Напоминание

Классный час для учащихся 1 класса, посвященный 1025-летию Крещения Руси "Во времена Древней Руси. Князь Владимир – Красное солнышко"


Автор: Гуркина Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: НОУРО "Арзамасская православная гимназия"
Населённый пункт: город Арзамас, область Нижегородская
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: Классный час для учащихся 1 класса, посвященный 1025-летию Крещения Руси "Во времена Древней Руси. Князь Владимир – Красное солнышко"
Раздел: начальное образование





Назад





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА
«Духовно-нравственный подвиг князя Владимира»
Классный час для учащихся 1 класса,

посвященный 1025-летию Крещения Руси

«Во времена Древней Руси.

Князь Владимир – Красное солнышко»
Гуркина Светлана Николаевна, учитель начальных классов. Негосударственное общеобразовательное учреждение религиозной организации «Арзамасская православная гимназия имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии» Арзамас 2015 г.
Классный час для учащихся 1 класса,

посвященный 1025-летию Крещения Руси


«Во времена Древней Руси.

Князь Владимир – Красное солнышко»

Ц е л и :
познакомить учащихся с жизнью древних славян, дать представление о правителе древнерусского государства князе Владимире, о принятии христианства на Руси.
Задачи:
 создать условия для осмысления нравственных и духовных ценностей православия;  развивать познавательную активность учащихся;  формировать представление о важности такого исторического события как Крещение Руси, принятия православия;  прививать интерес к истории родного государства;  воспитывать любовь к Родине;  пробудить желание исправлять свои ошибки и становиться лучше.
Ход классного часа
Молитва перед началом учения.
Учитель читает стихотворение. Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом – Слава им борцам суровым! Слава нашей стороне! Слава русской старине! У. Догадались, о чём пойдёт речь? Д. О русской земле в далёкие времена. У. Как называется наша страна? Д. Россия. У. А как раньше в древние времена называлась наша страна? Д. Русь. Открывается запись «Во времена Древней Руси». У. У каждого народа и государства есть своя летопись, предания, литературные произведения, рассказывающие о прошлом государства, народа. Есть они и у нашей Родины – России. Сегодня мы с вами перенесемся на 1000 лет назад, когда жили наши предки. Как вы понимаете слово «предки»? Часть слова пред означает быть перед чем-либо. Д. Предки – это люди, которые жили перед нами. У. А кто знает, как назывался тогда русский народ, наши предки? Д. Славяне. У. Славяне были язычниками. Кто такие язычники? Ответы детей. У. Язычники верили, что богов много. Одни боги, думали славяне, добрые боги и любят людей. Другие боги – злые и делают человеку много вреда. Так, доброе солнышко грело и освещало землю, и славяне называли его добрым богом. Называли солнышко еще Даждь-богом. Как вы думаете, почему? Д. Потому что оно давало людям тепло и урожай. У. Часто летом гром гремел на небе, и сверкали молнии. Страшно тогда становилось человеку! И славяне думали, что за тучами прячется сердитый бог Перун, который за что-нибудь гневался на людей. Звучат раскаты грома, звуки грозы. У. И чтобы бог Перун был подобрее к людям, наши предки-славяне приносили ему разные жертвы. Но мы с вами знаем, что богов таких совсем нет, и никогда не было на свете. Один только есть Бог, который сотворил и гром, и солнышко, и все, что есть на
земле. Но многие славяне в те давние времена не знали еще настоящего Бога: потому и молились другим, языческим богам. Игра «Найдите спрятавшиеся слова». У. Поиграем в игру, найдем спрятавшиеся слова и узнаем, в кого верили наши предки. КнанговодяНойляПеруншесзлЕшийнасокдоМовойжю Д. Водяной, Перун, леший, домовой. У. Кроме того что славяне боялись многого из того, что видели вокруг: молнии, грома, солнца, других явлений природы и поклонялись им, славянские племена еще постоянно боялись, что на них нападут враги, разорят поселения, заберут всё, что накоплено трудом людей. Страх заставлял славян объединяться, чтобы вместе защищать свои земли. Во главе такого объединения стоял старейшина, вождь, называли его князем. Стоял тогда на Руси Киев–град и жил там князь – Владимир. Народ называл его ласковым именем «Красное Солнышко». Почему народ звал его «Красным Солнышком», как вы думаете? Ответы детей. У. Как солнце на небе собирает вокруг себя звезды, так и князь собирал вокруг себя весь народ русский и заботился о нем. Владимир Красное Солнышко был мудрым правителем и умелым воином. У. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Богатыри». Дети читают стихотворение «Три богатыря». Вечерняя тает заря, Клубятся над степью тучи. Три сказочных богатыря Коней оседлали могучих. От силы жестокой вражьей Народ берегут они! И грозно стоят на страже Нашей родной земли. Звучит колокол (благовест). У. Выберите слова, которые характеризуют русского богатыря. На доску прикреплены слова-карточки, характеризующие человеческие качества: храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый,
отважный, мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, весёлый, чёрствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый. У. Нет на свете человека, который не мечтал бы быть похожим на богатырей русских. Давайте встанем и немного поиграем.

Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.) Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.) Оглядимся величаво, И налево надо тоже (Поворот влево.) Поглядеть из-под ладошек. И направо, и ещё (Поворот вправо.) Через левое плечо. (Поворот влево.) Буквой «л» расставим ноги. Точно в танце – руки в боки. Наклонились влево, вправо. Получается на славу! У.Молодцы! Я думаю, что вы будете хорошими защитниками своей Родины. Князь Владимир Красное Солнышко прославился как креститель Руси. Послушайте об этом историю, которую я вам сейчас расскажу. Учитель показывает иллюстрацию из книги, на которой изображена княгиня Ольга. Это великая русская княгиня Ольга - бабушка князя Владимира, которая стала первой христианкой на Руси. Сын ее Святослав не захотел креститься, как его мама. Но очень надеялась княгиня Ольга на своего самого младшенького внучка Владимира, которого очень сильно любила. Она много рассказывала ему о Боге, об Иисусе Христе, Его учении. Рассказывала бабушка своему внуку и о том, что нужно учиться прощать и любить других, помогать всем нуждающимся и никого не обижать. Владимир очень любил свою бабушку и с удовольствием слушал ее рассказы о Боге, который создал землю и все живое на ней. Но годы шли, Владимир взрослел, и, как и его отец Святослав, стал поклоняться идолам и вести не очень хорошую жизнь. Но через некоторое время он почувствовал неприятную пустоту в своей душе и захотел познать истину -
Бога, который сотворил все видимое и невидимое. Но тогда в Киеве жили посланцы от разных народов, которые верили в Бога по-разному. Это были и мусульмане, и католики, и иудеи, и православные. И каждый нахваливал свою веру. Поэтому Владимир отправил своих послов в соседние страны, чтобы своими глазами увидеть и побольше узнать о каждой вере. И когда послы вернулись, они сказали Владимиру, что лучше греческой православной веры нет нигде и таких величественных храмов нет ни у кого. Они не сдерживали своего восхищения и добавили: «Не знаем, где мы были - на небе или на земле. Знаем только, что там с людьми обитает Бог.» А бояре сказали: «Если бы вера греческая не была лучшая из всех, то не приняла бы ее бабушка твоя княгиня Ольга, мудрейшая из людей.» Тогда князь Владимир решил принять православную веру. Но его гордость не позволяла ему самому просить греков о крещении. Поэтому он захватил греческий город Корсунь и попросил руки царевны Анны. Но братья царевны сказали Владимиру, что не отдадут свою сестру замуж за язычника, поэтому ему надо креститься. А Владимир этого и хотел, поэтому он сразу согласился на предложение братьев царевны. Но неожиданно случилась с князем беда: он ослеп. И Анна, увидев его таким несчастным, сказала, чтобы он скорее крестился, тогда Господь простит его и вернет прежнее здравие. Владимир послушал свою невесту и крестился прямо в городе Корсуне. И произошло чудо: боль в глазах пропала, и он стал видеть так же, как и раньше. Князь Владимир вернулся в родной Киев с молодой женой и привез с собой священников, церковные книги и все необходимое для богослужений. Великий князь дал приказание истреблять языческих идолов, в изобилии наполнявших Киев. Все они были ниспровергнуты со своих мест, одни изрублены, другие преданы огню. Главный языческий идол Перун, бог молнии и грома, был с поруганием низвергнут в Днепр. Вскоре в реке Днепр крестил князь Владимир весь русский народ. Тысячи людей – мужчины и женщины, юноши и дети вошли в реку, а стоявшие на берегу византийские священники совершили над ними великое таинство
святого Крещения. Это величайшее событие в истории Руси произошло в 988 году по Рождестве Христовом и вошло в историю как Крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях. На местах разрушенных языческих капищ князь Владимир повелел возводить христианские церкви. Свою жизнь после крещения Князь Владимир стал проводить в подвигах благочестия. Летописец рассказывает, что из сурового и жестокого он сделался добр и ласков ко всем, к нищей братии щедр. Опасаясь греха, он не хотел даже казнить разбойников. Он строил храмы, школы, больницы, отпускал на волю рабов, помогал, одевал и кормил всех нищих. Князь Владимир стал православным христианином. Святая церковь причислила его к лику святых и назвала равноапостольным, также как и его бабушку - княгиню Ольгу. Вспоминает Святая церковь князя Владимира 28 июля. Ученик читает стихотворение. Честь тебе, Владимир славный, Русь крестивший в свете дней, Красным Солнышком прозванный За любовь к земле своей! Дети смотрят отрывок из мультфильма «Владимир Красное Солнышко». У. За что же русский народ прозвал князя: Владимир - Красное Солнышко? Д. За его добрые дела, за любовь к родной земле. У. В этом году наш народ празднует праздник – 1025-летие Крещения Руси. Крещение Руси – это очень важное событие в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. Именно благодаря православной вере, утвержденной князем Владимиром и его ближайшими потомками, Русское государство стало великой державой. Нет в мире другой такой страны, где столько золотых куполов устремляется в небо, где колокольный перезвон согревает душу, где в самой природе все дышит истинной верой - Православием. Золотая Русь! Святая Русь! Русь православная! Звучит колокол (благовест). Ученица читает стихотворение. Выбор веры – луч в оконце, Словно солнца поворот. В простоте сердечной Солнцем
Звал Владимира народ. Благодать сошла Господня. Озарился свет Христов. Веры свет горит сегодня, Став основой из основ. У. У каждого человека есть своя малая родина, там, где он родился. Для нас это город Арзамас. Ученица читает стихотворение. Малая родина – Островок Земли, Под окном смородина, Вишни расцвели, Яблоня кудрявая, А под ней скамья, Ласковая, малая Родина моя. Игра «Волшебная шкатулочка». У. А сейчас давайте с вами поиграем. Мы попробуем так же, как и князь Владимир, совершать благочестивые поступки. Посмотрите, какая у меня красивая шкатулочка. А вот в этом мешочке лежат листочки, на которых написаны самые разные дела: хорошие и не очень. Надо выбрать только добрые дела и положить их в эту шкатулочку. 1. Девочка построила из конструктора дворец, а мальчик его сломал. 2. Ребенок со двора сломал мой самокат, а я простил его и дальше с ним играю. 3. Навестить болеющего одноклассника. 4. Насмехаться над тем, кто чего-то не умеет. 5. Разрушить птичье гнездо. 6. Помолиться за того, кто обидел тебя. 7. Взять у кого-то новую книжку и вернуть ее с мятыми или разорванными страницами. 8. Покормить бездомного песика. 9. Затоптать все цветы на клумбе. 10.Снять с дерева маленького котенка. У. Вот мы сложили в шкатулочку все наши хорошие, добрые дела.
Пусть наша душа, как эта шкатулочка, хранит и умножает все наши хорошие, добрые дела, поступки, и даже мысли, как настоящее сокровище. Это сокровище мы с вами должны бережно хранить и нести через всю свою жизнь. Молитва.
Список литературы:
1. «Повесть временных лет». 2. Иларион «Слово о Законе и Благодати». Сост., вступ. ст., пер. В.Я.Дерягина. – М.: Столица, Скрипторий, 1994. 3. В. Бутромеев. Великая Россия / Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2013. 4. Любимов Л.Д. «Искусство Древней Руси», - 3-е изд., Испр. – М.: Просвещение,1996.


В раздел образования