Наиболее эффективные средства формирования лексической компетенции младшего школьника
Автор: Шайтан Ольга Васильевна Должность: учитель иностранного языка Учебное заведение: МОУ "Центр образования" Населённый пункт: п.г.т. Пангоды Наименование материала: статья Тема: Наиболее эффективные средства формирования лексической компетенции младшего школьника Раздел: начальное образование
Современная
концепция
школьного
образования
заключается
в
организации
учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование и развитие ключевых
компетенций. В составе языковой компетенции, формируемой у младших школьниках на
уроках
английского
языка,
можно
условно
выделить
лексическую
компетенцию,
включающую два аспекта:
-первый - связанный с правильным употреблением слова в соответствии с выражаемым
понятием
(включая
семантически
точное
использование
синонимов,
антонимов,
паронимов) и возможностями лексической сочетаемости
-второй - связанный с умением найти, объяснить и исправить лексическую ошибку.
Наиболее
эффективными
средствами
формирования
лексической
компетенции
младшего школьника через применение ИКТ являются: использование мультимедийных
презентаций и компьютерных обучающих программ .
Мультимедийный урок — это тот же урок, но более оснащенный. Одним из типов
мультимедийных
продуктов,
получивших
наиболее
широкое
применение
в
образовательном процессе и в часности при обучении лексике младших школьников,
является
компьютерная
презентация.
Несомненным
достоинством
компьютерной
презентации в современном образовательном процессе являются:
- наглядность для младших школьников
- тезисность для учителя
Одной из наиболее эффективных форм работы с ИКТ для меня является презентации в
Power
Point.
Презентации
удобны
и
для
учителя
и
для
учеников.
Это
способствует
п о в ы ш е н и ю
э ф ф е кт и в н о с т и
в о с п р и я т и я
и
з ап ом и н а н и я
л е к с и ч е с ко г о
материала. Презентации,
подготовленные
к
уроку,
емкие
по
содержанию,
яркие,
запоминающиеся.
Несомненным
достоинством
мультимедийной
презентации
по
сравнению
с
обычными
наглядными
материалами
является
большее
эмоциональное
воздействие
на
учащихся, что способствует концентрации внимания и, следовательно,
лучшему усвоению материала.
В
своей
практике
я
использую
созданные
специально
для
конкретных
уроков
мультимедийные
конспекты-презентации,
содержащие
предметные
и
ситуативные
картинки
для
работы
с
лексическим
материалом,
краткий
текст,
схемы,
рисунки,
анимации.
Для закрепления и контроля знаний я использую :
Презентацию-тренажер
« Гномик,
где
твой
домик ? » ,
кото р а я cтанет
хорошим
помощником при повторении и закреплении новой лексики по теме «Части тела». Урок 66-
67 УМК «EnjoyEnglish – 3». (Слайд)
Презентация-тренажер
« Леопольд на рыбалке » возможно использовать при изучении
темы « Животные», « Глаголы движения».(слайд)
Презентация-тренажер « Голодная лягушка »- поможет вам при повторение и закрепление
лексики, изученной в 1 четверти 4-го класса.(слайд)
Компьютерные
программы
(праобраз
электронных
учебников).Большинство
компьютерных обучающих программ для детей сделаны в форме игр, ведь именно игровая
деятельность для школьника начальных классов является ведущей. Это игровые программы
дидактического ( «закрытого») типа в которых в игровой форме предлагается решить одну
или несколько
дидактических
задач.
Все
программы
основываются
на
принципе
погружения
учащихся
в
языковую
среду.
Большинство
упражнений
но сят
консолидирующий
характер:
объединяют
развитие
языковых
компетенций
(графику,
орфографию, фонетику, лексику, грамматику) с речевыми умениями (слушанием, чтением,
говорением, письмом). (слайд)
Я очень люблю компьютерные обучающие программы, т.к. они помогают
нам
замотивировать ребёнка к изучению английского языка и дают ему возможность в своём
темпе учиться понимать английскую речь на слух, правильно и красиво читать и говорить
на английском, а также запомнить нужные английские слова – и всё это в игровой форме!
Кроме того синхронное воздействие на слух и зрение младшего школьника повышает
объем и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации.
Ни для кого не секрет, что существует активный и пассивный словарный запас, так моя
первоочередная задача, как учителя иностранного языка, ознакомить младших школьников
с иноязычной лексикой и перевести эти лексические единицы из пассивного словарного
запаса в активный. Поэтому вводить новые слова, словосочетания и клише приходится на
каждом
уроке.
Чтобы
расширить
активный
словарный
запас
мне
приходится
решать
следующие задачи:
-
обеспечение
правильности
и
точности
распознания
школьниками
образца
слова
и
установление связей между образцом и значением ( рецептивный аспект)
- правильная локализация слова в памяти ребёнка на основе привлечения других слов.
- правильное и разнообразное комбинирование лексических единиц . ( продуктивный
аспект)
В этом мне помогают следующие образовательные программы Английский для детей
«Дома
и
во
дворе»,
«Английский
с
Винни
Пухом»,
" Triple
play
plus
in
English”
"Профессор Хиггинс" и многие другие .
Приведём примеры компьютерных упражнений направленных на отработку различных
аспектов слова и рассмотрим их специфику.
Компьютерная программа «Английский с Винни Пухом» рекомендовано использовать на
начальном этапе знакомства с английским языком.
- проводим отработку и закрепление алфавита;
- работа над звуками;
- распознавание значения слова на основе его звукового и графического образца;
- подбор и рифмование слов, что позволяет существенно расширить словарный запас;
-
упражнения
на
отработку
графической
формы
слова
(на
экран
выведены
слова
с
пропусками и ребёнку необходимо выбрать из разнообразия предлагаемых букв правильную
и заполнить эти пропуски)
При работе над темой продукты питания я использую образовательную программу
" Triple play plus in English ". Ознакомление с лексикой построено на основе рецептивного
аспекта – компьютер произносит слова, а ребята находят соответствующую картинку. При
этом
именно
использование
компьютерных
обучающих
программ
позволяет
проводить
многократность повторения, что в свою очередь индивидуализирует процесс работы с
лексическим материалом и решает проблему запоминания школьниками материала в не
зависимости от психо-физиологических особенностей того или иного ребёнка.
Этап ознакомления всегда заканчивается первичным закреплением и включением слов в
речевую деятельность. Первичное закрепление предполагает отработку разных аспектов
слова: его формы, значения и употребления. Использование компьютера помогает включить
все эти аспекты.
В данной образовательной программе представлен ряд упражнений на отработку формы
слова
Звуковая форма.
Экран дисплея разделён на несколько колонок, в которых написаны звуки а справа даются
слова в которых есть один из этих звуков. Дети распределяют слова по колонкам.(слайд)
Программа «Английский для детей дома и во дворе» мною применяется при отработке и
закреплении лексики по теме «Цвета» и «Цифры». Экран монитора разделён на 2 поля.
Одно поле – инопланетянин, второе поле – мальчик с Земли. Компьютер произносит
название цветов а дети должны выстрелить таким образом, чтобы собрать 3 одинаковых по
цвету шарика. Побеждает тот, кто наберёт большее количество балов. Если уровень не
пройден, то игра проводится ещё раз и так до полного усвоения лексического материала по
теме.
Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление,
контроль.
На примере компьютерной программы " TripleplayplusinEnglish " рассмотрим эти этапы при
работе с диалогом.
На I-м этапе - введение лексики. Из предложенных 12 диалогов выбираем один, например
"В кафе". На экране появляются несколько картинок - сцен данного диалога.
I - этап - знакомство с диалогом
II - этап - разучивание диалога
При наличии нескольких компьютеров в классе учащиеся работают парами или группами
по 3 человека. Они повторяют за диктором фразы, здесь же может быть использован
режим работы с микрофоном. Младшие школьники могут выполнять упражнения на
составление данных предложений из группы слов, например: like, lyke, what, you, wood,
your, yu, would. Ученик наводит стрелку на нужное слово, щёлкает мышкой, чтобы
составить
предложение
Whatwouldyoulike?
и
т.д.
Количество
верных
предложений
отражается на экране. Таким образом, учащиеся в игровой форме осваивают правописание
и разучивают диалог.
III - этап - инсценировка диалога
Учащиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценируют его
самостоятельно.
Следующий этап - это контроль диалогической речи после изучения всех 12-ти диалогов.
Учащиеся выбирают карточку с заданием (учитель сам готовит карточки с описанием
ситуации) и составляют свой диалог, используя лексику данной программы и проявляя
свою фантазию.
Отработка произношения
Многие
компьютерные
программы
позволяют
работать
с
микрофоном,
но
наиболее
подходящая, на мой взгляд, обучающая программа "Профессор Хиггинс". Она полезна как
на
начальном
этапе
обучения
английскому
языку,
так
и
на
последующих
этапах.
Я
использую
эту
программу
на
уроках
во
время
фонетической
зарядки,
разучивая
пословицы,
поговорки,
рифмовки.
После
прослушивания
слова
или
фразы
учащийся
повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и
учащегося, при сравнении которых видны все неточности. Учащийся стремится добиться
графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу.
Правда, такой вид работы требует много времени, но, всё же, несколько минут урока
можно посвятить этой работе, тем более, что она имеет положительный результат. А во
внеурочное время или дома при наличии необходимых условий можно тренироваться
дольше.
Обучение письму
Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и
освоение
клавиатуры.
Компьютерная
обучающая
программа
«Английский
с
Винни
Пухом»
и
"Bridge
to
English"
помогает
решить
эти
задачи.
Почти
каждое
задание
предусматривает печать на клавиатуре английских слов и предложений.
По результатам исследований в 3 а класса
наблюдается положительная динамика при
изучении лексических единиц с использованием ИКТ. В сравнении с первым полугодием
2011- 2012 учебного года показатели по всем видам работы с лексическими единицами
возросли в среднем на 18,2 % по итогам учебного года.
Результаты исследования сформированной лексической компетенции
первое полугодие 2014-2015 учебный год
Класс
Ф.И.
Сопоставление слова и его
значения
Составление словосочетаний
Подбор синонимов
Подбор антонимов
Поиск и объяснение лексической
ошибки
Восприятие и понимание слова на
слух
Использование слов при
построении диалогов и монологов
Правильность употребления слова
в контексте
3а
Беляев А.
+
+
+
+
+
+
+
+
Клочков А.
+
+
+
+
+
+
+
+
Сергучова О.
+
+
+
+
+
+
+
+
Мазий В.
+
+
+
+
+
+
+
+
Щековский
В.
+
+
+
+
+
+
+
+
Палий К.
+
+
+
+
+
+
+
+
Карпий К.
+
+
+
+
+
+
+
+
Савинов М.
+
+
+
+
+
+
+
+
Прокопов А.
+
+
+
+
+
+
+
+
Швецов О.
+
+
+
+
+
+
+
+
Попов В.
+
+
+
+
+
+
+
+
Гудимова В.
+
+
+
+
+
+
+
+
Кальченко А.
+
+
+
+
+
+
+
+
результат
10
9
9
6
8
9
8
8
Результаты исследования сформированной лексической компетенции
второе полугодие 2014-2015 учебный год
Класс
Ф.И.
Сопоставление
слова и его
значения
Составление словосочетаний
Подбор синонимов
Подбор антонимов
Поиск и объяснение лексической
ошибки
Восприятие и понимание слова на
слух
Использование слов при
построении диалогов и монологов
Правильность употребления слова
в контексте
3а
Беляев А.
+
+
+
+
+
+
+
+
Клочков А.
+
+
+
+
+
+
+
+
Сергучова О.
+
+
+
+
+
+
+
+
Мазий В.
+
+
+
+
+
+
+
+
Щековский
В.
+
+
+
+
+
+
+
+
Палий К.
+
+
+
+
+
+
+
+
Карпий К.
+
+
+
+
+
+
+
+
Савинов М.
+
+
+
+
+
+
+
+
Прокопов А.
+
+
+
+
+
+
+
+
Швецов О.
+
+
+
+
+
+
+
+
Попов В.
+
+
+
+
+
+
+
+
Гудимова В.
+
+
+
+
+
+
+
+
Кальченко А.
+
+
+
+
+
+
+
+
результат
13
12
10
10
11
12
9
10
Таблица
Клас
с
Полугоди
е
Сопоставление
слова и его
значения
Составление словосочетаний
Подбор синонимов
Подбор антонимов
Поиск и объяснение лексической
ошибки
Восприятие и понимание слова на
слух
Использование слов при
построении диалогов и монологов
Правильность употребления слова
в контексте
3а
Первое
Полугодие
77%
70% 70% 46%
62%
70%
62%
62%
Второе
полугодие
100%
92% 79% 79%
85 %
92%
70%
77%
Рост
23%
23% 9%
33%
23%
12%
8%
15%
Как и любой метод работы, работа с учебными компьютерными программами имеет свои
достоинства и недостатки. И для того, чтобы деятельность в данном направлении была
успешной, нужно взвесить все «за» и «против».
СанПиН 2.4.2.2821-10
Применяя компьютерное обучение на уроках, необходимо помнить, что компьютер
не заменяет учителя, но дает ему в руки мощное средство обучения детей.
Следует
отметить, что повышение эффективности занятий с использованием компьютера может
иметь место лишь в случае соблюдения ряда методических условий оптимизации:
-
компьютерные технологии необходимо использовать систематически;
-
отобранные средства обучения должны соответствовать целям и задачам
обучения.