Напоминание

Мониторинг сформированности УУД.


Автор: Мелентьева Любовь Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Новоисетская СОШ"
Населённый пункт: село Новоисетское Свердловская область Каменский ГО
Наименование материала: Статья
Тема: Мониторинг сформированности УУД.
Раздел: начальное образование





Назад




Мониторинг уровня сформированности УУД

2 класс

учитель Мелентьева Л.Б.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность

субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального

опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов

действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение

новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего

образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Для получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных

учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового

поколения была составлена Программа формирования УУД у обучающихся на ступенях начального общего образования.

Данная программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать

универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого -

педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

Задачи мониторинга:

1.

Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

2.

Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

3.

Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

4.

Формирование

банка

методических

материалов

для

организации

и

проведения

мониторинга

уровня

сформированности УУД на ступени начального образования;

5.

Обеспечение

преемственности

и

единообразия

в

процедурах

оценки

качества

результатов

дошкольного

и

начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

6.

Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на

начальной ступени образования.

Данные диагностики фиксировались в «Карте формирования УУД», где также были прописаны рекомендации по работе

с каждой группой детей.

Карта формирования личностных УУД во 2 классе

УУД: Самопознание и самоопределение. Нормативный показатель УУД: самооценка.

Диагностика

«Лесенка»

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- чувство необходимости учения,

- формируется собственная точка зрения,

- предпочтение социального способа оценки

своих знаний.

- положительное отношение к школе;

Проявляет собственную точку зрения в

отдельных вопросах.

Частично зависит от ситуации успеха.

Посещение школы с целью общения со

сверстниками.

Нет стремления иметь собственную

точку зрения.

Полностью зависит от ситуации успеха.

Тенденция к переоценке достигнутых

результатов и возможностей.

1

(Ф.И. ребёнка)

15%

70%

15%

Рекомендации: поддержка и развитие

приобретенных положительных личностных

качеств, организация деятельности на

помощь другим людям, развитие эмпатии.

Рекомендации: проявлять

заинтересованность деятельностью

ребенка, стабилизировать,

психоэмоциональное состояние ребенка,

организовать самостоятельную

деятельность на уроке.

.

Рекомендации: консультация

специалистов, поощрения за результат,

давать небольшие поручения, но с

достижимым положительным

результатом

Карта формирования личностных УУД во 2 классе

УУД: Смыслообразование. Нормативный показатель УУД: Мотивация.

Диагностика

«Оценка школьной мотивации»

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- формируются познавательные мотивы и

интересы

- сформированы учебные мотивы.- желание

учиться, желание выполнять согласно

школьному распорядку

- частично сформированы познавательные

мотивы и интересы,

- в стадии формирования учебные мотивы;

-к школе безразличен;

- преобладает плохое настроение,

- учебный материал усваивает

фрагментарно,

- к занятиям интерес не проявляет

1

15%

75%

10%

Рекомендации:

Включить в учебный процесс мероприятия

по формированию социальных навыков

представления своих результатов

Рекомендации:

- организация учебного процесса на поиск

решений, приводящих к открытию

Рекомендации:

-консультация специалистов;

- организация успеха в рамках учебной

программы.

Карта формирования личностных УУД во 2 классе

УУД: Нравственно-этическая ориентация.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- ребенок понимает, что нарушение

моральных норм оценивается как более

серьезное и недопустимое, по сравнению с

навыками самообслуживания,

- может выделять морально-этическое

содержание событий и действий,

- формируется система нравственных

ценностей

- ребенок частично понимает, что нарушение

моральных норм оценивается как более

серьезное и недопустимое, по сравнению

навыками самообслуживания,

- частично выделяет морально-этическое

содержание событий и действий,

-формируется система нравственных

ценностей

- недостаточно знает суть

нравственных норм,

- низкий уровень эмпатии,

- отношение к нравственным нормам

отрицательное или неопределенное

1

20%

65%

15%

Рекомендации: изучение моральных норм в

деятельностной форме (помощь слабым,

нуждающимся, забота о природе, животных

и т.д.)

Рекомендации:

-построение работы, исключающей разрыв

между знаниями, чувствами и

практическими действиями,

-закрепление нравственных норм в

деятельностной форме.

Рекомендации:

- консультация специалистов,

- стимулирование чувствительность к

переживаниям других,

- изучение моральных норм в

деятельностной форме (помощь

слабым, нуждающимся, забота о

природе, животных и т.д.)

Карта формирования регулятивных УУД во 2 классе

УУД: Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё

неизвестно.

Нормативный показатель УУД: Формулировать и удерживать учебную задачу

Диагностика: наблюдение

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- Определяет цель учебной деятельности с

помощью учителя и самостоятельно.

-Принятая познавательная цель сохраняется

при выполнении учебных действий и

регулирует весь процесс выполнения.

-Четко осознает свою цель и структуру

найденного способа решения новой задачи

- Определяет цель учебной деятельности с

помощью учителя и самостоятельно.

-Охотно осуществляет решение

познавательной задачи.

-Четко может дать отчет о своих действиях

после принятого решения

-Включаясь в работу, быстро

отвлекается или ведет себя хаотично.

-Может принимать лишь простейшие

цели.

1

20%

35%

45%

Рекомендации:

поддержка и развитие сформированного

уровня целеполагания

Рекомендации:

- поддержка и развитие сформированного

уровня целеполагания;

-необходимо ситуативное обращение

ребенка к алгоритму выполнения учебного

действия.

Развитие понятийного мышления.

Рекомендации:

консультация специалистов,

коррекционные занятия, пошаговый

контроль со стороны учителя, а также

постоянное обращение ребенка к

алгоритму выполнения учебного

действия.

Карта формирования регулятивных УУД во 2 классе

УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от

эталона.

Нормативный показатель УУД: Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем

Методика «Корректурная проба» (буквенная, значки)

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

-Осознает правило контроля.

- Ошибки исправляет самостоятельно

-контролирует процесс решения задачи

другими учениками

- Задачи, соответствующие усвоенному

способу выполняются безошибочно.

- Решая новую задачу, ученик применяет

старый неадекватный способ, с помощью

учителя обнаруживает неадекватность

способа и пытается ввести коррективы.

- Задачи, соответствующие усвоенному

способу выполняются безошибочно.

- Контроль носит случайный

непроизвольный характер, заметив

ошибку, ученик не может обосновать

своих действий

- Предугадывает правильное

направление действия, сделанные

ошибки исправляет неуверенно.

1

20%

55%

25%

Рекомендации: поддержка и развитие

сформированного уровня контроля-

Рекомендации: включить в урок

упражнения на развитие объема и

концентрации внимания

Рекомендации: консультация

специалистов, коррекционные занятия,

включить в урок упражнения,

развивающие внимание

Карта формирования регулятивных УУД во 2 классе

УУД: Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

оценка результатов работы

Нормативный показатель УУД: Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при

выполнении.

Степень развития произвольного внимания.

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- Умеет самостоятельно оценить свои

действия и содержательно обосновать

правильность или ошибочность результата,

соотнося его со схемой действия.

- Может оценить действия других учеников.

-Приступая к решению новой задачи,

пытается оценить свои возможности

относительно ее решения.

- Не воспринимает аргументацию

оценки; не может оценить свои силы

относительно решения поставленной

задачи.

1

20%

55%

25%

Рекомендации: поддержка и развитие

сформированного уровня оценки, предлагать

роль эксперта

Рекомендации: поддержка и развитие

сформированного уровня оценки, создание

ситуации успеха на уроках

Рекомендации:

консультация специалистов, создание

ситуации успеха на уроках,

инвидуальный подход

Карта формирования познавательных УУД во 2 классе

УУД: Общеучебные универсальные действия.

Нормативный показатель УУД: Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,

находить нужную информацию в учебнике. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях

Диагностика: Наблюдение, опрос. Выделять самостоятельность мышления

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

Выполняет самостоятельно

Действует по образцу. Способен выполнять

при направляющей помощи педагога

пересказывать и работать с информацией.

Большинство умений не

сформированы.

1

15%

50%

35%

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-

исследовательская деятельность, задания

повышенной сложности, проблемные

задания

Рекомендации:

Побуждение к действию, стимулирование

Работа по алгоритму, или по точной

инструкции учителя, или с помощью

наводящих вопросов

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Карта формирования познавательных УУД во 2 классе

УУД: Логические учебные действия

Нормативный показатель УУД: Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности;

самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Диагностика: Выделение существенных признаков

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

Владеет логическими операциями, умеет

выделять существенные признаки и

выделяет самостоятельно закономерности

Владеет логическими операциями частично,

группирует по несущественным признакам.

Не сформированы логические

операции.

1

20%

50%

30%

Рекомендации:

Проектно-исследовательская деятельность,

участие в конкурсах и олимпиадах

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным

нарушениям

Рекомендации:

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным

нарушениям

Карта формирования познавательных УУД во 2 классе

УУД: Постановка и решения проблем.

Нормативный показатель УУД: Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг

своего незнания. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Диагностика: Самостоятельные и практические работы.

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

Хорошо ориентируется в изученном

материале. Может самостоятельно найти

нужный источник информации. Умеет

самостоятельно наблюдать и делать простые

выводы.

Не всегда может определить круг своего

незнания и найти нужную информацию в

дополнительных источниках.

Самостоятельно

не

может

определять

круг своего незнания. Не может делать

самостоятельные выводы.

1

15%

60%

25%

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-

исследовательская деятельность, задания

повышенной сложности, проблемные

задания, участие в олимпиадах

Рекомендации:

Необходимы алгоритмы работы с

источниками дополнительной информации и

умения наблюдать и делать выводы.

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Карта формирования коммуникативных УУД во 2 классе

УУД: Коммуникация как кооперация

Нормативный

показатель УУД: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события,

поступки,

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Диагностика: Наблюдение. Методика «Рукавички»

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- осознанное стремление к сотрудничеству.

- доброжелательно идет на контакт,

участвует в совместном решении проблемы

(задачи)

- участвует выборочно в диалоге.

- идет на контакт, когда уверен в своих

знаниях.

- не идет на контакт (агрессивен или

пассивен)

1

25%

50%

25%

Рекомендации: поддержка и развитие

коммуникативных навыков, проведение

совместных заданий на уроке,

положительное одобрение, поддержка

активной позиции в диалоге.

Рекомендации: поддержка и развитие

коммуникативных навыков, проведение

совместных заданий на уроке, важно

положительное одобрение, выработка

активной позиции в диалоге.

Рекомендации: консультация

специалистов, коррекционные занятия

на развитие коммуникативных навыков,

поощрения за минимальный результат,

совместное выполнение задания с

друзьями по классу.

Карта формирования коммуникативных УУД во 2 классе

УУД: Коммуникация как интериоризация

Нормативный показатель УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Диагностика: Наблюдение.

№ п/п

Уровни сформированности

высокий

средний

низкий

- обладает хорошим словарным запасом и

активно им пользуется

- усваивает материал, дает обратную связь

(пересказ, рассказ)

- читает, высказывает свои мысли по

алгоритму.

- читает, но не понимает прочитанного,

и не может найти нужных слов при

высказывание обратной связи.

1

20%

55%

25%

Рекомендации: поддержка и развитие

коммуникативных навыков, проведение

совместных заданий на уроке (пересказ,

рассказ), учиться по алгоритму составлять

небольшие сообщения, положительное

одобрение со стороны взрослого.

Рекомендации: поддержка и развитие

коммуникативных навыков, проведение

совместных заданий на уроке, учиться по

алгоритму составлять небольшие

сообщения, важно положительное

одобрение, больше времени отводить на

обратную связь

Рекомендации: консультация

специалистов, коррекционные занятия

на развитие коммуникативных навыков,

важно положительное одобрение,

совместные задания с друзьями по

классу, изучение правил активного

слушания

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач,

связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание,

исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах,

правилах, оценках, выработать свою позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Личностные УУД исследовались по методикам Н.Г. Лускановой. «Лесенка» и «Анкета изучения школьной мотивации».

Анализ результатов сформированности личностных УУД показал, что у 15% второклассников высокий уровень

школьной мотивации, 75% – средний, т.е. у большинства уч-ся сформировано положительное отношение к школе,

формируются познавательные мотивы. Низкий уровень мотивации у 10%учащихся, это дети, имеющие заниженную

самооценку. У данной категории детей отрицательное отношение к себе и к школе, нестабильное психоэмоциональное

состояние.

С такими детьми необходимо проводить индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по

формированию положительной самооценки; проявлять интерес к деятельности ребёнка; создавать ситуацию успеха.

Для диагностики коммуникативных УУД использовалась методику «Рукавички» Г.А.Цукерман. Методика позволяет

оценить, насколько в целом сформирована коммуникативная компетентность учащихся, а также составить надежный

прогноз успешности их взаимодействия с окружающими. Она позволяет прогнозировать поведение ребенка в конфликте,

изучить его нравственно-этические нормы, наличие доброжелательности, готовность к сотрудничеству и дружбе, к

оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Методика дает информацию о сформированности ряда социальных

установок, которые и обусловливают выбор ребенком целей и способов реагирования в различных ситуациях

межличностного взаимодействия (отношение к физической агрессии, к вербальному унижению, к социальной изоляции

некоторых членов коллектива).

Так у 25% учащихся на высоком уровне сформировано осознанное стремление к сотрудничеству. Эти дети

доброжелательны, охотно идут на контакт, участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения, активно участвуют в

распределении ролей в группе, обладают хорошим словарным запасом. 50% учащихся имеют средний уровень

сформированности коммуникативных УУД. Эти дети участвуют в диалоге и идут на контакт, если уверены в своих

знаниях, чаще всего такие дети высказывают свои мысли по алгоритму. Данной группе детей необходимо положительное

одобрение, учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения. 25% учащихся имеют низкий уровень. Таким детям

с трудом удаётся вступать в контакт с одноклассниками. Чаще всего эти ребята пассивно наблюдают за работой группы.

Для развития коммуникативных способностей нужно:

создать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет

чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;

привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и

переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;

использовать

в

работе

с

детьми

коллективные

игры,

развивающие

мышление,

творческую

активность,

а

так

же

деятельный подход, работу в парах, группах;

проводить беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: целеполагание,

планирование , контроля, коррекции своей деятельности и оценки результатов работы.

Из таблиц видно, что только 20% учащихся определяют цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью

учителя, могут удерживать познавательную цель на протяжении выполнения задания, могут контролировать процесс

решения учебной задачи. 35% уч-ся определяют цель, осуществляют планирование с помощью учителя. 45% уч-ся

включаются в работу, но быстро отвлекаются. Большинство учащихся не могут долго удерживать познавательную цель;

контроль носит случайный непроизвольный характер. Таким детям нужен пошаговый контроль со стороны учителя,

постоянное обращение к алгоритму выполнения учебного действия.

Для развития регулятивных действий:

1. Необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи,

стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий,

оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.

2. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и

последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили

бы успешное выполнение учебной задачи.

3. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой

ответ, даже не верный.

4. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:

-организация взаимной проверки заданий, -взаимные задания групп,

-учебный конфликт,

-обсуждение участниками способов своего действия

5.Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая

технология, технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов).

Познавательные УУД включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Усвоение общего приёма решения задач базируется на сформированности логических операций - умении анализировать

объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, устанавливать

аналогии.

Из таблиц видно, что только 15-20% учащихся хорошо ориентируются в изученном материале, владеют логическими

операциями, умеют выделять существенные признаки, находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в

словарях, справочниках. 50-60% уч-ся не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в

дополнительных источниках; владеют логическими операциями частично; действуют по образцу. Эти дети могут

работать самостоятельно при направляющей помощи учителя. У 25-30% уч-ся низкий уровень познавательных УУД.

Данные ученики не могут работать самостоятельно, им нужна постоянная поддержка и контроль со стороны учителя.

Для формирования познавательных УУД нужно развивать мыслительные операции; давать учащимся задания,

направленные на поиск информации в разных источниках.



В раздел образования