Наборное (ирландское) кружево. Выполнение основных элементов
Автор: Демиденко Зоя Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО Центр детского творчества Населённый пункт: Белгородская область, город Грайворон Наименование материала: Методическая разработка Тема: Наборное (ирландское) кружево. Выполнение основных элементов Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА.
Наборное ( ирландское) кружево. Выполнение
основных элементов.
Тема урока: Выполнение основных элементов в технике наборного
(ирландского) кружева.
Цели:
-
научить вязать крючком основные элементы наборного (ирландского)
кружева;
-
создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления
вязки крючком основных элементов наборного (ирландского) кружева;
-
способствовать расширению знаний учащихся о приемах вязания;
-
способствовать развитию интереса к декоративно-прикладному
творчеству;
-
способствовать воспитанию технологической грамотности.
Тип урока : комбинированный.
Методы ведения урока :
Рассказ, беседа, индивидуальная практическая работа, демонстрация.
Виды контроля: устные вопросы, оценка практической работы, самоанализ.
Учебное задание: выполняя практическое задание на уроке учащиеся
должны знать основные приемы вязания элементов в технике наборного
( ирландского) кружева.
Уровень целей и упражнений: правильность, точность.
Самостоятельные целенаправленные наблюдения:
Анализ продемонстрированных приемов практического задания, адаптация
рекомендуемых действий к собственной работе.
Наглядные пособия:
Готовые основные элементы, выполненные в технике наборного
(ирландского) кружева, образец практической работы.
Материально-техническое обеспечение урока: крючок, пряжа, рабочая
тетрадь.
Дидактические средства: схемы основных элементов наборного
(ирландского) кружева, журналы мод по ирландскому кружеву.
Ход урока.
1. Организационная часть.
Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверка готовности учащихся к
учебному занятию.
-Здравствуйте , девочки!
-Сегодня на занятии мы будем разбирать схемы основных элементов
наборного (ирландского) кружева и некоторые из них попробуем связать.
- И так приступаем.
2. Изучение новой темы.
Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на
основном этапе учебного занятия.
Обеспечение мотивации.
Демонстрируя готовые элементы ирландского (наборного) кружева ,
рассказываю учащимся о вязании крючком; какие изделия можно связать
крючком из отдельных элементов и какие материалы
используются(учащаяся делает сообщение).
Перед вами схема трех лепесткового цветка. Схема не сложная. Набираем
косичку из 8-ми в.п. , соединяем в колечко, делаем 3вп. Подъема и
обвязываем 23-мя ст.сн., далее формируем лепестки. Набираем косичку из 12-
ти вп. и провязываем в 8-ю петлю ст.с 1н. – это 1-й лепесток, следующие два
лепестка косичка из 11 вп., также провязывает в 8-ю петлю ст.с н., затем
обвязываем лепестки 21 ст. с н. Наш трех лепестковый цветок готов.
3. Повторение ранее изученного материала.
Использую методы рассказ, устный опрос, демонстрация готовых изделий в
технике наборного (ирландского) кружева.
Вопросы для беседы:
-
какие элементы ирландского кружева вы знаете?
-
Какие виды нерегулярной сетки используются в изделиях ирландского
кружева?
Историческая справка.
Кружева – это роскошь, женственность и изящество. Это несравненное
украшение. Но когда речь заходит об ирландском кружеве, немногие знают,
что значимость его куда выше одной только эстетики. Ирландское кружево
спасло от гибели сотни тысяч ирландцев.
Первые сведения о кружевах появились в Ирландии в Х1У веке. В те
времена центрами таких видов работ, как плетение кружев. Были в
основном монастыри. На помощь ирландцам пришло рукоделие, особенно –
изготовление кружев (которые в те времена было очень дорогим
украшением).
Исторически установлено, что саму технику ирландского кружева
придумала мадемуазель Риего де Бланкардье, дочь франко-испанского
дворянина и ирландки. В итоге она изобрела технологию, а главное –
кружево не вязалось целиком, а собиралось из мелких, отдельно связанных
элементов.
В 1846 году Риего де Бланкардье издала первую книгу с описанием
технологии и схемами кружевных мотивов. Новшество очень быстро было
взято на вооружение местным населением, и вскоре вязанием кружев уже
занимались целые семьи, не взирая на пол и возраст.
Поскольку технология вязания ирландских кружев заключается в
изготовлении отдельных мотивов, которые затем сшиваются или
соединяются между собой вязаной сеткой (бридами), каждый член семьи
мог выполнять какую-то отдельную часть работы, лучше всего
получающуюся именно у него. И ненужно думать, что подобным
рукоделием занимались только женщины – многие вязаные шедевры,
хранимые в ирландских семьях и передаваемые из поколения в поколение,
были созданы как раз мужчинами.
Сколько людей это ремесло спасло от голодной смерти – невозможно
сказать точно. Но ирландское кружево до сих пор прочно ассоциируется с
надеждой, выходом из жизненного тупика.
Тонкость ирландского кружева, сложность самобытного рисунка
заслужили международное признание.
Сейчас интерес к этому рукоделию возрождается, во многом - благодаря
интересным моделям дизайнеров, использующих эту технику. На подиумах
всего мира демонстрируют одежду, выполненную либо целиком из
ирландского кружева, либо имеющую отделку из него.
Но главная ценность ирландского кружева – в том, что оно до
сих пор остается ручной , индивидуальной работой. Если вышивать, ткать
ковры и гобелены, вязать трикотажное полотно уже давно умеют машины, то
создать вязаное кружево могут только руки настоящей мастерицы.
Практическая работа.
Задание №1 . Подобрать пряжу для вязания элементов ирландского кружева.
Задание №2. По схеме связать один из элементов наборного (ирландского)
кружева.
Задание № 3. Зарисовать в рабочую тетрадь одну из схем ирландского
кружева.
Целевые обходы :
1.
Контроль за правильностью выполнения приемов, обращая особое
внимание на постановку рук.
2.
Контроль за соблюдением правил безопасной работы.
3.
Помощь учащимся, испытывающим затруднения.
4.
Контроль за объемом и качеством выполненной работы.
Физкультминутка
Гимнастика для глаз.
1.
Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова
неподвижна) Повторить 8-12 раз.
2.
Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. Повторить 8-10
раз.
Подведение итогов урока.
1.
Выставка работ учащихся.
2.
Заключительное слово учителя.
Из ваших работ видно, что вами достаточно хорошо освоены приемы
вязания крючком. У большинства из вас получились аккуратные, с нужной
плотностью образцы мотивов. На базе этих умений мы уже можем смело
браться за более сложные изделия наборного (ирландского) кружева,
разнообразя наш гардероб.
Рекомендации: повторить изученную тему.
Обычный отступ63
萏
˄
葞
˄6, ,
з ваших работ видно, что вами достаточно хорошо освоены приемы
вязанияДомашнее задание: повторить изученную тему. крючком. Из
большинства из вас получились аккуратные, с нежной плотностью
образцы мотивов. На базе этих умений мы мо изделия, разнообразя наш
гардероб изделия, разнообразя наш гардероб.