Напоминание

"Духовно- нравственное воспитание"


Автор: Матвеева Галина Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ ИРМО Хомутовская СОШ №2
Населённый пункт: с.Хомутово, Иркутский район, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно- нравственное воспитание"
Раздел: среднее образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание личности учащегося на уроках английского языка с

использованием современных информационно-коммуникационных технологий. 5-6 классы

В условиях модернизации российского образования особую значимость приобретает проблема

духовно-нравственного

воспитания

личности

учащихся,

основанная

на

гуманном

отношении

не

только к себе, но и к другим людям, в том числе других национальностей в процессе межкультурного

общения.

Формирование духовно-нравственных ценностей складывается в период всей жизни человека, но

наиболее чувствительным периодом является переход ребенка из начальной школы в основную. Это

связано с тем, что именно в возрасте 11-12 лет происходит их ускоренное формирование. В этом

возрасте

дети

ориентированы

на

«правильность»,

стремятся

соответствовать

положительным

образцам поведения, подражать понравившемуся образу. Поэтому образцы поведения, традиционные

для

культуры,

легко

воспринимаются

детьми.

Ребенок

в

этом

возрасте

уже

осознает

свои

возможности, готов подчиняться требованиям, в состоянии принять иную точку зрения.

Более успешному духовно-нравственному воспитанию личности учащихся будут способствовать

современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Их неоспоримое преимущество

обусловлено следующим:

– во-первых, актуальность их использования связана с усиливающейся технократизацией

общества;

– во-вторых, использование ИКТ в учебном процессе настолько безгранично, что существующие

педагогические исследования не успевают проанализировать новые методы, формы и средства

обучения;

– в третьих, и что немаловажно, использование в образовательном процессе современных ИКТ

существенно повышает интерес учащихся к учебным предметам, делает их усвоение более

эффективным, а в содержательном плане более полным

Вследствие

этого

возникает

задача

целостной

организации

образовательного

пространства,

которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира школьника духовно-нравственным

ценностным содержанием.

Духовно-нравственное

воспитание

личности

средствами

информационно-коммуникационных

технологий должно решать следующие задачи:

Обучающая: ознакомление с различными культурами, приобщение к инокультуре, через свою

национальную.

Воспитательная:

обеспечение

усвоение

школьниками

этических,

общечеловеческих

ценностей.

Развивающая: создание условий для самопознания и самораскрытия, самореализации, установки на

духовно-нравственные ориентации.

Достижение данных задач вполне успешно может быть достигнуто на уроках английского языка.

Духовно-нравственное

воспитание

это

весь

уклад

школьной

жизни,

прежде

всего,

это

педагогический коллектив, нацеленный на формирование личности учащегося через сотрудничество

и

взаимодействие

со

всеми

участниками

процесса

образования:

коллегами,

учащимися,

их

родителями, социальными партнерами и общественными институтами.

Через язык передается культура народа, ценностные приоритеты.

К сожалению, учителя не всегда могут вывозить школьников на экскурсии в другие города и за

пределы

нашей

страны,

посещать

знаменитые

театры

и

музеи,

но

благодаря

современным

информационно-коммуникационным

технологиям

это

стало

возможным.

Благодаря

Интернету,

находясь в классе, можно совершать виртуальные экскурсии по Британскому музею, ТЭЙТ галерее,

по Библиотеке Конгресса США; смотреть постановки в Шекспировском театре и т.д.

При этом учащиеся не пассивно воспринимают представленную им информацию, а активно

включаются в процесс сбора, обработки и систематизации электронного материала для подготовки

презентаций и проектов. Эта работа способствует воспитанию чувства товарищества, развивает

умение работать в группах, а также воспитывает у учащихся толерантность, проявление уважения как

к друг другу, так и к представителям других культур. Так, учащиеся успешно могут выполнять

проекты и создавать презентации на темы духовно-нравственного характера с самостоятельным

выходом в глобальную сеть («We are friends», «My home is my castle», «The roots of my family», «How

to resolve conflicts», «Around our country», «The greatest pages of Russian history» и т.д.). При создании

и последующей защите творческой работы каждый учащийся в той или иной степени демонстрирует

такие качества личности как упорство, смелость мышления, креативность, стремление добиться

успеха.

Средства

ИКТ

позволяют

быстро

производить

обработку

информации,

осуществляется

самоконтроль и самокоррекция.

Проблема состоит в том, чтобы в среднем звене и далее на старшем этапе обучения сохранить

преемственность содержания духовно-нравственного воспитания. Именно на уроках английского

языка учитель обучает умениям слушать друг друга, быть толерантным и проявлять терпимость друг

к другу в разнообразных ситуациях: при совместной работе над проектами учащихся с разным

речевым статусом, в ролевых играх, когда учащимися проигрывается целый спектр социальных

ролей.

Работая в группах над проектами и презентациями, учащиеся приобретают эти ценности, учатся

уважать друг друга, уважать право других людей отличаться от них.

Содержание изучаемого материала на уроках английского языка богато духовно-нравственной

тематикой.

Например,

можно

включить

в

программный

материал

такие

темы:

«Праздники

зарубежных

культур»,

«Этикет»,

«Природа»,

«Религия».

Данная

тематика

может

быть

так

же

использована

для

создания

проектов.

Школьники

знакомятся

с

содержанием

общечеловеческих

ценностей:

человек,

Родина,

вера,

знание,

творчество,

достоинство,

честь,

гуманизм,

значимые

этические и нравственные установки — воспитание души, возрождение души, быть Человеком и др.

Школьники могут познакомиться с такими понятиями, как: «нация», «национальность», «диалог

культур», «межкультурная коммуникация», «толерантность» и др.

На сегодняшний день учителю дана свобода создания той атмосферы, когда учащиеся могут через

презентации, видео, элективные курсы обогатиться духовно. Это может быть элективный курс с

названием

«Вежливые

англичане»,

«Иностранный

этикет»,

«Моя

родословная»,

«Права

и

о б я з а н н о с т и

р е б е н к а »

и

т о м у

п о д о б н о е .

Безусловно,

применение

информационно-коммуникационных

технологий

способствует

усилению

учебно-воспитательного процесса, ведет к раскрытию и развитию личностных качеств учащихся, но

надо придерживаться правила золотой середины – толькое разумное сочетание традиционных и

активных форм и методов обучения с применением информационно-коммуникационных технологий

способствует достижению успеха.



В раздел образования