Напоминание

"Казачьему роду нет переводу"


Автор: Саенко Елена Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом х.Гусева
Населённый пункт: х. Гусев, Чертковского района, Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Казачьему роду нет переводу"
Раздел: дополнительное образование





Назад





«Казачьему роду нет

переводу»

Цель:
расширять представление о донском казачестве.
Задачи:
1. Формировать знания о культуре, традициях донских казаков. 2. Развивать интерес к изучению истории донского края. 3. Воспитывать чувство патриотизма.
Форма проведения:


устный журнал
Направление:
патриотическое
Оборудование:
музыкальный проигрыватель, кроссворд, наглядные пособия, рисунки, пословицы.
Воспитатель:
Саенко Елена Игоревна



Ход занятия:
Здравствуйте ребята, Родина – это ёмкое и бесконечное слово, это живая действительность, реальные люди, события, история и традиции своего народа. Мы свами живём в удивительном крае нашей страны, в Ростовской области, это наша малая родина. Наша область славится своими обычаями и традициями. И важной частью истории нашей области является – казачество. Чертковский район, расположен по соседству с Шолоховским районом в котором находится станица Вёшенская, вы уже не раз слышали о этой станице, а некоторые из вас были там на экскурсии. Так вот именно станица Вёшенская по праву считается родиной донского казачества. С 14 века казаки стали селиться на этих землях. Уже более 600 лет казаки живут на нашей донской земле. И наше занятие я хочу открыть стихотворением о «Казаках» в исполнении Станислава Б.: Средь донских степных полей, И кубанских ковылей, Где Кубань и Дон текут Казаки давно живут. Гордый и лихой народ Заслужил себе почет: Храбрость, мужество, отвагу На своих плечах несет. Честью с детства дорожат, Любят холить жеребят, Из лозы корзины вьют, Песни звонкие поют. Память предков охраняют, Веру в Бога почитают, И обычаи свои Сохраняют на Руси. Как вы уже догадались, речь на нашем сегодняшнем занятии пойдёт о донских казаках. Наше занятие будет проходить в форме устного журнала, путешествуя по страницам которого мы узнаем много нового и интересного. Давайте же попробуем вместе сформулируем цель нашего сегодняшнего
занятия, (ответы детей). Молодцы, именно о жизни, традициях, обычаях донских казаков мы с вами будем сегодня говорить. Откуда же появилось слово «казак»? Слово казак пришло к нам из киргизского языка, в старину так называли вольных поселенцев на окраинах государства, которые активно защищали государство в войнах. На Дону, казаками называли - крестьян, а ещё казаками называли бойцов воинской части, которые состояли из этих крестьян. Теперь мы с вами поняли, что казак - это в первую очередь воин, защитник своего отечества. А теперь давайте поближе познакомимся с укладом жизни казаков, и первая страница нашего журнала называется
« Жизнь и быт казаков»
Ребята как вы понимаете слово « быт» (ответы детей). Быт – это уклад жизни.
«Жизнь и быт казаков»

Жильё казаков:
На Дону самым простым жилищем была полуземлянка, изба, покрытая камышом. Позднее стали строить двухэтажные курени – это спасало от разлива рек. Материалом для постройки служили бревна, глина, солома. Дворы обычно огораживали плетнем. Плетень-изгородь из сплетённых прутьев, ветвей. Курень делился на левую - женскую половину и правую – мужскую. Женщины и дети никогда не входили на мужскую половину. Самая большая комната – зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и посуда. Стены казачьей избы украшали оружием картинами , иконами, семейными портретами. Отличительная черта казаков - опрятность . Избы и дворы содержали опрятно, и везде было видно стремление к чистоте и порядку.
Казачьи семьи:
Казаки жили большими семьями, средняя семья насчитывала 7-10 человек
.
Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за домашними животными. На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи, стирка, уборка, ремонт одежды. Родители с детства приучали детей к труду. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно.



Воспитание детей:
Воспитывая девочку, взрослые старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение, отзывчивость. Росла девочка с мыслью, что она - будущая мать и хозяйка. Воспитание мальчика: начиналось с появления первого зуба. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. Лет с трёх-пяти казачок приучался к верховой езде. С пяти-семи лет отцы забирали их с собой на службу, а часто и на войну.
Одежда казаков:
В комплекс традиционной мужской одежды входили рубаха, шаровары и папаха. Шаровары шили из бархата, шёлка, кожи. Характерным для казаков был обычай заправлять рубаху в шаровары и подпоясываться поясом. Наиболее распространенным видом обуви были сапоги. Женская одежда отличалась большим разнообразием. Основным комплексом женской одежды были юбка с кофтой. Так же носили сарафаны, сарафаны имели разный покрой. Сарафан подпоясывали, украшали лентами, кружевом, вышивкой.
Конь у казака:
При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу. Начиная с двух лет, его регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу. Когда казака провожали на войну, коня седлала и подводила к казаку жена ,сестра , а иногда и мать. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: « На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой».
Оружие казака:
Казаки были хорошими войнами, они не раз становились на защиту своей родины. Это были смелые, сильные, отважные войны, не боявшиеся отдать свою жизнь за Отчизну. Главным оружием казака была сабля или по – другому , шашка. Это холодное оружие было символом полноты прав у казака. Передавалась от деда внуку в 17 лет. Сабля хранилась на видном месте. Потеря сабли было большим позором для казака. Если в роду не оставалось наследников мужчин, то сабля ломалась , и её клали в гроб с умершим.

Казачьи ремёсла:
Большую роль в казачьем быту играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, обработка металла. С петровской эпохи казаки начали заниматься виноделием. Первое русское шампанское изготовлено на Дону! Казаки – занимались земледелием и скотоводством. Повсеместно встречались кузнецы, сапожники, овчинники (выделывали овечьи шкуры), портные. Переходим ко второй странице нашего журнала , и называется она
« Музыкальная»:
Песни сопровождали казака всю жизнь. Ни один праздник не обходился без них. Вечерами во многих хатах собиралась молодёжь на вечёрку, они плясали, играли песни, пели частушки, ребята подготовили для нас выступление. Звучит песня «Казаки» в исполнении Шикунова Валентина, Храмых Александра и Храмых Алексея. Казачий фольклор разнообразен, теперь давайте послушаем в исполнении наших ребят частушки.
3 страница « Казаки и церковь»
Испокон веков казаки были народом свободолюбивым, не терпящим гнета и принуждения, но всегда они были едины в одном: служить Родине и церкви. В воскресные дни с раннего утра все казаки направлялись в церковь. По обычаю, казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть родной земли, зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено было умереть на чужбине – первой на его гроб падала родная земля. Считалось: хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле. Предлагаю выполнить творческую работу, и всей группой сделать стенгазету на данную тему: «Казак без веры – не казак». Следующая страница называется:
« Заповеди казака»:
Каждый член казачьего общества должен был знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали. И поэтому свою жизнь, и быт казаки строили с учётом заповедей, которые соблюдали на протяжении всей своей жизни. И с этими заповедями мы с вами сейчас познакомимся ( дети рассказывают заповеди):
1.
Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
Есть у каждого права- «Нет ни князя, ни раба». Все равны в своих правах, Но ответственны в делах. 2.
Казаки все равны в своих правах.
Честен будь при казаках, Чист в поступках и делах. Будь примером всем всегда- Вот в чём участь казака! 3.
По тебе судят обо всём казачестве-народе твоём.
Стойким будь, служи народу, Охраняя мир, природу. За Россию честь свою Жизнь не грех отдать в бою! 4.
Держи слово, слово казака дорого.
Слово дал - его держи, Казачьим словом дорожи! Помни слово казака Было верное всегда. . 5.
Чти старших, уважай старость.
Старость всюду почитай, Стариков не обижай. Пожилого казака Почитай как за Отца. 6.
Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
По обычаям народа Лучше в жизни поступать. Веры предков придержись, За обычай свой держись.
7.
Погибай, а товарища выручай
. Если трудно- погибай, Но товарища спасай! В службе, дома, на работе, На рыбалке, на охоте Другу всюду помогай, Если надо - выручай! 8.
Будь трудолюбив, не бездельничай.
Век служи и век трудись- Такова казачья жизнь! Не гордись чужим добром, А живи своим трудом. 9.
Береги семью свою, служи ей примером.
Береги свою семью, Почитай свою родню. Для того чтобы проверить как вы усвоили материал, предлагаю разгадать кроссворд : 1. Жилище казаков? (курень) 2.Широкие штаны казака ? (курень) 3.Женская одежда? (сарафан) 4.Головной убор казака?(папаха) 5.Оружие казака? (сабля) 6.Самая большая комната в доме? (зало) 7.Верный спутник казака? (конь) 8.Река на которой селились казаки? (дон) И наше занятие я хотела бы закончить вручением грамот и призов. Мною был объявлен конкурс рисунков, в котором некоторые из вас приняли участие( объявление победителей, награждение). Молодцы ребята. На этом наше занятие подошло к концу, до свидания!


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники