Музыкально-цифровые технологии в дополнительном образовании
Автор: Малиновская Оксана Борисовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: ДТДиМ Населённый пункт: город Томск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Музыкально-цифровые технологии в дополнительном образовании Раздел: дополнительное образование
Малиновская О.Б.
Педагог МХШС «Мелодия» ДТДиМ г.Томск
Музыкально - цифровые технологии в дополнительном
образовании.
Что такое цифровые технологии сегодня? Что они дают человеку? Как
влияют
на
его
жизнь?
Для
потребителя
это,
прежде
всего,
возможность
безграничного
доступа
к
огромному
объему
самой
разнообразной
информации. В считанные минуты любой пользователь Интернета может
найти
практически
все,
что
находится
в
свободном
доступе.
Передовые
разработки уже затронули все виды СМИ. Если это телевидение, то оно стало
мобильным и интерактивным, если мы говорим о прессе, то параллельно
подразумеваем on-line-версии в глобальной сети; если же говорим о радио, то
совершенно не удивляемся появившейся возможности прослушивания до ста
разноплановых радиопрограмм, да еще и в CD-качестве, поступающих к нам
напрямую со спутника.
Эксперименты в области создания «новых музыкальных языков» в первой
половине
ХХ
века
расширили
понятие
музыкально-эстетического,
и
естественным
итогом
этого
процесса
стало
признание
в
середине
века
эстетичности
электронных
звуков
и
появление
электронной
музыки,
первопроходцы
которой
(А.
Штокхаузен,
П.
Булез,
Д.
Кейдж,
и
др.)
преодолели
большие
технические
проблемы,
связанные
с
отсутствием
необходимых музыкальных настроек различных генераторов колебаний и т.д.
Её
появление
шло
под
аккомпанемент
дискуссий
о
музыкальности
искусственных
звуков,
соответствии
их
физиологии
человеческого
восприятия, эстетической состоятельности электронных опусов, и т.д. Но эта
музыка
развивалась
и
впоследствии
образовала
множество
подвидов:
магнитофонная
и
ленточно-кольцевая,
трекерная,
с еквенсорная,
спектральная, луп, синтезаторная музыка и т.д., разделившись попутно на
к о м м е р ч е с к о е
и
н е к о м м е р ч е с к о е
н а п р а в л е н и я .
С
развитием
компьютерных
технологий
возможности
создателей
электронной музыки неизмеримо расширяются, появляется музыка, которую
создают
с
помощью
программных
средств.
Эволюция
нотографических
систем с появлением электронного языка МИДИ, перешла на сухой язык
цифр и букв, но стандартная нотозапись сохранилась как надстройка для
дизайна нотных партитур и вряд ли отомрет в ближайшем будущем (можно
сравнить
творчество
художника-живописца
и
художника
веб-дизайнера).
Принципы
творчества
в
электронно-цифровой
среде
звука
имеют
кардинальное отличие от всех предыдущих музыкальных формаций. Если
раньше, сочинение и исполнение музыки были процессом коллективного
творчества,
то
электронно-компьютерная
музыка
это
индивидуальный
процесс творца – от начала и до конца.
Первыми и наиболее распространёнными в условиях музыкальных
студий
стали
применяться
синтезаторы
и
цифровые
пианино.
Наряду с некоторыми минусами цифровое пианино имеет ряд преимуществ
перед механическим фортепиано. Этот инструмент
не требует настройки.
Имеет наушники, которые позволяют заниматься в любое время, не тревожа
соседей.
Нет
никаких
оснований
волноваться
о
сезонных
изменениях
температуры или влажности, или о струнах, ржавеющих с годами.
На уроках фортепиано используются различные функции этого инструмента.
Встроенные инструменты позволяют точнее передать характер произведения,
активизируют фантазию ученика, слух. Часто используется
метроном, а
также функция записи, находящегося в работе произведения – слушание со
стороны своего исполнения помогает услышать ошибки и недочеты самим
учеником.
В
таких
цифровых
инструментах,
как ROLAND
извлечение
звука
на
клавиатуре может быть лёгким, средним, тяжёлым или фиксированным, и эту
функцию можно менять в зависимости от возраста ученика.
Некоторые
цифровые
инструменты
содержат
специальные
функции
для
повышения мастерства. Например, специальная функция Twin Piano делит
клавиатуру на две зоны, в каждой из которых звучит средний диапазон
фортепиано. Таким образом, ученик может эффективно повторять упражения
за сидящим рядом учителем, или подстраиваться под своего партнера. Левая
и правая педали могут быть переназначены на функцию правой педали для
правой и левой части клавиатуры.
В некоторых инструментах встроен метроном и рекордер,
так
что
учащийся
может
заниматься
над
чувством
метра
и
ритма
с
идеальным
отсчетным метром, а также прослушивать со стороны свои исполнения. Во
встроенной
библиотеке
пьес
находится
несколько
эталонных
исполнений
классических этюдов, что очень удобно для их быстрого разучивания.
Преимущества цифровых инструментов
таковы,
что
он
позволяет
заниматься в любое время - днем или ночью, год за годом. В любое время вы
можете
насладиться
идеальным
звуком:
этот
инструмент
никогда
не
потребует
настройки.
Позволяет
музыканту
выбрать,
будут
ли
звучать
встроенные динамики, или звучать будут только наушники, чтобы в ночное
время не тревожить домочадцев. Аудиовход позволяет подключить плэйер,
чтобы играть в ансамбле с записанным аккомпанементом.
Таким образом, творчество на основе цифрового инструментария в
системе
дополнительного
образования
может
быть
выделено
в
специализированный
учебный
курс,
но
вместе
с
тем
может
стать
и
вспомогательным,
сопутствующим
обучению
игре
на
традиционных
инструментах предметом, заняв нишу общего фортепиано и одновременно 2
обогатив
ее
функции.
Цифровые
инструменты,
обладая
помимо
многоголосья
массой
других
выразительных
возможностей,
будут
способствовать
значительному
расширению
представлений
учащихся
о
ф е н о м е н е
м у з ы к и .
Звуковой потенциал электронных инструментов поистине безграничен.
Неслыханные
ранее
тембры
уводят
воображение
в
причудливые
миры
фантастики, в космическое пространство. Такие качества синтезатора, как
многотембровость,
наличие
спецэффектов,
функции
автоаккомпанемента,
ритмических сбивок, секвенсера, возможности подключения к компьютеру
позволили инструменту прочно обосноваться не только в профессиональной
музыке, но и получить все более широкое распространение в повседневном
обиходе как инструменту любительского музицирования.
С помощью синтезатора достигается оркестровая насыщенность фактуры
звучания, живость исполнительского интонирования.
В начале обучения ребята знакомятся со строением синтезатора, его
управлением.
Младших
детей
увлекает
поиск
нужного
голоса
для
произведения; слушание тембров различных инструментов симфонического
оркестра
расширяет
их
кругозор.
Педагог
знакомит
ученика
с
разными
эпохами,
культурой
разных
народов
и
стран.
Появляются
новые
синтетические тембры, которые могут отобразить гротеск, охарактеризовать
фантастические или сказочные образы.
Работа с автоаккомпанементом требует от ученика не только музыкальной
грамотности,
но
и
гармонического
слуха,
чувства
ритма,
предъявляет
повышенные
требования
к
знаниям
ученика
в
области
инструментовки,
фактуры, музыкальной формы.
На
смену
виртуозной
беглости
пальцев,
профессиональным
навыкам,
которые
необходимы
при
игре
на
механическом
инструменте,
приходит
специфическая техника игры на синтезаторе.
Акцентируется
также
внимание на
звукорежиссерскую
работу,
связанную
со
звуковым
синтезом
(удвоение
инструментов
(dual),
split инструментов,
гармоний,
добавление
реверса,
хоруса
и
других
функций,
записи
музыки
в
память
инструмента,
громкость
голосов,
автоаккомпанемента
т,д,).
Ученику
необходимо
научиться
слышать
всю
композицию целиком, чтобы как звукорежиссёр вносить поправки в свою
аранжировку произведения. .
Для озвучивания на синтезаторе нотного текста сначала надо выбрать из
большого числа наличных электронных тембров лучше всего подходящие
данному
тексту,
подобрать
эскиз
ритма-стиля
и,
соответственно,
скорректировать их фактуру, т.е. создать проект аранжировки, сочинить
подголоски к основной теме (элемент композиторской деятельности ). 3
Творчество
музыканта,
таким
образом,
становится
не
только
более
многогранным и увлекательным, но простым и продуктивным.
Клавишный
синтезатор
становится
чрезвычайно
ценным
средством
музыкального обучения.
Студийцы обретают необходимый опыт творческого музицирования,
который является основой их устойчивого интереса к данной деятельности
после окончания учебы и это обеспечивает гармоничность музыкального
развития учащихся.
Ученики с большим интересом выучивают произведения из сборника А.А.
Серова
для
младших
классов
«Юным
Асам»
–
это
музыкальные
темы,
которые
дети
играют с «оркестром». Маленькие музыканты вместе со
своими
родителями
получают
огромное
удовольствие
от
исполняемой
музыки на концертах, фестивалях, классных часах.
Вирартек
Есть ли способ сделать так, чтобы ребёнку было интересно учиться музыке,
чтобы у родителей стало меньше забот?
И как замотивировать своё чадо, а не заставлять его? А ещё как сэкономить
свои деньги и время?
Музыкальная теория это не то, что увлекает ребенка. Как вызвать у него
интерес и превратить музыкальные уроки в забаву? Для этого обучающая
программа
должна
быть
ИГРОЙ. "Музыкальные
Аркады"
–
это
4
обучающие
компьютерные
игры
известной
канадской
компании
PG
Music на русском языке:
Программа «Музыкальный колледж» включает обучающие музыкальные
игры, а также «Метроном» и служит для развития музыкального слуха,
освоения нотной грамоты детьми (начиная с 2-х лет) и взрослыми.
Нотки – картинки
Клавиши фортепиано
Ноты в скрипичном ключе 4
Ноты в басовом ключе
Музыкальные символы
Ритмические фигуры
Музыкальные тембры
Абсолютный слух
Музыкальные размеры
Мелодические интервалы
Тональности
Игры действительно охватывают ВСЕ основные навыки и действительно
э ф ф е к т и в н ы
к а к
д л я
м а л ы ш е й ,
т а к
и
д л я
в з р о с л ы х .
Обучающие
игры
снабжены
подробнейшей
инструкцией,
с
тестами
и
заданиями,
чтобы
ребенок
или
его
родители,
могли
самостоятельно
"замерить"
навыки
вначале,
знать
с
какого
уровня
начинать,
объективно
оценить успехи в конце. А ведь это же и есть самого главное! здесь дают не
просто
набор
тренажеров,
а
набор
с
планом
тренировок
и
ТРЕНЕРОМ!
Игры мотивируют. Педагог знает: "Только действие приводит к развитию
навыка. Если ребенок увлечен, то его уже не надо заставлять, он сам …".
Эти игры поднимут ребенку настроение, а его родителям сэкономят время.
Таким
образом,
электронные
технологии
вторгаются
в
академическую
музыку, и уже сейчас как никогда остро стоит вопрос дальнейшего развития.
Традиционная музыка для живых инструментов и электронно - компьютерная
музыка развиваются по многим направлениям, порой независимо, а порой
дополняя
друг
друга.
Произведённая
систематизация
технологий
музыкального
творчества
в
области
электроники,
радиотехники
и
возможности
использования
компьютеров
убеждает
в
том,
что
все
направления
достаточно
автономны
и
имеют
свою
эстетическую
основу.
Каждый жанр, каждая музыкальная система дает определенное направление
для творчества, и человек, имеющий творческий потенциал, должен иметь
выбор из всего многовекового наследия композиторских техник, в том числе
и
э л е к т р о н н ы х
т е х н о л о г и й .
Технологии, рождая новые способы доставки информации, так или иначе,
меняют
мир,
тем
самым
формируя
новые
виды
СМИ
и
преобразуя
существующие.
Каким бы ни было развитие событий, будущее откроет
небывалые возможности как для СМИ, так и для потребителя, и выиграет тот,
кто будет готовиться к этим переменам уже сегодня.