Напоминание

Системное использование информационно–коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения – эффективное решение проблемы образования и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Кирилина Марина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "УАВИАК–МЦК"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Системное использование информационно–коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения – эффективное решение проблемы образования и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Системное

использование

информационно-коммуникационных

технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения - эффективное

решение

проблемы

образования

и

социализации

людей

с

ограниченными возможностями здоровья

В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного

доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их

интересами

и

склонностями,

независимо

от

материального

достатка

семьи,

места

проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования

является развертывание новых моделей содержания образования и его организации, в том

числе развитие дистанционного образования.

Дети-инвалиды, а также больные дети, которые закончили 9 классов и получили

основное общее образование не могут поступить в образовательные организации среднего

профессионального

образования,

в

силу

ограничений

по

состоянию

здоровья,

часто

лишены

возможности

получить

профессию

или

специальность.

В

таком

случае,

на

помощь таким людям приходит дистанционное обучение.

В Ульяновском авиационном колледже - Межрегиональном центре компетенций

(далее

УавиАК

МЦК)

разработан

проект

по

дистанционному

обучению

по

специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (разработка веб и

мультимедийных приложений). В 2018/19 учебном году была набрана групп из 13 человек

с

тяжелыми

нарушениями

опорно-двигательного

аппарата

и

соматическими

заболеваниями при условии сохранности интеллекта, которые не могут посещать учебные

заведения

и

благополучно

окончили

9

классов

и

получили

аттестат.

В

плане

профессионального обучения - это наиболее перспективная группа, имеющая высокую

мотивацию получения специальности и повышенный интерес к трудовой реализации,

нередко и особые способности.

Данная

форма

обучения

представляется

наиболее

оптимальным

способом

организации

учебного

процесса

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

поскольку

учась

дистанционно,

инвалид

перестает

быть

ограниченным

пространственными и временными рамками - у него появляется связь фактически со всем

миром. Он может учиться, не выходя из дома, по индивидуальному расписанию и в

удобном для себя темпе. Для них создается адаптированная программа, увеличивается

срок обучения на 1 год. Уроки проводятся в специальной учебной среде, где каждому

выделен

виртуальный

учебный

кабинет.

Учебная

среда

создана

на

основе

широко

известной OpenSourceLMSMoodle, которая используется более чем в 100 странах. Она

позволяет проводить лекции (в режиме реального времени, с элементами контроля, с

элементами

видео,

с

элементами

аудио);

изучать

ресурсы

(интернет-ресурсы,

на

электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением

иллюстраций,

с

включением

видео,

с

включением

аудио,

с

включением

анимации);

самостоятельную работу по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.);

конференции

в

чате;

конференции

в

форуме;

коллективная

проектная

работа;

индивидуальная проектная работа; тренировочные упражнения; тренинг с использованием

специальных

обучающих

систем;

контрольная

работа

(тестирование,

ответы

на

контрольные вопросы); консультация. Важной особенностью специальной учебной среды

является

то,

что

она

создает

и

хранит

отчеты

о

деятельности

(портфолио)

каждого

обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все

сообщения

в

форуме.

Преподаватели

создают

и

используют

в

рамках

курса

любую

систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной

ведомости.

Специальная

учебная

среда

позволяет

контролировать

“посещаемость”,

активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке.

. Материально техническое оснащение колледжа позволило организовать площадки

для организации дистанционного обучения.

Для повышения мотивации к обучению будут организованы различные творческие

конкурсы

по

веб-программированию,

созданию

сайтов,

мультфильмов,

а

на

старших

курсах по программированию.

Для социализации таких детей их прикрепили к группе студентов, обучающихся в

колледже, это группа 17ИС-2. Это помогает адаптироваться детям - инвалидам и больным

детям к образовательному процессу – происходит обмен информацией по дисциплинам и

материалу, появляется возможность проконсультироваться не только с преподавателем, а и

со сверстниками, дает возможность принимать участие и во внеурочной деятельности.

Такие взаимоотношения могут перерасти в дружбу, а именно этого часто очень не хватает

детям, изолированным от общества. Проявление милосердия со стороны студентов имеет

большой воспитательный эффект, повышается самооценка, ребята становятся добрее.

Организована

работа

психолого-педагогической

службы

для

предупреждения

и

снижения негативных факторов, создание благоприятных условий активной студенческой

жизни.

Дистанционная форма обучения по специальности Информационные системы и

программирование (разработка веб и мультимедийных приложений) как нельзя лучше

подходит для того, чтобы человек с ограниченными возможностями здоровья получил

качественное

профессиональное

образование

и

нашел

оптимальный

для

себя

способ

успешно адаптироваться в жизни. Разрабатываемая программа подразумевает обучение не

только дистанционно, но и очно, что позволит обучающимся социализироваться в среде

сверстников, принимать участие в различных общественных мероприятиях, конкурсах,

конференциях, олимпиадах. После обучения и получения дипломов по специальности

выпускники

смогут

трудоустроиться

в

ведущие

ИT-компании

города

для

работы

в

удаленном режиме, что позволит им чувствовать себя полноправными членами нашего

общества.

В результате реализации проекта:

-

поднимается социально-экономический статус инвалидов в обществе;

-

вырабатывается

способность

к

правильному

оцениванию

своих

сил

и

способностей,

к

организации

своей

деятельности,

возможность

трудоустройства после окончания колледжа и во время обучения;

-

формируются

навыки

работы

с

информационными

технологиями

и

предпосылки

для

получения

непрерывного

образования

с

помощью

дистанционного образования в течение всей жизни;

-

расширяется коммуникативная сфера обучающихся и педагогов;

-

повышается

самооценка,

проявляются

способности

к

созиданию,

реализации потребностей фантазировать, придумывать, творить;



В раздел образования