Напоминание

"Тональный рисунок стеклянного предмета быта"


Автор: Кожина Лилия Ирфановна
Должность: преподаватель доп. образования
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №3"
Населённый пункт: Удмуртская Республика, город Сарапул
Наименование материала: методическая разработка занятия по рисунку
Тема: "Тональный рисунок стеклянного предмета быта"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №3»

Методическая разработка занятия

по рисунку для обучающихся 2 класса

Тональный рисунок стеклянного предмета быта

Автор: преподаватель МБУДО «ДШИ №3»

Кожина Л.И.

(высшая квалификационная категория)

Сарапул, 2018

Методическая разработка занятия

«Тональный рисунок стеклянного предмета быта»

Занятие

является

частью

рабочей программы общеэстетической

направленности по учебному предмету «Рисунок» срок реализации 4 года.

Разработана преподавателем Кожиной Лилией Ирфановной.

Возраст учащихся: 2 класс (4 года обучения)

Продолжительность занятия: 2 часа 15 минут (3 урока по 45 минут)

Тема занятия:

Тональный рисунок стеклянного предмета быта

Методическая

цель:

Знакомство

с

основами

тонального

рисунка

стеклянного

предмета

и

выполнение

тонального

рисунка

простого

стеклянного предмета с помощью графитного карандаша.

Образовательные задачи:

а) обучающая - знакомство с правилами выполнения тонального рисунка

стеклянных предметов;

б) развивающая - практические навыки выполнения тонального рисунка

простого

стеклянного

предмета

с

соблюдением

правил

конструктивного

рисунка;

в) воспитательная - воспитание эстетического и художественного вкуса,

во с п р и я т и я

га рмо н и и

о к ружа ющ е го

ми р а ,

вол е в ы х

к ач е с т в

(целеустремленности,

критичности,

умения

объективно

оценивать

собственную работу).

Вид занятия: практический

Тип занятия: комбинированный

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, беседа);

наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

практический

(дети

самостоятельно

выполняют

тональный

рисунок

стеклянного предмета);

эмоциональный (художественные впечатления).

Материально-техническое обеспечение занятия:

Для

занятия: мольберты, стеклянный стакан, однотонная драпировка

без складок, наглядные методические пособия.

Для

учеников:

мольберт,

формат

листа

А4,

графитные

карандаши

маркировки H, F, HB, В, ластик.

Для учителя: формат листа А4, графитные карандаши маркировки H, F,

HB, В, ластик.

Применение здоровье-сберегающих технологий:

- в ходе занятия преподаватель следит за правильной осанкой детей;

- нормирование времени при работе.

Этапы занятия:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности

учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление, выполнение практической работы.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Организация учебного процесса требует краткости организационного

момента,

быстрого

включения

всех

учащихся

в

деловой

ритм,

полной

готовности класса и оборудования к занятию.

План-конспект занятия

1.

Организационный этап – приветствие обучающихся, проверка

готовности к занятию и рабочего места.

2.

Постановка цели и задач занятия – повторение пройденного

материала по теме «Фактура и материальность».

Сегодня мы познакомимся с приемами рисования стеклянного предмета.

Вместе с обучающимися находим разницу в изображении предметов разной

материальности (работа с иллюстрациями). Формулируем основные правила

в передаче стекла в тональном рисунке:

1.

Повышенная контрастность

2.

Мало плавных переходов

3.

Начинаем с темного

4.

С больших пятен к маленьким

3.

Актуализация знаний – знание и умение выполнять тональный

рисунок стекла очень важен, т.к. очень часто в ваших работах по рисунку,

живописи и композиции необходимо уметь изображать стекло. Привести

примеры.

4.

Первичное усвоение новых знаний – вместе с педагогом

выполнение зарисовки стеклянного предмета (поэтапное).

5.

Первичная проверка понимания – обсуждение работы, разбор

вопросов и нюансов в выполнение тонального рисунка стекла.

6.

Первичное закрепление, выполнение практической работы.

Самостоятельная

работа -

после

объяснения

материала

учащиеся

садятся за свои мольберты, прикрепляют лист бумаги и последовательно

выполняют построение и тональный рисунок стакана .

Этапы выполнения практической работы:

1.

Тональный

рисунок

начинается

с

анализа.

Определяем

расположение

листа

на

мольберте

(по

вертикали

или

горизонтали).

Это

напрямую зависит от предмета,

который мы хотим изобразить на листе

бумаги. Для вытянутых предметов по вертикали берем формат вертикально,

широких

и

невысоких

предметов

формат

располагаем

горизонтально

(приложение 1).

2.

Рисунок

необходимо

начинать

с

композиции

предмета

в

пространстве листа. В двухмерном пространстве листа, имеющем только

высоту и ширину, мы должны отразить стакан таким образом, чтобы он весь

«вошел» на лист и ему не было в этом пространстве тесно. С помощью

метода визирования определяем соотношение ширины с высотой стакана.

Чтобы

измерения

были

точными,

нужно

во

время

них

карандаш

всегда

держать

только

на

вытянутой

руке

и

никогда

не

использовать

короткие

карандаши (приложение 2).

3.

Данные

пропорции

переносим

на

лист

бумаги.

Размечаем

правую, левую, нижнюю и верхнюю границы рамки, в которую войдет стакан

(приложение 3).

4.

Стакан симметричен, поэтому проводим линию симметрии (она

же является осевой) (приложение 4).

5.

После того как мы наметили на листе положение и границы

стакана, внимательно анализируем из каких простых геометрических фигур

можно

его

составить.

Находим

соотношение

этих

частей

стакана

по

отношению друг к другу с помощью визуальных измерений карандашом и

достраиваем общую форму (приложение 5).

6.

Определяем

положение

эллипсов

и,

используя

таблицу

«Построения эллипсов, расположенных на разных уровнях глаза», строим их.

Эллипсы

строятся

последовательно:

сначала

нижний,

потом

верхний.

Верхний эллипс должен быть менее «раскрытым», чем нижний, так как он

находится выше и приближен к линии горизонта (уровню глаз рисующего).

Всё

рисуется

прозрачно,

легкими

линиями.

Важно,

чтобы

эллипсы

рисовались плавно, без углов (приложение 6).

7.

Прорисовываем

детали

стакана,

переходы

от

одной

геометрической фигуры к другой, объединяя их в единое целое. Убираем

резинкой лишние линии построения (приложение 7).

8.

Твердым карандашом в одном направлении заштриховываем весь

лист с рисунком, оставляя не заштрихованными блики (приложение 8).

9.

Разбираем

по

тону

части

рисунка

более

мягким

карандашом:

вертикальная

и

горизонтальная

плоскости,

светотеневую

моделировку

стакана (приложение 9).

10.

Карандашом еще большей мягкости ведем детальную проработку

стакана (приложение 10) с использованием следующих основных правил

работы с тональным рисунком стеклянного предмета:

1.

Повышенная контрастность

2.

Мало плавных переходов

3.

Начинаем с темного

4.

С больших пятен к маленьким

11.

Уточняем

и

корректируем

рисунок:

конкретизируем

элементы

первого плана и объединяем второй план (приложение 11).

7.

Контроль усвоения

Преподаватель

подводит

итог:

просмотр

работ,

в

ходе

которого

обсуждаются

ошибки,

отмечаются

положительные

моменты

в

линейно-

конструктивном рисунке. Работы учащимися дорабатываются и выставляется

оценка.

Заключение

Рисунок,

как

учебный

предмет,

требует

много

усилий

и

целенаправленного труда, особенно в первоначальном периоде. Рисование с

натуры стеклянных предметов ставит своей задачей наблюдать и познавать

окружающую нас природу и правильно оценивать и изображать предметы.

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3, 4, 5

Приложение 6, 7, 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники