Автор: Мелентьева Любовь Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Новоисетская СОШ"
Населённый пункт: село Новоисетское Свердловская область Каменский ГО
Наименование материала: Статья
Тема: Мониторинг сформированности УУД.
Раздел: начальное образование
Мониторинг уровня сформированности УУД
2 класс
учитель Мелентьева Л.Б.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность
субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального
опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов
действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение
новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего
образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Для получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных
учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового
поколения была составлена Программа формирования УУД у обучающихся на ступенях начального общего образования.
Данная программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого -
педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.
Задачи мониторинга:
1.
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
2.
Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
3.
Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
4.
Формирование
банка
методических
материалов
для
организации
и
проведения
мониторинга
уровня
сформированности УУД на ступени начального образования;
5.
Обеспечение
преемственности
и
единообразия
в
процедурах
оценки
качества
результатов
дошкольного
и
начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
6.
Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на
начальной ступени образования.
Данные диагностики фиксировались в «Карте формирования УУД», где также были прописаны рекомендации по работе
с каждой группой детей.
Карта формирования личностных УУД во 2 классе
УУД: Самопознание и самоопределение. Нормативный показатель УУД: самооценка.
Диагностика
«Лесенка»
№ п/п
Уровни сформированности
высокий
средний
низкий
- чувство необходимости учения,
- формируется собственная точка зрения,
- предпочтение социального способа оценки
своих знаний.
- положительное отношение к школе;
Проявляет собственную точку зрения в
отдельных вопросах.
Частично зависит от ситуации успеха.
Посещение школы с целью общения со
сверстниками.
Нет стремления иметь собственную
точку зрения.
Полностью зависит от ситуации успеха.
Тенденция к переоценке достигнутых
результатов и возможностей.
1
(Ф.И. ребёнка)
…
…
…
…
…
…
15%
70%
15%
Рекомендации: поддержка и развитие
приобретенных положительных личностных
качеств, организация деятельности на
помощь другим людям, развитие эмпатии.
Рекомендации: проявлять
заинтересованность деятельностью
ребенка, стабилизировать,
психоэмоциональное состояние ребенка,
организовать самостоятельную
деятельность на уроке.
.
Рекомендации: консультация
специалистов, поощрения за результат,
давать небольшие поручения, но с
достижимым положительным
результатом
Карта формирования личностных УУД во 2 классе
УУД: Смыслообразование. Нормативный показатель УУД: Мотивация.
Диагностика
«Оценка школьной мотивации»
№ п/п
Уровни сформированности
высокий
средний
низкий
- формируются познавательные мотивы и
интересы
- сформированы учебные мотивы.- желание
учиться, желание выполнять согласно
школьному распорядку
- частично сформированы познавательные
мотивы и интересы,
- в стадии формирования учебные мотивы;
-к школе безразличен;
- преобладает плохое настроение,
- учебный материал усваивает
фрагментарно,
- к занятиям интерес не проявляет
1
…
…
…
…
…
…
…
15%
75%
10%
Рекомендации:
Включить в учебный процесс мероприятия
по формированию социальных навыков
представления своих результатов
Рекомендации:
- организация учебного процесса на поиск
решений, приводящих к открытию
Рекомендации:
-консультация специалистов;
- организация успеха в рамках учебной
программы.
Карта формирования личностных УУД во 2 классе
УУД: Нравственно-этическая ориентация.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
№ п/п
Уровни сформированности
высокий
средний
низкий
- ребенок понимает, что нарушение
моральных норм оценивается как более
серьезное и недопустимое, по сравнению с
навыками самообслуживания,
- может выделять морально-этическое
содержание событий и действий,
- формируется система нравственных
ценностей
- ребенок частично понимает, что нарушение
моральных норм оценивается как более
серьезное и недопустимое, по сравнению
навыками самообслуживания,
- частично выделяет морально-этическое
содержание событий и действий,
-формируется система нравственных
ценностей
- недостаточно знает суть
нравственных норм,
- низкий уровень эмпатии,
- отношение к нравственным нормам
отрицательное или неопределенное
1
…
…
…
…
…
…
…
20%
65%
15%
Рекомендации: изучение моральных норм в
деятельностной форме (помощь слабым,
нуждающимся, забота о природе, животных
и т.д.)
Рекомендации:
-построение работы, исключающей разрыв
между знаниями, чувствами и
практическими действиями,
-закрепление нравственных норм в
деятельностной форме.
Рекомендации:
- консультация специалистов,
- стимулирование чувствительность к
переживаниям других,
- изучение моральных норм в
деятельностной форме (помощь
слабым, нуждающимся, забота о
природе, животных и т.д.)
Карта формирования регулятивных УУД во 2 классе
УУД: Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё
неизвестно.
Нормативный показатель УУД: Формулировать и удерживать учебную задачу
Диагностика: наблюдение
№ п/п
Уровни сформированности
высокий
средний
низкий
- Определяет цель учебной деятельности с
помощью учителя и самостоятельно.
-Принятая познавательная цель сохраняется
при выполнении учебных действий и
регулирует весь процесс выполнения.
-Четко осознает свою цель и структуру
найденного способа решения новой задачи
- Определяет цель учебной деятельности с
помощью учителя и самостоятельно.
-Охотно осуществляет решение
познавательной задачи.
-Четко может дать отчет о своих действиях
после принятого решения
-Включаясь в работу, быстро
отвлекается или ведет себя хаотично.
-Может принимать лишь простейшие
цели.
1
…
…
…
…
…
…
…
20%
35%
45%
Рекомендации:
поддержка и развитие сформированного
уровня целеполагания
Рекомендации:
- поддержка и развитие сформированного
уровня целеполагания;
-необходимо ситуативное обращение
ребенка к алгоритму выполнения учебного
действия.
Развитие понятийного мышления.
Рекомендации:
консультация специалистов,
коррекционные занятия, пошаговый
контроль со стороны учителя, а также
постоянное обращение ребенка к
алгоритму выполнения учебного
действия.
Карта формирования регулятивных УУД во 2 классе
УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона.
Нормативный показатель УУД: Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем
Методика «Корректурная проба» (буквенная, значки)
№ п/п
Уровни сформированности
высокий
средний
низкий
-Осознает правило контроля.
- Ошибки исправляет самостоятельно
-контролирует процесс решения задачи
другими учениками
- Задачи, соответствующие усвоенному
способу выполняются безошибочно.
- Решая новую задачу, ученик применяет
старый неадекватный способ, с помощью
учителя обнаруживает неадекватность
способа и пытается ввести коррективы.
- Задачи, соответствующие усвоенному
способу выполняются безошибочно.
- Контроль носит случайный
непроизвольный характер, заметив
ошибку, ученик не может обосновать
своих действий
- Предугадывает правильное
направление действия, сделанные
ошибки исправляет неуверенно.
1
…
…
…
…
…
…
…
20%
55%
25%
Рекомендации: поддержка и развитие
сформированного уровня контроля-
Рекомендации: включить в урок
упражнения на развитие объема и
концентрации внимания
Рекомендации: консультация
специалистов, коррекционные занятия,
включить в урок упражнения,
развивающие внимание
Карта формирования регулятивных УУД во 2 классе
УУД: Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
оценка результатов работы
Нормативный показатель УУД: Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при
выполнении.
Степень развития произвольного внимания.
№ п/п
Уровни сформированности
высокий
средний
низкий
- Умеет самостоятельно оценить свои
действия и содержательно обосновать
правильность или ошибочность результата,
соотнося его со схемой действия.
- Может оценить действия других учеников.
-Приступая к решению новой задачи,
пытается оценить свои возможности
относительно ее решения.
- Не воспринимает аргументацию
оценки; не может оценить свои силы
относительно решения поставленной
задачи.
1
…
…
…
…
…
…
…
20%
55%
25%
Рекомендации: поддержка и развитие
сформированного уровня оценки, предлагать
роль эксперта
Рекомендации: поддержка и развитие
сформированного уровня оценки, создание
ситуации успеха на уроках
Рекомендации:
консультация специалистов, создание
ситуации успеха на уроках,
инвидуальный подход
Карта формирования познавательных УУД во 2 классе
УУД: Общеучебные универсальные действия.
Нормативный показатель УУД: Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,
находить нужную информацию в учебнике. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях
Диагностика: Наблюдение, опрос. Выделять самостоятельность мышления
№ п/п
Уровни сформированности
высокий
средний
низкий
Выполняет самостоятельно
Действует по образцу. Способен выполнять
при направляющей помощи педагога
пересказывать и работать с информацией.
Большинство умений не
сформированы.
1
…
…
…
…
…
…
…
15%
50%
35%
Рекомендации:
Дифференцированный подход, проектно-
исследовательская деятельность, задания
повышенной сложности, проблемные
задания
Рекомендации:
Побуждение к действию, стимулирование
Работа по алгоритму, или по точной
инструкции учителя, или с помощью
наводящих вопросов
Рекомендации:
Консультации специалистов
Индивидуальный подход в обучении
Карта формирования познавательных УУД во 2 классе
УУД: Логические учебные действия
Нормативный показатель УУД: Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности;
самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
Диагностика: Выделение существенных признаков
№ п/п
Уровни сформированности
высокий
средний
низкий
Владеет логическими операциями, умеет
выделять существенные признаки и
выделяет самостоятельно закономерности
Владеет логическими операциями частично,
группирует по несущественным признакам.
Не сформированы логические
операции.
1
…
…
…
…
…
…
…
20%
50%
30%
Рекомендации:
Проектно-исследовательская деятельность,
участие в конкурсах и олимпиадах
Рекомендации:
Коррекционная работа по выявленным
нарушениям
Рекомендации:
Консультации специалистов
Коррекционная работа по выявленным
нарушениям
Карта формирования познавательных УУД во 2 классе
УУД: Постановка и решения проблем.
Нормативный показатель УУД: Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг
своего незнания. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Диагностика: Самостоятельные и практические работы.
№ п/п
Уровни сформированности
высокий
средний
низкий
Хорошо ориентируется в изученном
материале. Может самостоятельно найти
нужный источник информации. Умеет
самостоятельно наблюдать и делать простые
выводы.
Не всегда может определить круг своего
незнания и найти нужную информацию в
дополнительных источниках.
Самостоятельно
не
может
определять
круг своего незнания. Не может делать
самостоятельные выводы.
1
…
…
…
15%
60%
25%
Рекомендации:
Дифференцированный подход, проектно-
исследовательская деятельность, задания
повышенной сложности, проблемные
задания, участие в олимпиадах
Рекомендации:
Необходимы алгоритмы работы с
источниками дополнительной информации и
умения наблюдать и делать выводы.
Рекомендации:
Консультации специалистов
Индивидуальный подход в обучении
Карта формирования коммуникативных УУД во 2 классе
УУД: Коммуникация как кооперация
Нормативный
показатель УУД: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события,
поступки,
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Диагностика: Наблюдение. Методика «Рукавички»
№ п/п
Уровни сформированности
высокий
средний
низкий
- осознанное стремление к сотрудничеству.
- доброжелательно идет на контакт,
участвует в совместном решении проблемы
(задачи)
- участвует выборочно в диалоге.
- идет на контакт, когда уверен в своих
знаниях.
- не идет на контакт (агрессивен или
пассивен)
1
…
…
…
…
…
…
…
25%
50%
25%
Рекомендации: поддержка и развитие
коммуникативных навыков, проведение
совместных заданий на уроке,
положительное одобрение, поддержка
активной позиции в диалоге.
Рекомендации: поддержка и развитие
коммуникативных навыков, проведение
совместных заданий на уроке, важно
положительное одобрение, выработка
активной позиции в диалоге.
Рекомендации: консультация
специалистов, коррекционные занятия
на развитие коммуникативных навыков,
поощрения за минимальный результат,
совместное выполнение задания с
друзьями по классу.
Карта формирования коммуникативных УУД во 2 классе
УУД: Коммуникация как интериоризация
Нормативный показатель УУД: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
Диагностика: Наблюдение.
№ п/п
Уровни сформированности
высокий
средний
низкий
- обладает хорошим словарным запасом и
активно им пользуется
- усваивает материал, дает обратную связь
(пересказ, рассказ)
- читает, высказывает свои мысли по
алгоритму.
- читает, но не понимает прочитанного,
и не может найти нужных слов при
высказывание обратной связи.
1
…
…
…
…
…
…
…
20%
55%
25%
Рекомендации: поддержка и развитие
коммуникативных навыков, проведение
совместных заданий на уроке (пересказ,
рассказ), учиться по алгоритму составлять
небольшие сообщения, положительное
одобрение со стороны взрослого.
Рекомендации: поддержка и развитие
коммуникативных навыков, проведение
совместных заданий на уроке, учиться по
алгоритму составлять небольшие
сообщения, важно положительное
одобрение, больше времени отводить на
обратную связь
Рекомендации: консультация
специалистов, коррекционные занятия
на развитие коммуникативных навыков,
важно положительное одобрение,
совместные задания с друзьями по
классу, изучение правил активного
слушания
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач,
связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание,
исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах,
правилах, оценках, выработать свою позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Личностные УУД исследовались по методикам Н.Г. Лускановой. «Лесенка» и «Анкета изучения школьной мотивации».
Анализ результатов сформированности личностных УУД показал, что у 15% второклассников высокий уровень
школьной мотивации, 75% – средний, т.е. у большинства уч-ся сформировано положительное отношение к школе,
формируются познавательные мотивы. Низкий уровень мотивации у 10%учащихся, это дети, имеющие заниженную
самооценку. У данной категории детей отрицательное отношение к себе и к школе, нестабильное психоэмоциональное
состояние.
С такими детьми необходимо проводить индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по
формированию положительной самооценки; проявлять интерес к деятельности ребёнка; создавать ситуацию успеха.
Для диагностики коммуникативных УУД использовалась методику «Рукавички» Г.А.Цукерман. Методика позволяет
оценить, насколько в целом сформирована коммуникативная компетентность учащихся, а также составить надежный
прогноз успешности их взаимодействия с окружающими. Она позволяет прогнозировать поведение ребенка в конфликте,
изучить его нравственно-этические нормы, наличие доброжелательности, готовность к сотрудничеству и дружбе, к
оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Методика дает информацию о сформированности ряда социальных
установок, которые и обусловливают выбор ребенком целей и способов реагирования в различных ситуациях
межличностного взаимодействия (отношение к физической агрессии, к вербальному унижению, к социальной изоляции
некоторых членов коллектива).
Так у 25% учащихся на высоком уровне сформировано осознанное стремление к сотрудничеству. Эти дети
доброжелательны, охотно идут на контакт, участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения, активно участвуют в
распределении ролей в группе, обладают хорошим словарным запасом. 50% учащихся имеют средний уровень
сформированности коммуникативных УУД. Эти дети участвуют в диалоге и идут на контакт, если уверены в своих
знаниях, чаще всего такие дети высказывают свои мысли по алгоритму. Данной группе детей необходимо положительное
одобрение, учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения. 25% учащихся имеют низкий уровень. Таким детям
с трудом удаётся вступать в контакт с одноклассниками. Чаще всего эти ребята пассивно наблюдают за работой группы.
Для развития коммуникативных способностей нужно:
создать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет
чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;
привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и
переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;
использовать
в
работе
с
детьми
коллективные
игры,
развивающие
мышление,
творческую
активность,
а
так
же
деятельный подход, работу в парах, группах;
проводить беседы на тему «этикет», «как правильно общаться».
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: целеполагание,
планирование , контроля, коррекции своей деятельности и оценки результатов работы.
Из таблиц видно, что только 20% учащихся определяют цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью
учителя, могут удерживать познавательную цель на протяжении выполнения задания, могут контролировать процесс
решения учебной задачи. 35% уч-ся определяют цель, осуществляют планирование с помощью учителя. 45% уч-ся
включаются в работу, но быстро отвлекаются. Большинство учащихся не могут долго удерживать познавательную цель;
контроль носит случайный непроизвольный характер. Таким детям нужен пошаговый контроль со стороны учителя,
постоянное обращение к алгоритму выполнения учебного действия.
Для развития регулятивных действий:
1. Необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи,
стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий,
оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.
2. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и
последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили
бы успешное выполнение учебной задачи.
3. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой
ответ, даже не верный.
4. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:
-организация взаимной проверки заданий, -взаимные задания групп,
-учебный конфликт,
-обсуждение участниками способов своего действия
5.Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая
технология, технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов).
Познавательные УУД включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Усвоение общего приёма решения задач базируется на сформированности логических операций - умении анализировать
объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, устанавливать
аналогии.
Из таблиц видно, что только 15-20% учащихся хорошо ориентируются в изученном материале, владеют логическими
операциями, умеют выделять существенные признаки, находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в
словарях, справочниках. 50-60% уч-ся не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в
дополнительных источниках; владеют логическими операциями частично; действуют по образцу. Эти дети могут
работать самостоятельно при направляющей помощи учителя. У 25-30% уч-ся низкий уровень познавательных УУД.
Данные ученики не могут работать самостоятельно, им нужна постоянная поддержка и контроль со стороны учителя.
Для формирования познавательных УУД нужно развивать мыслительные операции; давать учащимся задания,
направленные на поиск информации в разных источниках.