Автор: Кирилина Марина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "УАВИАК–МЦК"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Системное использование информационно–коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения – эффективное решение проблемы образования и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее профессиональное
Системное
использование
информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения - эффективное
решение
проблемы
образования
и
социализации
людей
с
ограниченными возможностями здоровья
В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного
доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их
интересами
и
склонностями,
независимо
от
материального
достатка
семьи,
места
проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования
является развертывание новых моделей содержания образования и его организации, в том
числе развитие дистанционного образования.
Дети-инвалиды, а также больные дети, которые закончили 9 классов и получили
основное общее образование не могут поступить в образовательные организации среднего
профессионального
образования,
в
силу
ограничений
по
состоянию
здоровья,
часто
лишены
возможности
получить
профессию
или
специальность.
В
таком
случае,
на
помощь таким людям приходит дистанционное обучение.
В Ульяновском авиационном колледже - Межрегиональном центре компетенций
(далее
УавиАК
–
МЦК)
разработан
проект
по
дистанционному
обучению
по
специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (разработка веб и
мультимедийных приложений). В 2018/19 учебном году была набрана групп из 13 человек
с
тяжелыми
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата
и
соматическими
заболеваниями при условии сохранности интеллекта, которые не могут посещать учебные
заведения
и
благополучно
окончили
9
классов
и
получили
аттестат.
В
плане
профессионального обучения - это наиболее перспективная группа, имеющая высокую
мотивацию получения специальности и повышенный интерес к трудовой реализации,
нередко и особые способности.
Данная
форма
обучения
представляется
наиболее
оптимальным
способом
организации
учебного
процесса
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
поскольку
учась
дистанционно,
инвалид
перестает
быть
ограниченным
пространственными и временными рамками - у него появляется связь фактически со всем
миром. Он может учиться, не выходя из дома, по индивидуальному расписанию и в
удобном для себя темпе. Для них создается адаптированная программа, увеличивается
срок обучения на 1 год. Уроки проводятся в специальной учебной среде, где каждому
выделен
виртуальный
учебный
кабинет.
Учебная
среда
создана
на
основе
широко
известной OpenSourceLMSMoodle, которая используется более чем в 100 странах. Она
позволяет проводить лекции (в режиме реального времени, с элементами контроля, с
элементами
видео,
с
элементами
аудио);
изучать
ресурсы
(интернет-ресурсы,
на
электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением
иллюстраций,
с
включением
видео,
с
включением
аудио,
с
включением
анимации);
самостоятельную работу по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.);
конференции
в
чате;
конференции
в
форуме;
коллективная
проектная
работа;
индивидуальная проектная работа; тренировочные упражнения; тренинг с использованием
специальных
обучающих
систем;
контрольная
работа
(тестирование,
ответы
на
контрольные вопросы); консультация. Важной особенностью специальной учебной среды
является
то,
что
она
создает
и
хранит
отчеты
о
деятельности
(портфолио)
каждого
обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все
сообщения
в
форуме.
Преподаватели
создают
и
используют
в
рамках
курса
любую
систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной
ведомости.
Специальная
учебная
среда
позволяет
контролировать
“посещаемость”,
активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке.
. Материально техническое оснащение колледжа позволило организовать площадки
для организации дистанционного обучения.
Для повышения мотивации к обучению будут организованы различные творческие
конкурсы
по
веб-программированию,
созданию
сайтов,
мультфильмов,
а
на
старших
курсах по программированию.
Для социализации таких детей их прикрепили к группе студентов, обучающихся в
колледже, это группа 17ИС-2. Это помогает адаптироваться детям - инвалидам и больным
детям к образовательному процессу – происходит обмен информацией по дисциплинам и
материалу, появляется возможность проконсультироваться не только с преподавателем, а и
со сверстниками, дает возможность принимать участие и во внеурочной деятельности.
Такие взаимоотношения могут перерасти в дружбу, а именно этого часто очень не хватает
детям, изолированным от общества. Проявление милосердия со стороны студентов имеет
большой воспитательный эффект, повышается самооценка, ребята становятся добрее.
Организована
работа
психолого-педагогической
службы
для
предупреждения
и
снижения негативных факторов, создание благоприятных условий активной студенческой
жизни.
Дистанционная форма обучения по специальности Информационные системы и
программирование (разработка веб и мультимедийных приложений) как нельзя лучше
подходит для того, чтобы человек с ограниченными возможностями здоровья получил
качественное
профессиональное
образование
и
нашел
оптимальный
для
себя
способ
успешно адаптироваться в жизни. Разрабатываемая программа подразумевает обучение не
только дистанционно, но и очно, что позволит обучающимся социализироваться в среде
сверстников, принимать участие в различных общественных мероприятиях, конкурсах,
конференциях, олимпиадах. После обучения и получения дипломов по специальности
выпускники
смогут
трудоустроиться
в
ведущие
ИT-компании
города
для
работы
в
удаленном режиме, что позволит им чувствовать себя полноправными членами нашего
общества.
В результате реализации проекта:
-
поднимается социально-экономический статус инвалидов в обществе;
-
вырабатывается
способность
к
правильному
оцениванию
своих
сил
и
способностей,
к
организации
своей
деятельности,
возможность
трудоустройства после окончания колледжа и во время обучения;
-
формируются
навыки
работы
с
информационными
технологиями
и
предпосылки
для
получения
непрерывного
образования
с
помощью
дистанционного образования в течение всей жизни;
-
расширяется коммуникативная сфера обучающихся и педагогов;
-
повышается
самооценка,
проявляются
способности
к
созиданию,
реализации потребностей фантазировать, придумывать, творить;