Автор: Корякина Лилия Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ СОШ № 1 города Якутска Населённый пункт: Республика Саха Якутия, г.Якутск Наименование материала: конспект Тема: конспект родительского собрания в 4 классе Раздел: начальное образование
Цели:
- рассмотреть типичные ошибки в воспитании детей;
- дать рекомендации родителям по воспитанию социально одобряемого поведения
ребёнка.
1.
Организационная часть.
Объявление темы и причины, побудившей провести родительское собрание.
2.
Выполнение задания родителями «Продолжи фразу».
Учитель предлагает родителям продолжить фразу: «Воспитание – это …». Если есть
желающие продолжить, то сначала слово предоставляется им, если нет – учитель
подходит к любому из участников собрания и предлагает ему продолжить фразу
путём передачи какого-либо предмета.
После высказываний родителей учитель предлагает высказывания знамени-
тых педагогов и мыслителей.
Воспитание – это постоянное, не разовое, привитие каких-то навыков тому, кого вос-
питывают. Воспитание – это процесс.
Воспитание чаще всего направлено на ребенка, домашнее животное, бывает, что на
мужа. Но чаще всего воспитываем мы все-таки детей. День за днем, шаг за шагом,
дома и в школе ребенку разными путями прививаются различные знания, навыки и
умения. Иногда воспитание человека происходит до зрелого возраста.
Воспитание - это человеческие действия, направленные на другого человека с целью
объяснить ему смысл жизни и как в ней нужно действовать.
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к
активному участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социо-
культурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова,
воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популя-
ции.
Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.
3 . Сообщение «Виды воспитания».
По содержанию воспитания человека выделяются следующие виды воспитания:
умственное
трудовое
физическое
нравственное
эстетическое
правовое
половое
экономическое
экологическое
По институциональному признаку выделяются следующие виды воспитания:
семейное
религиозное
социальное
асоциальное
коррекционное
По доминирующим принципам и стилю отношений выделяются следующие виды
воспитания:
авторитарное
свободное
демократическое
В силу значительной широты охвата понятия в целом, в российской педагогике вы-
деляется такое понятие, как социальное воспитание — «целенаправленное создание
условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Кате-
гория воспитания — одна из основных в педагогике. Исторически сложились раз-
личные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, мно-
гие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в
него воздействие на личность общества в целом (то есть, отождествляя воспитание с
социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятель-
ность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и на-
блюдений»
Дефекты воспитания.
Дефекты воспитания являются своеобразным «браком» процесса воспитания, когда
в силу тех или иных причин у особи не вырабатываются некоторые из этологиче-
ских стереотипов или же, соответственно, не усваиваются определенные адаптивные
нормы. Дефекты воспитания могут быть относительно безвредными, но могут и
представлять существенную опасность, как для самой особи, так и для ее окружения
и среды обитания. Причинами возникновения дефектов воспитания могут быть по
отдельности или в совокупности следующие факторы:
- расстройства здоровья индивида (особи)
- особенности среды, в том числе социальной наследование дефектов воспитания
- дефицит ресурсов
- издержки технологии и методологии воспитания.
Наличие дефектов воспитания может быть причиной проявления в дальнейшем у
индивида различных форм поведения. Одновременно с этим механизм формирова-
ния дефектов воспитания в природе является своеобразным фильтром, действую-
щим в рамках естественного отбора и предотвращающим устойчивое воспроизведе-
ние определенных патологий (не обязательно поведенческих) в потомстве.
Дети джунглей.
Отсутствие должного воспитания приводит к задержке умственного развития, иска-
жению формирования социально-необходимых для жизни в человеческом обществе
ролей.
Известны случаи, когда дети воспитывались животными, и даже выживали в слож-
ных условиях дикой природы при поддержке диких зверей. Помимо нескольких де-
тей — волков, известен мальчик-антилопа. Такие дети, даже будучи перенесенными
в человеческое общество, практически не поддаются полноценной адаптации.
Известен также случай одного мужчины, который воспитывался в тюремных усло-
виях, был лишён полноценного воспитания и потому совершенно не понимал окру-
жающего мира.
4. Сообщение «Роль, предопределяемая для ребёнка взрослыми».
Сегодня мы рассмотрим ошибки воспитания, совершаемые взрослыми глав-
ным образом подсознательно, иногда даже с глубоким убеждением, что они делают
ребёнку добро. Иногда взрослый помнит, что именно так воспитывали его самого. И
он рассуждает следующим образом: «Ведь и меня «гоняли» и даже били в детстве, а
человеком сделали!».
Нередко в семье ребёнок исполняет роль, предопределённую для него взрослым.
Условно выделяют следующие роли детей в семье:
1)
«кумир семьи»;
2)
«сокровище»;
3)
«паинька»;
4)
«болезненный ребёнок»;
5)
«ужасный ребёнок», «мучитель»;
6)
«козёл отпущения»;
7)
«золушка»
и т.д.
Рассмотрим первую роль: «кумир семьи». Как бы ребёнок ни вёл себя, он вы-
зывает общее восхищение домашних, обращаются к нему почти всегда умильным
тоном. Любая или почти любая его прихоть немедленно выполняется взрослыми.
Иногда ребёнок выполняет другую роль – « маминого, папиного, бабушкиного
и т. д. сокровища». Она похожа на роль «кумира семьи», но в данном случае ребёнок
является не всеобщим, а чьим - то личным кумиром. За навязыванием ребёнку
подобной роли может таиться немало сложных психологических причин. Ребёнку
мучительно «разрываться» между несколькими старшими, отчётливо при этом осо-
знавая, что с одним надо вести себя не так, как с другими. Роль чьего – то любимца,
навязываемая ребёнку, зачастую свидетельствует об остром соперничестве между
взрослыми. В семье образуются «коалиции», например, мамы с ребёнком против
папы. Всё это, мягко говоря, проявления педагогической неграмотности и безответ-
ственности родителей.
Нередко взрослые задают ребёнку вопрос: «Кого ты больше любишь?». Удовлетво-
ряя, таким образом, своё тщеславие, они при этом травмируют ребёнка, воспитыва-
ют у него лицемерие и изворотливость.
В некоторых семьях ребёнок исполняет роль «паиньки». Обычно всех радует
воспитанный, послушный, примерный ребёнок: с ним и хлопот меньше, и больше
оснований для родительской гордости. От ребёнка ждут в первую очередь соблюде-
ния приличий; эти ожидания он и подтверждает своим образцовым поведением. За
это он старшими вознаграждается. Какова же внутренняя жизнь ребёнка, до этого, в
сущности, никому в семье нет дела. Не так уж редки случаи, когда ребёнок, образцо-
вый дома, к искреннему недоумению своей семьи неожиданно совершает противо-
правные поступки.
Часто, навязывая ребёнку роль «паиньки» и обязывая его поддерживать семейный
престиж, родители тешат своё самолюбие. При этом у ребёнка формируются завы-
шенные притязания к самому себе и страх несоответствия своих достижений этим
притязаниям. Если вначале каждый «промах» в поведении ребёнка ставится ему на
вид, то впоследствии он сам ставит себе в вину любую, даже малейшую неудачу в
жизни. В детстве ребёнок этим, можно сказать, подводит семью; став взрослым, он
усматривает в неподтверждении своих ожиданий собственную неполноценность, не-
состоятельность. Таким образом, когда ребёнок « слишком хорош», это отнюдь не
всегда свидетельство правильного воспитания.
Возможна роль «болезненного ребёнка». Конечно, есть немало детей, здоро-
вье которых требует особого внимания. Однако можно наблюдать и такую картину:
долго болевший ребёнок выздоровел и хотел бы чувствовать себя равным со всеми
детьми, однако кто–то в семье упорно считает его слабым, болезненным и требует от
остальных того же отношения к нему.
Видимо, взрослым не удаётся или не хочется ломать сложившийся стереотип их вза-
имоотношений с ребёнком. Куда легче обращаться с ним как с больным, продолжая
привычно хлопотать вокруг него (режим, лекарства и т. д.), чем искать новые формы
контакта. Все перечисленные роли называем позитивными.
Теперь рассмотрим негативные роли, с помощью которых фиксируется низ-
кая ценность ребёнка в семье. Прежде всего, необходимо выделить роль «ужасного
ребёнка». Ребёнок, вынужденный играть эту роль (ибо таковы ожидания старших),
воспринимается в семье как субъект, создающий лишь хлопоты и напряжённые си-
туации. Он непослушен, своеволен, расхлябан, лишён чувства долга и даже злонаме-
рен, поскольку многие его поступки можно рассматривать как действия «назло
взрослым». Все в семье призывают его к порядку бесконечными выговорами и нака-
заниями. Поскольку уже часто это не эффективно, ребёнок кажется взрослым ещё
более «ужасным». Так у него появляется роль «мучителя».
Конечно, встречаются дети, исходный психический склад которых представ-
ляет немалые трудности для воспитания. Взрослые иногда перелагают друг на друга
вину за «распущенность» ребёнка. Кое-кто из старших использует такого рода обви-
нения для того, чтобы самоустраниться от заботы о ребёнке («вы его распустили,
сами за него и отвечайте!») или чтобы изолировать кого–либо из членов семьи – ска-
жем, бабушку либо отца ребёнка, - ведь они «попустительствуют» его капризам.
Наиболее горько наблюдать случаи, когда приписывание ребёнку роли «ужасного»
или «мучителя» является способом изолировать его от семьи.
Например: в семье есть ребёнок от первого брака; рождается новый – на нём концен-
трируются все нежные чувства взрослых, а на старшего никто не обращает внима-
ния. Старший ребёнок не может не реагировать на это обидой и ревностью. Эти чув-
ства рано или поздно выходят наружу в виде так называемых «реакций протеста»
(непослушание, капризы, действия назло). Такими реакциями он, по существу, стре-
мится вернуть себе утраченное внимание взрослых. Взрослые, однако, объявляют
ребёнка «ужасным» и тем самым оправдывают его изоляцию.
Такой ребёнок подчас выступает в семье и в роли «козла отпущения». Взрос-
лые разряжают на нём свою агрессивность. Ведь это безопаснее, чем срывать зло
друг на друге… Ребёнок при таком обращении с ним может из «ужасного» превра-
тится в «забитого»: он начинает бояться наказания за любое своё высказывание и
любой поступок. Такому ребёнку нередко приходится исполнять ещё одну роль –
«путающийся под ногами»: он чувствует, что всем мешает и вызывает у домашних
одно раздражение.
Психику ребёнка ранит и деформирует необходимость использовать в семье какую –
либо из описанных ролей.
Может ли ребёнок стать послушным, если к нему так относятся?
Сущность правильного воспитания в том, чтобы к социально одобряемому («хоро-
шему») поведению ребёнка подталкивали не страх и не желание перед кем – либо
выслужиться, а его собственная совесть. Если она разбужена у ребёнка, то он сам в
душе корит себя за всякий неблаговидный поступок. Если же за любую ошибку или
шалость ему не избежать сурового наказания (а лишение родительских симпатий
тоже наказание, и весьма суровое), то совесть его приучается бездействовать. Вме-
сто её укоров, на которые рассчитывают родители, ребёнок в этой ситуации чувству-
ет лишь обиду и «жажду мщения». Мстя взрослым за притеснения той или иной вы -
ходкой, он подтверждает в семье свою роль «ужасного ребёнка». В других же случа-
ях, видя, что за свою выходку он будет сурово наказан, ребёнок рано приучается хит-
рить, сваливать свои проступки на других детей либо на взрослых, искать поддерж-
ку у одного из членов семьи, чтобы спастись от притеснений другого, и т.д. Так за
ним закрепляется роль маленького «хитреца».
И, наконец, ещё одна аномальная детская роль (впрочем, в современных се-
мьях она встречается всё реже) – роль «золушки». Из ребёнка откровенно делают
прислугу в доме, а всё лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим
детям либо взрослым. К сожалению, в жизни эта ситуация разрешается не так благо -
получно, как в известной сказке Ш. Перро.
Подобное «воспитание» подчас искажает характер либо закрепляет врождённые
психические аномалии ребёнка.
В нормальной семье ребёнку не уготованы никакие роли. Его просто любят –
и чаще всего он чувствует себя «кумиром семьи». На следующий день ребёнок со-
вершил шалость или проступок (без этого в детстве просто невозможно) – и его вос-
принимают как «ужасного ребёнка», наказывают. Стараясь вернуть расположение
взрослых, он делается «паинькой» и при этом подчас «хитрецом» (нет ребёнка, кото-
рый бы хоть раз не схитрил). Видя, что хитрости его легко разоблачаются, а причи-
ны примерного поведения понятны взрослым, ребёнок с лёгкостью «выходит из
роли» и снова делается самим собой. Все эти роли он исполняет с удовольствием, но
не застревает ни в одной из них, поскольку никто его к этому не вынуждает, а само-
му ему выступать в одной и той же роли попросту скучно. Бывает он и
«мучи-
телем», и «путающимся под ногами», но всё это мимолётно; спустя пару часов он
опять «кумир семьи».
Кем ребёнок почти никогда не бывает в нормальной жизни, так это «козлом
отпущения», «забитым» и «золушкой». Зато ему предоставляют роли, которых не
дают детям в « трудных» семьях. Это роли помощника, равноправного участника бе-
седы, интересного человека (интересно думающего, фантазирующего, рисующего,
конструирующего и т. д.), порядочного человека и даже… советчика!
Например, при решении проблемы: что взять с собой в поход? Или: кому сегодня по-
ручить мытьё посуды, учитывая особую занятость всех членов семьи? Неважно,
прав ли ребёнок, приводя тот или иной аргумент. У взрослых всегда найдутся
контраргументы. Важно то, что у него формируются три важнейших чувства: общ-
ности с родными, личной ответственности перед другими и вдобавок гордости за
своё участие в жизни семьи.
5. Практикум для родителей «Десять ошибок в воспитании, которые все
когда-нибудь совершали».
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко
задумываются о том, почему в определённых ситуациях поступают так, а не иначе.
Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребён-
ка ставит её в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы
воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках
вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше
учиться на чужих ошибках.
Педагогическая задача №1
Почему дети так часто спорят по любому поводу? Да они просто не слышат, что им
говорят взрослые. В таких случаях многие используют своеобразную козырную кар-
ту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя».
Ответ. Обещание больше не любить своего ребенка – одно из сильнейших средств
воспитания. Однако эта угроза, как правило, не выполняется. Единожды обманув,
вы можете на долгое время потерять доверие ребенка. Лучше скажите: «Я тебя
люблю, но твое поведение не одобряю»
Педагогическая задача №2
Зачем спорить, искать аргументы, что-то доказывать малышу? Ребенок должен сам
научиться решать свои проблемы. Пусть он скорее станет самостоятельным, а вас
оставит в покое!
Ответ. Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно, чем он занят. Вместо
показного безразличия постарайтесь наладить с ребенком дружеские отношения,
даже если вас не устраивает его поведение. Скажите: «Я с тобой не согласен, но
хочу помочь тебе, потому что люблю. Я всегда могу тебе что-то посоветовать!»
Педагогическая задача №3
Дети должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный в воспитании
принцип. Дискуссии здесь недопустимы. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет.
Ответ. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею. Убе-
ждение лучше строгости. Дети должны понимать, почему и зачем они что-то делают.
Строгое воспитание, непонятные ребенку принципы, похожи на дрессировку. Ска-
жите при необходимости: «Ты сейчас делаешь, как я скажу, а вечером мы спокойно
все обсудим».
Педагогическая задача №4
Детство – короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасным! Не нужно нраво-
учений! Так прекрасно угадывать и исполнять любое желание ребенка! Мы готовы
все сделать для нашего ребенка. Дети всегда должны получать самое лучшее!
Ответ. Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Ребенок, за которого
все делают родители, чувствует себя совершенно беспомощным и одиноким.
Скажите: «Попробуй сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольстви-
ем помогу!»
Педагогическая задача №5
Ребенок – главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо
всем. Он понимает нас как настоящий взрослый! С ним можно обсуждать любые
проблемы и любые темы!
Ответ. Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, даже готовы
погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того, чтобы обсуждать свои
интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются
нерешенными.
Педагогическая задача №6
Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побало-
вать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать. Словом, будь у нас От-
вет. «Любовь не купить за деньги» – звучит банально, но это так. Вы не должны чув-
ствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания. Любовь,
ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее
содержимого вашего кошелька. Совсем не деньги делают ребенка счастливым, а
осознание того, что он для вас «самый – самый». Больше денег, мы были бы лучши-
ми родителями!
Педагогическая задача №7
Многие родители мечтали в детстве заниматься музыкой, игрой в теннис, конным
спортом, но у них не было такой возможности. Теперь задача мам и пап дать детям
лучшее образование! Неважно, что дети этого не хотят!
Ответ. Дети не всегда оценивают усилия родителей. Часто будущее, нарисованное
взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка зани-
маться, скажем, музыкой. Маленький ребенок будет слушаться, но повзрослев, на-
чнет выражать свой протест. Спросите у ребенка, что ему больше нравится делать.
Может плавать?
Педагогическая задача №8
Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести к пробле-
мам в сексуальной ориентации в дальнейшем. Короче, никаких объятий и поцелуев –
есть более важные и серьезные вещи.
Ответ. Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя лю-
бимыми и придает уверенности в своих силах. Не навязывайте детям свою любовь
слишком активно – это может оттолкнуть их.
Педагогическая задача №9
Неприятности на работе, плохие отношения в семье. Как часто взрослые «выпус-
кают пар» на ребенка. Многие считают, что в этом нет ничего страшного. Достаточ-
но потом приласкать ребенка. Достаточно потом купить желанную игрушку и все бу-
дет в порядке.
Ответ. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают
что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что
я делаю, главное, какое у мамы настроение. Скажите: «Даже когда у меня хорошее
настроение, тебе не будет позволено делать все, что захочешь. А если у меня
плохое настроение – будь ко мне снисходителен!»
Педагогическая задача №10
Многие взрослые очень загружены на работе. Дети должны сами понимать, что у ро-
дителей просто нет времени поиграть и почитать с ними. Родители итак много дела-
ют для своих детей: отводят детей в сад и школу, готовят для них, покупают все, что
нужно детям, стирают для них…
Ответ. Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и
время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет
на него времени, будет искать родственные души среди других. Найдите время пого-
ворить с ребенком, почитать ему, что-то обсудить.
6. Заключительный этап. Обсуждение и принятие решения родительского со-
брания в форме памятки для родителей.
Памятки раздаются родителям.
Памятка – советы родителям
Никогда не говорите ребёнку, что не будете его любить.
Не будьте безразличными.
В воспитании не должно быть слишком много строгости.
Не балуйте детей.
Не навязывайте своему ребёнку какую-то определённую роль.
Хорошее воспитание не зависит от количества денег.
Не стройте «наполеоновские» планы.
Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
Воспитание и общение с ребёнком не должно зависеть от вашего настрое-
ния.
Уделяйте время своему ребёнку каждый день, будьте открыты для общения
с ребёнком.
Афоризмы и цитаты по теме «Воспитание»
Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью. - А. Чехов
Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъяв-
ляет требования к другим. – Конфуций
Лишившись по какой-то причине своего превосходства над детьми, мы по
той же причине уже не можем обрести его вновь. - Ж. Лабрюйер
Человек может стать человеком только путем воспитания. Он - то, что де-
лает из него воспитание. - И. Кант
Воспитание - это учебный процесс, в начале которого ребенка учат гово-
рить, а в конце - молчать. - Л. Левинсон
Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если
воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в
ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться
достойным человеком. - Конфуций
Список литературы
Мишель Борба. « Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения
ребенка и как с ними бороться М.: «Диалектика», 2006.
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1-2, М., 1868-69.
Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
Маликова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.
Шевченко Л. Л. Этические альтернативы. М., 2002.
Лоренц К. Агрессия. М., изд. группа «Прогресс», 1999.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., изд-во "Республика", 1998
Краевский В. В. Педагогика между философией и психологией. // Журнал «Педа-
гогика» — 1994.- № 6.
Луков Вал. А. Парадигмы воспитания // Знание. Понимание. Умение. — 2005. —
№ 3. — С. 139-151.