Автор: Матвеева Галина Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ ИРМО Хомутовская СОШ №2
Населённый пункт: с.Хомутово, Иркутский район, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно- нравственное воспитание"
Раздел: среднее образование
Духовно-нравственное воспитание личности учащегося на уроках английского языка с
использованием современных информационно-коммуникационных технологий. 5-6 классы
В условиях модернизации российского образования особую значимость приобретает проблема
духовно-нравственного
воспитания
личности
учащихся,
основанная
на
гуманном
отношении
не
только к себе, но и к другим людям, в том числе других национальностей в процессе межкультурного
общения.
Формирование духовно-нравственных ценностей складывается в период всей жизни человека, но
наиболее чувствительным периодом является переход ребенка из начальной школы в основную. Это
связано с тем, что именно в возрасте 11-12 лет происходит их ускоренное формирование. В этом
возрасте
дети
ориентированы
на
«правильность»,
стремятся
соответствовать
положительным
образцам поведения, подражать понравившемуся образу. Поэтому образцы поведения, традиционные
для
культуры,
легко
воспринимаются
детьми.
Ребенок
в
этом
возрасте
уже
осознает
свои
возможности, готов подчиняться требованиям, в состоянии принять иную точку зрения.
Более успешному духовно-нравственному воспитанию личности учащихся будут способствовать
современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Их неоспоримое преимущество
обусловлено следующим:
– во-первых, актуальность их использования связана с усиливающейся технократизацией
общества;
– во-вторых, использование ИКТ в учебном процессе настолько безгранично, что существующие
педагогические исследования не успевают проанализировать новые методы, формы и средства
обучения;
– в третьих, и что немаловажно, использование в образовательном процессе современных ИКТ
существенно повышает интерес учащихся к учебным предметам, делает их усвоение более
эффективным, а в содержательном плане более полным
Вследствие
этого
возникает
задача
целостной
организации
образовательного
пространства,
которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира школьника духовно-нравственным
ценностным содержанием.
Духовно-нравственное
воспитание
личности
средствами
информационно-коммуникационных
технологий должно решать следующие задачи:
Обучающая: ознакомление с различными культурами, приобщение к инокультуре, через свою
национальную.
Воспитательная:
обеспечение
усвоение
школьниками
этических,
общечеловеческих
ценностей.
Развивающая: создание условий для самопознания и самораскрытия, самореализации, установки на
духовно-нравственные ориентации.
Достижение данных задач вполне успешно может быть достигнуто на уроках английского языка.
Духовно-нравственное
воспитание
–
это
весь
уклад
школьной
жизни,
прежде
всего,
это
педагогический коллектив, нацеленный на формирование личности учащегося через сотрудничество
и
взаимодействие
со
всеми
участниками
процесса
образования:
коллегами,
учащимися,
их
родителями, социальными партнерами и общественными институтами.
Через язык передается культура народа, ценностные приоритеты.
К сожалению, учителя не всегда могут вывозить школьников на экскурсии в другие города и за
пределы
нашей
страны,
посещать
знаменитые
театры
и
музеи,
но
благодаря
современным
информационно-коммуникационным
технологиям
это
стало
возможным.
Благодаря
Интернету,
находясь в классе, можно совершать виртуальные экскурсии по Британскому музею, ТЭЙТ галерее,
по Библиотеке Конгресса США; смотреть постановки в Шекспировском театре и т.д.
При этом учащиеся не пассивно воспринимают представленную им информацию, а активно
включаются в процесс сбора, обработки и систематизации электронного материала для подготовки
презентаций и проектов. Эта работа способствует воспитанию чувства товарищества, развивает
умение работать в группах, а также воспитывает у учащихся толерантность, проявление уважения как
к друг другу, так и к представителям других культур. Так, учащиеся успешно могут выполнять
проекты и создавать презентации на темы духовно-нравственного характера с самостоятельным
выходом в глобальную сеть («We are friends», «My home is my castle», «The roots of my family», «How
to resolve conflicts», «Around our country», «The greatest pages of Russian history» и т.д.). При создании
и последующей защите творческой работы каждый учащийся в той или иной степени демонстрирует
такие качества личности как упорство, смелость мышления, креативность, стремление добиться
успеха.
Средства
ИКТ
позволяют
быстро
производить
обработку
информации,
осуществляется
самоконтроль и самокоррекция.
Проблема состоит в том, чтобы в среднем звене и далее на старшем этапе обучения сохранить
преемственность содержания духовно-нравственного воспитания. Именно на уроках английского
языка учитель обучает умениям слушать друг друга, быть толерантным и проявлять терпимость друг
к другу в разнообразных ситуациях: при совместной работе над проектами учащихся с разным
речевым статусом, в ролевых играх, когда учащимися проигрывается целый спектр социальных
ролей.
Работая в группах над проектами и презентациями, учащиеся приобретают эти ценности, учатся
уважать друг друга, уважать право других людей отличаться от них.
Содержание изучаемого материала на уроках английского языка богато духовно-нравственной
тематикой.
Например,
можно
включить
в
программный
материал
такие
темы:
«Праздники
зарубежных
культур»,
«Этикет»,
«Природа»,
«Религия».
Данная
тематика
может
быть
так
же
использована
для
создания
проектов.
Школьники
знакомятся
с
содержанием
общечеловеческих
ценностей:
человек,
Родина,
вера,
знание,
творчество,
достоинство,
честь,
гуманизм,
значимые
этические и нравственные установки — воспитание души, возрождение души, быть Человеком и др.
Школьники могут познакомиться с такими понятиями, как: «нация», «национальность», «диалог
культур», «межкультурная коммуникация», «толерантность» и др.
На сегодняшний день учителю дана свобода создания той атмосферы, когда учащиеся могут через
презентации, видео, элективные курсы обогатиться духовно. Это может быть элективный курс с
названием
«Вежливые
англичане»,
«Иностранный
этикет»,
«Моя
родословная»,
«Права
и
о б я з а н н о с т и
р е б е н к а »
и
т о м у
п о д о б н о е .
Безусловно,
применение
информационно-коммуникационных
технологий
способствует
усилению
учебно-воспитательного процесса, ведет к раскрытию и развитию личностных качеств учащихся, но
надо придерживаться правила золотой середины – толькое разумное сочетание традиционных и
активных форм и методов обучения с применением информационно-коммуникационных технологий
способствует достижению успеха.