Напоминание

Наиболее эффективные средства формирования лексической компетенции младшего школьника


Автор: Шайтан Ольга Васильевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МОУ "Центр образования"
Населённый пункт: п.г.т. Пангоды
Наименование материала: статья
Тема: Наиболее эффективные средства формирования лексической компетенции младшего школьника
Раздел: начальное образование





Назад




Современная концепция школьного образования заключается в организации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование и развитие ключевых компетенций. В составе языковой компетенции, формируемой у младших школьниках на уроках английского языка, можно условно выделить лексическую компетенцию, включающую два аспекта: -первый - связанный с правильным употреблением слова в соответствии с выражаемым понятием (включая семантически точное использование синонимов, антонимов, паронимов) и возможностями лексической сочетаемости -второй - связанный с умением найти, объяснить и исправить лексическую ошибку. Наиболее эффективными средствами формирования лексической компетенции младшего школьника через применение ИКТ являются: использование
мультимедийных

презентаций
и
компьютерных обучающих программ
. Мультимедийный урок — это тот же урок, но более оснащенный. Одним из типов мультимедийных продуктов, получивших наиболее широкое применение в образовательном процессе и в часности при обучении лексике младших школьников, является компьютерная презентация. Несомненным достоинством компьютерной презентации в современном образовательном процессе являются: - наглядность для младших школьников - тезисность для учителя Одной из наиболее эффективных форм работы с ИКТ для меня является презентации в Power Point. Презентации удобны и для учителя и для учеников. Это способствует п о в ы ш е н и ю э ф ф е кт и в н о с т и в о с п р и я т и я и з ап ом и н а н и я л е к с и ч е с ко г о материала. Презентации, подготовленные к уроку, емкие по содержанию, яркие, запоминающиеся. Несомненным достоинством мультимедийной презентации по сравнению с обычными наглядными материалами является большее эмоциональное воздействие на учащихся, что способствует концентрации внимания и, следовательно, лучшему усвоению материала. В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие предметные и ситуативные картинки для работы с лексическим материалом, краткий текст, схемы, рисунки, анимации. Для закрепления и контроля знаний я использую : Презентацию-тренажер «
Гномик,

где

твой

домик
? » , кото р а я cтанет хорошим помощником при повторении и закреплении новой лексики по теме «Части тела». Урок 66- 67 УМК «EnjoyEnglish – 3». (Слайд) Презентация-тренажер «
Леопольд на рыбалке
» возможно использовать при изучении темы « Животные», « Глаголы движения».(слайд) Презентация-тренажер «
Голодная лягушка
»- поможет вам при повторение и закрепление лексики, изученной в 1 четверти 4-го класса.(слайд) Компьютерные программы (праобраз электронных учебников).Большинство компьютерных обучающих программ для детей сделаны в форме игр, ведь именно игровая деятельность для школьника начальных классов является ведущей. Это игровые программы дидактического ( «закрытого») типа в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. Все программы основываются на принципе погружения учащихся в языковую среду. Большинство упражнений но сят консолидирующий характер: объединяют развитие языковых компетенций (графику, орфографию, фонетику, лексику, грамматику) с речевыми умениями (слушанием, чтением, говорением, письмом). (слайд) Я очень люблю компьютерные обучающие программы, т.к. они помогают нам замотивировать ребёнка к изучению английского языка и дают ему возможность в своём темпе учиться понимать английскую речь на слух, правильно и красиво читать и говорить на английском, а также запомнить нужные английские слова – и всё это в игровой форме!
Кроме того синхронное воздействие на слух и зрение младшего школьника повышает объем и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации. Ни для кого не секрет, что существует активный и пассивный словарный запас, так моя первоочередная задача, как учителя иностранного языка, ознакомить младших школьников с иноязычной лексикой и перевести эти лексические единицы из пассивного словарного запаса в активный. Поэтому вводить новые слова, словосочетания и клише приходится на каждом уроке. Чтобы расширить активный словарный запас мне приходится решать следующие задачи: - обеспечение правильности и точности распознания школьниками образца слова и установление связей между образцом и значением ( рецептивный аспект) - правильная локализация слова в памяти ребёнка на основе привлечения других слов. - правильное и разнообразное комбинирование лексических единиц . ( продуктивный аспект) В этом мне помогают следующие образовательные программы
Английский для детей

«Дома

и

во

дворе»,

«Английский

с

Винни

Пухом»,
"
Triple

play

plus

in

English”

"Профессор Хиггинс"
и многие другие
.
Приведём примеры компьютерных упражнений направленных на отработку различных аспектов слова и рассмотрим их специфику. Компьютерная программа «Английский с Винни Пухом» рекомендовано использовать на начальном этапе знакомства с английским языком. - проводим отработку и закрепление алфавита; - работа над звуками; - распознавание значения слова на основе его звукового и графического образца; - подбор и рифмование слов, что позволяет существенно расширить словарный запас; - упражнения на отработку графической формы слова (на экран выведены слова с пропусками и ребёнку необходимо выбрать из разнообразия предлагаемых букв правильную и заполнить эти пропуски) При работе над темой продукты питания я использую образовательную программу "
Triple play plus in English
". Ознакомление с лексикой построено на основе рецептивного аспекта – компьютер произносит слова, а ребята находят соответствующую картинку. При этом именно использование компьютерных обучающих программ позволяет проводить многократность повторения, что в свою очередь индивидуализирует процесс работы с лексическим материалом и решает проблему запоминания школьниками материала в не зависимости от психо-физиологических особенностей того или иного ребёнка. Этап ознакомления всегда заканчивается первичным закреплением и включением слов в речевую деятельность. Первичное закрепление предполагает отработку разных аспектов слова: его формы, значения и употребления. Использование компьютера помогает включить все эти аспекты. В данной образовательной программе представлен ряд упражнений на отработку
формы

слова

Звуковая форма.
Экран дисплея разделён на несколько колонок, в которых написаны звуки а справа даются слова в которых есть один из этих звуков. Дети распределяют слова по колонкам.(слайд) Программа «Английский для детей дома и во дворе» мною применяется при отработке и закреплении лексики по теме «Цвета» и «Цифры». Экран монитора разделён на 2 поля. Одно поле – инопланетянин, второе поле – мальчик с Земли. Компьютер произносит название цветов а дети должны выстрелить таким образом, чтобы собрать 3 одинаковых по цвету шарика. Побеждает тот, кто наберёт большее количество балов. Если уровень не пройден, то игра проводится ещё раз и так до полного усвоения лексического материала по теме. Этапы работы с компьютерными программами следующие:
демонстрация, закрепление,

контроль.

На примере компьютерной программы "
TripleplayplusinEnglish
" рассмотрим эти этапы при работе с диалогом. На I-м этапе - введение лексики. Из предложенных 12 диалогов выбираем один, например "В кафе". На экране появляются несколько картинок - сцен данного диалога. I - этап - знакомство с диалогом II - этап - разучивание диалога При наличии нескольких компьютеров в классе учащиеся работают парами или группами по 3 человека. Они повторяют за диктором фразы, здесь же может быть использован режим работы с микрофоном. Младшие школьники могут выполнять упражнения на составление данных предложений из группы слов, например: like, lyke, what, you, wood, your, yu, would. Ученик наводит стрелку на нужное слово, щёлкает мышкой, чтобы составить предложение Whatwouldyoulike? и т.д. Количество верных предложений отражается на экране. Таким образом, учащиеся в игровой форме осваивают правописание и разучивают диалог. III - этап - инсценировка диалога Учащиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценируют его самостоятельно. Следующий этап - это контроль диалогической речи после изучения всех 12-ти диалогов. Учащиеся выбирают карточку с заданием (учитель сам готовит карточки с описанием ситуации) и составляют свой диалог, используя лексику данной программы и проявляя свою фантазию.
Отработка произношения
Многие компьютерные программы позволяют работать с микрофоном, но наиболее подходящая, на мой взгляд, обучающая программа
"Профессор Хиггинс".
Она полезна как на начальном этапе обучения английскому языку, так и на последующих этапах. Я использую эту программу на уроках во время фонетической зарядки, разучивая пословицы, поговорки, рифмовки. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу. Правда, такой вид работы требует много времени, но, всё же, несколько минут урока можно посвятить этой работе, тем более, что она имеет положительный результат. А во внеурочное время или дома при наличии необходимых условий можно тренироваться дольше.
Обучение письму
Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение клавиатуры. Компьютерная обучающая программа «Английский с Винни Пухом» и "Bridge to English" помогает решить эти задачи. Почти каждое задание предусматривает печать на клавиатуре английских слов и предложений. По результатам исследований в 3 а класса наблюдается положительная динамика при изучении лексических единиц с использованием ИКТ. В сравнении с первым полугодием 2011- 2012 учебного года показатели по всем видам работы с лексическими единицами возросли в среднем на 18,2 % по итогам учебного года.

Результаты исследования сформированной лексической компетенции

первое полугодие 2014-2015
учебный год
Класс

Ф.И.

Сопоставление слова и его

значения

Составление словосочетаний

Подбор синонимов

Подбор антонимов

Поиск и объяснение лексической

ошибки

Восприятие и понимание слова на

слух

Использование слов при

построении диалогов и монологов

Правильность употребления слова

в контексте
3а Беляев А.
+

+

+

+

+

+

+

+
Клочков А.
+

+

+

+

+

+

+

+
Сергучова О.
+

+

+

+

+

+

+

+
Мазий В.
+

+

+

+

+

+

+

+
Щековский В.
+

+

+

+

+

+

+

+
Палий К.
+

+

+

+

+

+

+

+
Карпий К.
+

+

+

+

+

+

+

+
Савинов М.
+

+

+

+

+

+

+

+
Прокопов А.
+

+

+

+

+

+

+

+
Швецов О.
+

+

+

+

+

+

+

+
Попов В.
+

+

+

+

+

+

+

+
Гудимова В.
+

+

+

+

+

+

+

+
Кальченко А.
+

+

+

+

+

+

+

+
результат
10

9

9

6

8

9

8

8


Результаты исследования сформированной лексической компетенции

второе полугодие 2014-2015
учебный год
Класс

Ф.И.

Сопоставление

слова и его

значения

Составление словосочетаний

Подбор синонимов

Подбор антонимов

Поиск и объяснение лексической

ошибки

Восприятие и понимание слова на

слух

Использование слов при

построении диалогов и монологов

Правильность употребления слова

в контексте
3а Беляев А.
+

+

+

+

+

+

+

+
Клочков А.
+

+

+

+

+

+

+

+
Сергучова О.
+

+

+

+

+

+

+

+
Мазий В.
+

+

+

+

+

+

+

+
Щековский В.
+

+

+

+

+

+

+

+
Палий К.
+

+

+

+

+

+

+

+
Карпий К.
+

+

+

+

+

+

+

+
Савинов М.
+

+

+

+

+

+

+

+
Прокопов А.
+

+

+

+

+

+

+

+
Швецов О.
+

+

+

+

+

+

+

+
Попов В.
+

+

+

+

+

+

+

+
Гудимова В.
+

+

+

+

+

+

+

+
Кальченко А.
+

+

+

+

+

+

+

+
результат
13

12

10

10

11

12

9

10

Таблица


Клас

с

Полугоди

е

Сопоставление

слова и его

значения

Составление словосочетаний

Подбор синонимов

Подбор антонимов

Поиск и объяснение лексической

ошибки

Восприятие и понимание слова на

слух

Использование слов при

построении диалогов и монологов

Правильность употребления слова

в контексте
3а Первое Полугодие 77% 70% 70% 46% 62% 70% 62% 62% Второе полугодие 100% 92% 79% 79% 85 % 92% 70% 77% Рост 23% 23% 9% 33% 23% 12% 8% 15% Как и любой метод работы, работа с учебными компьютерными программами имеет свои достоинства и недостатки. И для того, чтобы деятельность в данном направлении была успешной, нужно взвесить все «за» и «против». СанПиН 2.4.2.2821-10 Применяя компьютерное обучение на уроках, необходимо помнить, что компьютер не заменяет учителя, но дает ему в руки мощное средство обучения детей. Следует отметить, что повышение эффективности занятий с использованием компьютера может иметь место лишь в случае соблюдения ряда методических условий оптимизации: - компьютерные технологии необходимо использовать систематически; - отобранные средства обучения должны соответствовать целям и задачам обучения.


В раздел образования