Автор: Кожина Лилия Ирфановна
Должность: преподаватель доп. образования
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №3"
Населённый пункт: Удмуртская Республика, город Сарапул
Наименование материала: методическая разработка занятия по рисунку
Тема: "Тональный рисунок стеклянного предмета быта"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №3»
Методическая разработка занятия
по рисунку для обучающихся 2 класса
Тональный рисунок стеклянного предмета быта
Автор: преподаватель МБУДО «ДШИ №3»
Кожина Л.И.
(высшая квалификационная категория)
Сарапул, 2018
Методическая разработка занятия
«Тональный рисунок стеклянного предмета быта»
Занятие
является
частью
рабочей программы общеэстетической
направленности по учебному предмету «Рисунок» срок реализации 4 года.
Разработана преподавателем Кожиной Лилией Ирфановной.
Возраст учащихся: 2 класс (4 года обучения)
Продолжительность занятия: 2 часа 15 минут (3 урока по 45 минут)
Тема занятия:
Тональный рисунок стеклянного предмета быта
Методическая
цель:
Знакомство
с
основами
тонального
рисунка
стеклянного
предмета
и
выполнение
тонального
рисунка
простого
стеклянного предмета с помощью графитного карандаша.
Образовательные задачи:
а) обучающая - знакомство с правилами выполнения тонального рисунка
стеклянных предметов;
б) развивающая - практические навыки выполнения тонального рисунка
простого
стеклянного
предмета
с
соблюдением
правил
конструктивного
рисунка;
в) воспитательная - воспитание эстетического и художественного вкуса,
во с п р и я т и я
га рмо н и и
о к ружа ющ е го
ми р а ,
вол е в ы х
к ач е с т в
(целеустремленности,
критичности,
умения
объективно
оценивать
собственную работу).
Вид занятия: практический
Тип занятия: комбинированный
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический
(дети
самостоятельно
выполняют
тональный
рисунок
стеклянного предмета);
эмоциональный (художественные впечатления).
Материально-техническое обеспечение занятия:
Для
занятия: мольберты, стеклянный стакан, однотонная драпировка
без складок, наглядные методические пособия.
Для
учеников:
мольберт,
формат
листа
А4,
графитные
карандаши
маркировки H, F, HB, В, ластик.
Для учителя: формат листа А4, графитные карандаши маркировки H, F,
HB, В, ластик.
Применение здоровье-сберегающих технологий:
- в ходе занятия преподаватель следит за правильной осанкой детей;
- нормирование времени при работе.
Этапы занятия:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление, выполнение практической работы.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Организация учебного процесса требует краткости организационного
момента,
быстрого
включения
всех
учащихся
в
деловой
ритм,
полной
готовности класса и оборудования к занятию.
План-конспект занятия
1.
Организационный этап – приветствие обучающихся, проверка
готовности к занятию и рабочего места.
2.
Постановка цели и задач занятия – повторение пройденного
материала по теме «Фактура и материальность».
Сегодня мы познакомимся с приемами рисования стеклянного предмета.
Вместе с обучающимися находим разницу в изображении предметов разной
материальности (работа с иллюстрациями). Формулируем основные правила
в передаче стекла в тональном рисунке:
1.
Повышенная контрастность
2.
Мало плавных переходов
3.
Начинаем с темного
4.
С больших пятен к маленьким
3.
Актуализация знаний – знание и умение выполнять тональный
рисунок стекла очень важен, т.к. очень часто в ваших работах по рисунку,
живописи и композиции необходимо уметь изображать стекло. Привести
примеры.
4.
Первичное усвоение новых знаний – вместе с педагогом
выполнение зарисовки стеклянного предмета (поэтапное).
5.
Первичная проверка понимания – обсуждение работы, разбор
вопросов и нюансов в выполнение тонального рисунка стекла.
6.
Первичное закрепление, выполнение практической работы.
Самостоятельная
работа -
после
объяснения
материала
учащиеся
садятся за свои мольберты, прикрепляют лист бумаги и последовательно
выполняют построение и тональный рисунок стакана .
Этапы выполнения практической работы:
1.
Тональный
рисунок
начинается
с
анализа.
Определяем
расположение
листа
на
мольберте
(по
вертикали
или
горизонтали).
Это
напрямую зависит от предмета,
который мы хотим изобразить на листе
бумаги. Для вытянутых предметов по вертикали берем формат вертикально,
широких
и
невысоких
предметов
формат
располагаем
горизонтально
(приложение 1).
2.
Рисунок
необходимо
начинать
с
композиции
предмета
в
пространстве листа. В двухмерном пространстве листа, имеющем только
высоту и ширину, мы должны отразить стакан таким образом, чтобы он весь
«вошел» на лист и ему не было в этом пространстве тесно. С помощью
метода визирования определяем соотношение ширины с высотой стакана.
Чтобы
измерения
были
точными,
нужно
во
время
них
карандаш
всегда
держать
только
на
вытянутой
руке
и
никогда
не
использовать
короткие
карандаши (приложение 2).
3.
Данные
пропорции
переносим
на
лист
бумаги.
Размечаем
правую, левую, нижнюю и верхнюю границы рамки, в которую войдет стакан
(приложение 3).
4.
Стакан симметричен, поэтому проводим линию симметрии (она
же является осевой) (приложение 4).
5.
После того как мы наметили на листе положение и границы
стакана, внимательно анализируем из каких простых геометрических фигур
можно
его
составить.
Находим
соотношение
этих
частей
стакана
по
отношению друг к другу с помощью визуальных измерений карандашом и
достраиваем общую форму (приложение 5).
6.
Определяем
положение
эллипсов
и,
используя
таблицу
«Построения эллипсов, расположенных на разных уровнях глаза», строим их.
Эллипсы
строятся
последовательно:
сначала
нижний,
потом
верхний.
Верхний эллипс должен быть менее «раскрытым», чем нижний, так как он
находится выше и приближен к линии горизонта (уровню глаз рисующего).
Всё
рисуется
прозрачно,
легкими
линиями.
Важно,
чтобы
эллипсы
рисовались плавно, без углов (приложение 6).
7.
Прорисовываем
детали
стакана,
переходы
от
одной
геометрической фигуры к другой, объединяя их в единое целое. Убираем
резинкой лишние линии построения (приложение 7).
8.
Твердым карандашом в одном направлении заштриховываем весь
лист с рисунком, оставляя не заштрихованными блики (приложение 8).
9.
Разбираем
по
тону
части
рисунка
более
мягким
карандашом:
вертикальная
и
горизонтальная
плоскости,
светотеневую
моделировку
стакана (приложение 9).
10.
Карандашом еще большей мягкости ведем детальную проработку
стакана (приложение 10) с использованием следующих основных правил
работы с тональным рисунком стеклянного предмета:
1.
Повышенная контрастность
2.
Мало плавных переходов
3.
Начинаем с темного
4.
С больших пятен к маленьким
11.
Уточняем
и
корректируем
рисунок:
конкретизируем
элементы
первого плана и объединяем второй план (приложение 11).
7.
Контроль усвоения
Преподаватель
подводит
итог:
просмотр
работ,
в
ходе
которого
обсуждаются
ошибки,
отмечаются
положительные
моменты
в
линейно-
конструктивном рисунке. Работы учащимися дорабатываются и выставляется
оценка.
Заключение
Рисунок,
как
учебный
предмет,
требует
много
усилий
и
целенаправленного труда, особенно в первоначальном периоде. Рисование с
натуры стеклянных предметов ставит своей задачей наблюдать и познавать
окружающую нас природу и правильно оценивать и изображать предметы.
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3, 4, 5
Приложение 6, 7, 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11