был оркестрован.
27 ноября 1842года - ровно через 6 лет со дня первой постановке « Ивана
Сусанина»- состоялась премьера второй оперы Глинки « Руслан и Людмила».
Демократическая публика и передовая интеллигенция сумели оценить
неповторимую красоту гениального творения Глинки. Музыкальный писатель
Одоевский выступил со статьёй, посвящённой новой опере: «На русской
музыкальной почве вырос роскошный цветок,- он ваша радость, ваша слава.
Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его,-черви спадут на
землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветёт лишь
один раз в столетие». Зато придворная знать встретила оперу с холодным
равнодушием. Отношение аристократических кругов хорошо выразил брат
царя великий князь Михаил Павлович: провинившихся офицеров он посылал
не под арест на гауптвахту, а на представление оперы « Руслан и Людмила»,
считая это наказанием.
Оперу стали давать всё реже и реже, хотя она делала хорошие сборы, а вскоре
и вовсе сняли со сцены. Редко ставился и « Иван Сусанин» к тому же
декорации и костюмы обнищали.
В 1844 году Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и
Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором
Гектором Берлиозом. С большим успехом прошёл в Париже концерт Глинки.
Два года Глинка провёл в Испании. Его живо увлекала народная испанская
музыка. Композитор знакомится с народными испанскими музыкантами,
певцами и гитаристами, изучил язык, даже выучился танцевать с
кастаньетами. Используя записи испанских народных танцев, Глинка написал
в 1845 году замечательное симфоническое произведение- концертную
увертюру «Арагонская хота», в 1848 году, уже по возвращению в Россию,
появилась ещё одна увертюра- «Ночь в Мадриде». Тогда же была сочинена и
Симфоническая фантазия «Камаринская» на темы двух русских песен:
свадебной лирической («Из-за гор, гор высоких») и бойкой плясовой.
Последние годы жил то в Петербурге, то в Варшаве, то в Париже, Берлине.
Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и
5
преследования, которым он подвергался, мешала творчеству. Несколько
начатых партитур он сжёг.
Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его
любимая младшая сестра Людмила И. Шестакова. Для её маленькой дочки
Оли Глинка сочинил некоторые свои маленькие фортепианные пьески. В
доме композитора собирались поэты, писатели, актёры и певцы, передовые
молодые музыканты. Бывал у него А.С. Даргомыжский, бывали у него
молодые музыкальные критики А.Н. Серов и В.В. Стасов. Вскоре к ним
присоединился талантливый юноша М.А. Балакирев, впоследствии ставший
главой « Могучей кучки». Под впечатлением знакомством с Балакиревым
Глинка написал в письме к сестре следующее: «…в первом в Балакиреве я
нашёл взгляды, так близко подходящими к моим, во всём, что касается
музыки…со временем он будет второй Глинка».
Глинка умер в 1857 году в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и
похоронили на кладбище Александро - Невской лавры.
После смерти брата Л.И. Шестакова всю жизнь посвятила пропаганде его
творчества. Она стала близким другом последователей Глинки -
композиторов «Могучей кучки».
6